Карающая десница

В середине 60-х годов все армии мира искали способ нейтрализации бронетанковых полчищ в условиях современной глобальной войны. Старые противотанковые схемы не работали. Требовалась новая боевая система, которая обладала бы высокими мобильными возможностями и высокоточными эффективными средствами поражения. И она была найдена. Над полем боя появился боевой ударный вертолет: «Tank killer», как его окрестили на Западе. Карающая десница для танков.

Шло время. Сегодня боевой вертолет — это гораздо больше, чем только истребитель танков. Он решает задачи огневой поддержки наземных войск на поле боя, сопровождения колонн и десантов, борьбы с десантами и малоскоростными воздушными целями противника. Сейчас без вертолетов боевая операция сухопутных войск имеет мало шансов на успех.

Боевые вертолеты стали основой армейской авиации во многих странах. Армия, оснащенная винтокрылыми штурмовиками, получила безусловное преимущество перед противником, подобной техники лишенным.


Карающая десница


Афганский полигон

В 1961 году в СССР первый полет совершил боевой корабельный вертолет Ка-25ПЛ, предназначенный для уничтожения атомных подводных лодок. В 1969 году в воздух поднялся боевой армейский Ми-24А. Каждая последующая его модификация — Ми-24Д (1972 г.), Ми-24В (1973 г.), Ми-24П (1975 г.) - превосходила предыдущую по эффективности оружия.

В части боевого опыта применения вертолетов к этому моменту у американцев было определенное преимущество. Но ни по одному из ключевых параметров ТТХ советские машины не уступали американским АН-1G «Хью-Кобра» (1965 г.) и АН-IS «Кобра-Тоу» (1974 г.).

Вертолет Ми-24 создавался для Европейского ТВД. Однако судьбе было угодно, чтобы воевать он начал в Афганистане: в совершенно других, новых для него, условиях. Чтобы четче представить разницу физико-географических условий Афганского и Европейского ТВД, достаточно сказать, что средняя высота в Европе составляет примерно 500 м над уровнем моря, а в Афганистане — более 2000 м, средняя плюсовая температура воздуха в Европе — 15—20 градусов, а в Афганистане — 30—35 градусов. Ми-24 потребовались срочные доработки, направленные на повышение мощности двигателей на взлете и посадке.

Убирающееся шасси способствовало уменьшению радиолокационной заметности вертолета. Заметность в инфракрасном диапазоне снижалась за счет экранирования выхлопов двигателей. Для защиты от ПЗРК типа «Стрела» и «Стингер» на Ми-24 установили систему отстрела ложных тепловых целей и генератор инфракрасного излучения «Испанка».

В ходе боевых операций стало ясно, что HAP С-5 недостаточно эффективны. В связи с этим были испытаны Ми-24 с НАР калибра 80 и 122 мм, освоено их применение в горизонтальном полете и на пологом пикировании, а также с кабрирования для поражения целей, удаленных от рубежа атаки на 3—5 км. В состав вооружения дополнительно ввели две гондолы с шестью пулеметами калибра 7,62 и 12,7 мм и общим боекомплектом 8300 патронов, а также гондолы с четырьмя 40-мм гранатометами «Пламя». Вооружение также пополнилось двумя унифицированными пушечными контейнерами У ПК-23-250 с пушками ГШ-23 калибра 23 мм и боекомплектом 500 патронов. Теперь по мощи вооружения Ми-24 существенно превосходили американские «Кобры».

Карающая десница


Все не по учебникам

В этой странной войне задачи боевым вертолетам приходилось решать, как правило, самостоятельно. Часто Ми-24 вынуждены были вести разведку боем, вскрывать огневые точки и поражать выявленные цели, расчищая путь наземным подразделениям войск. Штурмовики Су-25, проносящиеся в голубой выси, и наземные войска, карабкающиеся по горным склонам, мало чем могли помочь «вертушкам».

На начальном этапе боевых действий экипажи Ми-24 применяли наработанные тактические приемы и маневры, освоенные в ходе многочисленных учений. Их основу составлял скрытный выход вертолетов в заданный район на предельно малых высотах, подскок и внезапная атака целей с последующим уходом на малую высоту. Во время таких рейдов противник нес ощутимые потери.

Потери вертолетов были незначительны и часто вызваны не огневым поражением, а отсутствием навыков у пилотов работать в высокогорной местности, ущельях и теснинах. Но появившиеся у противника иностранные советники быстро внесли коррективы в тактику борьбы с вертолетами.

Дело в том, что в гористой местности полет на предельно малой высоте в заданный район может быть осуществлен в большинстве случаев по единственному маршруту. Это известно как атакующей, так и обороняющейся стороне. Маршрут группы вертолетов пролегает над низменностью, ограниченной с двух сторон горными склонами. По его ходу между склонами гор имеются сужения. Именно в этих местах на подступах к лагерям базирования душманам было рекомендовано организовывать засады. Результат не замедлил сказаться. Боевые потери вертолетов стали расти в геометрической прогрессии.

Командованию ВВС пришлось срочно поднять высоту полетов на маршруте до 2000—2500 м над рельефом местности. Рекомендовалось также держаться по возможности дальше от склонов гор, где могут находиться огневые точки противника. Однако теперь группы вертолетов, уходящие на задание, были издалека видны наблюдателям, которые заблаговременно оповещали о приближающейся опасности.

По подсказке советников места базирования противник стал выбирать с учетом наилучшей организации ПВО. Она носила круговой характер и была многоярусной. Тактика ее действий сводилась к достаточно простому и надежному приему. Пока вертолеты кружили на большой высоте и не представляли опасности для лагеря, ПВО молчала, не демаскируя себя, давая вертолетам снизиться. Затем по команде со всех сторон открывался шквальный огонь на поражение.

Разведать систему ПВО конкретного объекта заблаговременно практически никогда не удавалось. Поэтому Ми-24 выявляли ее огневые точки разведкой боем. Для этого несколько пар боевых вертолетов последовательно снижались и вызывали огонь на себя. После этого, применяя весь арсенал средств поражения и прикрывая друг друга, они спешили вырваться из огненного кольца (по существу, это были экипажи-смертники). Тем временем другие вертолеты из группы прикрытия засекали огневые точки для нанесения последующего удара.

Однако Ми-24 оказался достаточно живучим даже в таких условиях. Некоторые машины возвращались на базу буквально изрешеченными. Распределение пуль на боковой поверхности планера, которое постоянно регистрировалось, свидетельствовало о совершенствовании огневого противодействия со стороны противника. Сначала попадания концентрировались в основном в носовой части фюзеляжа, кабинах экипажа и в районе главного редуктора. Однако, за редким исключением, это не выводило из строя бронированные вертолеты. Вскоре распределение попаданий пуль резко сместилось в сторону хвостовой части планера. Постепенно стали вырисовываться зоны сосредоточения пробоин в районах нагруженных стыков килевой балки с хвостовой и последней — с фюзеляжем, отсека приборного оборудования и промежуточного редуктора, а также хвостового редуктора и рулевого винта.

Наставления опытных советников не пропали даром. Им хорошо было известно, что ахиллесова пята одновинтового вертолета — нагруженная хвостовая часть планера, рулевой винт, не дублированные длинные трансмиссионные валы и редукторы.

«Кобры» и «Апачи» в этом также не являются исключением. Наши боевые потери возросли. Для защиты задней полусферы вертолетов Ми-24 и Ми-8 ОКБ Миля и ГК НИИ ВВС попробовали размещать в кормовых частях фюзеляжей стрелков с крупнокалиберными пулеметами. На Ми-8 это удалось, а на Ми-24 из-за конструктивных трудностей от данной идеи пришлось отказаться.

Ми-24 выдержали экзамен по успешному ведению боевых действий в тяжелейших условиях войны в Афганистане. Уверен, что даже новые боевые вертолеты США АН-64А «Апач» и его модификации AH-64D, и AH-64D «Лонгбоу» вряд ли в тех условиях смогли бы превзойти Ми-24. Ведь они не предназначены и не способны выявлять на поле боя отдельные огневые точки — замаскированных пехотинцев со стрелковым оружием или с ПЗРК. Борьбу с ними должна вести пехота, которую они поддерживают с воздуха. Для пилотов «Апачей» — участников операции «Буря в пустыне», где огневое противодействие практически отсутствовало, Афганистан показался бы сущим адом.

Карающая десница


«Черная акула» показывает зубы

В 1982 году на фирме КАМОВ совершил первый полет боевой ударный одноместный вертолет нового поколения: Ка-50 «Черная Uq акула». Он — преемник легендарного Ми-24 и вобрал в себя все лучшее своего предшественника.

Главная особенность «Черной акулы» — соосная схема. При равной мощности двигателей вертолеты соосной схемы по сравнению с одновинтовыми с рулевым винтом имеют тягу примерно на 20% выше на висении и скоростях до 80 км/ч. Именно этот диапазон скоростей чаще всего используется для маневрирования вблизи земли, осуществления засад и атак из-за преград и укрытий. При выполнении разворотов на соосном Ка-50 не требуется дополнительной мощности двигателей для вращения рулевого винта. Благодаря этому Ка-50 превосходит вертолеты традиционной схемы при боевом маневрировании, особенно в горных условиях и при высокой температуре воздуха.

Лучшим маневром для быстрого изменения направления движения на малой высоте в целях занятия выгодной атакующей позиции или ухода за укрытие является плоский (педальный) разворот. Вертолеты соосной схемы выполняют его эффективно и безопасно. У машин одновинтовой схемы при определенном сочетании скорости вращения, скорости и направления ветра возможно попадание рулевого винта в режим «вихревого кольца». По этой причине произошло несколько аварий вертолетов Ми-8 и Ми-24. Не застрахован от этого и американский АН-64А.

При максимальной взлетной массе 10 800 кг Ка-50 имеет длину 15,6 м, а АН-64А — 9525 кг и 17,6 м. Более компактной «Черной акуле» для разворотов требуется меньше пространства. Когда читатели на фотографиях видят, как «Апачи», прячась за деревьями и укрытиями, демонстрируют свои маневренные возможности, необходимо иметь в виду, что Ка-50 делает это лучше.

Рулевой винт накладывает значительные ограничения на боевое маневрирование АН-64А. У этого вертолета на скоростях более 120—150 км/ч по условиям прочности рулевого винта и хвостовой балки скольжение ограничено или вообще не допускается. Ка-50 способен выполнять плоский разворот во всем диапазоне скоростей полета. Это позволяет ему в кратчайшее время занять выгодную для атаки позицию и выиграть воздушную дуэль у противника.

Не менее важным качеством Ка-50 является его аэродинамическая симметрия. Поведение Ка-50 при выполнении пространственных фигур с разворотами влево и вправо предсказуемое и одинаковое. Перекрестные связи в каналах управления практически отсутствуют — еще одно преимущество Ка-50 в маневренном бою.

Особо следует отметить низкий уровень вибраций, присущий вертолетам соосной схемы. У Ка-50 отсутствуют колебания планера по курсу, подобные тем, которые вносит рулевой винт на одновинтовом вертолете. Низкий уровень вибраций благоприятно сказывается на работе радиоэлектронного оборудования и комфортных условиях выполнения пилотом своих функциональных обязанностей. Простая техника пилотирования «Черной акулы» в сочетании с низким уровнем вибраций уменьшает ошибки прицеливания и рассеивание при стрельбе. Точностные характе-ристики оружия значительно улучшаются. Это подтверждено результатами испытаний Ми-24 и корабельного Ка-29, имеющих одинаковые прицелы, стрелково-пушечное и неуправляемое ракетное оружие. Точность попадания НАР на Ка-29 оказалась примерно вдвое лучше. Еще более впечатляющие успехи достигнуты на Ка-50.

Основным средством борьбы с танками и БМП является управляемое ракетное оружие. На двух подвижных пусковых установках под консолями крыльев Ка-50 устанавливается до 12 сверхзвуковых ПТУР «Вихрь» с дальностью пуска до 10 км. Прицельный комплекс обеспечивает вертолету возможность атаковать наземные цели с рубежей, расположенных вне пределов в эффективных зонах поражения ПВО противника. Ни одному другому вертолету это недоступно.

После пуска наведение ракеты на цель производится автоматически по лазерному лучу. Попадание ПТУР в танк на дальностях до 8 км происходит с вероятностью 0,9. После пуска пилоту нет необходимости выдерживать определенную траекторию движения, вертолет может совершать маневр по курсу, высоте и скорости полета. Боевая часть ПТУР унифицирована для поражения наземных и воздушных целей, движущихся со скоростью до 800 километров в час. Управляемое противотанковое вооружение обладает высокой помехозащищенностью и не имеет мировых аналогов. Как по отдельным характеристикам, так и по боевой эффективности оно превосходит вооружение других машин аналогичного назначения.

Чтобы не утомлять читателя перечислением разнообразного арсенала средств поражения Ка-50, отметим еще только наличие у него ракет «Игла-В» и Р-73 для ведения воздушного боя, а также НАР калибра 80 и 122 мм.

Карающая десница


Голыми руками не взять

Большое внимание создатели «Черной акулы» уделили достижению высокого уровня боевой живучести. Двигатели и трансмиссии сохраняют работоспособность в течение некоторого времени после полной потери масла в маслобаках. В конструкции широко использованы силовые элементы из композитных полимерных материалов, стойких к поражению пулями и осколками. Предусмотрена защита от ракет с тепловыми головками наведения.
Кабина пилота полностью защищена высокостойкой разнесенной двойной стальной и алюминиевой броней. Она выдерживает многократное воздействие пуль стрелкового оружия и осколков 

пушечных снарядов калибра 23 мм. Фонарь из бронестекол по типу брони Ми-24. Лопасти несущего винта - один из наиболее ответственных элементов конструкции — даже при наличии 30 пробоин от стрелкового оружия сохраняют работоспособность, достаточную для завершения полета. Масса броневой защиты кабины пилота превышает 300 кг. Для сравнения: броневая защита АН-64А на двух пилотов составляет всего около 130 кг.

Единственный недублированный агрегат Ка-50 — главный редуктор, но он экранируется элементами конструкции двигателя и крыла. На АН-64А недублированных агрегатов много. В их числе главный, промежуточный и хвостовой редукторы, валы трансмиссии и рулевой винт. Все они не имеют экранирования от поражения. Американский вертолет нового поколения в части уязвимости ничем не отличается от Ми-24.

Карающая десница
Боевой корабельный Ка-29 с основным вариантом вооружения: ПТУР «Штурм», пушкой 2Д42 калибра 30 мм и блоками реактивных Орудий Б8В20 С НАР калибра 60 мм. (слева) Вариант вооружения Ка-50 с 12 ПТУР «Вихрь» и 2 УПК-23-250 с пушками калибра 23 мм и общим боекомплектом 500 патронов. (справа)


Летает без хвоста

Повреждение или разрушение руля направления и «шайб» на концах стабилизатора Ка-50 не приводит к катастрофической ситуации. Для сохранения путевой управляемости в данном случае достаточно уменьшить скорость полета до 200 км/ч или менее, и тогда управляемость обеспечивается за счет изменения реактивных крутящих моментов на верхнем и нижнем несущих винтах. Это было подтверждено в испытательном полете с полностью снятым вертикальным оперением.

Сохранение жизни пилота в аварийной и катастрофической ситуациях гарантировано системой аварийного покидания (САП). При срабатывании САП сперва отстреливаются лопасти несущих винтов, затем открываются верхние створки кабины и срабатывают реактивные двигатели, вытягивающие кресло с пилотом с помощью капроновых фал. Спасение летчика обеспечивается в управляемом и неуправляемом полете во всем диапазоне скоростей и высот, в том числе и с уровня земли.

На «Апачах» спасение летчиков в аварийной ситуации возможно только в управляемом полете, который завершается грубой посадкой. Чтобы эффективно сработала амортизация стоек шасси и кресел, приземление машины необходимо осуществить на три точки с креном не более ± 5 градусов. Уже при 10 градусах амортизация практически не работает. Статистика же аварийных посадок вертолетов показывает, что приземление происходит с углами вплоть до 20 градусов. А как спастись летчикам, если вертолет окажется неуправляемым? Что делать, если не удалось в полете погасить пожар? Положительных ответов на АН-64А не существует.

Вот вам и «умопомрачительная» боевая живучесть «Апачей», о которой только в превосходной степени говорят зарубежные авторы.

Карающая десница


И днем, и ночью

Фирма КАМОВ продолжает совершенствовать винтокрылый штурмовик. В 1997 году появился ночной вариант «Черной акулы». Обзорно-поисковая система (ОПС) пассивно-активного типа обеспечивает ему возможность применения всех средств поражения днем и ночью. Дневные и ночные Ка-50 будут применяться совместно в зависимости от конкретно складывающейся боевой обстановки.

Успех операции по поддержке наземных войск в значительной степени зависит от слаженности действий ударных вертолетов в группе. Вертолет руководителя группы должен иметь более насыщенный бортовой комплекс, обеспечивая лучшую видимость поля боя и связь с командным пунктом. Им стал Ка-52 «Аллигатор» (1997 г.) — многоцелевой двухместный вертолет. ОПС пассивно-активного типа позволяет искать и атаковать цели днем и ночью в любую погоду. Ка-52 не предназначен для замены Ка-50. Они должны действовать совместно, достигая тем самым наилучшего боевого эффекта.

Вопрос: Вертолеты с соосной схемой некоторыми специалистами считаются более сложными в пилотировании и склонными к так называемому «схлопыванию винтов», что однажды уже привело к катастрофе?

— К сожалению, даже пилоты-асы допускают иногда ошибки. В свое время в процессе выполнения показательных полетов потерпели катастрофу опытные Ми-24 и Ка-50, пилотируемые летчиками-испытателями. ОКБ Камова совместно с ЦАГИ, ЛИИ и институтами ВВС с тех пор внесли определенные изменения в конструкцию и наставления по пилотированию Ка-50. Катастрофа, происшедшая 13 лет назад, не повлияла на судьбу боевого вертолета нового поколения.

Вопрос: Насколько «привязан» Ка-50 к тыловым ремонтным базам, как сложен и капризен он в обслуживании?

— Ка-50 с его насыщенным бортовым радиоэлектронным комплексом и разнообразным вооружением требует, естественно, для технического обслуживания различных специалистов. Тем не менее, он может выполнять боевые вылеты с заданной интенсивностью в течение 12 суток в отрыве от основной базы. При этом необходимые виды предполетных подготовок способен осуществить пилот с помощью бортовых систем встроенного контроля. В части ремонтопригодности к Ка-50, создававшемуся в соответствии с общими техническими требованиями ВВС нового десятилетия, были предъявлены более высокие требования, чем к его предшественнику Ми-24. 35 процентов деталей, панелей и обшивки изготовлены из композиционных полимерных материалов. Ремонту в полевых условиях подлежат хвостовое оперение, обшивка планера, лопасти несущих винтов. В полевых условиях подлежат замене, например, все вышедшие из строя блоки аппаратуры, лопасти винтов, агрегаты силовой установки, системы управления.

Вопрос: Как быстро вертолет можно подготовить к повторному вылету?

— «Черной акуле» для повторного вылета требуется внешний осмотр на отсутствие боевых повреждений и просмотр металлизированной ленты системы встроенного контроля «Экран» на отсутствие зарегистрированных отказов систем и оборудования. Если все в порядке, остается лишь заправить вертолет топливом и снарядить средствами поражения. Подготовка Ка-50 к повторному вылету в основном варианте вооружения с ПТУР, пушкой и НАР составляет 20 минут.

Вопрос: Для выполнения каких главных боевых задач создавался Ка-50?

— Ударный боевой вертолет Ка-50 предназначен для уничтожения современной бронетанковой и мотомеханизированной техники, борьбы с воздушными целями и поражения живой силы на поле боя.

Вопрос: Предполагается, что они будут входить в состав армейской авиации, или у них самостоятельные боевые задачи в рамках отдельных подразделений (например, специального назначения)?

— Ка-50 и Ка-52 по замыслу входят в состав армейской авиации, которая является неотъемлемой частью сухопутных войск. Боевые вертолеты действуют над полем боя в интересах подразделений и частей наземных войск. В соответствии с уставом АА они также могут выполнять ряд конкретных задач самостоятельно.
В первом варианте будет лучше организовано взаимодействие между боевыми вертолетами и другими участниками операции. Однако оторванность пилотов Ка-50 и Ка-52 от АА скажется на их профессиональном уровне. Непременно возникнет проблема у пилотов с продвижением по службе. Возможен вариант, когда в составе АА создается отдельное подразделение, которое, помимо общей подготовки, проходит также и специальную тренировку.

Вопрос: Прорабатывались ли варианты использовании вертолетов совместно с частями СпН?

— У Ка-50 и Ка-52 отсутствуют какие-либо противопоказания по ведению боевых операций с войсками специального назначения. Эффективность их применения зависит от совершенства организации планируемой операции и умелого руководства их действиями в полете.

Вопрос: Но, как вы говорили, Ми-24 оказался менее удобен для спецназа, чем старый Ми-8, поскольку доставка десанта на нем была крайне затруднена?

— Действительно, Ми-24 оказался менее эффективным, чем Ми-8МТ, по доставке десанта. Кроме того, грузовая кабина массой около тонны значительно ухудшила его маневренные и взлетно- посадочные характеристики. Проведенные исследования и опыт боевых действий в Афганистане привели к пониманию того, что АА должна иметь как чисто боевые ударные, так и вооруженные вертолеты по доставке десанта и эвакуации раненых с поля боя, тесно взаимодействующие друг с другом. Фирма КАМОВ завершает в интересах АА постройку скоростного малозаметного вертолета Ка-60 с взлетной массой 6500 кг, рассчитанного на перевоз-ку 14 полностью экипированных десантников или 6 раненых на носилках с тремя сопровождающими медицинскими работниками. Функция эвакуации раненых или доставки десанта боевым Ка-50 и Ка-52 в ТТЗ не была задана.

Вопрос: Чеченская война показала необходимость использования вертолетов на малых высотах, но в этом случае они подвергаются интенсивному обстрелу всеми средствами ПВО, вплоть до гранатометов и автоматов. Насколько это учтено в Ка-50?

— Ка-50 оборудован системой оповещения пилота об облучении аппарата лазерными и радиолокационными станциями ПВО противника для принятия своевременных мер маскировки путем ухода на предельно малые высоты (10—25 м) с использованием экранирующего эффекта местности.
Для уменьшения инфракрасной заметности на выходе из двигателей установлены экранно-выхлопные устройства, а для постановки помех ракетам с тепловыми головками самонаведения имеется система отстрела ложных тепловых целей.
Уменьшению радиолокационной заметности способствует убирающееся шасси, а оптической — камуфлирующая окраска под цвет местности с малым отражающим эффектом. В зависимости от рельефа местности, высоты полета и конкретно складывающейся боевой обстановки пилот может использовать весь диапазон скоростей горизонтального полета от 0 до 310 км/ч, а с учетом возможности пикирования — до 390 км/ч.
Что касается стрелкового оружия, то Ка-50 имеет мощную круговую броню кабины пилота, стойкую к разрушению конструкцию силовых элементов, экранирование жизненно важных агрегатов менее важными, эффективные систему пожаротушения и предотвращения взрыва топлива в баках.

Вопрос: Насколько придирчив Ка-50 к качеству площадки для взлета и посадки?

— Высокий коэффициент полезного действия соосных несущих винтов и отсутствие потерь мощности на привод отсутствующего рулевого винта обеспечили Ка-50 самый большой среди существующих вертолетов статический потолок: 4000 м. В условиях высокогорья он может успешно выполнять посадку и взлет с площадок, расположенных на высотах до 4000 м, используя зависание вне влияния экрана поверхности земли (15 м и более).
При высоте зависания 3—5 м с использованием экрана поверхности взлет и посадка могут производиться и на больших высотах, в том числе и с большей взлетной массой.
Колесное шасси рассчитано на эксплуатацию аппарата на грунте или покрытии прочностью от 6 кг/кв. см, — то есть на утоптанных земляных площадках. Для эксплуатации на площадках с более мягким грунтом применяются дополнительно устанавливаемые лыжи. С точки зрения характера поверхности площадки, Ка-50 менее прихотлив по сравнению с вертолетами традиционной схемы благодаря отсутствию рулевого винта, который может повреждаться камнями, галькой, кусками льда, поднятыми потоком воздуха от несущего винта. По величине уклонов площадок, он не отличается от Ми-24.


Карающая десница
Всепогодный Ка-31 обнаружения на дальних рубежах низко летящих самолетов и вертолетов
Автор: Г. Кузнецов, журнал «Солдат удачи» № 7 / 1998 г.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 68
  1. svp67 20 апреля 2013 08:14
    Извечный спор между "Камовым" и "Милем"... Уж определились бы, да по быстрей бы войска оснастили бы должным количеством новых вертолетов.
    1. vadimus 20 апреля 2013 08:49
      Ещё бы пилотов высококласных побольше. Надеюсь на перемены... а техника не подведёт!
      vadimus
      1. Гражданский 20 апреля 2013 22:40
        Конкуренции БЫТЬ1
        1. скептик 21 апреля 2013 22:23
          Извините, может я ,что то упустил. но КА-50 не запущен в серию. Возможно использована статья старая, т.к. КА-52 запущен в производство, в качестве основного, общевойскового,Камовского вертолета.
    2. Рустам 20 апреля 2013 12:33
      Этот спор кто лучше будет всегда-кстати чем больше конкуренция тем лучше продукт
      Да по поводу Ка-50 этот вертолет потерян навсегда,а остатки это несколько единиц на фирме Камов и в Торжке добивают свой ресурс(Ка 50 появился в не подходящее время)

      На мой взгляд есть несколько проблемм которые надо решить чтобы конкурировать с американскими образцами

      1- Иметь современное БРЭО

      2- иметь системы поражения противника не уступающие западным образцам,по точности и дальности пуска
    3. Орик 20 апреля 2013 13:37
      Мне кажется нет оснований для спора. Первое, лучше две школы чем одна, выше устойчивость системы и есть здоровая конкуренция. Второе, есть специализация фирм. Камов, горы и флот. Миль, равнина.
      1. Басарев 28 мая 2014 15:39
        Лично мне не по душе ни Ка-50 (утратили такой чудесный вертолёт, всего 2 или 4 остались ныне), ни Ми-24 различных модификаций (обидно, что целых 12 процентов мощи отбирает незащищённый рулевой винт). Мои симпатии - на стороне Ка-29. Подумайте сами - на одном вертолёте удалось эффективно совместить стрелковое, ракетное и пушечное вооружение: ГШГ хоть и имеет простой винтовочный калибр 7.62х54Р, но оказался гораздо надёжнее ЯкБ. Помимо есть крайне мощная 30-мм пушка 2А42. Ну и просто наличие 4 точек подвески, куда свободно вешается даже Гермес, дополняют облик. Идеарный вертолёт!
  2. a.s.zzz888 20 апреля 2013 08:19
    Проживая недалеко от завода, постоянно видим в воздухе эти машины - 50,52. Эти просто чудеса выделывают в воздухе. Дай всем здоровья и еще много раз приумножить наши славные ВВС!
  3. vadson 20 апреля 2013 08:53
    красавцы что 50 что 52, больше нравятся чем милевские машины. грациознее они чтоли
    1. Sirocco 20 апреля 2013 12:19
      Цитата: vadson
      больше нравятся чем милевские машины. грациознее они чтоли

      Зря вы так. Ми-24 это пахарь ТВД. Благодаря ему и появились КА 50-52. Благодаря опыту и ошибкам, появились эти вертолеты. Про вертолеты серии Ка, я как то писал коментарий, то что было у Американцев в кино в 80-е годы (фильм Синий Гром) у нас уже летал подобный апарат.
      1. 320423 21 апреля 2013 00:04
        А мне наравиться в Сурогатах 2009 ш. с 23 по 25 минуту есть отрывок, где прекрасно просматривается ми 28 и ка 50. Прекрасная реклама нашим вертолетам. Их вертолеты для будущего не тянут!!!
      2. Chicot 1 21 апреля 2013 17:41
        Цитата: Sirocco
        Ми-24 это пахарь ТВД. Благодаря ему и появились КА 50-52.

        Да, в КБ им. Камова проанализировали опыт эксплуатации и самое главное боевого применения "Крокодила". Но так же не следует забывать и того, что параллельно с разработкой Ми-24 в камовском КБ шла работа над ударным Ка-25Ф ("фронтовой"). И в последствии наработки по нему были применены при проектировании "Черной акулы"...

        Макет Ка-25Ф
  4. Mitek 20 апреля 2013 09:18
    Цитата: svp67
    Извечный спор между "Камовым" и "Милем"... Уж определились бы, да по быстрей бы войска оснастили бы должным количеством новых вертолетов.

    Я не летчик, но считаю, что должны быть минимум 2 школы. Классическая КБ Миля и соосная КБ Камова. Чем больше умов работает в одном направлении, но разными дорогами тем лучше. Да и здоровую конкуренцию никто не отменял. Кто знает, может машина следующего поколения соберет лучшее от обеих школ.
    1. Басарев 28 мая 2014 15:42
      Как ты думаешь - возможно ли организовать фирму, нанять инженеров и создать крутой боевой вертолёт поперечной схемы? Ми-12 нам убедительно показал, что поперечная схема весьма существенно превосходит классическую по грузоподъёмности. Недаром Ми-12 до сих пор является самым грузоподъёмным вертолётом в истории!
  5. НЛО 20 апреля 2013 09:28
    Честно говоря, то - что Ка-50 не пошел в серию, считаю вредительством. Реформировали ВС, создали бригады постоянной боеготовности, почему бы не подчинить комбригу ОМСРБр или ОБТБр звено 1 КА-52( для целеуказания и управления ) и 3-5 Ка-50 (этакий "эскадрон смерти"). Эффективность действий такой бригады вазрастает в разы как и быстрота реагирования. Почему Ка-50? Потому, что есть люди "волки-одиночки", "когда успех- не делится на всех", асы как Кожедуб, Покрышкин и др., снайпера в пехоте. Кстати мотострелки выручать сбитого пилота, которого "знают в лицо", пойдут с особыми чувствами. Любому комбригу иметь такой "водушный кулак" из 2-4 звеньев было б не плохо.
  6. 501Legion 20 апреля 2013 10:24
    жаль что про Ми28 ни чего не написали, но всё равно статья не плохая
  7. Прапор Афоня 20 апреля 2013 11:50
    Цитата: Mitek
    Цитата: svp67
    Извечный спор между "Камовым" и "Милем"... Уж определились бы, да по быстрей бы войска оснастили бы должным количеством новых вертолетов.

    Я не летчик, но считаю, что должны быть минимум 2 школы. Классическая КБ Миля и соосная КБ Камова. Чем больше умов работает в одном направлении, но разными дорогами тем лучше. Да и здоровую конкуренцию никто не отменял. Кто знает, может машина следующего поколения соберет лучшее от обеих школ.

    Полностью согласен с коментатором, только конкурируя между собой, конструкторы добьются максимальных высот вертолетостроения, одна из школ может выбыть только после полной непригодности, доказанной во время длительной эксплуатации!
  8. Краповый32 20 апреля 2013 12:36
    Видел в деле оба этих вертолета , но камовская машина поистине потрясающе выглядит и работает по цели . И то что он делает в полете не сможет выполнить никакой натовский вертолетик .
  9. vladsolo56 20 апреля 2013 12:36
    И все таки убежден что КА-50 зря задвинули, машина убойная. за счет того что в ней один пилот, увеличена его броневая защита, улучшена маневренность. В общем преимуществ перед двухместным вертолетом масса. Консерватизм военных чиновников, вот единственная причина мешающая продвижению КА-50 в армию.
    vladsolo56
    1. НЛО 20 апреля 2013 15:51
      Скорее всего его не просто "задвинули" - кто-то сильно хотел, ничего подобного в "одну каску" у потенциальных "друзей" и в помине нет, противопоставить НЕЧЕГО с подобными характеристиками!!! "Змея" где-то на груди пригрелась. angry
    2. sasha127 21 апреля 2013 07:52
      Я таковажи мнения.Полнастью с вами согласин.
      Жалко что Ка-50 почти похаранили.Отличный веталёт,некогда отличной страны.
      sasha127
  10. Алексей М 20 апреля 2013 13:46
    Обоих и побольше.И ещё что нибудь придумать эдокое что супостата напугать.
  11. Пупырчатый 20 апреля 2013 13:47
    Дивные перлы в статье встречаются. Например, про неспособность апачей отслеживать одиночные цели
    1. Saburov 21 апреля 2013 00:23
      Вот комментарий пилота снайпера, по поводу наших и западных машин.

      Господа, разговор идет о серийных боевых вертолетах. Я не зря упомянул планер, на сегодняшний день Ми-24 в целом не отвечает предъявляемым к боевым вертолетам требованиям. Но так ли серьезно он устарел? И еще насколько совпадают требования заказчика и реалии сегодняшнего дня.
      Давайте, сравним Ми-24 (самых распространенных модификаций В и П) с американским AH-64D 'Апач Лонгбоу'
      Начнем со сравнения летно-тактических характеристик, а именно: максимальной и крейсерской скоростей, статического и динамического потолков, дальности действия и перегоночной дальности.
      Итак:
      Ми-24(В, П)
      -скорость 335/270км/ч
      -статический потолок 1500м
      -динамический потолок 4500м
      -боевая дальность 500км
      -перегоночная дальность не менее 1200км.
      AH-64D
      -скорость 309/260км/ч
      -статический потолок 4570м
      -динамический потолок6250м
      -боевая дальность 611км
      -перегоночная дальность 1900км
      На первый взгляд все цифры, за исключением максимальной скорости в пользу американца. Но давайте еще раз внимательно посмотрим, ничего странного не заметили?
      Летно-тактические характеристики (в дальнейшем ЛТХ) Ми-24 выражены круглыми цифрами, а у Апача нет.
      Почему?
      Объясняю: господа американцы непревзойденные мастера по пусканию пили в глаза и чтобы не быть голословным давайте для начала решим две небольших задачи.
      1) Дано: запас топлива 1157л в основных баках и четыре подвесных бака по 871л, дальность 1900км. Спрашивается, какой километровый расход топлива?
      2) Дано: запас топлива 1157л, боевая дальность 611км. Вопрос тот же.
      Ответ: в первом случае 2,44л/км, во втором 1,89л/км.
      Не сходится? Все сходится, дело в том, что расход топлива зависит от нагрузки и лобового сопротивления. А нагрузка в случае перегонки изначально увеличена на 2787кг дополнительного топлива плюс вес подвесных баков. Также подвесные баки увеличили лобовое сопротивление.
      Стоп, а разве на боевое применение полет выполняется без нагрузки?
      Да господа, дальность в 611км получена на облегченном (без вооружения и брони) вертолете!
      Что же касается статического и динамического потолков, то в этих случаях даже основные баки заправлялись не полностью.
      Все заявленные ЛТХ Апача (впрочем, как и любой другой американской техники), это цифры, полученные в испытательных полетах на облегченных образцах!
      У нас совершенно другой принцип, все основные ЛТХ (за исключением перегонки) выполняются любым строевым летательным аппаратом со штатной боевой нагрузкой независимо от сроков его эксплуатации. Больше можно, но меньше нельзя.
      Например: динамический потолок Ми-24П (выпуска 1986г) составляет 4500м. Так вот, ваш покорный слуга на данном типе вертолета (находясь 'за речкой') со следующей нагрузкой: два блока Б-20, два ПТУР 'Штурм', двести пятьдесят снарядов к ГШ2-30, достигал в силу тактической необходимости 5200м.
      Что значит максимальная скорость 335км/ч? Получена она следующим образом, от максимальной скорости достигнутой при испытаниях серийного образца в штатной боевой комплектации, вычтено 50км/ч, а затем проведено округление в меньшую сторону.
      Подобным образом получены и остальные ЛТХ вертолета Ми-24.
      Я думаю, что значит, максимальная скорость в 309км/ч, достигнутая на Апаче объяснять уже не надо. Можно только снять шляпу перед мастерством испытателя, сумевшего разогнать 'кирпич' до такой скорости.
      Теперь о таком важном параметре как боевая живучесть.
      Боевая живучесть это способность вертолета продолжать полет (выполнять боевую задачу) при воздействии на него средств поражения.
      Достигается, это дублированием жизненно важных агрегатов и систем, а также бронированием вышеназванных.
      1. Saburov 21 апреля 2013 00:27
        Если дублировать агрегаты американцы уже научились (хотя все еще используют в армии однодвигательные вертолеты), то с бронированием дела обстоят весьма плохо.
        Дело в том, что бронирование вертолета влечет за собой довольно серьезные проблемы, возрастает вес конструкции, снижается массовая отдача, (то есть уменьшается полезная нагрузка), снижаются летные характеристики. На 'Ми-24' для решения выше названных проблем применено гениальное Ильюшинское изобретение: не утяжелять готовый фюзеляж накладной броней (как это сделано на 'Апаче'), а сделать броню фюзеляжем. На 'Ми-24' экипаж размещается в бронекорпусе, как на знаменитом 'Ил-2'. В эффективности брони 'Ми-24' ваш покорный слуга имел возможность убедится лично. В противном случае я бы этих строк не писал:
        'Апач' же, по каким то причинам, скорее всего коммерческим, бронирован крайне слабо (ну зачем же по причине какой то брони портить прайс - лист снижением летных характеристик, проще заявить о возможности поражения противника, не входя в зону возможного обстрела). А входить в эту зону боевым вертолетам приходится, но об этом чуть ниже.
        Живучесть бронированного вертолета во много раз выше. Оценивается живучесть не по общему числу боевых потерь, а по количеству попаданий из того или иного вида оружия непосредственно в вертолет, необходимых для того, чтобы он в числе этих потерь оказался. Например, были случаи возвращения на базу 'Ми-24' после поражения ракетой 'Стингер', для 'Апача' оказалось достаточно одной винтовочной пули. Да в Ираке 'Апач' с большой долей вероятности был сбит винтовочной пулей, поскольку не имел (исходя из телерепортажа) видимых повреждений от более тяжелого оружия. Заявление американской стороны о том, что вертолет сел на вынужденную посадку по причине отказа двигателя в пыльную бурю, пропагандистский ход, причем не очень умный. В пыльную бурю даже 'Апачи' не летают (как и все существующие ныне вертолеты), кроме того, на нем стоят не один, а два двигателя (причем оборудованные так называемыми 'ПЗУ' то есть пылезащитными устройствами) и в случае отказа одного из них обеспечивается возможность полета даже с набором высоты. Что же получается, или двигатели на 'Апачах' никудышные, или 'ПЗУ'? Вот вам и живучесть 'Апачей'. Интересно, а какой будет живучесть 'Апачей' в тех боевых условиях, из которых, несмотря на повреждения 'Ми-24' все же возвращались.
        Но мало уцелеть на поле боя, нужно еще и уничтожить противника. Но прежде необходимо его обнаружить. Американцы заявляют, что решили эти проблемы путем установки радара миллиметрового диапазона, а также разработкой новой ракеты Хеллфаер-В.
        Давайте разберемся.
        1. Saburov 21 апреля 2013 00:29
          Для чего вообще нужны боевые вертолеты? Для непосредственной поддержки сухопутных войск на поле боя в условиях визуального контакта, как со своими подразделениями, так и с противником (для других условий существуют штурмовики, истребители-бомбардировщики, фронтовые бомбардировщики). Чтобы снизить вероятность поражения от ПВО противника экипажи вертолетов выполняют боевую задачу на предельно малых высотах. Исходя из этого, на вертолеты устанавливается соответствующее вооружение и оборудование. Нужен ли на каждом боевом вертолете радар? Вопрос не простой. Безусловно, радар миллиметрового диапазона имеет ряд достоинств, главное из которых, это способность различать форму объекта, например в идеальных условиях, он может отличить трактор от танка. Почему в идеальных? Здесь нужно подробно остановиться на некоторых особенностях работы радара. С момента изобретения вышеназванного и в процессе его использования, было выявлено, что чем выше рабочая частота радара, тем выше его разрешающая способность, то есть способность обнаруживать более мелкие объекты. Но в то же время, чем короче длинна волны (выше частота), тем ниже ее проникающая способность. Если радар метрового диапазона способен обнаружить самолет в облаках, то радар миллиметрового диапазона прекрасно различает только форму облаков. Волна миллиметрового диапазона просто отразится от поверхности облака. Для эффективной работы миллиметрового радара требуется идеальное состояние атмосферы. Радар миллиметрового диапазона неспособен, отличить настоящий танк от макета, а главное он совершенно бесполезен в условиях сильного снегопада, песчаной бури, плотного тумана, запыления. Также неэффективно его применение в горной, лесистой местностях, а также в городских условиях. Также следует учитывать, что в реальных боевых действиях, эффективность радара может быть значительно снижена средствами радиоэлектронной борьбы. Я не противник радара как средства обнаружения противника, просто не нужно считать радар панацеей. Миллиметровый радар вполне уместный и необходимый на разведывательном вертолете, так как даже с учетом выше перечисленных недостатков, все же повышает эффективность последнего. Но боевому вертолету радар противопоказан. Оснащенный радаром боевой вертолет легкая добыча для ПВО противника. Почему? Да потому что радар, помимо прочего, это мощный источник электромагнитного излучения и для эффективной работы радара нужно иметь высоту не менее 50 метров. Лучшего подарка для современных средств ПВО и вообразить нельзя. На фоне этого оптические системы обнаружения имеют явное преимущество. Они не демаскируют носителя, кроме того, позволяют вести более точную селекцию целей. Оснащая 'Апачи' выше названным радаром, американцы противоречат собственной вертолетной тактике, в основе которой скрытое приближение, а также использование засад. То есть поражать противника и при этом не обнаружить себя раньше времени. А о какой скрытности может идти речь, если радар является мощнейшим демаскирующим средством! Да, конечно, на полигоне, в условиях идеальной погоды, экипажи 'Апачей', вполне успешно поражали макеты и списанную боевую технику. А что показали реальные боевые действия? Все то же успешное поражение макетов и списанной боевой техники, плюс гражданских объектов и мирного населения. Что и было доказано в Югославии, а затем в Ираке. Так что рановато еще списывать оптические системы, они еще послужат. Но цель недостаточно обнаружить, боевой вертолет обязан ее уничтожить. Для этого на вертолете установлен комплекс вооружения, главным из которого является управляемое ракетное вооружение. Остановимся на нем подробно. Управляемые ракеты независимо от их боевого назначения подразделяются на три группы:
          _ пассивного наведения
          _ полуактивного наведения
          _ активного наведения.
          1. Saburov 21 апреля 2013 00:35
            Принцип пассивного наведения основан на собственном излучении цели (тепловом или радио излучениях), в этом случае ракета оснащается так называемой 'головкой самонаведения', которая и выводит ракету на цель. Достоинство данного принципа в том, что оператор работает по принципу 'пустил-забыл', отсюда и главный недостаток, при необходимости невозможно вмешаться в процесс наведения. Вероятность поражения цели такой ракетой довольно низкая, примерно 0,3-0,4. Данный принцип наведения получил широкое распространение в переносных зенитно-ракетных комплексах (ПЗРК).
            Принцип полуактивного наведения основан на внешней подсветке цели из внешнего источника (радар луч лазера), ракета в этом случае оснащается также головкой самонаведения, но строго настроенной на код излучателя. При таком способе наведения, оператор обязан осуществлять подсветку цели до момента ее поражения ракетой. Достоинство подобного наведения заключается в возможности 'подсветки' цели из иного (не установленного на носителе) источника, в этом случае носитель получает возможность действовать по принципу 'пустил-забыл'. Возможность перенацеливания ракеты оператором практически исключается. Недостаток данного способа наведения в том, что ракета способна произвести самостоятельное перенацеливание на более 'яркую' цель (случай поражение украинской зенитной ракетой российского самолета). Вероятность поражения цели такой ракетой примерно 0,6-0,7 (для лазерной подсветки более 0,8). Этот принцип наведения используется в устаревших зенитно-ракетных комплексах, а также в обеих вариантах (для AGM-114A лазер, для AGM-114 B радар) ПТУР 'Хеллфаер'. Принцип активного наведения основан на непосредственном управлении полетом ракеты (по радио, или проводам) оператором (автоматом) находящемся на носителе. Достоинства этого способа в том, что оператор имеет полный контроль наведения ракеты, практически исключено поражение 'ложной' цели, имеется возможность перенацеливания. Недостаток в том, что оператор обязан выполнять наведение ракеты до момента ее встречи с целью. Вероятность поражения более 0,8. На этом принципе работает большинство современных зенитно-ракетных комплексов, ПТУР 'Штурм' и 'Атака', а также устаревшие (управляемые по проводам), но все еще стоящие на вооружении армии США ПТУР 'Тоу'.
            1. Saburov 21 апреля 2013 00:37
              Что же касательно ракеты 'Хеллфайер', то она не наводится по радару, это 'полуактивная' ракета, требующая подсветки цели кодированным лазерным лучом, или радарным излучением из внешнего источника. Звучит красиво, но никакими особыми преимуществами перед ракетами 'Штурм' и 'Атака' не обладают, в то же время 'Хеллфайер-А' имеет весьма серьезные недостатки, срыв наведения в условиях задымления и запыления (что практически всегда присутствует в районе боевых действий), невозможность наведения на цели, не имеющие отражательной поверхности (амбразура дота), невозможность применения ночью. Именно для возможности ночного применения была разработана 'Хеллфаер-В'. Но вместе с вышеназванным достоинством данная ракета получила такие недостатки, как высокую вероятность самопроизвольного перенацеливания, демаскирующий процесс наведения и что тоже актуально более высокую стоимость. Поразительно, но ракета 'Хеллфаер', обеих модификаций, обладает дозвуковой скоростью, дистанцию 4км. она прилетает за 15 секунд (для сравнения, 'устаревшая' ракета 'Штурм' ту же дистанцию преодолевает за 9 секунд). Для того чтобы преодолеть заявленную максимальную дальность 7 км. Ракете 'Хеллфаер' понадобится 22 секунды, пожалуй, у экипажа танка будет время попить кофе, прежде чем приступить к постановке дымовой завесы, или пассивных помех. Постановка дымовой завесы (самый распространенный способ маскировки бронетанковой техники), не всегда эффективен против ракеты 'Штурм'. Оператору достаточно видеть фрагмент цели (или контуры цели) сквозь дымовую завесу, чтобы поразить цель. Также с большой вероятностью поражается полностью невидимая цель, если ее положение известно (удалось засечь до постановки дымовой завесы) относительно видимых ориентиров. Ракета 'Хеллфайер-А' в этих случаях совершенно бесполезна.
              Теперь о наболевшем, об авионике.
              Сказать что не Ми-24 просто устаревшая авионика, ничего не сказать.
              Чего стоит только один баллистический вычислитель весом в 300кг!
              При этом он по причине своей 'сверхточности' никогда не используется, лично я за 12 лет полетов на Ми-24 ни разу им не пользовался.
              Модернизация одной только авионики позволит Ми-24 'похудеть' почти на тонну!
              Ну а как дела у конкурентов?
              1. Saburov 21 апреля 2013 00:40
                Там другая крайность, там пихают компьютеры, дисплеи куда можно и куда нельзя.
                А что, радиоэлектронную борьбу (в дальнейшем РЭБ) уже отменили?
                А как вы собираетесь эксплуатировать Апачи в отрыве от баз?
                Теперь о требованиях заказчика и о реалиях дня.
                Не знаю, как у вас, но у меня уже давно возникло ощущение, что в этом вопросе на западе все поставлено с ног на голову. То есть не заказчик определяет необходимые характеристики вооружения исходя из тактических требований, а производитель, исходя из коммерческих.
                Прежде чем заявлять, какие вертолеты нам нужны, давайте разберемся, какие боевые задачи они выполняют. Согласно тактике авиации сухопутных войск, боевые вертолеты предназначены для непосредственной огневой поддержки сухопутных войск на поле боя, а также для уничтожения малоразмерных, бронированных целей, недоступных для уничтожения другими видами авиации. Специфика боевого применения вертолетов в визуальном обнаружении и опознавании целей. В последнее время, добавилась еще одна боевая задача, борьба с террором. Как показывает опыт локальных конфликтов, боевые вертолеты лучше, чем другие летательные аппараты приспособлены к условиям партизанской (антитеррористической) войны. А как известно, партизанская война характеризуется малочисленностью боевых групп, ведением боевых действий преимущественно в ночное время, отсутствием сплошной линии фронта. В этих условиях боевые вертолеты постоянно подвергаются риску быть обстрелянными из стрелкового оружия. Кроме того массированных танковых атак не предвидится.
                1. Saburov 21 апреля 2013 00:42
                  Следовательно, чтобы удовлетворять требованиям как полномасштабной, так и антитеррористической войн, боевой вертолет обязан иметь следующее оборудование, вооружение и летные характеристики: пилотажно-навигационное оборудование позволяющее пилотировать и выводить вертолет на цель днем и ночью в любых погодных условиях, поисково-прицельное оборудование позволяющее осуществлять поиск противника, а также осуществлять прицеливание днем и ночью в любых погодных условиях, комплекс вооружения позволяющий поражать как живую силу, так и бронетанковую технику, летно-тактические характеристики позволяющие осуществлять пилотирование и боевое применение в широком диапазоне скоростей и высот, а также высокую мобильность. Особые требования пилотажно-навигационному и поисково-прицельному оборудованиям, они не должны иметь внешнего излучения, а также возможность автономного функционирования.
                  Соответствует ли вышеназванным требованиям находящийся на вооружении Российской армии вертолет 'Ми-24'?
                  Ответ очевиден, вертолет 'Ми-24' по летным данным и комплексу вооружения вполне отвечает сегодняшним требованиям. Но по причине устаревшего навигационного и прицельного оборудований уже не может использоваться с максимальной эффективностью.
                  Какой выход из сложившейся ситуации? Принятие на вооружение нового вертолета, или модернизация старого? Согласно сложившейся в авиационном мире практике, модернизации подвергаются летательные аппараты, летные характеристики которых еще вполне удовлетворительные, но устаревшее вооружение, прицельные комплексы и пилотажно-навигационное оборудование, уже не отвечают современным требованиям.
                  Именно летные характеристики являются определяющими при принятии решения, модернизировать летательный аппарат, или снимать его с вооружения.
                  1. Saburov 21 апреля 2013 00:46
                    В случае с 'Ми-24' никаких 'или' быть не может. Глупо, как с экономической, так и тактической точек зрения, снимать с вооружения проверенный боевых условиях самый скоростной боевой вертолет. Планер 'Ми-24' (планер основанная составляющая летательного аппарата, так же как кузов у легкового автомобиля) по аэродинамике и бронированию более совершенен, чем у вертолета 'АН-64'. Планер, плюс силовая установка задают летные характеристики. Летные характеристики, плюс вооружение и прицельно навигационный комплекс, определяют тактическую эффективность вертолета.
                    Проведение сравнительно недорогой (по сравнению с разработкой и внедрением в серию нового вертолета) модернизации, по замене прицельно навигационного комплекса и улучшению вооружения, позволяет 'Ми-24' вновь стать самым эффективным боевым вертолетом.
                    Один из существенных недостатков модернизации в том, что задерживается поступление на вооружение новой техники. ОКБ имени Миля нашло очень удачное решение этой проблемы. Модернизация 'Ми-24' проводится с использованием разработок предназначенных для вертолета 'Ми-28' (лично я считаю это таким же конструкторским подвигом как внедрение несущего бронекорпуса 'Ил-2').
                    Модернизация 'Ми-24', это поэтапное внедрение в серию 'Ми-28'!
                    1. Saburov 21 апреля 2013 00:47
                      Кстати, это прекрасно понимают в компании 'Макдоннелл-Дуглас'.
                      Самая больная для американских производителей вооружений тема, соотношение цены и эффективности. Этот показатель всегда был в пользу советской техники. Надежда забрезжила для 'Макдоннелл-Дуглас' с распадом Советского Союза и последовавшим вслед за этим кризисом российской экономики. Казалось, вот оно счастье, ресурсы 'Ми-24' заканчиваются, производство 'Ми-28' и 'Ка-50' под вопросом и нет никакой конкуренции для 'АН-64'. И вдруг на тебе, модернизация! Да еще какая, не оставляющая в обозримом будущем никаких шансов для 'Апача'. На деньги необходимые на покупку одного 'Апача' можно модернизировать 8 (два звена) 'Ми-24'! А тут еще вновь принятые члены НАТО не желают отказываться от советской (российской) техники, чего стоит позор сравнения немодернизированного 'Миг-29' с модернизированным 'F- 18', когда из 50 воздушных учебных боев, 49 выиграли 'Миг- 29'. Сейчас многие авиационные специалисты мира сравнивают 'АН-64' с 'Ми-28' и 'Ка-50'. Скоро им придется проводить сравнение между модернизированным 'Ми-24' и 'АН-64' и не в пользу последнего.
                      1. stranik72 21 апреля 2013 12:32
                        Комментарий достойный профессионала, да Ми-24 уникальный боевой комплекс, и возможности его модернизации не исчерпаны, только вот путь который выбрали наши топманэгры (МИ-35М) на самом деле есть преступление против здравого смысла и обман общественности. Вертолёт Ми-35М по ЛТХ получился хуже чем его прототип, и сравнивать его с АН-64 просто смешно ибо последний лучше. Да есть надежда, только правда оснований под это слово нет, что будет произведена модернизация МИ-24 по лекалам середины 80-х с учётом достижений по авионике и БРЭО сегодняшнего дня тогда можно было бы "повоевать" а так будут опять продвигать КА-52, хотя всем ясно что это вертолёт специфический и он не есть солдат поля боя, он солдат спецопераций а этого недостаточно для основного боевого вертолёта.
                        stranik72
                      2. Басарев 28 мая 2014 16:08
                        Лично с моей точки зрения Ка-29 - это флотский Ми-24. Только лучше, поскольку соосная схема делает его компактнее и эффективнее использует мощность двигателей. Внедрение несущей брони и ультрасовременной авионики плюс Гермес и максимарная боевая нагрузка (ГШГ, 2А42 и ракеты) дадут в итоге самый мощный боевой вертолёт. Ах да, ещё и новые, более мощные двигатели.
                      3. Raven1972 21 апреля 2013 22:20
                        Большое вам спасибо за интересный обзор по Ми-24 , т.б. полученный от специалиста - он на много порядков более интересен и ценен ... hi good
      2. Бурелом 21 апреля 2013 09:36
        Цитата: Saburov
        Что значит максимальная скорость 335км/ч? Получена она следующим образом, от максимальной скорости достигнутой при испытаниях серийного образца в штатной боевой комплектации, вычтено 50км/ч, а затем проведено округление в меньшую сторону.
        Вот только мировой рекорд 368,4 км/ч был установлен на максимально облегченном Ми-24, со снятыми крыльями, вооружением и броней
        Бурелом
        1. Falcon33 21 апреля 2013 22:28
          Цитата: Бурелом
          Вот только мировой рекорд 368,4 км/ч был установлен на максимально облегченном Ми-24, со снятыми крыльями, вооружением и броней

          Август 1982 Ми-24Д перегонка на капремонт с Афгана (4 УБ-32 и 2ДБ по 950л в грузовой кабине) вскорость в горизонт. полет на 20м -350км/ч по прибору, отстал от группы (а ведомый догонял меня! laughing)
          В пособии по возд. боях с "Апачами" (конец 80-х) говорилось, что при подвеске УРов на "индейце" скорость ограничивалась до 260, из-за прочности узлов крепления подвески. Не нащел - устранили?
          Falcon33
  12. МАГ 20 апреля 2013 15:17
    В апреле 2001 видел в Чечне КА-50 летал вроде нормально но сопровождение его смешило-1 МИ 8 и 2 крокодила! А потом по телеку сказали что обкатали в зоне бд laughing
  13. ленивый 20 апреля 2013 17:10
    я однозначно за камова, благодаря соосной схеме он менее подвержен боковому ветру, проще в пилотировании, по сравнению с ми-24(заслуженный трудяга не спорю)имеет большую скороподьёмность, а это не маловажно горных районах(в чечне был случай когда пара ми-8 и ми-24 попала в облачность, ми 8 успешно преодолели горный хребет, а вот ми-24 нет), смущает катапультируемые кресла профиль полёта в районе боевых действий зачастую характеризуется словами"деревья, птицы, провода)и у лётчиков просто не будет времени на высоте 5-50 метров среагировать, с другой стороны на ютьюбе видел ролик поражения ми-24 который почему то летел на большой высоте и там тоже у лётчиков не было шансов, может стоит скомпелировать и катапульты и энергопоглащающие устройства. а ка-52 тоже красавчег.
  14. Mister X 20 апреля 2013 17:52
    Автор упустил одно немаловажное свойство Ка-50.
    Бортовой компьютер Ка-50 запоминает маршрут полета,
    и если летчик теряет возможность управлять вертолетом,
    машина разворачивается и возвращается на базу в автоматическом режиме.

    Эта боевая машина еще двадцать лет назад была на 80 % автоматизирована и компьютеризирована.
    У Ка-50 самая современная спутниковая навигация и закрытые телекодовые каналы связи.
    У него прекрасное компьютерное обеспечение и он задолго до Ми-28Н был адаптирован
    не просто к ночным полетам, а к ведению ночной войны.
    1. stranik72 21 апреля 2013 12:15
      Не надо вот только фантазировать, КА-50 был рождён в советское время и на нём не было ничего такого, что однозначно делало его лучше Ми-28. Во всяком случае попытка продемонстрировать его "уникальные" боевые возможности на Кавказе не удалась ибо ничего такого нет.
      stranik72
      1. Mister X 21 апреля 2013 15:18
        Как продукция завода имени Камова, так и вертолеты Миля –
        достойные конкуренты.
        Это гордость советского вертолетостроения, созданная на удивление и зависть всему миру.
        И Ка-50 (52), и Ми-28 (Н) имеют право на жизнь, но как уже писали выше –
        машины Камова заточены под горную местность и флот, а Миля – для равнин.

        И не вина «Акулы», что ее привезли на Кавказ разок показать и попугать партизан.
        Вспомните, что творится в минобороны и подумайте:
        им было дело до новых типов вооружения или они ломали голову
        как бы заполучить на свою кухню шеф-повара из городу Парыжу?
      2. Kir 21 апреля 2013 16:27
        Ну начнём с того что у семьи Ка-50/52 пушка размещена в районе центра масс. и как следствие выше точность, сам планер лучше, про катапультирование и бортовой компьютер уже говорилось, скороподъёмность выше и много ещё чего, конечно и у Ми есть свои плюсы.
        Kir
        1. stranik72 21 апреля 2013 20:40
          Их того, что Вы назвали ни одного + (кроме катапульты которой ещё никто за более чем 30 ию историю её существования ни разу не воспользовался) в споре с Ми Ка не обладает.
          stranik72
          1. Raven1972 21 апреля 2013 22:39
            Доа ))) Одна возможность полёта БЕЗ ХВОСТОВОГО оперения уже ставит его на ступень выше ... + меньшие габариты в следствие отсутствия рулевого винта , а значит лучшую манёвренность ... А ещё добавим к этому посадку на авторотации для которой необходима либо минимальная скорость либо небольшая высота - к сожалению у милевских машин это получается намного хуже , за счёт дополнительных нагрузок на трансмиссию ...
            Я очень люблю Ми-24 , это прекрасная машина , ни в коем случае не хочу умалять его достоинства , он прекрасно себя зарекомендовал ... К сожалению Ка-50/52 не выпало такой возможности ((((((((((((((
      3. Raven1972 21 апреля 2013 22:30
        Автопилот был рождён намного раньше 80-х и до сих пор прекрасно себя показывает на всех ЛА ))) А как вам ПНК с нашлемным прицелом-визиром у лётчика на Ка-50 ? В 80-х у наших западных "друзей" такое только в мечтах и было ... Так что не будем про "отстающий" СССР существовавший только в головах либерастов-диссидентов .... am
        1. Kir 21 апреля 2013 23:10
          Всё-бы ни чего но вот касаемо шлема, правда не знаю может в Красногорске что-то поменялось, хотя по слухам всё как было в ......... , так и ныне там, так вот шлемы хотели закупать французские от Thomson.
          Kir
          1. Raven1972 22 апреля 2013 14:51
            Да нет , вроде оставили оригинальный , по-крайней мере на Ка-50 ... Батя когда в УТО был в Камовском центре , инструкторы с Ка-50 с нашими шлемами были ... hi
  15. Феникс-Д 20 апреля 2013 19:37
    Мощная машина.
    Феникс-Д
  16. Клим 20 апреля 2013 19:53
    Статья напоминает рекламный буклет фирмы Камов, ждём ответа от Миля.
    1. Mister X 21 апреля 2013 18:36
      Чего ждать? Сами и напишите.
      Привыкли свое ругать, а нахваливать буржуйское.

      Можно подумать, что Кока-Кола самый лучший и полезный в мире напиток.
      А может быть Нарзан или Ессентуки в копеечной упаковке?

      "Если ты платишь больше десяти центов за кусок мыла,
      то лишнее с тебя берут за плохие духи и обертку."
      О. Генри "Золото и любовь"

      От себя добавлю: и рекламу.

      Очень многое в этом мире зависит от лоббирования:
      суметь "пропихнуть" закон, идею или продукт.
      В данном случае вертолет.
  17. Diesel 20 апреля 2013 19:58
    До сих пор считаю его лучшим советским-русским вертолетом. Еще бы разработать аналог хеллфаеров, цены бы ему не было
    Diesel
    1. Raven1972 21 апреля 2013 22:42
      Не нужен нам никакой Хеллфаер )) Вихрь на много порядков лучше .... Поинтересуйтесь им ради интереса ....
  18. DuraLexSedLex. 20 апреля 2013 21:06
    Прошу прощения как у форумчан, так и у тех кто разбирается в авиостроении лучше чем я.НО сама концепция Камова, да же в исполнении с 1 пилотом, тоесть Ка-50(что к стати с современной авионикой возможно да же без ущерба для живучести машины и её боего применения), является более лучшей чем Ка-52 и ему подобные...
    DuraLexSedLex.
  19. Avenger711 20 апреля 2013 21:44
    При выполнении разворотов на соосном Ка-50 не требуется дополнительной мощности двигателей для вращения рулевого винта.


    Классика поворачивает по курсу исключительно изменением тяги хвостового винта, вход в правый разворот должен быть очень тяжел, на сооске не совсем представляю механику, но, по крайней мере, должно быть симметрично.

    Вертолеты соосной схемы выполняют его эффективно и безопасно. У машин одновинтовой схемы при определенном сочетании скорости вращения, скорости и направления ветра возможно попадание рулевого винта в режим «вихревого кольца». По этой причине произошло несколько аварий вертолетов Ми-8 и Ми-24.


    Т. е. даже утверждение о том, что сооснику проще попасть в вихревое кольцо в высшей степени спорно, т. к. он просто не обязан выполнять такие опасные маневры во многих случаях. И, возможно, попадание в вихревое кольцо со сносом хвостовой балки, для классики даже более вероятно, чем перехлест у соосника.

    Масса броневой защиты кабины пилота превышает 300 кг. Для сравнения: броневая защита АН-64А на двух пилотов составляет всего около 130 кг.


    В авиации ВСЕ определяется весом. Поэтому, кстати, обосновывать надо не одноместность Ка-50, а именно необходимость второго пилота, потому что это где-то тонна дополнительного веса, который можно было бы пустить на что-то полезное.

    На АН-64А недублированных агрегатов много.


    А кто-то еще утверждает, что дублирование пилота однозначно повышает шансы на выживание.

    35 процентов деталей, панелей и обшивки изготовлены из композиционных полимерных материалов.


    Композиты ремонту не подлежат, видимо реализован более простой способ, заменой целого блока.
    Avenger711
  20. Nayhas 20 апреля 2013 22:05
    "Уверен, что даже новые боевые вертолеты США АН-64А «Апач» и его модификации AH-64D, и AH-64D «Лонгбоу» вряд ли в тех условиях смогли бы превзойти Ми-24. Ведь они не предназначены и не способны выявлять на поле боя отдельные огневые точки — замаскированных пехотинцев со стрелковым оружием или с ПЗРК." - в сети куча роликов где Апач гоняет по горам бородатых, используя весь комплект вооружений.
    1. Avenger711 20 апреля 2013 23:41
      У бородатых давно уже нет ни ПЗРК, ни советников, а вот оснащение вертолетиков за прошедшие годы подтянулось, кстати, статье 15 лет. Т. е. сейчас любой вертолет с оборудованием для работы ночью может особо не опасаться бородачей.
      Avenger711
      1. Nayhas 21 апреля 2013 07:45
        Не посмотрел на дату впуска статьи. Но в 1998г. данные по прицельному комплексу Апача были уже хорошо известны, кроме того он уже прошёл обкатку Ираком.
        П.С: когда то "Солдат удачи" был очень интересным журналом, пока не скатился до уровня "Советский воин"...
        1. Raven1972 21 апреля 2013 22:50
          И как он обкатывался в Ираке ? Над ровной как стол местностью при полностью подавленной ПВО ? Добавьте к этому полное господство в воздухе авиации НАТО , да и засаду в пустыне несколько сложнее устроить чем в горах , так что это хрень , а не боевое применение ... И уж т.б. не обкатка ... hi
  21. stranik72 21 апреля 2013 12:06
    Цитата: Бурелом
    Вот только мировой рекорд 368,4 км/ч был установлен на максимально облегченном Ми-24, со снятыми крыльями, вооружением и броней

    Насчёт крыльев и брони вы зря, крылья они и предназначены для повышения максимальной скорости полёта, броня есть составная часть силовой конструкции её всю снять не возможно, а так да кое-что сняли.
    Есть фото в сети где действительно нет крыльев, но это был полёт на установление максимальной высоты полёта, там скорость не важна была, а вот вес играл роль.
    stranik72
    1. Raven1972 21 апреля 2013 22:56
      Немножко не так ))) Съёмные крылья предназначены для создания дополнительной подъёмной силы как и у Ми-6/26 ...
  22. lilit.193 21 апреля 2013 12:32
    "Черная Акула" форевер!!!
    lilit.193
  23. Chicot 1 21 апреля 2013 17:31
    Читал эту статью в оригинале. Интересная, информативная. Тогда, так и вообще поразила воображение возможностями Ка-50. Сейчас уже смотришь на этот материал более критично...
    Но это совершенно не умаляет заслуг КБ им. Камова, создавших поистине замечательную и (не побоюсь этого слова) революционную машину...

    "Черная акула"
    1. Raven1972 21 апреля 2013 23:01
      Шико , приветствую Вас , Вам большущий + , машина действительно революционная и опередившая время когда была создана !!!!!!!! Я вообще почитатель таланта Камова и его КБ , удивительные машины он создавал ... А в Акулу влюбился с первого взгляда - само совершенство ... feel Не помню кто сказал - совершенное оружие не может быть некрасивым .... hi
      1. Chicot 1 21 апреля 2013 23:15
        Доброго Вам времени суток, Борис! hi А Ка-50 действительно красивая машина (удачливый хищник всегда красив!). Этого у нее не отнять...
        1. Raven1972 23 апреля 2013 09:32
          Приветствую Василий !!! Но что больше всего меня в ней поражает - это возможность выполнения на ней практически всех фигур высшего пилотажа - бочки , петли , боевые развороты ... Батя рассказывал , ЧТО творят на них инструкторы в Камовском центре ... Я был просто в шоке , вертолётов с такими возможностями наверное нет больше нигде ...
          P.S. А вот ещё одна интересная машинка созданная в КБ Камова - Ка-22 ...
          1. Raven1972 23 апреля 2013 09:35
            Интересная во всех смыслах машина ... Но более всего поразила дата начала работы над ней - 1951г
            Блин , что за фигня - фотка не вставляется (((((
  24. Никотин 7 21 апреля 2013 20:22
    Сразу скажу,что не пилот,но служил в АА и по роду службы имел непосредственные отношения с летчиками.У них это ,,голубая мечта,, пересесть на камовскую машину.Но!Летают на том ,что есть...А есть все теже Ми-8,Ми-24...и громкие заявления переворужить все ВС.Посмотрим.
    Никотин 7
    1. stranik72 21 апреля 2013 20:30
      У них это ,,голубая мечта,, пересесть на камовскую машину.
      Я думаю, что Вы не Служили в АА и к лётчикам-вертолётчикам имели отношение очень далёкое ибо в отличии от Вас они знают все слабые стороны КА и такой мечты у них нет.
      stranik72
      1. Никотин 7 21 апреля 2013 21:48
        5 лет прослужил в АА ,рота связи и рто.Таджикистан 93,Чечня 95.Имею правительственные награды(не юбилейные)Из суждений моих друзей летчиков(а им я доверяю)камовской машине ,,до лампочки,, все климатические условия,а вот для традиционной схеме даже боковой ветер это уже серьезно,ни говоря о полетах в горах,где нисходящие и восходящие потоки тебя подстерегают на каждом шагу,ни говоря про ,,бородачей,,.
        Никотин 7
      2. Chicot 1 21 апреля 2013 21:53
        Цитата: stranik72
        они знают все слабые стороны КА и такой мечты у них нет.

        Летчики АА (как профессионалы) просто обязаны знать слабые стороны тех машин, на которых они работают. И в этом нет ничего удивительного. Но вот утверждать, что эти летчики не мечтают пересесть на Ка-52 так же опрометчиво, как и утверждать, что все летчики хотят во чтобы то ни стало уйти с милевских машин...
        И на этот выбор влияет множество факторов, как объективных, так и субъективных...
        И рассудить правильность или ошибочнось концепции заложенной в "Черную акулу", а в последствии и в "Аллигатор" сможет только время, но никак не досужие рассуждения начитанных дилетантов...

        И таки добавлю еще один арт с Ка-50... smile
  25. Никотин 7 21 апреля 2013 23:18
    В январе 1995 мы потеряли 24-ку (сильный туман,столкновение с горой).При столкновении ,оператор улетел метров на 10 от машины.Было бы современное оборудование,этого можно было избежать.
    Никотин 7
  26. Dmitriy292 22 апреля 2013 05:00
    Вроде бы и так все плохо, но нет же, надо сделать еще хуже. Власти не перестают удивлять. Вот недавно наткнулся этот сайт: http://link.ac/jrY10 , где публично выложена информация о каждом из нас. Не знаю, зачем это делать, но меня лично это пугает. Все же я как-то умудрился удалить свои данные, правда надо регистрироваться, но зато уже никто не сможет ничего на меня «накопать».
    Dmitriy292
  27. винторез 22 апреля 2013 15:02
    Есть такая передача"Дискавери"её не уличишь в пропаганде российской авиационной техники,но передача была не о том.Передача была посвящена строительству канатной дороги с Гон-Конге,так вот опоры строились с помощью вертолётов фирмы Камова,основной аргумент"точность зависания".Вертолёт соосной схемы(в безветренную погоду)может висеть над точкой практически вечно,если топливный шланг ему туда на верх подать.
  28. гоусть 23 апреля 2013 12:10
    Цитата: НЛО
    Честно говоря, то - что Ка-50 не пошел в серию, считаю вредительством. Реформировали ВС, создали бригады постоянной боеготовности, почему бы не подчинить комбригу ОМСРБр или ОБТБр звено 1 КА-52( для целеуказания и управления ) и 3-5 Ка-50 (этакий "эскадрон смерти").

    Цитата: НЛО
    Скорее всего его не просто "задвинули" - кто-то сильно хотел, ничего подобного в "одну каску" у потенциальных "друзей" и в помине нет, противопоставить НЕЧЕГО с подобными характеристиками!!! "Змея" где-то на груди пригрелась.

    Там свора бандарлогов ряженых... А такая задумка - "КА-52( для целеуказания и управления ) и 3-5 Ка-50" - была... На ААК "Прогресс" в Арсеньеве до сих пор остались фюзеляжи недостроенных Ка-50, потом только Ка-52 запустили в серию. Долго, помнится, заводчанам ипали мосх, типа, вот-вот заключим выгодный контракт - то с Турцией, то с Индией. Но так и не дошло... Щас, хоть и медленно, оживает производство на "Прогрессе" - Ка-52 потихоньку направляют в строевую часть АА в Черниговку. Непонятна ситуация с авиакрылом "Мистралей" - вроде там задумано держать по 8 шт. Ка-52 на каждом. Будут партизан гонять...
    гоусть
  29. pilot_mi_24 15 августа 2013 19:06
    ...Для защиты от ПЗРК типа «Стрела» и «Стингер» на Ми-24 установили систему отстрела ложных тепловыхцелей и генератор инфракрасного излучения «Испанка.....

    Уточнение - для защиты от ПЗРК типа Стрела и Стингер используется автоматическая система отстрела тепловых ловушек АСО-2в,,правда отстрел осуществляется летчиком-оператором из передней кабины,потому что обнаружить пуск Стрелы или Стингера обнаружить можно только визуа,ьноу них установлены пассивные системы наведения - тепловые головки самонаведения,они не излучают,а сами ловят тепловое излучение, потому АСО отсреливали при обнаружении пуска,либо проходя по опасным участкам маршрута как говорится"на всякий случай"
    Генератор ИК излучения ни Ми-24 называется не "Испанка", а "Липа", предназначен для постановки помех и сбоя наведения ракет типа "Ред Ай" имеющих как раз ИК головку самонаведения, только РэдАй помоему уже лет как ...дцать снят с вооружения,точно не знаю,врать не буду,нам в училище в факультавно этот вопрос поясняли, я даже не знаю,где в кабине АЗС или выключатель Липы. Увидеть Липу на любой фото Ми-24 очень легко-такая башенка за капотами гидросистемы и ВСУ Аи-9в,в самом начале хвостовой балки на самом верху.


    Далее-подпись под фото (цитата) ... блоками реактивных Орудий Б8В20 С НАР калибра 60 мм....
    Калибр НАР С8 применяемых в блока Б8В20 составляет 87мм, калибр 60мм, а точнее 57мм был у НАР С5 в блоках УБ32 и УБ16
    pilot_mi_24
  30. pilot_mi_24 15 августа 2013 23:16
    5  Saburov  21 апреля 2013 00:37 ↑

      Теперь о наболевшем, об авионике. Сказать что не Ми-24 просто устаревшая авионика, ничего не сказать. Чего стоит только один баллистический вычислитель весом в 300кг!

    Да ну:-) что такое есть баллистический вычислитель?нет на Ми-24 такого агрегата,да ещё с таким весом. Поправки для стрельбы всеми видами неуправляемого вооружения считают прицелы, у командира в задней кабине АСП-17В, у оператора в передней кабине для стрельбы из пулемета Якб-12,7 стоит коллиматорная прицельная станция КПС-53,она считает упреждение ствола пулемета,датчиком для обоих является ДУАС - датчик углов атаки и скольжения,это такая штанга,контора впереди вертолета торчит с двумя лепестками. Управление ПТУР Штурм-В используется прибор наведения,установлен справа по полету внизу кабины оператора,т.н. "борода",слева по полету в капле видном обтекателе установлена антенна управления ракетой.Вот это все агрегаты,которые управляют стрельбой,и суммарный вес их килограмм 70-90.
    pilot_mi_24

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня