Появилось первое фото самолёта ВМС США P-8A Poseidon с ракетой LRASM

8 074 27
Появилось первое фото самолёта ВМС США P-8A Poseidon с ракетой LRASM
Самолет P-8A с ракетой LRASM над пустыней Мохаве в середине августа 2025 года. На врезке показана визуализация КР LRASM.


Недавно самолёт ВМС США P-8 Poseidon был впервые замечен с ракетой LRASM (противокорабельная крылатая ракета большой дальности) в полёте. 28 августа 2025 года авиационный фотограф Аарон Маурер опубликовал в блогосфере X фотографию самолёта, пролетающего над пустыней Мохаве, с ракетой, отчётливо видной под левой консолью крыла.



Позднее ВМС подтвердили изданию Newsweek, что это была ракета LRASM, и заявили, что ведутся работы по ее интеграции с P-8A.

Об интеграции LRASM известно уже несколько лет, но снимок Маурера особенно интересен тем, что это первое фото, на котором оружие установлено на подкрыльевом пилоне самолёта в полёте, вероятно, во время тестового испытательного полёта.

«Это фото было сделано в середине августа над Мохаве», — рассказал Маурер. «Сначала я не упоминал LRASM, потому что старался не привлекать к этому внимания, но люди всё равно обратили на это внимание».

«Проводя много времени в районе Мохаве, я постоянно наблюдаю за небом. Я не слушал сканер, а просто прислушивался к слабому гулу чего-то в воздухе. Первым над головой пролетел KC-46 Pegasus. Через несколько секунд P-8 Poseidon последовал по той же траектории. Оба продолжили движение на север, пока наконец не скрылись из виду. Не знаю, откуда они взялись, но было здорово их увидеть. В пустыне Мохаве ничто не должно удивлять, но P-8 с ракетой LRASM под крылом стал неожиданностью. Всегда полезно смотреть в небо и слушать»
— из публикации Аарона Маурера.

ПКР AGM-158C


Противокорабельная ракета большой дальности AGM-158C LRASM (Long Range Anti-Ship Missile) является модификацией ракеты AGM-158B Joint Air-to-Surface Standoff Missile – Extended Range (JASSM-ER) и представляет собой новую малозаметную крылатую ракету, разработанную DARPA для ВВС и ВМС США. По данным NAVAIR, ракета LRASM представляет собой краткосрочное решение для задач борьбы с надводными целями (OASuW), заполняя пробел в возможностях воздушного базирования гибким оружием большой дальности, способным поражать важные морские цели в хорошо защищенных условиях.

Ракета спроектирована таким образом, чтобы работать с минимальной зависимостью от средств разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR), каналов передачи данных и GPS, даже в условиях интенсивного радиоэлектронного подавления. После запуска LRASM направляется в исходную точку, используя GPS-наведение, а затем, используя бортовые оптико-электронные датчики, автономно обнаруживает, классифицирует и атакует указанное судно. Усовершенствованные алгоритмы позволяют ей уточнять данные о координатах цели и преследовать конкретные суда в спорных водах.

Программа OASuW Increment 1 включает три варианта: LRASM 1.0, LRASM 1.1 и LRASM C-3. Базовый вариант КР LRASM 1.0 достиг ранней эксплуатационной готовности в 2019 году и уже установлен на B-1B Lancer и F/A-18E/F Super Hornet.

Следующая ракета LRASM 1.1, поступившая на вооружение в 2023 году, в настоящее время проходит начальные эксплуатационные испытания и техническую оценку, как сообщил директор по эксплуатационным испытаниям и экспертизе. Также идёт процесс интеграции с самолётом P-8A Poseidon, завершение которого первоначально ожидалось летом 2024 года, а затем было перенесено на 2025 год. Для ударов по надводным и наземным целям самолёт P-8A Poseidon уже может нести четыре ракеты AGM-84 Harpoon на четырёх узлах подвески под крылом, но новая ракета придаёт «Poseidon» дополнительные, улучшенные возможности для нанесения ударов по морским и наземным целям на большой дальности.


10 сентября 2025 года истребитель F-35 Lightning II прошёл летные испытания для сертификации варианта истребителя как носителя противокорабельной ракеты большой дальности AGM-158C (LRASM).

Модификация Модуль 3 блок 2


Новая ракета интегрируется в ходе модернизации ВМС США по программе Increment 3 Block 2 первого из 141 самолета P-8A.

Модуль 3 Блок 2 представляет собой значительный шаг вперёд для «Посейдона», внося улучшения как в конструкцию планера, так и в авионику. В комплект входят новые пилоны, обтекатели антенн, антенны, датчики и электропроводка, а также полностью обновлённый комплекс бортовых систем. Он включает в себя повышенную вычислительную мощность, более безопасную архитектуру, широкополосную систему спутниковой связи, возможности радиоэлектронной разведки противолодочных целей, систему управления траекторией полёта ракеты, а также расширенные системы связи и акустических средств обнаружения для улучшения поиска, обнаружения и целеуказания.

«Increment 3 Block 2 реализует возможности, для которых изначально был создан P-8A. Эти модификации позволят экипажам искать, обнаруживать и отслеживать самые современные подводные лодки в мире, что позволит флоту противостоять угрозе, обладая необходимыми возможностями и возможностями для победы в бою», — заявил капитан Эрик Томас, руководитель программы Управления морской патрульной и разведывательной авиации (PMA-290). «Эта поставка демонстрирует выдающуюся трудовую этику, профессионализм и преданность команды PMA-290 флоту».

По данным службы, эти модификации оснастят флот полным спектром возможностей противолодочной борьбы (ASW), борьбы с надводными кораблями (ASuW), а также разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR), предусмотренных в стратегии эволюционного приобретения программы P-8A.

Работы по модификации проводятся компанией Boeing на ее объекте по техническому обслуживанию, текущему ремонту и капитальному ремонту в аэропорту Сесил в Джексонвилле, штат Флорида, и первый самолет P-8A Poseidon «Increment 3 Block 2» (I3B2) совершил свой первый полет после модернизации в июне 2025 года.


Рендер, показывающий «Посейдон», оснащенный новым многоцелевым контейнером (MMP).

Повышение возможностей самолёта P-8


Продолжающаяся интеграция ракет LRASM на американские военные самолёты происходит на фоне стремления Китая продемонстрировать растущую военную мощь, что было подчёркнуто масштабным парадом, проведённым 3 сентября в честь 80-летия победы во Второй мировой войне над фашистской германией и милитаристской японией. В то же время растёт напряжённость и в Западном полушарии, где американские военные нанесли ракетный удар по судну, предположительно перевозившему наркотики из Венесуэлы. Якобы, это стало первым известным случаем прямого применения военной силы против морских операций наркокартеля после переброски дополнительных военных кораблей США в Карибский регион, что ещё больше подчеркнуло необходимость в эффективных морских патрульных и ударных платформах.

Как отметил Райан Чан из Newsweek в своём репортаже об интеграции ракет LRASM, Китай в настоящее время располагает крупнейшим в мире по численности флотом, насчитывающим более 370 кораблей и подводных лодок. Эти силы подкрепляют усилия Пекина по расширению своего присутствия в западной части Тихого океана и созданию прямого контрсилового морского потенциала США в регионе. В ответ Соединённые Штаты развернули наземные противокорабельные ракетные комплексы в Тихом океане и продолжают укреплять потенциал, используя американское противокорабельное оружие для борьбы с надводными и наземными целями.

В этом контексте P-8A «Poseidon», предназначенный для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями, а также для разведывательных операций (ISR), остаётся ключевым активом. ВМС США регулярно используют этот самолёт для патрулирования и совместных учений в стратегически важных точках, таких как Тайваньский пролив и Южно-Китайское море, где сохраняется высокая напряжённость в отношениях с Китаем, но также используют «Poseidon» в Западной Атлантике и Карибском бассейне, где он отслеживает маршруты наркотрафика и активность ВМС Венесуэлы.

Добавление в арсенал самолёта ракет LRASM, наряду с модернизацией по программе Increment 3 Block 2 и оснащение многоцелевым контейнером (MMP), значительно расширит возможности «Посейдона» по противодействию надводным угрозам на обоих театрах военных действий. Это гарантирует, что самолёт сможет не только отслеживать надводные цели цели, но и наносить удары по вражеским кораблям на больших расстояниях, укрепляя потенциал США и союзников как в отношении растущей военно-морской мощи Китая в Индо-Тихоокеанском регионе, так и в отношении новых угроз в Западном полушарии.

Комплекс базовой патрульной авиации (БПА) Р-8А Poseidon принят на вооружение ВМС США в 2013 году. Он создан в рамках программы ММА (Multimission Maritime Aircraft) для замены Р-3С Orion. В целях сокращения сроков и снижения стоимости научно-исследовательских и опытно-конструкторских (НИОКР) Р-8А Poseidon создавался на базе гражданского лайнера «Боинг 737», который отвечал предъявленным к лётно-техническим характеристикам требованиям. Основу бортового оборудования и вооружения составили системы, усовершенствованные в рамках программы модернизации Р-3С Orion. Большая продолжительность (до 10 часов) и дальность полёта 4 500 морских миль (8 300 км) достигнута за счёт установки в фюзеляже пяти дополнительных баков. Кроме того, самолёт оборудован системой дозаправки в воздухе. В нижней хвостовой части самолёта Р-8А находится внутренний отсек вооружения, в котором установлены шесть балочных держателей для подвески авиационных средств поражения (АСП) под нагрузку общей массой до 5 670 кг, роторные десятизарядные и пневматические четырёхзарядные устройства для сброса РГАБ. Внешние узлы подвески вооружения размещаются на консолях крыла по два пилона на каждой и в передней нижней части фюзеляжа. Два фюзеляжных пилона BRU-32 и четыре таких же подкрыльевых рассчитаны на нагрузку до 3 000 фунтов (1 360 кг) каждый.

Вооружение самолёта Р-8А Poseidon может включать: до 10 ракет AGM-84L Harpoon Block II, УР AGM-84K SLAM-ER ATA класса «воздух-поверхность» (до четырёх ракет), малогабаритные торпеды калибра 324 мм – Mk 46, Mk 50, Mk 54, глубинные бомбы и морские мины. Кроме того, в номенклатуру применяемых средств поражения входят управляемые авиабомбы JDAM и управляемые авиационные кассеты JSOW. После модернизации по программе Increment 3 Block 2, P-8А Poseidon сможет нести до шести ракет AGM-158C LRASM на внешних подвесках после завершения испытаний. Ракета имеет дальность полета более 200 морских миль (370 км), согласно заявлению официального представителя компании Lockheed Martin. Стартовый вес ракеты – 2 760 фунтов (1 250 кг). КВО ракеты – 9 футов 10 дюймов (3 м).

На эти же узлы подвески (пусковые пилоны BRU-32) могут быть подвешены не только противокорабельные AGM-158C LRASM, но и другие модификации этой ракеты – КР большой дальности, предназначенные для ударов по наземным целям AGM-158В с дальностью полёта до 1 000 км или ещё более совершенные AGM-158D с дальностью полёта до 1 800 км. То есть, по сути, самолёт БПА P-8А Poseidon превращается в стратегический ракетоносец.

Не удивлюсь, если со временем, когда мы, наконец, увидим новейшую стратегическую ядерную КР AGM-181А LRSO компании Raytheon, выяснится, что пусковые пилоны, замки и ШР-ы у них идентичны с AGM-158 JASSM. Очередное, не первое уже, очевидное нарушение Договора СНВ-3.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    14 сентября 2025 04:33
    Самолет ПЛО и разведки постепенно превращается в полноценный носитель КР большой дальности. Ну может, и такая концепция имеет право на существование, учитывая, что у матрасников почти две сотни Р-8. А что им простаивать?
    1. +3
      14 сентября 2025 09:53
      Цитата: Orso
      Ну может, и такая концепция имеет право на существование, учитывая, что у матрасников почти две сотни Р-8. А что им простаивать?

      На май 2025 года произведено 185 P-8 "Посейдон". Из них на вооружении авиации ВМС США 128 самолётов P-8. Остальные поставлены Австралии, Великобритании, Норвегии, Новой Зеландии, Южной Корее, Германии и Канаде.
    2. +1
      15 сентября 2025 11:43
      Цитата: Orso
      Самолет ПЛО и разведки постепенно превращается в полноценный носитель КР большой дальности.

      LRASM - это всё же ПКР. А ПКР под патрульники подвешивались ещё со времён "Орионов" и "Гарпунов".
    3. +1
      15 сентября 2025 13:31
      а если ещё вспомнить сист Рэпид Дрэгон...то и транспортники превращаются в носители КР
  2. -1
    14 сентября 2025 05:08
    Одно дело просто разведчик и даже наводчик оружия, другое и разведчик и носитель эффективного оружия против кораблей противника. Что делать нашему командиру корабля, особенно в угрожаемый период, сбивать или нет это чудо военной мысли на определённой дистанции применения оружия этим самолётом? Ещё вопрос, Р-8А отражается на отметке радара как гражданский самолёт. Вспомним как сбивали корейский Боинг на Дальнем Востоке. А его ведь сопровождал американский самолёт разведчик выглядевший как гражданский самолёт. Нам стоит задуматься. soldier
    1. +11
      14 сентября 2025 10:11
      Цитата: Солдатов В.
      Что делать нашему командиру корабля, особенно в угрожаемый период, сбивать или нет это чудо военной мысли на определённой дистанции применения оружия этим самолётом?

      "Чудо военной мысли" сможет применять ПКР LRASM с дальностей на которых у командира нашего военного корабля совсем нет огневых средств для поражения этого "чуда" в воздухе.

      Единственное исключение - у командира ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" на борту могут оказаться средства для борьбы с самолётом P-8A Poseidon.

      Но руководство ВМФ России похоже не очень заинтересовано в том чтобы ТАВКР "Адмирал Кузнецов" вновь после ремонта вступил в строй ВМФ России.

      Это можно сказать традиционная военно-техническая политика отечественного ВМФ начала которой теряются где-то в 1840-х годах XIX столетия - оказываться технически неготовым к столкновению с сильным противником.

      По этому после разгрома турецкой эскадры русским Черноморским флотом 18 (30) ноября 1853 года в Синопском сражении побед в морских сражениях у отечественного ВМФ не было (в отдельных морских боях победы случались).
    2. +2
      14 сентября 2025 18:55
      Цитата: Солдатов В.
      Одно дело просто разведчик и даже наводчик оружия ...
      и другое, отсутствие новых (современных) самолётов ПЛО, в своём авиа парке. Ту-142 осталось мало, и им нет замены на сегодняшний день. Во всяком случае, качественной, и эффективной, новой замены. А современные тенденции, говорят, о том, что новые самолёты эффективной ПЛО, ничто не мешает, также и использовать для дальних ПКР (и КР по земле !!). Какой напрашивается вывод ... ?! winked
      Для планомерной замены Ту-142, необходимо искать "платформу", которая сможет нести на себе не только современные комплексы обнаружения вражеских АПЛ (для ПЛО), но и так же, возможность нести на подвеске 4-6 ракет семейства "Калибр" или "Оникс" (не вопреки осуществлению возможностей ПЛО, и осуществления РТР) ... !!
      Какую платформу выбрать (возможность длительного пребывания в зоне патрулирования, и тяговооруженность /грузоподъёмность ...)? request Тут дело в грамотно поставленных ТТХ от МО, к авиастроителям (инженерам !!). Будет это на базе Ту 214 (Ту-334), или МС-21 ... recourse
      1. +4
        14 сентября 2025 20:03
        Приветствую Владимир ! hi
        Цитата: Немчинов Вл
        Тут дело в грамотно поставленных ТТХ от МО, к авиастроителям (инженерам !!). Будет это на базе Ту 214 (Ту-334), или МС-21 ...

        Ну два последних сразу можно исключать , для таких целей они не годятся . А вот Ту-214 , причём на базе Ту-214Р с побортно расположенными полотнами БРЛС бокового обзора , очень даже может и нужно быть . Впрочем об этом уже много раз говорено , но похоже единственный разработчик подобных бортовых радиотехнических комплексов контора "Вега" просто не тянет и те проекты , что ей поручены . А остальные просто уничтожены "реформаторами".
        Цитата: Немчинов Вл
        возможность нести на подвеске 4-6 ракет семейства "Калибр" или "Оникс" (не вопреки осуществлению возможностей ПЛО, и осуществления РТР) ... !!

        Ну Вы даёте , "Калибр" - корабельная КР для воздушного старта не приспособленная , а "Оникс" слишком тяжел для такого носителя . Оптимально было бы вооружить Самолёт Комплексной Морской Разведки на базе Ту-214Р следующим набором вооружения :
        - 4-6 шт. Х-69 в варианте ПКР во внутреннем отсеке вооружения (возможно в несколько укрупнённом виде за счёт увеличения длины топливного бака для получения дальности до 800-1000 км.) .
        - ПРЛР\ПКР Х-59 - 4-6 шт. ,
        - малогабаритные торпеды и глубинные бомбы , возможно с ЯБЧ ограниченной мощности .
        - РВВ для самозащиты от ЗУР , РВВ и авиации противника .
        За счёт длины фюзеляжа Ту-214 есть возможность сделать в нём не один , а два отсека вооружения + 2-4 подкрыльевых пилона . И многозарядное устройство для сброса акустических буев нового поколения .
        Состав аппаратной части :
        - РЛС АФАР бокового обзора с расчётом диапазона для обнаружения как воздушных и надводных целей , так и движущихся ПЛА по водному горбу .
        - Лидар зелёного цвета , позволяющего обнаруживать подводные объекты на глубине до 300 м.
        - магнетометр как вспомогательный инструмент .
        - Комплекс оборудования и антенный комплекс для ведения РТР .
        - аппаратуру защищённой спутниковой связи и навигации .
        - придание возможностей бортовому РЛК давать целеуказание для собственных РВВ с АГСН для перехвата атакующих самолёт ЗУР , РВВ и истребителей .
        И конечно увеличенный запас топлива на борту + возможность дозаправки топливом в воздухе .

        Вот такой самолёт ПЛО \\ Комплексной Морской Разведки с возможностями ударного самолёта , способного самого атаковать и защищаться , очень бы хотелось иметь на вооружении нашего ВМФ . Машина будет дорогая и сложная , но она точно того стоит , и таких машин нашему ВМФ необходимо минимум 50 шт. , оптимум - до 100 шт.
        Но пока "Вега" умудрилась запороть все порученные ей задания . Провалив модернизацию парка Ил-38 , Ту-142 (если таковое было) , создание самолёта ДРЛОиУ А-100 и как говорят модернизация вертолётов ПЛО Ка-27М так же удалась не очень , да и модернизированы далеко не все .
        Увы , но у нас как и во времена РЯВ руководят , принимают решения и контролируют исполнение порученного ... такие же как тогда . И в особом небрежении именно такие специфические направления , как самолёты ДРЛОиУ , самолёты и вертолёты ПЛО и всё причитающееся им . Вот я который раз формулирую желаемое ТТЗ для таких самолётов ... но всё как в глухую бетонную стену . То-ли не вмещают , то-ли саботаж . А время уже упустили .

        А на такие продвинутые и многофункциональные самолёты ПЛО как у США нам пока можно только смотреть и тихо завидовать . Для тех кто помнит КЕМ мы были ещё 34 года назад это особенно ... грустно .
  3. +2
    14 сентября 2025 11:01
    6 ПКР в залпе, да еще и с дальнего ракетоносца (фактически). А теперь вопрос: какой корабль из наших может "переварить" этот залп? С одиночного самолета, к тому же который может оказаться в любом месте океана.
    1. -1
      14 сентября 2025 13:27
      В принципе любой при условии своевременного обнаружения этих малозаметных целей на ПМВ . Начиная от корветов пр. 20380 , и даже МРК пр. "Каракурт" с ЗРПК "Панцирь" . Правда последних для уверенного отражения такой атаки желательно иметь два для гарантированного отражения такой атаки с любого ракурса . Даже старые наши БПК с их ЗРК "Кинжал" способны отразить такую атаку , но при модернизированном РЛК , способном уверенно обнаруживать цели на ПМВ в приводном слое . В принципе такие ракеты способен обнаруживать модернизированный вертолёт ПЛО Ка-27М своей БРЛС бокового обзора на дистанции около 100 км.
      Но это при умелом и грамотном использовании . Да и в целом кораблей у нас мало . И не строят .
      А самолёт действительно превращается в универсальный разведывательно-ударный комплекс . С элементами самолёта дальней\стратегической авиации . И нам как воздух нужен свой аналог такого на базе Ту-214 .
      Но МО и башни на этот счёт СОВСЕМ не чешутся .
      Они даже насчёт самолётов ДРЛОиУ лишь ... почёсываются слегка . С ленцой и пренебрежением .
      1. +1
        14 сентября 2025 20:43
        Начиная от корветов пр. 20380

        Насколько помню, способность конкретно 20380 бороться с низколетящими целями тут (на ВО) подвергалась большому сомнению (статья про стрельбы "Гремящего" несколько лет назад). Да и прочим кораблям будет не слишком просто, если LRASM обладает заявляемым уровнем малозаметности.
        1. 0
          14 сентября 2025 21:18
          Вопрос не о "простоте" , а о принципиальной и функциональной способности .
          У первых корветов пр. 20380 был РЛК на базе "Фуркэ" от "Панциря-С1" , который вовсе не морской . С тех пор уже и гораздо более продвинутый РЛК для "Панцирь-МЕ" появился , который ставят на "Каракурты" и 6 модулей установлены на крейсере "Нахимов" . И "Каракурт" с "Панцирь-МЕ" уже далеко не раз и при этом очень успешно поражал КР "Скальп" и "Шторм-Шэдоу" во время комбинированных налётов . А эти КР примерно сообветствуют параметрам американской КР , и даже чуть меньше чем она . А так как вышеозначенный "Каракурт" ещё и БЭК своей артиллерией прекрасно уничтожал , а значит видел , то никаких проблем в обнаружением низколетящих целей в приводном слое и их поражении у "Панциря-МЕ" нет .
          Но сейчас на корветы пр. 20380 устанавливается другой , гораздо более продвинутый РЛК - "Заслон" . Который гораздо мощней , имеет 4 полотна (впрочем как и РЛК на "Каракурте) , а ЗУР ЗРК "Редут" имеют АГСН (в отличие от ЗУР "Панциря" с радиокомандным наведением) . Поэтому у корветов качество и возможности корабельного ЗРК выше чем у МРК , который с подобными КР справлялся очень уверенно . В реальной боевой обстановке , а не на полигоне .
          Я по прежней воинской специализации - офицер боевого управления соединения ПВО . Я понимаю о чём пишу , и за корабельными ЗРК слежу , это профессиональный интерес . Поэтому повторю - современные МРК "Каракурт" с "Панцирь-МЕ" , корветы проекта 20380 с РЛК "Заслон" , модернизированные БПК пр. 1155 с новым РЛК , фрегаты пр. 22350 с корабельным ЗРК "Полимент-Редут" и тем более атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов" , с такими целями , тем более с 4-6 КР в залпе , справятся вполне . Случайности , неисправности в неподходящий момент , человеческий фактор - не исключены . Но я говорю о возможностях техники , проверенной практикой .
          Сложностью таких целей является то , что если корабль расчитывает только на свой РЛК , то дальность обнаружения таких целей будет для него порядка 25 - 30 , а для корвета и МРУ даже 15-20 км. , что оставляет на реакцию примерно минуту +- , а то и меньше . Но для раннего обнаружения можно использовать модернизированные Ка-27М , который такие цели способен видеть на дальности 70-80 км , а то и все 100 км. , чем будут выиграны несколько минут для подготовки к отражению удара . Но для этого вертолёт должен быть в воздухе с включённой БРЛС бокового обзора .
          Написал специально так подробно , чтоб понятно было , что ПВО - штука сложная , но вполне постижимая .
          1. +1
            15 сентября 2025 08:41
            И "Каракурт" с "Панцирь-МЕ" уже далеко не раз и при этом очень успешно поражал КР "Скальп" и "Шторм-Шэдоу" во время комбинированных налётов

            Да, но там речь шла не о налете на сам корабль, а просто о ракетах, так сказать, летевших мимо. Это сильно не одно и то же.
            А так как вышеозначенный "Каракурт" ещё и БЭК своей артиллерией прекрасно уничтожал

            Подозреваю, что наведение в данном случае осуществлялось по оптическому каналу. Для относительно медленного БЭК пойдет, для ПКР - ну не знаю.
            Но сейчас на корветы пр. 20380 устанавливается другой , гораздо более продвинутый РЛК - "Заслон"

            Который на ВО тоже очень жестко критиковался. Как раз в контексте борьбы с НЛЦ.
            Но для раннего обнаружения можно использовать модернизированные Ка-27М

            Вопрос в том, как узнать, когда эти самые Ка-27М должны подняться в воздух и с какого направления им надлежит отслеживать цели. Вести непрерывное наблюдение по несколько часов (подобном самолету ДРЛО) вертолет не может.
            1. 0
              15 сентября 2025 10:05
              Цитата: Kalmar
              Да, но там речь шла не о налете на сам корабль, а просто о ракетах, так сказать, летевших мимо. Это сильно не одно и то же.

              Это вещи подобные . И ракеты подобные . Если же Вы о том , что фронтальная проекция даёт наименьшую ЭПР , то на таких дистанциях (15-30 км) это не работает - видно всех .
              Цитата: Kalmar
              Подозреваю, что наведение в данном случае осуществлялось по оптическому каналу. Для относительно медленного БЭК пойдет, для ПКР - ну не знаю.

              Наведение вероятно да , а вот обнаружение . Речь не о скорости цели , а о сложности обнаружения оной в приводном слое и на фоне водной поверхности . В этим у "Панциря-МЕ" всё в полном порядке .
              Цитата: Kalmar
              на корветы пр. 20380 устанавливается другой , гораздо более продвинутый РЛК - "Заслон"
              Который на ВО тоже очень жестко критиковался. Как раз в контексте борьбы с НЛЦ.

              И снова не так . "Заслон" критиковали за его космический ценник , ну и за относительно долгий срок доведения до ума . А по поводу обнаружения НЛЦ в приводном слое критиковали "Полимент" , причём во время его затянувшихся доводок и в момент принятия на вооружение без стрельб по НЛЦ в приводном слое . Но после тех дебатов и страстей появился великолепный "Панцирь-МЕ" который видит всё . Чего уж говорить о радарах на тот момент уже существовавшим , которым просто калибровали ПО и режимы работы .
              Цитата: Kalmar
              Вопрос в том, как узнать, когда эти самые Ка-27М должны подняться в воздух и с какого направления им надлежит отслеживать цели. Вести непрерывное наблюдение по несколько часов (подобном самолету ДРЛО) вертолет не может.

              Для одиночного корабля это проблема , а для группы кораблей , на которых такие вертолёты стоят организовать посменное дежурство одного вертолёта в воздухе для контроля ПМВ , задача вполне посильная . И у этого радара на Ка-27М круговой обзор , а не секторальный .
              Я не о том , что корабли нашего флота гарантированно защищены от подобных КР , а о самой возможности , способности и высокой доле вероятности отражения такого залпа (4-6 КР) нашими новыми кораблями с современными ЗРК . Эти ЗРК против именно таких целей и затачивались .
              А в той критике "Заслона" , особенно его цену и странности с подрядчиком , я сам участие принимал , вместе с Климовым , Тимохиным и другими уважаемыми авторами и форумчанами . Но фактом непреложным , что "Каракурт" с "Панцирем-МЕ" уверенно перехватывает КР такого класса и степени малозаметности . А его радар слабей , появился позже и имел меньше времени на доводку и настройку для обнаружения целей в приводном слое . А ведь для него это сложнее всех - у него ММ или "крайне-сантиметровый" диапазон и его импульсы усиленно поглощаются молекулами водяного пара и водяной взвесью . При гораздо меньшей мощности чем у "Полимента" и "Заслона" . Но он всё прекрасно видит .
              Но перегрузить можно любую , самую совершенную систему ПВО . Так же не исключены человеческий фактор и неисправность радара в момент такой угрозы .
              1. +1
                15 сентября 2025 16:22
                Это вещи подобные

                Подобные, но не тождественные. Если стая ракет проносится мимо, можно пострелять и на встречных курсах и на догонных. Если не повезло что-то сбить - не беда, следующий по цепочке ЗРК разберется (в крайнем случае - нет). Плюс те же Storm Shadow летают по комбинированной траектории, есть шанс перехватить ракету на среднем участке, когда она летит относительно высоко.
                Когда же корабль сам является объектом атаки, когда ракеты летят непосредственно на него с разных сторон - вечер резко перестает быть томным.
                В этим у "Панциря-МЕ" всё в полном порядке .

                Помнится, про РЛС "Панциря" писали, что она очень не любит атмосферные осадки и прочие мелкие помехи в воздухе. Издержки миллиметрового диапазона.

                Цитата: bayard
                "Заслон" критиковали за его космический ценник

                Да нет, там и к способности наводить ЗУР на низколетящие цели было много вопросов, как мне помнится.
                Цитата: bayard
                для группы кораблей , на которых такие вертолёты стоят организовать посменное дежурство одного вертолёта в воздухе для контроля ПМВ , задача вполне посильная

                Получается, придется с вертолетов полностью снимать прочие задачи (ПЛО, аварийно-спасательные работы и т.п.) и использовать только для радиолокационного дозора. Ну не знаю...
                Цитата: bayard
                Но фактом непреложным , что "Каракурт" с "Панцирем-МЕ" уверенно перехватывает КР такого класса и степени малозаметности

                Мне лично не попадалось статистики, позволяющей говорить именно об уверенном перехвате. Да, вроде какое-то количество ракет было сбито, но неизвестен процент от общего числа КР, потенциально попадавших в зоны ответственности "Каракуртов". 20380 в лице "Меркурия", насколько знаю, за подобного рода перехватами и вовсе замечен не был.
                1. 0
                  15 сентября 2025 19:19
                  Цитата: Kalmar
                  Когда же корабль сам является объектом атаки, когда ракеты летят непосредственно на него с разных сторон - вечер резко перестает быть томным.

                  Это называется "звёздный налёт" , но для всеракурсного РЛК с 4-мя полотнами МФРЛС эта ситуация менее сложна , чем когда все эти КР атакуют с одного ракурса и перегружают возможности одного полотна . Так уж получается что у 4-х полотен РЛК "Полимент" 16 стрельбовых каналов , но если будут атаковать с одного ракурса , то только 4 . Ровно так же и у "Каракурта" - каждое полотно имеет по 3 РЛ канала и один оптический . Но вертеть модулем для отстрела ЗУР в разные стороны придётся очень активно .
                  Цитата: Kalmar
                  Помнится, про РЛС "Панциря" писали, что она очень не любит атмосферные осадки и прочие мелкие помехи в воздухе. Издержки миллиметрового диапазона.

                  Ну если говорить откровенно , и буквально , то диапазон не миллиметровый , а "крайне-сантиметровый" . Но проблема такая была , поэтому я и специально указал на сложности обнаружения в приводном слое , где высоко содержание водяных паров и водной взвеси\брызг . С этим эффектом столкнулись ещё при создании БРЛС для дальнего барражирующего перехватчика Ту-128 , пришлось заново перепроектировать и менять диапазон БРЛС после испытания в условиях Арктики . Но у "Панциря" этот вопрос решили . А у "Панцирь-МЕ" РЛС серьёзно мощней и на таких дальностях для него проблем по определению меньше , чем у сухопутного . И ещё - для наиболее качественного обнаружения и наведения на них ЗУР РЛ пост должен размещаться как можно ниже ... а для обнаружения оных целей на максимально возможной для корабля дальности - как можно выше . На крупных кораблях предусмотрены отдельные РЛС (на "Орланах" это РЛК "Подкат") , у "Каракурта" РЛ пост и так не шибко высоко , а вот для кораблей класса фрегат\эсминец это вопрос . Т.е. нужны отдельные РЛ посты . Если на кораблях есть БМ "Панцирь-МЕ" , всё сильно упрощается , если нет , необходимо отрабатывать алгоритмы обработки сигнала с сепарацией помех и отражений от волн в приводном слое . Т.е. эта проблема решается , но требует времени и работы над алгоритмами и настройки системы СДЦ . Насколько эта проблема решена для "Заслона" мне не известно , а и знал бы , не сказал .

                  Цитата: Kalmar

                  Получается, придется с вертолетов полностью снимать прочие задачи (ПЛО, аварийно-спасательные работы и т.п.) и использовать только для радиолокационного дозора. Ну не знаю...

                  Эти задачи можно совмещать в одном вылете . Постоянного дежурства конечно мало какое авиакрыло КУГ выдержит , а вот поднимать вертолёты в угрожаемый период вполне возможно . Это подстраховка , а не дежурное средство . Но сутки-двое посменным дежурством в воздухе обеспечить можно . Но это надо отрабатывать в плане боевого взаимодействия . И это стало возможным благодаря возможностям нового радара бокового обзора . А они весьма высоки .
                  Ну , а насчёт статистики и полных отчётов о работе наземной и корабельной ПВО в этом конфликте , мы узнаем не скоро . Я же в некоей доле оптимизма считаю что если вопросы для новейшего РЛК "Каракурта" решены настолько успешно , то уж более мощные и созданные раньше и будучи совершенней РЛК "Полимент" и "Заслон" так же обязаны быть вполне боеготовы .
                  1. 0
                    16 сентября 2025 15:31
                    Цитата: bayard
                    Ровно так же и у "Каракурта" - каждое полотно имеет по 3 РЛ канала и один оптический

                    Насколько понимаю, "Минерал-М" на "Каракурте" отвечает только за обнаружение целей, а дальше БМ "Панциря" должен в нужную сторону развернуться, захватить цель своей РЛС и обстрелять. Все это требует времени, которого при звездном налете будет мало.
                    Цитата: bayard
                    поднимать вертолёты в угрожаемый период вполне возможно

                    Возможно, только как этот самый период определять?
                    Цитата: bayard
                    а насчёт статистики и полных отчётов о работе наземной и корабельной ПВО в этом конфликте , мы узнаем не скоро

                    Факт, но без этой статистики рассуждать об успешности работы ПВО "Каракуртов" и других кораблей можно лишь очень и очень умозрительно.
                    Тем временем, есть опыт судна "Василий Бех", который, как утверждается, имел на борту "Тор-М2КМ", вполне способный (в теории) перехватить две низколетящие ракеты. По факту обе попали в спасателя.
                    1. 0
                      16 сентября 2025 16:15
                      Цитата: Kalmar
                      Насколько понимаю, "Минерал-М" на "Каракурте" отвечает только за обнаружение целей, а дальше БМ "Панциря" должен в нужную сторону развернуться, захватить цель своей РЛС и обстрелять.

                      На черноморском "Каракурте" (на его фото) на рубке стоит "пирамидка с 4-мя полотнами МФРЛС (наведение) РЛК "Панцирь-МЕ" , так что наведение возможно с разных ракурсов одновременно , но вертеть модулем для пуска придётся энергично . Впрочем он это умеет . И даже по курсу с доворотом ЗУР в полёте (ибо рубка затеняет модулю пуск на этих ракурсах) . Впрочем можно при нужде и кораблик довернуть в нужную сторону . Это окончательный облик "Каракурта" с "Панцирь-МЕ" . И именно он себя показал самым наилучшим образом при отражении воздушных атак .

                      Цитата: Kalmar
                      только как этот самый период определять?

                      Война на море , как и любая война - занятие комплексное . Существует разведка , в т.ч. и РТР . Спутниковая , на кораблях , самолётах , БПЛА , стационарные посты . В мою былую службу группы ОСНАЗ ГРУ ГШ нам всегда давали упреждающую информацию о взлётах с аэродромов вероятного противника самолётов с названием типов , бортовым номером и позывным пилота . Не говоря уже о гражданских бортах . Разведывательной авиации противника всегда уделялось особое внимание и соответственно - контроль . Сейчас возможно всё несколько хуже , а возможно и нет . Но тот кто предупреждён - всегда вооружен .
                      Цитата: Kalmar
                      без этой статистики рассуждать об успешности работы ПВО "Каракуртов" и других кораблей можно лишь очень и очень умозрительно.

                      Ну о эффективности "Панциря" сухопутного я по собственным наблюдениям судить могу - очень эффективен . На моих ... ну не глазах , а на слух , был осуществлён перехват полного залпа вражеского "Урагана" . Все 14 ракет (две пристрелочные были перехвачены чуть раньше) . Из них 12-ю ЗУР 12 ракет "Урагана" сбил один "Панцирь" , а оставшиеся две - второй . Противовоздушный бой проходил практически над моей головой и все старты и подрывы с детонацией я считал . Просто как старый ПВОшник .
                      Цитата: Kalmar
                      есть опыт судна "Василий Бех", который, как утверждается, имел на борту "Тор-М2КМ", вполне способный (в теории) перехватить две низколетящие ракеты. По факту обе попали в спасателя.

                      Судя по кадрам этого поражения спасателя , на вертолётной площадке никакого "Тора" не было . А если на каком корабле такой модуль и был , то скорей всего был не активен , чем и воспользовался противник . Если такой случай , но с другим кораблём\судном был . РЛС не может работать непрерывно , поэтому периодически выключается для регламента . Воспользоваться такой технической паузой противник вполне мог , если вёл наблюдение с самолётов или БПЛА и вел РТР . А противник (НАТО) такое наблюдение ведёт практически непрерывно - со спутников , БПЛА и разведывательной авиацией .
                      Цитата: Kalmar
                      обе попали в спасателя.

                      Велика ли честь или заслуга потопить гражданское судно ?
                      Россия такие суда в украинских портах топит периодически\регулярно , и пока ни одно не отразило атаки .
          2. 0
            15 сентября 2025 09:31
            Вертолет не может быть все время в воздухе. Ну а для гарантированного поражения можно послать и пару самолетов, их у США 125 шт как тут пишут.
            И посылать можно не один раз :(
            1. +1
              15 сентября 2025 10:10
              Я понимаю что Вы "Не_боец" . Могли бы ещё придумать что по нашему кораблику ещё и ПЛАРК "Огайо" даст полный ракетный залп из 150+ "Томагавков" .
              Про вертолёт выше ответил .

              Изначальный вопрос был : "А наш корабль\корабли смогут отразить удар таких 4-6 КР ?" . И я отвечал именно на этот вопрос .
              А самолёт хорош , и КР вполне себе .
              У нас такого НЕТ .
              1. +1
                15 сентября 2025 10:36
                Да, и такой еще вопрос. Обычно в походе корабль находится в состоянии БГ2 (Боеготовность 2), когда на боевых постах находится треть экипажа, некоторые боевые посты находятся в состоянии "открытие огня в течении 45 секунд", в этой ситуации есть ли шанс отбиться от внезапного залпа в 6 ПКР?
                1. 0
                  15 сентября 2025 10:55
                  У всех вышеперечисленных кораблей - да .
                  Кстати на "Каракурте" башенка с четырьмя полотнами МФРЛС , так что и всеракурсный налёт обобьёт . Но случайность , человеческий фактор и сбой системы никогда не исключён . И все эти корабельные ЗРК способны вести огонь\отражать налёт в автоматическом режиме - без участия расчёта .

                  Зеркалить на США такую угрозу не стоит , у них ПВО строится на самолётах ДРЛОиУ и на истребительной авиации АУГ . Именно от такого характера целей это наиболее рациональное средство . Так что нам ставку делать надо именно на геперзвуковые ПКР , они куда верней пробьют ПВО ордера .
  4. -1
    14 сентября 2025 13:40
    У нас есть такая платформа - Ту-214. Ничем не хуже. При выходе на серийность 7-10 бортов в год с 2026 обязательно надо готовить и заказ на такую систему. 100 бортов, как у полосатых, нам не потянуть, да и столько не надо. 20-25 вполне хватит. Сама по себе идея светлая, с дальностью 6-8 тыс км, скоростью 850-900 км/час и полезной нагрузкой в 20-22 тонн при оснащении оружием и системами наведения и разведки такой борт - грозная сила. Да еще и на радарах не отличишь от пассажирского.
    1. +4
      14 сентября 2025 15:56
      Цитата: Glagol1
      У нас есть такая платформа - Ту-214.

      у нас нет прицельного комплекса под новый противолодочник, нет модификации ту-214 под патрульник, нет заправщиков на базе ил-96-400, даже летчики ма и те штучные экземпляры и статус их в вмф весьма низок и они давно оттерты от командных должностей.
      Если бы в начале 10-х начальство почесалось, а так имеем бумажный эскиз против серийного противника с лучшей системой информационной и логистической поддержки
  5. -1
    15 сентября 2025 02:42
    Появилось первое фото самолёта ВМС США P-8A Poseidon с ракетой LRASM
    Автор, и что - нам за них надо порадоваться? Тогда Ваша заметка нашла своих почитателей - четыре плюса этой заметке кто-то кинул. Где наши самолеты. аналогичные их Посейдонам? Вот о чём надо писать, и размышлять! sad
  6. 0
    15 сентября 2025 05:25
    если самолёты янки в воздухе шансов их достать почти нет, их всех надо поймать на земле агентурой с использованием дронов, минированием впп и обстрелом их стоянок с больших дистанций огнестрелом
  7. 0
    15 сентября 2025 16:32
    Появилось первое фото самолёта ВМС США P-8A Poseidon с ракетой LRASM
    тут и рассуждать нечего: они сокращают время/расстояние на "принятие решения" об атаке...
    те же проблемы и у нас - время на "согласования" надо сокращать...