Прощай, ударный вертолет!

34 154 102
Прощай, ударный вертолет!

Командование армии США обсуждает планы сокращения своего вертолетного парка. Главная причина — анализ применения вертолетов в российско-украинском конфликте. Насколько будет сокращено количество вертолетов, пока сказать невозможно, но то, что сокращение будет, — об этом уже говорят на той стороне мира.

На самом деле, все началось не сегодня. Сегодня, как раз, по ту сторону океана очень бодро вспоминают происшедшее 20 лет назад, а именно — отказ от программы по вертолету «Команч».




Именно в сентябре 2005 года, по мнению многих американских экспертов, начался закат армейской авиации. Когда официально была остановлена и отправлена в историю программа LHX (Light Helicopter Experimental) и усилия двух монстров авиастроения, «Боинга» и «Сикорского», оказались потраченными зря: от вертолёта Boeing/Sikorsky RAH-66 Comanche отказались.

А ведь «Боинг» и «Сикорский» вместе потратили очень много ресурсов, чтобы создать этот футуристический на вид вертолет, который обещал быть и скоростным, и малозаметным. И армия США была готова заказать более тысячи таких вертолетов. Ну а где применять такую прорву, вопросов не вставало: еще со времен Вьетнама вертолет был неотъемлемой частью сухопутных сил и Корпуса морской пехоты США. Просто с появлением «Команча» возможности вышли бы на следующий уровень.

Вообще следующий уровень был. Но не в летно-технической фазе. «Команч» стал легендой и вписал свое имя в историю армейской авиации США, вот только несколько непривычным образом. Выпущенный всего в двух экземплярах, «Команч» обошелся бюджету в 4 (четыре) миллиарда долларов. Каждый.

Это если сравнить в плане денег, то вместо вертолета над землей должен был бы рассекать… «Замволт». Да, так вот вышло, что вертолет будущего оказался ценой в эсминец будущего. А такого будущего в США как-то не захотели, потому «Команч» приземлили и весьма жестко.

Так что так вышло, что «Команч» обессмертил себя, не поставив ни мировых рекордов скорости или высоты, ни участвуя в боевых операциях. Зато стал символом Распила с большой буквы. Потому о «Команче» и молчат все эти 20 лет, еще бы, вертолет по цене эсминца «Замволт» или трех «Арли Берков» — это перебор даже для США.


Но винить специалистов «Боинга» и «Сикорского» вот так сразу и не стоит. И потому что эти фирмы построили множество достойнейших машин, а каким было бы (если было) без Сикорского вертолетостроение в мире вообще – очень сложно сказать. И потому, что заказчик – армия США – мягко говоря, плохо понимала, что заказывала. Нет, знать-то они знали, но измудрить вертолет-«невидимку» или хотя бы малозаметный, да чтобы летал 400+ км/ч, да чтобы мог тащить 20-мм пушку, десяток ракет в ассортименте (желательно «Хеллфайры»), то есть тонну-полторы в качестве нагрузки. Ну и ударный вертолет должен быть вертким и легко управляемым.

В общем так — всего ничего, но совместных усилий «Сикорского» и «Боинга» не хватило. Два десятка лет, восемь миллиардов и на выходе два винтокрылых кошмарища с более чем сомнительными характеристиками.


Но тут было от чего взвыть конструкторам. «Команч» действительно был прорывным изделием в плане малозаметности. Учитывая, что его начали ваять в 90-х годах прошлого века, это вообще инженеры из кожи вон вывернулись.

Вертолет, правда, оказался малозаметным: выпуклая форма фюзеляжа, радиопоглощающее покрытие фюзеляжа и лопастей, втулки несущего винта под обтекателем, убираемое шасси, убираемая в обтекатель поворотом на 180° пушка, оружейный отсек для ракет (под крылышки тоже можно было подвешивать кое-что).


Композитный винт, задний винт в тоннеле, различные хитрые насадки на выпуск двигателя, система уменьшения шума, система подавления ИК-излучения – «Команч» реально был менее заметен, чем «Апач».

Но когда «Команч» появился в металле и полетел, многие в Пентагоне задали лишь один вопрос: «А зачем оно?» И по-своему были правы. Была рабочая лошадка «Апач», который исправно летал, уничтожая всё живое и неживое в радиусе нескольких километров, стоил недорого, собирался быстро. Новый вертолет, причем принципиально новый, пусть и способный красиво работать в паре с «Апачем» как разведывательно-ударный.

Это даже в названии учли: ударные вертолеты получали обозначение «АН» — attack helicopter. Легкие вертолеты разведки и наблюдения — «ОН» — observation helicopter. Новый вертолет по своим боевым возможностям не уступал ударным, и в то же время это был реально первый разведывательный вертолет армии США. Потому первая буква в названии — «R».


Концепция связки «Команч» — «Апач II» воспринималась как будущее армейской авиации, но оказалась слишком амбициозной, и «Команч» так и не был принят на вооружение, хотя на разработку ушло более двух десятилетий. Но именно с «Команча» началась эпоха военных мегабюджетов, и хоть после RAH-66 существовало ещё как минимум два проекта легких ударных вертолетов, они тоже не пошли в серию, несмотря на затраты.

Видимо, вирус оказался заразным, потому что у Пентагона вообще стала прослеживаться идея финансирования любого проекта, как бы это у нас сказали, «не имеющего аналогов в мире». Причем, если в случае с «Команчем» все угомонились после двух пробных экземпляров, то вот с F-22 так не получилось. Да и не только «Рапторы». «Замволты», литоралы, «Сивульфы», В-2 — миллиарды летели и горели в проектах, а толку с них было мало.

Возвращаясь к вертолетам. В итоге командование США под давлением Конгресса решило вообще отказаться от этой программы. Так что «Апач», скорее всего, станет последним ударным пилотируемым вертолетом американской авиации. Командование армии США обсуждает планы сокращения своего вертолетного парка.

И это вполне логично: основная масса американских военных вертолётов находится в составе армии. И масса эта насчитывает более 5 тысяч бортов. Для сравнения, в ВС РФ, считая все: армию, флот, ВКС, — около 1500 вертолетов. Взять китайцев — там в НОАК еще меньше, около тысячи винтокрылов, судя по данным GlobalMilitary.net за прошлый год.

Сила и мощь армейской авиации США – это действительно сила и мощь. Более 800 бортов АН-64 «Апач», больше 500 СН-47 «Чинук», которые способны решить большинство транспортных задач, около 3 000 UH-60 «Черный ястреб», который вообще способен на решение многих задач в зависимости от модификации.


И, судя по всему, у всей этой красоты и мощи очень некрасивая перспектива. Изменение самого характера современной войны, о чем мы уже не раз писали, ведет к реорганизации как армии США, так и армейской авиации, являющейся ее частью. И, естественно, за этим следует пересмотр военного бюджета. Уже сегодня в США многие говорят, что пересматривать ассигнования будут не в пользу армейской авиации.

В мае 2025 года появилась информация о сокращении по одной эскадрилье в каждой бригаде армейской авиации. Учитывая, что в армии США имеется 13 бригад армейской авиации, в Национальной гвардии – 12 бригад и еще две бригады в резерве – итого 27 эскадрилий вертолетов.

Вообще, вертолетная бригада оперирует такой единицей, как батальон, который состоит из двух эскадрилий по 12 вертолетов. В бригаде армейской авиации 4 вертолётных батальона: 2 ударно-разведывательных, штурмовой и общей поддержки. AH-64E/D, UH-60L/M, HH-60, CH-47D/F количеством около сотни бортов.

Как подтверждение того, появилась информация о планах распродажи высвобождаемых UH-60 и AH-64. Кроме того, будут расформированы вертолётные подразделения в обеих резервных экспедиционных бригадах. Получается, что на аукционы пойдет более пяти сотен вертолетов. И можно быть уверенным, они найдут своего покупателя.

С чего вообще вдруг такая реакция?


Специалисты и эксперты НАТО внимательно наблюдают за ходом боев на Украине и делают выводы, которые затем превращаются в доклады и рекомендации. Именно потери вертолетов в ходе боевых действий на Украине заставили руководство армии США усомниться в выживаемости пилотируемых вертолетов в будущих конфликтах.

В руководстве армии США считают, что БПЛА стали более распространенными и эффективными платформами как для наблюдения, так и для нанесения урона противнику. И много более недорогими в сравнении с вертолетом и его вооружением.

Возьмем «Апач». 12 миллионов долларов и плюс еще 16 «Хеллфайеров» стоимостью еще 1,5 миллиона долларов. Итого – 13,5 миллиона. И все это может в один момент превратиться в горящий хлам на земле, поскольку, как справедливо заметил Джеремия Гертлер, старший аналитик известной в авиаотрасли Teal Group, «практически все, что летает над полем боя, погибает».

Справедливо. За три года потери вертолетов обеими сторонами конфликта перевалили за 150 единиц. Аналитики НАТО отмечают, что с момента начала применения российской стороной боеприпасов ЛМУР Х-39 эффективность российских ударных вертолетов стала намного выше, чем в начале операции, но не вернула вертолет в разряд эффективных видов вооружения.


Проще и дешевле, судя по действиям сторон, а главное — оперативнее, применять для разведки, наблюдения, корректировки артиллерии, постановки помех и уничтожения целей беспилотники.

Применение БПЛА, учитывая наличие подразделений соответствующего направления во всех формированиях, начиная с батальона, действительно ускоряет процесс применения, поскольку исключается вся цепочка согласования от момента поступления заявки и до момента вылета вертолетов на боевое задание.

В армии США еще не сделали окончательного вывода о том, сможет ли беспилотник заменить вертолет на поле боя. На нашей стороне такой вывод сделан давно. БПЛА в состоянии уничтожить любую цель, от пехотинца до танка, провести разведку, зафиксировать результаты огневого воздействия, даже организовать снабжение бойцов, попавших в затруднительное положение.

Вот здесь точно надо пояснить. Все эксперты США, они не в состоянии оценить эффективность дрона грузоподъемностью 3-5 кг. Это солдат США, попавший в окружение, будет ждать, что прилетит «воздушная кавалерия» и его выручит. А не прилетит — жаль, конечно, но это война.

У наших бойцов сложностей больше, но при помощи квадрокоптеров некоторые проблемы, как оказалось, можно решать. БПЛА типа «Мавик» или что-то такое, грузоподъемностью до 3 кг, запросто может привезти «полторашки», одну с водой, одну с кашей. Или четыре снаряженных магазина. Мало? Когда нет уже ничего, как говорят получавшие такие посылки, более чем достаточно.

Американцу в голову не придет отрезать горловину от полуторалитровой баклажки, набить ее кашей из сухпайка или кухни, у кого что в распоряжении, надеть на баклажку целлофановый пакет и замотать скотчем. И всё, на дрон, и ужин полетел. Иногда, говорят, если с высоты сбрасывать, некрасиво получается, но в основном, если дроновод рукастый, всё нормально.

И вот, насмотревшись всего этого и доложив по инстанции, американские военные думают. Но думы у них – сумерки, понятно, что менять что-то надо, вопрос – как и куда.

Пока что вертолеты никуда не уйдут, но то, что они перестали быть весомым козырем на поле боя, а учитывая возможности современных ПТУР, которые просто щелкают попавшие в прицел вертолеты, как семечки, и подавно говорит о том, что вертолету над полем боя не место.

Слишком большой, слишком медленный, слишком уязвимый. Слишком много средств поражения, слишком мало вариантов защиты.


Естественно, вертолеты будут применяться в транспортных целях. Армия США рассчитывает эксплуатировать H-60 до 2070-го года, и только потом на замену должен пойти конвертоплан MV-75. Мы писали об этой машине, V-280 «Valor» от Bell Helicopter. Но это действительно слишком уж будущее.

А пока пять сотен «Апачей» и «Черных ястребов» разойдутся по миру и будут выполнять свои обязанности в местах, где вертолетам пока не так опасно работать и где они будут востребованы. Азия, Африка, Латинская Америка…


Очень интересно было бы узнать, какие выводы сделают у нас, в Китае, в Европе. Там, где умеют делать вертолеты и применять их.
102 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    17 сентября 2025 05:09
    Очень интересно было бы узнать, какие выводы сделают у нас, в Китае, в Европе
    Да точно такие же! Если уже не сделали wink
    1. +34
      17 сентября 2025 06:18
      По ходу нашей СВО, мы уже "похоронили" не раз танки, которые превращаются в обычную артиллерию на гусеницах, стреляющую из укрытий . Про встречные танковые сражения даже не вспоминают. А одиночный наскок отважного экипажа Алеши, сродни подвигу А. Матросова с благополучным концом.
      Теперь принялись "хоронить" вертолеты... Где-то на этом сайте была статья с "похоронами" ПЛ, следы которых на глубине теперь обнаруживается даже из космоса.... А как давно и сколько раз мы "хоронили" авианосцы.. и свои в первую очередь. Особенно не имея средств на их постройку и содержание в таком количестве, как у врага. И тогда проще их "похоронить" за ненадобностью.
      Что будет следующим "трупом" из военной техники? Или таким образом вернемся к рукопашным боям с дубинами и копьями? fellow laughing lol
      1. +10
        17 сентября 2025 07:06
        Цитата: Сабуров_Александр53
        По ходу нашей СВО, мы уже "похоронили" не раз танки, которые превращаются в обычную артиллерию на гусеницах, стреляющую из укрытий .

        "Вот кончится у тебя уголь твой, что будешь делать? А парус он всегда ветер найдет.", "Вот лопнет твой бак с топливом, что будешь делать? А лошадь всегда траву найдет." "Пуля -дура, штык - молодец". Обмотки, лапти, лук со стрелами, штыки, ядра, кавалерия. Всему рано или поздно приходит время уйти. Зачем строить и содержать дорогие но бесполезные для ведения БД вооружения?
      2. +6
        17 сентября 2025 07:46
        Нет. Мы придем, в конечном счете, к "войску железных солдат". Которые будут воевать и на суше и на море и в воздухе. Впрочем уже начали воевать, особенно в воздухе.

        А еще похоронили тачанки с пулеметами, гренадеров и кирасиров, конных рыцарей и легионеров...
        Прогресс, однако. Война становится все более дистанционной, силы - рассредоточенными. Когда то успех целой кампании решался на одном поле в генеральном сражении. Скоро даже "железных солдат" будут конструировать из отдельных модулей непосредственно перед битвой, а по окончании - будут солдаты разделятся на отдельные модули, очень малозаметные и взаимозаменяемые, так что их уничтожать будет и трудно и не особо результативно.
        1. +4
          17 сентября 2025 11:00
          Цитата: Illanatol
          Скоро даже "железных солдат" будут конструировать из отдельных модулей непосредственно перед битвой, а по окончании - будут солдаты разделятся на отдельные модули, очень малозаметные и взаимозаменяемые, так что их уничтожать будет и трудно и не особо результативно.

          Пан Лем одобряет! wink
          Поэтому не человекообразные автоматы составили армию нового типа, а искусственные насекомые (синсекты): керамические микрорачки, червячки из титана, летающие псевдоосы с ганглиями из соединений мышьяка и жалами из тяжелых расщепляемых элементов. Большая часть этого неживого микровоинства могла по первому же сигналу об опасности атомного нападения глубоко закопаться в землю и вылезти наружу после взрыва, сохраняя боеготовность даже там, где отмечалась убийственная радиация: ведь солдат этот был не только микроскопический, но и небиологический, то есть мертвый. Летчик, самолет и его вооружение как бы слились в одно миниатюрное целое в летающих синсектах. В то же время боевой единицей становилась микроармия, лишь как целое обладавшая заданной мощью и боеспособностью (точно так же, только целый рой пчел, а не отдельная изолированная пчела, может рассматриваться как самостоятельный организм).

          Среди туч микрооружия, самонаводящегося на заданные цели, человек в мундире был беспомощен так же, как римский легионер со своим мечом и щитом под градом пуль. Людям пришлось покинуть поля сражений уже потому, что специальные виды биотропического микрооружия, уничтожающего все живое, убивали их в считанные секунды.

          Микроармия могла без труда преодолеть любую оборонительную систему и вторгнуться в глубокий тыл неприятеля. Это было для нее не сложнее, чем для снега или дождя. В то же время крупнокалиберное атомное оружие оказалось бесполезным на поле боя, его применение попросту не окупалось. Прошу вообразить себе попытку сражаться с вирусной эпидемией при помощи термоядерных бомб. Эффективность наверняка будет мизерной. Можно, конечно, спалить обширную территорию даже на глубину сотен метров, превратив ее в безжизненную, стеклянную пустыню, но что с того, если час спустя на нее начнет падать боевой дождь, из которого выкристаллизуются «отряды штурма и оккупации»?

          В общем, децентрализация, автономность и роевой искусственный интеллект. "Непобедимый", но уже на Земле.
          1. +2
            17 сентября 2025 18:04
            Ну до нанороботов нам как до луны раком, да и электроника к радиации не то чтобы сильно устойчива...
        2. -1
          17 сентября 2025 11:18
          Цитата: Illanatol
          Прогресс, однако. Война становится все более дистанционной, силы - рассредоточенными. Когда то успех целой кампании решался на одном поле в генеральном сражении. Скоро даже "железных солдат" будут конструировать из отдельных модулей непосредственно перед битвой, а по окончании - будут солдаты разделятся на отдельные модули, очень малозаметные и взаимозаменяемые, так что их уничтожать будет и трудно и не особо результативно.

          Всё это думки и фантазии. Вот что совершенно точно, так это то, что 4 мировая война будет вестись камнями и палками.
      3. +2
        17 сентября 2025 09:03
        Роботы скоро будут воевать, т.к. станут гораздо дешевле чем обучение, снабжение, зарплата, лечение и пенсия военному, плюс они менее восприимчивы к поражающему воздействию осколков, не подвержены стрессу, панике и страху и приказ не станут обсуждать. По Китаю уже ходят человекоподобные, и я почему-то подозреваю что и исследования на тему применения их в БД идут полным ходом. А человек теперь вымирающий вид по всему миру (кроме пары африканских и азиатских стран) его беречь надо.
        1. +1
          17 сентября 2025 14:03
          Цитата: Neutral Neutral
          А человек теперь вымирающий вид по всему миру... его беречь надо.

          А вот и нет. 50 лет назад население мира было вдвое меньше, чем сейчас. А вот надобность в рабочих руках как никогда низкая, безработица только растет. Автоматизированные процессы обучения, проектирования, производства и распределения товаров и услуг больше не предполагают сотни миллионов рабочих, они просто не нужны. А нужны миллионы высокообразованных инженеров-программистов. Все это делает длительную глобальную войну для элит не такой уж невозможной и страшной.
        2. +2
          17 сентября 2025 17:29
          Ну, судя по последним опытам с ИИ, он очень даже подвержен стрессу, панике и страху, а также неподчинению приказам!)
      4. +1
        17 сентября 2025 14:06
        Согласен! Так же и пехоту как род войск хоронили, дескать в "наш век решают Калибры и Томагавки, или Трайденты с Тополями, а не эти ваши окопы", и вот уже 4й год окопная война под жужжание дронов...То же самое вертолеты. А что если дроны подвесить как блоки НУР на вертолет, тогда получается мощное и быстрое средство реагирования на любые атаки, с возможностью повсеместной посадки и базирования. Ну и как средство борьбы с БЭКами и дронами вертолеты себя показали с наилучшей стороны
      5. +2
        18 сентября 2025 21:58
        А что неверного в логике? Действительно, вертолётчик на современном поле боя - самоубийца. Эпоха ракет. Удивляюсь, что танки востребованы.
        1. 0
          19 сентября 2025 05:52
          А что неверного в логике?

          Достаточно вспомнить аналогичные прогнозы, когда изобрели пулемёты, а затем первые танки... Тогда точно так же многие предвещали "конец истории" с полевыми сражениями. Да эффективность уничтожения живой силы противника существенно возрастала, но не исключила полностью окопную войну и штурмовые операции. И я не знаю, что страшнее для человека, рукопашный бой на мечах и сабельная атака кавалерии, или перестрелка из окопа и даже штурмовой бросок на позицию врага... Быть зарубленным или получить пулю с осколками.
          А то, что военная наука всегда будет стремиться к минимизации потерь живой силы, так кто спорит?
          1. 0
            22 сентября 2025 13:54
            Всё равно: в следующей жизни обязательно буду в авиации. Но точно не вертолётчиком.
  2. +18
    17 сентября 2025 05:14
    За три года потери вертолетов обеими сторонами конфликта перевалили за 150 единиц.

    Возьмём Вьетнам и Афган. Счёт на сотни во втором, и ТЫСЯЧИ в первом случае. Никто от вертолётов не отказался, и именно опыт Вьетнама привёл к созданию чисто боевого вертолёта.
    Неет, тут как с танком, рано хоронить.
    1. +1
      17 сентября 2025 05:41
      У танка нет альтернативы, а у ударного вертолёта есть и более эффективная в виде БПЛА. Чисто ударные машины скорее всего исчезнут, а многофункциональные естественно останутся.
      Воздушная платформа с нормальной грузоподъёмностью в любом случае будет востребована. Совсем от ПТУР не откажутся, они эволюционируют в умные ракеты с большой дальностью и ПРР над полем боя будут востребованы. Мощные помехи ставить с БПЛА тоже не возможно и как показал опыт борьбы с БПЛА, у вертолетов тоже есть потенциал прикрытия тыла от БПЛА.
      Запускать НУРС с кабрирования в даль может и транспотно-боевая машина, если в таких пусках есть необходимость.
      С ростом возможностей БПЛА-перехватчиков, у вертолетов над полем боя шансов просто не будет и даже рядом с ЛБС тоже сомнительные, а вот действовать в ближайшем тылу и от туда наносить удары вертолеты смогут.
      1. +4
        17 сентября 2025 06:04
        Цитата: Eroma
        многофункциональные естественно останутся

        Многофункциональные - это универсальные, а значит "ни там ни там". Потому что грузовая кабина съедает очень много веса и боевику не нужна.
        Выходит, это моё, персональное мнение, вертолёт, как чистая оружейная платформа, нужен - но должен быть создан на базе транспортника (это уже реверанс к вашей точке зрения), как "Хью кобра", в худшем случае как Ми-24, с максимальной унификацией. Но уже не как Апач, Ми-28 и тем более Ка-52...
        1. +1
          17 сентября 2025 21:22
          Цитата: Владимир_2У
          Многофункциональные - это универсальные, а значит "ни там ни там".

          Сегодня оценить возможности ударных вертолетов недалёкого будущего крайне сложно! Нужно понять какое оружие он должен применять и против каких целей?

          Например вертолет лучшее противотанковое средство конца 20 века, его противотанковый потенциал остаётся и сегодня, но только в обороне! И это значительно дороже чем использовать ФПВ дроны.
          За ЛБС вертолет точно не полетит!
          А вот в какой то экстренной ситуации, например для купирования прорыва, вертолет за счёт мобильности и огневой мощи вполне актуален и сегодня.
          Запуск каких то дальнобойных ракет, для быстрого поражени~я целей, эта способность тоже актуальна. Но потребность в таких ударах не регулярная, это больше спецо ценаперация ССО.
          Отсюда вывод, что основная задача вертолетов будет транспортная или какие-то боевые задачи экстренного или специльного характера. Насколько будет нужен специализированный вертолет для этих задач?
          1. 0
            18 сентября 2025 03:19
            Цитата: Eroma
            А вот в какой то экстренной ситуации, например для купирования прорыва, вертолет за счёт мобильности и огневой мощи вполне актуален и сегодня.

            На 100 % согласен с этим, но дополню - задачи местной противоБПЛАшной ПВО.

            Цитата: Eroma
            Насколько будет нужен специализированный вертолет для этих задач?

            Полноценные обзорные и прицельные комплексы, особенно для задач ПВО, на транспортную вертуху не встанут, не даст она и скорости с маневренностью...
            1. 0
              18 сентября 2025 08:27
              Цитата: Владимир_2У
              Полноценные обзорные и прицельные комплексы, особенно для задач ПВО, на транспортную вертуху не встанут, не даст она и скорости с маневренностью...

              Всё это даже на лёгкие вертолеты ставят, во всяком случае на западе. Во-105 в Германии и Газель во Франции, в США надвтулочные РЛС на разведчика ставят.
              И противоБПЛА вертолеты не являются ключевым элементом, никто не строит свою защиту с опорой на вертолеты. Они ограничены в скорости, это сегодня Герани летают 150 км)ч +/-, а завтра подобные БПЛА будут летать 500 км/ч и всё вертолет почти бесполезен. Разведчики барадирубт на высотах 3-5 км и тут вертолёт тоже никак.
              1. 0
                18 сентября 2025 09:09
                Цитата: Eroma
                Всё это даже на лёгкие вертолеты ставят, во всяком случае на западе. Во-105 в Германии и Газель во Франции, в США надвтулочные РЛС на разведчика ставят.

                Только дело в том, что эти вертолёты НЕ транспортные, а американские даже изначально как разведчики создавались, перевозка трёх-пяти гражданских это не транспортник. А с оборудованием, тем более с вооружением всё, никаких перевозок, чистые лёгкие боевики-разведчики.

                Цитата: Eroma
                И противоБПЛА вертолеты не являются ключевым элементом, никто не строит свою защиту с опорой на вертолеты.
                Это да, но как один из элементов и могут и должны.

                Цитата: Eroma
                Они ограничены в скорости, это сегодня Герани летают 150 км)ч +/-, а завтра подобные БПЛА будут летать 500 км/ч и всё вертолет почти бесполезен.
                Подобные БПЛА и останутся подобными, реактивные - это уже другой класс. А Россию достают лёгкие самолёты-бпла, и вертолёт, как часть обороны будет полезен против них и подобных.
                Впрочем это дискуссионно.
          2. +1
            18 сентября 2025 13:54
            Ми-8 для купирования прорывов с парой отделений дроноводов на борту будет почти также мобилен. И более эффективен.
            1. 0
              19 сентября 2025 03:15
              Цитата: malyvalv
              Ми-8 для купирования прорывов с парой отделений дроноводов на борту будет почти также мобилен. И более эффективен.

              Почти, да не совсем, точнее совсем нет. Дроноводы с места высадки пешком будут рассасываться по местности, со своим имуществом? Так что один вертолёт - пара расчётов максимум, а с учётом что и на квадрике много не увезти, то один, на условном уазике. А на какой дальности от места прорыва? А то ведь войсковая ПВО вертолёты и видит и сбивает прилично так, в паре десятков км точно.
              Неее, затыкать прорывы дроноводами сложно, усиливать оборону - да, хорошо и быстро. А вот прямо прорывы, не, не очень.
              1. 0
                19 сентября 2025 11:15
                А что нужно при прорыве как не усиливать оборону? Причём в местах где её изначально не было. Ударник прилетел, нанёс какой то ущерб и улетел. Это прорыв не остановит.
                В 22м году при прорыве в Харьковской области были кадры как из Ми-26 целая рота высаживается. Для купирования прорыва. Были бы тогда у них дроны ещё лучше было бы.
                1. 0
                  19 сентября 2025 14:17
                  Цитата: malyvalv
                  Ударник прилетел, нанёс какой то ущерб и улетел. Это прорыв не остановит.

                  Это значительно затормаживает продвижение, а значит уменьшает глубину и скорость прорыва, выигрывая время. В том числе и для высадки десанта на направлении прорыва, потому что этот десант надо ещё собрать и погрузить.

                  Цитата: malyvalv
                  В 22м году при прорыве в Харьковской области были кадры как из Ми-26 целая рота высаживается. Для купирования прорыва.
                  И кто же дал этим Ми-26 время для перелёта к месту сбора, погрузки, небыстрой, и высадки? То то и оно...
                  Ударники сбивают темп и выигрывают время.
                  1. 0
                    19 сентября 2025 17:34
                    Как он тормозит? Уничтожил часть прорвавшихся, остальные как ехали так и едут.
                    Особенно как было в Харьковской области в 22м году. Много небольших групп. С прикрытием Стрелами-10.
                    Вот при лобовом ударе на ограниченном участке в 23м да, ударники хорошо свою роль сыграли. Наверное в последний раз. Ни мы ни украинцы таких атак больше не пытались делать.
                    1. 0
                      21 сентября 2025 14:27
                      Цитата: malyvalv
                      Особенно как было в Харьковской области в 22м году. Много небольших групп.

                      А там не было прорыва, там было обрушение рыхлого фронта и панический отход по широкой линии.

                      Цитата: malyvalv
                      Как он тормозит? Уничтожил часть прорвавшихся, остальные как ехали так и едут.
                      Что за ерунда? Остальные рассеиваются и откатываются назад, либо ждут ПВО.

                      Цитата: malyvalv
                      Много небольших групп. С прикрытием Стрелами-10.

                      А вообще, противодействие вертолётами было хоть как то организованно? Потому что с откровенно поганой связью и координацией, что была в 22 г. в нашей Армии, не факт что вообще привлекались ударники, т.к. обозначить "свой чужой", в тех условиях, не было возможности.
                      1. 0
                        21 сентября 2025 15:21
                        Что за ерунда? Остальные рассеиваются и откатываются назад, либо ждут ПВО.

                        Зачем? Если никого впереди нет то что мешает продвинуться ещё? Район вертолётами не изолирован так как это не дроны, логистика работает, только резервы подтянуть и всё.
                      2. 0
                        22 сентября 2025 03:50
                        Цитата: malyvalv
                        Район вертолётами не изолирован так как это не дроны, логистика работает, только резервы подтянуть и всё.

                        Но передовые части выбиваются, а горючка и боеприпасы сами по себе позиции не захватывают.

                        Цитата: malyvalv
                        Зачем? Если никого впереди нет то что мешает продвинуться ещё?
                        Эти же вертолёты, пока не подтянуто ПВО. ПЗРК не могут бороться с ПТ-вертолётами, не всякое армейское ПВО может с ними бороться, особенно при дальнобойных ПТРК.
                        К тому же, даже если в броне сидят прям терминаторы без страха, чем больше выбито техники, тем дольше ей колупаться с очагами обороны, которые всё равно случаются, при любом прорыве.
                        Ну и Ми-26 в десятки раз меньше чем Ми-24-28 и Ка-52. А как уже понятно, на Ми-8 много ФПВ расчётов не перебросить, и маневренность их всё равно привязана к автотехнике.
                        Ударникам ещё есть место для работы, и долго будет.
                      3. 0
                        22 сентября 2025 05:21
                        ПЗРК не могут бороться с ПТ-вертолётами, не всякое армейское ПВО может с ними бороться, особенно при дальнобойных ПТРК.


                        Это хорошо когда известно где противник и можно относительно безопасно подойти на 8-10 км. Но речь ведь о прорыве. Где противник непонятно. А внезапная встреча Стрелы 10 с вертолётом оставляет мало шансов последнему.
                        Минные поля и рвы с тетраэдрами тоже наносят потери противнику, тормозят, но не останавливают сами по себе без прикрытия. Очень хорошо когда вертолёты помогают купировать прорыв но остановить они не могут.
      2. +5
        17 сентября 2025 12:14
        Цитата: Eroma
        Запускать НУРС с кабрирования в даль может и транспотно-боевая машина

        Моч то может, вопрос куда? На ударном вертолете производить такие пуски с приемлемой точностью позволяет прицельно навигационный комплекс, где есть такой режим прицеливания... Ну а в транспортном... увы, пуск в сторону противника. Что касается вертолетов вообще и боевых ударных в частности, я бы пока подождал хоронить только на основе одной СВО. Если потребуется десантная вертолетная операция (а грамотно спланированная и обеспеченная вполне может быть успешной), то для ее обеспечения как транспортные так и ударные вертолеты для ее обеспечения нужны. Вспомните начало СВО и успешную высадку вертолетного десанта. Реально? Реально, только грамотно все должно быть организовано.
        1. +2
          17 сентября 2025 20:43
          Цитата: НИКНН
          Вспомните начало СВО и успешную высадку вертолетного десанта. Реально? Реально, только грамотно все должно быть организовано.

          А как Вы думаете, в 25 году такой номер возможно провернуть? Сомневаюсь! Или вертолетный десант в исполнении даже США против армии России сегодня возможен? Вернее какие шансы у такого десанта?
          Думаю крайне низкие, за 3 года СВО поле боя сильно поменялось, возможно если на смену сегодняшним вертушкам придут какие то другие машины, те же вертолеты даже, но адаптированные к новым угрозам (их потенциал ещё не раскрыт до конца!), то вероятно тактические десанты снова станут возможны.
          1. -1
            18 сентября 2025 18:30
            А как Вы думаете, в 25 году такой номер возможно провернуть?
            ну это от разведки зависит и от общего умения командовать, а с этим у нас не очень...

            Так-то куда-нибудь через Белоруссию со стороны Мозыря устроить десант в Ровно с какими-нибудь коварными целями (например захватить поезд с еврайховскими министрами, что там постоянно катаются) наверняка можно с минимальными потерями, особенно прикрываясь геранями. Будь у нас цахаловские генералы, они бы и дальше долетели, до Староконстантинова, просто подорвав все самолёты в укрытиях, а потом улетели бы обратно
      3. -1
        17 сентября 2025 13:54
        Вот пока ,читал опус Романа ,над головой прошла пара Крокодилов. Что- то xoxлядские дроны разлетались в последнее время в нашем регионе.
      4. 0
        18 сентября 2025 22:47
        Цитата: Eroma
        У танка нет альтернативы, а у ударного вертолёта есть и более эффективная в виде БПЛА. Чисто ударные машины скорее всего исчезнут, а многофункциональные естественно останутся.


        Вы неверно понимаете роль БПЛА. Так же, как до СВО её наше генеральё понимало. Как носителя обычного вооружения. БПЛА же стали расходным материалом войны. корректируемыми боеприпасами. ИМенно в таком виде они сейчас наиболее актуальным.

        Проблема современного ударного вертолёта в том, что он концептуально разрабатывался в далёкие 70-е годы. Когда дистанция 5-7 километров от цели считалась безопасной. Сейчас же проблема уязвимости вертолётов решается отдалением дистанции пуска. Например на 7-10 километров. Ракеты такие есть, Та же Атака или ракета Хризантемы вполне летят на 8 километров. Проблема только в разведке целей и уверенном управлении. Для разведки создатели МИ-28 предусмотрели канал двусторонней сязи с БПЛА. Он есть аж с 90-х. Беспилотника только нет, не нужен был генералью. Как платформа, ударный вертолёт не изжил себя, но концептуально нужнается в модернизации. Сейчас обязательна РЛС (апач, Ка-50, Ми-28 изначально РЛС не имели, использовали оптические методы разведки), пакет БПЛА-разведчиков и ретрансляторов, и дальнобойные ракеты наводимые радиокомандно или по принципу "летающей телекамеры", либо при помощи подсветки цели с БПЛА-разведчика.
        Вертолёт это очень мобильная и удобная платформа для управляемого ракетного оружия, нужно лишь убрать его из зоны, где он уязвим от всего, что может стрелять вверх.
        1. 0
          19 сентября 2025 04:36
          Цитата: abc_alex
          БПЛА же стали расходным материалом войны. корректируемыми боеприпасами. ИМенно в таком виде они сейчас наиболее актуальным.

          Вот именно, БПЛА это боеприпас, способный самостоятельно искать цели, находится в засаде и главное поражать цели на дистанциях в десятки километров в глубине противника! Фактически поражая все цели которые способен поразить вертолет, зачастую делая это эффективнее и значительно дешевле! БПЛА уже сегодня выполняют задачи по изоляции района боевых действий!
          Сегодня скорость БПЛА примерно 190 км/ч и над увеличением скорости ведётся работа. Уже сегодня ФПВ дроны пытаются атаковать вертолеты в воздухе, но им не хватает скорости для эффективной охоты за вертолетами, завтра у них появится такая возможность.
          Тут и встаёт вопрос какое оружие вертолет должен применять и по каким целям? Никакие Атаки и Хризантемы, это минимум перспективный Гермес с дальностью пуска в 100 км, но тут вопрос, с такой дальностью на кой нужен вертолет?
          1. 0
            19 сентября 2025 15:21
            Цитата: Eroma
            Вот именно, БПЛА это боеприпас, способный самостоятельно искать цели


            Вот тут вы ошибаетесь. Поскольку забываете, что поиск цели состоит из двух этапов: обнаружение объекта и РАСПОЗНАВАНИЕ объекта. И если с обнаружением все справляются вполне прилично, то надёжного алгоритма распознавания нет в мире ни у кого. Никто не может гарантированно отличить бойца НАТО от бойца не НАТО, танк Т-64 от танка Т-72 и прочее, прочее, прочее. Эта сложнейшая задача не решена на фундаментальном уровне, никто не понимает, как вообще это делать. Ведь человек не распознаёт, а узнаёт объекты. Поэтому, искать цели могут только люди, а значит дрон не может быть автономным. Если только не ставить ему задачу "бей ВСЁ что видишь".

            Поэтому
            Цитата: Eroma
            цели на дистанциях в десятки километров в глубине противника

            поражать будет проблематично. Сначала из надо найти, потом информацию передать оператору, а уже потом, получив распознавание, атаковать, опираясь на формальный принцип (белое пятно в центре экрана).

            Цитата: Eroma
            Тут и встаёт вопрос какое оружие вертолет должен применять и по каким целям? Никакие Атаки и Хризантемы, это минимум перспективный Гермес с дальностью пуска в 100 км, но тут вопрос, с такой дальностью на кой нужен вертолет?


            Никакого Гермеса на вертолётах нет и не будет. Дистанция в 100 километров -- нелепость. Существующий образец летит на 20. 100 -- это только возможная модернизация, объявленная КБП. Более того, даже КБП этот вариант предлагает для наземной техники.


            И остаётся вопрос: как искать цели там, на 100 километрах. И Вы совершенно верно задали этот вопрос.ЗАЧЕМ тогда вертолёт? Камаз привезёт ракет больше и будет менее заметен. При таких дальностях полёта боеприпаса 10-15 колометров по фронту накрывается просто методом приближения огневой позиции со 100 километров до 70.
            Так что давайте всё-таки разделять задачи. Если нам нужен тактических комплекс с дальностью 100 км, то зачем ему воздушное базирование? Чем городить летающую платформу надо заниматься системами связи и разведки, а ракеты возить на грузовиках.
            Это будет РСЗО с управляемыми боеприпасами. И удалённой системой наведения. Ну, невозможно рулить ракетой с дистанции 100 километров. Это будет что-то вроде проекта "Краснополь". То есть НЕ самостоятельная система.

            Ударный вертолёт же это машина для других задач и других дистанций. Это прежде всего самостоятельная боевая машина, способная решать задачу без посторонних систем. Сам нашёл, сам уничтожил. Поэтому длина его рук будет ограничена радиусом его "зрения". Сейчас с РЛС -- это 12-20 километров. И увеличение дальности надо начинать с увеличения дальности разведки с борта вертолёта. И систем связи.
    2. +5
      17 сентября 2025 06:27
      Ничего Вы занизили
      Потери США во Вьетнаме - 3744 самолёта, 5607 вертолётов и около 1000 беспилотных летательных аппаратов. И это только то что США официально признали.
      Плюс потери Южного Вьетнама ~ 2500 самолетов и вертолетов.
      1. +1
        17 сентября 2025 21:22
        Вспоминается современное выражение: "и три Звезды Смерти" . Американцы не только подобного не признавали , но даже независимые подсчёты дают в разы меньшие потери . Делая выводы из хотелок вместо реальных фактов - на выходе получаете такую же фентези . Эта фраза так же относится ко многим статьям . А что случается если ПЛАНИРОВАТЬ по такому фентези - сами можете увидеть .
    3. +5
      17 сентября 2025 06:35
      А потери вертолетов СССР в Афганистане - 332 штуки
      Голливудские мифы живее всех живых.
      1. +4
        17 сентября 2025 06:39
        Цитата: Setavr
        А потери вертолетов СССР в Афганистане - 332 штуки

        Цитата: Setavr
        Ничего Вы занизили
        Потери США во Вьетнаме - 3744 самолёта, 5607 вертолётов и около 1000

        Эээ, а где занизил?
        Сотни вертолётов в Афгане и тысячи во Вьетнаме.
        Цитата: Владимир_2У
        Возьмём Вьетнам и Афган. Счёт на сотни во втором, и ТЫСЯЧИ в первом случае.
        1. +4
          17 сентября 2025 06:43
          Точно! Сорри.
          По диагонали прочитал.
          Но что напечатано на Топваре - не вырубишь топором!
          feel
          Приношу извинения.
          1. +1
            17 сентября 2025 06:46
            Цитата: Setavr
            По диагонали прочитал.

            Я большую цифру привёл в последнюю очередь для усиления впечатления, обычный в общем приём. Хотя да, несколько неудобный для восприятия.
      2. -1
        17 сентября 2025 10:44
        Цитата: Setavr
        А потери вертолетов СССР в Афганистане - 332 штуки
        Голливудские мифы живее всех живых.

        Разный рельеф местности и вооружения. Да и бд различались по интенсивности и тактике
    4. 0
      17 сентября 2025 07:49
      Уйдут постепенно и обитаемые танки и вертолеты. Будут заменены на более дешевые беспилотные аналоги. Сравнение с более ранними конфликтами неправомерно, тогда альтернатив танкам и вертолетам не было. Альтернативы уже на подходе.
      1. +2
        17 сентября 2025 08:01
        Цитата: Illanatol
        Уйдут постепенно и обитаемые танки и вертолеты.
        Может это будут и беспилотные, но танки и вертолёты. Либо "ведомые" безэкипажники.
        Цитата: Illanatol
        Альтернативы уже на подходе.
        Хм, и какие же?
        1. 0
          17 сентября 2025 08:45
          Цитата: Владимир_2У
          Может это будут и беспилотные, но танки и вертолёты. Либо "ведомые" безэкипажники.


          Ну, не совсем. Прежде всего - куда меньшие размеры будут иметь и вообще будут мало похожи на современные "обитаемые" аналоги.
          Ну так это и есть альтернативы. В перспективе и оружие другое получат. Например, СВЧ-излучатели до поражения аналогичной техники противника.
          А времена массовых армий с использованием живых солдат (в биологическом смысле) окончательно уйдут в прошлое. Слишком человек уязвим и непосредственно на поле боя ему все меньше места остается.
          1. 2al
            0
            17 сентября 2025 13:41
            Слишком человек уязвим и непосредственно на поле боя ему все меньше места остается.

            Снижение численности на ЛБС в СВО подтверждает этот тезис. Но его можно и обобщить в следующий - "человек не победит ИИ в бою". Точнее, непосредственно в бою будет куда больше боевых единиц с ИИ, чем "штыков", как сейчас, когда штурмовую группу сопровождают несколько разведывательных и десятки ударных бпла. В случае ведения боевых действий в городах и зданиях, насыщенными инженерными коммуникациями их будут использовать в первую очередь боевые беспилотные машины.
        2. 0
          17 сентября 2025 18:13
          Может это будут и беспилотные, но танки и вертолёты. Либо "ведомые" безэкипажники.
          интересно, когда в танке наконец заменят наводчика на робота? Думаю сначала в танках начнут уменьшать экипаж...
    5. Комментарий был удален.
    6. +1
      18 сентября 2025 22:00
      Не хоронят - откладывают до усовершенствования защиты.
  3. +17
    17 сентября 2025 05:30
    Как чистый вертолётчик , освоивший 3 типа вертолётов скажу, что я сначала тоже был против вертолёта в современном бою, но на Украине не война, а не понятно что, и в реальных боевый действиях вертолету быть 2 тоны НАР оперативно и по целеуказанию не закинешь дронами на позицию врага, да против роя дронов сложно, но в реальности, дроны погасят ЭМИ и Старлинк точно не будет работать, а вот аналогый Ми-24 будет летать и уничтожать врага, а вот 20-30 ПЗРК атакующих вертолёт, это проблема, но решаемо, полетом на ПМВ 5-15 метров над землёй, это было мое любимое упражнение, а так как летают наши сейчас на 50 метрах, это смерть am
    1. +3
      17 сентября 2025 08:05
      Цитата: air wolf
      но решаемо, полетом на ПМВ 5-15 метров над землёй, это было мое любимое упражнение, а так как летают наши сейчас на 50 метрах, это смерть

      Похоже Вы летали на Ми-8 или Ми-2, причем без загрузки. Они могут позволить такое приключение, но полностью снаряженный тяжеленный Ка-52 может просесть при порыве ветра и встретиться с землей
      1. +1
        17 сентября 2025 13:37
        Пилотировал Ми-8, Ка-27, Ка-26, никаких проблем с нагрузкой 25 человек на ПМВ у Ми-8Т не было, грузоподъёмность Ми-8 если память не изменяет внутри 4, на внешней подвеске 5 тонны, 25 человек это 2,5 тонны, как то так...
  4. Комментарий был удален.
  5. +2
    17 сентября 2025 05:42
    Теперь похороны ударных вертолетов начались. Танку, пехоте и артиллерии уже тесно на скамейке "хоронимых". Сдается мне, что причина сокращения парка в США кроется в невозможности американской промышленности поддержтвать такое количество машин.
    1. 0
      17 сентября 2025 08:47
      Скорее в замене на БПЛА. Число их растет ударными темпами и большинство боевых задач дешевле и проще решать именно беспилотниками.
      1. +4
        17 сентября 2025 12:21
        Цитата: Illanatol
        и большинство боевых задач дешевле и проще решать именно беспилотниками.

        Большинство , но далеко не все и главное большинство вспомогательных задач, но произвести вертолетную (да и морскую) десантную операцию, бес обеспечения оной ударными вертолетами, ни один беспилотник не сможет.
        1. -3
          17 сентября 2025 12:49
          Многие вспомогательные задачи со временем могут стать не актуальны. Со временем дроны смогут обеспечивать и огневое прикрытие десантных операций, тем более, что масштабы их тоже станут скромнее, да и осуществляться будут с применением дронов.
    2. 0
      17 сентября 2025 18:16
      Танку, пехоте и артиллерии уже тесно на скамейке "хоронимых".
      пехоту на ВО никто не хоронил, не надо! Тут наоборот пехота дронами и ракетами всё сбивает, прямо как в древние времена возвращаемся
      1. 0
        18 сентября 2025 09:17
        Цитата: alexoff
        пехоту на ВО никто не хоронил, не надо! Тут наоборот пехота дронами и ракетами всё сбивает, прямо как в древние времена возвращаемся


        В древние времена вряд ли использовали крупнокалиберные пулеметы, МЗА, ПЗРК.
        Пока до пращи и лука со стрелами дело не дошло.

        Пехоту, увы, хоронят не на интернет-сайтах, а на кладбищах. И, увы, в количествах явно больших, чем хотелось бы. Дроны оказались весьма эффективным средством истребления живой силы с обеих сторон.
        1. 0
          18 сентября 2025 13:05
          Пехоту хоронят все кому не лень со времён изобретения колесниц. Но на ВО пехота самая крутая, танки дорогие, дроны дешёвые, а пехота видимо бесконечная и бесплатная request
  6. +1
    17 сентября 2025 06:19
    А собственно говоря, что такое ударный вертолет ?
    Это в беспилотном варианте большой FPV дрон ,который может взять на борт большое количество больших боеприпасов. То есть ударный вертолет это большой носитель
    И на этом все
    Может ту же функцию исполнять большой беспилотный носитель ?
    Конечно может !
    И это при том что на нем не надо устанавливать оборудование для пилотов ,то есть такой носитель будет в разы дешевле
    А стало быть и вывод можно сделать однозначный ,пилотируемая армейская авиация в ближайшем будущем превратится в беспилотную авиацию
  7. -1
    17 сентября 2025 06:30
    Всё что наработали в "Команче" можно применить в гражданском вертолётостроении. Скорость за 400 км, грузоподъёмность, дальность. Все военное вычистить и будет прекрасный мирный вертолёт. hi
    1. +1
      17 сентября 2025 07:42
      Цитата: Солдатов В.
      Всё что наработали в "Команче" можно применить в гражданском вертолётостроении. Скорость за 400 км, грузоподъёмность, дальность. Все военное вычистить и будет прекрасный мирный вертолёт. hi

      Про стоимость не забывайте. Слишком дорогая игрушка. На Аляске местный народ использует самолет Piper Cub, который стоит как джип и может взлететь и сесть на очень малой площадке. На вертолетах летают миллиардеры. А этот самолет выпускают с 30-х годов 20-го века
    2. -1
      17 сентября 2025 07:53
      Если все военное вычистить... что останется? Чем будет лучше имеющихся гражданских вертолетов? Скорость под 400 км? А дальность полета, а экономичность, расход топлива на единицу груза?
      Нафиг этот "команч" не сдался.

      Даже при массовом производстве - сколько будет "команч" стоить? Подозреваю, на такие деньги можно будет прикупить парочку наших Ми-26, которые двух "команчей" в своем брюхе утащат.
      Короче, жертва аборта американского ВПК.
    3. +1
      17 сентября 2025 20:28
      Цитата: Солдатов В.
      Всё что наработали в "Команче" можно применить в гражданском вертолётостроении. Скорость за 400 км, грузоподъёмность, дальность. Все военное вычистить и будет прекрасный мирный вертолёт. hi

      Ну, ракеты, системы наведения, броню (хотя той брони на Команче один смех) можно снять. А дальше что ? Как его применять в гражданском варианте ? Одного пассажира возить ?
  8. 0
    17 сентября 2025 06:34
    Ударный вертолет очень нужен, но как носитель управляемого вооружения, а не как носитель НУРС - в белый свет как в копеечку, да еще и не с расстояния в несколько сот метров, а с расстояния чуть ли не в 10 км. Даже на офиц видео сплошные НУРСы с кабрирования вместо управляемых ракет. Это грустно. Пока связка дрон+управляемая ракета - не заработает как надо, ударный вертолет очень нужен, но опять же, где управляемые ракеты?
    1. 0
      17 сентября 2025 12:12
      Вместо них теперь дроны. Не надо висеть на виду и подсвечивать.
    2. 0
      18 сентября 2025 22:32
      Цитата: Антоний
      Ударный вертолет очень нужен, но как носитель управляемого вооружения, а не как носитель НУРС - в белый свет как в копеечку, да еще и не с расстояния в несколько сот метров, а с расстояния чуть ли не в 10 км. Даже на офиц видео сплошные НУРСы с кабрирования вместо управляемых ракет. Это грустно. Пока связка дрон+управляемая ракета - не заработает как надо, ударный вертолет очень нужен, но опять же, где управляемые ракеты?


      На Ми-28Н вполне работают штатно Атакой. МИ-28М замечен в применении "Изделия -305".
      НА Ка-52 -- проблема. Его БРЭО создавалось под Вихрь. Когда провалился проект Ка-50, военные в ультимативном порядке потребовали вооружить Ка-52 Атакой. Но устанавливать Штурм-В камовцы не пожелали, решили сделать сами. В итоге Ми-28 способен выстрелить атакой с ~ 7 км, а Ка-52 с 5-6. Вроде небольшая разница, а оказалось, что войдя в эту зону Ка-52 собирает по себе всё, что может стралять вверх. Поэтому он и летает с пачками НУРС. Вроде сейчас возобновили серийное производство Вихря и это должно исправить ситуацию. Видит то Ка-52 благодаря РЛС дальше, чем МИ-28Н.
  9. -5
    17 сентября 2025 08:01
    Это если сравнить в плане денег, то вместо вертолета над землей должен был бы рассекать… «Замволт». Да, так вот вышло, что вертолет будущего оказался ценой в эсминец будущего.


    вертолет по цене эсминца «Замволт» или трех «Арли Берков» — это перебор даже для США.

    И это главное. Стоимость вооружений начала 21-века оказалась очень высокой.
    Вертолет Ка-52 по цене как 10-12 танков Т-90М...или 500 Гераней ...конечно Герань разовое оружие, но пользы от 500 Гераней будет больше чем от целого полка штурмовых вертолетов или танковой дивизии, самое главное без человеческих потерь
    1. -1
      17 сентября 2025 11:03
      Цитата: Konnick
      И это главное. Стоимость вооружений начала 21-века оказалась очень высокой.

      И это уже было в Симпсонах у пана Лема:
      Боевой дух населения, особенно в «государствах благосостояния», испарился как камфора. Такие почтенные стародавние лозунги, как «dulce et decorum est pro patria mori», молодые призывники считали полным идиотизмом. В то же время новые поколения вооружений дорожали в геометрической прогрессии. Самолет времен первой мировой войны, состоявший главным образом из полотна, деревянных реек, фортепьянной проволоки и нескольких пулеметов, стоил вместе с посадочными колесами не дороже хорошего автомобиля. Самолет эпохи второй мировой войны по стоимости равнялся уже тридцати автомобилям, а к концу столетия стоимость ракетного истребителя-перехватчика или малозаметного для радара «крадущегося» бомбардировщика типа «Stealth» достигла сотен миллионов долларов. Проектировавшиеся на 2000 год ракетные истребители должны были стоить миллиард долларов каждый. Если бы так продолжалось и дальше, то лет через восемьдесят каждая из сверхдержав могла бы позволить себе не больше 20–25 самолетов. Танки были немногим дешевле. А атомный авианосец, беззащитный перед одной-единственной суперракетой типа FiF (над целью она распадалась на целый веер боеголовок, каждая из которых поражала один из нервных узлов этой морской громады), хотя и был, собственно, чем-то вроде бронтозавра под артиллерийским огнем, стоил многие миллиарды.
  10. +2
    17 сентября 2025 09:50
    Прощай, ударный вертолет!

    Гостомель, операция ВСУ по удару по НПЗ, кадры из кабины вертолета во время наступления ВСУ в Запорожье и многое другое. Это всё говорит о том, что ударные вертолеты еще в строю. У будут использоваться всеми странами.
    вертолет по цене эсминца «Замволт»

    Мало кто говорит о том, что на этих проектах обкатывали новые системы вооружения. Которые потом частично вводили везде. Можно только позавидовать, что они могут выделять такие деньги на эти проекты.
    1. 0
      18 сентября 2025 03:15
      Цитата: a.shlidt
      Прощай, ударный вертолет!

      Гостомель, операция ВСУ по удару по НПЗ, кадры из кабины вертолета во время наступления ВСУ в Запорожье и многое другое. Это всё говорит о том, что ударные вертолеты еще в строю. У будут использоваться всеми странами.
      вертолет по цене эсминца «Замволт»

      Мало кто говорит о том, что на этих проектах обкатывали новые системы вооружения. Которые потом частично вводили везде. Можно только позавидовать, что они могут выделять такие деньги на эти проекты.

      Какие системы вооружения обкатывали?
  11. +7
    17 сентября 2025 10:52
    «Команч» стал легендой и вписал свое имя в историю армейской авиации США, вот только несколько непривычным образом. Выпущенный всего в двух экземплярах, «Команч» обошелся бюджету в 4 (четыре) миллиарда долларов. Каждый.
    Это если сравнить в плане денег, то вместо вертолета над землей должен был бы рассекать… «Замволт». Да, так вот вышло, что вертолет будущего оказался ценой в эсминец будущего. А такого будущего в США как-то не захотели, потому «Команч» приземлили и весьма жестко.
    Так что так вышло, что «Команч» обессмертил себя, не поставив ни мировых рекордов скорости или высоты, ни участвуя в боевых операциях. Зато стал символом Распила с большой буквы.

    Да не распил это. А обычный для всех стран случай роста цены конечного изделия из-за сокращения заказываемой партии. Потому что в этом случае вся стоимость программы разработки раскидывается не по сотням и тысячам серийных изделий, а по десяткам или даже единицам.
    Классические случаи - БМП EFV морской пехоты США, которая из-за сокращения заказа в несколько раз стала стоить дороже "Абрамса". Или снаряды для пушки "Замволта" по цене крылатой ракеты (закупки сократили на два порядка).
    Если так считать, то все НИОКР, не пошедшие в крупную серию - это распил, попил и растрата средств.
    Кстати... а сколько по данной методике подсчёта стоил бы Ка-50, с учётом цены НИОКР? Или М-55 "Геофизика"? wink
    1. +3
      17 сентября 2025 16:49
      Еще замечу выгоду которую не видит автор: использование результатов НИОКР в следующих разработках, и не только вертолета
    2. 0
      17 сентября 2025 19:10
      Кстати... а сколько по данной методике подсчёта стоил бы Ка-50, с учётом цены НИОКР? Или М-55 "Геофизика"?
      а сколько стоила армата? winked
      1. +2
        18 сентября 2025 10:58
        Цитата: alexoff
        а сколько стоила армата?

        Точнее, сколько она стоит сейчас и сколько стоила бы при заказе планировавшейся серии?
        1. 0
          18 сентября 2025 13:03
          Ну типа сколько стоят сейчас те танки, что где-то есть request
          Я так понял арматы уже не будет
  12. +1
    17 сентября 2025 10:54
    Похороны штурмового вертолета явно преждевременны. Еще пригодится в конфликтах малой интенсивности или против очередных бармалеев. Но вот то, что дальнейшего развития этого направления и массового производства таких вертолетов в будущем не будет уже очевидно.
  13. -3
    17 сентября 2025 12:04
    Учитывая, что в армии США имеется 13 бригад армейской авиации, в Национальной гвардии – 12 бригад и еще две бригады в резерве – итого 27 эскадрилий вертолетов.
    Так эскадрилий, или бригад? winked
    1. 0
      17 сентября 2025 12:14
      В мае 2025 года появилась информация о сокращении по одной эскадрилье в каждой бригаде армейской авиации. Учитывая, что в армии США имеется 13 бригад армейской авиации, в Национальной гвардии – 12 бригад и еще две бригады в резерве – итого 27 эскадрилий вертолетов.

      Имеется 27 бригад, в каждой сократили по 1 эскадрилье, итого минус 27 эскадрилий. request
  14. +4
    17 сентября 2025 12:24
    Ударный вертолет - это не только ракеты, но еще и комплекс обнаружения и наведения. Также его можно применять ночью, в плохих метеоусловиях, при сильном противодействии средств РЭБ. Так что совсем хоронить его рановато, а вот потесниться ему придется, поэтому сокращение их общего количества вполне закономерно и оправданно.
  15. 0
    17 сентября 2025 12:35
    Цитата: Голландец Михель
    Очень интересно было бы узнать, какие выводы сделают у нас, в Китае, в Европе
    Да точно такие же! Если уже не сделали wink

    🤣🤣🤣🤣сомневаюсь.
  16. +3
    17 сентября 2025 14:30
    Что-то рано автор схоронил в полном составе армейскую авиацию в целом и у америкосов в частности. В каждой механизированной(танковой) дивизии армии США организационно имеется на сей день бригада армейской авиации(АА) а это 137 вертолётов различных типов и назначения. Плюс там же Обркп(отдельный бронекавалерийский полк) - основной задачей которого является ведение разведки в полосе наступления(районе обороны) дивизии. В состав которого входит батальон АА. Это ещё 77 вертолётов. Уверен, хоронить вертолёты в пользу беспилотников, очень рано. С таким же успехом можно хоронить все виды и рода войск в связи с появлением наземных робототехнических комплексов(сидим в блиндажах, городах, под водой, в космосе и воюем по мониторам). Как сказано классиками «Пока в ходе боя на землю не ступила нога пехотинца, территория эта не считается завоеванной или освобожденной от врага". Танки тоже хоронили с появлением ПТУР и АА. ИМХО
    1. 0
      18 сентября 2025 09:36
      Цитата: hiller
      Уверен, хоронить вертолёты в пользу беспилотников, очень рано.

      ну на самом деле, если нормально задумаются над улучшением разведывательных беспилотников, то большую часть разведывательных вертолетов можно смело списывать. Даже учитывая то, что у американцев действительно очень удачный парк таких машин.
      А заодно сократится несколько сот человек далеко не дешевого и высококвалифицированного персонала в каждой дивизии.
      1. 0
        19 сентября 2025 21:57
        Цитата: multicaat
        ну на самом деле, если нормально задумаются над улучшением разведывательных беспилотников, то большую часть разведывательных вертолетов можно смело списывать. Даже учитывая то, что у американцев действительно очень удачный парк таких машин.

        Каких машин? Вертолёты OH-58D Армия США вывела из эксплуатации в 2020 году. Сегодня задачу разведчиков в интересах ударных AH-64 выполняют БЛА RQ-7 Shadow. Устаревшие (первый полёт в 1991 году) БЛА.
        1. 0
          22 сентября 2025 08:48
          ну не скажите, кайова до сих пор активно используется и считается лучшим разведывательным вертолетов с очень крутыми летными характеристиками.
          1. 0
            22 сентября 2025 12:09
            https://en.wikipedia.org/wiki/Bell_OH-58_Kiowa

            Текущие операторы

            Австрия
            Военно-воздушные силы Австрии
            Хорватия
            Военно-воздушные силы Хорватии
            Доминиканская Республика
            Военно-воздушные силы Доминиканской Республики
            Греция
            Греческая армия
            Ирак
            Иракская армия
            Саудовская Аравия
            Королевские сухопутные войска Саудовской Аравии
            Тайвань (Китайская Республика)
            Армия Китайской Республики
            Тунис
            Военно-воздушные силы Туниса
            Соединенные Штаты
            Военно-морской флот Соединенных Штатов - 3 OH-58 в 2024 году

            Бывшие операторы

            Австралия
            Австралийская армия
            Канада
            Вооруженные силы Канады
            Испания
            Испанская армия
            Военно-воздушные и космические силы Испании
            Турция
            Турецкая армия
            Соединенные Штаты
            Армия Соединенных Штатов
            1. 0
              22 сентября 2025 13:09
              кайову сейчас пытаются заместить в 3-й раз - часть за счет UAV (разведывательные бпла), а часть Кайов будут замещать новым поколением FVL (скорее всего что-то похожее на bell-280). В армии-то их мало осталось, но в морской пехоте еще есть.
              1. 0
                22 сентября 2025 13:26
                Армия США вывела из эксплуатации вертолёты OH-58 в 2020 году. Армия США сегодня эксплуатирует свыше полутысячи лёгких вертолётов: UH-72A, UH-72B, UH-1H, UH-1V. Но это транспортные (utility), а не разведывательные вертолёты.

                Текущий состав авиации КМП США можно посмотреть по этой ссылке:

                https://en.wikipedia.org/wiki/United_States_Marine_Corps_Aviation

                Никаких OH-58 в Авиации КМП США нет. Согласно The Military Balance 2025 шесть OH-58C до сих пор эксплуатирует Авиация ВМС США.
                1. 0
                  22 сентября 2025 13:27
                  кайову использовали как разведчик и как легкий скаут для логистики.
                  Первой практически не осталось, но вторые пока остаются и их заменят на наследника оспрея. Год назад смотрел блог авиатехника из Украины на Окинаве. У них на базе есть несколько Кайов и апачи. Так вот , он говорит, что есть планы по сокращению и апачей и Кайов, но по факту они еще там.
                  1. 0
                    22 сентября 2025 14:33
                    Я уже перечислил Вам сколько там и каких OH-58 согласно The Military Balance 2025 в ВС США осталось. Может пройти по ссылке перепроверить:

                    https://zhurnal.lib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb2025.shtml

                    Или приведите ссылку на источник указывающий на многочисленные OH-58 в составе ВС США в 2025 году.

                    А без пруфов писать про: "Космические корабли бороздят Большой театр" - не стоит.
                    1. 0
                      22 сентября 2025 14:35
                      насчет многочисленных не скажу. 2 видел на базе Окинавы. Но я видел рандомную базу. Просто не могу поверить, что их больше нет нигде.
                      1. 0
                        22 сентября 2025 14:59
                        Всё сходится. Окинава - база ВМС США. Авиация ВМС США сегодня эксплуатирует 6 OH-58C.
  17. 0
    17 сентября 2025 16:17
    А за 20 лет разработки они наконец додумались до катапультирования?
  18. +2
    17 сентября 2025 16:46
    Автор взял стоимость НИОКР и переложил ее на два вертолета? Ловко
    1. +4
      17 сентября 2025 17:27
      Тут так принято, чем глупее высказывание - тем больше хайпа. Да и речь же о проклятых мериканцах. О них чем хуже - тем лучше. А точность и объективность? Ну кому они здесь нужны? Здесь нужны только эмоции.
    2. +1
      18 сентября 2025 11:08
      Цитата: MrFox
      Автор взял стоимость НИОКР и переложил ее на два вертолета? Ловко

      Скажите спасибо, что автор не рассматривал программу британского патрульного самолёта Nimrod MRA4. Ибо там стоимость конечного изделия равнялась бесконечности: программа стоила 3,8 миллиардов фунтов стерлингов, а пять выпущенных самолётов (прототип взлетел в 2004 г., первый серийный - в 2009 г.) в 2011 г. разрезали на металлолом до принятия их Заказчиком - так что делить пришлось бы на ноль. smile
  19. +1
    18 сентября 2025 08:56
    Очередная "ракетная эйфория" опять дорого обойдется.
  20. +1
    18 сентября 2025 09:33
    американцы не отказываются от вертолетов, они меняют концепцию применения.
    Кроме того, в ВВС США уже давно был ропот на тему того, что содержание вертолетов было значительно дороже, чем самолетов ф-16. А дроны - решение множества накопившихся противоречий.
  21. 0
    18 сентября 2025 22:59
    Надеюсь мы не будем страдать ерундой и не отменим вертолеты. Вертолету замены нет и не будет. Никто не сможет решить его задачи. а вот Су-25 точно не нужн.
  22. 0
    25 сентября 2025 15:29
    Вертолёты трансформируються в летательных аппараты нового названия при использовании нового движителя вместо винтов. Высокоскоростные и самобалансирующиеся с порядком более высокой ёмкостью отброс масс сплошных сред откроют новую эпоху летательных аппаратов.
  23. 0
    1 ноября 2025 15:16
    Видимо писалось не от большого знания сути вопроса . Опыт Вьтнама и Афганистана ни чему не научил всяких грамотеев если вообще они имели возможность что то анализировать . И да это типа такая "вишенка на торт" к прошедшему Дню армейской авиации .Ну а сегодня ДЕНЬ ЧАСТИ Торжокского полка.Поздравляю всех причастных . 1955-2025г. !