Возвращение подводного крыла

18 962 81
Возвращение подводного крыла

Хотя в СССР экспериментальные работы по судам на подводных крыльях начались еще в 1933 году, наибольших практических успехов добился выпускник кораблестроительного факультета Горьковского индустриального института Р. Е. Алексеев. В его дипломной работе 1941 года «Глиссер на подводных крыльях» были представлены гидродинамическая схема торпедного катера на подводных крыльях и основные его чертежи и расчеты. Летом 1943 года был создан такой экспериментальный катер — А-4. А в 1946 году катер под заводским наименованием А-5 с новой схемой подводных крыльев, оправдавшей себя по всем направлениям, был построен на заводе «Красное Сормово».


Принцип действия подводного крыла

В дальнейшем работы по созданию торпедных катеров на подводных крыльях для ВМФ продолжились, за что в 1951 году группе специалистов во главе с Алексеевым была присвоена Сталинская премия.



В декабре 1954 года приказом по Министерству Судостроительной промышленности на заводе «Красное Сормово» был создан филиал ЦКБ-19 (ныне Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева), начальником и Главным конструктором которого был назначен Алексеев.


Р. Е. Алексеев

Кроме катеров для ВМФ с 1956 года КБ Алексеева приступает к проектированию пассажирского судна на подводных крыльях (СПК). 25 августа 1957 года СПК «Ракета-1» вступило в опытную эксплуатацию на линии Горький – Казань. Всего до 1976 года для речного флота СССР и на экспорт было построено около 400 таких теплоходов четырех проектов. Кроме того, они производились в КНР по советской документации.



СПК «Ракета»


Пассажирский салон «Ракеты»

«Ракеты» со скоростью до 70 км/час могли доставить 64-66 пассажиров на расстояние 600 км и пользовались огромной популярностью у населения. СПК этого типа активно эксплуатировались на большинстве судоходных рек СССР и постсоветских стран многие десятилетия и даже сейчас используются на реке Лена. Этому способствовала и малая осадка «Ракеты» в водоизмещающем режиме — всего лишь 1,8 метра.

Кроме того, на Гомельском судостроительно-судоремонтном заводе для белорусских рек строились СПК «Ракета-М» (51 единица) с уменьшенной до 1,2 м осадкой. А в Феодосии было построено десять пожарных «Ракет-П» с двумя стационарными лафетными стволами.

Более крупными и мореходными стали СПК «Метеор». Их проектирование началось в мае 1958 года, а уже в ноябре следующего года начались ходовые испытания первого экспериментального судна, в ходе которых при переходе через Азовское море оно попало в пятибалльный шторм, продемонстрировав хорошие мореходные качества. С 1961 года началось серийное производство «Метеоров» на Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького в ТАССР. В 1961-1999 годах было построено более 400 (по другим данным – около 350) таких СПК (проекты 342, 342Э, 342У), а также две единицы в 2006 году.


СПК «Метеор»

Суда этих проектов могли перевезти в комфортных условиях в трех пассажирских салонах от 78 до 123 человек (в зависимости от модификации) на расстояние до 600 км при скорости, достигающей 75-77 км/час. Один из «Метеоров» был экспериментально переделан в вариант с 50 каютами, аналогичными купейным пассажирским железнодорожным вагонам.


Дизели М-400 в машинном отделении «Метеора»

«Метеоры» десятки лет эксплуатировались на крупных реках, водохранилищах и озерах не только СССР и постсоветских стран, но и в паре десятков зарубежных государств. Хотя большинство таких судов уже выведены из эксплуатации, около 60 из них после проведенной модернизации продолжают работать. При этом отечественные двигатели семейства М-401, отличавшиеся малыми экономичностью, ресурсом и низкой надежностью, были заменены на двигатели фирмы MAN такой же мощности.

Выдающийся конструктор Р. Е. Алексеев думал и о морских СПК. В 1961 году на базе варианта «Метеора» 342Э был разработан проект 342МС «Комета». При этом корпус изготавливался из стойкого к коррозии в морской воде алюминиевого сплава, была изменена конструкция крыльевого устройства. СПК «Комета» серийно строилось в 1962-1992 гг. на Потийском судостроительном заводе в Грузии (39 судов) и в 1964-1981 гг. на Феодосийском производственном объединении «Море» в Крыму (86 ед.). Из них не менее 34 судов на экспорт. Кроме прибрежных морских линий «Кометы» использовались и на крупных озерах (Ладога, Онего, Байкал). Часть этих судов эксплуатируются в России и в настоящее время. «Комета» может доставить размещенных в трех салонах 118 пассажиров на расстояние до 325 миль со скоростью 34 узла.


«Комета» на озере Байкал

По проектам КБ Алексеева строились и морские гражданские СПК других типов, хотя в большинстве своем единичные экспериментальные или малосерийные. Среди них особого внимания заслуживает «Циклон М» пассажировместимостью 250 человек. Это двухпалубное судно с комбинированной дизель-газотурбинной установкой буквально летело над волнами со скоростью 38 узлов при высоте волны до 2,5 м. Построен на судостроительном заводе «Море» им. XXVI съезда КПСС в Феодосии в единственном экземпляре в 1986 году. «Циклон М» показал хорошие результаты при работе на линии Таллин – Хельсинки, где составил серьезную конкуренцию норвежским катамаранам. Высокая стоимость постройки и эксплуатации, а также грянувшая «перестройка» поставили на этом проекте точку.


СПК «Циклон-М»[/center]
В 1993 году на заводе «Море» было построено СПК «Олимпия» (проект 14600) повышенной мореходности водоизмещением 142 т на 250 пассажиров со скоростью хода 37 уз (построено 2 судна, к настоящему времени утилизированы).


СПК «Олимпия»

Среди морских СПК следует отметить и построенные более крупной серией (около 40) суда типа «Колхида» (проекты 10390, 10391), эксплуатировавшиеся на Чёрном море, Дальнем Востоке, Онежском и Ладожском озерах, а также в Италии, Греции, Таиланде, Польше, Хорватии, Испании, Танзании, Вьетнаме. Некоторые из них остаются в строю до сих пор.


СПК «Колхида»

Кроме вышеописанных, по проектам ЦБ Алексеева строились и другие речные и морские суда и катера, как гражданского назначения, так и для ВМФ и Морских частей погранвойск КГБ.


Торпедный катер на подводных крыльях проекта 206М2

Морские СПК проектировало также ЦКБ-5 (ЦМКБ «Алмаз») в Ленинграде. Особый интерес вызывает созданное им экспериментальное СПК «Тайфун» (проект 1233), в котором были использованы новейшие и часто прорывные достижения в области теории и технологии кораблестроительной науки. Полученные результаты использовались при проектировании ракетного корабля «Ураган» (проект 1240).

Вступившее в строй в 1969 году судно было оснащено автоматически управляемыми подводными крыльями, что за счёт автоматически изменяющегося угла их атаки позволяло судну идти на крыльях при значительной высоте волны (до 2 м). Судно имело мощную газотурбинную главную силовую установку, позволявшую развивать скорость до 44 узлов, а также дизель для следования малым ходом в водоизмещающем состоянии.

Около года судно эксплуатировалось на линиях Ленинград-Таллин, Ялта-Сочи, Ялта-Одесса и ряде других линий.



СПК «Тайфун»

Судам на подводных крыльях прочили великое будущее. В научно-популярных журналах и даже серьезных научных публикациях и проектах предсказывали появление громадных всепогодных судов на крыльях, с огромной скоростью пересекающих океаны с тысячами пассажиров на борту.

Однако в 80-90-х годах прошлого века приоритеты высокоскоростных судов начали меняться. На сцену вышли суда с малой площадью ватерлинии, воздушной подушке, воздушной каверне и т. п. Многие «спецы» заявляли, что суда на подводных крыльях были малоэффективным и даже тупиковым путем в судостроении.

Возрождение СПК в России началось в 2011 году, когда ОАО «НПП «Радар ммс» согласно Федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 гг.» заключило договор с АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» на проектирование морских СПК «Комета 120М» и «Циклон 250М», а также речных СПК «Валдай 45Р» и «Альбатрос 120Р».

23 августа 2013 года на рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» состоялась закладка головного СПК проекта 23160 «Комета 120М», а 1 августа 2018 году теплоход, получивший название «Чайка» в честь космонавта Валентины Терешковой, которая стала его крестной матерью, отправился в свой первый рейс из Севастополя в Ялту.

По итогам августа 2018 года первая «Комета 120М», курсирующая на маршруте Севастополь – Ялта – Севастополь, перевезла 12 772 пассажира. Всего было выполнено 112 рейсов. Средняя загрузка по всем рейсам составила 99 %.

С мая 2021 года маршрутная сеть «Комет 120М» была расширена рейсами Новороссийск – Геленджик – Сочи. В августе-сентябре 2023 года «Комета» совершала рейсы между Анапой и Геленджиком.

В 2020 году к строительству «Комет 120М» присоединился феодосийский завод «Море». К настоящему времени построено пять судов этого типа.



СПК «Комета-120М»


Рулевая рубка «Кометы 120М»

По сравнению со старой «Кометой» новое судно имеет много преимуществ: установлена усовершенствованная крыльевая система; для умерения качки и перегрузки применена автоматическая система управления закрылками крыльев с приводом от системы автоматического управления движением судна «Сердолик 120М»; улучшена комфортность за счет установки системы кондиционирования воздуха в пассажирских салонах и рулевой рубке; современные электронные системы управления техническими средствами и навигацией; надежные и экономичные главные двигатели 16V2000 M72 немецкой фирмы MTU взамен устаревших отечественных дизелей семейства М-401 меньшей мощности; гребные винты с увеличенным КПД.


Двигатели MTU «Кометы»


Двигатель М-401

Обеспечено движение СПК в крыльевом режиме при высоте волны до 2,0 м и ветре до 4 баллов. При высоте волн до 2,5 м и ветре до 5 баллов — обеспечено безопасное плавание в водоизмещающем режиме.

Серьезнейший удар по программе строительства СПК этого типа нанесли западные санкции, приведшие к прекращению поставок дизелей MTU, которые были установлены только на головном судне. На второй «Комете» попытались применить двигатели китайского производства, но с ними выход на крылья стал весьма проблематичным.

Пришлось строительство дальнейших судов приостановить до момента создания для них главных дизель-редукторных агрегатов все с теми же М-401, история которых началась еще в конце 30-х годов прошлого века. При этом мощность упала с 1066 до 820 кВт.

В конце 2014 года было заложено первое СПК типа «Валдай 45Р» (проект 23180). Его прототипом послужил теплоход типа «Полесье». Суда этого типа строились на Гомельском судостроительно-судоремонтном заводе в Белоруссии с 1983 по 2008 годы по проекту ЦКБ Р. Е. Алексеева. В сентябре 2017-го головной «Валдай 45Р» «Ростислав «Алексеев» был спущен на воду, а в 2019 году начато серийное производство на Научно-производственном комплексе АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» в деревне Кузнецово Чкаловского района Нижегородской области.



«Валдай 45Р»


Пассажирский салон «Валдая 45Р».

К ноябрю 2024 года построено 19 таких СПК, которые эксплуатируются на Волге, Оке, в Якутии, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. В 2020 году были заключены контракты на постройку десяти «Валдай 45Р» на экспорт в Азию.

23 декабря 2019 года в ЦКБ по СПК им. Р. Алексеева заложили головное судно «Метеор 120Р» (проект 03580), в 3 августа 2021 года оно было спущено на воду. К августу 2025 года общее число судов серии достигло семи. Суда предназначены для скоростных пассажирских перевозок по судоходным рекам и водохранилищам класса «О».


Спуск на воду СПК «Метеор 120Р»


Второй «Метеор 120Р» на ходовых испытаниях, июль 2022 г.

https://topwar.ru/uploads/posts/2025-09/3d368cd307_20.webp
Пассажирский салон "Метеора 120Р"

Заказчиком первых «Метеоров 120Р» стала компания «Северречфлот» — основной речной оператор в Ханты-Мансийском АО, где речной транспорт зачастую является безальтернативным способом сообщения с отдаленными территориями округа.

Серьезными проблемами для «Валдая 45Р» и «Метеора 120Р» стали их главные силовые установки немецкой фирмы MAN, ставшие жертвами санкций. Замена их отечественными двигателями в настоящее время весьма проблематична.


Дизели фирмы MAN в машинном отделении «Метеора 120Р»

Кроме вышеописанных СПК, спроектированных АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева», были созданы и «Метеор 2020», сконструированные нижегородским проектным ООО «Си Тех» (выходцы из алексеевского ЦКБ). Строительство таких СПК ведется на Зеленодольском судостроительном заводе им. Горького (АО «Судостроительная Корпорация «Ак Барс»). Первые суда эксплуатируются на Волге в Татарстане, а другие переданы компании «Северречфлот» в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. К концу мая 2025 года на воду удалось спустить шесть из запланированных судов: первые два «Метеора 2020» перевозили пассажиров в компании «Северречфлот» (Ханты-Мансийск) на реке Обь, три принадлежали флоту Республики Татарстан (с планами ввести два из них в эксплуатацию в 2026 году), а шестой был построен по заказу АО «Государственная транспортная лизинговая компания».

«Метеор 2020»


Приспособлено для длительных рейсов (до 13 часов на расстоянии не менее 700 км) в малообжитых районах, для чего оснащено: системой подъема крыльев для движения по мелководью или подхода к необорудованному берегу; каютой для отдыха экипажа и душем; багажным отделением; обеспечены условия для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями, особые места и оборудование для матерей с младенцами.

Руководство завода им. Горького заявило, что «Метеор-2020» на 99 % состоит из российских комплектующих. Некоторые неясности существуют относительно изготовителей главной силовой установки. Утверждается, что они совместного производства КАМАЗа с китайским концерном Weichai, хотя некоторые источники утверждают, что это чисто китайская копия немецкого MAN.


Технические характеристики современных российских СПК

Кроме вышеописанных, АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» ведет проектирование двухпалубного СПК-гиганта «Циклон 250М» (проект 23170) с двухвальной газотурбинной установкой. При водоизмещении 220 т и пассажировместимости 320 человек судно со скоростью 55 узлов способно преодолеть 700 миль. Обеспечено плавание судна в крыльевом режиме при высоте волны до 3 метров и силе ветра до 4 баллов и в водоизмещающем при высоте волны до 3,5 метров. Предполагаемые районы эксплуатации — российские регионы на Балтике и на Дальнем Востоке.




Предполагаемый вид «Циклона 250М»

Компания Sea Tech впервые в России спроектировала судно типа Hysucat (катамаран с динамической разгрузкой подводными крыльями с системой подводных крыльев, размещенных в габаритах наибольшей ширины корпуса или незначительно превышающем ее) для озера Байкал. Строительство секций двух судов проекта HSC150B, получивших названия «Сарма» и «Селенга», велось на рыбинском заводе «Вымпел», а их сборка — в Иркутске на РЭБ флота «Восточно-Сибирского речного пароходства». С лета 2025 года они начали курсировать по озеру Байкал.

Маршруты:
«Селенга»: Иркутск – Хужир – Турка – Хужир – Иркутск.
«Сарма»: Иркутск – бухта Песчаная – Иркутск.

Основные технические характеристики проекта HSC150B:
Водоизмещение полное, т – 98
Мощность главных двигателей, кВт – 2х1440
Скорость эксплуатационная, км/ч – ок. 65
Дальность плавания, км – 1000
Автономность по запасам, ч – 16
Пассажировместимость, чел. – 148
Экипаж, чел. – 4

Проектом предусмотрена высадка пассажиров на необорудованный берег.


Строительство HSC150B


Катамаран типа HSC150B


Высадка на необорудованный берег

Разработан также проект скоростного морского пассажирского двухпалубного катамарана с динамической разгрузкой подводными крыльями — проект HSC200 (код «Приморский») для транспортного обеспечения Приморского края — пассажирских перевозок между Владивостоком и Большим Камнем. Катамаран рассчитан на перевозку до 200 человек, со скоростью 27 узлов (50 км/ч) на расстояние до 400 км. Строительство судна ведется на Ливадийском РСЗ в рамках реализации государственной программы по развитию транспортной системы Приморского края.



HSC200

Sea Tech представил и другие проекты подобных судов, в частности HSC120 — облегченная и удешевленная версия пассажирского катамарана проекта HSC150B. Катамаран может поставляться с различными силовыми установками, в крыльевой и безкрыльевой версиях. Пассажировместимость – до 120 человек, скорость – 60 км/ч, дальность плавания – до 750 км.


Предполагаемый вид HSC120
81 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    22 сентября 2025 06:16
    Для мест типа обширных бассейнов Лены, с полным бездорожьем и малочисленным населением, тяготеющим к протяженным водным путям, где в навигационный период единственной альтернативой является авиация, СПК идеальны и незаменимы. На той же Лене, кажется, находят применение абсолютно все водные движители и средства передвижения, от гребных колёс до воздушных винтов.
    1. +9
      22 сентября 2025 07:26
      В речпорту Казани снаружи сравнивал рядом стоявшие 2 Валдая, один живой Метеор и еще 3 на Метеора на берегу. Валдаи размером конечно побольше, шире и длиннее, однако Валдаи были друг на друга не похожи, как разные модели причем верхняя часть из пластика. А все Метеоры, четкие дюралевые как две капли воды друг на друга похожие. С чем интересно связано, что Валдаи друг другу не идентичны в деталях?
      1. +9
        22 сентября 2025 10:06
        Автор незаслуженно обошёл своим внимание "Восходы". По размерам нечто среднее между Метеором и Ракетой. С середины 80х эксплуатировались на Волге.
      2. +4
        22 сентября 2025 11:44
        Валдай меньше чем Метеор. Валдай перевозит 45 человек, Метеор 120. У Валдая 1 двигатель у Метеора 2.
        1. +3
          22 сентября 2025 12:32
          Цитата: Митрич73
          Валдай меньше чем Метеор. Валдай перевозит 45 человек, Метеор 120. У Валдая 1 двигатель у Метеора 2.

          Перепутал с Восходом! Я про Восходы имел в ввиду)
          1. +2
            23 сентября 2025 21:19
            Восход перевозит 70 человек, фактически это модернизированная Ракета.
      3. +2
        6 ноября 2025 14:51
        Цитата: Гражданский
        все Метеоры, четкие дюралевые как две капли воды друг на друга похожие. С чем интересно связано, что Валдаи друг другу не идентичны в деталях?

        Связано с утратой технологий более развитой цивилизации. Метеоры строили серийно, сотнями. А Валдаи- единичное производство. Каждый экземпляр, как опытный образец.
    2. +3
      22 сентября 2025 08:08
      Цитата: Corvair
      Для мест типа обширных бассейнов Лены, с полным бездорожьем и малочисленным населением, тяготеющим к протяженным водным путям, где в навигационный период единственной альтернативой является авиация, СПК идеальны и незаменимы. На той же Лене, кажется, находят применение абсолютно все водные движители и средства передвижения, от гребных колёс до воздушных винтов.

      В местах с малочисленным населением они нафиг не нужны. Вот туристов возить из Питера в Кронштадт или Петергоф ещё куда ни шло. А так даже крымско-кавказские перевозки не окупаются
      1. +8
        22 сентября 2025 08:43
        Цитата: тлауикол
        В местах с малочисленным населением они нафиг не нужны.

        А что они не люди? Может там и не живут люди, что условий нет?
        1. +2
          22 сентября 2025 08:47
          Цитата: Гражданский
          Цитата: тлауикол
          В местах с малочисленным населением они нафиг не нужны.

          А что они не люди? Может там и не живут люди, что условий нет?

          Живут. Но спк там нафиг не нужны
        2. +2
          22 сентября 2025 09:01
          дорого ! расход топлива 200 грамм на лс в час ! а там два двигателя по 1200 лошадок , итого в час расход топлива 2400х0.2=1200 кг ! кто кроме минобороны потянет такие расходы ?
          1. +10
            22 сентября 2025 11:45
            2400×0.2=480 кг. Это часовой расход на полном ходу при полной загрузке.
            1. -1
              22 сентября 2025 12:13
              пардон . забыл все точные науки ! позор на мою седую горову !
            2. 0
              22 сентября 2025 17:48
              Но полтонны солярки за час,ну пусть 1,5 часа очень дорогое удовольствие.
        3. +7
          22 сентября 2025 09:27
          Господин написал "не окупаются" и мы так чай при капитализьме живём, поэтому хоть дважды люди. yes
          1. -1
            22 сентября 2025 10:10
            Цитата: AdAstra
            Господин написал "не окупаются" и мы так чай при капитализьме живём, поэтому хоть дважды люди. yes

            Ну, если вы такой альтруист, и деньги мусор, то тогда может будете отдавать сотоварищи по 50% от зарплаты в течении 20лет? И тогда по Лене побегут СПК. Два месяца в году.
            Или ваш карман это святое?
            1. +10
              22 сентября 2025 11:15
              А я таки и отдаю вместе с сотоварищи - налоги называются. yes
              1. 0
                22 сентября 2025 13:23
                Цитата: AdAstra
                А я таки и отдаю вместе с сотоварищи - налоги называются. yes

                Дык и я отдаю. Но я хочу, чтобы они тратились с умом. Поэтому не предлагаю копать туда метро и запустить сверхскоростные поезда на магнитах, хоть и люблю жителей крайнего Севера. А ведь на метро им гораздо лучше будет, не так ли?
      2. -2
        22 сентября 2025 11:55
        туристов возить из Питера в Кронштадт или Петергоф ещё куда ни шло

        Совершенно спокойно подойдут для постоянной трассы Питер-Кронштадт, который сейчас закрывается автобусами. Этот маршрут точно бы окупился...
        1. 0
          22 сентября 2025 13:25
          Цитата: Правдодел
          туристов возить из Питера в Кронштадт или Петергоф ещё куда ни шло

          Совершенно спокойно подойдут для постоянной трассы Питер-Кронштадт, который сейчас закрывается автобусами. Этот маршрут точно бы окупился...

          Для постоянной не подойдут
          1. +2
            22 сентября 2025 13:57
            Для постоянной не подойдут

            Подойдут как постоянные перевозчики между Питером и Кронштадтом в период навигации.
            Навигация - с мая по октябрь.
        2. +3
          22 сентября 2025 17:14
          Все упрется в цену
          Стоимость билетов от набережной Макарова СПб до Кронштадта:
          Цены указаны в одну сторону. Обратные билеты приобретаются отдельно.
          STANDARD (салон на корме)
          Полный (взрослый) - 1200 руб.
          Детский (от 3 до 12 лет включительно) - 700 руб.
          Льготный (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, школьники старше 12 лет, студенты, ветераны боевых действий) - 1100 руб.
          COMFORT (центральный салон, места в середине салона)
          Полный (взрослый) - 1400 руб.
          А на машине от этого места до Кронштадта порядка 50 - 55 км. Посчитате стоимость проезда на своей машине. В среднем 5-6 литров на четверых.
          Дорого по воде. При этом иногда линия закрывается по погодным условиям.
          Так что туристов возить можно, а для жителей регулярно ездить - дорого.
          1. +4
            27 сентября 2025 14:57
            Турки смотрят на Питер и удивлённо чешут в затылке. Стамбульские паромы это как часть метрополитена. Пара десятков машрутов по всему городу, на острова. Регулярность и технология посадки вполне метрополитеновские (1-2 минуты через широкие автоматизированные трапы). Оплата через турникет стандартной Истанбулкард. Доехать от Еникапы до Кадыкёя выходит не дольше, чем на Мармарае. Даже проще - таскаться по лестницам-эскалаторам не надо. Стоимость этой зимой сохранялась, по-моему, 26 лир, т.е. около 50 рублей (хотя, редко обращаю внимание - сколько списывается, может увеличили уже - инфляция-то посильнее российской). Конечно, все суда - водоизмещающие. На дистанции 4-10км и при необходимости частых манёвров (движение по проливу как на Бродвее) крыльям делать нечего. Длинные маршруты только через "море" (туда не пользовался, не знаю). Но есть вполне скоростные аппараты - визуально узлов до 20 ходят. Такие расхождения и развороты на 180 перед Каракёем закладывают, что всегда ждёшь катастрофы. У рулевых, по-моему, всё уже на автомате - когда по нескольку десятков челночных рейсов в сутки. В больших паромах с боковой загрузкой (в холодное время почти только они и ходят) посадка-высадка это, вообще простой проход по коридору зал с комфортными кожаными сидушками. На мелких официант летом несколько сортов чая разносит - это всё за 15-30мин. Зимними вечерами приятность невероятная - после уличного ветра и мокрого снега немного покачаться в тепле и без вагонной толкотни. Можно ведь, если захотеть и пилить поменьше. Хотя, турки пилят не хуже россиян, но и делать что-то успевают.
            1. 0
              27 сентября 2025 16:38
              Стамбул хороший город, на берегу теплого моря. Красивый, полный контрастов. Но и с точки зрения экономики транспорта во всем отличается от Петербурга.
              Во-первых, кклимат. Водный транспорт работает с мая по октябрь. В мае еще Ладожский лед идет. А в ноябре уже закрывается Нева.
              Те половина года возможна эксплуатация водного городского транспорта.
              Во-воворых, больше половины дней уютнее ехать в метро, нежели на ветру и под дождем на кораблике плыть.
              В-третьих, протяженность и загруженность маршрутов. Нет такого гарантированного пассажиропотока ориентированного на водный транспорт, как в Стамбуле.
              Были попытки организовать водные маршруты перевозок, но доходность около ноля. Проще лишний автобусный или трамвайный маршрут организовать, нежели наживать себе заботы по развитию водных средств транспорта.
              Остаются туристы летом. Для них не транспортные услуга, а экскурсионные. Летом на каналах столпотворение, все плывет куда-то.
          2. 0
            6 ноября 2025 14:59
            Цитата: balabol
            Все упрется в цену
            Стоимость билетов от набережной Макарова СПб до Кронштадта:
            Цены указаны в одну сторону. Обратные билеты приобретаются отдельно.
            STANDARD (салон на корме)
            Полный (взрослый) - 1200 руб.

            Да это просто кто то очень карманы набивать любит. Ещё в 2000м году метеоры ходили на регулярной основе от Тучкова моста до Зимней пристани Кронштадта. В каждую сторону в день было по 7-10 рейсов в каждую сторону, отправление каждый час. Цена билета была не больше цены на маршрутку от метро Чёрная речка до Кронштадта. И никто не разорился. Просто потом эти метеоры пустили на туристические маршруты, где денег содрать можно гораздо больше, чем просто возить пассажиров в режиме маршрутки.
      3. +1
        22 сентября 2025 13:09
        Цитата: тлауикол
        В местах с малочисленным населением они нафиг не нужны.


        Есть небольшое уточнение. Изрядную часть наших углеводородов добывают там, где и населения немного и с транспортом проблемы. Нужны такие суда или нет - вас не спросят, однозначно.
        1. +4
          22 сентября 2025 13:26
          Конечно не спросят. Математика порешает и бухгалтерия.
          Из там даже при СССР не было
          1. +1
            22 сентября 2025 13:32
            А могут порешать и те, кто нефть и газ качают в труднодоступных районах, если посчитают нужным. Плюсом является высокая скорость, что экономит время, а время - деньги.
            Существуй СССР и в наше время - появились бы со временем, возможно.
            Если появились такие разговоры о возвращении - вряд ли просто так. Кстати, такие суда могут иметь и перспективы для экспорта.
            1. +3
              22 сентября 2025 13:37
              Перспективы для экспорта? Пфф. Вы думаете капиталисты не умели строить СПК? Ещё как умели, уже наигрались.
              Какое время ? Ну приедет вахтовик или оленевод на день позже и что? А что ещё они могут перевезти: руду, газ, нефть, стройматериалы, трактора ?
              1. +2
                22 сентября 2025 13:43
                Не умели и не умеют сейчас, потому и не строят. Хотя больших рек и озер на планете хватает, да и некоторые СПК могут и по морю ходить.

                В принципе могут перевозить практически все, если габариты позволяют.
                1. +1
                  22 сентября 2025 13:51
                  Цитата: Illanatol
                  Не умели и не умеют сейчас, потому и не строят. Хотя больших рек и озер на планете хватает, да и некоторые СПК могут и по морю ходить.

                  В принципе могут перевозить практически все, если габариты позволяют.

                  спасибо, посмеялся good
            2. +5
              22 сентября 2025 15:34
              Цитата: Illanatol
              А могут порешать и те, кто нефть и газ качают в труднодоступных районах, если посчитают нужным.

              Сразу вспоминается, как в 70-е нефтяники и газовики начали восстанавливать участки Трансполярной магистрали. Той самой, которая за 20 лет до этого была признана экономически неэффективной и вообще "очередным безумным проектом кровавого тирана".
  2. +9
    22 сентября 2025 06:44
    Кроме "Урагана" был ещё МПК "Сокол" пр. 11451, признанный наиболее эффективным кораблём ПЛО прибрежной (до 200 км) зоны. Оба на титановых крыльевых устройствах.
  3. +6
    22 сентября 2025 06:45
    Красавцы аппараты.
    Удалось на таком пройти по маршруту Самара - Ширяево.
    Всегда интересовал вопрос, про столкновение с большими бревнами на ходу, которых много плавает в полу затопленном состоянии.
    Дальнейшего развития КБ Алексеева.
    1. +10
      22 сентября 2025 09:05
      при ссср ракета на скорости 60 км в час рубила вертикальное бревно без последствий для себя , на волге в астрахани бревно иногда встречались но редко .отец (царство ему небесное)тогда был зам начальника управления эксплуатации речного флота, в астрахани .
      1. +6
        22 сентября 2025 11:04
        Зря минусуют. Рубила с легким толчком. Проблемы составляли косо висящие топляки. Когда крыло входило почти вдоль. Тогда матрос и лом.
        Крылья и винты имели суперкавитирующий профиль. Острота передней кромки впечатляла.
        А моторку вообще не замечали. Рассказывал очевидец из экипажа. Когда мужик на моторке решил пересечь курс неожиданно. С одной стороны под нос зашел, с другой не вышел. И за кормой ничего. И фарватер, где останавливаться запрещено.
        1. +5
          22 сентября 2025 11:16
          вопрос был о бревне . моторки и люди в круг обсуждения не входили :)
          но крыло ракеты рубило человека в любом направлении, с 1975 и по 1986 жил в астрахани на берегу Кривой Болды , каждое лето вытаскивали на берег останки неудачных заплывов , сам плавал через речку не раз , но только под прикрытием шлюпки, иначе опасно . ракеты , заря -очень быстрые но обзор из кресла капитана так себе . приходилось сидеть,пару раз .
          1. 0
            23 сентября 2025 20:41
            В 1979-1989 ходил на судах река-море БОП. В пароходстве были и СПК ходили по Онежскому озеру. Постоянно на причал РЭБ в Петрозаводска в разгаре навигации поднимали аварийные СПК - поломки крыльев, гребных винтов, гребных валов от столкновения с бревнами. Огромные проблемы была с М400 и М50 (приходили после ремонта на Тольятинском заводе). Знакомый моторист с ужасом рассказывал, как рядом с ним пролетел оборвавшийся шатун (в жаргоне "шатун подал дружескую руку."
        2. KCA
          +1
          22 сентября 2025 15:09
          Чой-то за фарватер такой, где останавливаться запрещено? "Секретный фарватер"? У нас и на Волге и даже на канале Москва-Волга при ЧП вполне себе раскорячивались на якорях и баржи и пассажирские, связь как-бы была 100% плавания, да и проблесковые маяки включали, тем более система безопасности плавания не только на океанских судах была, на речных тоже, с учётом количества ГЭС и прочих сооружений на Волге слепых зон не было вообще, приём сигнала и предупреждения для проходящих судов на раз
          1. +3
            22 сентября 2025 16:20
            Например, пролив Исток. Из Байкала в водохранилище. Там просто мелко. И течение сильное.
            Как же книжечка-то... "Правила прохода пролива Исток"? Где-то лежит в дополнение к лоции. Не помню. В общем, местные тараканы.
          2. 0
            23 сентября 2025 20:51
            А успеете ли на этой скорости уклониться? Нет! А дальше - стоп - упал с крыльев - потеря скорости - полный назад? Задавил придурка! А с фарватера уйти не всегда можно - осадка на крыльях и на корпусе сильно отличается.
        3. 0
          6 ноября 2025 15:09

          Цитата: MCmaximus
          А моторку вообще не замечали. Рассказывал очевидец из экипажа. Когда мужик на моторке решил пересечь курс неожиданно. С одной стороны под нос зашел, с другой не вышел. И за кормой ничего. И фарватер, где останавливаться запрещено.

          Относительно недавно на Неве серфенгист залетел под Метеор. Почти ничего не нашли(((.
          https://www.5-tv.ru/news/252285/kak-pogib-proslavlennyj-serfer-pod-meteorom-vpeterburge-tragiceskie-kadry/?ysclid=mhndqpydbm720625320
    2. 0
      23 сентября 2025 11:04
      Цитата: B-777
      Красавцы аппараты.

      Да. Детство провёл вблизи канала им.Москвы, по которому "Ракеты" регулярно летали.
      Морда у них, чем-то акулу напоминает..
  4. +19
    22 сентября 2025 06:47
    Как нефтедобывающая страна, мы бы легко могли обеспечить низкую цену топлива в стране. Как это и обстоит в нефтедобывающих странах. Тогда все эти суда станут выгодными даже с точки зрения чистогана. А то, что без них кое-где и жить невозможно, понятно и так.
    Это как скоростные поезда. Если думать бабок нагреть, то они не нужны. Если страну развивать - нужны позарез. Как ни жаль, но скорость имеет большую цену.
    1. -12
      22 сентября 2025 08:14
      Вы в курсе чтобы добычу углеводородов держать на должном уповне надо инвестировать в геологоразведку и сервис скважин ,а это миллиарды ,триллионы рублей.С вашим советом мы деградирует до уровня СССР - будет дефицит топлива Цены в нефтедобывающих странах с высоким уровнем жизни в $.Цена дешевле нашей на 10 центов. laughingПроцент лёгкоизвлекаемой нефти падает во всём мире а трудноизвлекаемой растёт .И в России такой же процесс .
      1. +12
        22 сентября 2025 09:08
        в стоимости литра топлива сегодгня только 12 % это нефть , осталное ....Затраты на производство. Себестоимость добычи нефти составляет около 12% от цены. Доля переработки нефти на НПЗ — 6%, расходов на транспортировку бензина — 8%, а затрат на хранение и обслуживание инфраструктуры АЗС — 5%.
        e1-card.ru
        Налоги и акцизы. Они могут составлять до 70% от стоимости бензина или дизеля. Среди них: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) (31%), акцизы (около 20%) и НДС (20%).
        e1-card.ru
        bcs-express.ru
        Продажи. К себестоимости добавляются накладные расходы, например, проверка качества топлива в лабораториях, зарплаты сотрудников цепочки поставок, аренда техники и реклама. Эти расходы учитываются в торговой наценке топливной компании.
        e1-card.ru
        Дополнительные факторы. На финальную цену влияют сезонность, биржевые колебания, экспортный спрос, погодные условия, обновление оборудования на НПЗ и другие. Также на стоимость влияет тип топлива: бензин с более низким октановым числом дешевле, а с высоким — дороже.
        e1-card.ru
        kommersant.ru
        1. +2
          22 сентября 2025 14:25
          Я вкурсе, Сечин озвучил - 76,% это налоги акцизы, оставшиеся 24 это зарплата ,обеспечение производства,моднрнизация,ремонты и себе любимому, и топ менеджерам .Уних хотябы 24 % ,а у рыбаков - 5- 8% прибыль, как хочешь выживай или купить колонну бентли ,или потратить эти деньги в траулеры,орудия лова ,причала и береговые инфраструктуры .А тут ещё эти севернее с постоянной пропиской - оплати им отпуск перелёт,жд по России.А если за границу ,то до границы .Хорошо пристроились.Кстати ходишь в море ,в постоянном штате компании на северах - пенсия в 50 лет,жена дава ребёнка - пенсия в 50лет .На севере хорошо после 50 ти ,отпуск от организации оплачиваемый проезд раз в два года ( не уверен), может и каждый год.И каждые два года пенсионный фонд оплачивает дорогу ,живи не хочу.Можно ещё как-то и круиз попытаться оплатить.При СССР ,я слетал в Самарская,так мне ещё государство всё полностью оплатило и + 160 руб с сверху.На коньяк " Самарканд " хватило. laughing
      2. +6
        22 сентября 2025 10:58
        На цену товара влияет только один фактор: за сколько его могут купить. И все. Остальное вам нарисуют. Там еще не только это придумают . Поверьте, как одному из таких придумщиков. Масштаб мой, конечно, совсем не тот. Не дорос пока. Но механизм понимаю прекрасно. За такие деньги, что крутятся вокруг топлива, сочинишь все. А проверить кто-то сможет?
        1. +1
          22 сентября 2025 13:13
          Цену можно нарисовать, а реальную себестоимость нарисовать сложно. И никто, разве что под силовым давлением работать в ущерб себе не будет. Так что если даже у покупателя с баблом проблемы будут, с убытком для себя товар не продадут.
          1. +3
            22 сентября 2025 16:22
            С учетом частной собственности на добычу и переработку нефти, в убыток себе "работать" не будет никто. С чем тут спорить? laughing Можно просто зарплату себе поставить какая нравится, а потом говорить: Прибыли нет.
            1. 0
              8 октября 2025 16:45
              Можно просто зарплату себе поставить какая нравится, а потом говорить: Прибыли нет.

              drinks
        2. 0
          8 октября 2025 16:45
          А проверить кто-то сможет?

          а позволят?
    2. -4
      22 сентября 2025 18:54
      Тащем-та не обязательно гонять на 60 км/ч, можно и доплыть на 40 км/ч без всяких крыльев
      1. +4
        23 сентября 2025 06:33
        При движении на крыле, резко падает сопротивление. Возможно, что 60 км/ч окажется дешевле 40 км/ч.
        Везде все считается. Вполне возможно, что если посчитать водоизмещающие суда, то даже с учетом большего количества народа, они могут оказаться по перевозке людей еще дороже.
        1. -1
          23 сентября 2025 12:30
          Если б была экономическая целесообразность, то её бы привели. И всякие сухогрузы уже давно встали бы на подводные крылья - ну а чо, дешевле и быстрее! А так за большую скорость всегда приходится платить
          1. 0
            23 сентября 2025 15:53
            Вы отличаете перевозку грузов и людей? Скоростные поезда не возят грузы. Вот авиация стала. Из-за срочности. Но в основном самолеты возят людей. Вы сами-то как препочитаете: 5-6 часов самолете или 4-5 суток в поезде? При перевозке груза цена фрахта имеет значение. А время своей жизни и ее удобства у человека ценится по-другому. Как бы я не любил поезда, но больше полутора суток - это уже слишком Лучше денег заплатить за самолет.
            1. -1
              23 сентября 2025 19:09
              Вы отличаете перевозку грузов и людей?

              Вы написали
              При движении на крыле, резко падает сопротивление. Возможно, что 60 км/ч окажется дешевле 40 км/ч.

              Вам не кажется, что вы сами себе противоречите? Либо дешевле, либо быстрее
              При перевозке груза цена фрахта имеет значение.
              так вы написали, что на подводном крыле сопротивление снижается и становится дешевле - и фрахт короче, и соляры меньше.
              Как бы я не любил поезда, но больше полутора суток - это уже слишком Лучше денег заплатить за самолет.
              судно на подводных крыльях ненамного быстрее обычного катера плывёт. А между поездом и самолётом разница в скорости на порядок
              1. +2
                24 сентября 2025 05:30
                Майн Готт! Вам про белое, а вы про сладкое.
                Сопротивление судов бывает разное. И сопротивление и затраты энергии судов на крыльях на 60 км/ч могут быть, а скорее всего и есть, ниже, чем у глиссирующих на 40 км/ч. Оба типа судов крайне критично относятся к своей массе. Любая добавка требует добавления мощности ЭУ и, соответствено, массы судна. Это означает снижение скорости. Снижение скорости означает переход в другой режим плавания, где сопротивление оказывается больше. Скорость еще раз падает и тд. Это означает только одно: на судах с динамическими средствами поддержания можно перевозить только что-то легкое и, за что согласны платить больше среднего фрахта. ВСЁ. СВВП для морской пехоты вообще не счет. Военные денег не считают.
                Суда с динамическими средствами поддержания - нишевые транспортные системы. Как правило они занимаются перевозкой пассажиров. Тех, кто согласен платить больше за короткое время в пути. Цена фрахта грузов на барже или грузовом судне ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше. Впрочем, никто не мешает коммерческим гениям возить грузы на регулярной основе на СПК или глиссирующих катерах. Найдите клиента, кто готов заплатить. Есть такие грузы. Но немного. И они попутные к пассажирам. И тоже такие, где нужна срочность.
                Все просто. Судовой движок кушает примерно 250 мл соляры на 1 л. с в час. Возьмите мощность на СПК, на моторной яхте такой же вместимости и на водоизмещающем теплоходе, той же вместимости по массе и по пассажирам. И какой нибудь маршрут из двух точек, км так на 100. И все станет ясно. По массе груза выиграет теплоход раз в 10. По времени доставки пасажиров он проиграет с треском. С учетом того, что глиссирующих судов для перевозки чего либо, кроме тушки хозяина и его компании особо-то и нет, значит это не так уж и эффективно. У СПК свои недостатки. Они привязаны к маршруту, где они эффективны и для них есть инфраструктура.
      2. 0
        24 сентября 2025 09:11
        покопался в сети , для выхода на крыло нужна максимальная мощность , 1200лс , расход топлива будет более 240 литров в час .в то же время люди пишут что средний расход в рейсе примерно 160 литров , во т она разница при преодолении горба сопротивления !
  5. +12
    22 сентября 2025 07:36
    Как всегда, постоянной проблемой для СССР, а в последствии для России, было двигателестроение, не полная освоение всего диапазона двигателестроения по типу и мощности. В конце 80-х эту проблему пытались решить, но СССР - был уничтожен и Россия потеряла значительный сегмент производства авиационных, судовых и ракетных двигателей вместе с "независимой" Украиной. В сытые "нефтегазовые годы", нынешние "друзья-олигархи" не считали нужным (по Марксу-Энгельсу) вкладывать значительные средства в разработку новых продуктов производства и конечно-же считали необязательным (по И.В.Сталину) экономическую независимость и безопасность, поэтому сверхприбыли шли им "на карман", а не на благо Родины.
  6. +2
    22 сентября 2025 08:50
    Проекты есть - движков нет.
    1. +2
      22 сентября 2025 09:10
      насколько я знаю на сегодня нет и проектов , хотя во времена СССР они плохо или хорошо были.
    2. 0
      6 ноября 2025 15:21
      Цитата: KrolikZanuda
      Проекты есть - движков нет.

      А заводы есть? А квалифицированные ИТР и рабочие тысячами и десятками тысяч свободные есть? А ПТУ есть? Или по-вашему движки из проекта сами собой материализуются в массовых объёмах?
  7. +1
    22 сентября 2025 13:21
    Gab es schon mal Überlegung, die Technologie der Tragflügelboote zu nutzen, um Wasserflugzeugen beim Start aus dem Wasser zu helfen, ob in einer einziehbaren Version oder abwerfbar?
  8. +2
    22 сентября 2025 13:30
    Чудес не бывает, и высокооборотные дизели MTU также ремонтируются в России, как и отечественные М-400и М-401. Технологии производства расходных материалов и технология ремонта практически одинаковы. На крупных судоремонтных заводах были цеха по их ремонту. Я работал технологом в таком цехе.
    На любой импортный двигатель можно изготовить расходные детали подобрав материал. Было бы желание. hi
    1. +3
      23 сентября 2025 21:23
      Дело ведь не в ремонте (замена "забугровых" элементов не всегда удачна, особенно топливной аппаратуры - личный опыт). Проблема в создании отечественного судового и корабельного дизеля висела и висит нерешенной ВЕЧНО. Копии или лицензии (немецкие, американские, датские и т/ д.) судовых дизелей производили с 1920-х годов, а где свои?
      Вопрос так и не решили . Затычка -Коломенские дизеля, а многообещающая Синатра. Малооборотные - полная ж...па. А раньше
      Брянский делал по лицензии B&W.
  9. +11
    22 сентября 2025 15:40
    Полученные результаты использовались при проектировании ракетного корабля «Ураган» (проект 1240).

    Крылья на МРК этого проекта пришлось делать складывающимися, чтобы корабль мог подойти к причалу. Размеры этих крыльев можно оценить по фото:

  10. +4
    22 сентября 2025 16:25
    Как то ездил в 70-х на Метеоре от Херсона до Кременчуга. Движение, конечно плавное. Понравилось прохождение днепровских шлюзов. Место было в заднем салоне. Эти танковые дизеля набили всю голову, хотя я тогда был ещё совсем молодой и мог выдержать многое. В обратной дороге был в носовом отсеке. Там было тихо, замечательно и обзорно. А цена билета была обыкновенная. Не дорогие.
    1. +2
      23 сентября 2025 13:47
      Эти дизели никакого отношения к танкам не имели
      1. 0
        23 сентября 2025 17:18
        После призвали в армию. Так на нашей пусковой установке танковый дизель звучал так же. В самом деле я так всегда и считал.
        1. +3
          23 сентября 2025 20:14
          Не путайте с танковыми В-2, откуда пошли судовые 3Д6, 3Д12 и их модификации. А предшественник М400 и М401 -дизель судовой М50. Родился он из авиамотора 1930-х годов.
    2. +1
      1 октября 2025 14:03
      нормально в *метеоре* в кормовом салоне. мое любимое место было над кормовыми крыльями.
      часто катался на нем с баушками-дедушками-родителями.
      Астрахань--Мумра--Зюзино через Чулпан.
  11. +2
    23 сентября 2025 03:24
    Мда... СССР строил сотнями, Россия - хорошо, если десятками... Эпигоны... Жалкие эпигоны.
  12. +1
    23 сентября 2025 16:01
    Может стоило бы в статье еще рассказать, что речные и "приморские" СПК Алексеева - это малопогруженные крылья. Это его фишка, как и экранопланы. Алексеев взялся за эти вопросы и попросту закрыл их навсегда. Остальным остается только повторять.
    А "Тайфун" - тут крылья глубокопогруженные. И тут история немного другая. Малопогруженные крылья для моря годятся мало.
    1. +1
      23 сентября 2025 21:01
      Экранопланы - статья в процессе. Ждите. Давно ее написал, но кое что и новое нашел. Хотя, по моему мнению, идея довольно экзотическая, но без ближайших перспектив, а может и тупиковая
  13. +1
    23 сентября 2025 17:21
    Цитата: тлауикол
    Конечно не спросят. Математика порешает и бухгалтерия.
    Из там даже при СССР не было

    Они там ходят бесперебойно с 60х годов, всё прекрасно субсидируется. А сейчас СПК наконец-то начали обновлять. Для этих мест СПК это и маглев и метро.
  14. +2
    23 сентября 2025 19:19
    Катался на тех что советской постройки.
    Кажется Метеор, Комета и то ли Зяря то ли Восход.
    Быстро, с ветерком.
    Приятно.
    А потом они кудато пропали и стало печально.
  15. -1
    24 сентября 2025 08:01
    Цитата: Hitriy Zhuk
    А потом они кудато пропали и стало печально.

    Ввиду высокой стоимости эксплуатации, СПК не выдерживают конкуренции ни с одним видом круглогодичного наземного транспорта, даже с "улучшенными грунтовыми дорогами". Появление круглогодичной дороги, даже V категории с автобусом ПАЗ-3206, приводит к упадку сообщения. СПК идеальны и незаменимы там, где "кругом пятьсот", типа Якутии.
    1. +1
      1 октября 2025 14:12
      Именно так и произошло в 90-е. Остался круглогодичный ПАЗ-3206. Утром в город, вечером из города, по одному рейсу.
      А при проклятом социализме ходили:
      *утренняя*, *вечерняя*, *последняя* ( названия рейсов по местному ) *Ракеты*, *Восходы*, *Метеоры*.
      Когда же остался один ПАЗ-3206, сельчане зимой стали ходить на *мумринский* автобус, ибо один ПАЗ-3206 просто не мог забрать всех желающих.
      затем *кончился* и этот пазик.
      В настоящее время ходят маршрутки по расписанию. три рейса. и это большое благо в этой ситуации. да немного процветает частный извоз.
      А пристань для СПК стоит памятником эпохи. .Сейчас и движение СПК не получится возобновить. И флота нет, и цены на билет будут высокими для сельчан.
  16. -2
    27 сентября 2025 21:00
    из Петродворца в Ленинград ходило эдакое судно, правда с адским грохотом.
  17. +1
    27 сентября 2025 21:01
    Цитата: balabol
    Были попытки организовать водные маршруты перевозок, но доходность около ноля. Проще лишний автобусный или трамвайный маршрут организовать, нежели наживать себе заботы по развитию водных средств транспорта.

    Общественный транспорт много где убыточный. Тут у нас в Белграде мучались-мучались, плюнули, и просто сделали с 2025г ВЕСЬ муниципальный транспорт бесплатным - не только автобусы-трамваи, но и "Беовоз" (такой полуподземный U-bahn, охватывающий недостроенное метро и ближние пригороды). Дешевле вышло. По официальной версии - с целью разгрузки дорог. И действительно, пробок поменьше стало, службам полегче проезжать, много кто на автобус пересел. И городской бюджет от этого не лопнул, и автобусы хуже ходить не стали. Хотя, не такой уж и маленький городишко - 1.5млн вместе с окраинами. И особых богатств в бюджете тут нет. И в Праге паромчики через Влтаву шальных денег не зарабатывают (есть пара мест, где проще 5 минут на катере, чем до ближайшего моста пилить) - всё по городскому проездному. В нищей Ч-гории через Боку Которску грузовой паром ходит - люди могут свободно, плата только за мотоциклы (2 евро) и машины (4-5 евро). Но, ладно, это всё относительный юг. Возьмём Финляндию - климат в Хельсинки не лучше питерского. Суоменлинна. Тоже лёд бывает. Постоянное население островов - символическое. Туристов зимой - кот наплакал. Тем-не-менее, регулярно ходит паром. В т.ч. зимой - если нет льда и сильных штормов. Оплата - тоже в пределах стоимости проездного (правда, я уже с ковида там не был - не знаю как сейчас). Дороже только на машине заехать. Хотя, на островах и машинам-то ездить почти негде. Разве что в тюрьму свободного режима ;) Но поддерживают водный транспорт.
    Цитата: balabol
    В-третьих, протяженность и загруженность маршрутов. Нет такого гарантированного пассажиропотока ориентированного на водный транспорт, как в Стамбуле.

    Так, в Стамбуле сейчас тоже особой необходимости в линиях от Золотого Рога нет. Есть мармарай, есть метротрам, есть автомобильный тоннель. Закрыли-бы 3/4 этих паромов - народ-бы не заплакал. Но раз они есть и не дерут шальных денег - уай-бы и нот? А это, на минуточку, Турция - там халявы нигде нет. Всё делается на частные деньги, платишь за каждый чих, за каждую пересадку. Кстати, зимой мелочь тоже на отстое - шторма даже на крохотной Мармаре случаются. Не с ноября по май, конечно, но 2-3 месяца точно. В это время работают только крупные паромы. Чихпыхи, типа маломерок "Москва", на приколах стоят.
    Цитата: balabol
    нежели на ветру и под дождем на кораблике плыть.

    Никакого ветра. Всё тепло, светло, "осторожно, двери закрываются". Есть (не везде) павильоны по типу метрополитеновских - метров 5 под открытым небом пробежать.Зимой, действительно, никто не будет на верхней палубе небольших катеров мёрзнуть, даже в Турции - т.е. будет половинная загрузка.Тоже причина их нахождения на приколе.
    Цитата: balabol
    Остаются туристы летом. Для них не транспортные услуга, а экскурсионные.

    Может просто не надо пытаться содрать прибыль с богатеньких турЫстов (да ещё через массу посредников, да с дикими поборами в казну и продавцам вакуума на всякие лицензии). Я как-бы немножко связан с general aviation (АОН по-русски, или "легкомоторная" по-обывательски). Когда государство немного отпустило вожжи - не до того ему было - даже топоры полетели. И сразу всё прибыльно стало. И полетушки туристам, и аэрофото, и "химия", и контракты с Лесохраной. И импорт комплектации-расходников из Штатов сразу пошёл разными путями. Хотя, авиация - куда дороже пароходства. Цены на аналогичные изделия, в среднем, в 2-3 раза выше. А года после 13-14го как засунуло государство к нам в карманы свою волосатую лапку, как начало всякие бумаги требовать и пилотские отнимать почём зря (тоже лишился, "партизаню" теперь) - так сразу и полетушки прекратились, и аварии начались, и урожаи на Кубани гибнуть начали. Потому-что те деньги, которые тратились на обучение, налёты и расходники пошли на лицензии и налоги - т.е. в кармашки ФНС и ворья с Ленинградки. Или вон партизаны на Ан-2 по Северам летают. Платит же народ. До тех пор пока в очередной раз кого-то не поймают и не прикроют. Не приходилось-бы им таиться по углам - купили-бы на кредитные деньги какие-нибудь видавшие виды Сессны-Караван с куда лучшей экономикой и возили-бы ещё дешевле. Но банку ж документы для страховки подавай. А страховой надо чтоб ты был в законном поле. А если играть с РФ в законном поле, то даже без трусов остаться можно.