Во время войны в Афганистане (1979-1989 гг.) на советские транспортные колонны с гражданскими и военными грузами постоянно нападали моджахеды. По понятным причинам, наибольшие потери несли топливозаправщики, без которых все действия ограниченного контингента попросту были бы парализованы. С учетом боевого опыта, главным образом – отрицательного, руководство Минобороны СССР поставило перед НИИ МО и промышленностью задачу разработать и построить специальные топливозаправщики, имеющие повышенную защиту. Однако в дальнейшем спецкомиссия Министерства сделала выводы не в пользу подобных средств. Она доказала, что количество топливозаправщиков, выведенных из строя, не такое уж и большое. Кроме того, военное присутствие Советского Союза в Афганистане постепенно начало сворачиваться. Полномасштабные работы по бронесредствам доставки горюче-смазочных материалов не были начаты, были разработаны лишь эскизные проекты.

К вопросу создания бронированных топливозаправщиков вернулись в первую чеченскую кампанию 1994-1996 годов, когда российские войска начали нести ощутимые потери в различных транспортных средствах, включая топливозаправщики. В Минобороны России было решено начать разработку бронированных топливозаправщиков для войск. Проектирование машины было поручено главному конструктору Санкт-петербургского конструкторского бюро специального машиностроения (КБСМ) Пантелееву А.В. Во время работы по теме появилось несколько проектов, существенно отличавшихся друг от друга. Были разработаны совершенно уникальные конструкции бронированных топливозаправщиков. Министерство обороны РФ в результате рассмотрения предложенных вариантов проектов, выбрало один. Под переделку были выделены только устаревшие БМП-1. По документации КБСМ их переоборудование производилось на ремзаводе Министерства обороны России.




С БМП при переоборудовании сняли башенную установку и вооружение, а также другие системы, наличие которых не требовалось на топливозаправщике. В корпусе были установлены топливные емкости, а также другое сопутствующее оборудование. В результате переделки было изготовлено две опытные машины. топливозаправщикам присвоили обозначение БТЗ-3.

Гусеничный плавающий бронированный топливозаправщик БТЗ-3 предназначается для транспортирования, заправки горючим (бензин, керосин, дизельное топливо) и маслами различной техники в районах имеющих сложный рельеф местности и водные преграды. Оборудование топливозаправщика состоит из: специальных емкостей (для горючего – 3000, для масел – 100 кг); основного насосного блока; резервного насосного блока; топливозаправочной системы; раздаточная система с расходом от 150 литров в минуту (9-метровый раздаточный рукав, раздаточный кран РК-32); фильтровентиляционной установки; системы пожаротушения; радиостанции.







Топливозаправщик БТЗ-3 способен выполнять следующие операции: закрытая (под давлением) заправка; открытая заправка горючим; наполнение емкостей внешними перекачивающими средствами или своим насосом из посторонних емкостей; опорожнение емкостей внешними или своим насосами; выдача горючего в канистры или бидоны. Время перевода машины между походным и боевым положениями и обратно составляет не более 3 минут. БТЗ-3 способен работать при температурах -30 .. +30°С.

Один экземпляр топливозаправщика БТЗ-3 проходил испытания на полигонах, второй направили в Чечню, где он испытывался в боевых условиях. Обе машины показали себя хорошо и были готовы к серийному производству.

Основные тактико-технические характеристики:
База – гусеничное шасси БМП-1;
Максимальная скорость – 65 км/ч;
Скорость на плаву – не менее 7 км/ч;
Время перехода из походного положения в боевое и обратно – не более 7 минут;
Вместимость емкостей горючего – 3000 л;
Объем перевозимых масел – 100 кг;
Расход раздаточной системы – не менее 150 л/мин;

Номинальная тонкость фильтрации горючего – не менее 20 мкм;
Раздаточный кран – РК-32;
Длина раздаточного рукава – 9 м;
Точность учета выдаваемого горючего – не более 0,5%;
Виды горючего для заправки – бензин, керосин, Д/Т;
Электропитание агрегатов – от электросети;
Род тока, напряжения – постоянный, 27В;
Диапазон рабочих температур – от -30 до +30;
Преодолеваемые препятствия:
- уклон – 30 град;
- ширина рва – 2,5 м;
- высота стенки – 0,7 м;
- максимальный угол входа/выхода из воды – 25 град;
Габаритные размеры:
- длина – 6380 мм;
- ширина – 2940 мм;
- высота – 1700 мм;
Экипаж – 2 человека.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти