Бензовоз по-афгански

Во время войны в Афганистане (1979-1989 гг.) на советские транспортные колонны с гражданскими и военными грузами постоянно нападали моджахеды. По понятным причинам, наибольшие потери несли топливозаправщики, без которых все действия ограниченного контингента попросту были бы парализованы. С учетом боевого опыта, главным образом – отрицательного, руководство Минобороны СССР поставило перед НИИ МО и промышленностью задачу разработать и построить специальные топливозаправщики, имеющие повышенную защиту. Однако в дальнейшем спецкомиссия Министерства сделала выводы не в пользу подобных средств. Она доказала, что количество топливозаправщиков, выведенных из строя, не такое уж и большое. Кроме того, военное присутствие Советского Союза в Афганистане постепенно начало сворачиваться. Полномасштабные работы по бронесредствам доставки горюче-смазочных материалов не были начаты, были разработаны лишь эскизные проекты.

К вопросу создания бронированных топливозаправщиков вернулись в первую чеченскую кампанию 1994-1996 годов, когда российские войска начали нести ощутимые потери в различных транспортных средствах, включая топливозаправщики. В Минобороны России было решено начать разработку бронированных топливозаправщиков для войск. Проектирование машины было поручено главному конструктору Санкт-петербургского конструкторского бюро специального машиностроения (КБСМ) Пантелееву А.В. Во время работы по теме появилось несколько проектов, существенно отличавшихся друг от друга. Были разработаны совершенно уникальные конструкции бронированных топливозаправщиков. Министерство обороны РФ в результате рассмотрения предложенных вариантов проектов, выбрало один. Под переделку были выделены только устаревшие БМП-1. По документации КБСМ их переоборудование производилось на ремзаводе Министерства обороны России.

Бензовоз по-афгански



С БМП при переоборудовании сняли башенную установку и вооружение, а также другие системы, наличие которых не требовалось на топливозаправщике. В корпусе были установлены топливные емкости, а также другое сопутствующее оборудование. В результате переделки было изготовлено две опытные машины. топливозаправщикам присвоили обозначение БТЗ-3.

Гусеничный плавающий бронированный топливозаправщик БТЗ-3 предназначается для транспортирования, заправки горючим (бензин, керосин, дизельное топливо) и маслами различной техники в районах имеющих сложный рельеф местности и водные преграды. Оборудование топливозаправщика состоит из: специальных емкостей (для горючего – 3000, для масел – 100 кг); основного насосного блока; резервного насосного блока; топливозаправочной системы; раздаточная система с расходом от 150 литров в минуту (9-метровый раздаточный рукав, раздаточный кран РК-32); фильтровентиляционной установки; системы пожаротушения; радиостанции.

Бензовоз по-афгански
Бензовоз по-афгански
Бензовоз по-афгански
Бензовоз по-афгански
Бензовоз по-афгански


Топливозаправщик БТЗ-3 способен выполнять следующие операции: закрытая (под давлением) заправка; открытая заправка горючим; наполнение емкостей внешними перекачивающими средствами или своим насосом из посторонних емкостей; опорожнение емкостей внешними или своим насосами; выдача горючего в канистры или бидоны. Время перевода машины между походным и боевым положениями и обратно составляет не более 3 минут. БТЗ-3 способен работать при температурах -30 .. +30°С.

Один экземпляр топливозаправщика БТЗ-3 проходил испытания на полигонах, второй направили в Чечню, где он испытывался в боевых условиях. Обе машины показали себя хорошо и были готовы к серийному производству.

Основные тактико-технические характеристики:
База – гусеничное шасси БМП-1;
Максимальная скорость – 65 км/ч;
Скорость на плаву – не менее 7 км/ч;
Время перехода из походного положения в боевое и обратно – не более 7 минут;
Вместимость емкостей горючего – 3000 л;
Объем перевозимых масел – 100 кг;
Расход раздаточной системы – не менее 150 л/мин;
Номинальная тонкость фильтрации горючего – не менее 20 мкм;
Раздаточный кран – РК-32;
Длина раздаточного рукава – 9 м;
Точность учета выдаваемого горючего – не более 0,5%;
Виды горючего для заправки – бензин, керосин, Д/Т;
Электропитание агрегатов – от электросети;
Род тока, напряжения – постоянный, 27В;
Диапазон рабочих температур – от -30 до +30;
Преодолеваемые препятствия:
- уклон – 30 град;
- ширина рва – 2,5 м;
- высота стенки – 0,7 м;
- максимальный угол входа/выхода из воды – 25 град;
Габаритные размеры:
- длина – 6380 мм;
- ширина – 2940 мм;
- высота – 1700 мм;
Экипаж – 2 человека.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 21
  1. svp67 22 апреля 2013 08:01
    Статья интересная.Автору "+".
    По конструкции данного бензовоза можно сказать, что мысль интересная, единственное, чего на ней не хватает - "макета башни", что бы данная машина внешне мало отличалась от обычной БМП, думаю, что такое решение способствовало бы большему выживанию данной машине в колоннах...
    1. shurup 22 апреля 2013 08:49
      Согласен. Вообще не должна отличаться.
      Подумал о мягких ёмкостях и нестационарном насосном оборудование, что позволяет любой тентованный грузовик превратить в бензовоз большей, чем БМП ёмкости.
      Представленный вариант скорее подходит для дозаправки на поле боя.
      1. iliq 22 апреля 2013 11:46
        Цитата: shurup
        Представленный вариант скорее подходит для дозаправки на поле боя.

        "на поле боя" ни один нормальный командир ,даже в кошмарном сне, машины заправлять не будет ;)
        iliq
        1. shurup 23 апреля 2013 18:14
          Нормальный не будет, а "ненормальный" успевает и ЛС покормить. Чем отличается нормальный менеджер от эффективного? На боксёрском ринге тоже есть перерывы, но есть бои без правил, где самые высокие ставки среди зрителей, но не участников.
    2. Mikhado 22 апреля 2013 11:27
      Цитата: svp67
      Статья интересная.Автору "+".
      По конструкции данного бензовоза можно сказать, что мысль интересная, единственное, чего на ней не хватает - "макета башни", что бы данная машина внешне мало отличалась от обычной БМП, думаю, что такое решение способствовало бы большему выживанию данной машине в колоннах...

      Макет башни даже можно сделать вращающимся для полной имитации.
      А вообще для локальных конфликтов идея супер, я бы добавил: множество топливных ячеек, изолированных друг от друга; наддув охлажденными выхлопными газами; надежную защиту экипажа от огня - явно очень неуютно ездить в такой зажигалке.
      1. bazilio 22 апреля 2013 12:03
        Цитата: svp67
        единственное, чего на ней не хватает - "макета башни", что бы данная машина внешне мало отличалась от обычной БМП, думаю, что такое решение способствовало бы большему выживанию данной машине в колоннах.

        Зависит от ситуации- если в колоне идут только бмп- машина без башни вызовет подозрения. с другой стороны, если в колонне различная техника, то вполне логично сначала уничтожить танки, бтр и бмп- все что стреляет, а потом уже разносить бензовозы и прочую технику. Но все по ситуации
        1. iliq 22 апреля 2013 12:09
          Цитата: bazilio
          с другой стороны, если в колонне различная техника, то вполне логично сначала уничтожить танки, бтр и бмп- все что стреляет, а потом уже разносить бензовозы и прочую технику. Но все по ситуации

          интересно, почему боевики делают в 99% наоборот - бахнут пару грузовиков с ЛС, бензовоз - и руки в ноги?
          iliq
          1. bazilio 22 апреля 2013 14:02
            Цитата: iliq
            интересно, почему боевики делают в 99% наоборот - бахнут пару грузовиков с ЛС, бензовоз - и руки в ноги?

            А если идет колонна, например 2 бмп в голове и хвосте, по середке 1 грузовик и тут же еще 1 бмп (которая бензовоз с башней). Не возникнет ли подозрения что с этой бмп по середке что то не чисто?
            1. iliq 22 апреля 2013 14:06
              колонну, состоящую из 4 машин и от силы 30 человек ЛС выносят на ура с небольшой подготовкой засады...
              iliq
    3. Чёрный Полковник 22 апреля 2013 14:23
      Про башню - с языка снял. +
  2. iliq 22 апреля 2013 11:45
    и в чём смысл этой вундервафли?
    вместо МРАПов и бронировынных грузовиков для ЛС придумывали бронежилеты и кирпичи в двери, песок в баках БМП, езду "верхом", ЗСУ в кузове грузовика...
    а делать из БМП бензовоз, с её "защитой" не защищающей от оружия боевиков (ага, и пролом брони РПГ, и бронебойные пули для АК, и ДШК, КПВ, НСВ - всё это имелось у боевиков, что в Афганистане, что в Чечне), с 3 тоннами топлива... даже не смешно!
    с тех пор уже более 30 прошло, вроде в последнее время стали броневички делать - а вот до бензовоза так и не дошли.
    iliq
    1. bazilio 22 апреля 2013 12:08
      Цитата: iliq
      вместо МРАПов и бронировынных грузовиков для ЛС придумывали бронежилеты и кирпичи в двери, песок в баках БМП, езду "верхом", ЗСУ в кузове грузовика...

      все это результат того, что те же бмп были заточены под другой характер боевых действий, под крупномасштабную войну на европейском твд, а не под локальный конфликт в гористой местности.

      Цитата: iliq
      а делать из БМП бензовоз, с её "защитой" не защищающей от оружия боевиков (ага, и пролом брони РПГ, и бронебойные пули для АК, и ДШК, КПВ, НСВ - всё это имелось у боевиков, что в Афганистане, что в Чечне), с 3 тоннами топлива... даже не смешно!

      пусть даже легкая но все же броня.

      Цитата: iliq
      с тех пор уже более 30 прошло, вроде в последнее время стали броневички делать - а вот до бензовоза так и не дошли.

      как и в остальных странах- бензовоз предполагается использовать в зачищенной подконтрольной зоне, хотя вы правы, бронированные бензовозы и транспорт нужны
      1. iliq 22 апреля 2013 12:50
        Цитата: bazilio
        как и в остальных странах- бензовоз предполагается использовать в зачищенной подконтрольной зоне, хотя вы правы, бронированные бензовозы и транспорт нужны

        почему, как только натовцы столкнулись с партизанской войной, они в течении нескольких лет оснастили армию необходимыми броневиками? да, буквально за 2 года в Ираке были уже тысячи бронеавтомобилей, заточенных под партизанскую войну.
        а всякие решётки против РПГ? где в РА хоть подобие всего этого богатства!? а ведь уже 30 лет прошло, 3!!! войны, а воз и ныне всё там же! вернее, воза всё как небыло так и нет.
        iliq
        1. bazilio 22 апреля 2013 15:02
          Цитата: iliq
          почему, как только натовцы столкнулись с партизанской войной, они в течении нескольких лет оснастили армию необходимыми броневиками? да, буквально за 2 года в Ираке были уже тысячи бронеавтомобилей, заточенных под партизанскую войну.

          ну броневики и бронебензовоз это разные вещи. на счет бронетранспорта для ЛС согласен.
          Цитата: iliq
          а воз и ныне всё там же! вернее, воза всё как небыло так и нет.

          тут вы к сожалению правы
          1. iliq 22 апреля 2013 15:06
            Цитата: bazilio
            ну броневики и бронебензовоз это разные вещи

            чем разные? одновременно с броневиками для ЛС (на базе как лёгких, так и тяжёлых грузовиков) пошли и грузовики бронированные. а что на грузовик поставить - бронированный кунг или цистерну - абсолютно по барабану.
            iliq
        2. killganoff 23 апреля 2013 18:27
          Если бы руководство было заинтересовано в сохранности жизней своих граждан, то они бы это сделали. Что создано для безопасной транспортировки личного состава? На сколько улучшили качество Поисково-спасательных сил ВМФ после трагедии с "Курском"?... А вот о внутренних войсках не забывают в плане оснащения спец средствами и техникой для борьбы с недовольными.
    2. bairat 23 апреля 2013 07:33
      В ТТХ про броню ничего не сказано, зато упомянута способность плавать что автоматом говорит о минимально возможной ее толщине. Непонятно мне это маниакальное стремление заставить плавать бронетехнику, в ущерб бронированию, часто ли это вообще пригождается?
  3. _КМ_ 22 апреля 2013 12:46
    Вроде был какой-то недавний проект создания топливозаправщика-транспортера боеприпасов на базе машин управления (МТ-ЛБ).
  4. GORKO 22 апреля 2013 14:44
    Вот так вот война в Афганистане привела к рождению таких интересных машин.
    Да и хотелось бы добавить что наши войска в афгане воевали куда более профессионально и менее цинично!!!
    GORKO
    1. bask 22 апреля 2013 19:25
      Цитата: GORKO
      Вот так вот война в Афганистане привела к рождению таких интересных машин.
      Да и хотелось бы добавить что наши войска в афгане воевали куда более профессионально и менее цинично

      Хороший комент+.
      Но можно было сделать ,и сделали гораздо проще.40-футовый контейнер.Колонна их одинаковых контейнеров.В коком топливо?Вот реальный выход.
      Но историю не переписать,тогда в афгане сделали БМП-топливозаправщик.
      Сейчас в современной российской армии,все военные перевозки ,только контейнерные.
      Противокарабельный российский комплекс Club-K,как пример маскировки,перевозимого.
      bask
      1. негоро 22 апреля 2013 22:55
        Грамотное предложение,контейнер можно изнутри бронировать и все необходимые системы смонтировать,да и тягач можно бронировать.
        негоро
  5. Mister X 22 апреля 2013 20:13
    А воняет внутри топливом наверное - будь здоров!
    Особенно приятно в нем ездить жарким летним днем.
    Вентиляцию усиленную надобно предусмотреть.
  6. Mister X 22 апреля 2013 20:17
    Цитата: bask
    Но можно было сделать, и сделали гораздо проще: 40-футовый контейнер.

    Это армия, а не морской порт. Откуда там взяться десятку контейнеров?

    Цитата: bask
    Колонна их одинаковых контейнеров.

    Уже представил себе десток фур, которые едут по Кавказу.
    А если одна опрокинется?
    1. iliq 22 апреля 2013 20:52
      Цитата: Mister X
      Это армия, а не морской порт. Откуда там взяться десятку контейнеров?

      бедные мерикосы и не знают!

      Цитата: Mister X
      Уже представил себе десток фур, которые едут по Кавказу.

      так уже не одно десятилетие ездят... и не десятки, а тысячи ;)
      iliq
    2. bask 22 апреля 2013 21:08
      Цитата: Mister X
      то армия, а не морской порт. Откуда там взяться десятку контейнеров?

      А Ж/Д подойдет? Уже давно перевозят,контейнеры.Самая оптимальная и дешевая перевозка-доставка грузов...любого назначения.

      bask
  7. Mister X 22 апреля 2013 21:54
    Цитата: bask
    А Ж/Д подойдет?


    Пойдет.
    Но как пелось в песне, "что поезд проедет лишь там, где проложен путь"

    Но я фантазировал на тему Кавказа и других горячих точек.
    Предположим, топливо доставили железной дорогой до станции "Х".
    А как его развести по частям?

    Автор статьи пишет:
    Гусеничный плавающий бронированный топливозаправщик БТЗ-3 предназначается
    для транспортирования, заправки горючим (бензин, керосин, дизельное топливо)
    и маслами различной техники в районах имеющих сложный рельеф местности и водные преграды.


    Вот Вам для сопровождения и охраны железнодорожных цистерн



    и еще



    Фото взято из статьи "Использование бронепоездов в Чечне"
    Адрес статьи: http://topwar.ru/24136-ispolzovanie-bronepoezdov-v-chechne.html
    1. iliq 23 апреля 2013 10:54
      Цитата: Mister X
      Но я фантазировал на тему Кавказа и других горячих точек.
      Предположим, топливо доставили железной дорогой до станции "Х".
      А как его развести по частям?

      не надо выдавать бедность и глупость за что-то хорошее.
      и в Афганистане, и в Чечне, и в Грузии, и в Дагестане грузы доставлялись, доставляются фурами уже десятки лет.

      Цитата: Mister X
      Вот Вам для сопровождения и охраны железнодорожных цистерн

      так если бы вы статью почитали, то там написано, что оные сопровождали как пасажирские, так и грузовые составы. которых в сотни раз больше, чем этих поделок под бронепоезд.
      iliq
  8. Mister X 23 апреля 2013 12:31
    Цитата: iliq
    чем этих поделок под бронепоезд.


    Так не от хорошей жизни появились эти "спецпоезда".
    Как говорится "Голь на выдумки хитра".
    А отправлять составы совсем без сопровождения по крайней мере глупость,
    если не халатность и преступление.
    1. iliq 23 апреля 2013 14:08
      Цитата: Mister X
      Так не от хорошей жизни появились эти "спецпоезда".

      эти поезда появились от нормально жизни. бег по граблям уже 3 десятилетия (начиная с Афганистана) и 4 войны - результат один и тот же.

      Цитата: Mister X
      Как говорится "Голь на выдумки хитра".

      когда те, кто за это деньги получает и нихера не делает...
      iliq
  9. Jrvin 24 апреля 2013 18:21
    Я недавно видел как на ЖД перевозили новые топливозаправщики (бензовозы) для военных, дак вот у них имеются дуги для установки тента сверху над ёмкостью, т.е фактически при установке тента грузовик (на базе УРАЛ) вообще не отличить от обычного бортового, но выдаёт его выхлопная труба установленная спереди а не по середине как у обычных бортовых аналогов.
  10. andr327 25 апреля 2013 21:17
    Перенимая опыт ВОВ: уже в конце 41 года почти все топливные цистерны были замаскированы под обыкновенне теплушки защита от немецких самолетов и невозможность визуального контроля передвижения составов с горючим.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня