Быстрее, компактнее, мощнее: новая концепция эскадры от BAE Systems

5 821 43
Быстрее, компактнее, мощнее: новая концепция эскадры от BAE Systems

На выставке DSEI 2025 (Лондон) концерн BAE Systems представил концепции двух новых классов боевых кораблей, которые, по мнению разработчиков, могут изменить методы ведения морских сражений британским флотом.

В качестве связующего звена эскадры предлагается новый корабль командования и управления, на котором будет размещен основной радар. Он будет руководить менее габаритными вымпелами, рассредоточенными по ТВД, а именно определять для них цели и приводить в действие расположенные на их бортах пусковые ракетные установки.



Командный корабль длиной ~150-160 м будет нести мощное вооружение – до 128 ракет в ВПУ – и иметь дополнительное пространство и запас мощности для размещения оружия направленной энергии (лазеров), ложных целей, автоматических пушек и беспилотников. Конкретную боевую «начинку» определит заказчик.

Состав экипажа существенно изменился по сравнению с современными эсминцами: штабной корабль рассчитан на менее чем 100 чел. благодаря автоматизации.

Как указывается в издании UK Defence Journal, командный корабль основан на проекте нового британского фрегата Type 26. Постройка фрегатов этого класса оказалась дорогостоящей и технологически затруднительной задачей, что обусловлено чрезвычайно сложной ролью, которую они будут выполнять, – бороться с подлодками, что требует малошумности, непростых конструктивных решений и далеко не дешёвого оборудования (акустические шумоподавители, гидролокаторы и т.д.). Однако основным вооружением нового штабного корабля станут не средства ПЛО, а комплексы ПВО, что позволит снизить многие требования, предъявляемые к Type 26, например, к ударопрочности. Это уменьшит общую стоимость платформы.


Концепт командно-штабного корабля


Если командный корабль – это мозг, то «ударная сенсорная платформа» (SEP: Sensor Effector Platform) – это мускулы

- пояснил разработчик.

Под этим определением он подразумевает «рядового бойца» эскадры будущего – тримаран длиной ~100 м и шириной ~20 м. Данная схема корпуса была выбрана из-за хорошей мореходности и низкого сопротивления, что позволяет развивать значительную скорость на малой мощности. В то же время тримаран имеет оптимальные пространство и площадь палубы.

Каждый SEP будет оснащён 32 ВПУ, парой орудий, собственным радаром, БИУС на мостике, полётной и кормовой палубами, а также будет иметь возможность размещения буксируемой ГАС для ПЛО. Таким образом, SEP можно будет использовать как для ПВО, так и для ПЛО. Дополнительную оперативную гибкость обеспечит модульность корабля: на нём смогут размещаться контейнеры с различными системами, например, с разнообразными беспилотниками – воздушными, надводными или подводными. Экипаж минимален: от 6 до 12 чел.

Штабной корабль будет командовать 4-6 единицами SEP, управляя их сенсорами и ракетными установками через общую боевую и коммуникационную архитектуру.

Скорость поставки флоту является ключевым фактором в концепции SEP. BAE ожидает, что корабль будет построен примерно за два года:

Это несложный корабль. Помимо боевого оснащения, сам корабль… два дизель-генератора, один двигатель, полностью электрическая силовая установка
.
- пояснили в BAE.


Концепт SEP


Поскольку корпус больше похож на торговое судно, чем на полноценный боевой корабль, разработчик предполагает, что его можно строить на других британских верфях, а не только в Говане или Скотстоуне, при этом сам концерн сосредоточится на системной интеграции.

Как считают специалисты BAE, современные авианалёты, как это происходит на Украине и на Ближнем Востоке, подразумевают одновременное воздействие большого количества угроз на одну цель. Поэтому требуется рассредоточить ПУ по нескольким корпусам – это единственный способ увеличить мощность залпа:

Дело не только в количестве ракет, но и в том, насколько быстро вы можете одновременно выпустить их в воздух.


Как полагает британский обозреватель, такая точка зрения представляет собой фундаментальный отход от восприятия эсминцев как отдельных узлов морской обороны:

Но самое главное, что эти проекты реализуемы. Первый основан на проверенной архитектуре Type 26 и избавлен от ненужной сложности, а второй, SEP, созданный на базе тримарана Triton, имеет намеренно простой корпус. В итоге можно получить в короткие сроки группировку быстрых, компактных и мощных кораблей.
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    16 сентября 2025 08:48
    Военно-морской бред в британском исполнении. Опять попытка сэкономить... И заработать одновременно
    1. +1
      16 сентября 2025 08:52
      Андрей из Челябинска hi , полностью согласен,это именно это и есть.
    2. -1
      16 сентября 2025 09:39
      Не факт... И китайцы строят массово небольшие катамараны. И американцы пришли к тем же выводам.
      Катамараны/тримараны станут беспилотными. А командовать ими станут фрегаты управления.
      1. -2
        16 сентября 2025 10:07
        Цитата: voyaka uh
        Не факт...

        Факт.
        Цитата: voyaka uh
        И китайцы строят массово

        Для иных целей.
      2. -1
        16 сентября 2025 11:30
        Сокращение экипажей, как описано в статье, нанесет серьезный удар по борьбе за живучесть в боевых условиях.
        Малореальная концепция. Не для серьезной, активной войны.
        Ну и требования к квалификации персонала будут очень высоки.

        Согласен только с тем, что без крейсеров никому не обойтись.
        Но экипаж должен быть не 100 человек. Больше.

        Фрегаты управления то такое.
        Или на нем нет серьезного РЛК, или это не фрегат.
        1. -5
          16 сентября 2025 11:38
          Борьбе за живучесть сейчас уделяют меньше внимания. На крейсере Москва был огромный экипаж, но после попадания 2 ПКР сразу началась эвакуация на шлюпки.
          На маленьких кораблях - тем более не будут бороться за живучесть.
          А квалификация персонала - да, Вы правы, нужна масса специалистов по приборам и оружию. Их трудно подготовить.
          Видимо, и фрегаты станут "полу-дронами".
          Часть спецов станут работать удаленно.
          Через сеть спутников.
          1. +4
            16 сентября 2025 11:43
            Цитата: voyaka uh
            На крейсере Москва был огромный экипаж, но после попадания 2 ПКР сразу началась эвакуация на шлюпки.

            Москва - плохой пример одиночного, безнадежно устаревшего корабля.
            На Фолклендах если бы не боролись, то потери были бы много больше.

            Цитата: voyaka uh
            А квалификация персонала - да, Вы правы, нужна масса специалистов

            И нужно этих специалистов дублировать, иначе миллиарды на ветер.

            Цитата: voyaka uh
            Часть спецов станут работать удаленно.
            Через сеть спутников.

            На БЭК это работает, их не жалко. На эскадрах - не пройдет.
            Вот новые заправщики у Штатов - поставили камеры и пошли проблемы. Не заменили они человеческий взгляд.
            Ну и надежность всех видов серьезных систем удаленно не поддержать.
            1. 0
              16 сентября 2025 11:49
              На заправщиках - это была мелкая проблема. Ее быстро исправили, разместив камеры по-другому, без мертвых зон.
              Камеры видят во много раз лучше человеческого глаза. Лучше даже, чем зрение орлов и соколов.
              Радары + ИК камеры + компы неизбежно вытеснят человеческое зрение отовсюду.
              Такой комплект лучше видит, быстрее анализирует, вернее принимает решения.
              1. +1
                16 сентября 2025 11:55
                Цитата: voyaka uh
                Камеры видят во много раз лучше человеческого глаза.

                Как подзорная труба - да. Камеры хороши.
                А для точной онлайн оценки расстояния до предмета - есть нюансы.
                1. 0
                  16 сентября 2025 12:16
                  Для этого есть радар или лазерный дальномер. Комплект впридачу к оптике.
                  Так сейчас построены и ГСН ракет. Даже маленьких. И камеры сканируют, есть поворотные механизмы.
                  Все очень миниатюрно.
                  1. 0
                    16 сентября 2025 12:18
                    Цена и надежность. Интел - жалко.
                    1. -1
                      16 сентября 2025 13:48
                      Надежность - высока. В военных изделиях обычно подводит механика, а не электроника и чипы.
                      Цена зависит от величины серии.
                      Дроны стали массовыми. И камеры на них теперь и чипы - любая проф.разведка позавидует.
                      1. +3
                        16 сентября 2025 14:22
                        Цитата: voyaka uh
                        В военных изделиях обычно подводит механика, а не электроника и чипы.

                        А в автомобилях все наоборот почему-то.

                        Цитата: voyaka uh
                        Дроны стали массовыми. И камеры на них теперь и чипы - любая проф.разведка позавидует.

                        Да. И где все это делается? В Китае?
                        В Штатах, помимо Интел, еще Боинг жалко.
                        Хотя, казалось бы, ничто не предвещало... yes
                      2. -2
                        16 сентября 2025 15:58
                        "В Штатах, помимо Интел, еще Боинг жалко."///
                        ---
                        Боинг жалеть не надо. laughing
                        Они выпускают по 500-600 авиалайнеров в год.
                        Интель проигрывает тайваньцам по чипам. Интель зациклился на PC и laptop.
                        И упустили новые микро-чипы.
                        И совершенно новые для ИИ.
                        Самонадеянность подвела.
                        В Израиле заводы Интель увольняют многих.
                      3. 0
                        16 сентября 2025 16:29
                        Цитата: voyaka uh
                        Боинг жалеть не надо.
                        Они выпускают по 500-600 авиалайнеров в год.

                        Вы, похоже, не следили за успехами Боинг.
                        Уже в два раза меньше Эйрбаса самолетов
                        строят. Хотя Эйрбасу своих проблем хватает.
                        Не 500 и, конечно, не 600. Чуть больше 400. yes
              2. +1
                16 сентября 2025 12:49
                Цитата: voyaka uh
                На заправщиках - это была мелкая проблема. Ее быстро исправили, разместив камеры по-другому, без мертвых зон.

                "Быстро исправили" - это на презентациях. На серийных машинах проблема будет исправлена лишь в 2026 г.
                Старая чёрно-белая система наблюдения и управления заправочной штангой RVS ещё в 2020 г. была признана непригодной из-за невозможности точной оценки расстояния при определённых условиях освещения, из за чего операторы били штангой по заправляемому самолёту. Дальше "Боинг" год доказывал, что система работает нормально, нужно лишь немножко доработать софт. smile
                В результате пришлось делать новую цветную RVS 2.0, которую представили в конце 2022 г. Систему планировали установить на КС-46 к марту 2024 г... но у "Боинга" начались традиционные проблемы с субподрядчиками - и сроки сдвинулись сначала на октябрь 2025 г., а затем и на 2026 г.
                1. -4
                  16 сентября 2025 13:53
                  Камеры (а вернее, неопытные операторы) барахлили ночью. При ночных заправках нескольких самолетов вместе. При искусственной подсветке с разных углов.
                  1. +1
                    16 сентября 2025 14:27
                    Цитата: voyaka uh
                    Камеры (а вернее, неопытные операторы) барахлили ночью. При ночных заправках нескольких самолетов вместе.

                    У оригинальной чёрно-белой RVS проблемы были гораздо шире.
                    Например, на испытаниях по заправке RC-135 (высокое солнце, полёт над облаками) заправляемый самолёт на экранах начал исчезать, сливаясь с облаком. Плюс в этих условиях не было видно серую (на самом деле красную) разметку зоны заправки. На других испытаниях по заправке С-17 тень от штанги закрыла разметку зоны заправки до полного слияния её с фоном. Проблемы были и при низком солнце - камеры просто пересвечивались.
                    Когда поставили цветные камеры, то красную разметку на сером фюзеляже стало отлично видно.
                    1. -2
                      16 сентября 2025 15:50
                      Спасибо за дополнения и поправки. drinks
          2. +1
            16 сентября 2025 14:29
            Цитата: voyaka uh
            после попадания 2 ПКР

            Была детонация ракет Форта. Но экипаж почти цел.
            А вспомните эпопею, как тонул норвежский фрегат. wink
            Совеменный, малоэкипажный. Красиво ведь было?
            И никакие ракеты, чтобы утонуть, не понадобились.
            С танкером никак не смогли разминуться. Делов-то.
    3. 0
      16 сентября 2025 09:48
      Так было похожая идея лет 10 назад. Только там к эсминцу предлагалось дополнительно использовать транспортный корабль с пусковыми установками. И если эсминец нёс порядка 70-90 ячеек, то транспорт нес на себе до 250. Но запускалось всё с борта эсминца.
    4. +2
      16 сентября 2025 11:48
      Хочется заметить, что для начало «наглосаксы», пусть попробуют освоить строительство фрегатов Тип26. Они уже устроили «показательное выступление» с двумя авианосцами.
      1. +1
        16 сентября 2025 11:59
        Цитата: Sergey39
        Они уже устроили «показательное выступление» с двумя авианосцами.

        С авианосцами они, при проектировании, втихую позвали французов в помощь. Те напомогали, с удовольствием.
        А сами на Де Голле проблему вибрации валов так и не решили.
        Повсеместная нехватка квалифицированного персонала.
        В этих условиях автоматизированные эскадры - это нечто.
        Стружка в двигателях Замволтов - это цветочки...
    5. +2
      16 сентября 2025 15:18
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Военно-морской бред в британском исполнении. Опять попытка сэкономить.

      Андрей hi
      Это попытка задать моду на корабли будущего, попытка "нащупать" тенденцию надводного кораблестроения, исходя из появляющихся реалий и перспектив развития ВВТ. Попытка повторить феномен Дредноута.
      Бриты за основу "Штабного корабля" взяли (как ни странно) китайский тип 055. С его функционалом, но усеченными весо-габаритами. При этом попытались распределить обязанности по ПРО/ПВО и ПЛО между кораблями боевой группы. Суть ордера: в центре корабль управления с мощной ПРО/ПВО, прикрывающий корабли охранения с развитой ПЛО. Этакий симбиоз. Но проблема в том, что пока бриты не решат вопрос с защитой от ГЗ ПКР, их затея нежизнеспособна. С уничтожением к-ля управления все тримараны сразу же становятся легкой добычей для ПКР, даже таких как Оникс и Калибр ПЛ, у которого третья ступень с 20 км идет на 5м со скоростью 3М.
      Так что, это -- поиск путей дальнейшего развития надводных сил флота при том, что упор делается на расширение поисковых возможностей ПЛС. И делается это с пониманием того, что главная угроза бритым -- из-под воды. Для начала -- 85М проект. Дальше -- посмотрим. Но новое уже стучится в дверь!
      ЦК «Рубин» уже ведет разработку подводного ракетоносца «Арктур» ... Подлодки будущего станут платформами для беспилотников. Это новая концепция, помимо подлодок-охотников и стратегических ракетоносцев появляются ударные подводные крейсера, способные бить по всем видам целей и выполнять сложные операции на больших глубинах.

      С уважением. Удав. drinks
      1. 0
        16 сентября 2025 20:58
        Доброго вечера! hi
        Цитата: Удав КАА
        Это попытка задать моду на корабли будущего, попытка "нащупать" тенденцию надводного кораблестроения, исходя из появляющихся реалий и перспектив развития ВВТ. Попытка повторить феномен Дредноута.

        Да, такое может быть, но я думаю, причины тут все же иные.
        Какие проблемы у Великобритании применительно к флоту?
        1) Нет денег на нормальный флот
        2) Если бы даже и были деньги - нет желающих на нем служить.
        Уши этих проблем как раз, на мое ИМХО из этой концепции и торчат
        Фрегаты для бритов слишком дороги оказались, и людей много требуют. ОК, и что происходит? А давайте заменим полноценный фрегат тримаранищем! РЛС - слабенькая (основная РЛС на корабле управления), экипаж - всего 6-12 чел, а не 118, водоизмещение - непонятное, но явно не 6 900 т стандартного. При этом - в ПВО может, в ПЛО - может. Ну профит же!:)))))))
        А по факту - в ПВО может, пока жмется к кораблю управления. Отойдет подальше - получит большой сектор, которого радар корабля управления видеть не будет в силу кривизны земной поверхности, да и по дальности будет штраф в любом случае. Из-за тримаранной схемы новая платформа в пересчете на тонну водоизмещения будет по корпусу дороже фрегата, но при этом будет нести меньше вооружения. То есть 6 900 тонн тримаранов, сколько бы их туда не влезло, не утащат столько оружия, сколько один фрегат проекта 26.
        Поэтому экономия там будет если, например, вместо 4 фрегатов проекта 26 построить 1 корабль управления и 3-4 таких платформы. Но такая сборка по своим возможностям и рядом валяться не будет по сравнению с 4 фрегатами
        ПЛО? А что там за ПЛО будет, если, судя по макету, на тримаране в лучшем случае можно ожидать вертолетной площадки без ангара? Только буксируемая ГАС, ну может 324 мм торпеды от щедрот царских. Идея неплохая, только намного дешевле будет сделать безэкипажные кораблики, которые это вот все тащить сумеют без БИУС, без ПВО и экипажа. Их можно и полуподводными сделать ,что прикроет их от атак с воздуха.
        В общем, реализация этой схемы приведет к тому, что англичане сэкономят, скажем, четверть денег, но потеряют половину своих возможностей
  2. +2
    16 сентября 2025 09:20
    В 30-40-х годах, прошлого века был такой класс кораблей - лидер (лидер эсминцев). Он выполнял роль командного корабля и обеспечивал огневую поддержку своей маленькой эскадре. Только сейчас главную опасность для плавсредств представляют воздушные угрозы, отсюда и обеспечение ПФО всей корабельной группировки.
  3. 0
    16 сентября 2025 09:34
    Говорить о возрождения былой военноморской мощи наглов... как то сомнительно. Они даже на вторых ролях смотрятся бледно...
    А так, деятели ВПК хотят подзаработать, по быстрому, придумал ещё что-то такое, раз такое...
    Теперь главное это продать!
    1. +1
      16 сентября 2025 11:38
      Творчески переработали концепцию Замволтов и литторальных кораблей.
      1. +1
        16 сентября 2025 14:43
        Да планов может быть громадье, а вот реальные результаты, дело такое, не обязательное,...
  4. +2
    16 сентября 2025 09:43
    Цитата: voyaka uh
    А командовать ими станут фрегаты управления.
    То есть если вывести из строя этот фрегат управления, то все остальные уже не будут являться полноценными боевыми единицами ?
    1. 0
      16 сентября 2025 12:54
      Цитата: Seal
      То есть если вывести из строя этот фрегат управления, то все остальные уже не будут являться полноценными боевыми единицами ?

      Я так понял, что ближайшим аналогом этой системы можно считать ЗРК "Бук". Фрегат управления - это "СОЦ с ракетами", а остальные - это СОУ. Без СОЦ СОУ работать в принципе могут, но с урезанными ТТХ (ибо РЛС у СОУ слабее). Или же им нужно целеуказание с другой СОЦ / ФР управления.
  5. -1
    16 сентября 2025 09:52
    Любая "концепция" - это высококвалифицированный "распил" казенных денег. Потому что кроме рекламных картинок реального продолжения они как правило не имеют.
    1. +1
      16 сентября 2025 11:49
      Не всегда распил. Любое новое вооружение рождается через НИОКР, а это без финансов не возможно.
      1. 0
        16 сентября 2025 12:36
        Любое новое вооружение рождается через НИОКР,

        Между НИОКР и "концепцией" "дистанция огромного размера". Я лично в свое время раздал прилично взяток "нужным людям", заказывая фирмам их жен, детей или даже подруг разработку "Концепции дальнейшего развития зеленого огурца" или "Концепции улучшения экологичности развития зеленого огурца" (названия условные), перечислял им деньги, а в замен получал скоросшиватель с 40-50 листами макулатуры. А пару раз эту макулатуру делали сами, но от имени ну О-О-О чень "крутого чела"
        1. Комментарий был удален.
          1. 0
            16 сентября 2025 14:16
            Я думаю, что Вы не правильно выбрали название своего аккаунта. )

            Сайт у нас военно-исторический. А я совершенно штацкий и в военных делах "дилетант".
            drinks yes
            1. 0
              16 сентября 2025 14:17
              Виктор я не правильно понял Ваш комментарий.
              По этому удалил. Извините!
              1. 0
                16 сентября 2025 14:19
                Бывает. drinks Не заставлять же напрягаться самого О-О-О ... Поэтому делали сами, но от имени фирмы, которую он назвал и куда заслали деньги..
  6. 0
    16 сентября 2025 09:54
    Это они специально такой официальный суперфлагман предложили, чтоб у ПКР вообще проблем не было с выбором главной цели?!
  7. Комментарий был удален.
  8. 0
    16 сентября 2025 09:59
    Возможно"ноги"представленной концепции растут из-за потери бритами компитенций строить большие корабли т.к. всё недавно переданное флоту ЕЯ Величества постоянно в ремонтах и доводках ,взять хоть для примера авианосец ,а вот вопрос удешевит ли это морскую составляющую бритов как то весьма сомниелен , даже в тексте статьи указывается как раз о технологических и технических особенностях кораблей как об весьма не дешёвом удовольствии.Да и денег срубить с налогоплатильщиков ВАЕ СИСТЕМЗ как то себе ни когда не отказывал.Так же есть вопрос ,а понадобится бритам такой флот в свете внутриполитических событий с миграцией и прочими проблемами в королевстве.
    Ответить
    Цитата
  9. +1
    16 сентября 2025 10:10
    А , концепция.. Таких везде полно.
    всерьез обращать внимание не стоит ,имхо
  10. 0
    16 сентября 2025 10:26
    И будет тот штабной корабль целью номер один. И без него эскадра останется слепо-глухо-немая - как тетерки на току... Правильное направление держите, господа!
  11. +1
    16 сентября 2025 10:50
    Jeune École на новом технологическом уровне)
    То есть попытка купить на грош пятаков.
  12. Комментарий был удален.
  13. 0
    17 сентября 2025 03:54
    Великолепный концепт ! Сразу видно, что это - будующее !
    Британцы конечно темнят, скрывают, секретят. Но вглядевшись в картинку командно-штабного корабля я догадался, что на не очень высоком обелиске посерёдке корабля стоят не обычные локаторы с фазированной решёткой, а 3D-голографические сенсоры, способные генерировать искривлённые лучи, заглядывающие за горизонт.