Ошибки в полете

12 791 88
Ошибки в полете

Расскажу об ошибках, которые лично я совершал в полетах.

Ошибки совершают все: летчики, штурманы и остальные члены экипажей. Какими бывают характерные ошибки летчиков и штурманов? Летчики плохо взлетают и садятся, штурманы не туда ведут самолеты, плохо применяют оружие. Я рассказываю о типовых ошибках, которые не приводят к страшным последствиям. Обычно такие типовые ошибки совершают по двум причинам: недоученность и зазнайство.



Что значит «летчики плохо взлетают и садятся»? Ну, это просто — взлет на нерасчетной скорости, отход с малым углом, низкий подход к полосе, высокий подход, посадка с большим расчетом (расстояние от торца полосы) или с большой перегрузкой… Случай из жизни: замполит эскадрильи низко подошел к полосе, сел до полосы, разнервничался, не убрал обороты двигателей (не сбросил «газ») и выкатился с полосы на противоположном конце. Мы ржали всей дивизией.

Как штурманы не туда ведут самолет? Тут тоже ничего сложного нет. Пример: экипаж возвращался с дальнего маршрута, на подходе к аэродрому расслабился, и штурман упустил контроль за местом самолета, поворотный пункт маршрута пролетели на 10–15 километров. Дежурный штурман КДП (командно-диспетчерский пункт) уклонение заметил, подсказал, и экипаж развернулся на аэродром посадки. Так как в 150 километрах от поворотного пункта была Япония, то под самолетом экипаж уже ждал «особист» и задавал всем вопрос: «Кто руководил угоном самолета в Японию?». А уж бомбу сбросить подальше от цели может любой штурман, достаточно «зевнуть» на боевом курсе, и ага…

Я тоже совершал ошибки, об одной, дикой и курьезной, сейчас расскажу.

Лейтенант, второй штурман корабля


В начале службы я летал на самолете Ту-16К-10-26Б, и рабочее место было в центре фюзеляжа, в подвесной кабине. Окон в кабине не было, света белого я не видел. Подробнее об этой кабине можно прочитать в рассказике «Служба второго штурмана корабля» в моем авторском разделе.

Как нормальный второй штурман, я стремился на должность штурмана корабля, чтобы самому водить самолет. Для этого я изучил оборудование кабины штурмана, его обязанности, сдал зачеты инженерам и штурманам и получил допуск к полетам с места штурмана корабля. Штурман-инструктор слетал со мной в одном экипаже, проверил мое умение летать штурманом, и меня допустили к полетам в районе аэродрома в качестве штурмана корабля. Короче, жизнь удалась!

Через некоторое время, с начала нового учебного года, меня перевели в экипаж командира отряда, чтобы я мог продолжать учиться летать с места штурмана корабля под присмотром личного экипажного штурмана-инструктора, которым был наш штурман корабля, он же штурман отряда.

Командир отряда, майор, в нашем полку был человеком новым, его перевели «с запада», и ему были запланированы полеты в районе аэродрома с инструктором, которым зачем-то стал командир полка, полковник, дяденька горячий, крикливый, но отходчивый. А раз полеты в районе аэродрома, то и я напросился летать с места штурмана корабля, хотя у меня и образовался перерыв в таких полетах, но на это у меня есть свой штурман-инструктор, который полетит на месте второго штурмана и будет контролировать мои знания и умения водить самолет по аэродромным схемам.

Сразу предупреждаю — расскажу просто, без всякого умничанья и профессионального разбора, для неподготовленных читателей.

Нам предстояло выполнить полет по «большой коробочке», простейший полет по прямоугольному маршруту в районе аэродрома, продолжительностью 15 минут. Взлетели, набираем высоту 1200 метров, через полторы минуты я, штурман корабля, подал команду: «Первый разворот». Командир, как и положено по инструкции экипажу, начал выполнение разворота вправо на 90 градусов.

И началось… Инструктор, командир полка, в процессе набора высоты показывал командиру ориентиры в районе аэродрома, типа: «Вот смотри, там просека, а сейчас справа будет речка...». После того как командир экипажа начал выполнение разворота, командир полка отобрал у него штурвал и, желая показать какой-то только ему важный ориентир на земле, отвернул влево, вернув самолет на взлетный курс, и продолжал разговоры о своем видении подстилающей поверхности.

Стандартный полет от первого до второго разворота при полете по «большой коробочке» продолжается всего 33 секунды, и я дал команду на выполнение второго разворота, не глядя ни на курс, ни на навигационные приборы, ни на наземные ориентиры, а только по секундомеру. Почему я так сделал? До сих пор не знаю точного ответа, тут много причин: я упивался собственной значимостью, еще бы, веду самолет с командиром полка, меня заболтал этот самый командир полка, который своими нештатными маневрами помог мне заблудиться в районе аэродрома.

В общем, я потерял ориентировку в районе аэродрома, еще сам не понимая этого, летчики эту ориентировку толком и не вели, полагаясь на штурмана, а штурман-инструктор мирно дремал в своей подвесной кабине. В общем, самолет летел не туда, летчики о чем-то болтали, и мы потихоньку улетали от аэродрома на север. Командир полка глянул в окошко и спохватился: «Штурман! Мы должны лететь вдоль реки, а летим поперек! В чем дело, и кто тут у нас штурман вообще?».
Командир экипажа: «Штурман — лейтенант Б».

Командир полка: «У меня в полку нет такого штурмана!»

Командир экипажа: «Он второй штурман, но сегодня летит за штурмана».

Командир полка: «А кто инструктор, и почему его не слышно?»

Командир экипажа: «Инструктор — капитан Г».

Командир полка: «И где он?»

А в ответ — тишина…

Пока командир полка выяснял состав своего экипажа, я уже понял, что натворил, определился с местом самолета, и дал команду на исправление. Тут и с КДП руководитель полетов деликатно подсказал: «363, вы немного «размазали» коробочку». Деликатность в данном случае объяснялась наличием на борту командира полка. А в это время командир полка кричал в самолете так, что даже штурман-инструктор проснулся. Но самолет летел и приблизился к тому месту, где надо было читать «карту» обязательных проверок и докладов. Прозвучала команда: «Читать карту!». Карту читает прапорщик, командир огневых установок (КОУ), в общем, начальник пушек. Вдохновленный и взволнованный громким матом командира полка, КОУ перепутал строчки и начал читать карту не «на траверзе», а «на выруливании»: «Проверить тормоза!». Командир полка отреагировал незамедлительно: «Какие, бл…, тормоза в воздухе? Это же экипаж долбо…, куда я попал?». В общем, командир полка матерился до заруливания и выключения двигателей.

После выключения двигателей я быстренько выскочил из кабины и спрятался за стойкой шасси. Командир полка вылез из самолета и сказал командиру экипажа: «Бл…, экипаж у тебя — одни долб…, один не знает, где летает, второй спит в полете, третий «карту» читать не умеет! Где ты таких набрал?».

Командир экипажа грустно ответил: «Сам я не местный, только перевелся, мне таких дали… Так мне можно лететь самостоятельно?». Командир полка разрешил: «Да летите, что же с вами делать?», и посетовал: «Так я никогда не отучусь материться, а ведь парткомиссия требует».

И мы погнали в воздушное небо...
88 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    18 сентября 2025 04:46
    Карту читает прапорщик, командир огневых установок (КОУ), в общем, начальник пушек. Вдохновленный и взволнованный громким матом командира полка, КОУ перепутал строчки и начал читать карту не «на траверзе», а «на выруливании»: «Проверить тормоза!»

    Эффект начальства во всей красе. laughing
  2. +19
    18 сентября 2025 04:54
    Да уж! Ладно хоть никто не пострадал и ничто не пострадало. А я служил в самоходной артиллерии ВДВ (2С9 (НОНА). Так вот. На учебных стрельбах (на полигоне) один из экипажей самоходок (совсем молодые, первый полевой выход), решил скрутить колпачок на носу снаряда. Таким образом оголяется мембрана и снаряд взрывается практически от малейшего соприкосновения с чем-нибудь. В обязанности механика-водителя входило снятие чехла со ствола орудия. А он его не снял. Хорошо, что эти долб... не смогли открутить колпачок! Если бы открутили, то при выстреле с неснятым чехлом произошел бы взрыв снаряда в канале ствола и детонация боезапаса! Как ревел наш комбат "остались бы только кровь, гав..., песок и уши". Мы потом всей батареей за этот залёт три дня окапывались по всей военной инженерной науке. А это, без малого, капонир под самоходку 3х6х1,5 и ходы сообщения между орудиями, а также другие необходимые сооружения.
    1. +3
      18 сентября 2025 10:42
      А как комбат узнал про нескрученный колпачек?
      1. +5
        18 сентября 2025 11:03
        Вероятно, он увидел обугленный чехол, и всё понял..
        1. +3
          18 сентября 2025 11:45
          Значит, он и отдал приказ свентить колпачек, а потом увидел обугленный чехол, понял, что чехол не сняли и соответственно колпачек.
        2. +5
          18 сентября 2025 16:13
          Всё так и было. Чехол просто разорвало на стволе (эдакая розочка получилась. Там брезент очень прочный), а эти долб... сами признались, что помимо того, что не сняли чехол со ствола (это очевидно) хотели ещё свинтить и колпачок. Зам комбата их "раскрутил" по полной. Много чего "ласкового" обещал. Вот и рассказали, как было дело. Один забыл. Другие не смогли. Слава Богу всё закончилось хорошо!
          1. +1
            18 сентября 2025 20:17
            Так я понимаю - сначала надо чехол снять, потом колпак отвинтить? А после отворачивания колпака снова чехол, что ли, надели?
            1. +1
              19 сентября 2025 15:46
              Добрый день! Чехол всегда снимается до стрельбы. Любыми видами снарядов и мин (у нас орудие-миномёт. Могло и минами стрелять. Причём и натовскими. У нас калибр 120-мм). И только после окончания стрельб чехол опять одевается на ствол. Стрельба всегда ведется без чехла на стволе. А колпачок свинчивается для повышения вероятности детонации снаряда при попадании в мелкие препятствия. Так нам объясняли офицеры. Мы когда стреляли по мишеням, то снаряд без скрученного колпачка просто делал дырку в мишени из мешковины (каркас деревянный) и взрывался где-то за мишенью, а при скрученном колпачке мишень, при попадании в неё, разрывало на куски.
              1. -1
                22 сентября 2025 13:52
                А тут скрутили, и при проходе снаряда через чехол (малое, по-Вашему, препятствие), не взорвался. Случайно? И зачем надевать чехол после снятия колпака? Я хоть и не военный, но не покушение ли это на диверсию?
                1. +1
                  22 сентября 2025 17:43
                  Добрый день! Вы внимательно читали мои ответы? Чехол снимается на время боевой стрельбы перед началом стрельбы. Отстрелялись по цели (целям) и орудие приводится в походное положение (в том числе и одевается чехол, чтобы пыль и грязь при движении не попадали в канал ствола). Чехол выполняет защитную функцию канала ствола. И перед каждым выстрелом чехол не одевается. Иначе как вести, по-вашему, НЗО (неподвижный заградительный огонь) или огонь по готовности? Видно, что вы не военный. Я всё уже вам разъяснил.
  3. +13
    18 сентября 2025 05:58
    Окон в кабине не было, света белого я не видел
    Да и в отличие от белокостных летчиков, штурман-оператор катапультировался через ж...пу, т.е. из нижней части фюзеляжа. Тяжела доля штурмана! wink wink laughing
    1. +11
      18 сентября 2025 07:17
      Цитата: Голландец Михель
      катапультировался через ж...пу, т.е. из нижней части фюзеляжа

      На этом самолете - Ту-16, все члены экипажа (штурман, второй штурман, ВСР, КОУ), кроме летчиков, катапультировались вниз.
      1. +19
        18 сентября 2025 07:39
        Был и у нас в полку случай со штурманом. Но обо всем по порядку.
        Где то в 1968 году ввели должность начальника штаба эскадрильи. До этого не было такой должности. И вот штурман ст. л-нт Рыбин, летал с опытным и в возрасте, командиром корабля к-ном Кононовым летели то- ли на Д. Восток, то ли обратно, не помню уже точно, и штурман заводит самолет на территорию Китая! Командир впоследствии рассказывает: - Смотрю визуально, что-то не там летим! Пересекли то ли Уссури, то ли Амур. Штурман! Где мы? Ой-ой, доворачивай командир! Общем это не осталось незамеченным. Или командир доложил. Не в этом суть. Ладно. Пожурили штурмана, и на этом все.
        Через некоторое время летят они в Хабаровск. Запрашивают посадку на Гаровку, и штурман заводит самолет на гражданский аэродром, где его никто не ждет!
        После этого случая, штурмана на медкомиссию и признают негодным к летной работе! Куда его? Назначают начальником штаба эскадрильи!
        В конце 1969 года он уже майор, и зам начштаба полка!
        В личном разговоре с ним в том же 1969 году ( а он почему то относился ко мне, скажем так, доверчиво,) он сказал примерно следующее.
        - Кем бы я был, не спишись с летной? Максимум капитаном! И на пенсию!
        А здесь у меня перспектива дослужиться до подполковника, а может и выше!
        Вот такой случай был у нас.
        1. +14
          18 сентября 2025 08:33
          Цитата: ваш вср 66-67
          Был и у нас в полку случай со штурманом
          У нас в училище тоже был бывший штурман с интереснейшей биографией. Начинал он штурманом в Могочах в вертолетной части. Потом за какие-то грешки его перевели в авиадиспетчеры. Но он отметился и там, когда свёл в небе два вертолета. Его понизили до ст. лейтенанта и отправили служить до пенсии к нам в училище, где он обучал молодых салаг строевой подготовке, как правильно наматывать портянки и заправлять койку. Большой любитель женщин и ещё бо́льший любитель выпить, но мужик был хороший. Ему бы родиться в начале 19 века, то был бы он отличным гусаром wink
          1. +12
            18 сентября 2025 09:38
            Да в авиации чего только не бывает! laughing
            Прибыли мы из учебки в полк, в Завитинск. Распределили по эскадрильям. В 1-й и 3-й прдполковники, в нашей 2-й - капитан!
            Впоследствии узнаем, предыдущего комэска или перевели, или на пенсию отправили, а на эту должность никто не соглашается из командиров отрядов. Предложили молодому КК, ст. л-нту, отличник, коммунист и т. д. Тот сразу согласился. Ему капитана. Общем перед моим дембелем он уже в звании подполковника уходит на пенсию, и в Иркутске устраивается авиадиспетчером в ГВФ.
            За два года из капитанов в подполковники!
            В Завитинске то желающих служить было не много. В 60-х та еще дыра была! Как сейчас - не знаю...
            1. +5
              18 сентября 2025 10:06
              Цитата: ваш вср 66-67
              В Завитинске то желающих служить было не много

              Так ведь никто и не спрашивал,хотя гарнизон был конечно своеобразный,из-за своего географического положения.
              Много однокашников в Завитинск распределились,что характерно - никто дурного слова не сказал и не слышал,по доброму вспоминают.
              Хотя Завитинском пугали ещё с училища,что то вроде....... лучше быть старлеем в Минске,чем майором в Завитинске....
              1. +7
                18 сентября 2025 12:57
                Цитата: bober1982
                Так ведь никто и не спрашивал

                Это так конечно.
                У нас в самом начале учебы, наш замкомвзвода ст. сержант Виталий Соловьëв ( отличный парень, ленинградец) рассказал нам, мол, по окончании будет распределение по всему Союзу. Фергана, Паневежис, Сеща, Кривой Рог, ну и т. д., а залетчики поедут в Завитинск! Где этот Завитинск, мы и понятия не имели. Сдали экзамены, вызывают по одному в канцелярию. - Где бы желали служить дальше? laughing
                А я сдружился с парнем из Шахт, Володей Коптевым, и мы вместе залетели в самоволке. Комроты объявлял по трое суток губы, но не отправили. Общем залет был! Мы и договорились с Володей, будем проситься вместе хоть куда.
                Вот так мы и оказались в Завитинске, и не пожалели! Все, а нас отправили в дивизию 22 стрелка, летали, кроме двоих. Один, Сатонкин, азербайджанец, в гвардейском полку в Ареде, стал художником в доме офицеров ( рисовал хорошо), второй, башкир, не помню фамилии, звали Саша, был до армии учителем истории, кандидат в КПСС, того оставили при политотделе дивизии инструктором по комсомолу.
                пс. Все, кто разъехался по другим полкам на юг и запад, не летали, т. к. все места в экипажах были заняты с/срочниками. В 1969 году к нам прилетели полки из Кривого Рога, и еще откуда то, ( два полка ), ни в одном не было ни радиста, ни стрелка срочной службы! Так что нам можно сказать крупно повезло laughing
  4. +8
    18 сентября 2025 06:08
    Эх. Вот снова имею дела с военными.... Вместо того, чтобы решить, что делать, для них главное, начать "воспитывать". И только сейчас я понял насколько это бабская черта. Орать тогда, когда это вообще не нужно. Такое ощущение, что этим ором прикрывают свою полную неспособность взять контроль над ситуацией и разрулить ее правильно. Показать какой он начальник, а подчиненные тупые и ни на что неспособные.
    Ну, потерял штурман что-то там. Разборки в полете очень этому помогут. Пока орешь, улетишь вообще, ну, хоть в Японию. Ту командир, командуй, решай. А не будь как баба, у которой всегда все вокруг виноваты. А сама красава.
    Ори потом, когда решил. На разборах.
    1. +12
      18 сентября 2025 07:33
      Цитата: MCmaximus
      Ты командир, командуй, решай. А не будь как баба, у которой всегда все вокруг виноваты.

      "Краеугольный камень" отношений в экипаже.
      Но...
      1. +12
        18 сентября 2025 08:33
        Цитата: Bez 310
        "Краеугольный камень" отношений в экипаже.
        Но...

        Добрый день, давненько Вас на сайте не было. Продолжайте писать, хорошо получается, жизненно.
        1. +10
          18 сентября 2025 08:43
          Цитата: carpenter
          Добрый день

          Добрый...
          Есть проблемы в выборе темы для рассказа. В нынешних условиях надо быть очень осторожным в выборе темы, чтобы не навредить ни себе, ни комментаторам.
          Увы, таковы реалии...
          1. +7
            18 сентября 2025 08:44
            Цитата: Bez 310
            Увы, таковы реалии...

            Удачи Вам.
          2. +3
            18 сентября 2025 11:07
            Что можно "такого" рассказать о том, чего уже четверть века не сушествует?
            Здравствуйте, Михаил!
            1. +13
              18 сентября 2025 11:21
              Цитата: 3x3zsave
              Что можно "такого" рассказать

              Добрый день!
              Если говорить правду опасно, а врать - стыдно, приходится шутить...
              Есть, что рассказать, но тогда неминуемо потянутся сравнения, а они никому не нужны.
              1. +7
                18 сентября 2025 12:38
                Цитата: Bez 310
                Добрый день!
                Если говорить правду опасно, а врать - стыдно, приходится шутить...

                Мой муж руководствуется такими же соображениями, и в итоге пишет статьи про американские беспилотники созданные на основе списанных самолётов.
          3. +3
            18 сентября 2025 13:25
            Цитата: Bez 310
            В нынешних условиях надо быть очень осторожным в выборе темы, чтобы не навредить ни себе, ни комментаторам.

            Вы правы, время сейчас такое.
            С возращением на сайт.
            1. +9
              18 сентября 2025 13:29
              Цитата: tihonmarine
              время сейчас такое

              И люди такие...
              Даже комментируя прошлую статью про дачу, один комментатор сумел приплести СВО.
              1. +5
                18 сентября 2025 13:31
                Цитата: Bez 310
                комментируя прошлую статью про дачу, один комментатор сумел приплести СВО.

                Не тот комментатор пошёл, измельчал.
          4. +1
            18 сентября 2025 15:07
            не только в выборе темв но и в содержании рассказа , язык чешется рассказать про своего ротного в строй бате , но не буду . скажу только что мужику было за 40 , ходил он в танковых петлицах ( в стройбате!) и носил капитанские погоны ! это было в 1986-1988, череповец !
    2. +7
      18 сентября 2025 08:00
      Цитата: MCmaximus
      Вот снова имею дела с военными.... Вместо того, чтобы решить, что делать, для них главное, начать "воспитывать".

      справедливости ради, довольно распространенное явление, а не "привилегия" военных :)
      1. +8
        18 сентября 2025 08:04
        Почему-то в большей степени это характерно именно для них.
        Там же просто постоянно воспитывается одно: подчиненному от вида и речей начальника должно быть настолько тошно, что проще пойти на пулеметы.
        1. +5
          18 сентября 2025 09:00
          Цитата: MCmaximus
          Почему-то в большей степени это характерно именно для них.

          да, как в организации с высшей степенью иерархии... характерно также для всех, где принцип "я начальник - ты дур@к" - наше все :)
        2. 0
          18 сентября 2025 11:24
          Цитата: MCmaximus
          Почему-то в большей степени это характерно именно для них.

          Возможно потому, что у них есть потребность доказать , что они тоже были в роли подчинённых когда-то. Т.е. они пытаются дать понять, что они "свои", только более продвинутые, но в итоге только увеличивают дистанцию.
          Невоенный начальник такой потребности не испытывает, обычно.
          1. 0
            22 сентября 2025 04:32
            Да ладно...За 30 лет работы на ж.д.я убедился, что гражданских начальников от военных, с кем я пообщался всего 7 лет,отличает только отсутствие военной формы на первых.
            1. 0
              22 сентября 2025 08:46
              Цитата: Grencer81
              гражданских начальников от военных, с кем я пообщался всего 7 лет,отличает только отсутствие военной формы на первых.

              Ну, тогда м.б. влияет пресс чёткой ответственности ? У железнодорожников дисциплина вроде как необходимая составляющая для работы..
              Хотя у них тоже есть последовательный рост по службе, насколько я слышал.
              1. 0
                22 сентября 2025 13:47
                Вся "дисциплина" там держится на принципе -"я -начальник, ты -"...
                1. 0
                  22 сентября 2025 14:14
                  Цитата: Grencer81
                  Вся "дисциплина" там держится на принципе -"я -начальник, ты -"...

                  Ну так чем жёстче регламент, тем труднее проявлять гибкость ума - это качество в регламент не входит.
                  1. 0
                    22 сентября 2025 16:27
                    Есть диплом и связи,ума не надо... Дядя ревизор по движению в отделении дороги или лучше в управлении заменяют ум...
        3. +1
          20 сентября 2025 21:42
          Особенно тяжело работать с военными пенсионерами на гражданке. Очень своеобразный стиль общения и взаимодействия. Не все, конечно, но большинство.
          1. 0
            22 сентября 2025 13:49
            Особенно, если этот пеньсионер военный службу нёс в "сапогах", где матом разговаривают... laughing
  5. +9
    18 сентября 2025 06:23
    На мой взгляд,именно неподготовленный читатель из этого текста ничего не поймет,в отличии от тех,кто летал.
    Командир полка понравился,когда назвал экипаж долб.....
    В полете материться,считалось чем-то дурным,могли наказать,а на разборе полетов ,иногда, мат стоял сильный.
    1. +6
      18 сентября 2025 07:25
      Цитата: bober1982
      именно неподготовленный читатель из этого текста ничего не поймет,

      Я не ставил перед собой задачу провести разбор ошибки, иначе просто нарисовал бы схему. Я пытался донести обстановку в экипаже до и после ошибки, поэтому и упрощенно показал свои действия.
    2. +4
      18 сентября 2025 15:10
      говорят когда мат в армии запретили боеготовность упала на 30 % :)
      1. +7
        18 сентября 2025 17:23
        Цитата: реалист
        говорят когда мат в армии запретили боеготовность упала на 30 % :)
        Мат в армии, это как латынь в медицине. Без него никуда. Не поймут! wink
      2. +1
        18 сентября 2025 19:39
        Цитата: реалист
        говорят когда мат в армии запретили боеготовность упала на 30 %

        Когда человек начинает материться,то в большинстве случаев это означает излишнюю степень возбуждения,и даже неадекватность,то есть помутнение сознания.В авиации всё хорошо понимали,представьте себе таких неадекватов в полете,по этой причине за матерщину и наказывали,на земле конечно сквернословили.
        1. +1
          19 сентября 2025 12:12
          знаменитая история про исследования американцев после ВМВ , когда они оценивали количество слов в стандартных приказах на своем и японском флоте и результаты боев -на английском команды были короче , быстрее начинали исполнятся и поэтому американцы выиграли у японии на море .в группе исследователей было двое русских ,они предложили оценить шансы в бою русские против американцев .по уставу количество слов в приказах было примерно одинаковым , примерно по 10 слов ,то есть шансы примерно равны . но в условиях боя русские переходили на мат , длинно команды 4-5 слов , то есть бех шансов победы американцев :)
        2. +1
          19 сентября 2025 12:13
          в стойбате матом говорили , не ругались ....
    3. +1
      22 сентября 2025 04:34
      Не знаю почему, но за то время, пока я служил в Сиверской, из всех командиров и начальников,любителей материться было крайне мало.
  6. +5
    18 сентября 2025 07:41
    Ошибки бывают у всех! Главнее, как исправить ошибку! (если ещё не поздно). Вспоминаю лет ... назад взлетаем с Львова на Дебрецен. Вертикальный, я в передней кабине. После взлёта диспетчер круга даёт нам курс...я командиру "летим не туда" короче минут 6 споров...И диспетчер понимает, что перепутал метки на радаре и ... даёт нам команду на переход связи с зоной! ( кстати очень характерное поведение жителей тех мест переложить свои ошибки на других). Переходим на связь с зоной тот спрашивает расчётное поворотного... Командир у меня расчётное , я ему: скажи где мы и я рассчитаю.(кстати карта у меня уже кончилась), Несколько секунд тишины и слышу вопрос: "что делать"? На наше счастье на поворотном была ПРС. Я говорю: АРК частота... стелка 0 высота 0 скорость максимум! Официально Ми-24 имеет рекорд скорости 360 км враньё! Мы тогда на серийном шли минимум 360км
    1. +3
      18 сентября 2025 08:17
      Цитата: неглавный
      взлетаем с Львова на Дебрецен
      Как-то довелось побывать во Львове, а в гостиницах не было свободных мест и нас разместили в солдатской казарме. Там, кажется, часть располагалась в гражданском аэропорту?
  7. +6
    18 сентября 2025 07:47
    Автору зачёт - повеселил!
    1. +3
      18 сентября 2025 08:33
      Цитата: SEVERIN
      Автору зачёт - повеселил!

      Вот тут про "зачеты" написано:
      https://topwar.ru/270662-podderzhka-avtorov.html
  8. +7
    18 сентября 2025 07:47
    Цитата: Михаил Без
    Ошибки совершают
    Не только в полете, но и на земле. Я, еще будучи курсантом, попал на стажировку в полк на Ту-16. В середине 80-х годов их в Союзе насчитывалось-то всего три полка и выполняли они совсем не первостепенные функции - разведчики, заправщики, а иногда РЭБ. Я под руководством техника и инженера после выполнения каких-то работ в пневматической системе управления кресла штурмана-оператора, забыл под этим самым креслом свои пассатижи (это грубейшей нарушение!). После посадки самолета (а я не успел спрятаться за стойку шасси, как это сделал Автор), командир погрозил мне кулаком, а второй штурман назвал меня м.yдаком. Это был единственный случай за всю мою службу, когда мне довелось поговорить со вторым штурманом. Теперь представился второй такой случай... wink
    1. +5
      18 сентября 2025 08:40
      Цитата: Luminman
      Теперь представился второй такой случай...

      В том полете, о котором я рассказываю, я - штурман, сидел именно в том кресле, под которым вы оставили пассатижи, в кресле второго штурмана на обычном Ту-16.
      В морской авиации был специальный Ту-16 (носатый, "кадесятка"), которого в дальней авиации не было.
      1. +3
        18 сентября 2025 09:18
        специальный Ту-16 (носатый
        1. +3
          18 сентября 2025 09:42
          Это разведчик, а мы летали на ракетоносцах, но самолеты очень похожи.
          1. +2
            18 сентября 2025 09:49
            Это разведчик, а мы летали на ракетоносцах
            1. +4
              18 сентября 2025 10:31
              Ага, ага...
              На прошлом снимке у самолета нет крыльевых держателей, и всякие мелкие обтекатели под фюзеляжем.
    2. +8
      18 сентября 2025 08:47
      Цитата: Luminman

      Luminman
      (luminman)
      +1
      Сегодня, 07:47
      Новы

      Напомнили! Обычный лётный день. После дозаправки запуск Ми-8 запуск левого... борттехник лихорадочно что то ищет в карманах.На вопрос командира отвечает, что не может найти связку ключей! Сразу команда-выключить! После остановки винтов борттехник поднимается на верх и обнаруживает свои ключи в ВНА ПРАВОГО двигателя!
  9. +3
    18 сентября 2025 09:33
    Не ошибается только то кто ничего не делает. Ну и боги конечно, но им можно :)
    А практически вопрос не в том, ошибся ты или нет. Твое любое действие - это потенциальная ошибка, и вопросы тут следующие. Во первых когда заметишь (или тебе подскажут) что что то пошло не так, а вторых какие действия предпримешь для исправлении ошибки. Ну и в третьих какие последствия ошибки/исправления.
    Из собственного опыта. Работал в крупной олигархической кампании, на меня повесили выдачу разрешений по всему нашему "корпоративному древу". Приходит очередная служебка, создать очередную "веточку" и предоставить доступ таким то и таким сотрудникам. Посмотрел, оказалось проще скопировать все древо. сбросить доступы и сделать их заново. И вот тут я совершил ошибку, сбросил доступы не в созданной ветке а ПО ВСЕМУ ДЕРЕВУ, то есть фактически парализовал работу компании. Потом пришлось выходить в выходные (а дело было в четверг), по 12 часов сидеть и восстанавливать все доступы.
  10. +5
    18 сентября 2025 10:42
    командиров должно быть не больше и не меньше чем один
    тем более на воздушном судне
    иначе начинает мешать всё
    вплоть до несчастной берёзы🧐
  11. +7
    18 сентября 2025 11:55
    Я не лётный состав, а тыловик, начфин бывший, заканчивал свою службу в вертолётной бригаде ВВС в Малино.
    Как-то просыпаюсь от дикого грохота винтов вертолёта.
    Выглядываю в окно - батюшки-светы... Вертолёт завис посреди нашего городка впритык к деревьям, на шасси висят бойцы с граблями и лопатами и сшибают вороньи гнёзда с деревьев. Оказывается, командира части достало утреннее карканье под окнами и он дал команду ворон разогнать, а гнёзда уничтожить.. Ну и летуны так вот стали выполнять его приказ, вместо того, чтоб загнать солдатиков на деревья ))
    Сказать что я был в офигении от увиденного - ничего не сказать..
    1. +6
      18 сентября 2025 12:47
      Цитата: Mishka78
      летуны так вот стали выполнять его приказ

      Летчики - не только специально обученные люди, но и особое состояние души.
      Как я иногда им говорил: "Ты же летчик на всю голову!".
    2. +3
      18 сентября 2025 18:50
      Начало 60-х, Хотилово, аэродром ПВО, Калинининская область, болота. В тот год комары достали весь гарнизон. Командир одного из полков базировавшихся там, отдаёт приказ - потравить комаров дустом. Достают насколько мешков дуста (типа мешков цемента), грузят их на Як-12, и сбрасывают даже не разорвав рядом с аэродромом и городком! Хорошо ни кого не убили.
    3. 0
      18 сентября 2025 20:04
      Самодурство это называется.
  12. +2
    18 сентября 2025 13:14
    Ошибки совершают все: летчики, штурманы и остальные члены экипажей

    Как написано в книжках по этому вопросу
    профессиональная деятельность летного экипажа является непрерывной цепью решений, вырабатываемых и реализуемых в явных и неявных формах под влиянием широкого спектра разнообразных факторов

    и
    ошибки не являются результатом какого-либо неправильного поведения, а являются естественным побочным продуктом практически всех человеческих действий
  13. 0
    18 сентября 2025 15:00
    советская армия во всей красе . бывает !
  14. -1
    18 сентября 2025 15:03
    Случай из жизни: замполит эскадрильи низко подошел к полосе, сел до полосы, разнервничался,
    ***
    Вспомнил персонажа х/ф "Истребители", замполита, капитана Вилорика Падалко. (Вилорик = В. Ленин, освободитель рабочих и крестьян).
  15. +3
    18 сентября 2025 16:50
    времена, когда летали ту-16, золотое время советской авиации
    1. +2
      18 сентября 2025 18:56
      Мой отец попал в лётное училище в 1944 г. Он застал людей летавших ещё в 30-е, и те говорили, что романтика в авиации закончилась к концу 30-х гг. До того можно было придти на аэродром и просто так полетать на своём самолёте.
  16. +3
    18 сентября 2025 17:11
    я вспоминаю историю как меня учили на ан-2 летать. Сели в самолет с инструктором, аэродром - просто квадратное поле посреди соснового леса. Самолет стоит носом к кромке леса, до него метров 100, а может и меньше.
    Дальше диалог - привожу как запомнил, детали мог перепутать с перепугу.
    Инструктор: ну давай, взлетай.
    Я спрашиваю: а куда? Где полоса для взлета?
    Инструктор: да прямо взлетай.
    Я (смотря на лес, который из кабины выглядит ну очень близким) Но... там же лес! Мы врежемся!
    Инструктор: взлетай, у нас топлива мало, еще с парой балбесов полетать надо!
    Я Это точно не шутка?
    Инструктор: нет
    Я (уже начиная процедуру запуска двигателя) ну как скажете...
    Инструктор: Самолет на тормоз поставь
    Я ????
    Инструктор: На тормоз поставь говорю!
    Я а.... как мы взлетим на тормозе-то???
    Инструктор(начиная закипать) %;?№" :?;; !!!!!!
    И только тут до меня доходит, что он хочет взлет сделать, набрав газ стоя на тормозах, а я так не умею!
    Я: Нет Не буду! Я так не умею!
    Инструктор(с подозрением) А как тебя звать?
    Я Сидоров
    Инструктор #$@%;?№ :?+* !!!!!!
    Инструктор(чуть позже устало) Ладно, закрой глаза и просто выполняй команды
    вот так и взлетели. Я за штурвалом первый раз был.
    1. 0
      20 сентября 2025 22:01
      Никогда не понимал эмоций инструкторов в адрес ещё совсем зелёных новичков. Люди ещё не освоились, толком не понимают что вообще делать и тут на них начинают "наезжать", что в большинстве своём вообще приводит к ступору обучающегося.
      Другое дело, когда есть особо тугие на освоение техники. Тут уже возможны варианты)
      1. 0
        22 сентября 2025 08:45
        эмоции были в адрес тех, кто перепутал задачу для инструктора.
  17. +1
    18 сентября 2025 19:58
    Я вообще не понимаю, как можно с такой высоты цель видеть. Да ещё и попадать по ней (иногда и случайно?) )). В одной из передач Караулова услышал такую историю про штурмана: надо было самолёт перегнать с Моздока в Белоруссию. Через некоторое время пролетают над большим городом, вечер уже, он весь в огнях. Штурман и говорит: - Минск. Здесь моя тёща живёт... Летят дальше. И в друг пилот напрягся: - Минск, говоришь? А почему тогда солнце слева?... Короче, это был Тегеран. Вернулись безо всяких международных осложнений (а время советское было), те даже не заметили иностранный боевой самолёт в своём небе...
    1. 0
      19 сентября 2025 03:07
      Скорее всего байка, от Моздока до Минска примерно 2100 км, а до Тегерана 1600 км. Разница в полётном времени большая, такое не проспишь. Тем более без посадки сделать такой крюк только Ту 95 способен, но чтобы на этом самолёте летели просто так в другую сторону…. И горы не заметили, и Бакинский округ ПВО пропустил… Одно слово байка.
      1. +2
        19 сентября 2025 07:40
        Цитата: Сергей Валов
        Скорее всего байка

        Не байка.
        Был такой случай с Ту-22 ДА.
        https://vk.com/@army_symbol-tu22k-v-sledstvii-navigacionnoi-oshibki-zaletel-v-iran-v-19
        1. 0
          19 сентября 2025 08:43
          Спасибо, прочитал с удовольствием. Дьявол, как известно кроется в деталях. С учетом деталей, вполне возможно.
          А вот, конкретно, детали из рекомендованной Вами статьи.
          «Позже командир сказал - при проходе над полосой разглядел наши самолёты со звёздами и солдата-караульного, расстёгнутого до пупа и с висящим ремнем. Если бы не видел звёзд, вас бы катапультировал, а сам бы врезался в землю. Решил так, еще когда в круг стали». Это основная статья.
          А вот цитаты про тот же эпизод из книги Яценко.
          «На стоянке стоят самолёты. По размеру небольшие, но зачехлены наглухо, как мусульманки в паранджу: ни глаз, ни ног не видать, и что под ней тоже. Короче, принадлежность самолётов определить не смог.»
          «по рулёжке рулю, а сам всё гадаю, свои или нет? На зачехлённых самолётах опознавательных знаков не видно, машин нет, чтоб по номерам определиться, ни надписей, ни указателей, ни лозунгов. И вдруг вижу, у одного из самолётов часовой стоит. На меня во все глаза смотрит, аж рот раскрыл. Форма одежды непонятная, но внешний вид… На плече висит автомат АКМ, дулом вниз, на груди пуговицы до пупа расстегнуты, ремень на поясе ниже…, до самых бёдер спущен. Наши! Дома я, у себя, в России.»
          Эпизод описывается один, но различие в деталях говорит от недостоверности первой цитаты.
        2. +1
          19 сентября 2025 08:51
          Что касается пассивных помех, то их действо во время учений в мае 1977 г. лично видел на экране РЛС, действительно забивают все. Но я видел их в момент катастрофы, когда Ан12 постановщик помех, столкнулся с истребителем ПВО из Хотилово.
          1. +2
            19 сентября 2025 09:21
            Цитата: Сергей Валов
            Что касается пассивных помех

            Я служил штурманом эскадрильи РЭБ, о помехах кое-что знаю.
            1. +2
              19 сентября 2025 19:30
              Уважаемый Михаил!
              Спасибо за ваши статьи, читаю их просто с наслаждением, так-как они излучают искренние, основанные на лично пережитом, воспоминания и чувства. Написаны НОРМАЛЬНЫМ, доступным даже далёким от авиации читателям языком.
              Сам я всю жизнь "болею" авиацией, хотя проработал в абсолютно земных областях.
              Правда повезло в своё время малость полилотировать Ан-2, Як-40 и парочку легкомоторных.
              Ещё раз спасибо и привет из Франкфурта на Майне! drinks
              1. +1
                19 сентября 2025 19:38
                Прошу прощения за "Ваши" с маленькой буквы. Опечатался. recourse
              2. +2
                21 сентября 2025 06:05
                Fachmann - полностью согласен. Автор пишет без пафоса, разговорным языком рассказывая про свою жизнь. Спасибо Михаил!
        3. +1
          20 сентября 2025 01:35
          Случай был. Но описанное а комментарии странно
          Вы же штурман. А тут

          с Моздока в Белоруссию...
          вечер уже, он весь в огнях...
          Минск, говоришь? А почему тогда солнце слева?.


          Вечер. Курс на ЮВ. Где солнце должно быть?
      2. 0
        22 сентября 2025 13:56
        Подобная мысль проскользнула, но Минск в голове засел. Могу и ошибиться за давностью интервью...
    2. +1
      20 сентября 2025 01:32
      с Моздока в Белоруссию...
      вечер уже, он весь в огнях...
      Минск, говоришь? А почему тогда солнце слева?.


      Простите мой географический кретинизм, но разве при полете с Моздока на Тегеран (курсом на ЮВ) в вечернее время солнце не должно быть по ПРАВОМУ борту (на западе, где ему вечером и дОлжно быть) ???

      Что-то, мне кажется, в этой истории не сходится... Либо трусы либо крестик
      1. 0
        21 сентября 2025 02:15
        Да всё нормально! В первоисточнике солнце справа! Когда пересказываешь такие ошибки закономерность.
      2. 0
        22 сентября 2025 13:45
        Не придирайтесь, я мог и сам чего-то забыть, компасом вертеть не собираюсь. Но Караулову незачем было врать, тем более он интервью брал у какого-то бывшего генерала, как вспоминаю. Главное - суть.
        1. +1
          23 сентября 2025 11:15
          Цитата: ZnachWest
          Но Караулову незачем было врать, тем более он интервью брал у какого-то

          Эта история очень хорошо известна,виноватых было много,единственный кто проявил себя,как настоящий лётчик (может показаться странным) - это командир этого злосчастного Ту-22,он проявил самое настоящее самообладание и мастерство,в условиях,когда штурман был в состоянии полной паники,то есть штурмана как такового в самолете не было.Ещё раз повторю - там виноватых было очень много.