Как немцы создавали агитационные листовки для советских солдат

Внимание! Данная статья носит исключительно информационный и образовательный характер. Она основана на исторических фактах, подтверждённых источниками, и не содержит пропаганды, оправдания или одобрения идеологии, политики, действий или символики Третьего Рейха.
Первая мировая война стала датой рождения спецпропаганды (в Советском Союзе так называлась пропаганда, направленная на войска и население противника). В то время верховное командование той же Германии относилось к ней с отвращением, считая подобные методы недостойными и даже противоречащими обычаям войны. В ходе Второй мировой войны подобных сомнений уже ни у кого не возникало. Это была не просто война, это была война идеологий и ценностей. Это открыло невиданные ранее возможности для спецпропаганды, она превратилась в «особый театр военных действий».
В процессе работы стало ясно, что лучшим средством пропаганды среди войск и населения противника является агитационная листовка. Этот вид агитации отличался низкими затратами и быстротой при изготовлении, а также относительно легкими способами доставки противнику. Разумеется, командование противника запрещало своим солдатам читать вражеские листовки. Но несмотря на это, листовку можно было незаметно спрятать в карман или засунуть в сапог. Неудачные образцы листовок отбрасывались, наиболее эффективные многократно переиздавались.

Одна из немецких листовок, предназначенных для советских солдат
На задачи пропаганды для вражеской армии работала большая часть полиграфических мощностей и нацистской Германии, и Советского Союза. В прифронтовой полосе размещались специальные подвижные типографии, снабжавшие печатной продукцией передовые позиции противника. Ниже на фото представлена одна из фронтовых типографий Красной Армии (фото передвижных типографий немецкой армии не сохранились).

Пример передвижной типографии Красной Армии (1943 год)
В германской армии несколько раз обсуждался вопрос о создании специальной эскадрильи для распространения печатных материалов, однако из-за нехватки военной техники эти планы так и не были реализованы.
Для грамотного ведения спецпропаганды необходимо учитывать особенности менталитета народов, из которых состоит армия врага, настроения, преобладающие в солдатской среде и отдельных военных формированиях, а также их общего психического состояния (к примеру, уровень усталости от войны и т. п.). Эта информация формируется из отчётов разведки, а также расшифровки трофейных документов. В них входит документация о ведении боевых действий, переписки солдат противника с родными, из которой можно узнать в том числе обстановку в тылу врага, а также из проведённых допросов военнопленных.

Допрос советского пленного, схваченного на оккупированной территории во время антипартизанской операции. Допрос ведут чины службы безопасности СС, что видно по нашивкам. Все показания сразу протоколируются на печатной машине.
Ниже представлена выдержка из одного протокола допроса советского военнопленного от 8 октября 1941 года (начало обороны Москвы). Данная выдержка касается уровня морального состояния советских войск (по словам допрашиваемого).
Архивный шифр оригинала документа: NARA-T313-R343-8626139-8626146.


Часть 7 протокола (см. вариант протокола допроса в русском переводе ниже) посвящена полученной из допроса информации о положении дел и настроениях в частях Красной Армии.


На основе информации из подобных допросов и других источников, названных выше, создавались листовки, которые должны были затрагивать вопросы, волнующие солдат Красной Армии и население. Такие листовки должны были эффективнее убеждать и побуждать к совершению действий (сдаче в плен, дезертирству и т.д.).
Представленные ниже листовки обращены к жителям Москвы и солдатам Красной Армии в период обороны Москвы.

Листовки Красной Армии тщательно собирались врагом и подвергались детальному анализу. То же самое было верно и для Советского Союза. Нередко происходило заимствование удачных находок оппонента, использовали реакцию на его аргументы, что иногда приводило к своеобразному «диалогу врагов».
Огромную роль играл правильно подобранный зрительный образ. Он должен был привлечь внимание к листовке, чтобы солдат или офицер, бросив на нее беглый взгляд, решил поднять и прочитать её. Для этого было особенно важно наличие красиво оформленных иллюстраций, сложность состояла и в том, что цветную печать порой невозможно было наладить в боевых условиях. Цветные листовки особенно старались использовать зимой, чтобы они были лучше видны на снегу.
Не меньшую роль играли и узнаваемые, привычные изображения. Для того чтобы солдаты противника обратили внимание на листовки, пропагандисты прибегали к особой хитрости. Агитационная литература маскировалась под популярные изображения. Например, газеты, журналы и популярные книги. Нередко листовки маскировались под денежные купюры, продуктовые карточки, почтовые открытки и другие вещи, привычные взгляду.
Примеры подобных листовок можно увидеть ниже.

Листовка с призовом к сдаче в плен, замаскированная под партийный билет. Рассчитано на то, что боец Красной Армии не может не поднять лежащий на земле партийный билет

Немецкая листовка, замаскированная под банкноту «один червонец». Предполагалось, что денежную купюру солдат точно заметит и захочет поднять

Ещё одна листовка из той же серии, только номинал уже «Три червонца». Работала как пропуск в плен. В дополнение написана пропаганда против большевизма
Внешняя правдоподобность агитационных материалов была важнее их соответствия действительности. «Говорить врагу только правду — нереально», — утверждают ветераны спецпропаганды. Завоевав внимание, а затем и доверие солдата на противоположной стороне, можно было сломить его волю к победе, побудить к сдаче в плен.
Для того чтобы постоянно привлекать внимание вражеских солдат к пропагандистскому материалу, необходимо разнообразие, чтобы войска противника не утрачивали интерес к материалу и как бы ожидали новой информации и способов её подачи. В этом деле были противопоказаны стандартные идеологические штампы.
Как уже было сказано ранее, для успеха в этом деле необходим был учет всех особенностей аудитории, для которой предназначались рисунки и тексты листовок. Так, в первые дни Великой Отечественной войны на руку пропаганде вермахта играло доверие советских людей к печатному слову, отсутствие у них альтернативных источников информации.

Выпуск немецкой газеты «За Родину», распространяемой на оккупированных территориях СССР. Подобные газеты имели задачу «обличать» преступления советского режима и создавать образ непобедимых «немцев-освободителей». Например, на главной картинке этого выпуска газеты немцы якобы заботятся о бездомной кошке, даже такие мелочи должны были создавать соответствующий образ немецких солдат.
В Германии заранее и с размахом готовилась психологическая война против Советского Союза. Весной 1941 года при Министерстве пропаганды было создано секретное ведомство «Винета» (о нём говорилось в моей статье «Осуществление пропаганды по плану «Барбаросса»»), которое занималось разработкой пропагандистских материалов, предназначенных для Красной Армии и особенно для населения оккупированных территорий СССР. Его сотрудники работали день и ночь. На прикомандированных к «Винете» военнопленных отрабатывались новые приемы психологического воздействия.
К 22 июня 1941 г. в Германии уже было напечатано 50 млн листовок на русском языке. В состав рот пропаганды вермахта, которые вели пропагандистскую работу против Красной Армии, также вошли носители языка, прежде всего балтийские немцы и иностранные специалисты, которые работали в СССР в годы первых пятилеток.
Однако первые листовки, предназначенные для красноармейцев, оказались не совсем удачными. Недостоверно выглядели в том числе картинки из жизни военнопленных, сопровождавшиеся слишком прямолинейными восклицаниями.

Одна из самых известных неудачных немецких листовок, выпущенных в начале войны (лицевая и оборотная сторона). Такая пропаганда была направлена на массового потребителя, не отличавшегося особым образованием. По воспоминаниям наших ветеранов, такие листовки не вызывали ничего, кроме смеха.
К концу октября 1941 г. на позиции советских войск было сброшено около 350 млн листовок. Каждое новое издание сопровождалось фотографиями или рисунками, появились листовки, выполненные в цвете. Первоначально их печатали в Германии, но объем работы был столь большим, что на фронт было отправлено несколько эшелонов типографий.
Эффект новизны, помноженный на доверчивость советских людей к печатному слову, оказался в определенной степени результативен лишь в первые месяцы после начала войны в ряде мест, например, в Западной Украине, где немцев вначале встречали как освободителей. Сказывалось и стереотипное восприятие Германии как культурной, высокоразвитой страны, еще не стерлись в памяти рассказы солдат Первой мировой, вернувшихся из немецкого плена.
Но решающее воздействие на боевой дух красноармейцев оказывала неразбериха начального периода войны. Потеря управления войсками, отсутствие достоверных новостей, противоречивые приказы — всё это плодило дикие слухи, и иногда сдача в плен представлялась оптимальным выходом из гонки со смертью. Ещё не была развёрнута система контрпропаганды со стороны Красной Армии, так же как и не были массово известны истинные намерения фашистов.
Но позже время иллюзий прошло — жителям оккупированных областей стало ясно, что целью немецкой агрессии является не освобождение граждан от «гнета» сталинского режима, а их превращение в рабов Третьего рейха. Они узнали, в каких нечеловеческих условиях содержались советские военнопленные. Эта информация просачивалась и через линию фронта. Она нашла отражение в ноте народного комиссара иностранных дел В. М. Молотова от 25 ноября 1941 года, которая была издана отдельной листовкой, распространялась в войсках Красной Армии и сбрасывалась на немецкие позиции.

Нота В.М. Молотова от 25 ноября 1941 года. На следующий день была напечатана в советской газете «Красная звезда».
Позже поражение под Москвой, а потом под Сталинградом нанесло тяжелый удар по спецпропаганде вермахта. Скрывать его реальный масштаб можно было какое-то время лишь от населения Третьего рейха и оккупированных областей, но не от бойцов и командиров Красной Армии. Спецпропаганда, не подкрепленная успехами собственных войск, рано или поздно начинает работать вхолостую, так как её потребитель имеет возможность сопоставить обращенное к нему слово врага со своим личным опытом и с тем, что окружает его в настоящий момент.
Информация