БРЭМ в зоне СВО: техника, роль которой трудно переоценить

Российские бронированные ремонтно-эвакуационные машины давно перестали быть просто «тягачами с краном». В зоне СВО они стали ключевым звеном, которое определяет скорость возвращения техники в строй и, следовательно, оперативную устойчивость подразделений.
БРЭМ выполняют то, что для обычного механика кажется невозможным: подбирают подбитые танки под огнём, поднимают их на ход и зачищают то, что можно зачистить в полевых условиях.
На тактическом уровне в зоне СВО сегодня используются разные типы машин – от проверенной временем БРЭМ-1 и её модернизированных вариантов до более редкой БРЭМ-Л и новых разработок вроде БРЭМ-80, а также специальных модификаций. А модификации могут быть «допилены» уже умельцами непосредственно из зоны операции, когда БРЭМ превращается в стального «дикобраза» с «мангалами», обвесами из цепей, передними и задними экранами из арматуры.
Техническая сущность бронированной ремонтно-эвакуационной машины заключается не только в грузоподъёмности крана или тяговом усилии лебёдки, а в комплексе решений: бронирование, полевые мастерские на гусеничном шасси, набор инструментов для быстрой диагностики и ремонта, а также способность работать в условиях огневого противодействия.
Эти машины проектировались как мобильные ремонтные базы, способные вернуть на ход объекты массой в десятки тонн без отправки их на тыловые рембазы, что экономит время и ресурсы, минимизируя паузы в наступлении или обороне.
С началом боевых действий БРЭМы начали действовать в условиях, где риски и требования постоянно растут. На этом фоне одновременно с эксплуатацией разворачивается и их модернизация.
На отдельных образцах таких машин начали устанавливать элементы динамической и реактивной защиты, в том числе модули «Реликт», что повышает шансы машины дойти до подбитого танка и выполнить эвакуацию. Также уделяется большое внимание и противодронной защите, так как БПЛА превратились чуть ли не в основное средство поражения бронетехники.
В целом, перспектива развития класса БРЭМ в зоне СВО зависит от нескольких факторов: темпа их модернизации под специфику современной войны, доступности современных средств защиты и логистики запчастей, а также от концепции их применения в условиях массового применения дронов. Если производственные мощности и тактика успеют за вызовами поля боя, ремонтно-эвакуационная техника останется тем незаметным, но крайне необходимым ресурсом, который обеспечивает долговременную манёвренность и живучесть сухопутных сил.
Информация