Перспективы буксируемой артиллерии

В наши дни часть ствольной артиллерии сухопутных войск зарубежных государств включает в себя буксируемые и самоходные орудия, которые называются «гаубицами», так как их главным предназначением является ведение навесной стрельбы с удаленных закрытых позиций. При этом большая часть современных гаубиц в состоянии стрелять и прямой наводкой на дистанцию до 2 километров в зависимости от конструктивных особенностей. Именно эта их особенность, а также длина ствола зарубежных гаубиц в некотором роде меняют их назначение, определенное в российской классификации для понятия «гаубица» при делении артиллерийских орудий на гаубицы и пушки.

В первую очередь коррекция в терминологии обусловлена развитием артиллерийских установок, создаваемых с учетом возможных быстротечных изменений боевой обстановки. В условиях быстротечности современного боя полевая артиллерия должна соответствовать возможностям развертывания и уровню мобильности поддерживаемых ею частей и подразделений. При этом свою главную задачу по обеспечению огневой поддержки артиллерийские подразделения могут решать только при достаточно высокой точности стрельбы, а также небольшим затратам времени на подготовку к открытию огня и свертывание огневых позиций после решения всех поставленных задач, для того чтобы не попасть под контрбатарейный огонь противника.


С одной стороны данным требованиям в полной мере соответствует самоходная артиллерия (САУ), которая теоретически обладает преимуществом над буксируемыми орудиями. Но в то же время САУ обладают рядом недостатков и слабых мест. К примеру, они обладают гораздо большей массой, чем буксируемые гаубицы. В пользу обычных буксируемых гаубиц в последнее время говорит и тот факт, что с начала 1980-х годов большая их часть оснащается вспомогательными движителями, которые позволяют на поле боя перемещать орудия на короткие дистанции без использования тягачей и автотранспорта.
Перспективы буксируемой артиллерии

В настоящее время в России полный объем государственных испытаний прошли буксируемая 125-мм пушка с самодвижением ПТП 2А45М «Спрут-Б» и легкая 152-мм гаубица 2А61 «Пат-Б», которая обладает механизированной досылкой снаряда и переменной длиной отката. Данные артсистемы, смонтированные на трехстанинных лафетах по типу гаубицы Д-30А, обеспечивают возможность кругового обстрела при углах вертикальной наводки от -5 до +70 градусов. При этом на лафете смонтирован механизм досыла снарядов, который обеспечивает гаубице скорострельность до 8 выстрелов в минуту. На верхнем станке гаубицы для защиты расчета от пуль и осколков установлено легкое щитовое прикрытие.

При этом легкая 152-мм гаубица «Пат-Б» при массе в 4350 кг. по могуществу превосходит 122-мм гаубицу Д-30А в два раза. Вся процедура перевода данной гаубицы из походного положения в боевое и обратно занимает не больше 2 минут. Помимо этого с данной гаубицей могут применяться 152-мм управляемые боеприпасы «Краснополь». Также на базе легкой гаубицы 2А61 «Пат-Б» был выполнен экспериментальный 155-мм образец под натовские боеприпасы.

Последние достижения в области технологий производства стволов длиной 52 калибра позволяют вести огонь на дистанции до 40 км. Такая дальность в свою очередь позволяет артиллерийским батареям оборудовать огневые позиции значительно дальше от передовой, что уменьшает риск поражения от осколков артиллерийских снарядов и стрелкового оружия противника, снижает необходимость в броневой защите расчетов артиллерийских орудий.
152-мм гаубица «Пат-Б»

Многие зарубежные специалисты, анализируя САУ и буксируемую артиллерию, в пользу второй относят не только боевые возможности гаубиц, но и более низкие денежные затраты на военную технику и вооружение артиллерийских подразделений, на содержание и экипировку личного состава. Если руководствоваться экономией денежных средств, то можно сделать вывод о том, что 3 батареи буксируемых гаубиц, которые укомплектованы призывниками, обходятся чуть дороже 1 батареи самоходных гаубиц, укомплектованной солдатами-контрактниками.

Если оценивать гаубицы по критерию «стоимость/эффективность», то можно отметить тот факт, что для высокоразвитых стран со стабильной экономикой предпочтительнее иметь на вооружении самоходные гаубицы. Для развивающихся стран однозначный ответ на этот вопрос дать довольно трудно. Для этого необходимо учитывать ряд моментов: обеспечение выполнения своих функций в течение всего боя, способность обеспечить непрерывную огневую поддержку войск на большие расстояния; возможность быстрой смены артиллерийских позиций.

При этом буксируемые и самоходные гаубицы сегодня обладают одинаковой дальностью ведения огня. В то же время 3 дивизиона буксируемых гаубиц (БГ) способны быть гораздо более эффективными (в сравнении с 1 дивизионом САУ) за счет численного превосходства по орудийным стволам, а также большего числа произведенных выстрелов. Сохранение живучести буксируемых гаубиц также повысилось, так как 2-3 дивизиона БГ представляют более сложную цель. А возможность самостоятельного передвижения орудий (за счет наличия вспомогательного движителя) на дистанции до 500 метров существенно увеличивает шансы на выживание орудий в бою. Помимо этого буксируемую артиллерию труднее обнаружить с помощью наземных электронных средств разведки. По этим буксируемая артиллерия по-прежнему обладает некоторым превосходством над самоходной.
122-мм гаубица Д-30А

Основные векторы развития

В настоящее время западные эксперты полагают, что идеальное артиллерийское орудие должно обладать массой сравнимой со 105-мм орудиями, а дальностью стрельбы и огневой мощью на уровне 155-мм орудий. Современные достижения в области металлургии, в частности титановых и алюминиевых сплавов, по мнению экспертов, помогут воплотить данное пожелание в жизнь. Сегодня недостаточная дальность ведения огня из легких 105-мм гаубиц (на уровне 20 км) ограничивает возможности по их боевому применению, несмотря на ряд их преимуществ. Помимо этого воздействие на обстреливаемые цели 105-мм боеприпасов не всегда отвечает требованиям боевой обстановки. Данный недостаток обусловлен линейными размерами артиллерийских снарядов и соответственно разницей их объема. Рост калибра снарядов со 105 до 155 мм в состоянии повысить мощность заряда в боевой части боеприпаса сразу в 4 раза.

Сегодня большинство государств проводит модернизацию разработанных тяжелых 155-мм буксируемых гаубиц, которые не могут транспортироваться на внешней подвеске вертолетов. Главные усилия конструкторов направлены на рост дальности и увеличение точности огня, достижение частичной автономности (как на российской «Пат-Б») и уменьшение времени на подготовку (время готовности) к стрельбе.

Так в Южной Корее в ходе модернизации американской 155-мм гаубицы М114А1 была создана гаубица КН179. В результате проведенных работ максимальную дальность стрельбы осколочно-фугасными боеприпасами удалось повысить с 14 600 до 22 000 метров, а активно-реактивными боеприпасами – до 30 000 метров. При этом, как отмечают западные эксперты, активно-реактивные боеприпасы практически не используются для стрельбы из этой гаубицы. Повысить дальность ведения огня удалось за счет использования нового ствола длиной 39 калибров.
155-мм гаубица КН179

Шведская компания «Бофорс» для уменьшения нагрузки на расчет тяжелой 155-мм гаубицы FH-77B со стволом длиной 39 калибра создала специальный кран для подъема снарядов. Данный кран монтируется с правой стороны от казенной части гаубицы. Помимо этого, FH-77B отличается тем, что огонь из нее ведется без подъема колес. При этом, как и у южнокорейской гаубицы КН179, при стрельбе обычно не применяются активно-реактивные снаряды.

С целью добиться еще большей дальности ведения огня сегодня были разработаны артиллерийские стволы длиной 45 и 52 калибра. Однако следует принимать во внимание тот факт, что по мере роста длины ствола увеличивается и боевая масса гаубиц. В настоящее время наиболее тяжелой из 155-мм гаубиц является южноафриканская G5 Mk3 со стволом длиной 45 калибра. Масса данной гаубицы составляет около 14 т, а дальность ведения огня активно-реактивными боеприпасами доходит до 39 км. Лафет данной гаубицы позволяет монтировать стволы длиной 39 и 52 калибров. Как и южноафриканская разработка, гаубицы GH (Финляндия), TIG 2000 (Израиль) и GH N (Австрия, Бельгия, Канада) в случае необходимости можно оборудовать стволами различной длины. При этом рост массы качающейся части привел к увеличению нагрузки на орудийный расчет при переводе из походного положения в боевое и обратно и при стрельбе.

Для облегчения процесса обслуживания современные тяжелые гаубицы со стволами длиной 45 и 52 калибра оснащаются вспомогательным движителем, который приводит в движение механизмы заряжания (подачи) снарядов и зарядов и приводы наведения гаубицы. Помимо этого, данный движитель позволяет перемещать гаубицу на ограниченное расстояние со средней скоростью движения по шоссе – 15-18 км/ч, по пересеченной местности – 8-10 км/ч. При этом ряд образцов, например GH N-45, выпускаются и без вспомогательного движителя. Данная гаубица отличается от своих аналогов также тем, что для движения по мягким грунтам ее колеса могут оснащаться специальными гусеничными лентами.
155-мм гаубица FH-77B

Оснащение буксируемых гаубиц вспомогательным двигателем обеспечивает их частичную автономность. При этом все большее значение приобретает развитие автоматических систем управления огнем. К примеру, компания «Денел» из ЮАР разрабатывает и проводит испытания СУО на базе лазерного кольцевого гироскопа для тяжелой 155-мм гаубицы G5 Mk3. Африканская СУО позволяет выполнить первый выстрел через 2,5 минуты после прибытия орудия на позицию. При этом точность наведения ствола составляет 1 деление угломера. Однако данная гаубица обладает недостатком, характерным для всех тяжелых гаубиц, ограниченными возможностями транспортировки по воздуху.

Выводы

На сегодняшний день можно сделать вывод о том, что в развитии буксируемых гаубиц и артиллерийских орудий прослеживается 2-е главных тенденции: первая из них касается уменьшения массы артиллерийских систем, вторая – повышения точности огня. При этом боевая масса гаубиц оказывает прямое влияние на возможность оперативной транспортировки артсистем, в том числе на большую дальность. Также зарубежные специалисты в области проектирования и разработки артиллерии уделяют существенное внимание экономическим вопросам. При снижении боевой массы артиллерии снижаются и расходы на транспортировку 1 артиллерийского орудия.

Если же говорить о повышении точности огня, то это одно из обязательных условий всех современных военных разработок. Этот критерий имеет очень важное значение для быстрого нанесения удара и своевременного отвода подразделений. Чем выше точность ведения огня, тем меньшее количество дорогостоящих боеприпасов понадобиться для поражения цели. Уменьшения использования боеприпасов ведет в свою очередь к экономии средств, а также снижает нагрузку на органы тылового обеспечения и увеличивает оперативность развертывания артподразделений. Возможность нанесения точных артиллерийских ударов особенно необходима во время операций по поддержанию мира и действиях на существенном удалении от основных сил сухопутных войск.

Источники информации:
-http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/kaleydoskop-art/buksiruemye-gaubicy
-http://old.redstar.ru/2002/10/18_10/3_01.html
-http://ru-artillery.livejournal.com/98236.html
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

27 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти