Перспективы буксируемой артиллерии

28
В наши дни часть ствольной артиллерии сухопутных войск зарубежных государств включает в себя буксируемые и самоходные орудия, которые называются «гаубицами», так как их главным предназначением является ведение навесной стрельбы с удаленных закрытых позиций. При этом большая часть современных гаубиц в состоянии стрелять и прямой наводкой на дистанцию до 2 километров в зависимости от конструктивных особенностей. Именно эта их особенность, а также длина ствола зарубежных гаубиц в некотором роде меняют их назначение, определенное в российской классификации для понятия «гаубица» при делении артиллерийских орудий на гаубицы и пушки.

В первую очередь коррекция в терминологии обусловлена развитием артиллерийских установок, создаваемых с учетом возможных быстротечных изменений боевой обстановки. В условиях быстротечности современного боя полевая артиллерия должна соответствовать возможностям развертывания и уровню мобильности поддерживаемых ею частей и подразделений. При этом свою главную задачу по обеспечению огневой поддержки артиллерийские подразделения могут решать только при достаточно высокой точности стрельбы, а также небольшим затратам времени на подготовку к открытию огня и свертывание огневых позиций после решения всех поставленных задач, для того чтобы не попасть под контрбатарейный огонь противника.

С одной стороны данным требованиям в полной мере соответствует самоходная артиллерия (САУ), которая теоретически обладает преимуществом над буксируемыми орудиями. Но в то же время САУ обладают рядом недостатков и слабых мест. К примеру, они обладают гораздо большей массой, чем буксируемые гаубицы. В пользу обычных буксируемых гаубиц в последнее время говорит и тот факт, что с начала 1980-х годов большая их часть оснащается вспомогательными движителями, которые позволяют на поле боя перемещать орудия на короткие дистанции без использования тягачей и автотранспорта.
Перспективы буксируемой артиллерии

В настоящее время в России полный объем государственных испытаний прошли буксируемая 125-мм пушка с самодвижением ПТП 2А45М «Спрут-Б» и легкая 152-мм гаубица 2А61 «Пат-Б», которая обладает механизированной досылкой снаряда и переменной длиной отката. Данные артсистемы, смонтированные на трехстанинных лафетах по типу гаубицы Д-30А, обеспечивают возможность кругового обстрела при углах вертикальной наводки от -5 до +70 градусов. При этом на лафете смонтирован механизм досыла снарядов, который обеспечивает гаубице скорострельность до 8 выстрелов в минуту. На верхнем станке гаубицы для защиты расчета от пуль и осколков установлено легкое щитовое прикрытие.

При этом легкая 152-мм гаубица «Пат-Б» при массе в 4350 кг. по могуществу превосходит 122-мм гаубицу Д-30А в два раза. Вся процедура перевода данной гаубицы из походного положения в боевое и обратно занимает не больше 2 минут. Помимо этого с данной гаубицей могут применяться 152-мм управляемые боеприпасы «Краснополь». Также на базе легкой гаубицы 2А61 «Пат-Б» был выполнен экспериментальный 155-мм образец под натовские боеприпасы.

Последние достижения в области технологий производства стволов длиной 52 калибра позволяют вести огонь на дистанции до 40 км. Такая дальность в свою очередь позволяет артиллерийским батареям оборудовать огневые позиции значительно дальше от передовой, что уменьшает риск поражения от осколков артиллерийских снарядов и стрелкового оружия противника, снижает необходимость в броневой защите расчетов артиллерийских орудий.
152-мм гаубица «Пат-Б»

Многие зарубежные специалисты, анализируя САУ и буксируемую артиллерию, в пользу второй относят не только боевые возможности гаубиц, но и более низкие денежные затраты на военную технику и вооружение артиллерийских подразделений, на содержание и экипировку личного состава. Если руководствоваться экономией денежных средств, то можно сделать вывод о том, что 3 батареи буксируемых гаубиц, которые укомплектованы призывниками, обходятся чуть дороже 1 батареи самоходных гаубиц, укомплектованной солдатами-контрактниками.

Если оценивать гаубицы по критерию «стоимость/эффективность», то можно отметить тот факт, что для высокоразвитых стран со стабильной экономикой предпочтительнее иметь на вооружении самоходные гаубицы. Для развивающихся стран однозначный ответ на этот вопрос дать довольно трудно. Для этого необходимо учитывать ряд моментов: обеспечение выполнения своих функций в течение всего боя, способность обеспечить непрерывную огневую поддержку войск на большие расстояния; возможность быстрой смены артиллерийских позиций.

При этом буксируемые и самоходные гаубицы сегодня обладают одинаковой дальностью ведения огня. В то же время 3 дивизиона буксируемых гаубиц (БГ) способны быть гораздо более эффективными (в сравнении с 1 дивизионом САУ) за счет численного превосходства по орудийным стволам, а также большего числа произведенных выстрелов. Сохранение живучести буксируемых гаубиц также повысилось, так как 2-3 дивизиона БГ представляют более сложную цель. А возможность самостоятельного передвижения орудий (за счет наличия вспомогательного движителя) на дистанции до 500 метров существенно увеличивает шансы на выживание орудий в бою. Помимо этого буксируемую артиллерию труднее обнаружить с помощью наземных электронных средств разведки. По этим буксируемая артиллерия по-прежнему обладает некоторым превосходством над самоходной.
122-мм гаубица Д-30А

Основные векторы развития

В настоящее время западные эксперты полагают, что идеальное артиллерийское орудие должно обладать массой сравнимой со 105-мм орудиями, а дальностью стрельбы и огневой мощью на уровне 155-мм орудий. Современные достижения в области металлургии, в частности титановых и алюминиевых сплавов, по мнению экспертов, помогут воплотить данное пожелание в жизнь. Сегодня недостаточная дальность ведения огня из легких 105-мм гаубиц (на уровне 20 км) ограничивает возможности по их боевому применению, несмотря на ряд их преимуществ. Помимо этого воздействие на обстреливаемые цели 105-мм боеприпасов не всегда отвечает требованиям боевой обстановки. Данный недостаток обусловлен линейными размерами артиллерийских снарядов и соответственно разницей их объема. Рост калибра снарядов со 105 до 155 мм в состоянии повысить мощность заряда в боевой части боеприпаса сразу в 4 раза.

Сегодня большинство государств проводит модернизацию разработанных тяжелых 155-мм буксируемых гаубиц, которые не могут транспортироваться на внешней подвеске вертолетов. Главные усилия конструкторов направлены на рост дальности и увеличение точности огня, достижение частичной автономности (как на российской «Пат-Б») и уменьшение времени на подготовку (время готовности) к стрельбе.

Так в Южной Корее в ходе модернизации американской 155-мм гаубицы М114А1 была создана гаубица КН179. В результате проведенных работ максимальную дальность стрельбы осколочно-фугасными боеприпасами удалось повысить с 14 600 до 22 000 метров, а активно-реактивными боеприпасами – до 30 000 метров. При этом, как отмечают западные эксперты, активно-реактивные боеприпасы практически не используются для стрельбы из этой гаубицы. Повысить дальность ведения огня удалось за счет использования нового ствола длиной 39 калибров.
155-мм гаубица КН179

Шведская компания «Бофорс» для уменьшения нагрузки на расчет тяжелой 155-мм гаубицы FH-77B со стволом длиной 39 калибра создала специальный кран для подъема снарядов. Данный кран монтируется с правой стороны от казенной части гаубицы. Помимо этого, FH-77B отличается тем, что огонь из нее ведется без подъема колес. При этом, как и у южнокорейской гаубицы КН179, при стрельбе обычно не применяются активно-реактивные снаряды.

С целью добиться еще большей дальности ведения огня сегодня были разработаны артиллерийские стволы длиной 45 и 52 калибра. Однако следует принимать во внимание тот факт, что по мере роста длины ствола увеличивается и боевая масса гаубиц. В настоящее время наиболее тяжелой из 155-мм гаубиц является южноафриканская G5 Mk3 со стволом длиной 45 калибра. Масса данной гаубицы составляет около 14 т, а дальность ведения огня активно-реактивными боеприпасами доходит до 39 км. Лафет данной гаубицы позволяет монтировать стволы длиной 39 и 52 калибров. Как и южноафриканская разработка, гаубицы GH (Финляндия), TIG 2000 (Израиль) и GH N (Австрия, Бельгия, Канада) в случае необходимости можно оборудовать стволами различной длины. При этом рост массы качающейся части привел к увеличению нагрузки на орудийный расчет при переводе из походного положения в боевое и обратно и при стрельбе.

Для облегчения процесса обслуживания современные тяжелые гаубицы со стволами длиной 45 и 52 калибра оснащаются вспомогательным движителем, который приводит в движение механизмы заряжания (подачи) снарядов и зарядов и приводы наведения гаубицы. Помимо этого, данный движитель позволяет перемещать гаубицу на ограниченное расстояние со средней скоростью движения по шоссе – 15-18 км/ч, по пересеченной местности – 8-10 км/ч. При этом ряд образцов, например GH N-45, выпускаются и без вспомогательного движителя. Данная гаубица отличается от своих аналогов также тем, что для движения по мягким грунтам ее колеса могут оснащаться специальными гусеничными лентами.
155-мм гаубица FH-77B

Оснащение буксируемых гаубиц вспомогательным двигателем обеспечивает их частичную автономность. При этом все большее значение приобретает развитие автоматических систем управления огнем. К примеру, компания «Денел» из ЮАР разрабатывает и проводит испытания СУО на базе лазерного кольцевого гироскопа для тяжелой 155-мм гаубицы G5 Mk3. Африканская СУО позволяет выполнить первый выстрел через 2,5 минуты после прибытия орудия на позицию. При этом точность наведения ствола составляет 1 деление угломера. Однако данная гаубица обладает недостатком, характерным для всех тяжелых гаубиц, ограниченными возможностями транспортировки по воздуху.

Выводы

На сегодняшний день можно сделать вывод о том, что в развитии буксируемых гаубиц и артиллерийских орудий прослеживается 2-е главных тенденции: первая из них касается уменьшения массы артиллерийских систем, вторая – повышения точности огня. При этом боевая масса гаубиц оказывает прямое влияние на возможность оперативной транспортировки артсистем, в том числе на большую дальность. Также зарубежные специалисты в области проектирования и разработки артиллерии уделяют существенное внимание экономическим вопросам. При снижении боевой массы артиллерии снижаются и расходы на транспортировку 1 артиллерийского орудия.

Если же говорить о повышении точности огня, то это одно из обязательных условий всех современных военных разработок. Этот критерий имеет очень важное значение для быстрого нанесения удара и своевременного отвода подразделений. Чем выше точность ведения огня, тем меньшее количество дорогостоящих боеприпасов понадобиться для поражения цели. Уменьшения использования боеприпасов ведет в свою очередь к экономии средств, а также снижает нагрузку на органы тылового обеспечения и увеличивает оперативность развертывания артподразделений. Возможность нанесения точных артиллерийских ударов особенно необходима во время операций по поддержанию мира и действиях на существенном удалении от основных сил сухопутных войск.

Источники информации:
-http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/kaleydoskop-art/buksiruemye-gaubicy
-http://old.redstar.ru/2002/10/18_10/3_01.html
-http://ru-artillery.livejournal.com/98236.html
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    22 апреля 2013 08:09
    Интересно. Всегда был сторонником самоходных пушек, так как считал, что в современной войне только они способны дольше выжить на поле боя. Но мысль автора о перспективности и "самодвижущихся" пушек, тоже считаю верной...
    1. +8
      22 апреля 2013 09:13
      Самоходная артиллерия имеет свои существенные минусы. Масса, если буксируемую артиллерию можно перемещать на внешней подвеске вертолёта (не все модели конечно), то самоходку даже самую легкую никак, только с помощью ВТА. Зависимость от шасси, буксируемая артиллерия в случае повреждения/поломки буксировщика не теряет свою значимость, достаточно заменить тягач, либо приспособить для этого гражданский транспорт, трактора, тягачи. Если же на самоходной АУ допустим заклинит двигатель, то она на довольно продолжительное время будет выведено из строя пока тыловые службы проведут замену/ремонт двигателя.
      1. 0
        22 апреля 2013 15:21
        Да ваши доводы верны, но согласитесь, что САУ например Мста-С, острелялась по цели минуту - это около 8 выстрелов и сама отошла на запасную подготовленую позицию. Да ей даже и позицию готовить ненужно. А буксируемая артиллерия очень долго меняет позиции, и потом, даже если успела уйти на новую позицию от контрбатарейного огня или авиаудара штурмовой авиации, она на новой позиции дольше приводится в боевое положение.
        Хотя согласен намного легче и дальность огня в разы дальше.
        1. +1
          22 апреля 2013 20:35
          Да, конечно. И проходимость в отличии от САУ хуже, но не часто у противника есть под рукой оборудование способное организовать контрбатарейную борьбу. А если небо в руках врага, то и устойчивость САУ не лучше чем у буксируемой. Бывает необходимо срочно перебросить гаубицы на опасный участок, американская M777 переносится Чинуком на внешней подвеске, т.е. на пример переброска на 100 км. займёт не более часа, своим ходом это может занять и два - три часа, это если есть дороги, а если сильно пересеченная местность с водными преградами, то и более.
          1. +1
            22 апреля 2013 22:21
            Еще в пользу бюуксируемой я бы постаивл маскировку. Ведь например самолет или вертолет разведчик увидит САУ днем, да и ночью тоже, если двигатель не заглушен. А гаубицу под сеткой легче маскировать да и по профилю она меньше.
        2. QW4238
          +1
          22 апреля 2013 23:14
          Буксируемую (авиатранспортабельную) артиллерийскую установку, вертолет может оперативно доставить в какое-либо труднодоступное для самоходной артиллерии место(позиции в горах), куда не сможет доехать САУ, скорость САУ 20..25 км/ч, на вертолете 100..150 км/ч. Применение артиллерии на северном кавказе в Авганистане, Ираке, показало необходимость создания авиатранспортабельной гаубицы, в сша появилась М777А2, у нас к сожалению пока ничего нет.

          Другой важный вопрос артиллерийские корректировщики и управление огнем артиллерии. Вроде как в сша у корректировщиков прибор для наблюдения имеет привязку к GPS, и данные уходят в вычислительный центр через спутник, а затем рассчитанные данные для стрельбы на батарею, что позволяет ускорить открытие огня. Думаю не помешало бы и у нас разработать подобную систему, что бы точность огня меньше зависила от мастерства корректировщиков и вычислителей, исключить человеческий фактор.
          1. Прохор
            +1
            23 апреля 2013 09:59
            Конечно, GPS и ГЛОНАСС использовать надо, но "мастерство корректировщиков и вычислителей" тоже крайне необходимо, в случае глобальной войны спутникам-навигаторам быстро кирдык придёт, да и батарейки в "навигаторе" сесть могут lol
        3. скиф 35
          0
          22 апреля 2013 23:49
          Вы совершенно правы!!! Автор умышленно не назвал такой плюс как скорострельность САУ и быстрое покидание огневых позиций. Думаю эти два показатели являются главными критериями артилерии в современной войне. Еще автор умышленно называет неправдиву цифру о якобы одинаковой дальности стрельбы.Это прямая ложь, Назовите хоть одну современную САУ с максимальной дальность стрельбы 22 км. Текие мамонты вымерли эдак лет тридцать-сорок назад.
      2. +1
        23 апреля 2013 03:02
        Цитата: Nayhas
        Самоходная артиллерия имеет свои существенные минусы.
        Ещё цена,что очень немаловажно
        Если тягач,часто обычный грузовик повышенной проходимости или МТЛБ могут выполнить ещё много других задач,то САУ только свои
  2. +3
    22 апреля 2013 08:13
    Артиллерия всегда актуальна...Дешего и сердито
    1. Genady1976
      +1
      22 апреля 2013 15:59
      Самоходная длинноствольная 152-мм гаубица «Мста-С». Это орудие уничтожает цели на расстоянии свыше 40 км и способно выполнять сложнейшие оперативно-тактические задачи. «Мста-С» считается одним из самых эффективных и надежных орудий в мире. Для управления огнем используется специальная компьютерная система, а процесс заряжания орудия осуществляется автоматически.
  3. mojohed
    +3
    22 апреля 2013 09:09
    вСЕ РАВНО. Будущее за самоходными арт. установками. Маневренность превыше всего, тем более на равнинно-горной местности России.
    1. avt
      +4
      22 апреля 2013 09:59
      Цитата: mojohed
      вСЕ РАВНО. Будущее за самоходными арт. установками. Маневренность превыше всего, тем более на равнинно-горной местности России.

      request Противопоставлять одно другому просто глупо . Особенно в свете высказанного вами же наличия горной местности . Просто хотя бы посмотрите на картинку перемещения орудия на внешней подвеске вертолета .
  4. +3
    22 апреля 2013 09:12
    Что лучше зависит от стратегических задач, в наступательном бою - самоходки, в обороне - дешевле буксируемые. Деньги не маловажный фактор. Я думаю, что нужны и те и другие, но одного калибра.
    1. +3
      22 апреля 2013 09:45
      Цитата: Canep
      Что лучше зависит от стратегических задач, в наступательном бою - самоходки, в обороне - дешевле буксируемые. Деньги не маловажный фактор. Я думаю, что нужны и те и другие, но одного калибра.


      одного калибра и обязятельно чтоб можно было таскать на вертолете
    2. +4
      22 апреля 2013 13:40
      Цитата: Canep
      в наступательном бою - самоходки, в обороне - дешевле буксируемые.

      Позволю себе не согласиться. В обороне гораздо практичнее самоходная артиллерия, она позволяет гораздо оперативнее реагировать на возникающие кризисы за счёт своей большей мобильности и автономности. В наступлении же, при условии владения инициативой, вполне сойдёт и буксируемая.
  5. +3
    22 апреля 2013 09:27
    Буксируемая артелерия не потеряет своей актуальности ибо только она обеспечивает наилучшее соотношение кол-ва орудий на единицу площади за определенную сумму.
  6. +3
    22 апреля 2013 10:00
    Буксируемая артиллерия актуальна для ВДВ, ДШБ, частей и подразделений, действующих в горной местности, для сил специальных операций. Возможно я что то пропустил.
  7. +1
    22 апреля 2013 12:12
    Статья очень познавательная, но вывод какой-то странный. О каком снижении массы говорит автор, если "самоходные" буксируемые гаубицы это практически танки? Та же 155-мм гаубица FH-77B весит больше 11 тонн? И если тенденция оснащения буксируемых гаубиц сервоприводами продолжится, то вряд ли это приведет с уменьшению массы хотя бы до значений 3-5 тонн. Скорее уж нужно говорить о тенденции разделения класса буксируемых гаубиц на подклассы легких и тяжелых систем.
    1. L.E.E.
      -1
      22 апреля 2013 17:17
      Цитата: abc_alex
      О каком снижении массы говорит автор, если "самоходные" буксируемые гаубицы это практически танки? Та же 155-мм гаубица FH-77B весит больше 11 тонн?

      "Практически танки" - это САУ. Масса 2С19 Мста-С 42 тонны, не самая рекордная, в общем-то.
  8. +1
    22 апреля 2013 12:16
    Гаубица Д-30 просто песня! Жаль сняли с вооружения.
  9. +3
    22 апреля 2013 12:18
    Шведская 155 гаубица


    1. wk
      +5
      22 апреля 2013 14:19
      Цитата: Простой
      Шведская 155 гаубица

      да строевая подготовка индусов (в ролике) говорит в пользу версии их инопланетного происхождения.....
      1. AK-47
        +2
        23 апреля 2013 00:03
        Цитата: Простой
        Шведская 155 гаубица
        Цитата: wk
        да строевая подготовка индусов (в ролике) говорит в пользу версии их инопланетного происхождения...

        Больше напоминает балет, спасибо, получил удовольствие от ролика.
        1. -1
          23 апреля 2013 02:29
          Надеюсь,что приседать и кричать-"КУуу"-их в соответствии с уставом не заставляют.
  10. 0
    22 апреля 2013 13:24
    Ребята! Побойтесь Бога! Нельзя писать такую чепуху! Ну если сами не разобрались, то не вводите в заблуждение народ: "При этом большая часть современных гаубиц в состоянии стрелять и прямой наводкой на дистанцию до 2 километров в зависимости от конструктивных особенностей". Если для автора стрельба прямой и полу прямой наводкой одно и тоже, тогда с этим "артиллеристом" всё понятно. Ну хотя бы проконсультировался предварительно с кем - нибудь, кто учил азбуку. И такие "ляпы" по всей статье. Автор почему - то считает, что буксируемыми могут быть только гаубицы?
    Артиллерийская система - сложнейшая инженерная разработка, в которой учитываются последние достижения конструирования, сопромата и эргономики. В последнее время наблюдается конструирование и принятие на вооружение артиллерийских систем, обладающих качествами пушек и гаубиц - пушки-гаубицы и гаубицы-пушки. Основной калибр систем - 152 - 155мм. На сегодняшний день, в основном, вся артиллерия - самоходная. Артиллерия меньшего калибра входит в состав аэромобильных и горных соединений.
  11. +1
    22 апреля 2013 13:28
    Ребята! Побойтесь Бога! Ну нельзя писать такую чушь! Если сами не разобрались, тогда не вводите народ в заблуждение: "При этом большая часть современных гаубиц в состоянии стрелять и прямой наводкой на дистанцию до 2 километров в зависимости от конструктивных особенностей". Если для автора стрельба прямой и полу прямой наводкой одно и тоже, тогда с этим "артиллеристом" всё понятно. Ну хотя бы проконсультировался предварительно с кем - нибудь, кто учил азбуку. И такие "ляпы" по всей статье. Автор почему - то считает, что буксируемыми могут быть только гаубицы?
    Артиллерийская система - сложнейшая инженерная разработка, в которой учитываются последние достижения конструирования, сопромата и эргономики. В последнее время наблюдается конструирование и принятие на вооружение артиллерийских систем, обладающих качествами пушек и гаубиц - пушки-гаубицы и гаубицы-пушки. Основной калибр систем - 152 - 155мм. На сегодняшний день, в основном, вся артиллерия - самоходная. Артиллерия меньшего калибра входит в состав аэромобильных и горных соединений.
    1. -1
      23 апреля 2013 02:21
      Уважаемый piston не обижайте автора зря,просто перечитайте статью не торопясь.
      1. Прохор
        +2
        23 апреля 2013 10:06
        Насчёт "прямой наводки" piston прав, это стрельба, при которой линия огня не превышает высоту цели, и 2-километровый "прямой" выстрел - удел танковых БПС, а никак не гаубицы.
  12. xan
    +1
    22 апреля 2013 13:33
    Пат-Б симпатичная гаубица
    Буксируемая артиллерия будет нужна всегда по причине своей дешевизны и гораздо меньшего веса
  13. roial
    +1
    22 апреля 2013 14:01
    Индейцы прикольно бегают)))
  14. +2
    22 апреля 2013 14:51
    Цитата: wk
    да строевая подготовка индусов (в ролике) говорит в пользу версии их инопланетного происхождения



    При первом просмотре этого ролика меня такая-же мысль посетила. good
  15. Marek Rozny
    +5
    22 апреля 2013 18:13
    САУ "Семсер", Казахстан. Д-30 + Камаз + электроника.
    На вооружении 180 единиц, плюс еще около сотни поступят в ближайшее время.
    (видео 4-летней давности)





    Разработка велась совместно с израильтянами. Первые образцы были с определенными "косяками", которые уже исправили.

    З.Ы. Журналистка ерунду ляпнула про скорострельность. Фактическая скорострельность САУ "Семсер" - 6 выстрелов в минуту.
  16. bublic82009
    +1
    23 апреля 2013 00:05
    3 дивизиона буксируемых орудий с призывниками не заменят 1 дивизиона с контрактниками. к 3 дивизионам сколько нужно машин подвозящих боеприпасы? это значит демаскировка. хранить их. свернуть развернуть орудия время нужно. САУ в этом плане безопасней и мобильней. на марше колонна буксируемых орудий будет длиннее чем самоходок. да и САУ на гусеницах проходимей колесной техники.
  17. 0
    23 апреля 2013 16:32
    Цитата: bublic82009
    3 дивизиона буксируемых орудий с призывниками не заменят 1 дивизиона с контрактниками. к 3 дивизионам сколько нужно машин подвозящих боеприпасы? это значит демаскировка. хранить их. свернуть развернуть орудия время нужно. САУ в этом плане безопасней и мобильней. на марше колонна буксируемых орудий будет длиннее чем самоходок. да и САУ на гусеницах проходимей колесной техники.


    3 дивизиона буксируемых орудий обладают и большей огневой производительностью и боевая устойчивость у них поболе будет, колонны грузовиков вы и так никуда не денете и не спрячите, сау одни не воюют, впереди будет и пехота и танки и много всяких других подразделений, всех нужно снабжать и обеспечивать, все это нужно всеравно прикрывать.По вашей логике лучше вообще ничего не иметь и снабжать не надо, полная маскировка) Если засекут колонну самоходок и дадут по ней нанести удар, она сгорит точно также как и простые буксируемые орудия.Вообще спор глупый, нужны и те и эти
  18. 0
    24 апреля 2013 13:12
    Почему до сих пор, никто не поднял вопрос стоимости изделия? Во сколько САУ (рублей, долларов, фунтов) дороже буксируемого орудия?
  19. -1
    12 июня 2023 09:56
    И у буксируемой артиллерии и у САУ (колёсные/гусеничные) есть как достоинства так и недостатки.
    Я считаю, что в будущем есть место и для буксируемой артиллерии и для САУ (колёсные/гусеничные).