Сражение в заливе Мобил

2 905 39
Сражение в заливе Мобил
«Битва в заливе Мобил» Луиса Пранга (1824-1909). Слева на переднем плане — «Теннесси»; справа тонет USS «Текумсе»


И грянул бой!
А.С. Пушкин «Полтава»




Рассказы по военной истории. После рассказа о боевых кораблях Севера и Юга во время Гражданской войны в США, многие читатели ВО просили дополнить эту тему рассказом о боевых столкновениях на море, имевших место в этой войне. Ну что ж – выполнить эту просьбу не так уж и трудно. Поэтому сегодня мы расскажем вам о таком решительном (по иному и не скажешь) сражении кораблей северян и южан в заливе Мобил. Причем драться там северянам пришлось не только и даже не столько с кораблями южан…

А было так, что 5 августа 1864 года в ходе Гражданской войны в США федеральный флот, которым командовал Дэвид Фаррагут, преодолел хорошо защищенную позицию конфедератов у входа в залив Мобил, а затем еще и нанёс поражение эскадре конфедератов. Этот прорыв позволил северянам отрезать от источников снабжения островные форты южан, принудить их к капитуляции, а затем и полностью заблокировать этот залив.

Это морское сражение происходило во время битвы за Атланту, так хорошо описанной Маргарет Митчел в своем романе «Унесенные ветром». Требовалось захватить порт Конфедерации — город Мобил, лежащий на берегу одноименного залива. Он оставался одной из последних ее гаваней, имеющих свободный выход в Мексиканский залив и дальше в океан. Порт был чрезвычайно удобен для действий «прорывателей блокады» таких, как тот же самый «капитан Батлер», которые представляли собой быстроходные пароходы, которые контрабандой провозили через блокаду северян нужные южанам грузы. Сюда, в порт Мобил, они обычно и приходили с грузом, а уже из него всё военное снаряжение, боеприпасы, оружие и… картонки с модными французскими шляпками по железным дорогам везли вглубь Конфедерации.

Северяне планировали захват этого порта ещё в 1862 году. Но только летом 1863 года, когда северяне стали полностью контролировать реку Миссисипи, их внимание вновь обратилось к Мобилу. Поскольку для захвата города армейских сил не было, решили, что захвата фортов у входа в залив Мобил будет достаточно. Этого и впрямь было вполне достаточно, так как закрывало дорогу судам «прорывателей блокады».

Командовать силами северян должен был Дэвид Фаррагут, уже отличившийся в ходе прорыва мимо укреплений Нового Орлеана и других операциях в низовьях Миссисипи. Он первым в американском ВМФ получил звание контр-адмирала, а под его командованием собралась внушительная эскадра, состоявшая как из деревянных винтовых кораблей, так и покрытых броней мониторов. Фаррагут затребовал их, поскольку узнал о наличии у конфедератов в этом районе одного или даже нескольких броненосцев, с которыми его деревянные корабли справиться были просто не в состоянии. В состав его эскадры входили следующие корабли:

• «Хартфорд» (флагман) — 2900-тонный винтовой корвет, имевший на борту двадцать 229-мм гладкоствольными орудиями Дальгрена.
• «Бруклин» — еще один 2900-тонный винтовой корвет, аналог «Хартфорда».
• «Ричмонд» — винтовой корвет в 2600 тонн, но тоже с двадцатью 229-мм гладкоствольными орудиями.
• «Мононгахела» — 2100-тонный винтовой корвет, вооруженный одним нарезным 200-мм оружием, двумя гладкоствольными 280-мм и некоторым количеством меньших по калибру орудий.
• «Онеида» — 1500-тонный винтовой шлюп, с двумя 229-мм и семью 32-фунтовыми орудиями.
• «Лакаванна» — 1500-тонный винтовой шлюп, с одним 178-мм нарезным, одним 279-мм гладкоствольным и двумя 229-мм гладкоствольными пушками, не считая меньших орудий.
• «Оссипи» — 1240-тонный винтовой шлюп: 1 163-мм нарезное, 1 279-мм гладкоствольное и 11 пушек меньшего калибра.
• «Семинола» — 800-тонный винтовой шлюп: 1 279-мм гладкоствольное и 7 32-фунтовых орудий.
• «Галена» — 970-тонный корвет с вооружением из четырех 229-мм гладкоствольных и двух 163-мм нарезных орудий.


Пробоины в броне федерального броненосца «Галена» после боев на реке Джеймс


«Галена» — внешний вид


Орудийная палуба броненосца «Галена» (1862)

Эти крупные морские суда поддерживали винтовые и колесные канонерские лодки, вооруженные одним-двумя как нарезными, так и гладкоствольными пушками: «Кеннебек», «Итаска», «Окторара», «Метакомет», «Порт Роял».
Мониторов было четыре:

• «Манхэттен» — 2100-тонный монитор типа «Каноникус», с двумя 380-мм гладкоствольными орудиями Дальгрена в одной башне.
• «Текумсе» — однотипный с «Манхэттеном».
• «Виннебаго» — 1300-тонный речной монитор типа «Милуоки», с четырьмя 279-мм гладкоствольными орудиями Дальгрена в двух вращающихся башнях.
• «Чикасо» — однотипный с «Виннебаго».


Монитор типа «Каноникус»

Эскадре был также выделен пехотный корпус в 550 человек, который должен был занимать разбитые или сдавшиеся форты.

Силы конфедератов в заливе Мобил также были весьма велики и требовали к себе самого серьезного отношения. Так, конфедеративная оборона залива Мобил в первую очередь основывалась на использовании естественных преимуществ ее позиции. Вход в залив со стороны моря был по большей части перекрыт отмелями и песчаными косами, так что оставалось лишь несколько фарватеров, достаточно глубоких для прохода крупных кораблей. Эти фарватеры защищались мощными укреплениями, возведёнными на песчаных косах и островках у входа в залив.

Основой конфедеративной обороны являлся форт Морган, находившийся на краю узкого мыса с восточной стороны залива. Построенный в 1834 году, этот форт был мощным каменным сооружением в форме пятиконечной звезды с выступающими бастионами. Хотя к 1860-м подобная архитектура уже несколько устарела, форт считался хорошо укреплённым и был оснащён 46 орудиями, из которых 11 были большими нарезными пушками. Форт прикрывал с востока главный судоходный фарватер на входе в залив, и его мощная артиллерия неоднократно использовалась конфедератами для прикрытия прорывов блокадопрорывателей.

На западной стороне главного судоходного фарватера, на большом острове Дофин, располагался форт Гэйнс — старое пятиугольное сооружение, возведенное из кирпича в 1821 году. Он был оснащён 26 пушками и вместе с фортом Морган обеспечивал перекрестный огонь по любой цели на главном судоходном фарватере. Ещё одно укрепление — небольшой форт Поуэлл — прикрывал западный фарватер на входе в залив и в сражении не участвовал. Численность гарнизона фортов составляла порядка 600 человек в форте Морган, примерно столько же в форте Гэйнс и около 140 человек в форте Поуэлл. Однако формальная численность не соответствовала боеспособности: война близилась к финалу, южане явно проигрывали, и многие солдаты уже не хотели сражаться за Конфедерацию.

Между фортами Морган и Гэйнс инженеры Конфедерации установили минное поле из 67 подводных мин в несколько рядов. Мины эти приводились в действие электричеством по кабелю с берега; удар о корпус корабля приводил к замыканию взрывателя. Чтобы иметь возможность дружественным кораблям входить и выходить из гавани, конфедераты оставили в восточной части поля проход, находившийся прямо под батареями форта Морган.

Два основных судоходных канала, что вели в залив Мобил, защищали сразу три форта. Самым большим был Форт-Морган, вооруженный 46 пушками и построенный в форме звезды в 1834 году. С него простреливался самый глубоководный канал с восточной стороны залива. Новый Форт-Гейн, оснащенный 26 пушками, обеспечивал защиту более узкого канала со стороны острова Дофин, а Форт-Пауэлл с его 16 орудиями сторожил западный вход в Мобил-Бэй. Кроме того, в самом заливе находился еще и броненосец южан «Теннесси» и три канонерских лодки, находившиеся под командованием адмирала Франклина Бьюкенена, бывшего командира «Вирджинии» в бою при Хэмптон-Роуд. И он, конечно же, жаждал реванша за свое тогдашнее поражение.

А вот и данные о кораблях его эскадры:

• «Теннеси» — броненосный таран с артиллерийским казематом на палубе, сильнейший броненосец флота южан. Водоизмещение 1273 тонны. Скорость хода 5–7 узлов, причем построен он почему-то был так, что тяги его рулевого привода проходили по верхней палубе совершенно открыто и потому были очень даже уязвимы для огня артиллерии северян. Вооружение: два 178-миллиметровых и четыре 163-миллиметровых нарезных орудий Брука.

• «Сельма» — перестроенная из коммерческого парохода и частично бронированная колесная канонерская лодка водоизмещением в 590 тонн. Вооружение: три гладкоствольных тяжелых орудия и одно 163-мм нарезное орудие Брука. Скорость её была выше скорости броненосца и составляла 9 узлов.

• «Морган» — еще одна частично бронированная колесная канонерская лодка в 863 тонны. Имела бронирование котлов и паровых машин. Вооружение: шесть пушек неизвестного калибра. Скорость хода до 10 узлов.

• «Гейнс» — еще одна точно такая же «лодка» и с такой же скоростью, но вооруженная одним 178-мм нарезным и пятью легкими гладкоствольными орудиями.


«Гейнс» — канонерка южан

Также в глубине залива находились и другие корабли, вот только их боевая ценность была невелика. Среди них старый колёсный броненосец «Балтик», переоборудованный в минный заградитель. Два малых броненосца «Хантсвиль» и «Тускалуза» сами южане посчитали непригодными для боя, тогда как большой колёсный броненосец «Нэшвилл» ещё достраивался. По некоторым сведениям, у южан была даже одна подводная лодка, причём с ручным приводом гребного винта, вот только её вряд ли можно было бы использовать в дневном бою.


Броненосец южан «Теннеси» в 1865 г.

Готовясь к сражению, адмирал Фаррагут, во-первых, не спешил, а во-вторых, провел очень даже серьезную подготовку. Прежде всего, 3 августа 1864 года с кораблей его флота на западной оконечности острова Дофин был высажен десант из 1500 солдат, которые двинулись на восточную оконечность острова к форту Гэйнс и уже вечером 4 октября окопались и взяли форт в осаду. Командовавший десантом генерал Гранджер предложил начать штурм форта немедленно, однако Фаррагут решил сначала дождаться четвёртого монитора, «Текумсе», который задержался из-за технических неполадок в Пенсаколе.

Правда, видя, что северяне не торопятся со штурмом, конфедераты срочно перебросили к этому и другим фортам подкрепления из пехоты. Но и Фаррагут, и Гранджер в итоге сочли это своей удачей, поскольку потом они сдались северянам вместе с гарнизонами фортов, что только увеличило в итоге их потери.

Что же касается кораблей, то все деревянные корабли были снайтованы попарно, то есть скреплены между собой бок о бок так, чтобы, если один из них сел бы на мель либо потерял ход, второй смог бы его с мели снять и вывести из-под огня. «Бруклин» был соединен с «Окторарой», «Хартфорд» с «Метакометом», «Ричмонд» с «Порт-Роялем», «Лакаванну» связали с «Семинолой», «Монохагеллу» с «Кеннебеком», «Оссипи» с «Итаской» и «Онеиду» с «Галеной». Более сильные корабли поставили бортом к форту Морган, чтобы они прикрывали своими корпусами более слабые. Мониторы поставили в отдельную линию, так как из-за своей малой осадки опасность сесть на мель им не грозила.


Канонерская лодка южан «Сельма»

Все паровые машины и котлы на деревянных судах были защищены импровизированной броней из якорных цепей, канатов и запасного рангоута. Над палубами были натянуты противоосколочные сети; палубные орудия орудий дополнительно защитили брустверами из мешков с песком. Была проведена разведка минного поля. Но трудностей она не вызвала, поскольку конфедераты сами обозначили буйками его границы. Проверив состояние своего флота, адмирал Фаррагут отдал приказ идти на прорыв утром 5 августа.

Продолжение следует…
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    Вчера, 06:19
    разведка минного поля. Но трудностей она не вызвала, поскольку конфедераты сами обозначили буйками его границы

    вот как можно, однако... :)
    спасибо, захватывающее описание и иллюстрации отличные
  2. 0
    Вчера, 07:58
    Не знаю, кому как, но у меня поражение северян вызывает одну печаль. Как-никак, а они были хранителями старого и размеренного, протестантского, образа жизни, перенесенного на американский континент еще из Англии XVII века...
    1. +3
      Вчера, 08:27
      Цитата: Luminman
      Не знаю, кому как, но у меня поражение северян вызывает одну печаль

      что-то вы запутались-северяне как раз выиграли и данное сражение и войну в целом.

      И вот это печаль и есть...
    2. 0
      Вчера, 08:47
      не надо печалиться, вся жизнь впереди...... bully
      1. 0
        Вчера, 14:35
        [quoteИ вот это печаль и есть...][/quote]Поражение южан привело к отмене рабства. В России большинство населения всегда сочувствовали победе северян, олицетворяющих свободную Америку зарабатывающую своим трудом над рабовладельчесим Югом паразитирующим на труде негров-рабов. Причем даже советские школьные и университетские учебники истории описывая историю США времен их войны за независимоссть и за свободу негров вызывали к США сильную симпатию. Кстати реформы Чубайса основывались на тезисе, что экономика Юга была более конкурентноспособна и успешна чем экономика Севера США и погибла только в результате гражданской войны США. Чубайс видел русских рабами-неграми на предприятиях "новых русских" -компрадоров и паразитов.
        1. +2
          Вчера, 15:27
          Цитата: gsev
          Чубайс видел русских рабами-неграми на предприятиях "новых русских" -компрадоров и паразитов.

          Не такой он был - слово запрещенное на ВО и обозначающее в просторечии умственно неумного человека, чтобы в эпоху НТР не понимать, что рабский труд на промышленном производстве неэффективен и не может сравниться с современным роботизированным производством.
    3. +4
      Вчера, 10:24
      Цитата: Luminman
      поражение северян

      Южан наверное?
      1. +5
        Вчера, 14:31
        Ольгович, kalibr, это непозволительная опечатка. Во всем виноват Гутенберг... wink
        1. +3
          Вчера, 15:20
          Цитата: Luminman
          это непозволительная опечатка.

          Кто из нас не опечатывался самым глупым образом, тот пусть Вас и осуждает. Совершенство недосягаемо, ибо оно приоритет божества. А мы с Вами простые смертные.
    4. 0
      Вчера, 14:29
      Цитата: Luminman
      поражение северян вызывает одну печаль.

      Поражение южан привело к отмене рабства. В России большинство населения всегда сочувствовали победе северян, олицетворяющих свободную Америку зарабатывающую своим трудом над рабовладельчесим Югом паразитирующим на труде негров-рабов. Причем даже советские школьные и университетские учебники истории описывая историю США времен их войны за независимоссть и за свободу негров вызывали к США сильную симпатию.
      1. +1
        Вчера, 15:24
        Цитата: gsev
        Причем даже советские школьные и университетские учебники истории описывая историю США времен их войны за независимоссть и за свободу негров вызывали к США сильную симпатию.

        Да, Владимир. Да, Вы правы. Но как же кургузы и неточны были эти самые советские учебники, как примитивны и убоги по своему содержанию. Вы даже себе не представляете насколько ТАМ все было гораздо сложнее. И надо сказать, что первые статьи на эту тему у нас здесь уже появились. Обещаю о сложностях тогдашних США написать статью, а может быть даже и не одну.
        1. +2
          Вчера, 15:44
          примитивны и убоги по своему содержанию.
          Это как историю инквизициии по Григулевичу изучать
          Здравствуйте, Вячеслав Олегович!
          1. +1
            Вчера, 17:21
            Цитата: 3x3zsave
            Это как историю инквизициии по Григулевичу изучать

            Или читать "Книгу для чтения по истории Средних веков" 1951 г издания. Каждое третье предложение - "как ужасно жили тогда люди".
            1. +2
              Вчера, 17:27
              "как ужасно жили тогда люди".
              Это как раз свойственно не только освещению истории в стиле марксизма-ленинизма, но и исторической науке в целом, до появления исторического синтеза.
          2. +2
            Вчера, 17:22
            [quote=3x3zsave]Здравствуйте, Вячеслав Олегович!
            Вам тоже, Антон, доброго здоровья и удучи!
        2. +4
          Вчера, 15:45
          Обещаю о сложностях тогдашних США написать статью, а может быть даже и не одну.
          А вот это было бы интересно!
          1. +3
            Вчера, 17:27
            Цитата: 3x3zsave
            А вот это было бы интересно!

            Материал нашел, сейчас в него вчитываюсь. Ранее знал об этом лишь фрагментарно и особого внимание теме не уделял. Уделил и увидел, насколько она широка и многогранная, а главное связана с ним сегодня. Так что напишу обязательно, но не сразу.
            1. 0
              Вчера, 22:59
              Цитата: kalibr
              Материал нашел, сейчас в него вчитываюсь. Ранее знал об этом лишь фрагментарно

              искренне бог в помощь... не думаю сильно ошибиться, предположив, что у абсолютного большинства (включая вашего покорного слугу) знания не только фрагментарные, но более чем схематичные, "черно-белые", если хотите, на уровне "за все хорошее против всего плохого" :)
              п.с. нюхом чуя, что ничего чрно-белым не бывает, времени для раскопок никогда небыло, ждем-с...
        3. +5
          Вчера, 17:35
          Справедливости ради надо сказать что это мировая практика. Школьные учебники во сех странах отвечают сиюминутным политическим задачам той или иной страны. Причем фокус направлен на собственную историю. Как-то мне пересказывали, что сообщают западные учебники о истории России. Могут дать 100 очков вперед по уровню примитивизма отечественным. Может конечно есть и стоящие, но не в основной массе.
          При этом учебная литература по естественно научным дисциплинам, например, американская мне попадалась очень достойного качества.
          1. +2
            Вчера, 17:39
            Цитата: balabol
            Могут дать 100 очков вперед по уровню примитивизма отечественным. Может конечно есть и стоящие, но не в основной массе.

            Именно так. Однако издания подобные оспреевским книгам существенным образом восполняют пробелы их учебников, в том числе и по нашей истории. И кто хочет может их взять и прочитать. А у нас были в основном только учебники...
            1. +2
              Вчера, 18:09
              Кто очень хотел и в советские времена мог пойти в библиотеку и почитать. Фактический материал худо-бедно можно было набрать. С анализом и и синтезом хуже.
              Но опять же, в постсоветское время переход от отсутствия информации к переизбытку её в самом худшем качестве не уничтожил, а перевернул проблему. Снова никто тебе не положит в рот готовый ответ.
              1. +2
                Вчера, 18:43
                Цитата: balabol
                Кто очень хотел и в советские времена мог пойти в библиотеку и почитать.

                У нас в областной библиотеке была ОДНА нужная книга на 50 человек студентов.
                1. +2
                  Вчера, 18:58
                  Сочувствую. В Ленинграде было по-лучше. Я иногда заходил в книжный магазин и за часок-другой прочитывал интересную книгу стоя рядом с полкой в свободном доступе. Не из-за нежелания патить, а так получалось само.
                  1. 0
                    Вчера, 19:31
                    Цитата: balabol
                    Я иногда заходил в книжный магазин и за часок-другой прочитывал интересную книгу стоя рядом с полкой в свободном доступе.

                    У меня так было в 1985-88 гг. в аспирантуре в Куйбышеве. Там был отличный магазин иностранной литературы, где я накупил кучу книг на немецком, английском и чешском языках. С понятными картинками-ха-ха.
              2. +1
                Вчера, 18:44
                Кто очень хотел и в советские времена мог пойти в библиотеку и почитать.
                Чтобы что-то найти, нужно сначала понимать, что искать, а вот с этим были проблемы...
                Но опять же, в постсоветское время переход от отсутствия информации к переизбытку её в самом худшем качестве не уничтожил, а перевернул проблему.
                Повторюсь: "Зато мы научились критически воспринимать входящий информационный поток."
                Привет, Владимир!
                1. +2
                  Вчера, 18:54
                  Здоров будешь, Антон.
                  Воскресный вечерок за компом.
                  Чтобы что-то найти, нужно сначала понимать, что искать, а вот с этим были проблемы... - диалектика тут все три закона. Плюс теория познания - Сбор фактов (феноменология), анализ, синтез. И снова по спирали вверх.
                  1. +1
                    Вчера, 19:05
                    Сбор фактов
                    А если факты искажены господствующей, на данный момент, идеологией?
                    1. +1
                      Вчера, 19:43
                      А трезвую голову никто не отменял.
                      В жизни вообще нет простых ответов на сложные вопросы. Правда некоторые пытаются так действовать, но как правило загоняют решение проблемы в тупик. Мастерство и осторожность в действиях.
                      Мне нравится вот такая инструкция
                      Сбор фактов — этап, на котором происходит систематическое и целенаправленное накопление данных и информации из наблюдений, экспериментов, источников или опыта. Важно, чтобы факты были достоверными, объективными и релевантными исследуемой проблеме. каждый факт снабжается "ярлыком" с вероятностью его искажения.

                      Анализ — процесс разложения собранной информации на составные части для выявления их структуры, взаимосвязей и закономерностей. Анализ помогает понять, из чего состоят факты, как они связаны между собой, выявить причины и следствия.

                      Синтез — этап объединения отдельных элементов, идей или фактов в целостное представление или новую систему знаний. Синтез позволяет сформировать обобщённые выводы, концепции или теории на основе анализа.
                      Из реального опыта работы. Начиная новый проект сначала на большой, поначалу пустой и белый лист бумаги начинаем собирать ВСЕ что относится к теме. Потом появляются связи, новые куски информации, новые стрелки и квадратики и в итоге возникает система и план, варианты и куски непознаного. Но это я так привык, у других иначе.
          2. +4
            Вчера, 17:49
            Цитата: balabol
            Как-то мне пересказывали, что сообщают западные учебники о истории России
            Я читал немецкий учебник по истории. И то что мы называем drang nach osten, вкладывая сюда всю отрицательную сущность этого выражения, в немецкой же историографии преподносится как защита германских поселений от набегов славян с востока...
            1. +1
              Вчера, 18:44
              Цитата: Luminman
              как защита германских поселений от набегов славян с востока...

              А их, набегов, что не было совсем? Тогда так жили. они нас, мы их...Мы даже вместе с крестоносцами литвинов били...
              1. +2
                Вчера, 19:32
                Цитата: kalibr
                А их, набегов, что не было совсем?
                Я хотел всего лишь сказать, что история в разных странах трактуется по-разному...
                1. 0
                  Вчера, 23:18
                  Цитата: Luminman
                  Я хотел всего лишь сказать

                  на самом деле вы не так уж далеки от истины... и дело не в совместных набегах, когда побегали вместе малость и разошлись... от бывшей пруссии только старо-прусский элбингский словарь 13 и 14-го векoв остался, а народ, который на нем говорил, "добегался"
      2. +2
        Вчера, 15:31
        Цитата: gsev
        Поражение южан привело к отмене рабства

        Как расчет того, чтобы перечитать Хижину дяди Тома и Унесенные ветром?
  3. +2
    Вчера, 17:30
    Цитата: 3x3zsave
    но и исторической науке в целом, до появления исторического синтеза.

    Да, но на эту ерунду у нас ушли лучшие годы нашей жизни. Я даже не представляю где бы я сейчас был, имей я возможность читать книги Оспрей уже в том же 1975 году...
    1. +2
      Вчера, 17:57
      Да, но на эту ерунду у нас ушли лучшие годы нашей жизни.
      Зато мы научились критически воспринимать входящий информационный поток.
      1. +2
        Вчера, 18:45
        Цитата: 3x3zsave
        Зато мы научились критически воспринимать входящий информационный поток.

        Да уж. За битого, двух небитых...
        1. +1
          Вчера, 19:39
          Именно, Вячеслав Олегович, именно. Пару месяцев назад хотел тиснуть статейку под общим названием "Что такое "нацизм"? Анатомия понятия", но вовремя понял, что за это в нашей стране сейчас сажают. Надого и жестко.
          1. 0
            Вчера, 19:40
            Цитата: 3x3zsave
            "Что такое "нацизм"? Анатомия понятия"

            Ну, это смотря как написать...
  4. 0
    Вчера, 19:34
    Цитата: Luminman
    что история в разных странах трактуется по-разному...

    Вне всякого сомнения, и "наши (свои) всегда правы и они всегда хорошие, а те, другие, всегда плохие".