Многоцелевой беспилотный дирижабль Kelluu для армий НАТО

2 430 14
Многоцелевой беспилотный дирижабль Kelluu для армий НАТО
Первый опытный дирижабль 2018 г.


Страны НАТО прорабатывают пути дальнейшего развития беспилотной авиации и повышения её эффективности. В частности, в качестве перспективных воздушных платформ с повышенными лётными характеристиками рассматриваются дирижабли. Например, в нескольких мероприятиях последнего времени использовали беспилотный аппарат легче воздуха, разработанный финской компанией Kelluu Oy.



От идеи до внедрения


Компания Kelluu Oy была основана в 2018 г. группой энтузиастов, желавших сделать свой вклад в развитие беспилотной авиации, а также заработать на этом. К моменту основания компании они определились со сферой деятельности и сформировали общие идеи будущих проектов.

«Келлуу» с самого начала планировала заниматься БПЛА легче воздуха, а именно дирижаблями с дистанционным или автономным управлением. В 2018 г. компания изготовила первый опытный беспилотник такого класса и провела его лётные испытания. Эти мероприятия подтвердили принципиальную возможность создания и эксплуатации подобной техники.

Вскоре компании удалось привлечь инвестиции и организовать полноценную производственную площадку. Кроме того, наладили сотрудничество со смежными организациями, которые должны были поставлять дополнительное оборудование и агрегаты разного рода. Всё это позволило продолжить развитие перспективного проекта.


Многоцелевой дирижабль Kelluu

Уже в марте 2021 г. состоялись первые испытания опытного дирижабля с полноценным автопилотом. В сентябре запустили БПЛА с водородной энергетической установкой. Такая система энергоснабжения улучшила лётные и экономические характеристики беспилотника, и в середине 2022 г. провели первый полёт продолжительностью 12 часов.

В 2022-23 гг. компания Kelluu вышла на рынок услуг наблюдения и мониторинга. В интересах заказчиков осуществляются полёты с тем или иным оборудованием для сбора данных. Дирижабль осуществляет фото- и видеосъёмку, в т.ч. с немедленной передачей данных на землю. Также возможна установка иной аппаратуры разного назначения.

Сообщалось, что услугами «Келлуу» уже воспользовались несколько организаций и компаний из Финляндии и Швеции. С помощью дирижаблей изучалось состояние лесов и сельскохозяйственных угодий. Ожидаются аналогичные заказы от других стран, заинтересованных в сборе различной информации.

Дирижабль для армий


Наибольший интерес для любых производителей БПЛА представляют заказы от военных ведомств. Финская компания Kelluu Oy не стала исключением. В 2024 г. она подала заявку на участие в программе НАТО DIANA (Defence Innovation Accelerator for the North Atlantic — «Ускорение оборонных инноваций в Северной Атлантике»). Целью этой программы является поиск новых средств разведки и мониторинга для использования в труднодоступных районах.


В середине декабря 2024 г. стало известно, что дирижабль «Келлуу» заинтересовал натовских специалистов и попал в следующий этап программы. В ближайшее время должны были стартовать его испытания под надзором Альянса. При этом финский БПЛА должны были сравнить с рядом других разработок, представленных на конкурс.

Первые результаты программы DIANA стали известны в начале сентября. Беспилотный дирижабль хорошо показал себя на проведённых мероприятиях, и его допустили ко второй «фазе» программы. Результаты новых испытаний и сравнений станут известны позже.

Изделие Kelluu участвует не только в программе DIANA. Его уже задействовали в нескольких учениях. Так, в июне на полигонах Финляндии прошли международные манёвры Atlantic Trident 25, в которых участвовало ок. 1000 чел. и 40 современных самолётов-истребителей. В интересах боевой авиации работал дирижабль с аппаратурой разведки. При этом характер его применения и боевых задач не раскрывались.

1 сентября в Португалии стартовали натовские учения REPMUS 25 (Robotic Experimentation and Prototyping using Maritime Uncrewed Systems). В них задействована масса современных беспилотников, безэкипажных надводных аппаратов и наземных робототехнических комплексов. В воздушной части учений представлен финский дирижабль «Келлуу».

17 сентября стало известно, что Kelluu Oy присоединяется к инициативе Digital Demining. Вместе с рядом других финских компаний она будет разрабатывать новые способы поиска и обезвреживания наземных мин. По всей видимости, «Келлуу» предоставит дирижабль с аппаратурой разведки и обнаружения, который должен будет составлять карты минирования.


Таким образом, беспилотный дирижабль от Kelluu участвует в разных мероприятиях и программах и показывает свои возможности. Однако пока речь идёт только о технике, принадлежащей компании-разработчику. Контракты на производство серийных БПЛА для армий или соглашения о длительной аренде на данный момент отсутствуют.

Аппарат легче воздуха


Утверждается, что дирижабль Kelluu имеет простую конструкцию, высокие технические характеристики, отличается удобством эксплуатации и т.д. Такое сочетание параметров и возможностей было получено за счёт использования доступных технологий и некоторых новых решений.

Основой такого БПЛА является оболочка-баллон из полимерного материала. Она имеет сигарообразную форму и оснащена узлами подвески необходимых компонентов. В хвосте имеются три плоскости-стабилизатора с рулями. Общая длина оболочки — ок. 12 м. Какой газ используется для заполнения, не уточняется.

Под носовой частью оболочки подвешивается модуль полезной нагрузки. Это могут быть оптико-электронные станции или иные приборы разного назначения. В существующем виде «Келлуу» предназначается только для наблюдения и сбора данных.


Также дирижабль оснащается системой управления с функциями автопилота и дистанционного контроля. Обеспечивается полёт по заданному маршруту, барражирование в требуемом районе и т.д. Кроме того, автопилот контролирует работу целевого оборудования. Имеется система связи для приёма команд и передачи данных разведки.

БПЛА имеет электрическую энергоустановку. Её основой являются маломощные водородные топливные элементы. Движение осуществляется за счёт электромотора с толкающим воздушным винтом в хвостовой оконечности оболочки.

Как и все дирижабли, изделие Kelluu не отличается высокой скоростью полёта. При этом обеспечена большая продолжительность и дальность. В существующих комплектациях такой БПЛА может оставаться в воздухе не менее 12 часов. Разработчики обращают особое внимание на экономичность водородной энергоустановки и отсутствие вредных выбросов.

Конструкция существующего 12-метрового дирижабля поддаётся масштабированию. При наличии соответствующего заказа, на её основе могут создать новые летательные аппараты иных габаритов с другой грузоподъёмностью. В первую очередь, речь идёт о возможности строительства более крупных БПЛА с повышенными характеристиками.

Старые новые идеи


Следует напомнить, что в прошлом дирижабли состояли на вооружении ведущих армий мира и активно использовались в разных целях. Например, в годы Второй мировой войны ВМС США массово эксплуатировали патрульные дирижабли для поиска подлодок противника. Однако в дальнейшем развитие этого вида военной техники остановилось.


В последние десятилетия вновь наблюдается определённый интерес к летательным аппаратам легче воздуха. Современные технологии позволяют делать такую технику беспилотной и оснащать её необходимой аппаратурой разного назначения. Финская компания Kelluu Oy с одноимённым проектом не так давно включилась в развитие этого направления и демонстрирует неплохие результаты.

12-метровый мягкий дирижабль с водородной энергоустановкой прошёл испытания и доведён до коммерческой эксплуатации. «Келлуу» показал достаточно высокие характеристики и подтвердил свой потенциал в качестве многоцелевой воздушной платформы. С его помощью велись различные наблюдения и сборы данных в интересах разных структур.

Подобная платформа может быть интересна и военным заказчикам. С её помощью можно улучшить воздушную разведку, целеуказание и корректировку огня, организовывать ретрансляцию радиосигналов и выполнять другие задачи. Во всех случаях должна достигаться высокая эффективность работы при ограниченных расходах на эксплуатацию.

В то же время, изделие Kelluu, как и его аналоги, не лишено недостатков. Главный — низкая живучесть и устойчивость к внешним воздействиям. Мягкая полимерная оболочка легко повреждается любым поражающим элементом, после чего дирижабль не может продолжать полёт. Это серьёзно ограничивает возможные районы работы и круг решаемых задач. Кроме того, дополнительные ограничения связаны с невысокими скоростными и манёвренными характеристиками.

Похоже, что коммерческие заказчики уже оценили дирижабль от Kelluu и продолжают пользоваться услугами этой компании. Теперь этот БПЛА участвует в крупном проекте НАТО и демонстрирует свои возможности на учениях. Какие выводы будут сделаны по итогам таких мероприятий, пока неизвестно.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    19 сентября 2025 06:45
    FPV-дрон собъет на раз, так что концепция, как военная, больше тянет на устаревшую
    1. 0
      19 сентября 2025 09:56
      Самая высокая мечта - высота, высота...

      Если что, минус не мой. yes
      1. 0
        19 сентября 2025 21:20
        Мой минус. На каком расстоянии он собрался сбивать его дроном? На 100 или 200км?
        1. 0
          Вчера, 13:42
          Да я не спорю. И высота, и дальность против
          того, чтобы дронами сбивать дирижабли. Ага.
    2. +1
      Вчера, 11:21
      дрон на высоту 10 км не поднимется
  2. +3
    19 сентября 2025 07:32
    Вот так плывёт такой на высоте километрах на 10ти, сутками, над нейтральными водами и наблюдает за всеми. Молодцы
  3. 0
    19 сентября 2025 09:54
    Дирижабли это очень по-фински. Медленно и печально. bully
    1. +2
      19 сентября 2025 10:03
      На больших высотах иногда такие ветра дуют - мама не горюй . Песок из Сахары на другие континенты переносят.
      1. 0
        19 сентября 2025 10:07
        Цитата: cpls22
        На больших высотах иногда такие ветра дуют - мама не горюй .

        Финские энтузиасты то такое...
  4. +2
    19 сентября 2025 10:27
    Главное - что у них он ЕСТЬ. используется гражданскими заказчиками. И НАТО не прочь использовать готовую разработку, пусть и гражданскую.
    Уж как использовать - найдут. хот бы свои тылы мониторить ,не украли ли ушлые прапорщики чего.

    А у нас... чтото тпм писали о схожем для ДПС и МЧС.. Но очень невнятно.
    1. 0
      Вчера, 15:32
      Цитата: Макс1995
      А у нас... чтото тпм писали о схожем для ДПС и МЧС.. Но очень невнятно.

      "....В Киржаче Владимирской области находится одно из ведущих в России предприятий по проектированию и строительству аэростатов и дирижаблей для военных целей. Одной из разработок является аэростат «Гепард». Его длина составляет 26 м, а грузоподъемность до 250 кг. На него можно установить системы радиоэлектронной борьбы и разведки, автономность такого аэростата достигает трех недель. Благодаря специальному защитному покрытию он способен выдерживать большие перепады температуры и даже прямое попадание молнии.

      «Можно поднимать на заданную высоту и нести на себе радиолокационные станции, станции радиоэлектронной борьбы, станции радиоэлектронной разведки, станции-ретрансляторы для обеспечения надежной и качественной связи в войсках», — рассказал начальник летного испытательного отдела научного производственного предприятия «Спец-Радио» Валерий Смирнов.

      «Гепард» — сравнительно небольшой аэростат привязного типа. «Спец-Радио» выпускает и такие, которые могут поднять в воздух до 2 т полезной нагрузки, что составляет вес мощного локатора. С его помощью можно заглянуть за горизонт как минимум на 200 км в глубокий тыл противника. Сам аэростат будет находиться в безопасном месте....".
      Просто тема не очень "горячая" по доходности, вот и обижена "журналистами" в медийном плане.
  5. -1
    19 сентября 2025 17:22
    дорогая игрушка, но зато согласно "зеленой" повестки, длина 12 метров, соответственно объем в пределах двухсот кубов, дай бог если грузоподъемность килограмм двадцать, зато парусность мама не горюй...
    1. 0
      Вчера, 11:44
      Очень грубо: на уровне моря 1 куб. м водорода поднимает 1,2 кг, на высоте 2 км — 0,9 кг, на высоте 10 км - 0,38 кг.
      т.е 76 кг общий поднимаемый вес на высоте 10 км
    2. 0
      Вчера, 15:44
      Цитата: faiver
      длина 12 метров, соответственно объем в пределах двухсот кубов, дай бог если грузоподъемность килограмм двадцать,

      Семейство ПАК «Гепард» - аэростаты объемом 1200 м3, 1500 м3 и 1800 м3. Отличительной особенностью ПАК «Гепард» является их мобильность и выживание в штормовой ветер (до 30 м/с).

      Отличительной особенностью привязного аэростатного комплекса «Гепард» является мобильное удерживающее устройство, смонтированное на автомобильном прицепе, что позволяет перебазировать комплекс в кратчайшие сроки. Флюгирующее наземное устройство обеспечивает выживание аэростата в штормовой ветер.
      Наименование параметра
      Гепард-12
      Гепард-15
      Гепард-18
      Объем оболочки
      1200 м3
      1500 м3
      1800 м3
      Длина аэростата
      27.9 м
      30 м
      32 м
      Продолжительность
      боевого дежурства
      20 суток
      20 суток
      20 суток
      Максимальная высота подъема
      1000 м
      1100 м
      1700 м
      Масса полезной нагрузки
      100 – 300 кг
      100 - 400 кг
      100 - 500 кг
      Максимальная мощность электропитания полезной нагрузки
      4 кВт
      4 кВт
      5 кВт
      Дальность радиовидимости
      до 120 км
      до 130 км
      до 170 км