Вторая опиумная война, или Муравьёв становится «Амурским»

9 944 77
Вторая опиумная война, или Муравьёв становится «Амурским»

Нанкинский договор не был окончательным. В одной из статей была предусмотрена возможность его пересмотра через 10 лет. В реальности он выдержал несколько дольше, но...


Огюст Шапделен (или Шапделань?), кстати говоря — католический святой, канонизирован в 2000 году

Поводом для пересмотра договора стали два события. Во-первых, в 1856 году китайский наместник «двух Гуанов» (южных провинций Гуандун и Гуанси) Е Минчень арестовал и подверг наказанию французского миссионера Огюста Шапделена (или Шапделаня, встречаются разные написания). Католический священник отслужил в деревне Яошан мессу, за что был схвачен, подвергнут пыткам и приговорён к смертной казни, которой не дождался — умер в железной клетке, подвешенной над воротами тюрьмы, куда его поместили. Во-вторых, тот же чиновник (не сам, само собой, но по его приказу) 8 октября того же года захватил на Жемчужной реке каботажное судно «Эрроу» (по подозрению в контрабанде и пиратстве) под английским флагом, арестовал 12 матросов-китайцев и сорвал флаг. И то и другое было грубым нарушением Нанкинского договора: европейцев следовало передавать для суда консулу их страны, а оскорбление флага в комментариях не нуждается.




Наместник «Двух Гуаней» Е Минчень

Английский консул в Кантоне Гарри Паркс заставил китайцев выдать арестованных матросов под угрозой начала боевых действий. Вот только осадочек остался: письменных извинений за оскорбление флага Е Минчень так и не представил. В общем, консул провёл совещание с командующим эскадрой контр-адмиралом Майклом Сеймуром, на котором было решено действовать как обычно — взять форты на пути к Кантону. Правда, на этот раз участие в мероприятии выразили желание принять французы — за убитого миссионера Е тоже не извинился.


В 1857 году контр-адмирал Майкл Сеймур был несколько моложе. Но не сильно...

Сеймур поднял флаг на 80-пушечном корабле «Калькутта», который подошёл к фортам Бокэ на то расстояние, что позволяла осадка. Здесь английский адмирал пересел на пароход «Кромандель», взял на буксир шлюпки с десантом и вместе с парой речных канонерок отправился вверх по Жемчужной реке. Для начала англичане заняли форты «Четырёх застав» в 5 милях от города. Сопротивление было слабое — китайцев погибло 5 человек, остальные бежали. Десант обнаружил на фортах 150 орудий калибра от 4 до 36 фунтов, которые были заклёпаны.


Бомбардировка фортов Бокэ

После этого Сеймур на «Корманделе» пошёл в Кантон — за извинениями, а канонерки оставил брать оставшуюся пару фортов (в английской системе наименований «Бленхейм» и «Макао»). Наместник Е Минчень извинения давать отказался, и англичане продолжили хулиганить на Жемчужной реке. Они взяли форт «Птичье гнездо», а из форта «Шаминь» китайцы убежали самостоятельно. В результате проведённой операции у англичан появилась линия сообщения между Гонконгом и Кантоном. После чего Сеймур занял 140 солдатами остров «Датч Фолли», откуда можно было спокойно бомбардировать Кантон. Но Е упирался и извинений не приносил!


Джон Боуринг, губернатор Гонконга

Тут у губернатора Гонконга Джона Боуринга появилась новая идея: если китайцы просто извиняться не хотят — надо ужесточать требования! И он потребовал у наместника обеспечить свободный доступ в Кантон и к любым китайским чиновникам для всех европейцев. Не получив ответа, 28 октября два 36-фунтовых орудия с «Датч Фолли» начали обстреливать стену города, стремясь сделать в ней брешь. Кантон не выдержал такого издевательства и загорелся, а брешь сделать получилось только к 11 часам утра следующего дня. В 2 часа по полудни отряд Сеймура ворвался в город, потеряв 3 человека убитыми и 11 ранеными. Впрочем, показав, что войти в город англичане могут в любое время, контр-адмирал из Кантона ушёл и вернул десант на корабли. Бомбардировка продолжалась ещё три дня, отчего в предместьях города целых домов практически не осталось. А Сеймур вновь попытался связаться с упрямым наместником, и вновь безрезультатно.


Английские канонерки жгут китайские джонки

3 ноября английские корабли сожгли 23 военные джонки, и морские пехотинцы захватили остров «Френч Фолли». Е — молчал и готовился к обороне. Достаточно успешно: 8 ноября спущенные брандеры едва не сожгли одну из канонерок. Сеймур не мог ответить ничем кроме обстрела — малочисленность отряда не позволяла идти на штурм — занять огромный город с горсткой солдат не представлялось возможным. Но контр-адмирал занял очередные форты — «Бокэ». Здесь китайцы оказали захватчикам, на удивление, упорное сопротивление, но мандарины ожидаемо дали по тапкам, и оставшиеся без командования солдаты капитулировали.

Е Минчень в ответ объявил награду в 30 фунтов стерлингов за голову каждого англичанина. Эффект был поразительный! Дело в том, что в Кантоне были европейские фактории, а по здравому размышлению, местные жители решили, что голова местного лаовая от головы лаовая с кораблей не сильно отличается (как известно любому китайцу, все европейцы на одно лицо!). В общем, 15 декабря кантонцы кинулись громить фактории, подожгли их, в результате чего целыми остались только церковь и казармы, где и укрылся гарнизон из 300 европейцев.

Сожжение факторий и нерешительность Сеймура вселили в китайцев невиданную отвагу: они захватили пакетбот «Шардон», а 11 англичанам, захваченным на борту, отрубили головы (330 фунтов на дороге не валяются!). Кроме того, было запрещено поставлять в Гонконг провизию, и домашнюю прислугу наместник отозвал, что было и к лучшему: в Гонконге поговаривали о возможности восстания местных китайцев. 14 января 1857 года контр-адмирал был вынужден эвакуировать фактории и оставить форт «Птичье гнездо». Поскольку численное превосходство китайцев было огромным, Сеймур запросил из Индии подкрепление в 5000 человек.


Контр-адмирал Риго де Женульи

Помощь оказали французы, которые тоже были обижены наместником Е. Они высадили в Гонконге отряд из 50 морпехов, занявших восточную часть города, а остальные члены экипажей французской эскадры сидели на кораблях в готовности высадиться в любую минуту. Между тем в парламенте унижения английского флага вызвали сильный ажиотаж, и было принято решение немедленно послать Сеймуру затребованный отряд в 5 тысяч человек. Более того, присоединиться к английскому экспедиционному корпусу выразил желание Наполеон III. Не сам лично, но эскадру контр-адмирала Риго де Женульи из восьми кораблей — прислал. Более того, своих уполномоченных (но без разрешения на применение силы!) в Китай направили Россия и США. Слышали про остров Путятина в Приморском крае? Как раз граф Евфимий Васильевич Путятин и стал русским уполномоченным в Китае...


Какой Китай, когда в Калькутте ТАКОЕ творится?!!

Всё было готово, когда Сеймур получил удар оттуда, откуда совсем не ждал. В 1857 году в Индии началось Великое Восстание, и выделенный ему 5-тысячный корпус, который уже добрался до Зондского пролива, вернулся в Калькутту. Так что несмотря на эскадру в 40 вымпелов (24 — линейные корабли, фрегаты и корветы, остальные — канонерские лодки), с пехотой у английского командующего лучше не стало. Кроме того, в бухте Кэстл-пик, близ устья Жемчужной реки, стояла французская эскадра: фрегат, четыре корвета, авизо, два транспорта и четыре канонерки. Связь между партнёрами по опасному бизнесу поддерживалась постоянно.

В общем, ситуация складывалась идиотская: наместник Е был непоколебим, а англичане с французами толкались у устья реки, но сделать ничего не могли по причине отсутствия достаточного количества десантников.


Стены Кантона (ну ладно-ладно, Гуанчжоу...) сегодня

Кантон был неплохо укреплён. Ну, как неплохо: его окружала толстая 9-метровая стена, но перед стеной располагались деревни и предместья, в которых можно было накопить людей для штурма. Снаружи стену защищали шесть фортов, расположенных на возвышенностях. Самый крупный — форт «Линь», располагался в 300 саженях от стены, ещё четыре: «Гу», «Моряков», «Хункик» и «Пэгкик» — образовывали четырёхугольник, а к северо-востоку от них в 1 километре лежал самый дальний форт. Ближе всего к города лежали форты «Гу» (200 саженей) и «Хункик» (125 саженей). В городе, за стеной, находилась высота, на вершине которой располагалась восьмиэтажная пагода, а рядом — построены батареи. Всего город обороняли 574 орудия, но... снаряды не соответствовали калибрам, прицельных приспособлений не было. На фортах стояло ещё по 12-16 пушек.


Французы штурмуют китайский город

Риго де Женульи получил из Парижа инструкцию: что делать в ходе кампании. В ней было 7 пунктов, и взятие Кантона было седьмым, с примечанием, что без нужды в город лезть не нужно, штурмовать его — только в крайнем случае. Само собой, французский контр-адмирал решил начать именно со штурма Кантона! Дело в том, что именно взятие города давало то, что мы сегодня назвали бы «медийным эффектом», а кроме того, в остальных частях страны бушевало восстание тайпинов, и связываться с этими фанатиками у Женульи не было ни малейшего желания. Сеймур с этими соображениями был полностью согласен. Правда, пехоты ни у английского, ни у французского адмирала не было, но... было много кораблей, с которых можно было снять часть экипажей и сымпровизировать из них морскую пехоту!


Обстрел фортов на Жемчужной реке

План Сеймура был прост как огурец: корабельной артиллерией пробить бреши в стене, затем — высадить десант и занять холм с пагодой. На захваченный холм поставить пушки и обстреливать из них форты. Взяв форты, поставить Кантон в два огня — с реки и с фортов, и принудить к сдаче. Но французский коллега с ним не согласился: десантные отряды были крайне невелики — 1500-1800 английских и французских морских пехотинцев. Будь ещё тысячи две бойцов — можно было бы и решиться на авантюру, выставленные на западе и востоке тысячные отряды обеспечили бы отступление в случае неудачи. А неудача была возможна: гарнизон Кантона состоял из 2 тысяч маньчжурских и 6 тысяч китайских солдат, причём часть из них уже имела боевой опыт, участвуя в стычках с англичанами.

В общем, понимая, что повторить штурм в духе 1840 года не получится, союзники решили высадиться к востоку от города, атаковать два форта, лежащих поблизости, с суши, получив ключи от Кантона без уличных боёв. Плохо было одно: высадившимся десантникам пришлось бы идти близ северной и северо-восточной стен города, а значит, отдельный отряд нужно было отделять для штурма северо-восточных ворот. Особый смак плана был в том, что в случае неудачи операцию можно было объявить разведкой боем.

15 декабря союзная эскадра захватила остров Хэнань близ Кантона и сосредоточила на нём десантные силы. За два дня были проведены промеры каналов и проток вокруг города, и выяснилось, что глубина протоки к востоку от Кантона — 7 футов, что позволяло действовать канонеркам. Это было хорошо! Плохо было то, что берег с севера от города оказался залитым рисовыми полями, и только в одном месте можно было миновать их по дороге. Собственно говоря, именно здесь и решили наступать.


Штурм китайского форта во Вторую опиумную войну

В ночь на 28 декабря высадились сапёры, занявшие пункт высадки. Утром по стенам города открыли огонь 32 корабля и батарея острова Дэтч-Фолли. Огонь 112 орудий продолжался целый день, а утром 29 декабря началась высадка французских войск под командованием самого Женульи. Французы двинулись вперёд, не дожидаясь англичан, чей пароход со всем десантом сел на мель. Китайская лёгкая пехота встретила лягушатников огнём из-за строений и кладбища, но при приближении колонны стрелки отступали. В 600 метрах от форта Линь французы остановились и подождали англичан. Союзники выстроили общую боевую линию с артиллерией на флангах. После недолгого обстрела форт был взят штурмом. Ну, как штурмом — китайцы отступили в форштадт. Вслед отступающим был послан французский отряд с парой пушек, который закрепился в форштадте. После этого союзники стали биваком на ночь.


Обстрел Кантона

Ночь была шумной: корабли продолжали обстрел Кантона. В 7 утра в атаку пошёл английский 59-й полк — высланные в цепь стрелки сбили китайцев со стены, а обе союзные батареи заняли позиции для пробития в ней брешей. Участками стены англичане и французы завладели примерно одновременно, после чего китайцы отошли на высоту с пагодой. Высота вскоре также была занята, после чего батареи с неё начали обстрел фортов, откуда немедленно сбежали китайские гарнизоны, а их место заняли английские морские пехотинцы. Собственно говоря, на этом сражение под Кантоном и завершилось. У англичан с французами в нём погибло и было ранено 110 человек, у китайцев потери были раз в пять больше.


Е Минчень в плену

Но вот наместник Е, несмотря на занятие фортов и города, сговорчивей не стал! И тогда было решено провести операцию по захвату его самого. Е Минченя отправили в Калькутту, а на его место назначили чиновников посговорчивей. Собственно говоря, после этого начались переговоры, которые китайцы использовали для выигрыша времени. Ну, как начались? Союзники потребовали, чтобы китайская делегация прибыла для ведения переговоров не позднее 31 марта 1858 года в Шанхай. Само собой, никто никуда не прибыл. Тогда объединённая эскадра перешла в Чжилийский залив, где представителей союзников, лорда Элджина и барона Гро, встретили три мандарина, у которых не было никаких полномочий для ведения переговоров. Говорить с ними никто не стал.


Граф Евфимий Васильевич Путятин

К этому моменту к устью Байхэ прибыли американский уполномоченный на фрегате «Миннесота» и граф Путятин на пароходе «Америка». Их попытки начать переговоры кончились так же: китайские переговорщики не имели никаких полномочий. Тогда вновь началась волынка с захватом фортов и бомбардировкой городов, высадкой десантов и всем таким прочим, но нам интереснее другое! В это время на Амуре проходили уже совсем другие переговоры...


Заключение Нерчинского договора

Первый договор между Россией и Китаем, разграничивающий две империи, был подписан в Нерчинске в самом начале царствования Петра Великого — в 1689 году. Он подвёл итоги Албазинской войны, которая сама по себе — тема отдельного рассказа. Здесь же интересно другое: Нерчинский договор был максимально кривой и косой! Во-первых, ни глава русской делегации Фёдор Головнин не знал маньчжурского и не имел переводчика, ни китайский министр Сонготу не знал русского и также не имел переводчика. Говорили на латыни, которую знал и Головнин, и иезуиты из свиты Сонготу — Тормас Перейра и Жан Франсуа Жербильон. Проблема была в том, что и русский посол, и иезуиты латынь знали... не в совершенстве. А перевод на язык Вергилия названий дальневосточных рек, речек и речушек и вовсе был «эпик фэйл»! Тем более что по-русски и по-маньчжурски эти реки назывались по-разному. Во-вторых... И русские, и маньчжуры, хоть и претендовали на Приамурье, но в географии того, на что претендовали, разбирались очень слабо: в этих краях только-только появились первопроходцы с обеих сторон. И с географическими названиями первопроходцы не заморачивались: назвал «Каменные горы», и ищи, что он так назвал — гор кругом море, и все каменные! Но главное — интерес к тем краям и у русских, и у китайцев был чисто теоретический, ни о каком освоении в конце XVII века речи ещё не шло.

Потом русские цари, начиная от Елизаветы Петровны, регулярно предлагали китайской стороне закрепить границу по Амуру, но получали отказ и не настаивали: вопрос, повторюсь, был чисто теоретический. На тот момент. Дело в том, что Амур считался рекой бесполезной. Лаперуз, исследовав её устье, не нашёл судоходного фарватера и доложил, что Амур не судоходен. Позже такой же вывод сделал поручик Александр Гаврилов, проведший экспедицию на бриге Российско-Американской компании «Великий князь Константин», он ошибся и спутал с устьем реки расположенный неподалёку залив Байкал Охотского моря. Но...


Адмирал Геннадий Невельской. Устье Амура он захватывал ещё капитан-лейтенантом...

Тут за дело взялся капитан-лейтенант Геннадий Невельской. Он служил на кораблях Балтфлота «Князь Варшавский», «Аврора» и «Ингерманланд», состоя вахтенным офицером при «Самом» — генерал-адмирале Великом князе Константине Николаевиче. Но внезапно перспективный офицер увлёкся вопросом судоходства дельты Амура. Перечитав всю доступную литературу (утверждавшую, что у реки мелководное устье), он сделал парадоксальный вывод — устье Амура судоходно! И решил это доказать. В 1847 году в Петропавловск-Камчатский отправлялся транспорт «Байкал», и Невельской напросился быть командиром этого судна (с его связями это было не сложно!). Он заручился поддержкой губернатора Восточной Сибири, также «повёрнутого» на Амуре графа Николая Муравьёва (ещё не Амурского!), и вышел в море, не дожидаясь разрешения на экспедицию к устью Амура. Дело в том, что на тот момент ссориться с Китаем из-за устья «бесполезной реки» желающих было немного (точнее, только Муравьёв!), и экспедицию наверняка запретили бы.


Транспорт «Байкал», худ. В. Шиляев

А отчего такое внимание к Амуру-то? Дело в том, что Петропавловск-Камчатский (и Русскую Америку) на тот момент можно было снабжать по двум маршрутам: простому — вокруг света из Кронштадта, и сложному — по сухопутному тракту из Якутска в Охотск, а оттуда — по Охотскому морю. И тот и другой маршруты были немного... не оптимальны. Но если Амур судоходен! Тут всё менялось на глазах: с Урала грузы по сибирским рекам доставлялись на Байкал. Оттуда — небольшой участок до Амура, и по судоходной реке — в тёплое Японское море... PROFIT!


Граф Николай Муравьёв-Амурский, парадный портрет. И он его достоин!

В общем, Невельской пустился в путь по простому маршруту: Кронштадт – Портсмут – Рио-де-Жанейро – Вальпараисо – мыс Горн – Гавайские острова – Петропавловск-Камчатский. Пройти по маршруту удалось быстро — всего за восемь месяцев. Здесь командир «Байкала» получил инструкции от Муравьёва: изучить на тему наличия удобных гаваней северную часть Сахалина; определить с севера вход в лиман Амура и обследовать его северную часть; обследовать устье Амура и найти место для его обороны; описать берега Амура и его лимана; исследовать берег Охотского моря и Константиновского залива; определиться окончательно, является Сахалин островом или полуостровом, и исследовать пролив, отделяющий его от материка (если оный пролив имеется). 30 мая 1849 года Невельской снялся с якоря и направился к Сахалину. Ему удалось то, что не удавалось предшественникам — найти вход в Амурский лиман. 11 июля он вошёл в Амур с моря. А учитывая, что Сахалин оказался-таки островом, открывался прямой путь из Амура, через Татарский пролив в Японское море...


Якутская изба-ураса — примерно таким было и первое строение поста Николаевск-на-Амуре...

А потом Невельской совершил то, за что его сильно бранило (Бранило? Нессельроде приказал его в матросы разжаловать, а пост Николаевск-на Амуре — снести!) руководство Российского МИДа тогда, и, вполне заслуженно, почитают потомки сегодня. В 1850 году он на бриге «Охотск» вышел из Аяна и 1 августа 1850 года основал пост Николаевск-на Амуре. На Амуре — само собой! На мысе Куегда, если быть точным. Он поднял над постом русский военно-морской флаг и объявил о присоединении Амурского края к России. Это было дичайшее самоуправство! Эти земли по Нерчинскому договору были китайскими, а ссориться с Китаем наши дипломаты не желали: русских на Дальнем Востоке — горстка, а многомиллионный Китай — под боком. Но, как известно, Николай I на этот поступок заметил: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен». Скорее всего, если бы не Опиумная война, ни на что подобное Невельской с Муравьёвым не решились бы, но Опиумная война — была. И она показала слабость Китая...


Заключение Айгунского договора

А потом были «Амурские сплавы» Муравьёва, строительство первого в этих краях парохода «Аргунь» (чем-то напоминавшего британскую «Немезиду»: также цельнометаллического, плоскодонного, но сильно меньше водоизмещением), и — Айгуньский (за который Муравьёв и стал «Амурским») и Пекинский договоры, определившие границу между Россией и Китаем по китайскому берегу Амура, отдававшие всё течение реки русскому царю. А при чём здесь Вторая опиумная война, спросите вы? Ну, дело в том, что без неё склонить китайскую сторону к подписанию столь невыгодных договоров не получилось бы. Это редчайший в истории нашей страны случай, когда русские, не участвуя в чужой войне, смогли получить от неё самую существенную выгоду. И, да, всё это — инициатива пары «конкистадоров», действовавших вопреки воле тогдашнего министерства иностранных дел...
77 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    27 сентября 2025 04:37
    А корабли "Адмирал Невельской" и "Муравьёв-Амурский" в российском военно-морском флоте так и не появились.
    1. +4
      27 сентября 2025 09:43
      Во Владивостоке есть Высшее морское училище имени адмирала Невельского. Там с советских времен готовят командный состав для торгового флота. Хорошое училище, сегодня академия.
      1. +1
        27 сентября 2025 11:03
        Адмирал Невельской всё-таки был военный моряк.
        1. +8
          27 сентября 2025 12:52
          Муравьёв-Амурский был генерал от инфантерии, потому и корабля нет. Хотя именем маршала Шапошникова БПК назвали... И Суворовы с Кутузовыми были.
          1. +7
            27 сентября 2025 13:29
            Перед Первой Мировой в Германии были заказаны два крейсера типа "скаут" для Российского Императорского флота.Один из них "Адмирал Невельской", другой " Муравьёв-Амурский",но в строй они вступили под названиями "Пиллау" и "Эльбинг" Кайзерлихмарине.
            1. +3
              27 сентября 2025 14:50
              Я думаю, что во время СССР не хотели слишком сильно портить отношения с КНР (они и так были... не лучшие). Да и сейчас - та же история.
          2. 0
            27 сентября 2025 13:30
            А.В.Суворов тоже не был адмиралом,как и князь Потёмкин, но такие корабли в России были.
          3. +3
            27 сентября 2025 15:44
            Цитата: Георгий Томин
            Муравьёв-Амурский был генерал от инфантерии

            Вероятно поэтому в его честь назвали руболовецкое судно feel
            https://fleetphoto.ru/vessel/29260/?lang=ru
    2. +7
      27 сентября 2025 15:42
      Цитата: Grencer81
      А корабли "Адмирал Невельской" и "Муравьёв-Амурский" в российском военно-морском флоте так и не появились.

      БДК Адмирал Невельской (пр775) из состава Тихоокеанского флота смотрит на Вас с чувством некоторого недоумения yes
      1. 0
        27 сентября 2025 16:31
        В Российском Императорском флоте были БДК (пр.775)?
        1. +4
          27 сентября 2025 16:45
          Цитата: Grencer81
          В Российском Императорском флоте были БДК (пр.775)?

          В изначальном коменте слова - "императорский" не было.
          А нынешний ТОФ вполне себе "Российский" yes
          1. 0
            27 сентября 2025 18:27
            Звиняйте,барин,не дописал про Императорский... Имел ввиду те самые два крейсера, которые забрала себе Германия.
            А БДК-98 стал "Адмиралом Невельским" только в 2011-м году.
            1. +4
              28 сентября 2025 14:47
              Цитата: Grencer81
              Звиняйте,барин

              Нема за шо hi
              Цитата: Grencer81
              Имел ввиду те самые два крейсера, которые забрала себе Германия.

              Да понял я))
              Я Вам так скажу. В нашей истории есть немало людей в честь которых не грех не то что корабли, города назвать. Но не назвали. А бывало, что корабль в честь имярека назвали, а за какие заслуги непонятно... request
  2. +4
    27 сентября 2025 05:33
    определившие границу между Россией и Китаем по китайскому берегу Амура, отдававшие всё течение реки русскому царю.


    Ключевая фраза, на которую можно не обратить внимание, просто пробегая текст глазами. А ещё тот факт, о котором стыдливо замалчивалось в нашей, даже советской пропаганде. Поскольку подобного кощунства в определении границ, история ещё не знала. Если граница шла по реке, то всегда подразумевалось по фарватеру... и рекой равноправно пользовались обе стороны. А по данному договору, все острова на Амуре и Уссури, получались российскими. Более того, формально, любой китаец вошедший по колено в реку, считался нарушителем границы. До такого зверства конечно не доходило, но за острова Россия и СССР держались крепко, можно вспомнить о. Даманский.
    И тут уму непостижимо... ладно в царской России, но при СССР и даже после образования КНР и дружбы с Китаем взасос до Хрущева, как такая дикость могла сохраняться в отношении Китая?
    А теперь давайте вспомним, что нам говорила советская пресса времен войны за о. Даманский - Нам чужого не надо! Но и своё не отдадим! Зачем мы так издевались над Китаем? А там всё помнят и никогда не забудут, бережно сохраняя память о "Победе за о. Даманский", который с ещё почти 600-ми островами, двадцать лет назад вернул Китаю Путин.
    1. +5
      27 сентября 2025 10:22
      Цитата: Сабуров_Александр53
      Если граница шла по реке, то всегда подразумевалось по фарватеру...

      не стоит демонстрировать незнание вопроса... разграничение территорий по реке имеет разные варианты, в том числе и по одному из берегов. Вариант по срединой линии главного фарватера устаканилось после 1919 года после Парижской мирной конференции, но и после неё требовалось оформление нового разграничения, это не происходило автоматически.
      События на о.Даманский (кстати, из-за нежелания и неумения предотвратить его тогдашними властями) стали серьезным раздражителем между СССР и КНР, потом Жаланашколь.... в общем, в СССР реально начали готовиться к войне с Китаем, создали укрепрайоны, развернули части прикрытия госграницы, даже жители были вполне себе в готовности воевать с китайцами (ну хоть на словах, но готовы, оттока населения не замечалось).

      Не думаю, что можно называть все это издевательством над Китаем, отношения всегда там были сложными, напомню, что казачьи станицы Уссурийского казачьего войска вполне себе сознательно выстраивали еще с 1890-х годов по линии разграничения Российской империи и Китая, в том числе там, где самих линий не было - по праву первенства освоения территорий... Кстати, казаки уже в 1900-х годах довольно крепко там укрепились, наладили отношения и контроль, знали китайский язык и были реальным барьером от проникновения китайцев на Дальний Восток...

      Без них бы Россия имела бы совсем другие границы, и Владивосток мог стать эксклавом, как сейчас Калининград...

      Соглашусь с Вами в оценке утраты территорий России нынешним руководством страны... Даманский - наша боль навсегда, но СМИ сознательно постепенно эту боль загоняют вглубь памяти... впрочем, как и все другие провалы руководства государства...

      Китайцы напротив Благовещенска не забыли и как русские власти топили китайцев в Амуре в 1900 году...

      И сегодняшний друх-товарищЪ и брат китаец ничего не забыл, вообще-то... конфликт, случившийся раз, уже не угаснет никогда и будет тлеть годами, десятилетиями и столетиями, выжидая, когда появится удобный исторический шанс реализовать его глубинные причины и разрешить его в свою пользу...

      Если начать перечислять все случаи новой и новейшей истории, когда наши власти бросались территориями - перечень будет очень грустный... и нет лидера последних столетий, кто бы не профукал часть страны... такая вот история... согревает осознание, что не только наши лидеры могли все прос...ть, у других стран лидеры не лучше...

      Но нам, конечно, переживать нужно за свое, и на дверях и столах кабинетов вождей наших этот афоризм про флаг, вне зависимости от авторства, нужно вырезать золотыми буквами: «Где раз поднят русский флаг, там он уже спускаться не должен», Николай I, 1849 г.
      1. +2
        27 сентября 2025 11:07
        1900-й год...Зато в России наоборот, забыли как китайцы расстреливали из артиллерии дома в Благовещенске и других местах!
        1. +3
          27 сентября 2025 13:45
          как говорится, "не нужно путать свою шерсть с государственной" -
          Жители-то помнят, даже через несколько поколений, а вот власть забывает... то ли от собственной дури, то ли от ощущения собственного величия, то ли от скудоумия... много что происходило, и не только там и не только тогда....

          Напомню, что была выпущена медаль "За поход в Китай в 1900-1901 году" в двух видах (рангах) - серебряная и светло-бронзовая для ношения на груди на ленте, составленной из Владимирской и Андреевской... подавление боксерского восстания (или восстания ихэтуаней), в ходе которого международные силы подавили антиимпериалистическое восстание боксёров, захватив Пекин и другие города.

          Интервенция была 8 государств, в том числе и Россия.
          1. +1
            27 сентября 2025 14:15
            Это восстание было националистическим,но не антиимпериалистическим.А насчёт "интервенции" России, то куда деваться было ей?
            1. +4
              27 сентября 2025 15:02
              не только в общем историческом дискурсе, но и сами китайцы считают это антиимпериалистическим восстанием - это для чистоты формулировок...
              Участие России в его подавлении - исторический факт, без интерпретаций.
              Это было, никуда не денешься,
              1. 0
                27 сентября 2025 16:37
                А во главе восстания была Китайская Коммунистическая Партия конечно?
      2. +2
        28 сентября 2025 08:34
        Василий_Островский, спасибо за обстоятельный ответ, пусть даже с обвинениями некоторой моей неосведомленности. Я ранее интересовался этим вопросом и пытался найти реальные факты с разграничением по рекам с подобными издевательскими условиями для одной из сторон. Понятно. что найти подобное очень трудно и я не смог этого найти Если у вас есть наглядные примеры, хорошо бы привести их здесь. Но я не исключаю, что где-нибудь такое могло быть и оно было столь же унизительным, как и для Китая в нашем случае. И заметьте, я специально оговорил, что мог бы понять такое во времена царской России, где мы подсуетились со слабостью Китая в момент Опиумных войн со стороны прочих агрессоров и оттяпали себе все, что хотели. Тут можно ещё вспомнить, как удалось продавить Китай на строительство КВЖД по его территории на наших условиях экстерриториальности. Но я сделал упор на советское время и "дружбу взасос" после 1949 г, когда МОЖНО и НАДО было исправить этот издевательский пограничный договор с "другом на век" китайцем. Но ни при Сталине, ни после, мы не пытались его пересмотреть, а лишь давали неофициальные поблажки, разрешая ловить рыбу со шконок, или косить траву на совсем прилегающих к китайскому берегу островах.
        У нас редко кто пытался посмотреть на картах расположение того же о. Даманский на р. Уссури, где до китайского берега в разы уже протока, чем до нашего. Но ВСЕ острова считались нашими... а зачем, если как вы подсказали, с 1919 года пришли к общему пониманию справедливости границ по рекам? Мы запросто отдали Финляндию с Прибалтикой, западной Украиной и Белоруссией, отказались от Карса в Закавказье, но упорно цеплялись на островки по рекам... зачем? Мы что-то важное имели от обладания этими островками? Я понимаю, пограничникам так было проще, гонять китайские безоружные шконки, не заморачиваясь точным контролем фарватера... и это так надо было поступать с "братским Китаем" и довести все до ссоры с ним?
        Ваши аргументы про освоение казаками берегов Амура и Уссури. Вы же наверняка знаете, что там до них веками жили китайцы. И получается, что никакого освоения по сути не было с нашей стороны. Мы просто пришли и объявили эти земли своими. Благо не трогали особо никого, если те не сопротивлялись и продолжали мирно существовать. Но затем, попросту выгнали и снесли все китайские поселения на наших берегах...
        И кстати, вы знаете что у нас остаются территориальные споры с Китайской Республикой (Тайвань) именно по таким поселениям на левом берегу Амура, даже не островам... Тайвань и на этом не останавливается, он требует полностью отдать о. Тарабаров и Большой Уссурийский под Хабаровском, который поделили пока пополам с КНР. Хотя строго по правилам (по фарватеру рек) оба острова действительно должны отходить Китаю. Хорошо Путин сумел договориться с КНР, иначе Китай был бы почти в Хабаровске.
        1. +1
          28 сентября 2025 08:52
          А чтобы ещё глубже понять с разделом территорий по руслу рек, стоит присмотреться к конфигурации границы по реке Туманная, до её впадения в Японское море. Почему-то там, не стали сносить китайские деревни на левом берегу до стыка границ с Кореей. И оставили длинную узенькую полоску берега за Китаем, проведя границу по вершинам сопок на левом (нашем) берегу.
          Именно этот "китайский аппендикс", стал причиной стычки с японцами и за что погорел (был снят и расстрелян) Блюхер. Япония тогда захватила китайскую провинцию Манчжурию, куда входил этот аппендикс и договорилась с СССР о взаимном исключении строительства оборонительных сооружений и размещении войск на этом участке границы. Зачем мы согласились на такой договор, отдельный вопрос. Но в один прекрасный день япошки обнаружили на сопках наши укрепленные погранзаставы и посчитали это грубым нарушением договоренностей. Поскольку с вершин этих сопок, япошки были как мишени в тире, прижатыми к реке. И понеслась.... "три танкиста, три веселых друга..."Чуть не спровоцировали войну с Японией, к которой мы ещё были не готовы тогда. И банальное укрепление своих погранзастав, признали самоуправством на местах, без ведома Москвы.
        2. +1
          29 сентября 2025 11:40
          Цитата: Сабуров_Александр53
          Я ранее интересовался этим вопросом и пытался найти реальные факты с разграничением по рекам с подобными издевательскими условиями для одной из сторон.
          На Дзене есть статья от 10.01.2018 года. Называется - "Почему Россия передала Китаю часть амурских островов" Приведу только один абзац из этой статьи.
          Согласно договору, восточная граница между Россией и Китаем устанавливалась, начиная от слияния рек Шилка и Аргунь, вниз по течению р. Амур до места впадения в неё р. Уссури. Договор обходил стороной вопрос принадлежности островов. Однако, в рамках демаркационных работ российской стороной была составлена и приложена к договору карта масштабом 25 верст в дюйме, прилагаемая к тексту Пекинского договора. Указание на наличие подобной карты имеется в статье 1 текста договора, гласившей: «Сверх сего, во исполнение девятой же статьи Тяньцзинского договора, утверждается составленная карта, на коей граничная линия, для большей ясности, обозначена красной чертой и направление её показано буквами русского алфавита: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, 3, И, I, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У. Карта сия подписывается уполномоченными обоих государств и скрепляется их печатями». Именно на этой карте граф Н. П. Игнатьев красным карандашом провел линию границы по китайскому берегу рек Амур и Уссури, а в районе Хабаровска по протоке Казакевичева. Однако, при заключении Пекинского договора китайский представитель князь Гун отказался подписывать данную карту, а в 1861 – 1886 гг. было составлено описание линии границы лишь на ее участке от устья р. Уссури до устья р. Туманная, что серьезно запутало дело демаркации государственной границы по Амуру. Таким образом, Пекинским договором предусматривалась постепенная работа по демаркации границы. Эта работа была проведена в Приморье, Центральной Азии, на Аргуни, однако на Амуре вплоть до начала 1990-ых годов работ по демаркации государственной границы не проводилось, была зафиксирована лишь общая линия делимитации.

          Таким образом, хоть это и удивительно, но четкой границы на Амуре Россия и Китай не обозначили по различным причинам в течении более чем 100 лет – с 1860 по 1990 год.
          1. 0
            29 сентября 2025 15:04
            Fitter65(Александр.), спасибо за документальную ссылку. Я уверен, что все так и было навязано ослабленному Китаю со стороны Российской империи. Не исключаю даже подкуп отдельных китайских чиновников, подписывающих договор или того хуже, попросту не понимавших все тонкости текста и линий на картах. Поскольку согласиться на такие условия границы в здравом уме и рассудке, было явным преступлением китайских подписантов. И нашелся один князь Гун, который попытался что-то исправить. Не удивлюсь, что его быстро заткнули и убрали с дороги....
            И я в третий раз подчёркиваю, что могу как-то понять те далёкие времена и отношения двух неравноправных держав... Но почему при СССР и даже после образования КНР в 1949 году, мы так цеплялись и не хотели пересмотра границ по рекам с "братским китайским народом" и довели дело до военной конфронтации.
            А ведь многие наши ура-патриоты до сих пор уверены в государственной измене тех, кто передал острова за фарватером Китаю, 20 лет назад. И даже не задумываются, какими бы были сейчас отношения с Китаем, при столь издевательским пограничным договором.
            Есть ещё парочка похожих пограничных договоров, которые вызывают бешенство у наших патриотов. Самый одиозный тот, что подписал Шеварднадзе с Бейкером по акватории Берингова моря. И почему-то все шишки сейчас валят на Шеварднадзе, будто он единолично "торганул Родиной". Забывая. что он был членом Политбюро ЦК КПСС и пальцем не мог пошевельнуть без одобрения партии. И ехал на подписание с полным и коллективным "одобрямсом" на подпись этого документа. А дальше-больше, и почему-то наши СМИ замалчивают, что инициатива с таким разделом в море, изначально шла от пограничников по линии КГБ СССР. Против выступал Минрыбхоз, но его авторитета не хватало побороть всемогущее КГБ. И в итоге АН СССР, аж в 1975 году, было поручено подготовить проект Договора с США.... Но США сначала были категорически против, и СССР несколько лет настаивал на такой границе в Беринговом море. Главным аргументом у наших пограничников (КГБ), была максимальная прямолинейность морской границы, для простоты отслеживания нарушителей и браконьеров. Тогда ещё не было GPS навигации и точность определения нарушителей, вызывала большие трудности и споры. Кто бы знал, что спустя десяток лет, этот аргумент отпадет полностью. И СССР додавил таки США, отдав им огромную акваторию в Беринговом море, ради прямолинейности границ и сохранения такой же прямолинейности по меридиану в Чукотском море. Это то, что можно назвать "прямой извилиной в мозгу" нашего КГБ тех времен и КПСС в целом.
    2. -2
      27 сентября 2025 11:05
      Ты ещё слезу пусти за "бедных" китайцев,которых обидели в очередной раз злые русские.
      1. +7
        27 сентября 2025 12:54
        В международной политике нет понятия морали: китайцев обижали потому что было можно. Сами китайцы белыми и пушистыми тоже не были, хунхузы - звери натуральные, да и Алабзинская война - их инициатива.
        1. +2
          27 сентября 2025 13:33
          Эх,говорил мне замполит: "Учи китайский!!!" laughing
          1. +4
            27 сентября 2025 15:14
            Не поможет, там язык тональный: "Мао" зависимости от тона может значить "кошка", "шерсть" и "трава"...
            1. +1
              27 сентября 2025 15:48
              Цитата: Георгий Томин
              "Мао" зависимости от тона может значить "кошка", "шерсть" и "трава"...

              А если судить по некоторым роликам всем известное слово на букву "х" имеет столько значений... wassat
            2. 0
              27 сентября 2025 16:39
              Учитывая то,что у моих предков из Горного Алтая язык тоже тональный,то можно бы и попробовать...
          2. 0
            28 сентября 2025 13:25
            был такой анекдот в советское время:
            Вызывает начальник ПГУ офицера разведки.
            Спрашивает: к новой задаче партии и государства готов?
            Тот отвечает: Готов.
            Вопрос: Китайский язык знаешь?
            Ответ: Нет. Партия прикажет - завтра буду знать!
            1. 0
              28 сентября 2025 14:23
              Нимынь шоу пеньла!!!Далее непереводимая игра слов на местном диалекте. laughing
      2. 0
        29 сентября 2025 15:33
        Цитата: Grencer81
        Ты ещё слезу пусти за "бедных" китайцев,которых обидели в очередной раз злые русские.

        ПАРАШУТИСТ,ну что у тебя за привычка хамить людям?...
        Если не в курсе, но в русском языке слова парашют и парашютист пишутся через Ю...
        1. 0
          29 сентября 2025 16:58
          Если ты не в курсе, то здесь я ничего не писал про "парашют" и про ",парашютиста", а вот к ", параше" тебя лично могу отправить...Взялись тут с Сабуровой морали читать?Ах,ах,ах!!!Россия плохая!!!Ах,ах,ах,СССР плохой!!!
          1. 0
            29 сентября 2025 17:48
            Цитата: Grencer81
            .Взялись тут с Сабуровой морали читать?

            Вам, неуважаемый, мораль читать только время тратить.
            Цитата: Grencer81
            Если ты не в курсе, то здесь я ничего не писал про "парашют"

            Так тебе и писать не надо, о том что из тебя и так прёт постоянно.
            1. 0
              29 сентября 2025 18:16
              Если хочется писать,пиши в личные сообщения...
              И да,ни китайцев, ни англичан с американцами я жалеть не собираюсь.И слюни с соплями как ты над ними развешивать не буду.
              Адьес,амигос...
              1. 0
                29 сентября 2025 19:58
                Цитата: Grencer81
                Если хочется писать,пиши в личные сообщения..

                Больше мне делать нечего как с таким вести переписку в личке...И Amigo ты ни когда мне не был...
                1. 0
                  30 сентября 2025 15:16
                  Попутного ветра в кормовой отсек...
  3. +5
    27 сентября 2025 05:46
    Тимур спасибо!
    От себя добавлю только одно - успех сопутствует смелым!
    Мое личное мнение, после присвоения устья Амура ном надо было остановиться и развивать новые территории. Мы увы увлеклись проектом Желтороссия. Увы зря бесполезная трата ресурсов и поражение в Русско-Японской войне.
    Всем хорошего дня!
    1. +4
      27 сентября 2025 15:16
      Даа, Желтороссия была утопией. Корейцы к России были лояльны, но мваньчжуры с китайцами... Стоило ограничиться нашим Дальним Востоком, а Корею отдать японцам, хоть и жалко...
  4. +1
    27 сентября 2025 06:09
    За статью спасибо. Ещё бы меньше использовать междометие "ну" и будет совсем хорошо
    1. +2
      27 сентября 2025 15:03
      Цитата: VENOM
      За статью спасибо. Ещё бы меньше использовать междометие "ну" и будет совсем хорошо

      В любом случае, статья написана познавательно и с большим юмором.
      Автору спасибо!)
  5. +6
    27 сентября 2025 06:57
    Все же есть первопроходцы, которых потомки добрым словом поминают.
  6. +8
    27 сентября 2025 07:59
    Эти земли по Нерчинскому договору были китайскими, а ссориться с Китаем наши дипломаты не желали: русских на Дальнем Востоке — горстка, а многомиллионный Китай — под боком
    .
    Русских горстка, но и китайцев там не было вообще,ни китайчких поселений,ни китайской власти-ничего китайского.

    Так что делили не китайские земли.
    1. +2
      27 сентября 2025 11:09
      Китайскими на тот момент эти земли точно не были. Разве что торговцы на свой страх и риск туда заходили.
      1. +5
        27 сентября 2025 12:57
        Китайцы их считали своими на странном основании: удэгейцы - родственники маньчжурам, по крайней мере, язык похожий. Маньчжуры были в Китае правящей династией, отсюда... А то, что сами удэгейцы себя подданными Цинской династии не считали, так то - такое! В общем, земли были ничейные, так что их, по большому счёту, не отняли, а поделили. Другое дело, что будь Китай посильнее, они на такой передел скорее всего не согласились бы...
  7. +4
    27 сентября 2025 07:59
    Спасибо за интересную публикацию!
    Фраза "чужими руками жар загребать" часто имеет негативный оттенок.
    Хотя в описанном историческом случае и эта фраза может применяться, и, одновременно, "в нужном месте, в нужное время, с добрым словом и большим батальоном".
    1. +5
      27 сентября 2025 13:00
      Фраза негативно относится к человеческим взаимоотношениям подобного свойства, но в международной политике нет понятий "мораль" и "нравственность", китайцы поступили бы подобным способом, если бы могли...
  8. +6
    27 сентября 2025 08:05
    Когда то Ангелия и Франция сотнями своих солдат управление Китаем перекраивали.
    А сейчас Китай сотнями своих заводов перекраивает экономику и Англии, и Франции.
  9. +4
    27 сентября 2025 10:00
    Главное не "поменяться местами" с Китаем, но уже в XXI веке.
  10. 0
    27 сентября 2025 11:09
    "Тут всё менялось на глазах: с Урала грузы по сибирским рекам доставлялись на Байкал. Оттуда — небольшой участок до Амура, и по судоходной реке — в тёплое Японское море..." Уважаемый автор! Пожалуйста, просветите по каким сибирским рекам можно было с Урала доплыть до Байкала.Обь-Енисейского канала тогда не было...От Байкала до Амура более 1000 км...Только рек подходящих и на этом отрезки пути нет...Только лошадками.
    1. +3
      27 сентября 2025 13:02
      Да, но там отрезки волоков сравнительно небольшие, а от Якутска до Охотска - только сухопутный тракт, по которому пехоту перегнать ещё можно было, а пушки - уже проблематично.
      1. +2
        27 сентября 2025 17:20
        Георгий Томин (Летучий_Голландец,) "но там отрезки волоков сравнительно небольшие" - там это где? Небольшие - это сколько в верстах? А перепад высот Вы не учитывали, похоже совсем, также, как глубину тех рек в верховьях, тип их питания, среднее многолетнее время ледостава и ледохода.
        И почему Вы отказывайте нашим предкам в умении везти зимою санным путём пушки, ядра, картечь, якоря из Якутска в Охотск? Доставка пушек (принятых на заводе в нынешнем Каменске-Уральском зимою-весною 1734 г.) и вертлюгов к ним, ядер и картечи (на том же заводе), пороха, якорей, такелажа для кораблей 2 Камчатской экспедиций под командованием В.Беринга задокументирована. В Камчатском краевом объединённом музеи имеются уникальные экспонаты: двухфунтовая чугунная пушка с пакетбота «Святой Апостол Петр» (длина ствола:186 см; калибр: 6,8 см; вес: 303 кг) и две трехфунтовые (длина ствола:168 см; калибр:8,1 см; вес: 335,8 кг) с того же пакетбота. Две пушки были были вывезены от памятника Берингу в с. Никольское во Владивосток. Летом 1956 года эти пушки по решению Советского правительства были переданы в дар Дании, доставлены на родину Беринга во время дружественного визита крейсера «Орджоникидзе» и эскадренных миноносцев «Стремительный» и «Сокрушительный». До недавнего время пушки экспонировались в городском парке г. Хорсенса, с русофобией в Дании сегодня где те пушки - не знаю. Две трехфунтовые пушки, из числа поднятых в 1981 г., были доставлены во Владивосток, очищены на Дальзаводе. Экспонируются в Музее археологии и этнологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Пять пушек (4-трёхфунтовых, 1- двухфунтовая) были оставлены в с. Никольском на острове Беринга в экспозиции Алеутского краеведческого музея.
        1. +1
          27 сентября 2025 23:04
          Вы в Охотск бывали? Мне доводилось. Это и сегодня, как бы помягче выразиться... Не самое бойкое место. По крайней мере БДК (а БДК специально строят с малой осадкой) в гавань Охотска зайти не смог: выгружались на лихтер и на нём заходили в "город" (в кавычках, потому что назвать Охотск городом без кавычек... это даже не смешно). А во время оно... Насчёт того, можно или нельзя было тащить артиллерию в Охотск из Якутска, так вопрос возникает, почему её, в таком случае, на Камчатку и в русскую Америку тащили вокруг света? С Берингом - понятно: тогда в русском флоте просто не было кораблей способных обойти вокруг света. А когда таковые появились пушки и прочие тяжёлые грузы стали возить из Кронштадта морем. А продовольствие для Аляски, насколько я помню, Российско-американская компания и вовсе в Китае покупала.
          1. +1
            28 сентября 2025 09:18
            Георгий Томин (Летучий_Голландец), уважаемый, Вы в Йоканьге (Гремихе) Мурманской области бывали? "Это и сегодня, как бы помягче выразиться... Не самое бойкое место." А в 70-80 годы века 20 там жизнь просто кипела...Не понятиен мой вопрос, совсем не имеющий отношения к тому, что мы с Вами пытаемся обсуждать? Пытаюсь отвечать Вам, уважаемый, зеркально...А если серьёзно...Я в Охотске не был. А если Вы к Охотску подходили на БДК, возможно, (память человеческая вещь -удивительная) Вы помните, что не далеко от пгт. Охотск в море впадает речка Урак. На ней заготавливали лес для верфи в Охотске и морем лес доставляли к месту постройки кораблей. Долиной реки Урак пушки для 2 Камчатской экспедиции Беринга к Охотскому морю и тянули через горы. Речка имеет снеговое и дождевое питание, да ещё на ней есть водопад - лодкам пушки и якоря везти очень не удобно, горький опыт был у казаков ранее - утопили припасы. Всё это подтверждается различными документами по Великой Северной экспедиции. На Камчатку когда артиллерию тянули морем из Кронштадта? В 19 веке. Из-за географии, на восток от Уральских гор крупные реки России, в основном, текут с юга на север в Ледовитый океан. Вокруг Америки получалось на корабле намного быстрее. Из Петрозаводска до Кронштадта водой перевезти пушки быстро можно было, а на восток - только до Вологды...РАК не только в Китае продовольствие покупала, но и на островах Тихого океана и у испанцев в Калифорнии. Форт Росс и основали для того, чтобы хлеб выращивать, уж больно много снега и дождя в Ново-Архангельске, хлеб растёт плохо.
            1. +1
              28 сентября 2025 12:09
              В Гремихе у меня стажировка прошла на, 671 проекте, так что, да, бывал. Причём в 94 году. Самой паршивой базой Северного флота она была уже тогда, хоть в сравнении с Охотском она - мегаполис, смесь Лас-Вегаса с Парижем. Ну и что Вы хотите оказать? Что путь от Якутска до Охотска удобнее? Это не так. Морской от Николаева на Амуре удобнее в разы...
              1. 0
                28 сентября 2025 12:40
                Георгий Томин (Летучий_Голландец), уважаемый, приятно, что Вы в Гремихе были...Хочу сказать, что путь от Якутска до Охотска был в 17-18 веках через горы известен, что пушки, припасы к ним и якоря для Охотской верфи везли именно так. Про удобство это пути я НИ слова не написал ни в одном комментарии.
                1. 0
                  28 сентября 2025 13:41
                  В 17-м веке у России флота не было совсем, в 18-м - появился, но дальше Средиземного моря не выходил. Бурное освоение побережья Тихого океана началось аккурат после появления пути по Амуру (а по хорошему - только после строительства Транссиба). Хотя русские остроги там стояли с того самого 17-го века. Но, не выгодно было освоение по Якутско-Охотскому тракту.
                  1. 0
                    28 сентября 2025 15:37
                    Георгий Томин (Летучий_Голландец), в 18 веке из Архангельска в Кронштадт, а из Кронштадта в Средиземное море для участия в Первой Архипелагской экспедиции, конечно с уймой ремонтов, и возвращением части кораблей, вокруг Европы, в Кронштадт, для многих военных моряков РФ, в конце 90-ых, в начале 21 века - только несбыточный пример для подражания..."Бурное освоение побережья Тихого океана началось аккурат после появления пути по Амуру (а по хорошему - только после строительства Транссиба)." Вот только купцы, на судах которых в концу 1750-ых годов промышленники российские почти выбили морского зверя на Алеутских островах, с Вами не согласятся. В 1761 г. судно иркутского купца Бечевина уже достигло полуострова Аляска. Екатерина II в 1764 г. секретным указом предписывает немедленно снарядить секретную экспедицию для описания «до ныне не известных разных островов, дабы оттуда можно было получать всю могущую пользу».С этой целью была организована экспедиция под руководством П.К. Креницына. Экспедиция на четырех судах в 1768 г. посетила Алеутские острова.В 1784 г. Г.И.Шелихов основал на о. Кадьяк постоянное русское поселение. В 1793 г. Баранов укрепился в Чугацком заливе (залив Принца Уильма), где заложил судоверфь, а в 1799 г. приступил к строительству Ново-Архангельской крепости на о. Ситка (о. Баранова). Компания Лебедева – Ласточкина отличавшаяся большой предприимчивостью и перешедшая также, к организации постоянных поселений в Русской Америке, не хотела делить прибыль с компанией Шелихова. Дело доходила до вооружённых столкновений между промышленниками разных компаний российских...К началу-то строительств Транссиба история Русской Америки совсем заросла быльём...
                    1. +1
                      28 сентября 2025 17:43
                      Ну, когда я служил на ТОФе, запомнились названия типа "залив Стрелок", "бухта Абрек", "Разбойник" и так далее - сплошь корабли второй половины 19 века. Места освоенные ранее - сильно севернее, на Охотском море и выше. При этом степень освоенности Приморья и Магаданской области не сравнить - чем южнее, тем более развит край (хоть Магадан и неплохой город, но с Владивостоком не сравнить).
                      1. 0
                        28 сентября 2025 19:01
                        Хм...
                        особенно если помнить, кто осваивал Магадан...
                        А Владивосток (Владик) - так столица всего ДВ, из веку так считалось, хоть формально был Хабаровск...
                        Сравнивать Магадан и Владик - как брезентовые рукавицы и лайковые перчатки )))
                      2. kig
                        0
                        7 октября 2025 05:31
                        Цитата: Василий_Островский
                        Сравнивать Магадан и Владик - как брезентовые рукавицы и лайковые перчатки

                        ДВ - это очень большая и очень разная территория. На большей её части могут жить только люди, не боящиеся трудностей. Чтобы человек, побывав в Магадане, захотел перевезти туда всю семью - такого не бывает. Только по необходимости. Среднегодовая температура около −2 °C. Или Комсомольск-на-Амуре. Там, конечно, среднегодовая температура всё же чуть больше нуля, но в его короткое лето приходится как раз большая часть осадков. А как там выглядит табло прилёта в аэропорту? А оно просто не работает - как и сам аэропорт. Чтобы оттуда хоть куда-то выбраться, нужно ехать 400 км до Хабаровска. Это не то место, которое будут выбирать люди для жизни, по крайней мере добровольно. На всём Дальнем Востоке есть только два места, где можно нормально жить: юг Приморского края и юг Сахалина.
    2. +4
      27 сентября 2025 15:51
      О великий минусатор! Соверши великое географическое открытие, поведай: какими реками Сибири можно с Урала доплыть до Байкала. Соверши сразу и историческое открытие: когда-когда Обь-Енисейский канал начали строить и когда первые суда по нему прошли?
      1. +2
        27 сентября 2025 23:16
        Длина канала - 8 км. То есть длина волока между Обью и Енисеем - те же самые 8 км. Якутский тракт: «От Якуцкого по Лене реке плыть до Алдана реки пять дней, а по Алдану реке вверх ходу до устья Маи реки четыре недели, а по Мае реке вверх ходу до устья Юдомы реки восемь дней, а по Юдоме реке вверх до Устьгорбинского зимовья десять дней, а от того зимовья осенним путём ходу на нартах до Охоцкого острожку к морю полпяты недели через хребет…». На нартах - явно дальше 8 км...
        1. 0
          28 сентября 2025 09:40
          "Длина канала - 8 км. То есть длина волока между Обью и Енисеем - те же самые 8 км. "Георгий Томин (Летучий_Голландец), уважаемый, длина волока - больше, целых 217 км. При строительстве канала кроме обустройства шлюзов реки спрямляли и углубляли, слишком мелкими и извилистыми они были, да кое-где ещё деревья над водою нависали, на лодке-то проплыть - не удобно, а уж на барже....На нартах пушки и якоря не возили, только лошадьми. Не содержали местные кочевые народы в 18-19 веках на маршруте от Алдана до Охотска ямские избы, с готовыми к поездке подменными северными оленями, с исправной упряжью и нартами, и трезвым каюром для государева гонца-фельдъегеря.
  11. +2
    27 сентября 2025 11:44
    Вспомнил Мао Цзедуна: "Враг наступает - мы отступаем, враг остановился - мы тревожим, враг отступает - мы преследуем. "
    1. 0
      27 сентября 2025 13:40
      А мы вам номер девять,десять, двадцать один и двадцать два!!! laughing
  12. +1
    27 сентября 2025 17:02
    Амур-любовь моя, душа там до сих пор, люблю этот край.
  13. +1
    28 сентября 2025 12:41
    Пара иллюстраций к статье. Собственно Амурский лиман. Снимал в 2003-м году во время последней моей навигации по Амуру hi
    1. +1
      28 сентября 2025 13:45
      Знакомые места! Но я там был года на три попозже, в 2006-м если не ошибаюсь...
      1. 0
        28 сентября 2025 13:47
        ну, я почти три полных навигации с Амура отработал)))
  14. 0
    28 сентября 2025 13:22
    Цитата: Сабуров_Александр53
    Я ранее интересовался этим вопросом и пытался найти реальные факты с разграничением по рекам с подобными издевательскими условиями для одной из сторон. Понятно. что найти подобное очень трудно и я не смог этого найти Если у вас есть наглядные примеры,


    Спасибо на добром слове, но я вряд ли большой эксперт по пограничным вопросам с Китаем, хотя кое-что прочувствовал на своей шкуре и начитался в архивах... Можно порекомендовать ознакомление с корпусом документов в Государственном архиве Хабаровского края (ГАХК) и Амурской области. Имею некоторые временные ограничения с выходом в инет, так что сходу дать шифры архивных дел пока затрудняюсь, не обессудьте... чуть позже смогу что-то внятное подсказать, если интерес не угаснет )

    Цитата: Сабуров_Александр53
    я специально оговорил, что мог бы понять такое во времена царской России, где мы подсуетились со слабостью Китая в момент Опиумных войн со стороны прочих агрессоров и оттяпали себе все, что хотели. Т


    Тезис, на мой взгляд, несколько более оптимистичный, чем было на самом деле... Мы в тот период вряд ли имели понимание о том, что такое Дальний Восток для Российской империи, скорее наши действия были "на всякий случай, запас карман не тянет", так как кусок этот еще не помещался во рту империи, и главными были вопросы возможности силовой фиксации и силового удержания и транспортно-экономической доступности самой территории, без всяких на тот момент знаний или предположений о природных богатствах региона, но зато было полное понимание, что дотационный характер территорий с таким удалением - чистая авантюра и дыра в бюджете. Как мы видим, и сейчас вопросы доступности и освоения, через почти 200-то лет, остаются очень значимыми....

    Мы, конечно, многого добились от соседей - сумели в целом институализировать регион как российский, Дальний Восток именно как российский и воспринимается сейчас в мире.

    А вот важнейшую задачу - обеспечить удержание и освоение региона... как бы повежливее сказать... пустили на самотек. И исправлять взялись скорее эмоционально, чем экономически, ну а уж о государственном строительстве на ДВ говорить приходится только с нецензурной лексикой вперемежку....

    Наши потери (в первую очередь, геополитические, экономика и демография здесь - как производная геополитики) в регионе ДВ за последние 80 лет советского периода, и особенно за 30 лет антисоветского - огромны, на восстановление баланса уйдет примерно лет 25-30, не меньше, и это если опять мудрые государственные мужи не перекрасятся...

    А значение ДВ для страны огромно, и очень многие этого не понимают от слова "совсем"...

    Цитата: Сабуров_Александр53
    а лишь давали неофициальные поблажки, разрешая ловить рыбу со шконок, или косить траву на совсем прилегающих к китайскому берегу островах.


    Это вряд ли стоит считать вредными проколами политики, на таких взаимно дружелюбных условиях держится мир. Одно дело - фиксировать и через погранкомиссаров регулировать эти инцинденты, добиваясь подтверждения признания границ и одновременно не давая прыщику перерасти в крупный недружественный чирей... другое дело - сразу пулеметом чертить границу... это обязательно приводит к экскалации и потом - к войне. А причиной глобальной войны, как мы помним, часто становятся глупейшие бытовухи, которым по глупости или намеренно придается геополитический смысл, и назад дороги уже нет.

    Наши правители, как в советское, так и в антисоветское время, как хорошо известно, не часто брали в голову какие-то геополитические смыслы в отношении территорий. Хрущев, Горбачев,, Ельцын, Путин... Начиная с ДВ (например - Порт-Артур, КВЖД, Даманский) и заканчивая Кубой, Вьетнамом, Анголой, Сирией и т.п., в т.ч. линией экономзоны в Беринговом море, отказом от советского определения зоны Полярных владений СССР, делимитацией границы в Прибалтике и прочая и прочая...
    Цитата: Сабуров_Александр53
    Мы запросто отдали Финляндию с Прибалтикой, западной Украиной и Белоруссией, отказались от Карса в Закавказье, но упорно цеплялись на островки по рекам... зачем? Мы что-то важное имели от обладания этими островками?


    Да, очень важное - возможность свободного судоходства и хоздеятельности на реке, а при утрате такой возможности - один шаг для отказа Китая от всего при знания ДВ российским... Там очень быстро меняется русло и фарватер, появляются и исчезают острова... Китай это сделает при благоприятных условиях, и даже не поперхнется, в этом будте спокойны, они ничего не забыли - ни царские времена, ни советские, ни антисоветские, и ощущение исторического проигрыша у них на подкорке.
    Цитата: Сабуров_Александр53
    Вы же наверняка знаете, что там до них веками жили китайцы.


    Нет, не согласен. Там жили другие народности и племена, но китайцев, как основного этноса и хозяина, там не было. В этом и есть одна из важных причин, по которой китайцы в свое время эти территории уступили - там их практически не было, удержать эти места они не могли в то время, и РИ тут оказалась несколько более сильной и более экономически развитыми.

    Разумеется, это мои частные рассуждения, но они в целом "изнутри" процесса. Потеряем ДВ - нам путь вперед и вверх в мире закрыт будет навсегда, так как вернуть ДВ назад уже не получится, ни экономически, ни военным путем.

    Поэтому повторю суждение М.В.Ломоносова - Российское могущество будет прирастать Сибирью ... И Дальним Востоком!
    1. 0
      28 сентября 2025 17:53
      Насчёт китайцев на Дальнем Востоке, то, выскажу своё бытовое наблюдение: им, как народу, он не сильно нужен. Власть старается осваивать, играя в геополитику, а сами китайцы ехать в те края не стремятся - всё-таки, они - южная нация, им Приморской зимой сильно неуютно. В то же наше Приморье времён Арсеньева бежали "манзы" - ссыльные, которых выслали за некие преступление в Маньчжурию, а они свинтили на наш Дальний Восток из под административного надзора... В результате, Россия (которая - далеко) первой освоила эти края, а не Китай, который рядом.
      1. 0
        28 сентября 2025 18:57
        Цитата: Георгий Томин
        Насчёт китайцев на Дальнем Востоке, то, выскажу своё бытовое наблюдение: им, как народу, он не сильно нужен. Власть старается осваивать, играя в геополитику, а сами китайцы ехать в те края не стремятся


        Да как сказать...
        В 50-е и особенно в 60-е китайцев было битком в Благовещенске, по всему Приамурью, и на юг, к Владивостоку и южнее - до Заозерной...

        Все, кто жил в Благовещенске в то время (в 60-е и 70-е годы) помнят, как с китайской стороны по утрам каждый день громкоговорители гремели: "С добрым утром, ВРЕМЕННЫЕ жители города Благовещенска!"

        И детишки с горок зимой катались на лед Амура, почти до Китая...
        И звали китайцев местные - "ходя"...
        И зелень купить можно было только у китайцев
        И любую работу делали они там, где русских не найдешь - золотарями, например...

        А когда их потеснили сильно - вот тогда местные и взвыли - ни овощей тебе, ни зелени, ни работника на грязные работы не найти....
        Кстати, китайцы, как правило, были очень честные, чем иногда наши не очень порядочные люди пользовались...
        Так что все могут, и климат ими освоен.
        Ну а уж смотреть на них в ТЗК с Заозерной - вообще была школа жизни... Они в 7 утра согнуться на своих полях - и до 12 часов только их спины и видно... Потом пообедают в поле - и через полчаса опять до вечера попой вверх... Наши так работать не могли ни тогда, ни сейчас, и даже не попой вверх, а просто никак.
        Такие дела.
        И именно народ, китайцы - с большим воодушевлением освоят ДВ, если ушами прохлопать...
        1. -1
          28 сентября 2025 23:17
          Да, с Заоёрной хорошо видно! Там граница аккурат по вершине соки идёт, а снизу - Хасан. Красивые места. Но насчёт китайцев - сомневаюсь. Там во время оно весьма специфический китайский контингент жил: разбойники, старатели, добытчики женьшеня. Земледелия практически не было: только мак на опиум растили. Сейчас китайцев, среднеазиаты из Владика основательно потеснили, по крайней мере летом, в отпуске это в глаза сильно бросилось. В общем, не вижу я китайской опасности в тех краях. Нет, щёлкать клювом не нужно - бесхозное они мигом к рукам приберут, даже если сегодня оно не нужно. Но, при нормальной власти бояться как в 60-е китайской угрозы, на мой взгляд, лишнее. Им Вьетнам и прочие южные страны интереснее.
  15. 0
    4 октября 2025 17:46
    Читал мемуары Невельского - "Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России". Очень достойно!
    А также исторические романы Задорнова (старшего). Очень рекомендую!
  16. 0
    5 октября 2025 03:48
    Эти земли по Нерчинскому договору были китайскими
    На самом деле по этому договору китайским были только земли верхнего и среднего Амура. А территории между бассейном Уды и горами по северной границе Амурского бассейна не были разграничены. Там не было ни русских ни китайцев и никаких карт этих районов не было. Там тянется несколько параллельных горных кряжей с Запада на Восток. По какому из них считать границу, из договора совершенно не ясно. Если считать по южным ответвлениям гор, то устье Амура вполне можно было считать российским. Так что строительство Николаевска-на-Амуре не было откровенным нарушением договора.