Уже три сотни самолётов: Китай расширяет парк стелс-истребителей J-20

6 597 92
Уже три сотни самолётов: Китай расширяет парк стелс-истребителей J-20

Важным событием, говорящим о росте боевой мощи авиации НОАК, стало поступление на вооружение ВВС 300-го малозаметного истребителя Chengdu J-20 с серийным номером 63106.

J-20, называемый «могучим драконом», является ведущим китайским «стелс»-истребителем, призванным конкурировать с такими американскими самолётами, как F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Расширив свой парк до трёх сотен J-20, КНР продемонстрировала способность производить передовые машины в больших масштабах и показала успехи на пути к превосходству в воздухе в Индо-Тихоокеанском регионе.



J-20 отличается передовыми технологиями малозаметности, продвинутой авионикой, возможностью сверхзвукового крейсерского полёта и универсальным комплексом вооружения, который позволяет ему эффективно работать как по воздушным, так и по наземным целям.


J-20 на экспозиции в Чанчуне


Согласно оценкам западных обозревателей, темп производства J-20, составляющий около 50–60 бортов в год, позволяет НОАК уверенно сокращать разрыв с ведущими авиационными державами, включая США, и даёт возможность оставлять далеко позади региональных конкурентов.

На полях авиасалона в Чанчуне, открывшегося 19 сентября, Китай впервые выставил на статической экспозиции J-20 для публичного обозрения: самолёт разместился на стоянке после своего воздушного представления.

92 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Мне вот интересно, а какой двигатель стоит в этом сверхпередовом истребителе ?))) laughing
    1. +5
      20 сентября 2025 11:11
      а какой двигатель стоит
      Даже если импортный, для Китая это точно вопрос времени.
      1. -4
        20 сентября 2025 11:16
        Цитата: ИВЗ
        Даже если импортный, для Китая это точно вопрос времени.

        да, лет так... двадцати?
        1. +17
          20 сентября 2025 11:22
          Если смотреть на сделанное - ёрничать не тянет. У них появились кадры, школа, технологии и... деньги, т.е. возможности. А возможности плюс желание, ну или политическая воля - залог успеха.
          1. -1
            20 сентября 2025 11:28
            Цитата: ИВЗ
            Если смотреть на сделанное - ёрничать не тянет

            Смотреть нужно внимательно.
            Цитата: ИВЗ
            У них появились кадры, школа, технологии и... деньги, т.е. возможности.

            И при этом отсутствует до сих пор материаловедение. Китайцы отлично копируют, их конструкторская школа сейчас рождает и свои разработки, весьма хорошие и вполне на мировом уровне. Но вот качественные материалы китайцы до сих пор производить не умеют и непонятно, когда научатся. Это объективный факт, который им пока сильно мешает, иначе они бы уже, наверное, завоевали мир экономически. Я разговаривал с нашими конструкторами, знающими реалии Китая - предположительно, им еще лет 15 надо чтобы материалы подтянуть, но это в среднем, а вот всякий хайтек вроде лопаток авиадвигателей, вероятно, потребует больше
            1. +7
              20 сентября 2025 11:31
              И при этом отсутствует до сих пор материаловедение
              Ну не отсутствует, вероятно, а просто не все разделы достаточно развиты. По срокам будем посмотреть, хотя лучше бы своими проблемами заняться.
              1. -1
                20 сентября 2025 11:42
                Цитата: ИВЗ
                Ну не отсутствует, вероятно, а просто не все разделы достаточно развиты.

                Даже с простыми сталями не все хорошо. Поэтому, скажем так, в некоторых случаях китайцы на уровне
            2. +4
              20 сентября 2025 11:41
              15 лет пролетят и не заметим как Китай выйдет в мировые лидеры по собственному конструктивному материаловедению.
              1. -9
                20 сентября 2025 11:46
                Цитата: sagitovich
                15 лет пролетят

                Нет, за 15 лет в лидеры он не выйдет - нет у них научной школы. Конструкторская школа есть, а вот с учеными не очень пока. За 15 лет они, вероятно, подтянутся по ряду параметров к мировому уровню. Но не по всем
                1. +7
                  20 сентября 2025 11:59
                  "а вот с учеными не очень пока."///
                  ---
                  Бедолаги...
                  Свою космическую станцию (много модулей) они собрали без ученых и без материаловедения. laughing
                  И аппарат на темную сторону Луны посадили тоже без науки.
                  А уж межспутниковую квантовую связь - это китайские дворники наладили.
                  Ученых-то "Андрей из Челябинска" у Китая отобрал. fellow
                  1. +1
                    20 сентября 2025 18:03
                    Цитата: voyaka uh
                    Свою космическую станцию (много модулей) они собрали без ученых и без материаловедения.

                    Собрали, приобретая за рубежом то, что не смогли произвести сами. А не смогли произвести довольно-таки много.
                    Собственно, Вы как-то быстро слились из прошлой темы, когда я стал перечислять "китайские" компоненты китайских спутников. Повторите, пожалуйста
                2. +3
                  20 сентября 2025 12:37
                  Беда в чём наши учёные с голоду сами прутся в Китай за заработками, и помогают китайцам. У нас так физика Данилова выявили и судили, за передачу новейших технологий по космосу.
                3. +2
                  20 сентября 2025 13:46
                  Ну так-то китайцы, например, в термоядерном синтезе успехи имеют, токомаки строят. Материалы и сплавы там сложнейшие.
                  1. 0
                    20 сентября 2025 16:20
                    Цитата: Villy-V
                    Ну так-то китайцы, например, в термоядерном синтезе успехи имеют, токомаки строят

                    Все верно. Но далеко не все, что делается в Китае производится из китайских же элементов. Они интегрированы в мировую экономику и покупают то, чего не могут сделать сами. Это не означает, что токамак полностью купленный, нет. Но он не полностью китайский
                4. Комментарий был удален.
                  1. 0
                    21 сентября 2025 19:11
                    Цитата: Василий Обоскалов
                    чего так в минусах?

                    Правду любят не только лишь все:)))))
            3. 0
              20 сентября 2025 19:26
              Ну и как вы объясните появление на орбите китайской пилотируемой космической станции? Скопировали с МКС? После того как сойдет с орбиты МКС, там останется одна пилотируемая станция-китайская.
              1. -3
                20 сентября 2025 19:37
                Цитата: Lako
                Ну и как вы объясните появление на орбите китайской пилотируемой космической станции?

                А что тут нуждается в пояснении? Китайцы могут создать космическую станцию. Чего они не могут сделать - так это создать ее полностью самостоятельно, поэтому они покупают то, что не могут в США и Европе
                1. +1
                  20 сентября 2025 19:43
                  Ну так и США и Европа покупает много чего сделанного в Китае и это не один только ширпотреб. Китайская космонавтика, вообще, самая закрытая отрасль в мире и не думаю, что бы они там использовали Западные изделия и комплектующие.
                  1. -1
                    20 сентября 2025 19:56
                    Цитата: Lako
                    Ну так и США и Европа покупает много чего сделанного в Китае и это не один только ширпотреб.

                    Ну и какое все это отношение имеет к проблемам Китая в материаловедении?
        2. +3
          20 сентября 2025 11:33
          Что то Вы много даете...А я еще помню про анекдот с рогаткой и миллионом наживших грыжу китайцев..А оно вона как..
          1. -4
            20 сентября 2025 11:44
            Цитата: dmi.pris1
            Что то Вы много даете.

            Вы не поверите, но впервые я в подобной интернет-дискуссии участвовал как раз 15 лет назад:)))) Или чуть раньше - 2008-09 не помню уже. И меня тоже уверяли, что еще 3-5 лет и Китай будет впереди планеты всей. Ну вот 15 лет прошло - у Китая не то, что с самолетами, с экскаваторами и то проблемы определенные остаются
            1. -5
              20 сентября 2025 12:55
              Весь китайский космос стоит на советских разработках, и наши учёные там работают под фамилией Ли Си Цин. Все успехи китайцев это повторение наших достижений в прошлом.
              Правильно Андрей их оценивает. Полёт инженерной мысли он или есть или нет. А вояка ух это комментатор из земли обетованной и он будет поливать грязью и Россию и Китай. hi
              1. -3
                20 сентября 2025 14:46
                В каком месте Вояка полил грязью Китай?
            2. +5
              20 сентября 2025 13:07
              Цитата: Андрей из Челябинска
              у Китая не то, что с самолетами, с экскаваторами и то проблемы определенные остаются

              Как ни гляну, на стройках сплошь работают китайские экскаваторы. А вот российских - ни одного не видел.
              1. -1
                20 сентября 2025 13:13
                Цитата: Грица
                Как ни гляну, на стройках сплошь работают китайские экскаваторы

                Вполне возможно. Они весьма дешёвые рынок, но и проблем с ними достаточно. Китайцы берут не качеством, а ценой плюс быстрой заменой вышедших из строя запчастей.
                И да, не все в китайском экскаватора - китайское.
                Цитата: Грица
                А вот российских - ни одного не видел

                А узнали бы?
            3. +4
              20 сентября 2025 13:12
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Ну вот 15 лет прошло - у Китая не то, что с самолетами, с экскаваторами и то проблемы определенные остаются

              Андрей, у вас появились какие то проблемы с осознанием текстовой информации? Статья о том что Китай выпустил 300-й истребитель 5-го (!) поколения для вас повод сообщить что у китайцев нерешаемые проблемы с самолетами? wassat

              А что тогда у нас ? Напомнить сколько Су-57 выпущено? Или вы знаете какие то российские экскаваторы?
              1. +5
                20 сентября 2025 13:20
                Цитата: Saxahorse
                Или вы знаете какие то российские экскаваторы?

                Простите, что встрял "-" не мой.
                Это на вскидку.

                В России выпускаются гусеничные и колесные экскаваторы российских производителей, таких как Тверской экскаватор (ТВЭКС), UMG и Четра, а также локализованное производство иностранных брендов, включая Hitachi, Komatsu, Caterpillar и Volvo. Также выпускаются экскаваторы-погрузчики на базе тракторов МТЗ и других производителей, например, на заводах Златэкс и ЧЗКМ.
                1. +2
                  20 сентября 2025 13:38
                  Цитата: Алексей Зоммер
                  Это на вскидку.

                  Увы, у нас даже Лада Гранта российская только на 48%. По экскаваторам тоже не очень шоколадно, ниже самая популярная модель ТВЭК:
                  ЕК-12 40 с двигателем Perkins и ковшом объемом 0,65 куб. м - это мощное решение для крупных задач. С весом 12,6 тонн и оборудованием от Bosch-Rexroth, этот экскаватор подходит для копки больших объемов почвы.
                  1. -2
                    20 сентября 2025 14:14
                    Цитата: Saxahorse
                    Увы, у нас даже Лада Гранта российская только на 48%

                    Дорогу осилит идущий!
                    1. +4
                      20 сентября 2025 20:43
                      Цитата: Алексей Зоммер
                      Дорогу осилит идущий!

                      Это если вперед идти.. Куда мы идем, можно только гадать. Врать прямо в глаза к сожалению стало дурной традицией.
                2. -3
                  20 сентября 2025 15:19
                  Цитата: Алексей Зоммер
                  Это на вскидку.

                  Все верно. Но с саксахорсом дискутировать не рекомендую - человек умудряется ошибаться буквально в каждом слове, но никогда это не признает. В данном случае могу только сказать что
                  Цитата: Saxahorse
                  самая популярная модель ТВЭК

                  Настолько популярна, что сейчас практически не производится. Кроме того, саксакхорс пишет
                  Цитата: Saxahorse
                  Увы, у нас даже Лада Гранта российская только на 48%.

                  по наивности своей думая, что китайские экскаваторы 100% китайские. Хотя те же самые китайские производители с удовольствием используют, например, итальянскую трансмиссию Карраро
            4. 0
              20 сентября 2025 13:44
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Вы не поверите, но впервые я в подобной интернет-дискуссии участвовал как раз 15 лет назад:)))) Или чуть раньше - 2008-09 не помню уже. И меня тоже уверяли, что еще 3-5 лет и Китай будет впереди планеты всей.

              Так правильно уверяли.
              Мировая патентная активность в 2023 году достигла новых высот — число заявок впервые превысило уровень в 3,5 млн ... Лидируют по числу поданных по всему миру патентных заявок Китай (1,64 млн), США (518 364), Япония (414 413), Республика Корея (287 954) и Германия (133 053). Индия (64 480) переместилась на шестое место

              Китай не просто лидирует , а уже оторвался втрое от Штатов и в принципе выдает половину всех изобретений в мире. А вы Андрей привычно порете чушь про отсутствие науки в в Китае.. fool
              1. +1
                20 сентября 2025 15:20
                Цитата: Saxahorse
                Китай не просто лидирует , а уже оторвался втрое от Штатов и в принципе выдает половину всех изобретений в мире

                Осталось только выяснить, сколько из них относятся к материаловедению, которое мы обсуждали:)))
            5. +2
              20 сентября 2025 19:32
              То то я смотрю, у нас все экскаваторы уже китайские и копают без проблем. А китайские грузовики на дорогах скоро вытяснят наши МАЗы и российские Камазы. В прошлом году, КНР, впервые в мире обогнала США по количеству вымпелов в ВМФ. Единственное, что они пока проигрывают по общему водоизмещению. Пока проигрывают.
              1. -1
                20 сентября 2025 19:38
                Цитата: Lako
                То то я смотрю, у нас все экскаваторы уже китайские и копают без проблем.

                С проблемами. Это факт.
                Цитата: Lako
                А китайские грузовики на дорогах скоро вытяснят наши МАЗы и российские Камазы.

                Могут, но проблемы с их качеством это не снимает
        3. +2
          20 сентября 2025 16:35
          Цитата: Андрей из Челябинска
          да, лет так... двадцати?

          Первый запуск ТРДДФ WS-15 на стенде состоялся в 2005 году, 20 лет назад. В марте 2023 года руководство Китайской корпорации по производству авиационных двигателей (Aero Engine Corporation of China) объявило о начале серийного производства WS-15 и о том, что AECC "устранила все технические проблемы" WS-15.

          Впрочем большая часть парка J-20 на сегодня летает с двигателями WS-10C.
    2. +2
      20 сентября 2025 11:12
      Насколько помню проблема у них в двигателях с технологий производства жаропрочных лопаток. what
    3. +1
      20 сентября 2025 11:17
      WS-10C, проходит испытание с перспективным WS-15(возможно уже ставят на серийные так как прототипы давно с таким летали).
      1. +6
        20 сентября 2025 11:29
        Свой двигатель у них есть. Проблема в основном в ресурсе. Россия в этом плане впереди Китая, но отстаёт от США. Было время когда советские трдд имели ресурс не больше чем сегодня китайские. Но мы делали тысячи самолётов, и они летали не только у нас. Так что проблема у китайцев есть, но она уже не критична. Летать можно. А если двигатель придётся менять и ремонтировать вдвое чаще чем российский, то для этого у Китая есть достаточно другого ресурса,- финансового.
        1. +3
          20 сентября 2025 11:33
          Не думаю что у Китае серьёзные проблемы с ресурсом, средний налёт лётчика ВВС НОАК около 220 часов в год, это очень высокая цифра, больше было только у сша в годы холодной войны, где это было 300 часов, сегодня даже у штатов меньше.
          1. +2
            20 сентября 2025 12:24
            Смешно. РД-33 имел ресурс до капремонта всего 300 часов. Но налет на МиГ-29 в СССР был куда больше чем сейчас на куда более совершенном Ал-41Ф на Су-35
    4. +3
      20 сентября 2025 11:38
      Цитата: Бонзайев Сэмпай Камикадзевич
      Мне вот интересно, а какой двигатель стоит в этом сверхпередовом истребителе ?))) laughing


      С 2025 года J-20 выпускают с серийными китайскими двиглами WS-15. Парк китайских истребителей-невидимок J-20 растет все быстрее по мере расширения производства самолетов: уже тринадцать бригад взяли на вооружение этот вид истребителей, пишут журналисты американского военного журнала Military Watch Magazine (MWM). Сообщается, что темпы поставок J-20 увеличатся до 120 самолетов в 2025 году, что означает, что они достигнут 250-процентного уровня поставок F-35 военно-воздушным силам США, несмотря на то, что это гораздо более крупный двухмоторный самолет.

      . Возможности J-20 быстро улучшались между серийными партиями, а новый двигатель для истребителя WS-15 поступил в серийное производство в начале 2023 года и, как ожидается, начнет оснащаться передовыми подразделениями с середины 2025 года. Ожидается, что WS-15 обеспечит сверхскоростной полет на гораздо более высоких скоростях, возможно, превышающих 2 Маха, одновременно повышая летные характеристики истребителя на всех скоростях, позволяя вести боевые действия на высотах, превышающих предел Армстронга, и увеличивая и без того лидирующую в мире дальность полета J-20 за счет большей топливной экономии. ... 9-я авиабригада была последним подразделением, получившим новые J-20 в течение следующих двух лет, и последним, кто получил базовые варианты самолета с производными от российского двигателя АЛ-31ФМ2, прежде чем усовершенствованный вариант J-20A с двигателями WS-10C присоединился к 1-й авиабригаде на авиабазе Аньшань в январе 2021 года. ...


      https://military.pravda.ru/1943669-j200000/
      1. -2
        20 сентября 2025 11:48
        Цитата: Sky Strike fighter
        С 2025 года J-20 выпускают с серийными китайскими двиглами WS-15

        Кстати не знаете, они им хоть до 500-1000 часов ресурс дотянули?
        1. +2
          20 сентября 2025 12:15
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Цитата: Sky Strike fighter
          С 2025 года J-20 выпускают с серийными китайскими двиглами WS-15

          Кстати не знаете, они им хоть до 500-1000 часов ресурс дотянули?


          Во всяком случае они стараются.Про ресурс точных данных нет.

          .WS-15 использует композитные лопасти из карбида кремния, выдерживающие температуры до 1600°C. Это серьёзное достижение, которое обеспечило двигателю долгий ресурс. Китайские инженеры сумели повысить температуру перед турбиной на 200 градусов, что в техническом плане приравнивается к точной работе механизмов в экстремальных условиях.


          https://rznonline.ru/news/politics/item/kitayskiy-ws-15-protiv-amerikanskogo-xa100-pogonya-za-sverhtyagoy-prodolzhaetsya

          . В настоящее время Китай добился независимых исследований и разработок, производства и применения алюминиево-магниевых сплавов и сплавов на основе никеля/титана, а отечественные термобарьерные покрытия также начали наноситься на последнюю партию двигателей серии Taihang. В то же время моя страна также завершила изготовление лопастей вентилятора из материалов на основе смолы, но все еще находится на стадии исследований, разработок и испытаний материалов на основе керамики и карбида кремния. В целом, область материалов для авиационных двигателей в моей стране обрела независимость и начала двигаться к новой области более высокого уровня.
          По словам Тан Чуньфэна, старшего инженера Пекинского института авиационных материалов, институт провел усталостные испытания ключевых компонентов (основных подшипников) авиационных двигателей, и его компоненты достигли 50 000 часов и могут продолжаться! Чжао Чжэнье, академик Китайской инженерной академии, сказал, что компонент достиг передового международного уровня с точки зрения предельного срока службы, надежности и снижения веса. Поэтому, после дальнейшего усовершенствования двигателя WS-15, ожидается, что он даже достигнет равной доли с топовыми американскими двигателями!


          https://m.vk.com/wall-47340928_9833
        2. 0
          20 сентября 2025 12:38
          the service life of China's turbofan 15 is only 3,600 hours
          https://www.globalsecurity.org/military/world/china/ws15.htm

          Всего 3600 часов. Всего потому, что сравнивается с F119 (6,800 hours).
    5. -1
      20 сентября 2025 11:58
      Вначале были Ал-31, теперь - WS-10, собственный. Темп производства впечатляет. Так бахать могут только Американсы. Однако вопросы все равно остаются.
      1. Малозаметность какая? Самолет большой, с ПГО, движки… Только контакт передовой РЛС может подсказать, и то - не факт, особенно если нагрузка и на внешней подвеске.
      2. Ресурс движков. Движки - сложная история для китайцев. Это не их конёк.
      3. Локатор. По нему - темный лес и пьяные волки.
      Но при таком количестве, а сделают еще не одну сотню, ясно, полосатым уже к Китаю не подъехать, попку порвут.
      1. -1
        20 сентября 2025 12:08
        Цитата: Glagol1
        2. Ресурс движков. Движки - сложная история для китайцев. Это не их конёк.

        Тут можно обратить внимание на реальную боеготовность по парку этих самолетов. Из 300 машин, сколько немедленно готовы к вылету на боевое задание? Это не только замена двигателей выработавших ресурс, но и осмотр и обслуживание после каждого полёта всех бортов. Учитывая низкий моторесурс, скорее всего, это требует больше времени.
      2. 0
        20 сентября 2025 12:19
        Теперь у них серийные WS-15, устанавливаемые на серийные же J-20.
  2. +7
    20 сентября 2025 11:03
    Можно как угодно относиться, но, во-первых, России это выгодно тоже. Ну, и повод сравнить: пока наши олигархи строят апарт-отели и корчат из себя помещиков, в Китае есть массовый рабочий и заводы есть.
    1. +5
      20 сентября 2025 11:10
      и корчат из себя помещиков, в Китае есть массовый рабочий и заводы есть.
      ...и конструктора и технические и прочие руководители, а также всесторонне развитая и продолжающая развиваться промышленность
      1. +6
        20 сентября 2025 11:30
        У нас образование до сих пор стремятся на платное перевести. В общем, смело товарищи в Европу 100-летней давности, которой нет. Поразительно. И это в век Интернета даже, когда всё открыто и известно, весь мировой опыт прошлый и настоящий.
        1. 0
          20 сентября 2025 11:47
          Цитата: Novosibirsk
          У нас образование до сих пор стремятся на платное перевести.

          Гос. школы - бесплатные.
          Коммерческие лицеи - это для тех кому нужна "пятизвездочная" обстановка.

          Если в школе учились на "отвались", то в бюджетном ВУЗе вам скажут тоже самое и если очень хотите - то очень платите.

          Военная учеба - вообще без финансовых вопросов.
          1. +1
            20 сентября 2025 11:50
            Я что-то про школу писал? Вы ещё броситесь защищать реформы образования, может, за эти 20 лет? Чьих будете, казачок?
            1. +1
              20 сентября 2025 11:52
              Цитата: Novosibirsk
              Я что-то про школу писал?

              Слово "школа" к чему относится?
          2. -1
            20 сентября 2025 11:53
            Генри Сарданян тут рассказывал о том, как они звали в аспирантуру студентов из Средней Азии. Платную, разумеется. А те берут и едут в Европу в бесплатную аспиратуру. Какая, там мягкая сила! Поэтому не лезьту туда, в чем не разбираетесь
            1. +1
              20 сентября 2025 12:01
              Ааа, так вы у нас обиженный из средней азии.
              Ответьте, почему Россия должна бесплатно учить иностранных граждан, которые потом уедут и будут поливать грязью...?
              А в Европу сейчас завлекают любую раб. силу - даже пособия по безработице для ленивых... А аспирантура - это вообще снятие сливок, но сыр в мышеловке тоже бесплатный.
              1. +1
                20 сентября 2025 12:09
                Цитата: Neptus
                но сыр в мышеловке тоже бесплатный.

                А в чем Вы видите ловушку в получении в Германии допустим высшего образования бесплатно?
                1. +2
                  20 сентября 2025 12:14
                  Даже в фантастических книгах пишут, что за "бесплатно" следует контракт на длительную отработку или плати крупную неустойку.
                  1. -3
                    20 сентября 2025 12:19
                    Цитата: Neptus
                    Даже в фантастических книгах пишут, что за "бесплатно" следует контракт на длительную отработку

                    laughing Я читал такую. Мужик попал на каменоломню в конце на несколько веков.
                    Но думаю в Европе интерес другой. Им нужны граждане образованные. Они собирают их со всего мира.
                    Потому что демографическая катастрофа не только у нас.
                    Они просто борются за своих людей в будущем, а мы "своих" родных узбеков разбазариваем по миру, не понимая, что в будущем можем из за этого проиграть, потому что перелома демографического у нас пока не просматривается.
                    1. +3
                      20 сентября 2025 12:26
                      Цитата: Алексей Зоммер
                      Они просто борются за своих людей в будущем, а мы "своих" родных узбеков разбазариваем по миру, не понимая, что в будущем можем из за этого проиграть

                      Не буду заявлять огульно, но если человек воспитан в среде неприятия России, то хоть учи его, хоть не учи - работать он не останется.
                      А демография никак не связана с высшем образованием - тут наоборот стремление уехать "заработать бабки", которые понятно где водятся.
                      1. -5
                        20 сентября 2025 12:33
                        Цитата: Neptus
                        Не буду заявлять огульно, но если человек воспитан в среде неприятия России

                        А вот европейцы этого не боятся. Конечно останутся не все, но те кто останутся скорее всего принесут пользу. А там и их дети. Фобии здесь мне думается излишни. Мы с ностальгией вспоминаем СССР, а интернациональные идеи не разделяем, странная логика у многих. Я не про Вас. Может Вы последовательный человек и СССР не приемлите и соответственно интернационализм не разделяете.
                        Цитата: Neptus
                        А демография никак не связана с высшем образованием

                        Средний уровень образования и науки тесно связан с производительностью труда в государстве. Ведь не даром в США ВВП по ППС на человека примерно в 4 раза выше, чем в КНР и в 2 раза выше, чем в РФ. Это один разумеется из нескольких факторов, но он весомый.
                      2. +2
                        20 сентября 2025 12:50
                        Я приветствую интернационализм, но не люблю тех кто им прикрывается ради чужой выгоды или вообще подгадить и проломить под себя.
                        Насчет США и стран от ближних к дальним. Доллар имеет разную цену (цена на питание и обитание )- это механизм "честного изьятия" ресурсов, когда у более слабых стран скупаются дешёвые товары, взамен на дорогой импорт. И ВВП (не Путин) поэтому, тоже имеет разный масштаб.
                        Внешний долг США перед этими странами не забыли, который они всё быстрее и быстрее накапливают и потом "кинут" объявив кризис и дефолт .
                      3. -3
                        20 сентября 2025 12:57
                        Цитата: Neptus
                        И ВВП (не Путин) поэтому, тоже имеет разный масштаб.

                        Сегодня по этому поводу много споров и я не экономист, но ведущие экономисты сходятся в том, что ВВП по ППС примерно отражает реальный уровень развития экономики. Я так и написал выше, по ППС.
                        Цитата: Neptus
                        Я приветствую интернационализм, но не люблю тех кто им прикрывается ради чужой выгоды или вообще подгадить и проломить под себя.

                        Патриотизмом тоже часто прикрываются в тех же целях.
                        Нужно быть последовательным и с холодной головой. Людей терять нельзя.
                        Как говорил Иосиф Сталин: "Отбросов нет, есть кадры".
                      4. +2
                        20 сентября 2025 13:03
                        Цитата: Алексей Зоммер
                        Как говорил Иосиф Сталин: "Отбросов нет, есть кадры".

                        Сталин такого не говорил. Его знаменитую "кадры решают всё", вы подменили про отбросы, которую сказал какой то начальник разведки при Бисмарке.
                        Что то мне не нравится ваш патриотизм.
                      5. -1
                        20 сентября 2025 13:06
                        Но если нет "кадров" физически, что Вы будете делать?
                        За кадры нужно бороться! ИМХО
                        Цитата: Neptus
                        Сталин такого не говорил.

                        Согласен.
                      6. 0
                        20 сентября 2025 13:12
                        Цитата: Алексей Зоммер
                        Но если нет "кадров" физически, что Вы будете делать?

                        "Текнолоджия!"
                        Роботехника должна всё решать на массовом и крупном производстве и транспорте. Людям оставить мелкое предпринимательство, творческую часть и услуги.
                      7. -1
                        20 сентября 2025 13:17
                        Цитата: Neptus
                        "Текнолоджия!"

                        Вот. Это образование.
                        Чем больше людей в этом учувствуют, тем выше вероятность, что выстрелит.
                        Конечно бесплатное образование выходцам с других стран не должно даваться в ущерб коренным гражданам страны.
                        п.с. И кстати Сикорский был коренным гражданином России.
                      8. +1
                        20 сентября 2025 13:22
                        Цитата: Алексей Зоммер
                        Вот. Это образование.

                        Согласен!
                        Цитата: Алексей Зоммер
                        Сикорский был коренным гражданином России.

                        Хотел сказать в рифму "и Пентковский и ...".
                        Да всё США состоит из чьих нибудь коренных граждан.
            2. -1
              20 сентября 2025 17:31
              Платить за аспирантуру это какое-то редкостное извращение. Что-то типа платной срочной службы, только на 3-4 года и без кормежки. Это я после 20 с лишним лет в российской науке могу сказать winked
    2. +2
      20 сентября 2025 12:01
      Ну зачем вы так о России? У нас тоже производство есть - а рабочих даже не хватает . Апарт-отели и в Китае строят…
  3. -1
    20 сентября 2025 11:12
    А вот идусы утверждали,что видели на своих радарах эти ,,невидимки,,на своих су-30 причем не напрягаясь...
    1. -1
      20 сентября 2025 11:26
      Скорее всего. Ну, тут надо сделать скидку на восточную хитрость))
    2. +3
      20 сентября 2025 11:27
      А вот индусы утверждали,что видели на своих радарах эти ,,невидимки
      Вопрос с какой дистанции и какого ракурса.
  4. +3
    20 сентября 2025 11:26
    Китайцы молодцы. У них есть неоспоримое преимущество- неограниченные человеческие ресурсы. Есть кому рис ростить, кому на заводах работать, и никакие мигранты не нужны.
    1. +2
      20 сентября 2025 12:42
      Цитата: Южноукраинец
      У них есть неоспоримое преимущество- неограниченные человеческие ресурсы.

      Это да не поспоришь. Но с другой стороны нынешнее поколение совсем не то, что предыдущее и работать как мамы с папой не хотят - влияние цивилизации тепличной жизни.
      1. 0
        20 сентября 2025 18:11
        Согласен с вами, прошлое поколение буквально уничтожали вредным производством. Знакомая была в городе Кецяо текстильной столице. Там возле фабрик невозможно было находится, что внутри происходило наверняка ужас. А современные молодые люди уже не хотят подыхать на производстве.
        1. 0
          21 сентября 2025 10:32
          В СССР кстати тоже не шибко беспокоились. Просто многие технологии грязные и неотработанные потому и работать людям приходилось с потерей здоровья. А щас да все о себе заботятся, но с точки зрения работоспособности нынешнее поколение ТикТока это не прошлые поколения Пепси. Чем работать все в соцсетях сплетничают и фотками выпендриваются и скоро настанет момент когда все сотовые на проходной или в сейфе у начальника оставлять начнут, а то и здания непроницаемые для радиосигнала экранировать будут.
  5. -3
    20 сентября 2025 12:22
    Already three hundred aircraft: China expands its fleet of J-20 stealth fighters
    Единственное препятствие для ужасного нападения НАТО на Россию
    1. 0
      20 сентября 2025 12:24
      Цитата: Salimi from iran
      Already three hundred aircraft: China expands its fleet of J-20 stealth fighters
      Единственное препятствие для ужасного нападения НАТО на Россию

      Ну да, конечно yes laughing
      1. -3
        20 сентября 2025 13:03
        Don't say it's because of nukes
        1. -3
          20 сентября 2025 13:12
          Don't say it's because of nukes
          or I will kill myself
        2. -1
          20 сентября 2025 13:14
          Цитата: Salimi from iran
          Don't say it's because of nukes

          Ну, а почему бы и нет? laughing
          1. -3
            20 сентября 2025 13:26
            V.v.p wont use them
            I don't think it happen, like say yes I don't like somebody,so I will kill him, then I will be hanged , I mean it's doesn't really worth
            1. 0
              20 сентября 2025 13:33
              Цитата: Salimi from iran
              V.v.p wont use them

              Никогда не говори "никогда".

              Цитата: Salimi from iran
              like say yes I don't like somebody,so I will kill him

              Не так. Того, кто попытается убить меня - я постараюсь убить. I'd rather be judged by 12, than carried by 6 laughing
              1. -2
                20 сентября 2025 13:51
                Только не подходи ни к кому слишком близко, тогда не придётся бояться быть убитым. Понимаешь, о чём я. В любом случае, конфликт на Украине может внезапно закончиться, и тогда...
                1. 0
                  20 сентября 2025 13:52
                  Цитата: Salimi from iran
                  Понимаешь, о чём я

                  Нет. По-моему, вы бредите yes
                  1. 0
                    20 сентября 2025 13:55
                    Каддафи сказал то же самое.
                    Вам придется относиться ко всем с подозрением, как настоящий параноик.
                    1. -1
                      20 сентября 2025 13:56
                      Цитата: Salimi from iran
                      Каддафи сказал то же самое

                      Ну, точно бредите. Вам не ко мне stop
                      1. -4
                        20 сентября 2025 14:03
                        Hitler to guderian before vistula oder offensive:
          2. -2
            20 сентября 2025 13:28
            Вместо этого им следовало бы укреплять границу России с НАТО! Хотел бы я стать президентом России, тогда всё было бы замечательно (в моей собственной стране до меня никому нет дела).
            1. +1
              20 сентября 2025 13:34
              Цитата: Salimi from iran
              Хотел бы я стать президентом России, тогда всё было бы замечательно

              Не, нинада.
  6. amr
    0
    20 сентября 2025 17:09
    Цитата: Андрей из Челябинска
    Это объективный факт, который им пока сильно мешает, иначе они бы уже, наверное, завоевали мир экономически. Я разговаривал с нашими конструкторами, знающими реалии Китая - предположительно, им еще лет 15 надо чтобы материалы подтянуть, но это в среднем, а вот всякий хайтек вроде лопаток авиадвигателей, вероятно, потребует больше

    Боже ну что вы несете???
    - завоевали мир экономически? так они уже 1я экономика мира, а завоевать мир им мешает не отсутствие материаловедения!!!!
    у нас конечно материаловедение на уровне и лопатки на турбины мы делаем, тока чет не видно как мы это применяем хотябы на автомобилях, саморезах и смартфонах