МиГ-19: я никуда не уходил. Продолжаем…

40 547 72
МиГ-19: я никуда не уходил. Продолжаем…


В истории авиации есть самолеты… и есть самолеты. Кто сегодня вспомнит Су-11 и Як-25? F-9 и F-94? Только специалисты-историки. А есть самолеты, имена которых напрочь вписаны в небо.



70 лет назад, в сентябре 1955 года, на вооружение ВВС СССР был принят сверхзвуковой истребитель МиГ-19. Первый советский серийный сверхзвуковой истребитель, да и первый в мире, способный достигать скорости выше звука в горизонтальном полете.


В целом не то чтобы МиГ-19 очень сильно отличался от своих предшественников МиГ-15 и МиГ-17, но этот самолет являлся границей между разными эпохами мировой авиации. Первый самолет из второго поколения реактивной авиации в наших ВВС.

Стоит отметить, что МиГ-19 всего на год отстал от своего основного конкурента, North American F-100 Super Sabre, принятого на вооружение в 1954 году.


На удивление, МиГ-19 ни в чем не уступал американскому самолету (чего в США не ожидали), а в некоторых моментах и превосходил. Например, F-100 был вдвое тяжелее, что давало МиГ-19 такую свободу маневра, которая была реализована во многих воздушных боях. А три 23-мм пушки НР-23 были проверенным и надежным оружием. Кроме того, уже с модификации МиГ-19ПМ на самолете появились управляемые ракеты «воздух-воздух».


Практически с самого момента появления в ВВС СССР МиГ-19 стал участником различных боевых ситуаций. Правда, первые победы и первые потери начались только в 1960 году. И, к сожалению, первая потеря была от своих.

1 мая 1960 года в советское воздушное пространство вторгся американский самолет-разведчик U-2, пилотируемый капитаном Пауэрсом. Наглый американец пролетел от советско-афганской границы до Свердловска, где его и угомонили зенитчики с С-75. Но, к величайшему сожалению, под этот же залп попали и два МиГ-19, которые были подняты на перехват. Капитан Айвазян смог уйти из-под удара, а вот его ведомый лейтенант Сафронов, увы, был сбит и погиб.

Ровно через два месяца, 1 июля 1960 года, МиГ-19 одержал свою первую победу. Капитан Василий Поляков сбил разведчик RB-47Н Stratojet.


Вокруг этого инцидента нагородили много чего, дескать, американец начал отстреливаться от нашего самолета, потому так все и вышло, но на самом деле все было намного прозаичнее и в соответствии с регламентом.

Вот что рассказал полковник в отставке Василий Поляков корреспонденту «Комсомольской правды»:
«1 июля 1960 года я нес боевое дежурство во 2-й готовности на аэродроме под Мурманском… Меня подняли на нарушителя... Доложил: «Цель вижу. Что делать?» В ответ: «Подойти поближе и определить». Выполнил, приблизился со стороны правого крыла разведчика примерно до 30 метров и в соответствии с международными правилами подал ему сигнал: «Внимание! Следуйте за мной». Но RB-47 вместо выполнения команды попытался оторваться от меня… После явного неподчинения, видя, что шпион пытается покинуть наше воздушное пространство, я запросил КП: «Цель уходит. Что делать?» После продолжительной паузы последовала команда: «Уничтожить!» Я сделал два залпа, и RB-47 загорелся».

Единственное, что тут неясно, два залпа пушками или ракетами сделал капитан Поляков, но факт: такой здоровенной штуковине, как RB-47H Stratojet (90 тонн на взлете в варианте разведчика) хватило более чем.

И это был первый, но далеко не последний эпизод с участием МиГ-19 в годы «Холодной войны». Вообще таких эпизодов было более чем. Многие представители ВВС США, выйдя на пенсию, в мемуарах свидетельствовали о том, что МиГ-19 очень усложнил жизнь их разведывательной авиации.

В общем итоге, за срок службы МиГ-19 в составе ВВС СССР было сбито два самолёта (американских) и семь разведывательных аэростатов (это число вполне может быть и большим), не считая принуждённых к посадке. При этом был потерян один самолет, сбитый дружественным огнём с земли.


Довольно неплохой результат, но у МиГ-19 впереди была Война именно с большой буквы.

Вообще многие эксперты сопоставляют МиГ-19 с F-100 Super Sabre, и это справедливо, но основным соперником МиГ-19 в воздушных боях войны во Вьетнаме стали гораздо более продвинутые McDonnell Douglas F-4 Phantom II.


Об этом не слишком часто говорят, потому что во Вьетнаме воевали истребители, носившие название J-6, но тут стоит расставить точки над «и».

В 1956 году Советский Союз передал Китаю технологическую документацию на производство МиГ-19, оформил лицензионные соглашения и передал оснастку. И уже в следующем году был поднят в воздух первый МиГ-19П, собранный в Китае.


Итак, что это за самолет - Shenyang J-6? Это МиГ-19П/МиГ-19ПМ официально собранный в Китае по лицензии и отличавшийся от МиГ-19 только иероглифами на приборной доске и в прочих местах. Так что те, кто говорит, что МиГ-19 воевали в небе Вьетнама против «Фантомов», не ошибаются ни на миллиметр.

Конечно, технологически тот Китай очень сильно уступал северному соседу и на тот момент еще «старшему брату», так что двигатель WP-6 уступал оригиналу РД-9Б в первую очередь в плане надежности.

Но в целом выступление МиГ-19 в небе Вьетнама нужно признать весьма и весьма успешным. Китайские истребители сбили 19 американских самолетов, семь из которых были «Фантомы». С учётом собственных потерь в 5 машин – эффективность более чем приличная.


Китайская версия МиГ-19 в целом считается очень удачной и сильно повлиявшей на всё дальнейшее развитие китайской боевой авиации. Именно благодаря МиГ-19 Китай вышел на военный авиационный рынок, начав барыжить самолетом сперва регионально, а потом уже ни в чем себе не отказывая, ибо именно китайцы собственными силами смогли создать учебно-тренировочный самолет на базе МиГ-19, так называемую «спарку». В СССР такого самолета не было, а летчиков учили на МиГ-15УТИ.

Решив вопрос обучения, китайцы вломились на рынок и начали предлагать самолет, получивший лестные отзывы по итогам войны во Вьетнаме.

Первым покупателем стал Пакистан, получивший в общей сложности более 185 самолетов. Далее были:
- Бангладеш – 40 самолетов;
- Вьетнам – 40 самолетов;
- КНДР – более 100 самолетов;
- Кампучия – 16 самолетов;
- Ирак – 40 самолетов;
- Иран – 24 самолета;
- Танзания – 12 самолетов;
- Замбия – 12 самолетов;
- Судан – 9 самолетов;
- Албания – 70 самолетов;
- Египет – 100 самолетов;
- Сомали – 50 самолетов.

Да, практически все страны из этого списка уже отправили МиГ-19 на покой, но в ВВС Бангладеш еще эксплуатируют около 30 машин Nanchang Q-5, который представляет собой штурмовую версию J-6. ВВС Сомали имеют около 30 самолетов, в Судане после поставки еще 14 самолетов в 1981 году остается еще 8 машин, в Замбии уцелело 6 машин. Но главный эксплуатант на сегодня – ВВС КНДР, где в боеспособном состоянии находится около 100 машин.

То есть, по факту, МиГ-19 реально перешагнул 70-летний рубеж.


За все время ударного коммунистического труда китайские заводы изготовили более трех тысяч самолетов J-6 всех модификаций. Проданные, списанные, утерянные в результате боевых действий – и в результате рачительные китайцы на своих площадках в восточной части материкового Китая, в районах Шэньяна, Пекина, Цзинаня, Нанкина и Гуанчжоу (надо отметить, что некоторые такие площадки – внутрискальные, построенные в годы «холодной войны» в горах) сосредоточили около тысячи J-6. И, как отмечают сведущие в этом вопросе, основное большинство этой техники находится в работоспособном состоянии.

Возникнет, пожалуй, справедливый вопрос: а зачем Китаю столько старых самолетов?



Наверное, лучшим ответом будет «А на всякий случай». Хранились же у нас в лесочках под открытым небом на семи ветрах и под дождем и снегом сотни танков и БМП под славным городом Омск? Хранились. Т-54, Т-55, Т-62, БМП-1 и БТР-60ПБ – их там было очень много. И что осталось? Отдельные железки, которые еще не вывезли рачительные сборщики металлолома и не более того. Видимо, как раз тот самый «всякий случай» когда-то наступил.

И вот сперва, как вы помните, в 2021 году прошла информация о том, что китайские инженеры работают над изучением возможностей переделки старых реактивных самолетов в беспилотники. Ну а за изучением настала пора переделки. В результате трудов появился тяжелый БПЛА J-6W, который начали серийно производить на одном из предприятий аэрокосмического концерна Shenyang Aircraft Corporation (SAC).

Сегодня стало известно, какие изменения претерпел МиГ-19:
- убрали кресло пилота и систему жизнеобеспечения;
- демонтировали пушки;
- полностью убрали все радиооборудование, кроме БРЛС;
- внешние топливные баки тоже демонтировали.

Вместо этого J-6W оборудовали навигационной системой с отслеживанием рельефа местности и полноценным автопилотом. Плюс набор камер для передачи оптической информации. Естественно, с «приводом» от китайской спутниковой системы «Бейдоу».

Что получилось в итоге?


Действительно тяжелый (7 500 кг взлетного веса) беспилотник, способный, по мнению американских экспертов, решать довольно разнообразный комплекс задач:
- одноразовая ударная платформа с боеголовкой весом 500 кг;
- многоразовая ударная платформа, способная нести до 4-х бомб или ракет на подвеске;
- ложная мишень (сомнительно);
- разведчик.

Учитывая летные качества МиГ-19, беспилотник получается весьма интересный, достаточно посмотреть на его ЛТХ. И сравним с MQ-9 Reaper, поскольку этот беспилотник чем-то схож с J-6W.


Скорость все та же – 1 450 км/ч. Это больше, чем у любого аналогичного аппарата. Пока, по крайней мере. MQ-9 может развить максимум 400 км/ч, а вообще его крейсерская скорость – 250 км/ч, правда, тарахтеть так вот не спехом он может чуть ли не сутки.

Высота. 15 000 метров. Это тоже очень прилично. На уровне MQ-9 Reaper.

Дальность полета. 1 400 км. У «Жнеца» - 1 900 км, но все за счет скорости.

Вооружение. 500+ кг на внешней подвеске. MQ-9 берет больше, там до 1 700 кг.

Аппараты похожи, но применение их совершенно разное. «Жнец» возьмет больше веса и утащит дальше, но на это уйдет просто прорва времени. По меркам военного времени. 1 000 км китайский дрон пролетит менее чем за час, а американец будет лететь в зависимости от силы и направления ветра от 4-5 часов и далее.

Кроме того, не стоит забывать о средствах наблюдения и слежения у многих стран. Даже у хуситов, взявших моду ронять «Жнецов» по поводу и без оного, с этим все хорошо. О более развитых странах и говорить нечего, «Жнец» при всех его сильных сторонах прекрасно лоцируется и наблюдается, а уж уничтожается и подавно.

У китайского беспилотного МиГа все несколько сложнее в плане маскировки, потому что хоть крыло и меньше, 9 против 25 метров, но материалы, увы, из прошлого века. То есть, «светиться» на экранах радаров МиГ будет от всей своей души.

И, несмотря на все это, J-6W, в основе которого МиГ-19, имеет больше преимуществ на сегодняшний день, чем недостатков. И главный – МиГи уже есть. Для того, чтобы построить «Жнеца» надо 30 миллионов долларов и год работы. Сколько нужно времени, чтобы переоборудовать МиГ-19 в J-6W, китайцы, конечно, не скажут, равно сколько на этой уйдет юаней, но то, что они способны в ближайшие годы поставить на крыло армаду БПЛА с превосходными летными качествами, не вкладывая в это больших денег – это факт.

Американцев, скажем так, это беспокоит. И это понятно, с одной стороны МиГ-19 – самолет-ветеран, возраст службы которого достиг рубежа 70 лет. С другой стороны – как беспилотник J-6W просто прекрасен, более того, в мире сейчас практически нет беспилотников с такими характеристиками, как у модернизированного МиГ-19\J-6W. А у Китая их будет много.

70 лет – это много?



Да, особенно для самолетов. Кто сегодня вспомнит Vought F-8 Crusader, единственный в мире серийный самолет с изменяемым в полёте углом установки крыла? Или Ил-54, бомбардировщик, который должен был сменить Ил-28, но не сменил? Ту-98? КС-135 «Стратотанкер»?

Их было много, самолетов, которые взлетели в небо и улетели в историю. А есть самолеты, которые взлетели, и никуда особо не собираются. Ту-95, В-52, МиГ-19, МиГ-21, Ту-16, С-130 – они все еще в небе.

МиГ-19 в качестве беспилотника имеет шанс на третью (считая свою и J-6) жизнь именно благодаря своим сильным сторонам: небольшим размерам и приличным ЛТХ. А значит, у самолета есть все шансы отметить следующие «круглые» даты в качестве боевого летательного аппарата.

А что поделать, если в той стране умели строить самолеты? Только использовать это. Что, собственно, Китай и делает.
72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +14
    22 сентября 2025 06:21
    Ох уж эти 1060 годы, помню помню))) ай да Роман, ай да писатель.
    1. +15
      22 сентября 2025 11:25
      Ага, помню с Изяславом Ярославовичем, который то бишь князь, как увидели над Черниговом эту фиговину в воздухе - чуть все портки не обморали с испугу. laughing laughing
      1. +1
        25 сентября 2025 01:08
        Хорошее имя Изяслав!!!Когда надо,ты Изя!Когда надо, ты Слава!!! wassat
  3. +14
    22 сентября 2025 06:25
    Да-а! Чего только в СССР не строили! Умели же люди!
    1. +9
      22 сентября 2025 07:45
      Хотели! А когда желание есть и возможности найдутся.
  4. +23
    22 сентября 2025 06:58
    давало МиГ-19 такую свободу маневра, которая была реализована во многих воздушных боях. А три 23-мм пушки НР-23 были проверенным и надежным оружием. Кроме того, уже с модификации МиГ-23ПМ на самолете появились управляемые ракеты «воздух-воздух».

    МиГ-23 не был модификацией МиГ-19. Это принципиально другой самолет.
    1. 0
      25 сентября 2025 09:57
      И модификации МиГ-23ПМ никогда не существовало. Здесь у автора описка, видимо он имел ввиду Миг-19ПМ
  5. +8
    22 сентября 2025 07:44
    И, несмотря на все это, J-6W, в основе которого МиГ-19, имеет больше преимуществ на сегодняшний день, чем недостатков. И главный – МиГи уже есть. Для того, чтобы построить «Жнеца» надо 30 миллионов долларов и год работы.

    Перед J-6W никто не ставить цель выполнять роль "Жнеца", это воздушная цель для тренировки летчиков и ПВО, и максимум для насыщения вражеской ПВО. И США аналогично переоборудуют списанные самолеты.
    1. 0
      1 октября 2025 08:24
      Хотели сказать для перегрузки вражеской ПВО? )
  6. +14
    22 сентября 2025 09:42
    Кроме того, уже с модификации МиГ-23ПМ на самолете появились

    Это что за модификация МиГ 19, Роман просветите?
    Может хор уже писать о том, в чем разбираешься, как свинья в апельсинах?
  7. +7
    22 сентября 2025 10:19
    Кто сегодня вспомнит Vought F-8 Crusader, единственный в мире серийный самолет с изменяемым в полёте углом установки крыла?

    Роман!
    Дичь не пишите пожалуйста.
    1. +11
      22 сентября 2025 12:15
      Цитата: Алексей Зоммер
      Роман!
      Дичь не пишите пожалуйста.

      Кхм...
      Угол установки крыла самолёта, угол φ0​ между центральной хордой крыла и базовой осью самолёта.

      И у "Крусейдера" янки сделали этот угол изменяемым:
      При создании самолёта был реализован ряд технических новинок. Высоко расположенное крыло стреловидностью 42° оснастили системой изменения угла установки. На взлете и посадке угол установки крыла увеличивался на 7°, что увеличивало угол атаки, но при этом фюзеляж оставался в горизонтальном положении.
      © ВО. Сергей Линник. Палубный истребитель F-8 Crusader, его предшественники и потомки (Часть 1).
      Видите красный горб за кабиной?
    2. +4
      22 сентября 2025 12:24
      Цитата: Алексей Зоммер
      Кто сегодня вспомнит Vought F-8 Crusader, единственный в мире серийный самолет с изменяемым в полёте углом установки крыла?

      Роман!
      Дичь не пишите пожалуйста.


      Ну честности ради здесь дичи не так заметно...

      "Переместив несущую плоскость вверх, специалисты фирмы «Воут» оснастили ее системой изменения угла установки крыла. На взлете и посадке угол установки крыла увеличивался на 7°, что увеличивало угол атаки, но при этом фюзеляж оставался в горизонтальном положении, благодаря чему обеспечивался хороший обзор из кабины пилота. При увеличенном угле установки центроплан выступал в воздушный поток, работая как мощный воздушный тормоз, одновременно с этим элероны и предкрылки, расположенные по всему размаху передней кромки крыла, автоматически отклонялись на угол -25°. Между элеронами и фюзеляжем располагались закрылки, отклонявшиеся на 30°. При опущенном после взлёта крыле все отклоняемые поверхности принимали полётное положение. Теоретически приземление с опущенным крылом было возможно, но считалось весьма опасным, хотя в ходе эксплуатации пилотам часто приходилось садиться с малыми углами атаки крыла."
  8. -17
    22 сентября 2025 10:31
    Один из последних в серии удачных самолетов-долгожителей от МИГ. Дальше был шедевр - МИГ-21, ну а все удачи закончилось на МИГ-31. МИГ-23, 25, 29 все же не были хорошими многофункциональными самолетами и быстро сошли со сцены. Ровно как и некогда знаменитая "фирма" МИГ.
    1. -2
      22 сентября 2025 15:08
      Цитата: Юрий_К_Мск
      МИГ-23, 25, 29

      Миг 27 забыли.
    2. +14
      22 сентября 2025 18:30
      Только не надо про МиГ-25. Самолёт был эпохальный и много повоевавший. Даже первый воздушный бой самолёта и беспилотника выиграл именно МиГ-25. МиГ-23 практически во всём превосходил ранние F-16 - а это был истребитель уже другого поколения. Более того, МиГ-23 одержал ряд побед над F-16.
      На основе МиГ-23 был сделан очень удачный штурмовик МиГ-27, который тоже успел повоевать.
      МиГ-29 задумывался как дополнение Су-27, и он не виноват в том, что СССР развалился, и был сделан выбор в пользу Сухих... Кстати, не очень оптимальное решение. И если МиГ-29 "сошли со сцены", отчего же наши постоянно сбивают украинские 29-е?
      1. +1
        22 сентября 2025 22:24
        Цитата: futurohunter
        МиГ-23 практически во всём превосходил ранние F-16 - а это был истребитель уже другого поколения
        Первые блоки 16ых - это дневной истребитель при хорошей погоде, с двумя sidewinderами с весьма посредственным оборудованием. Его Мка по возможностям превосходила, про МЛовское семейство вообще слов нет. ТП кажется даже на block50 не стоял.
        Сейчас 16ый догоняет 23ий по количеству произведенных самолетов и скорее всего сдвинет из тройки лидеров.
        1. +2
          23 сентября 2025 11:48
          F-16 по количеству выпущенных уже практически догнал истребительные варианты МиГ-23. Но если учесть, что чистых истребителей F-16 выпущено мало, а, в-основном, выпускались истребители бомбардировщики, и посчитать все бомбардировочные и штурмовые варианты МиГ-23БН и МиГ-27, то "фалкону" ещё очень далеко до 23го. И, с учётом того, что американцы сами переходят и переводят всех своих ..."союзников" на F-35, то скорее всего, и не догонит
          1. 0
            23 сентября 2025 16:05
            Цитата: futurohunter
            если учесть, что чистых истребителей F-16 выпущено мало, а, в-основном, выпускались истребители бомбардировщики..
            Вот не соглашусь с вами, 16ый все таки развивался в направлении многофункциональности, но не назвал бы его истребителем бомбардировщиком.
            1. +1
              24 сентября 2025 16:22
              Многофункциональный (тактический) истребитель - это и есть истребитель-бомбардировщик. Этот термин исторически сложился. Самолёт, изначально создаваемые, как истребители, были приспособлены для ударов по наземным/водным целям. Такие метаморфозы претерпели Су-7, F-104. Прошёл через это и F-16. Изначально он создавался, как чистый истребитель, американский "МиГ-21". Но, довольно быстро перешёл в категорию именно ударных машин. Если мы посмотрим на боевую биографию F-16, то увидим, что, в-основном, он работал "по земле", а не "по воздуху". И даже, если посмотреть, каким оборудованием "обрастал" F-16, по мере его развития - это было практически только оборудование для разведки наземных целей и наведения оружия по земле.
              Подвесить бомбы можно и на "обычные" истребители, но они от этого не становятся "истребителями-бомбардировщиками" (ИБ). Например, бомбы несли МиГ-21. А украинцы приспособили МиГ-29. Но они не стали полноценными ИБ, с равными возможностями "по земле и воздуху".
              Есть и обратные примеры. Изначально созданные, как многоцелевые, Су-30 и Су-35, работают, в-основном, как истребители, и крайне редко, по земле.
    3. +2
      22 сентября 2025 19:16
      Особенно 23ий, из которого с подачи амеров по договорам старательно ‘выпиливали’ оборудование… он кстати до последнего времени был в тройке лидеров по количеству произведенных.
      1. +3
        23 сентября 2025 20:45
        Если бы СССР не развалили в 1991 г. МиГ-23 ещё послужили бы . Был план по модернизации по крайней мере всех МиГ-23МЛ с установкой БРЛС и ОЛС от МиГ-29 . При том , что МиГ-23МЛ имел большую скорость и дальность чем МиГ-29 , а вооружение его новыми РВВ и возможность видеть и поражать цели на фоне земли , позволили бы 23-му ещё долго служить в наших ВВС , и в ВВС наших клиентов и союзников . Они и без модернизации ещё долго служили в составе многих ВВС .
        Но маневренность , обзорность их кабины - увы , МиГ-23 не предназначался для маневренного ближнего боя , это был именно перехватчик . И ударные самолёты на его базе получились отменные .
        А вот технари обслуживая 23-и материли их конструкторов . Да и сами лётчики недолюбливали .
        1. +1
          23 сентября 2025 22:28
          Цитата: bayard
          ..обслуживая 23-и материли их конструкторов . Да и сами лётчики недолюбливали .
          Я бы попросил, не обижайте любимую машинку crying не простой аппарат, но рабочий
          Цитата: bayard
          Если бы СССР не развалили в 1991 г. МиГ-23 ещё послужили бы
          МЛовское семейство было весьма удачно, ну про обзор промолчим. С МЛД вообще не просто было справиться. В ‘91ом разговаривали с ‘агрессором’ из Маров - они незадолго до этого вломили кубинским на 29ых, с его слов конечно. По слухам МЛДГ задушили в зародыше именно из за превосходства над 29ым - надо было проталкивать, построенные в Озерном остались. Возможности Пэшки вообще до конца не освоили.., не успели
          1. +1
            24 сентября 2025 00:04
            Цитата: Pete Mitchell
            Я бы попросил, не обижайте любимую машинку не простой аппарат, но рабочий

            Ну это я со слов лётчиков , у меня и однокласник на таком летал , но недолго - предложили переучиться на вертолёт ПСС Ми-14 , вот на нём потом в Крыму и летал . Про 23-й спросил : "Как машина" , а он лишь рукой махнул и ответил одним словом - "Мазута" . Да и лётчик-испытатель КБ МиГ вспоминая про МиГ-23 покривился и сказал что "самолёт вышел конечно корявый" . Но он в основном МиГ-29 учил летать , причём с самого начала .
            Цитата: Pete Mitchell
            По слухам МЛДГ задушили в зародыше именно из за превосходства над 29ым - надо было проталкивать,

            Ну у них в принципе и задачи несколько разные . МиГ-29 -фронтовой истребитель для маневренного боя , с перспективой в будущих модификациях на многоцелевой . А последние модификации 23-го всё-равно больше именно перехватчики . Хоть и в маневренный бой уже умели , но обзорность кабины как бы не очень способствовала . Если бы с умом и без истерик перестроечных , то даже отказываясь от основной части парка 23-х можно и нужно было после модернизации продавать их желающим . А желающие были всегда . Но продавать решили 29-е . Жаль . Какой потенциал зазря пропал .
            1. +1
              24 сентября 2025 09:02
              Я несколько раз проходил практику на заводе где выпускали 23-й, собирал его на стапеле собственными руками, нам читал лекции главный конструктор завода, был на заводе где собирали 27-й, впоследствии довелось и общаться с летчиками летавшими на нем. Так вот ни кто этот самолёт особо не хвалил. Проблемная была машина.
              1. +2
                24 сентября 2025 12:04
                Цитата: Сергей Валов
                Проблемная была машина.

                Изменяемая стреловидность для лёгкого однодвигательного истребителя , это всегда проблема . А чтобы снять двигатель (как говорили технари) чуть ли не пол самолёта надо разобрать .
                Но тем не менее машина с достаточно высоким потенциалом , высокая максимальная скорость на высоте , хорошо чувствовал себя на малых высотах и мог выдерживать такой полёт гораздо дольше чем любой другой истребитель противника . Ну и для ракетного боя на средних дистанциях он затачивался . С новым доплеровским радаром и с новыми РВВ он бы ещё вполне себе повоевал бы , пусть и не на первых ролях . Но технари однозначно вздохнули с огромным облегчением после снятия их с вооружения .
                И всё-равно могли бы большую часть парка продать , а не утилизировать . И уж тем более могли продать МиГ-27 . Сожаление только об этом .
            2. +1
              24 сентября 2025 09:18
              Цитата: bayard
              последние модификации 23-го всё-равно больше именно перехватчики . Хоть и в маневренный бой уже умели
              Все таки 23ые машины универсальные, и Афган это доказал. А Пешка, последняя серийная модификация, была кроме всего заточена на перехват потому что могла управляться по линиям связи от АСУ, можно сказать сетецентричные возможности были, с АСУ как то не сраслось. Все остальное МЛовское семейство была универсальным, что доказали амеры упирая на ‘выпиливание’ возможностей работы по земле. Не смотря ни на что даже летчики пвоошных полков иногда получали статус ‘носителей’.
              Машинку скинули явно не по исчерпыванию возможностей, там были другие причины.
              1. +1
                24 сентября 2025 12:12
                Цитата: Pete Mitchell
                МЛовское семейство была универсальным, что доказали амеры упирая на ‘выпиливание’ возможностей работы по земле.

                Это не удивительно - после поступления в истребительные полки новейших тогда МиГ-29 весь парк МиГ-23 мог быть переведён в ударные самолёты (как в своё время сделали в США и НАТО с парком "Фантомов) . А с учётом того , что МиГ-23 очень хорошо чувствовали на ПМВ при маловысотном сверхзвуковом прорыве , ударные возможности нашей авиации могли очень резко усилиться . А с новым радаром и РВВ они ещё и как многофункциональные могли по прежнему воздушный бой вести . Вот от такой возможности переквалификации в МФИ с ударным уклоном , они и страховались . И от возможности их массовой распродажи , что подорвало бы торговлю США своей авиатехникой . Ибо как ударные самолёты они были точно гораздо лучше чем "Фэлконы" .
                1. +1
                  24 сентября 2025 13:24
                  Цитата: bayard
                  Цитата: Pete Mitchell
                  МЛовское семейство была универсальным, что доказали амеры упирая на ‘выпиливание’ возможностей работы по земле.
                  не удивительно - после поступления в истребительные полки новейших тогда МиГ-29 весь парк МиГ-23 мог быть переведён в..
                  29ые массово меняли 23ие именно в ВВС, и 23ие тупо скидывали. Истребительные функции тянул 29ый; для ударных целей были 17/25/24 и конечно 27ой. 23ий оказался не у дел в ВВС. Не могу сказать сколько полков 23их было в ВВС к ‘91ом, но не много. А в ПВО их оставалось много: и МЛы, и МЛД и Пешки, причем со странными комбинациями прицелов. Не от того что он ‘исключительный перехватчик’ - просто так фишка легла.
                  Потом все ‘оптимизировали’, ‘объединили’ и скинули однодвигательные машины… не от большого ума
        2. 0
          24 сентября 2025 08:52
          «это был именно перехватчик» - нет. МиГ-23 создавался именно как фронтовой истребитель, как замена МиГ-21. Чистыми перехватчиками, его современниками, на то время были Су-15 и МиГ-25, которые гораздо превосходили МиГ-23 в этом плане.
          1. +1
            24 сентября 2025 09:11
            Цитата: Сергей Валов
            перехватчиками, его современниками, на то время были Су-15 и МиГ-25, которые гораздо превосходили МиГ-23 в этом плане.
            Ну все таки и 15ый и 25ый были машинами специфическими и постарше. 15ый точно по возможностям не превосходил, зато по надежности уделал всех. 25ый конечно за счет скорости мог решать задачи по другому.
          2. +1
            24 сентября 2025 11:07
            Цитата: Сергей Валов
            МиГ-23 создавался именно как фронтовой истребитель, как замена МиГ-21.

            Создавался то он для этой цели , а получился ещё один перехватчик . По сути и по факту . Ибо маневренный бой , особенно у первых его модификаций не шел от слова совсем . Трещали крылья на виражах , вводились ограничения на перегрузку , МиГ-21 в ближнем маневренном бою легко перекручивал 23-го , а когда дело дошло до учебного боя с трофейным F-5Е из Вьетнама ... случился сущий конфуз - "Тайгер" в ближнем бою творил с 23 вообще что хотел . Поэтому значась вроде как фронтовым истребителем , использовался\применялся он преимущественно именно как перехватчик .
            Но последние модификации уже устранили ряд недостатков и уже могли и в маневренный бой . Но Вы посмотрите на его кабину , на обзорность из неё , на чудовищные углы закрытия для обзора задней полусферы . И посмотрите после этого на кабину того же Су-15 , который кстати и в маневренный бой умел . Вот из за этих недостатков и был оставлен в строю МиГ-21 , которого он вроде бы должен был менять . И именно для ближнего боя . По сути МиГ-23 был больше "фронтовым перехватчиком" , ибо использовался для перехватов на средних дистанциях , в то время как МиГ-21 затевали ближний маневренный бой . В принципе МиГ-23 и замышлялся для ракетных дуэлей с "Фантомами" , и в этом МиГ-23 был вполне себе хорош . Но в групповых воздушных боях , грозивших перерасти в ближние бои их как правило предпочитали использовать вместе с МиГ-21 . Примерно так же , как использовали "Фантомы" израильтяне вместе с лёгкими и маневренными "Миражами" - "Миражи" завязывали бой играя в демонстрационной группе , а "Фантомы" выходили на малой высоте и били истребители противника РВВ СД ."Спэрроу" .
            С появлением МиГ-29 от всего этого цирка можно было отказаться .
            А можно было и оставить МиГ-23 последних версий для дейчтвий в том же ключе , только вместе с МиГ-29 . Или переквалифицировать в ударные\многофункциональные самолёты для маловысотного сверхзвукового прорыва . Ибо в сверхзвуковом режиме на малых высотах они чувствовали себя гораздо комфортней и выдержать его могли гораздо дольше чем МиГ-29 .
            1. +2
              24 сентября 2025 13:14
              Цитата: bayard
              Цитата: Сергей Валов
              МиГ-23 создавался именно как фронтовой истребитель, как замена МиГ-21.
              Создавался то он для этой цели, а получился ещё один перехватчик .
              Я так дико извиняюсь, все таки упускаете: по уровню оборудования 23ий превосходил 21ый по всем статьям, да и 15ый. Ну про Ску говорить смысла вообще нет. Вот начиная с Мки это был многофункциональный самолет: были заложены возможности применять управляемое оружие по земле - как это использовалось это другая история. В маневреном бою это не 4ое поколение конечно, но 7,5 мог потянуть. МЛовские умеренно тянули 8,5 и стали еще более универсальны. Да от проблем с обзором не избавились, но неплохой обзор Су-15 не сделал его истребителем воздушного боя - он был рожден в эпоху господства теории ракетных дуэлей. Обзор из 21го не намного лучше, но и его время ушло.
              4ое поколение давало уже другие возможности, сюда же до кучи изменения в Государстве и прочая: в принципе пригодная техника была брошена на базах типа Чебеньков … на погибель. С началом первой войны в горах уже не смогли самолеты в строй вернуть. Хотя некоторые полки еще летали и стреляли и неплохо.. Только в Свердловской армии махом сократили 4 полка … А потом…
              1. +2
                24 сентября 2025 14:12
                Ну конечно МиГ-23 был гораздо совершенней и мощней по БРЭО рядом с МиГ-21 , но МиГ-21 с вооружения не сняли , а использовали совместно разделяя задачи в групповом воздушном бою . 23-й старались использовать со средней дистанции , с заходом на цель атаки нередко на малой высоте .
                Ну , а так то чего прах прошлого в горстях пересыпать - Государственная Измена состоялась , Великая Держава и её Армия были уничтожены . А сейчас ... идёт Странная ВО .
                1. +2
                  24 сентября 2025 14:19
                  Войну в горах замутили когда состояние Страны, ВС было в глубокой опе.. подготовленных поштучно выискивали.
                  Сейчас это крепко замешано на политике..
                  Ничего не меняется - отступать некуда
                2. 0
                  24 сентября 2025 15:20
                  Цитата: bayard
                  Великая Держава и её Армия были уничтожены

                  Цитата: соседний ресурс
                  Дейнекин решил, что ВВС необходимо перевести на двухдвигательные самолеты. А денег-то нет! Это раньше перевооружение 90 % ВВС проходило за 2–3 года, техника обновлялась постоянно. Собирались в ИБА поставить Су-34, да денег не оказалось. А МиГ-27 уже на базы посдавали… Такие машины! Да лучше бы их продали кому-нибудь, африканцам каким-то, чем вот так тихо сгноили!
                  1. +1
                    24 сентября 2025 17:28
                    Цитата: Pete Mitchell
                    Дейнекин решил, что ВВС необходимо перевести на двухдвигательные самолеты.

                    Такое решение было принято ещё в 70-е годы по опыту войны во Вьетнаме и на БВ . Так появились техзадания на МиГ-29 и Су-27 под лозунгом "Дальше только двухдвигательные самолёты . Об этом я читал ещё в середине 80-х в развёрнутых материалах , посвящённых принятию на вооружение МиГ-29 и Су-27 .
                    И что особо удивительно - США в то же самое время наоборот приняли радикальное решение - только однодвигательные истребители в лёгком классе . И выдали техзадание на создание своего "аналога МиГ-21" - F-16 . И постановили , что 2\3 всего истребительного парка должно состоять из лёгких однодвигательных истребителей .
                    А мы то их !Фантомом" и его живучестью благодаря двум разнесённым двигателям , когда он нередко уходил из боя на одном двигателе .
                    Ну а судьба МиГ-23 последних модификаций и МиГ-27 в контексте уничтожения Великой Державы и её Армии , не удивительна . Как "сокращали" Систему ПВО Страны , это тоже зрелище не только-лишь душераздирающее .
                    1. +1
                      24 сентября 2025 17:44
                      Философию лекций/тяжелый отработали ЭльХавир, у амеров такой возможности не было. На самом деле эта идея обрела жизнь с подачи бухгалтеров - посчитав потери после очередной войны с сирийцами прослезились: так и появилась комбинация легкий/тяжелый и прием ‘удар в котел’. Не думаю что они заморачивались количеством двигателей - просто умеют считать.
                      Авиацию Страны обыграли не в поле, а за столом пытаясь играть с шулерами
                      1. 0
                        24 сентября 2025 18:29
                        Да , такой приём с комбинированным применением лёгких "Миражей" и тяжелых "Фантомов" был впервые применён во время войны Израиля с Египтом , когда и наши лётчики на МиГ-21 в первом же бою серьёзные потери понесли . А вот американцы уже воевавшие тогда во Вьетнаме и столкнувшиеся с однодвигательными МиГ-17 и МиГ-21 , и глядя на свои потери , стали требовать от своего МО "такой же как МиГ-21 - лёгкий , однодвигательный , маневренный и недорогой" .
                        Но первыми в комбинированном применении лёгких истребителей для завязывания маневренного боя , и тяжелых для атаки РВВ СД с малых высот , были конечно израильтяне .
                      2. 0
                        24 сентября 2025 19:54
                        «стали требовать от своего МО "такой же как МиГ-21 - лёгкий , однодвигательный , маневренный и недорогой" .» - на тот момент уже вполне себе существовал F-5.
                      3. 0
                        24 сентября 2025 20:21
                        Цитата: Сергей Валов
                        на тот момент уже вполне себе существовал F-5.

                        Созданный на базе учебного Т-38 для своих младших клиентов и союзников вне НАТО . "Тайгер" получился очень маневренным , дешевым и очень удобным и лёгким в обслуживании . Во время ирано-иракской войны был поставлен абсолютный рекорд авиатехниками Ирана по межполётному обслуживанию . Работали они как команда технарей на Формула-1 и укладывались в 5 или 5,5 минут !
                        Но был и недостаток - низкая тяговооруженность , для чего на взлёте использовалась телескопитеская стойка шасси как у палубных самолётов , приподнимавшая нос самолёта в ходе разгона для сокращения дистанции разбега . В общем союзникам второго и третьего уровня такие самолёты поставлялись в большом количестве и стали очень популярны . Немало их было и в ВВС Южного Вьетнама . Оттуда после победы в войне к нам и прислали несколько образцом американской авиатехники , и их очень хорошо погоняли и опробовали . Самолётик удивил .
                        Но командование ВВС США хотели именно однодвигательный лёгкий истребитель для маневренного боя . И в результате такого техзадания появился F-16 .
                        Вскоре попытались сделать на базе весьма удачного "Тайгера" более продвинутый однодвигательный простой и дешевый самолёт с двигателем от "Фантома" . Так появился прототип F-20 - всем был хорош , но так как уже появился "Фэлкон" , все захотели именно его , ибо он был лучше , пусть и стоил дороже . И началось триумфальное шествие F-16 по ВВС стран Мира .
                        А у нас в это же время появился МиГ-29 - великолепный лёгкий истребитель с потрясающей тяговооруженностью , маневренностью , составом БРЭО и вооружения ... Но достаточно трудоёмкий в обслуживании . И по стоимости обслуживания он практически сравнялся с тяжелым Су-27 . Поэтому через какое то время МиГ-29 покупать почти перестали . Зато Су-27 и Су-30 расхватывали как горячие пирожки в блокадном Ленинграде .
                        А в Мире сейчас предпочитаю однодвигательные ЛФМИ , чего мы очень долго не могли предложить . может Су-75 наконец то удовлетворит этот спрос от наших клиентов , да и нашим ВКС таких (если получатся) штук 500-600 точно не помешают .
  9. 2al
    +9
    22 сентября 2025 10:54
    Автор не указал что 1450км/ч это только на форсаже и кстати на нём может заскакивать на высоты в 20км, крейсерский режим с максимальной дальностью это 800км/ч. Вроде в КНР ставили УВТ на J-6, тайваньцы об этом сообщали, в беспилотной версии это хорошая фича, сам планер Миг-19 держит перегрузки в 12gю
  10. +2
    22 сентября 2025 11:20
    " Кроме того, уже с модификации МиГ-23ПМ на самолете появились управляемые ракеты «воздух-воздух»."
    Что это? yes
    1. +3
      22 сентября 2025 11:55
      Опечатка это. МИГ-19ПМ имелось ввиду.
  11. -2
    22 сентября 2025 11:26
    Наглый американец пролетел от советско-афганской границы до Свердловска, где его и угомонили зенитчики с С-75...

    Есть версия, что U-2 сбил Су-9, но Хрущу нужны были победы ракетчиков.
    1. 0
      22 сентября 2025 12:25
      Да уж, Хрущев боготворил кукурузу и ракеты...
  12. +6
    22 сентября 2025 12:24
    "Выполнил, приблизился со стороны правого крыла...". Сомнительные мемуары. Профессионал так не скажет. Нет "правого крыла", есть "правая плоскость". Крыло одно. У биплана два.
    1. +6
      22 сентября 2025 14:00
      Профессионал так не скажет.


      Вот что рассказал полковник в отставке Василий Поляков корреспонденту «Комсомольской правды»

      Журнализд мог переделать, "чтоб читателям было понятнее".
    2. 0
      22 сентября 2025 19:59
      У биплана тоже одно. У любого самолета только одно крыло. А вот плоскостей, действительно, может быть более двух.
      1. +2
        23 сентября 2025 11:41
        Вы сами поняли, что сказали? У биплана - два крыла. Би - два, план - крыло. А ещё были трипланы, квадропланы, тандемы и даже мультипланы. Крыло включает два полукрыла - две плоскости. А вообще, корректнее термин "поверхности". Они, кстати, могут быть несущие *поверхности" (создающие подъёмную силу) - крылья, и ненесущие - например, оперение (исключая схему утка - там оперение несущее)
        1. +1
          23 сентября 2025 14:21
          Я все прекрасно понимаю. На первой же лекции по специальности, я заканчивал МАТИ, нам это доходчиво объяснил преподаватель, это вбивалось в голову один раз и на всю жизнь. Что касается термина «поверхность», (я написал плоскость, по большому счету это одно и тоже, хотя нас учили «плоскость») все именно так как Вы написали.
          1. 0
            24 сентября 2025 16:04
            Спасибо!
            Бессмысленнаястрокачтобынепридиралсясайтккороткомусообщению
  13. +6
    22 сентября 2025 13:04
    ВВС Сомали имеют около 30 самолетов, в Судане после поставки еще 14 самолетов в 1981 году остается еще 8 машин, в Замбии уцелело 6 машин. Но главный эксплуатант на сегодня – ВВС КНДР, где в боеспособном состоянии находится около 100 машин.

    Обычно воздерживаюсь от критики других авторов, но это уже чересчур, и таких косяков в статье в избытке. Зачем писать о том, в чем не разбираешься? request В Сомали нет ВВС, от слова - совсем. Да и по другим странам данные действительности не соответствуют. no
    1. +3
      22 сентября 2025 14:25
      Цитата: Bongo
      В Сомали нет ВВС, от слова - совсем.


      В настоящем, да- отсутствуют, но "ВВС были образованы в 1960 году, после обретения независимости от Великобритании и Италии, и с советской военной помощью скоро стали одними из самых мощных и боеспособных военно-воздушных сил к югу от Сахары" и принадлежали одному из видов вооружённых сил Сомалийской Республики, распавшейся в 1991 году
      1. +6
        22 сентября 2025 14:58
        Цитата: Igool
        В настоящем, да- отсутствуют, но "ВВС были образованы в 1960 году, после обретения независимости от Великобритании и Италии, и с советской военной помощью скоро стали одними из самых мощных и боеспособных военно-воздушных сил к югу от Сахары" и принадлежали одному из видов вооружённых сил Сомалийской Республики, распавшейся в 1991 году

        Спасибо, я в курсе! yes Но в данной публикации речь идёт о настоящем времени и работоспособных боевых самолётов в Сомали давно нет!
    2. +3
      22 сентября 2025 19:20
      Цитата: Bongo
      но это уже чересчур, и таких косяков в статье в избытке
      Вообще интересно откуда автор берет материалы для статей о авиации, где то ведь он это находит
      1. +4
        22 сентября 2025 20:02
        Интернет он большой, там есть на любой вкус и цвет. Рискую предположить, что придумать такое весьма сложно.
      2. +5
        23 сентября 2025 11:33
        С большой долей вероятности, под псевдонимом "Роман Скоморохов" пишет нейросеть
  14. Комментарий был удален.
  15. +4
    22 сентября 2025 14:57
    Велик и могуч был СССР.....
  16. +4
    22 сентября 2025 16:34
    Про Омск что то не понял .Где это у нас хранились тысячи танков ? В Новой станице ? В Черемушках ? В лесах на танкодромах ? Я что то пропустил? Извиняюсь ,что не по теме. Просто удивился .
  17. +2
    22 сентября 2025 17:28
    а официально на вооружение так и не был принят. парадокс однако.
    1. 0
      23 сентября 2025 15:02
      Для ВВС СССР это не парадокс, а нормальная практика: Як -28 тоже официально не был принят на вооружение! laughing
  18. +5
    22 сентября 2025 18:25
    Опять Роман написал, непонятно, что. Только почему-то МиГ-19 не особенно прижился в ВВС СССР. А по-настоящему, "до ума" его довели только китайцы. До появления у китайцев МиГ-21, МиГ-19, действительно, был рабочей лошадкой у китайцев. Ну и всё... А вот про штурмовик-бомбардировщик Q-5 автор зря почти ничего не написал. Очень интересное развитие МиГ-19. Китайцы даже атомные бомбы с него кидали.
    Что касается переделок старых истребителей в дроны - так американцы давно этим занимаются... Ещё начиная с F6F Хеллкэт. Сейчас под дроны идут уже F-16. Ничто не ново под Луной...
    1. +1
      22 сентября 2025 20:06
      «Что касается переделок старых истребителей в дроны» - так и в воздушные мишени старые самолеты переделывали уже десятки лет назад, просто тогда слово дрон не использовалось.
      1. +2
        22 сентября 2025 23:51
        На самом деле, слово "дрон" используется ещё с 30-х годов. "У них". У нас его занесли со множеством других англицизмов в 90е. До этого использовался термин БПЛА, до этого ДПЛА, а ещё раньше - самолёт-снаряд. Вмпрочем, самолётами-снарядами называли и крылатые ракеты, и никакой ошибки здесь нет. И ракеты, и даже управляемые бомбы и снаряды можно отнести к БПЛА. Про передёлку старых самолётов в БПЛА в США, я написал. Массово это началось после Второй Мировой. У нас подобная практика мне неизвестна. Хотя БПЛА у нас серийно выпускались с 60х годов
        1. +3
          23 сентября 2025 08:21
          «У нас подобная практика мне неизвестна» - МиГ-15М, МиГ-17М и МиГ-17ММ, Ил-28 М. В качестве мишеней использовались и Ту-4.
          1. +2
            23 сентября 2025 11:32
            Спасибо за информацию! Не знал об этом
  19. +4
    22 сентября 2025 22:25
    После прочтения статьи ,что Роман куда то чертовский торопился и торопилась редакция,столько опечаток..бегом,бегом,бегом...ну как то все же не стоит так то.
  20. Eug
    +1
    23 сентября 2025 12:32
    А какая дальность полёта такого БП? Помнится, у МиГ-19 продолжительность полёта весьма невелика. Но массовое применение с предварительным "выносом" ПВО противника иными средствами - и это ффсьо о нём...
  21. 0
    23 сентября 2025 21:28
    Цитата: Юрий_К_Мск
    Дальше был шедевр - МИГ-21

    Вот - шедевр.
  22. 0
    23 сентября 2025 21:29
    Цитата: bayard
    Был план по модернизации по крайней мере всех МиГ-23МЛ с установкой БРЛС и ОЛС от МиГ-29

    БРЛС на 23 была лучше по целевым характеристикам.
  23. Комментарий был удален.
  24. Комментарий был удален.
  25. D O
    0
    Вчера, 10:48
    Да, молодцы китайцы - вдохнули вторую жизнь в старичка МиГ-19, в качестве беспилотника!
    А мы? Может и у нас можно понаделать кучу беспилотников из старых истребителей, которые ещё не успели отправить в утиль? Это могут быть не только ударные БПЛА, но и радары-разведчики, летающие вблизи ЛБС (а следовательно, живущие в среднем недолго).