Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов

5 249 50
Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов


Я учился в Ворошиловградском высшем военном авиационном училище штурманов имени Пролетариата Донбасса. Иногда это училище называли Луганским, так как город несколько раз менял свое название.



Расскажу, как меня в очередной раз выгоняли из училища. Да, такие попытки были, причем неоднократно.

Мы с братом не очень хорошо вели себя во время обучения в училище. Был такой грех. Ну, не всегда мы соблюдали воинскую дисциплину. И все-таки нам удалось прослужить 3,5 года, осталось съездить на стажировку, сдать госэкзамены, и в войска.

Вот в это время и приехал в училище заместитель министра обороны СССР по военным учебным заведениям генерал-полковник Горелов. Приехал он по своим делам, что-то проверял. А в конце проверки приказал доставить к нему самых недисциплинированных курсантов выпускного курса. Отобрали четырех человек, мы с братом были вне конкуренции, в список попали еще Колька Б. и Гена А. Набор нарушений у всех был стандартный — самоволки с пьянкой.

Но были и отличительные особенности. У нас с братом у каждого было более 10 суток гауптвахты, Колька Б., женившись на 2-м курсе, всё время убегал к жене, а Гена А. отличился еще и тем, что, когда его задержали на КПП при возвращении из очередного «самохода», для поражения противника (начальника патруля) он использовал огнетушитель. И не в качестве банального холодного оружия, а использовал все возможности, то есть привел огнетушитель в рабочее состояние и принялся поливать врага пеной. Вот таких курсантов и представили высокому гостю.

А гость был очень высок. Мы это сразу поняли, как только нас ввели в кабинет. Сурово посмотрел на нас генерал, выслушал командира роты, который рассказал о наших подвигах, и нажал кнопочку вызова порученца. И прибежал майор-порученец, генерал показал на воду, бутылка с которой стояла на столе рядом с генералом. И этот майор налил стакан воды, поставил его на поднос и подал генералу. И только тогда генерал утолил жажду. Мы прониклись...

Потом генерал нас ругал, угрожал отчислением, обещал не допустить в войска таких плохих офицеров. И в конце выступления строго спросил, хотим ли мы стать офицерами? Трое из нас тут же исполнили песню о том, что мы об этом только и мечтаем, «больше не будем» и вообще без армии себя и не мыслим. А вот Гена А. сказал, что он не хочет быть офицером, что ошибся в выборе профессии, и попросил отчислить из училища. Надо было видеть лицо генерала в этот момент. Такое создалось впечатление, что проткнули воздушный шарик. Генерал сдулся, растерялся и даже самостоятельно налил себе воду, которую жадно выпил. А Гена А. продолжал настаивать на отчислении.

Генерал пригласил нас, курсантов, к столу, предложил сесть, удалил командира роты и начал душевный разговор с Геной А. Рассказал генерал о том, сколько денег уже затрачено на наше обучение, как интересно лететь на самолетах, как не хватает в войсках именно таких офицеров, как мы. Мы опять прониклись... Но Гена А. продолжал стоять на своем, говорил о своей плохой дисциплине и просил не посылать в войска.

И тут генерал вспомнил юность. Вспомнил всё. И как, будучи кочегаром на паровозе, валялся пьяным в канаве после рейсов, и как сидел на гауптвахте, будучи офицером, и еще много интересного вспомнил генерал о своей молодости. Я понял, что мне, с моими десятью сутками на гауптвахте, самоволками и пьянками, еще очень далеко до генерал-полковника.

В конце разговора генерал называл нас «сынками», просил служить честно, защищать Родину, как учили. Потом вызвал командира роты и начальника училища, приказал выпустить нас офицерами, заметив, что мы оказались лучше, чем о нас рассказывали. Вот так я остался в училище и стал офицером.
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    26 сентября 2025 04:00
    Почитал и вспомнилась моя учёба и служба в ТОВВМУ ... Тоже всякого бывало , и на губе сидели , и самоходы были , и гонки от патрулей и много чего ещё на заре туманной юности )
    1. +4
      26 сентября 2025 05:21
      Цитата: FoBoss_VM
      .. Тоже всякого бывало , и на губе сидели , и самоходы были , и гонки от патрулей и много чего ещё на заре туманной юности )

      Угу, куда курсанта не «целуй» везде «ж»… laughing личный опыт!
      1. +5
        26 сентября 2025 11:46
        Угу, куда курсанта не «целуй» везде «ж»
        как говаривали в мою бытность курсантом-срочником ШМАСС (в/ч 40710) - (ну и скорее всего не только у нас) - "Что есть такое курсант? А КУРСАНТ (именно аббревиатурой) есть Колоссальная Универсальная Рабочая Сила Абсолютно Нежелающая Трудиться!" (с) Ну.. или "Дайте курсанту точку опоры и он тут же уснет!" (с) laughing Тоже все прошел на личном опыте hi
  2. +3
    26 сентября 2025 04:12
    Автор замутил интригу... Гена А. то по итогу отчислили или сослали на севера?
    1. +5
      26 сентября 2025 05:18
      Цитата: Дырокол
      Автор замутил интригу... Гена А. то по итогу отчислили или сослали на севера?

      Думаю - 50 на 50! crying
      Закончил военное училище и отслужил «на северах»! Других вариантов для пилотов и штурманов дальней авиации в то время и быть не могло. Чтоб остаться в «центре» надо было попасть в десятку первых на мандатной комиссии, а не в 4 последних с конца.
      Автору спасибо за воспоминания!
      1. +2
        26 сентября 2025 05:26
        Цитата: Коте пане Коханка
        отслужил «на северах»! Других вариантов для пилотов и штурманов дальней авиации в то время и быть не могло.

        ДВ приравнивался к "северам"?
        1. +1
          26 сентября 2025 05:36
          Меньше роты не дадут, дальше Кушки не сошлют!
        2. +3
          26 сентября 2025 07:09
          Цитата: Дырокол
          ДВ приравнивался к "северам"?

          Местами.
          Я служил на ТОФ, в районе, приравненном к районам Крайнего севера.
        3. 0
          28 сентября 2025 10:43
          Это смотря в каком месте. Если Чукотка с Камчаткой, то на все 100%.
      2. +5
        26 сентября 2025 06:40
        Цитата: Коте пане Коханка
        Чтоб остаться в «центре» надо было попасть в десятку первых на мандатной комиссии, а не в 4 последних с конца
        Или иметь хорошего родственника с большими звездами на погонах. А ещё лучше - в лампасах...
    2. +4
      26 сентября 2025 06:35
      Скоиее всего стал генералом.С такими данными то..Судя по прежнему опыту генерал-полковника.Вот как становятся генералами laughing
    3. +6
      26 сентября 2025 07:04
      Цитата: Дырокол
      Гена А. то по итогу отчислили или сослали на севера?

      Гена выпустился из училища, "сослали" на ТОФ, служил с нами в гарнизоне. Немного полетал, потом перешел на наземную должность в штаб дивизии.
      1. +2
        26 сентября 2025 08:01
        Цитата: Bez 310
        емного полетал, потом перешел на наземную должность в штаб дивизии.

        Т.е. его эскапады "увольняйте меня сейчас же" не более чем фарс?
        1. +5
          26 сентября 2025 08:07
          Цитата: Дырокол
          не более чем фарс?

          Дело не в фарсе, служить он не хотел, просто его не уволили...
          1. +1
            26 сентября 2025 08:08
            Цитата: Bez 310
            Дело не в фарсе, служить он не хотел, просто его не уволили...

            И сколько нужно было отслужить чтобы самостоятельно уволиться?
            1. +6
              26 сентября 2025 08:12
              В советское время "самостоятельно" уволиться было трудно. Но у летного состава была лазейка - списание по здоровью. Чтобы уволиться с полной пенсией, надо было долетать до 34 лет, далее списываться по здоровью, но это было трудно сделать, просто не списывали... Если пенсия не интересовала, можно было "косить по здоровью" в любом возрасте, но просто так из армии не отпускали, пытались пристроить на наземных должностях.
              1. +1
                26 сентября 2025 08:17
                Цитата: Bez 310
                но просто так из армии не отпускали

                Даже по отрицательным мотивам?
                1. +4
                  26 сентября 2025 08:36
                  Цитата: Дырокол
                  Даже по отрицательным мотивам?

                  Да,даже абсолютно запойных не отпускали,устраивали непрерывные суды чести,понижали до должностей - ниже некуда,снимали звездочки,тоже ниже некуда,переводили в другие части,там всё повторялось.
              2. +1
                26 сентября 2025 08:35
                Чтобы уволиться с полной пенсией, надо было долетать до 34 лет
                Т.е. реально прослужив 12 лет, не считая учебные годы?
                1. +4
                  26 сентября 2025 08:43
                  Цитата: mann
                  Т.е. реально прослужив 12 лет, не считая учебные годы?

                  Что вас смущает? У летного состава идет выслуга "год за два".
                  1. 0
                    26 сентября 2025 08:48
                    Цитата: Bez 310
                    Цитата: mann
                    Т.е. реально прослужив 12 лет, не считая учебные годы?

                    Что вас смущает? У летного состава идет выслуга "год за два".

                    Нисколько не смущает, просто вопрос, понимаю, что в небе тяжелее... про "год за два" не знал... с моей точки зрения, справедливо...
                    1. +5
                      26 сентября 2025 09:18
                      Цитата: mann
                      понимаю, что в небе тяжелее...

                      А вот я считаю, что намного тяжелее в пехоте...
                      1. 0
                        26 сентября 2025 09:58
                        Цитата: Bez 310
                        Цитата: mann
                        понимаю, что в небе тяжелее...

                        А вот я считаю, что намного тяжелее в пехоте...

                        Это кому как, а мне в самолете не по себе, поэтому обычно надираюсь и просыпаюсь уже на земле smile
                        Наверное, поэтому, для меня все летчики - герои!
                        Зато в море как рыба в воде, причем в любом состоянии smile
                      2. +3
                        26 сентября 2025 10:33
                        Цитата: mann
                        для меня все летчики - герои!

                        Не, не, не...
                        Совсем и не герои!
                        Обычные рабочие войны...
                      3. +1
                        26 сентября 2025 19:26
                        Цитата: Bez 310
                        Цитата: mann
                        для меня все летчики - герои!

                        Не, не, не...
                        Совсем и не герои!
                        Обычные рабочие войны...

                        Для меня
                      4. +1
                        26 сентября 2025 19:54
                        Цитата: mann
                        Для меня

                        Если не читали, вам может быть интересно:
                        https://topwar.ru/188620-pro-letnuju-rabotu.html
                        https://topwar.ru/188636-pro-letnuju-rabotu-chast-ii.html
                        https://topwar.ru/188638-pro-letnuju-rabotu-chast-iii.html
                      5. +3
                        28 сентября 2025 11:43
                        На этой фразе мне вспомнился момент из "Крейсеров" Пикуля:
                        "Матросы стали героями дня; щелкая базарные семечки, они шлялись по улицам в обнимку, раздуваясь на ветру широченными клешами, свысока поглядывали на солдат гарнизона.
                        – А, крупа несчастная! Сидят в казармах по нарам, будто в тюряге срок отбывают, и заплатки на штаны ставят. Рази у них жисть? От полка из атаки половина живьем выходит. Зато у нас, Вася, как долбанут миной под мидель – в штабах флота похоронки писать не успевают… Вот это житуха!"
                  2. +3
                    26 сентября 2025 09:08
                    У жены брат летал на ИЛ-76 стрелком-радистом - прапор, полк транспортной авиации в Витебске. Вышел на пенсию в 39 лет.
                  3. +2
                    26 сентября 2025 10:03
                    Цитата: Bez 310
                    Что вас смущает? У летного состава идет выслуга "год за два".

                    В районе КС стаж и так должен идти день за два. За полеты еще дополнительно срок сокращался? Может быть больше, чем год за два? За участие в Бд нам давали год за три, у вас такое могло быть?
                    1. +3
                      26 сентября 2025 10:35
                      Цитата: Дырокол
                      В районе КС стаж и так должен идти день за два

                      На земле - "год за полтора", и только в отдельных районах (Камчатка, Н.Земля, ...) на земле - "год за два".
                      Как считают в БД летчикам, я не знаю.
  3. +4
    26 сентября 2025 04:58
    Цитата: Михаил Без
    Колька Б., женившись на 2-м курсе, всё время убегал к жене
    У нас женатых всегда отпускали в увольнение на выходные дни. В первую очередь!
    1. +9
      26 сентября 2025 07:07
      Цитата: Голландец Михель
      женатых всегда отпускали в увольнение на выходные дни

      А Колька хотел к жене всегда, не только в выходные дни...
      1. +1
        26 сентября 2025 07:59
        Цитата: Bez 310
        А Колька хотел к жене всегда, не только в выходные дни...

        Полагаю с годами это прошло...
        1. +1
          28 сентября 2025 10:46
          С годами он уже хотел к жене,но не к своей. wassat
  4. +6
    26 сентября 2025 06:32
    Цитата: FoBoss_VM
    Почитал и вспомнилась моя учёба и служба
    Мне тоже вспомнилось, когда во время на караула на учебном аэродроме мы все уснули, а приехавший ночью проверять несение службы дежурный по гарнизону забрал все наше оружие в караулке, сорвал пломбы со складов и технологических лючков самолетов и уехал. Утром проснувшись, мы все о...ели от всего этого и уже отсчитывали сроки, которые нам даст суд за потерю оружия. Правда, один офицер, с видом ботана в роговых очках и с толстыми стеклами, из преподавательского состава, шепнул нам на ухо, что наше оружие украли не злоумышленники, а дежурный по гарнизону. После этого, хоть и отлегло от души, но весь конец второго курса, мы, как особо отличившиеся, все свое свободное время убирали плац, чистили картошку и были затычками во всех грязных работах, какие только можно было найти в училище. Ну а про увольнения, так и забыли совсем... Автору респект, давно не читал таких увлекательных статей!
  5. +6
    26 сентября 2025 07:21
    Небольшая неточность,а именно.
    Генерал-полковник Горелов С.Д.,был зам.Главкома ВВС по учебным заведениям,а не Министра Обороны
    С четвертого курса военного училища не отчисляли,разве что по уголовным делам,слишком дорого государству приходилась подготовка.
    Что касается ВВВАУШ,это было славное заведение,хотя,откровенно говоря,блатное и много было хитрожёпых,поскольку основной профиль - военно-транспортная авиация.
    Вся подготовка боевых штурманов - Дальняя,Морская ракетоносная,Фронтовая бомбардировочная,проходила в челябинском училище,ЧВВАКУШ
    1. +2
      26 сентября 2025 07:31
      Цитата: bober1982
      основной профиль - военно-транспортная авиация.
      Вся подготовка боевых штурманов - Дальняя,Морская ракетоносная,Фронтовая бомбардировочная,проходила в челябинском училище,ЧВВАКУШ

      Нет, совсем и не так. Основной профиль - Морская авиация.
      В ВВВАУШ выпускали в год: ВТА - около 150 человек, МРА - 120 человек, ПЛА - 120 человек, ШБУ - 120 человек. Цифры ориентировочные, набирали больше, выпускали меньше, с летных профилей списывали по здоровью.
      1. +3
        26 сентября 2025 07:40
        Цитата: Bez 310
        Нет, совсем и не так.

        Так,да не так.
        С 1978 года, у ВВВАУШ забрали в ЧВВАКУШ -полностью МРА,оставили им палубную авиацию и БЕ-12,с ЧВВАКУШа полностью убрали ШБУ (штурман боевого управления,наземное) и отдали ВВВАУШ.
        Наш выпуск,примерно 230 человек :
        Две роты - Дальняя авиация
        Одна рота - ФБА
        Одна рота - МРА
    2. +3
      26 сентября 2025 11:09
      bober1982, Уточню, в Ставрополе ещё готовили штурманов. Но там только для войск ПВО
      1. +3
        26 сентября 2025 11:15
        Да,на Ту-128 - дальний истребитель-перехватчик (был такой интересный самолет) и на МиГ-31
        Но,это были операторы,или летчик-оператор,или штурман-оператор,трудно сказать,как они себя называли,ПВО-ошники,свои порядки и законы.
  6. +3
    26 сентября 2025 07:45
    Вспомнилось училище, суть не прослезился. Спасибо автору!
  7. +1
    26 сентября 2025 11:22
    laughing wink Несмотря на то, что комментарий короткий - респект автору! good
  8. +3
    26 сентября 2025 13:18
    Интересно,на заглавном фото - МиГ-21,как понимаю училищное фото,не совсем только понятно,почему этот самолет,к штурманам конечно не имеет никакого отношения.
    В ЧВВАКУШе,у входа в училище установлен Ил-28,на территории самого училища,рядом с плацем и казармами - Су-24
    Ну,и у входа в УЛО (учебно-летный отдел),стоят два непьющих штурмана (шутка конечно),а непьющие,потому что памятники.
    1. +1
      26 сентября 2025 14:50
      Цитата: bober1982
      МиГ-21 как понимаю училищное фото, не совсем только понятно, почему этот самолет, к штурманам конечно не имеет никакого отношения.

      Возможно потому, что до 1960-го года там было Ворошиловградское военное авиационное училище лётчиков, а ранее, с 1930-го года - школа летчиков (пилотов)...
      1. 0
        26 сентября 2025 16:34
        Цитата: Bez 310
        Возможно потому, что до 1960-го года там было Ворошиловградское военное авиационное училище лётчиков

        Всё равно не понятно,ведь официально -1966 год,создание ВВВАУШ,то есть,та школа пилотов с 1960 года,что называется,канула,ничего общего не было и не могло быть со штурманским училищем.
        Например,ЧВВАКУШ,год создания училища - 1936,как школа летчиков-наблюдателей,как в те времена называли штурманов,здесь полная преемственность.
        1. 0
          26 сентября 2025 16:45
          Больше ничего не могу придумать...
          1. +2
            26 сентября 2025 16:53
            Всё-таки,это было не лучшее решение,и ведь в чью-то голову пришло.
            Что касается ВВВАУШ,то это конечно было сильное училище,хотя с некоторой спецификой (на мой взгляд конечно)
            Приходилось проходить службу с выпускниками,хотя и не многочисленными,ничего дурного не могу сказать.
            1. +2
              27 сентября 2025 20:57
              Извините , что вмешиваюсь в вашу дискуссию, просто вспомнил: Я чистый вертолётчик, после выпуска мы попадали на должности с штурманским содержанием. Как и многие, через несколько лет считал себя штурманом. И вот судьба свела меня с штурманом! Выпускником ВВВАУШ , только тогда я понял , что нихрена не знаю!
              1. +2
                28 сентября 2025 07:25
                Цитата: неглавный
                только тогда я понял , что нихрена не знаю!

                Не удивлен.
                У нас некоторые летчики, в полете над морем, пытались "контролировать" штурмана в полете несколько больше, чем просто сверить курс на карте с фактическим, и тоже считали себя круто подготовленными в вопросах самолетовождения. Это было смешно... А один мой командир говорил честно: "Я в ваших курах-лурах ничего не понимаю, ты мне даешь команду: "Четвертый разворот!", и я начинаю работать".
                1. +3
                  28 сентября 2025 10:48
                  Штурман,ты карты взял?
                  Да,командир,целых три колоды!!! wassat