«Су-22 заменят младшие братья»: Польша попрощалась с советским истребителем

8 778 24
«Су-22 заменят младшие братья»: Польша попрощалась с советским истребителем

После 41 года службы в боевой авиации Польши пришло время попрощаться с истребителем-бомбардировщиком Су-22. Соответствующая торжественная церемония состоялась 11 сентября. В связи с этим знаменательным событием полковник Роман Стефаняк, командир 21-й тактической авиабазы в Свидвине, дал интервью местному изданию Defence24.

Он начал службу на боевых самолётах в 1994 году с Су-22, пересев на него с УБС TS-11 Iskra. По его словам, тогда количество и частота полётов были очень высокими:



Самым большим потрясением стал сам самолёт, отличавшийся от Iskra практически всем: размерами, скоростью, изменяемой геометрией крыла и мощным двигателем.


По его словам, двухместный учебно-боевой вариант Су-22 тесный и менее комфортный. Но одноместная боевая машина очень комфортна и эргономична. После пяти полётов, то есть 3-4 дней, начались первые самостоятельные полёты.

После первого полёта была эйфория и внутренняя уверенность, что именно этим я хочу заниматься всю оставшуюся службу. Думаю, именно тогда и возникла незримая связь с этим самолётом, которая сохраняется и по сей день.




По его словам, поначалу самостоятельные полёты самые безопасные:

Ты делаешь всё, чему тебя учил инструктор. Ты ничего не переосмысливаешь.


Сначала они в основном состояли из взлёта и посадки. Затем появились дополнительные элементы: непростые метеоусловия, боевые вылеты, сложность постепенно возрастала.

Су-22 сложный в управлении самолёт. Изменяемая геометрия крыла и разные типы подвески меняют аэродинамические характеристики, что требует предельной концентрации и быстрой реакции на любые ошибки,

- поясняет Стефаняк.

Но, как он отмечает, налетав 300-400 часов, можно полностью раскрыть потенциал самолёта:

Су-22 требует смирения и не прощает ошибок. Поскольку наши задания включали полёты на малых высотах и высокой скорости, от пилота требовалась полная концентрация.




Но когда научишься учитывать аэродинамику и высокую мощность двигателя, полёты становятся очень безопасными. На малой высоте Су-22 также очень приятен в управлении.

После вступления в НАТО в 1999 году из-за отсутствия бортовых радаров и управляемого оружия Су-22 вошли в состав ударной группы, наиболее уязвимой во время атаки для вражеской ПВО. При этом польские лётчики, к которым относились с осторожностью, не имели права командовать всей группой, а могли лишь возглавлять её отдельное подразделение.

Западных пилотов больше всего удивило оборудование кабины – одна радиостанция и отсутствие радара. У них навигация была компьютерной, в то время как польские лётчики определяли маршрут вручную, используя предполётные расчёты.

Мы даже шутили, что у нас два радара, пусть и ближнего действия: один для правого, а другой для левого глаза.


Польским Су-22 всегда приходилось взлетать последними и садиться первыми из-за отсутствия дозаправки в воздухе, что накладывало свои ограничения на боевые задачи. Лишь однажды в учениях с румынскими МиГ-21 им пришлось ещё хуже. Всего одна бортовая радиостанция затрудняла связь внутри группы; приборы калибровались в других подразделениях, поэтому приходилось возить с собой таблицы, которые позволяли рассчитывать необходимые значения скорости и высоты на лету.



Это был настоящий полигон для выживальщиков, и мы приобрели богатый опыт,

- вспоминает Стефаняк.

Со временем Су-22 претерпел некоторые изменения: получил вторую радиостанцию, прошла перекалибровка приборов, были установлены навигационные системы ILS и TACAN [отвечают соответственно за заход на посадку по приборам и определение азимута и наклонной дальности], а также GPS-приёмник. Но всё равно навигация сводилась к карте на коленях, таймеру и GPS. К примеру, было непросто оказаться во время парада над трибуной в заданное время. Полёт в основном зависел от расчётов пилота.

Су-22 – самолёт третьего поколения, и нам в любом случае пришлось бы с ним расстаться. Более глубокая модернизация, безусловно, обеспечила бы больший комфорт, но спектр наших задач, скорее всего, остался бы неизменным,

- полагает лётчик.

На замену Су-22 пришли F-35 и FA-50, которые способны выполнять широкий спектр задач.

Это младшие братья Су-22 с огромным потенциалом, которые достойно заменят своего предшественника. Наш долг увековечить в памяти людей этот прекрасный период, когда звук двигателя Су-22 был гарантией безопасности нашей страны,

- подводит итог польский лётчик.

24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    Вчера, 15:55
    Су-17 М4 (Су-22), обалденный был ераплан! good
    1. +3
      Вчера, 16:07
      Всё таки лёгкий многоцелевой истребитель нужен.Дай Бог в этом году взлетит Су-75.
      1. +5
        Вчера, 16:11
        Ну да, по весу они примерно равны.
        Но я очень сомневаюсь, что 75-й быстро "пойдёт". Времена не те. request
        1. +2
          Вчера, 16:18
          Индия говорят интересуется Су-75.К тому же обещали уже давно первый полёт Су-75 в конце 2025 года.

          . планирует в наступившем году развернуть мощности для ремонта авиационной техники и собрать два опытных образца (для статических и летных испытаний) легкого тактического самолета Су-75 Checkmate. ... В нынешнем году Су-35С модернизируют.


          https://topcor.ru/56355-anonsirovano-pojavlenie-pervogo-letnogo-opytnogo-obrazca-su-75.html
          1. +3
            Вчера, 16:26
            Да я в курсе, но индусы, известные "танцоры с бубнами", когда дело до совместных программ или торговых договоров доходит.
            1. +3
              Вчера, 16:28
              Главное что им будут стараться продать Су-75,а значит двигать программу его разработки вперёд,а там кто его знает,может как и в случае Су-30МКИ,сначало купят индийцы,а потом и ВКС РФ захотят такой же истребителей,не всё же только на тяжёлых машинах летать.
              На мой взгляд основа истребителей ВКС РФ должна состоять из
              Су-57М1, Су-34М, Су-35С/Су-75.
              1. +3
                Вчера, 16:33
                Ну да, нельзя исключить подобную схему. Хотя индусы свой ераплан начали производить.
                У Индии есть собственный проект истребителя — HAL Tejas.
                Разработчик: Hindustan Aeronautics Limited (HAL), при поддержке DRDO и ADA (Агентство перспективных разработок авиации Индии).
                Первый полёт: 2001 г., принят на вооружение в 2016 г.
                Класс: лёгкий многоцелевой истребитель 4+ поколения.
                Конструкция: один двигатель, дельтавидное крыло, большое использование композитов (более 40%).
                Двигатель: GE F404 (планируется замена на более мощный GE F414 для версии Mk2).
                Максимальная скорость: около Mach 1.6.
                Радиус: ~500 км, перегонная дальность свыше 1700 км.
                Вооружение: пушка ГШ-23, до 8 подвесных точек для ракет «воздух-воздух», «воздух-земля», бомб и управляемого вооружения.
                Модификации:
                Tejas Mk1 – первые серийные самолёты.
                Tejas Mk1A – улучшенная версия с современным РЛС (AESA), новыми системами РЭБ, дозаправкой в воздухе.
                Tejas Mk2 – перспективный более крупный истребитель (в разработке).
                LCA Navy – палубный вариант для ВМС.
                Индия также ведёт разработку AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft) — перспективного малозаметного истребителя 5-го поколения.
                1. +2
                  Вчера, 16:35
                  Дело в том что Су-75 это 5 поколение,с технологиями от Су-57, опробованными в ходе СВО.А Tejas это 4 + поколение.
                  1. +2
                    Вчера, 16:37
                    Это понятно, но "ИНДУС", этим всё сказано.
                    Те ещё, хитрованы!
    2. +8
      Вчера, 16:10
      Я закончил службу на Су-17 М2, но тоже только хорошие воспоминания drinks
      1. +3
        Вчера, 16:13
        Мой школьный товарищ на М3 на Афган из Чирчика на удары ходил.
        Он в восторге от этой машины!
      2. +1
        Вчера, 16:27
        А какое училище, если не секрет?
    3. +1
      Вчера, 16:42
      Цитата: Fachmann
      Су-17 М4 (Су-22), обалденный был ераплан!

      Да наши ещё в начале 90-х их списали.
      1. +1
        Сегодня, 00:00
        Их не списали их сгноили на стоянках и базах. Это была ошибка . Можно было списать все, но Су-17М4 оставить, на нём стоял цифровой комплекс и он на голову был выше М2 и М3 с аналоговыми вычислителями....
    4. 0
      Вчера, 23:56
      Су-22 - это другой самолёт. У поляков Су-22М4. На нём стоит двигатель Ал-21 и оборудование с М4...
  2. +1
    Вчера, 15:55
    свидомитам передадут интересно ??
    1. +2
      Вчера, 15:59
      Уверен, не передадут.
      Эпоха этого самолёта закончилась.
      Это, как если бы румыны передали МиГ-21, с которыми простились в мае 23-го года.
      1. +1
        Вчера, 16:01
        ...........летать то он может , сталобыть и убивать тоже
        1. +1
          Вчера, 16:03
          Нее, я в комментарии, выше, добавил...
          1. +1
            Вчера, 16:03
            .............ну им бтры времем вьетнама передали
            1. +1
              Вчера, 16:05
              Рождённый ползать (М113), летать не может laughing
  3. +2
    Вчера, 16:46
    Отслужили свое ветераны, пора на покой......
    1. +1
      Вчера, 17:18
      Этот ветеран может летать по программе (по крайней мере М4 так делал), а это значит, что как крылатая ракета может использоваться с огромной бомбовой нагрузкой. Покой только снится.
  4. Цитата: Sky Strike fighter
    Дай Бог в этом году взлетит Су-75
    Вряд ли. Этот ещё только на бумаге