Как в СССР технологичность «Чифтена» с отечественными танками сравнивали

7 563 29
Как в СССР технологичность «Чифтена» с отечественными танками сравнивали

В ходе ирано-иракской войны Иран задействовал британские танки «Чифтен», поставленные Тегерану в рамках военных контрактов. Один из них оказался трофеем иракской армии и вскоре был переправлен в СССР. Для советских конструкторов и военных специалистов это стало редкой возможностью познакомиться с образцом английского послевоенного танкостроения непосредственно «в живую». Трофейный «Чифтен» был не только разобран и детально изучен, но и испытан на полигоне, что позволило дать комплексную оценку его боевых и эксплуатационных качеств.

Помимо этого, особое внимание уделялось анализу технических решений британских инженеров и технологичности производства танка, а также сравнение этих данных с советскими машинами. И, надо сказать, результаты хоть и не повергли в шок, но многие моменты советских исследователей весьма заинтересовали.




Анализ технологичности конструкции танка


При изготовлении танка «Чифтен» Мк.5Р использованы различные способы обработки.

Литье. Верхняя лобовая деталь корпуса, основа башни, картеры трансмиссии, а также траки гусениц танка выполнены литыми. Основной вид литья крупных деталей — в песчаные формы. Точность отливки картеров трансмиссии такова, что отпадает необходимость обработки торцевых поверхностей. Все литые детали высокотехнологичны.

Горячая штамповка. Масса штамповочных поковок для танка «Чифтен» Мк.5Р составляет 5500 кг, что на 33-45% ниже, чем у отечественных танков. Коэффициент весовой точности — 0,58 против 0,52-0,55. Рассмотрим в качестве примера опорный каток танка. Он сварной и состоит из штампованного (из листа толщиной 10 мм) диска и кольца, изготовленного гибкой из профильного проката. Конструкция катка отличается простотой и технологичностью.

Для производства заготовок таких катков требуется пресс с усилием 630 тонн и гибочные вальцы, тогда как для производства опорных катков отечественных танков необходимы гидравлический пресс с усилием 30000 тонн, молот МПЧ 16 тонн и кольцепрокатный стан КПС 1000. Следует отметить оригинальную конструкцию сборного водила бортового редуктора, применение которого позволяет сократить расход металла на 75 кг на одну машину.

Использование ленточных тормозов и пружинной подвески в танке «Чифтен» Мк.5Р позволяет почти полностью исключить потребность в уникальном кузнечно-штамповочном оборудовании (10-тонный и 16-тонный молоты, кольцепрокатные станы типа КПС 1000). По этому виду обработки расход металла на одну машину на 2,3 тонны меньше, чем у отечественного танка.

Термообработка.Трудоемкость термообработки несколько ниже вследствие меньшего числа обрабатываемых деталей, а термопрессовых работ — из-за простой конфигурации днища и меньшего числа деталей, подвергаемых термообработке, правке, штамповке.

Холодная штамповка. Объем холодноштамповочных работ при производстве танка «Чифтен» Мк.5Р сравнительно невелик. Несколько увеличивает трудоемкость холодноштамповочного передела выполнение теплоотводящих элементов радиаторов системы охлаждения танка в виде гофрированных латунных пластин (в отечественных танках они плоские).


Chieftain Mk.5 в музее в Кубинке

Масляные баки — штампосварные. Они изготовлены из алюминиевого сплава толщиной 2 мм и по конструкции аналогичны отечественным. Следует отметить, что применение алюминиевых сплавов в отечественном танкостроении ограничено из-за увеличенных радиусов сгиба, необходимости промежуточных отжигов и склонности к трещинообразованию в зонах сварки в процессе эксплуатации.

Особенностью является применение в танке «Чифтен Мк.5Р» для изготовления трубопроводов дефицитнейшего в отечественном танкостроении материала — латуни. Радиусы сгибов трубопроводов унифицированы, формы трубопроводов просты и поэтому практически везде может быть осуществлена высокопроизводительная машинная гибка.

Механическая обработка. Изучение технологичности механической обработки осуществлялось в основном на деталях трансмиссии как наиболее характерных и сложных. При существенных отличиях от трансмиссий отечественных танков конструкции большинства деталей трансмиссии во многом схожи с аналогичными отечественными. Так, хотя водила, применяемые на танке, сборные, профили пазов под сателлитные шестерни в них технологичнее, привалочные плоскости под сателлит получены методом тонкой фрезеровки. Конструкция водил исключает необходимость механической обработки в сборе.

Следует обратить внимание на отсутствие многочисленных отверстий, предназначенных в деталях отечественных трансмиссий для смазки зубчатых зацеплений. Оси сателлитов крепятся методом расклёпки с последующей шлифовкой вместо установки с применением крепёжных деталей, как это осуществляется на отечественных машинах.

Подавляющее большинство рассматриваемых деталей не шлифуется, а в качестве финишной операции по их механической обработке используется тонкая обточка. На всех деталях типа вала отсутствуют канавки для выхода шлифовального круга. Шлифовка торцов и шеек производится одновременно с шлифовкой галтели, что значительно сокращает номенклатуру инструмента и трудоемкость обработки.

На торцах зубьев шестерен отсутствуют фаски. Заусенцы и острые кромки зачищаются методом оплавления. Конструкция картера трансмиссии технологична. Механической обработки торцевых поверхностей под болты практически нет. Плоскость разъема вместо шлифовки выполнена методом тонкой фрезеровки, обеспечивающим герметичность без использования прокладочных уплотнительных материалов.

Большое количество резьбовых соединений выполнено без шестигранника «под ключ» на головке болта. Фиксация от поворота осуществляется по одной фрезеровке в проточенном на закрепляемой детали пазе.


Сборочно-сварочное производство. Соединения деталей корпуса и башни выполнены сваркой. Все свариваемые детали, кроме литых, получены огневой резкой из листа. Протяженность сварных швов несколько большая, чем на отечественных танках, однако сечение самих швов, а следовательно, масса наплавляемого металла, меньше. Приварок снаружи и внутри корпуса и башни гораздо меньше, чем на отечественных танках.

Вызывает интерес широкое использование приварных шпилек вместо болтов для крепления приборов, блоков, кабелей и трубопроводов. Такой способ крепления значительно снижает массу приварных деталей, упрощает сварочную оснастку, предназначенную для обеспечения точности межцентровых размеров, и облегчает монтаж, позволяя производить необходимые регулировки без дополнительных деталей и пригонок.

На литых деталях вместо привариваемых обычно бонок предусмотрены приливы с резьбовыми отверстиями. Практикуется врезание режущего инструмента при сверлении отверстий через бонки в броневые детали, к которым они приварены, что позволяет уменьшить высоты узлов и деталей монтируемого оборудования, выступающих над поверхностью брони.

Значительно меньший объем сборочно-сварочных работ объясняется также широким использованием болтовых соединений вместо приварок. Болтовое крепление используется также и для крупногабаритных узлов, таких, например, как тележки пружинно-балансирной подвески и надгусеничные полки.

Сборочно-монтажное производство. Конструкция танка технологична с точки зрения сборочно-монтажного и электромонтажного производства. Отчасти это объясняется большими внутренними объемами и отсутствием автомата заряжания. В танке широко применяются материалы типа анаэробных смол, используемые для контровки деталей и уплотнения резьбовых и фланцевых соединений.

Моторная установка выполнена в виде единого блока, включающего двигатель, вентиляторы, радиаторы и трубопроводы систем охлаждения и воздухоочистки. Такое решение позволяет организовать сборку этих узлов параллельно общей сборке и значительно повысить ремонтопригодность.

Применение гибких тяг вместо жестких в системе управления значительно снижает трудоемкость их монтажа. Применение кабелей промышленного изготовления вместо кабелей из наборных проводов сокращает объем, занимаемый кабельными трассами, и уменьшает трудозатраты.

Защитные покрытия. Номенклатура и площадь металлических покрытий, в сравнении с отечественными танками, значительно меньше. Лакокрасочные покрытия горизонтальных поверхностей корпуса и башни содержат абразивные частицы, создающие шероховатость для повышения износостойкости покрытия и улучшения сцепления с обувью экипажа и десанта.

Вывод. Конструкция танка «Чифтен» Мк.5Р технологична благодаря широкому использованию неметаллических и анаэробных материалов, применению болтовых креплений узлов вместо приварок, простой конструкции приварных, штампованных и литых деталей, удобству монтажа гибких тяг приводов управления. Сравнительно невысокая трудоемкость изготовления танка объясняется отсутствием автомата заряжания и большими внутренними объемами танка.

Источники:
«Анализ технологичности конструкции танка». В.Н. Домостроев, В.С. Подольский. «Вопросы оборонной техники», серия 6, выпуск 6 (112)
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    24 сентября 2025 06:04
    Источники:
    «Анализ технологичности конструкции танка». В.Н. Домостроев, В.С. Подольский. «Вопросы оборонной техники»

    Еслиб какой-нибудь чудик разродился на статью сравнивать технологичность чё-нить "гражданского" (какого-нибудь редуктора, конвейера), то поимел-бы шансы на статью за антисоветскую пропоганду.
    Просто британские танкостроители обыденно применяли коммерчески-доступные технологии, в то время как в советском [невоенном] машиностроении на применение большинства типоразмеромеров подшипников качения требовалось согласование с ВНИПП.
  2. +4
    24 сентября 2025 06:40
    Для производства заготовок таких катков требуется пресс с усилием 630 тонн и гибочные вальцы, тогда как для производства опорных катков отечественных танков необходимы гидравлический пресс с усилием 30000 тонн, молот МПЧ 16 тонн и кольцепрокатный стан КПС 1000.

    Однако
    1. +3
      24 сентября 2025 12:40
      Цитата: тлауикол
      Для производства заготовок таких катков требуется пресс с усилием 630 тонн и гибочные вальцы, тогда как для производства опорных катков отечественных танков необходимы гидравлический пресс с усилием 30000 тонн, молот МПЧ 16 тонн и кольцепрокатный стан КПС 1000.

      Однако

      Похоже, что анализ делали специалисты УВЗ. Когда мы сделали свою вагон-цистерну она оказалась в полтора раза дешевле УВЗ, там не заморачиваются над технологичностью и себестоимостью.
      1. +4
        24 сентября 2025 13:52
        Там не хотят даже применить уже готовые чужие разработки, как это было с ленинградским шасси танка т-80. "Ну не хотим мы ничего менять". Схему размещения ДЗ на т72 поменяли только после 101-го пинка, когда не менять уже стало просто неприлично.
  3. +1
    24 сентября 2025 07:38
    Конструкция танка «Чифтен» Мк.5Р технологична благодаря широкому использованию неметаллических и анаэробных материалов, применению болтовых креплений узлов вместо приварок, простой конструкции приварных, штампованных и литых деталей, удобству монтажа гибких тяг приводов управления. Сравнительно невысокая трудоемкость изготовления танка объясняется отсутствием автомата заряжания и большими внутренними объемами танка.

    первая половина данного вывода конфликтует со второй...
    1. +1
      24 сентября 2025 12:16
      Технологичность не про техническую сложность.
      1. +2
        24 сентября 2025 13:55
        Технологичность не про техническую сложность.

        технологичность любой конструкции завязана на трудоемкости, а техническая сложность - это перечень/сумма технических/конструктивных решений ...
      2. +3
        24 сентября 2025 16:56
        Цитата: Hitriy Zhuk
        Технологичность не про техническую сложность.

        Технологичеость это -- как легче, дешевле и быстрее что-либо сделать Суть -- процесс. Техническая сложность -- уровень эвристичности изделия. Это степень тех возможностей производителя. Обе величины влияют на ремонтопригодность ВВТ в полевых условиях: чем технологичнее и проще изделие, тем оно ремонтопригоднее. Пример? Т-34 и Тигр VI.
        1. +1
          Вчера, 15:04
          Именно так. good
          Прямо энциклопедически.
  4. +2
    24 сентября 2025 09:26
    я хочу отметить, что в Чифтене меньше тяп-ляп решений, часть из которых до сих пор упорно живет в клонах т-72, включая переделки т72б в т90.
  5. -2
    24 сентября 2025 09:33
    Анализ конструкции показал, что английский танк ни чем не лучше Т - 72, а по некоторым параметрам хуже. Технологии в каждой стране свои. Естественно, что частный производитель выбирает то, что проще и дешевле.
    1. -4
      24 сентября 2025 12:19
      Ну если по WarThunder сравнивать - да, не считая углов наклона орудия и перезарядки(которая почему то дико прыткая у чифтена) то да, говнецо этот чифтен.
    2. +1
      24 сентября 2025 13:56
      Цитата: ТермиНахТер
      Технологии в каждой стране свои

      Ну уж технология приварки шпилек конденсаторной (контактной) сваркой была освоена в СССР в 30-е годы, а этих специалистов удивила приварка шпилек вместо болтов
      1. 0
        Вчера, 03:03
        технология приварки шпилек конденсаторной (контактной) сваркой была освоена в СССР в 30-е годы

        Откуда уверенность, что имелась в виду контактная, а не дуговая сварка (Drawn Arc Stud Welding) ?
        1. +1
          Вчера, 05:05
          Цитата: Dometer
          технология приварки шпилек конденсаторной (контактной) сваркой была освоена в СССР в 30-е годы

          Откуда уверенность, что имелась в виду контактная, а не дуговая сварка (Drawn Arc Stud Welding) ?

          Болты приваривают дуговой, а шпильки конденсаторной, эта сварка была придумана именно для этого. Есть еще упоры Нельсона, это из этой серии.
          1. 0
            Вчера, 07:13
            "Шпилька" по английски - "Stud" (либо "Stud bolt"), поэтому авторы первоисточника скорее всего имели ввиду шпильки, приваренные по технологии Drawn Arc Stud Welding (дуговая сварка). Ибо приваривать что-то к толстой (литой !) плите с "конденсаторным" проваром в доли миллиметра ненадёжно.
            А если спец-шпильки, используемые в процессе обозвали болтами, то возникает предположение поспешного перевода с английского, импортное происхождение этих шпилек и оборудования для приварки.
            В СССР много-каких технологий напридумывали, но довести их до обыденности госпланов не дождались.
            1. +2
              Вчера, 07:51
              Цитата: Dometer
              Ибо приваривать что-то к толстой (литой !) плите с "конденсаторным" проваром в доли миллиметра ненадёжно.

              Любой полный провар это равнопрочное соединение. Вспомните танцующий мост в Волгограде, там для соединения бетона полотна к металлу пролета применялись стад-болты, те же шпильки, только без резьбы и с шляпкой(упоры Нельсона погуглите). Всё выдержало. Шпилька приваривается по всей плоскости прилегания, а это полный провар и он не зависит от глубины проплавления, хотя зону термического влияния никто не отменял. У конденсаторной сварки практически нет этой "вредной" зоны кристаллизации. Крепче нет соединения. Я делал упорную раму для проходческого щита и закладные с этими упорами в качестве анкеров, все выдержало, а при повторном использовании щита метростроевцы решили сэкономить и сделали свои закладные с приваркой анкеров классической дуговой сваркой...закладные вырвало. А шпильки должны быть омедненные
              1. 0
                Сегодня, 03:31
                (упоры Нельсона погуглите)

                Ширина текстов заметно узится, свой ответ разверну в конце.
    3. +1
      Вчера, 02:53
      Цитата: ТермиНахТер
      Технологии в каждой стране свои.

      Однако британские буржуи имели возможность выбрать/заказать подходящую деталь/агрегат хоть в ФРГ, хоть в Италии-Швеции. Советским же в своей стране на соседнем заводе ["чужого" министерства] ловить было нечего.
  6. +4
    24 сентября 2025 12:03
    Цитата: ТермиНахТер
    Анализ конструкции показал, что английский танк ни чем не лучше Т - 72, а по некоторым параметрам хуже. Технологии в каждой стране свои. Естественно, что частный производитель выбирает то, что проще и дешевле.

    Ага все вокруг - идиоты, один я - ДАртаньян!
    1. 0
      24 сентября 2025 12:20
      Нет, нужно просто уметь читать и желательно не журнал "Мурзилка")))
      1. +3
        24 сентября 2025 13:50
        но учиться читать нужно на Мурзилке )))
  7. +6
    24 сентября 2025 12:34
    Точность отливки картеров трансмиссии такова, что отпадает необходимость обработки торцевых поверхностей.

    Не верю. Даже точное литье по выплавляемым моделям не дает такую точность, чтобы обойтись без мехобработки. Впрочем здесь термин "точность" непонятен, то ли геометрическая точность, то ли чистота поверхности, а уж термин "торцевые поверхности" вообще мимо, есть привалочные поверхности. Да и дальше терминология хромает, типа "точное фрезерование" и "точная обточка" - есть чистовые фрезерование и точение.

    Вызывает интерес широкое использование приварных шпилек вместо болтов

    Обычная конденсаторная сварка для приварки шпилек.
    Какой-то примитивный анализ
  8. -2
    24 сентября 2025 16:25
    Написавший статью либо либо антисоветчик...что для нас одинаково-враг.Но даже и тут видна рука "профессионалов"..и это хорошо..Плохо другое..что сейчас и в нашей стране вот таких "профессионалов"все больше...Но все же и у этого танка есть одна положительная черта при недостатках абсолютно всех остальных.Этот танк-дот.Он и создавался для оборонительных боев исходя из ТВД Англии...
  9. +1
    24 сентября 2025 18:52
    Нормальная такая статья с непонятным таким названием
    Непонятно - с чего бы это советским инженерам удивляться, и тем более -"повергаться в шок"?
    В отличие от советских танков - Чифтен Мк5 не является "крупносерийным", как ни странно - за 18 лет выпуска Чифтенов ВСЕХ модификаций выпущено 2265 штук. Это много, но за 18 лет это 120 штук в год. Все советские танки выпускались намного более "серийно".
    В силу этого на Чифтене использовались решения, которые выгодны при мелкосерийном производстве, например - обработка чистовым резанием фрезерованием. В силу этого англичане не могли применять в производстве специальные прессы и молоты - они при мелкой серии невыгодны.
    Идем дальше - отмеченные технологические решения затрудняют ремонт танка без доставки на завод-производитель - восстановить узлы, собранные сваркой - возможно в полковом ремонте, а вот восстановить "узел соединения, выполненный поворотной шпонкой" - вообще невозможно, требуется агрегатная замена... То есть "высокотехногичность" делала танк неремонтопригодным в боевых условиях.
    И, наконец, чего не отмечено в статье - все технологичные "преимущества" Чифтена существуют потому, что это танк весом 55 (пятьдесят пять) тонн, то есть на 16 (шестнадцать) тонн тяжелее чем, скажем Т-64Б.
    Не на тонну, не на полторы - на 16 тонн, то есть на 40%, то есть это танк совсем другого уровня подвижности, т.е. скажем так, никакой - по железной дороге он не перевозится вообще, по автомобильным мостам не проходит в принципе, на глинистых грунтах малоподвижен. Потому-то его оператором были Иран и Ирак, там пустыня...
    В силу массы и упрощенной конструкции подвеска Чифтена уже в момент выпуска не имела никакого запаса по модернизации и ...для танка это приговор.
    Так что никаких шоков не испытали советские инженеры - их бы за идею 55-тонного ОБТ высотой более 2500 мм просто выгнали бы в шею из танкостроения... Что тут сравнивать?
    1. +1
      Вчера, 02:26
      Статья "происточник" -
      «Анализ технологичности конструкции танка». В.Н. Домостроев, В.С. Подольский. «Вопросы оборонной техники»,
      не про "от каких-таких секретов Чифтен столь крут", а
      "чего-бы урвать из буржуйских технологий !"
      Если-бы специалисты-технологи поковырялись (не гнушаясь продольными и поперечными распилами) в каком-нибудь японском бульдозере, то наковыряли-бы по-более ! (Но кто-ж им "за золото" купит этот японский трактор). А так - статья в отраслевом журнале, плюс зачётная попытка выдать правду.
  10. 0
    24 сентября 2025 23:12
    Я далёк от всех этих механических конструкций. Просто юзер. Был. Но могу сказать, что итальянский вакуумный насос и российский - это две большие разницы. Немецкий мотор-редуктор привода мешалки аппарата и советский - это просто... нет слов. Торцевые уплотнения - та же фигня.
    А уж то, что англичане сумели использовать заводские кабели, при том, что на советской военной технике все кабели в аппаратуре и машинах делались вручную...
  11. +3
    24 сентября 2025 23:49
    ..... Использование ленточных тормозов ....
    У наших Т-54-55-62 то же ленточные тормоза, и в механизмах поворота применяются такие же ленты, только чуть шире. Как то и в голову не приходило , что благодаря этому "исключается потребность в уникальном кузнечно-штамповочном оборудовании".
    Следует обратить внимание на отсутствие многочисленных отверстий, предназначенных в деталях отечественных трансмиссий для смазки зубчатых зацеплений. ...
    Воистину, век живи - век учись. Я два года отслужил механиком-водителем танка Т-62, из них полтора на "повышенном расходе", а о "многочисленных отверстиях, предназначенных в деталях отечественных трансмиссий для смазки зубчатых зацеплений" узнал только сейчас.
    Обычно в обязанности механика, водителя входит:
    при остановке на марше пощупать ступицы опорных катков (не горячи ли?) как правило, после марша они чуть тёплые. Глянуть уровень масла в баке (двигатель с сухим картером, почти всё масло в масляном баке). Глянуть уровень охлаждающей жидкости. Хотя, если температура масла и охлаждающей жидкости нормальные, то и уровень у них должен быть в норме. После учений надо глянуть уровень масла в бортовых. И по смазкам -всё. Пару раз за время службы делал перешприцовку смазки опорных катков. На ступице катка отворачиваешь пару болтиков, в одно из отверстий от болтов вкручиваешь шланг от шприца с солидолом, и закачиваешь солидол в ступицу, пока из другого отверстия перестанет идти серая смазка и появится свежая жёлтая. Итак с каждым опорным катком. У Т-64 смазка в опорных катках не меняется (заводской хватает на всю жизнь катка). В коробку передач смазку не добавлял ни разу.
    Во время обслуживания может быть понадобится подрегулировать тормозные ленты и ленты поворотного механизма (у меня такой потребности за два года не возникло). Если плохо переключаются передачи, то это регулируется на коробке (три рычажка со стрелочками.) за два года регулировал один раз.
    Ну и само собой, когда приходит заправщик, танк надо заправить топливом. Вобщем, ничего сложного.
  12. 0
    Сегодня, 03:54
    Цитата: Konnick
    это полный провар и он не зависит от глубины

    При малой зоне сплавления все загрязнения и окислы со свариваемых поверхностей остаются на месте, создавая зону повышенной концентрации неметаллических включений.
    Упомянутые вами "упоры Нельсона" согласно ГОСТ Р 55738-2013 (ИСО 13918:2008) "ШПИЛЬКИ И КЕРАМИЧЕСКИЕ КОЛЬЦА ДЛЯ СВАРКИ" называются "Шпилька-упор" (в оригинале стандарта "shear connector").
    Это изделие имеет символическое обозначение 'SD', где первая буква ссылается
    на особенности шпильки (shear - восприятие сдвиговых нагрузок), а вторая -
    на способ зажигания дуги - 'drawn' (конденсаторная сварка - то же дуговая, но
    настолько краткодействующая, что дугу не принято замечать).

    Для шпильки-упора (в отличие от шпилек с резьбой и шпилек без резьбы предусмотрен
    только один способ приварки (см. таб.1 ГОСТа):
    Дуговая приварка шпильки с защитой керамическим кольцом или защитным газом и с
    возбуждением дуги размыканием цепи.
    (В оригинале стандарта: Drawn arc stud welding with ceramic ferrule or shielding gas.)
    Для других типов шпилек предусмотрено применение двух разновидностей
    конденсаторной сварки.

    Упоминаемый вами случай "попытки сэкономить", по-видимому связан с дороговизной
    SD-шпилек и оборудования для приварки относительно зарплаты сварщиков [по технологии Drawn arc stud welding привариваются 6-10 шпилек за минуту!].
    Так-что распильщики Чифтена явно отличили способ приварки шпилек от известных в СССР (ГОСТ, упомянутый в начале поста введён впервые только в 2013 году!)