Исаев и Жуков о советских танках КВ-1 и КВ-2

13 465 38
Исаев и Жуков о советских танках КВ-1 и КВ-2

Советские тяжёлые танки КВ-1 и КВ-2 остаются одними из самых знаковых машин Великой Отечественной войны. Видео Клима Жукова и военного историка Алексея Исаева посвящено именно этим моделям, подробно рассматривая их технические особенности, боевую эффективность и этапы их разработки. Авторы подчёркивают, что КВ были не просто средствами ведения боя, но и своеобразным символом советской инженерной мысли и надежды на защиту страны.


На начальном этапе войны КВ-1 стал в некотором роде «крепким орешком» благодаря броне, которая на момент появления делала его труднопоражаемым для немецких противотанковых пушек 1941 года. Однако было у этих машин и немало проблем технического характера. Эти моменты тоже описываются в беседе — в том числе и компромиссы, на которые конструкторам пришлось пойти в ходе работ по созданию и совершенствованию танка.



Особое внимание в видео уделяется КВ-2, модификации с 152-мм гаубицей, предназначенной как для разрушения укреплений, так и для работы по открыто расположенной живой силе противника. Исаев рассказывает как про большую огневую мощь этого «монстра», так и про его недостатки, в том числе указывает на сложности с неуравновешенностью всей системы «пушка-башня».

Их — этих самых недостатков — у КВ-1 и КВ-2, к слову, было действительно немало. Причём подвижность — далеко не самый серьёзный из всех. По надёжности узлов и агрегатов данных танков вопросов было куда больше, поскольку даже совершение более-менее коротких маршей на них уже было делом весьма проблематичным.

Также Жуков и Исаев подробно рассматривают боевое применение танков КВ-1 и КВ-2 в первые месяцы войны. Насколько сильное влияние они оказали на немецкое наступление с учётом превосходства германских войск в техническом оснащении и тактике действий. Рассказывается о реальных примерах боевых столкновений, в которых данные машины действительно оказались неприятным сюрпризом для противника.

Кроме того, видео делает акцент на эволюции советских тяжёлых танков в целом — с довоенных времён, начиная от многобашенных тяжеловесов и заканчивая тем, почему в конце концов выпуск танков КВ был окончательно свёрнут в пользу других, более приоритетных изделий. Поэтому к просмотру ролик настоятельно рекомендуем.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    25 сентября 2025 05:37
    Старший лейтенант Зиновий Колобанов — советский танкист, экипаж которого на танке КВ-1 в одном бою 20 августа 1941 года подбил 22 танка противника.
    1. +3
      25 сентября 2025 11:16
      Цитата: Uncle Lee
      Старший лейтенант Зиновий Колобанов — советский танкист, экипаж которого на танке КВ-1 в одном бою 20 августа 1941 года подбил 22 танка противника.

      Почему все знают про Колобанова, но того кто дал боевое распоряжение и указал место засады не вспоминают....А это Герой Советского Союза полковник Погодин Дмитрий Дмитриевич, командир 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии

      Танковая рота под командованием старшего лейтенанта З. Г. Колобанова по приказу полковника Д. Д. Погодина встала в засады в районе совхоза Войсковицы, станции Илькино, деревень Большие Борницы, Выселки, Большие Черницы. 20 августа 1941 года танки роты уничтожили из засад 43 германские единицы бронетехники из трёх танковых дивизий, проводивших в этот день смену позиций в ходе наступления на Ленинград и окружения Лужской группировки советских войск. При этом, командир орудия (наводчик) старший сержант Усов А. М. из экипажа танка командира роты З. Г. Колобанова снайперски расстрелял колонну из 22 немецких лёгких танков.
      1. 0
        11 октября 2025 13:11
        Так можно и комдива сюда прибавить. Из Вики:
        "Согласно мемуарам, командир 3-й танковой роты 1-го танкового батальона старший лейтенант Колобанов был вызван к командиру дивизии, от которого лично получил приказ прикрывать три дороги, ведущие к Красногвардейску (ныне город Гатчина) со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа (через Таллинское шоссе)[14]: «Перекрыть их и стоять насмерть!»

        В тот же день рота Колобанова из пяти танков КВ-1 выдвинулась навстречу наступавшему противнику. Важно было не пропустить немецкие танки, поэтому в каждый танк было загружено удвоенное количества бронебойных снарядов от стандартного числа бронебойных снарядов в боекомплекте танков КВ и минимальное количество осколочно-фугасных."
    2. +2
      25 сентября 2025 11:28
      Зиновий Колобанов...в одном бою 20 августа 1941 года подбил 22 танка противника

      Зиновий Колобанов был достоин звания Героя СССР. Нужно восстановить справедливость и присвоить ему звание Героя России.
      1. +3
        30 сентября 2025 14:46
        Цитата: Правдодел
        присвоить ему звание Героя России

        А вы уверены, что он был бы рад стать героем России, которая глубоко враждебна его родине?
        А как бы он отреагировал на наши современные фильмы про войну, где армия состоит из штрафников и пьяных нквд-шников, которые кольями воюют?
        1. 0
          1 октября 2025 07:58
          [quote]А вы уверены, что он был бы рад стать героем России, которая глубоко враждебна его родине?[quote]
          Какой родине, бандерштадту!? Вот так работает бандеровская ЦИПСОта, пытаясь нас убедить в том, что народ несчастной Украины воюет за бандеру и бандерштадт.
          Зиновий Колобанов, как и Ковпак, Сабуров воевали за Родину, за Отечество, а не за фашистский бандерштадт. Ковпак во время ВОВ после того, как бандеровцы стали калечить и изувечивать партизан, отлавливал гадов, привязывал к их яйцам взведенную гранату и отпускал. После этого нападение бандерлогов на партизан прекратились.
          Нет у бандерлогов родины, нет отечества. Родина бандерлогов - ад: там, где находит бандера, и куда они все тоже должны уйти.
          1. +2
            1 октября 2025 08:40
            что за бред? При чем тут ципсо или бандеровцы? Тут речь о результатах перестройки и о знаменитых "не вписавшихся в рынок" и что для героев войны получить героя россии - весьма сомнительная честь, потому что они не за это воевали.
            1. 0
              1 октября 2025 13:40
              что для героев войны получить героя россии - ...они не за это воевали.

              Как раз наши отцы и деды воевали за свою Родину, за Отечество, свободное от фашистской мрази и от бандерлогов.
              А те, кто тут нам вбивает, что бандерлоги и мобики воюют за, якобы, какую-то родину, так это и есть работа ЦИПСО или предателя России, пытающегося на мытьем, так катаньем нас уверить, что против нас сражаются не бандерлоги и несчастные пойманные на улице мобики, а херои неизвестно что защищающие.
              Нет, и никогда не было у бандерлогов родины и отечества.
              Бандерлоги, бандеровцы и вся подобная шваль и мерзость - порождение ада, и туда должны вернуться сейчас и после нашей победы: в ад к своему исчадию ада бандере.
              Нет у бандерлогов родины и никогда не было!!! Запомните это!!!
              1. +1
                1 октября 2025 14:01
                и где все то, что вы написали, в моем утверждении? Какой-то поток фантазии.
                Тут вообще речь не о том, кто воюет сейчас на СВО с любой из сторон,
                а о том, что идея наградить Колобанова героем России противоречива. Не больше и не меньше. Тут вообще не о ваших "бандерлогах".
                1. -3
                  1 октября 2025 14:13
                  А вы уверены, что он был бы рад стать героем России, которая глубоко враждебна его родине?

                  Так вы, оказывается, батенька еще и амнезией страдаете!?
                  Довели бандерлоги Украину до ручки, что память отшибло...
                  И специально для работников ЦИПСО
                  Идея восстановить справедливость и наградить Зиновия Колобанова званием героем России не только не противоречит памяти о герои, защищающем свою Родину, Отечество от гадов, но и отвечает принципу справедливости. Тем более, что Зиновий Колобанов достоин этой награды.
                  1. +2
                    1 октября 2025 14:14
                    обратитесь к психиатру, я бессилен вразумить вас. Ставлю минусы и больше не отвечаю.
        2. 0
          13 октября 2025 16:16
          прибухнул чтоли бедолага... родина Колобанова Российская империя так то....
    3. 0
      30 сентября 2025 14:36
      Цитата: Uncle Lee
      подбил 22 танка противника.

      по последним данным это увы не так, большинство подбитых "танков" оказалось ганомагами и прочими драндулетами, никакого отношения к танкам не имеющими. Вероятно где-то в отчетах исказилось бронетехники на танков. Ровно как все мардеры, хуммели, сомуа и прочие пт-сау сарайного типа в отчетах магически превращались в огромное количество фердинандов.
      1. -1
        13 октября 2025 16:19
        ну да... исказатели любители такие исказители.... сказки свои другим втирай балаболка... и да .. .ты стопудов еще и в плоскую землю веришь
        1. +1
          14 октября 2025 08:46
          рассказывай свой поток сознания зеркалу, ты не интересен.
      2. 0
        14 ноября 2025 13:34
        Неправда. Колобанов столкнулся с колонной лёгких танков, в которой были Pz III, и то ли Праги, то ли Pz 35. Для КВ это лёгкая мишень, особенно с дистанции эффективного огня, с которой стрелял Колобанов. А вот немецкие лёгкие танки на такой дистанции не могли ничего ему сделать. Тем не менее, Колобанов - герой. Немцы ведь могли и "88" подкатить... Тогда бы Колобанову
        пришлось очень туго... Фердинанды появились только на Курской дуге...
        Кстати, Мардеры и Хуммели - очень опасные противники для КВ! Броня у них, да, никакая. Но вот пушки как раз с КВ справлялись. Замаскированная немецкая самоходка могла много настрелять, пока её не уничтожат
        1. 0
          14 ноября 2025 14:03
          Цитата: futurohunter
          Неправда. Колобанов столкнулся с колонной лёгких танков, в которой были Pz III, и то ли Праги, то ли Pz 35

          Колобанов столкнулся с механизированной колонной, где были и легкие танки и другая техника, вот только внезапно все подбитые бронеединицы стали танками. Вы топите за версию из советской прессы. Историки очень подробно раскопали этот эпизод.
          https://dzen.ru/a/XoTswZmyKweRiWm2
          В реальности 6я танковая армия не встретилась в тот день с Колобановым.
          На его засаду наступал 113-й мотострелковый полк и рота танков из 1-й танковой дивизии.
          Кроме того, эпизод был частью более крупного сражения, которое уже шло до 1-го выстрела Колобанова несколько часов. По донесениям самого Колобанова в день боя и на следующее утро сообщалось о двух подбитых Колобановым танках. Лишь потом их число возросло до 22 на основании "доразведки", но по документам РККА отступила в тот день и никакой доразведки местности не было ну как минимум 2 года. Однако, Колобанов кроме танков подбил и другую технику. И ее список вроде как даже в значительной степени уже восстановлен, правда я не знаю что туда входило. Знаю, что на этом месте нашли следы 2 подбитых ганомагов и нескольких машин. Так что версия о 22 подбитых Pz Czech 35(t) не имеет подтверждения нигде.
          Это вовсе не означает, что Колобанов не ас, но нужно как-то фактов придерживаться. Нарратив оставьте нарративу.
          Насчет мардеров и хуммелей. В тот момент их не было у немцев. С Кв-1 они могли бороться в основном зенитками 88 и дивизионными гаубицами. При удаче с близкой дистанции могли пробить 50мм пушками и трофейными французскими 47 и 75мм пушками.
          1. 0
            16 ноября 2025 10:04
            С каких пор Яндекс-Дзен сиал достоверным источником? Про Мардеры и Хкюуммели вы сами написали))) Мардеры и Хуммели превращались в "Фердинанды" только после того, как наши бойцы с этими Фердинандами познакомились. Во-первых, не все видели эти Фердинанды. Во-вторых, в горячке боя все самоходки, у которых бронерубка смещена к корме, а вперёд торчит длинная пушка с дульным тормозом, автоматически воспринимались одного типа))) Даже Су-76 называли "голожопым Фердинандом"))) Про отсутствие Хуммелей, Насхорнов я знаю. Мардеры делали уже на базе французских танков и Праг. Их первые варианты с советской пушкой, если не ошибаюсь, появились уже в 1942 году. "88", тогда и правда, были только буксируемыми и на колёсном ходу. Пушки меньших калибров били КВ только в борт и на близких дистанциях
            1. 0
              17 ноября 2025 08:44
              Цитата: futurohunter
              С каких пор Яндекс-Дзен сиал достоверным источником?

              не источник, а платформа публикаций. Ну не всё же копипастом сюда тащить?
  2. +1
    25 сентября 2025 10:08
    До появления в Панцерваффе Pz.lVF с Пушкой в 7,5 см в 43 калибра танк КВ-1 был самым мощным танком.
  3. 0
    25 сентября 2025 14:36
    Не знаю правда это или нет, но мне попадалась такая информация, что пару трофейных КВ-2 немцы возили по австрийский деревням, выдавая их за свои.
    Типа демонстрировали мощь Рейха.
    1. 0
      27 сентября 2025 19:35
      https://topwar.ru/264204-gibel-nemeckoj-gruppy-armij-b-v-rurskoj-kotle.html
      Трофейный КВ с большой башней, который пытались использовать по делу на Западном фронте.
  4. -1
    26 сентября 2025 18:51
    А видео то, где? На что смотреть?
  5. 0
    26 сентября 2025 22:20
    Вообще то кв1 засветился в советско-финской войне 39-40 гг. И немцы к началу вов о нем уже знали.а вот управление танковыми подразделениями и подготовка экипажей танков у нас хромали. Отсюда и использование преимущества новых танков и в целом количественное превосходство в танках не принесло боевого успеха в начальный период войны. Хотя отдельные случаи фантамтических успехов на поле боя были...при грамотном командном управлении и отличной подготовке танковых экипажей. Колобанов тому яркий пример...хотя он сжег колонну легких танков , которые в ответ ничего сделать ему не могли. Засадную практику применяли потом и немцы, используя тяжелые танки. Танкоыых ассов в гитлеровской армии было гораздо больше, вследствие превосходства немецкой оптики и главное великолепно подготовленных танковых экипажей длительными тренировками......тракторист, это еще не механик водитель танка.
    1. 0
      26 сентября 2025 23:03
      Кроме оптики у германцев была ещё прекрасная радиосвязь на уровне танковых взводов и рот, что часто давало оперативный и тактический выигрыш. А вот в РККА, особенно в начале войны, со связью были большие проблемы, её было мало, надежность была невысокая и далеко не все умели ей пользоваться.
      1. 0
        30 сентября 2025 15:02
        Цитата: Техник_Харлан
        Кроме оптики у германцев была ещё прекрасная радиосвязь

        у немцев в армии была полностью выстроенная система, позволявшая реализовать скоординированно инициативу на местах - это и оптика и связь и множество других элементов системы, как, например массовый высокий уровень подготовки солдат и офицеров, что давало грамотность и рациональность решений.
        В РККА, чтобы не сделали на заводах и что бы не решили в штабах, не была решена задача массовой подготовки кадров для армии. На то есть масса причин, но по факту по кадровому составу РККА уступала вермахту летом как дети взрослым. И если вы почитаете мемуары про бои летом 41 года, там часто всплывают странные описания боя, когда к примеру дот с гарнизоном и взводом прикрытия был взят штурмом в лоб всего 3 солдатами немцев после напряженного боя. причем все немцы остались живы. Это один из эпизодов воспоминаний советского связиста, чтобы вы понимали, что тогда происходило, как много решала подготовка солдат.
        И да, связью пользоваться по делу научились только к лету 42 года.
        1. 0
          13 октября 2025 16:21
          lol блин таких смешных опусов давно не читал... чувак видимо где то в параллельной реальности обитает... ниче закинься еще чем нить... и на луну улетишь к тайной базе геринга
          1. 0
            14 октября 2025 08:44
            я опираюсь на воспоминания ветеранов - а что за твоим хамством стоит?
    2. 0
      30 сентября 2025 14:52
      Цитата: moneron
      Вообще то кв1 засветился в советско-финской войне 39-40 гг. И немцы к началу вов о нем уже знали

      как оказалось, нет, не знали. В финской войне поучаствовали 3 новых прототипа тяжелой техники, но во-первых, их не захватили, а во-вторых, в отчетах они уже фигурировали как варианты т28 и т35, которые немцев не впечатлили. Немцы считали, что это всё те же танки, просто обшитые броней до абсурда
      1. 0
        14 ноября 2025 13:41
        Ага, СМК был подбит и простоял на линии Маннергейма почти 2 месяца. Естественно, за это время он был осмотрен и финнами и немцами. И не считайте их за дураков, они не могли огромный танк с толстой бронёй и мощной 76-мм пушкой посчитать "вариантом Т-28 или Т-35", с которыми они были прекрасно знакомы. Тем более, что подбитый Т-28 стоял рядом. Да и финнам удалось захватить несколько Т-28
        1. 0
          14 ноября 2025 14:06
          Цитата: futurohunter
          они не могли огромный танк с толстой бронёй и мощной 76-мм пушкой посчитать "вариантом Т-28 или Т-35", с которыми они были прекрасно знакомы.

          откуда они были "прекрасно знакомы"? Они слышали что у "советов" есть многобашенные танки и увидели что он перед ним. Если это крякает и выглядит как утка, то это утка. Вот такая логика.
          Никто с атласами бронетехники на передовой не суетился.
  6. -1
    30 сентября 2025 14:33
    По надёжности узлов и агрегатов данных танков вопросов было куда больше, поскольку даже совершение более-менее коротких маршей на них уже было делом весьма проблематичным.

    автор, как-то странно вы пишете.
    как те же участники видео выяснили, проблемы на маршах возникали не столько из-за критически плохой матчасти, а из-за того, что недостаточно квалифицированно машины эксплуатировались как техниками, так и мехводами
    1. 0
      14 ноября 2025 13:44
      Там много проблем было. И они были связаны, как с низкой квалификацией танкистов, так и с ненадёжной техникой. Помимо конструктивных недостатков машин, сказывалась низкая культура производства на наших заводах. Это была беда нашего производства, как минимум, до середины Великой Отечественной...
      1. 0
        14 ноября 2025 14:09
        Цитата: futurohunter
        Это была беда нашего производства, как минимум, до середины Великой Отечественной

        КВ только поступали в части и инструкций по их эксплуатации не было. Умелые танкисты сами всё поняли, а скажем так обычные - эксплуатировали как могли. Уже к 42 году КВ-1 заметно сократил статистику отказов. по мере накопления опыта эксплуатации. А затем появился кв-1с, с которым стало еще проще.
        1. 0
          16 ноября 2025 09:52
          Вообще говоря, эксплуатационная документация по узлам и агрегатам бронетанковой техники всегда была - обратитесь в архивы. Другой вопрос, что в бардаке 1941-42 годов её и оеряли и она могоа не доходить до частей. КВ-1С уже не мог противостоять новым немецким длинноствольным 75-мм пушкам, которые пошли на Stug III и Pz IV. Тем более, он не мог противостоять новым Тиграм и Пантерам. Да иогневая мощь у него была как у Т-34. Короче, устарел уже в момент своего появления. Посему и пошли работы по созданию нового тяжёлого танка
    2. 0
      16 ноября 2025 09:55
      Матчасть не была "критически плохой". Но была и изношенность этой самой матчасти, и производственные дефекты и недостаточная квалификация персонала
  7. -1
    2 октября 2025 18:07
    Старший лейтенант Зиновий Колобанов — советский танкист, экипаж которого на танке КВ-1 в одном бою 20 августа 1941 года подбил 22 танка противника.
    Но до сих пор не Герой России.
  8. 0
    6 октября 2025 14:42
    Я не эксперт, но мне очень нравится ваша прекрасная и сложная история. Книга, написанная на танке... вы, конечно, знаете её, и когда я, будучи солдатом, изучал карту поля боя Отечественной войны, я всегда гордился вами и был рад. am