«Чёрный барон» Врангель. Преемник Деникина

5 469 188
«Чёрный барон» Врангель. Преемник Деникина

В предыдущей статье (Лица Гражданской войны) мы говорили о том, что находившимся на позициях «непредрешенчества» лидерам белого движения фактически нечего было предложить народу России. Давались лишь туманные обещания решить накопившиеся пробелы после победы над большевиками – в то время как Ленин и его соратники давали все и сразу. И лишь уже на последнем этапе гражданской войны П. Врангель выступил с более или менее понятной народу программой. Он соглашался передать крестьянам помещичью землю (правда, за «справедливый» выкуп), признать и узаконить захваты помещичьей земли крестьянами, разработать законы, гарантирующие рабочим права и хоть какие-то социальные гарантии, обещал дать самоуправление национальным окраинам. Но решение о государственном устройстве России вновь передавал на усмотрение Учредительного собрания, депутатов которого снова пришлось бы выбирать. А в «Воззвании к русским людям» он неосторожно заявил, что народ должен выбрать себе «хозяина» – и даже у «добровольцев» появились подозрения, что Врангель не просто желает восстановления монархии, но хочет сам стать императором. А П. Горенштейн и С. Покрасс написали марш с чеканной (на века!) формулой:

Белая армия, черный барон,
Снова готовят нам царский трон.

Помните?



Вернемся к реформам Врангеля: некоторые считают, что если бы «белые» сразу выступили с такой либо похожей программой, то гражданская война могла бы пойти и по другому сценарию, но это маловероятно. Теперь же и вовсе было поздно, и «чёрный барон» был обречен на поражение. В этих статьях мы поговорим о происхождении и карьере Врангеля, его участии в гражданской войне, эмиграции и смерти за рубежом.

Род Врангелей


Человек, о котором пойдет речь в статье, был представителем датского дворянского рода Тольсбург-Эллистфер, сведения о котором можно найти уже в документах начала XIII века. Девизом Врангелей стала латинская фраза «Frangas, non flectes» – «Сломишь, но не согнёшь». Первым известным предком «чёрного барона» стал некий Dominus Tuki Wrang («господин Туки Вранг»), который в 1219 году находился в гарнизоне крепости Ревель среди «людей короля» Дании Вальдемара II. «Вранг» – вероятно, родовое прозвище: оно могло означать «железный», «стойкий», но также «жестокий».


Известный с 1314 года герб рода Врангелей с девизом и изображениями нашлемника, орлиных крыльев и двух зубчатых стен

Дети «господина Туки» именовались de Wranghele, позже, в России, стали Врангелями. Их вотчинами были имения Эллистфер и Луденгоф. Но в XVI веке род Врангелей распался на 20 самостоятельных линий.

Первым баронский титул от шведской королевы Кристины получил в октябре 1653 года полковник Херман фон Врангель. В середине XVIII века другие представители рода стали баронами Лифляндии и Эстляндии.

Как можно догадаться, главным занятием мужчин семьи Врангелей была военная служба: они «отметились» в армиях Дании, Швеции, Германии, Австрии, Голландии и даже Испании. Семь представителей рода стали фельдмаршалами, более тридцати – генералами, еще семь – адмиралами. Некоторые из рода стали епископами, а 4 женщины – игуменьями, семь – послами в соседние государства.

В России какой-то «немчин Денис Владимирович Врангилев» появился в 1629 году – он упоминается как владелец поместья в Нижегородском уезде. А в 1709 году в Полтавской битве погибли 22 офицера с фамилией Врангель. Вероятно, вы догадались, что служили они в шведской армии.

Первые Врангели в русской армии появились в последний период Семилетней войны, затем они стали участниками Русско-турецких войн XVIII столетия. Имя одного из представителей рода можно увидеть на 15-ой стене московского Храма Христа Спасителя – он упоминается в числе раненых в Бородинском сражении. Александр Евстафьевич Врангель вошел в историю как человек, которому в ауле Гуниб 26 августа 1859 года сдался в плен знаменитый имам Шамиль.


Генерал-адъютант А. Е. Врангель, гравюра конца 1850-х – начала 1860-х гг.

Имя адмирала Фердинанда Петровича Врангеля носит остров между Восточно-Сибирским и Чукотским морями.


Ф. П. Врангель на портрете работы А. Першакова, 1892 г. В 1840-1847 гг. был директором Российско-Американской компании, выступал против продажи Аляски США

В середине XIX века по указу Государственный совет Российской империи признал баронский титул за Врангелями, что владели Эллистфером и Луденгофом.

А к началу XX века оказалось, что русские линии рода Врангелей – наиболее многочисленные из всех (на втором месте шведские семьи Врангелей, на третьем – прусские). К этому времени 18 русских Врангелей дослужились до генеральских чинов, 2 стали адмиралами. Один из Врангелей занимал пост министра, другой стал членом Государственного совета, по два представителя рода – сенаторами и губернаторами, один занял профессорскую кафедру.

Молодость и начало военной карьеры Петра Врангеля


Будущий генерал и преемник Деникина на посту главнокомандующего Вооруженными силами Юга России родился в Ковенской губернии в городе Ново-Александровск (в настоящее время – литовский Зарасай) 15 (27) августа 1878 года. Его отец по материнской линии был потомком знаменитого «арапа» Петра I – Ганнибала. В отличие от многих представителей рода Врангелей, он выбрал гражданскую службу и сына устроил на учебу вначале в Ростовское реальное училище, а потом в Санкт-Петербургский горный институт, который он окончил в 1901 году. Кроме того, молодой Петр Врангель увлекался музыкой, иногда дирижировал оркестром на светских балах.

Гражданскую карьеру отец предназначил и младшему сыну Николаю, который стал сотрудником Эрмитажа и редактором журнала «Старые годы» (умер в 1915 г.).

После получения диплома горного инженера Петр Врангель поступил вольноопределяющимся в лейб-гвардии Конный полк. Через год, сдав «по первому разряду» экзамен в Николаевском кавалерийском училище, был произведен в корнеты гвардии и зачислен в запас. Следующий шаг в карьере – чиновник по особым поручениям при Иркутском генерал-губернаторе. Снова на военную службу Петр Врангель поступил после начала Русско-японской войны: 6 февраля 1904 года стал хорунжим 2-го Верхнеудинского полка Забайкальского казачьего войска, однако 27 февраля того же года был переведён во 2-й Аргунский казачий полк.


Хорунжий П. Врангель – четвертый слева в первом ряду среди офицеров Второго Агрунского казачьего полка

Во время Русско-японской войны к декабрю 1904 года дослужился до звания сотника, получив при этом орден Святой Анны 4-й степени с надписью «за храбрость» и Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом. По окончании войны остался на службе и 6 января 1906 года стал штаб-ротмистром 55-го драгунского Финляндского полка, но был прикомандирован в Северный отряд Свиты флигель-адъютанта генерал-майора И. А. Орлова. В составе этой части участвовал в подавлении мятежей в Прибалтике, при этом обратил на себя внимание жестокостью – по его приказу в Валисбургской волости 13 человек были расстреляны и два человека повешены.

В марте 1907 года был переведен поручиком в Лейб-гвардии Конный полк. А то ли в августе, то ли в октябре 1908 года 30-летний Петр Врангель заключил брак с фрейлиной Ольгой Михайловной Иваненко, которая была на 5 лет младше его. Он родила ему четырех детей, причем последнего сына Алексея – уже в эмиграции в 1922 году в возрасте 39 лет.


Ольга Михайловна Врангель

Ольга пережила мужа на 40 лет и умерла в Нью-Йорке в 1968 году.

В 1910 году Петр Врангель окончил Николаевскую военную академию, в 1911 году прошел курс Офицерской кавалерийской школы. В 1914 году мы видим Врангеля ротмистром и командиром эскадрона Лейб-Гвардии Конного полка. Через несколько дней после начала I мировой войны ему исполнилось 36 лет.


Ротмистр Врангель, 1914 г.

П. Врангель в период I мировой войны


Воевал барон весьма неплохо. Уже 6 августа под Каушеном во главе кавалеристов гвардейского Конного полка атаковал германскую батарею, захватив два орудия и четыре зарядных ящика, был награжден орденом Святого Георгия IV степени. Во время этого боя под ним была убита лошадь.


А. Шелоумов. Атака П. Н. Врангеля с эскадроном Лейб-гвардии Конного полка на германскую батарею 6 августа 1914 г.

Потери среди офицерского состава императорской армии были очень велики, и ситуацию можно было охарактеризовать словами грибоедовского полковника С. Скалозуба:

Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.

Уже в декабре 1914 г. П. Врангель стал полковником и флигель-адъютантом Свиты.

20 февраля следующего года захватил переправу через реку Довине (юг современной Литвы), а затем выбил с занимаемых позиций две германские роты, взяв в плен 12 неприятельских солдат и захватив обоз. В июне 1915 года получил Георгиевское оружие.

В октябре того же года Врангель стал командиром 1-го Нерчинского полка Уссурийской конной бригады (затем – дивизии) генерала А. Крымова. При переводе получил характеристику:

Выдающейся храбрости. Разбирается в обстановке прекрасно и быстро, очень находчив в тяжёлой обстановке.

Немного забегая вперед, отметим, что уже после завершения гражданской войны, вернувшийся в Советскую Россию генерал Я. Слащёв в разговоре с Дзержинским сказал о хорошо знакомом ему бароне:

По натуре трус, но в бою – профессионально храбр.

В полку Врангеля служили тогда барон Роберт Николаус Максимилиан фон Унгерн-Штернберг, прославившийся позже идеями восстановления монгольской империи Чингисхана, и печально знаменитый Григорий Семенов, банды которого во время Гражданской войны, согласно свидетельству американского генерала Грэвза,

под защитой японских войск бродили по стране (Сибири), как дикие звери, убивая и грабя людей.

В 1916 году Нерчинский полк участвовал в наступательной операции Юго-западного фронта, которая вошла в историю как Брусиловский прорыв, получил благодарность от императора. Затем, в конце 1916 г., Врангель был переведен на Румынский фронт, где в середине января следующего года стал командиром 2-ой бригады Уссурийской конной дивизии, а затем получил звание генерал-майора. Его карьера в императорской армии достигла своего пика.

После Февральской революции


Известие об отречении Николая II застало Врангеля в Бессарабии. Будучи убежденным монархистом, он писал о событиях в Петрограде:

С падением Царя пала сама идея власти, в понятии русского народа исчезли все связывающие его обязательства, при этом власть и эти обязательства не могли быть ничем соответствующим заменены.

Особенно шокировал его пресловутый «Приказ № 1», изданный Петроградским советом 1 (14) марта 1917 года, который он пытался игнорировать. Тем не менее его служба продолжалась, и в июле 1917 года он стал командующим 7-й кавалерийской дивизией, а затем – и Сводным кавалерийским корпусом. Даже получил солдатский Георгиевский крест IV степени с лавровой ветвью за успешную операцию по отступлению пехотных частей к реке Сбруч, которое проходило с 10 по 20 июля 1917 года. Но армия стремительно деградировала и разваливалась на глазах, а «старорежимные» методы руководства Врангеля раздражали начальство в Петрограде. Все это привело к отставке, после которой Врангель с семьей переехал в Ялту, где он в конце 1917 года был арестован, но вскоре освобожден. После этого отправился в Киев, где не сумел найти общего языка с гетманом Скоропадским. Наконец, в августе 1918 года он оказался в Екатеринодаре (современный Краснодар), где и началась его служба в Добровольческой армии Деникина.

Белогвардейский генерал Пётр Врангель


Первым назначением Врангеля в деникинской армии стала должность командира Первой конной дивизии, в которой служили кубанские и терские казаки. Именно с этого времени он неизменно стал появляться на публике в чёрной казачьей черкеске с газырями, за что и получил свое прозвище – «Чёрный барон». Принял участие во Втором Кубанском походе, скоро дослужился до командира корпуса и получил звание генерал-лейтенанта. Врангель стремился не распылять свои силы по всему фронту, а, напротив, собирать в единый «кулак», бросая конницу в прорыв. Именно действия его кавалеристов во многом определяли успех белогвардейцев в боях на Кубани и Северном Кавказе.

В мае 1919 года оказался во главе Кубанской армии, которая оттеснила 10-ую армию красных к Царицыну, а затем – в конце июня 1919 года, сумела захватить этот стратегически важный город.


Врангель в Царицыне

И это был не единственный успех белых. Армия В. Май-Маевского захватила Донбасс, Харьков и Екатеринослав (Днепропетровск). А генерал-лейтенант В. Сидорин со своими войсками и присоединившимися к ним повстанцами верхнедонских станиц занял область Войска Донского и часть Воронежской губернии. Окрыленный успехом Деникин решил вести войска на Москву, в то время как более реалистично оценивавший ситуацию Врангель предлагал перейти к обороне на Харьковском участке фронта и двигать войска на Саратов и далее на Москву – предполагая возможность оказать помощь Колчаку и, возможно, даже соединиться ним. Впрочем, армия кровавого адмирала уже потерпела поражение, потеряла Уфу и отходила за Урал. Другой вариант предполагал перейти в наступление от Харькова, перейдя к обороне на Царицынском участке. Деникин же в начале июля 1919 года отдал приказ, известный как «Московская директива», который предусматривал наступление по всем направлениям: три белые армии должны были наступать на фронте протяженностью в 1000 км. Врангель потом назвал «Московскую директиву» «смертным приговором войскам Юга России». Он писал:

Все принципы стратегии предавались забвению. Выбор одного главного операционного направления, сосредоточение на этом направлении главной массы сил, маневр — все это отсутствовало. Каждому корпусу просто указывался маршрут на Москву.

20 сентября 1919 года деникинскими войсками был взят Курск, 13 октября – Орел, а 28 сентября свое наступление на Петроград начал Юденич – и к 20 числу того же месяца вплотную подошел к городу.

Но осенью 1919 года белогвардейский поход на Москву закончился катастрофой, а Врангель из-за разногласий с Деникиным 20 декабря 1919 года был отстранён от командования. Юденич потерпел поражение и к концу года отступил на территорию Эстонии. Грызня среди белых продолжалась, и до конца цеплявшийся за власть Деникин в начале февраля 1920 года уволил из армии Врангеля и откровенно сочувствовавших ему генералов Лукомского и Шатилова, командующего Черноморским флотом вице-адмирала Ненюкова и начальника штаба флота контр-адмирала Бубнова. В войсках это вызвало возмущение, и капитан Николай Орлов даже поднял мятеж в Крыму, требуя отставки Деникина и назначения главнокомандующим Врангеля. Правительство Деникина обвинялось в «казнокрадстве и неэффективности». Однако Врангель этот мятеж не поддержал и даже на время уехал в Константинополь.

Окончательно погубили репутацию Деникина катастрофичные и бездарные эвакуации белогвардейских частей и поддерживающих белых гражданских лиц из Одессы (2-8 февраля 1920 г.) и Новороссийска (в марте 1920 года). Об этом еще будет рассказано в статьях, посвященных А. Деникину.


Английские танки, брошенные белогвардейцами в Новороссийске. Кстати, в ноябре 1920 г. в Крыму трофеями Красной Армии станут еще 12 танков – 5 в Феодосии и 7 в Севастополе

Только в Новороссийске в плен попали около 22 тысяч белогвардейцев. Еще недавно – 4 января, Колчак уступил Деникину титул верховного правителя России. И уже 4 апреля опозоренный Деникин сам подал в отставку и в тот же день на английском миноносце покинул Россию.


Деникин на фотографии, сделанной в день отставки – 4 апреля 1920 г.

А на линейном корабле «Император Индии» в Севастополь 4 апреля прибыл Врангель.

В следующих статьях мы продолжим наш рассказ и поговорим об отчаянных попытках реформ, предпринятых бароном Врангелем, об агонии белогвардейского Крыма и объявленной «образцовой» эвакуации ноября 1920 года, о жизни Врангеля в эмиграции.
188 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    4 октября 2025 06:10
    Белая армия, черный барон,
    Снова готовят нам царский трон.

    Но от тайги до мелкобританских морей Красная Армия всех сильней! good Не дождутся soldier
  2. +6
    4 октября 2025 06:16
    Врангели служили Российской Империи не одно поколение. А врагом стал один из рода Врангелей. И даже не сразу, после падения Монархии, а через время некоторое. И не самым кровавым врагом нового государства, а одним из последних, кто с новым государством воевал.
    Не так страшен чёрт, как его малюют?!
    Это личное мнение после прочтения публикации.

    Спасибо автору за часть публикации, касающейся истории Врангелей!
    Но, если убрать оценки (кровавый адмирал), материал не стал бы хуже.

    Личное мнение...
    Цари, президенты, генералы не делятся на кровавых, добрых, благодушных.
    Такими их делает свита. А сохраняют в памяти победители.
    1. +12
      4 октября 2025 06:21
      "Кровавый адмирал* Колчак - не преувеличение, а констатация факта. Даже при Ельцине в 1999 году Забайкальский военный суд объявил его «человеком, совершившим преступления против мира и человечности, и не подлежим реабилитации». А генерал Грэйвс, командовавший американским интервенционныс корпусом, назвал армию Колчака "отступающей бандой" - ни больше, ни меньше.
      1. +3
        4 октября 2025 07:25
        Забайкальский военный суд объявил его
        - не в защиту Колчака, но ссылка на наши суды вызывает улыбку....
        1. vet
          +12
          4 октября 2025 08:20
          Суд ведь состоялся не при коммунистах, а при антикоммунисте и антисоветчике Ельцине, когда реабилитировали всех подряд. Поэтому - никакой улыбки.
      2. -5
        4 октября 2025 08:27
        Меньше всего надо верить Гревсу и другим англо-американским подонкам! Эти уж постараются обгадить всех русских.
        И если говорить о "кровавых" белых генералов, то было бы честно, по мужски, тогда говорить и о "кровавых" краскомах! А то уж как-то получается здесь играем, тут не играем, а тут рыбу заворачиваем.
        1. vet
          +7
          4 октября 2025 08:35
          А Вы статью "Лица гражданской войны" читали? Там написано, кто начал гражданскую войну, а также о том, как пытались править большевики до покушения на Ленина и убийства Урицкого.
          1. -9
            4 октября 2025 14:01
            ИМХО Моисей Соломонович Урицкий столько русской крови пролил,что ему впору с Гимлером соревноваться.
            1. +9
              4 октября 2025 14:20
              Какой крови?! Урицкий был принципиальным противником смертной казни и даже вместе Зиновьевым жёстко подавил в Петрограде попытки мести за убийство Володарского. Убийство Урицкого было выгодно только экстремистски настроенным лидерам большевиков вроде Свердлова и Троцкого - как и покушение на Ленина. Именно этот двойной теракт дал возможность Свердлову аннулировать декрет от 28 октября 1917 г. об отмене смертной казни и объявить о начале кампании Красного террора.
        2. vet
          +7
          4 октября 2025 08:42
          Кстати, почему не верить Грэйвсу, которому было все равно, каких именно русских чернить - красных или белых? Более того, он пошел "против течения": ведь Антанта поддерживала именно белых и потом США долго не признавали Советскую Россию. Значит, действительно, такие ужасы при Колчаке творились, что не смог смолчать.
      3. -12
        4 октября 2025 09:30
        Цитата: ВлР
        "Кровавый адмирал* Колчак - не преувеличение, а констатация факта. Даже при Ельцине в 1999 году Забайкальский военный суд объявил его «человеком, совершившим преступления против мира и человечности, и не подлежим реабилитации».

        Еще раз-Александр Васильевич НЕ нуждается в реабилитации, ибо суда над ним не было.

        Решением Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга под председательством судьи Т.П. Матусяк от 24 января 2017 года по делу № 02а-0185/2017
        расстрел Колчака А.В. следует квалифицировать как внесудебную расправу, его расстрел – это внесудебная расправа, совершенная с грубейшим нарушением процессуальных норм, действовавших в то время.
        Основанием для расстрела послужила секретная телеграмма В. И. Ульянова (Ленина)

        ленин-банальный преступник и здесь.

        решение Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга (федерального судебного органа в свете норм Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации») от 24 января 2017 года по делу № 02а-0185/2017 - акт, иллюстрирующий официальную правовую позицию Российской Федерации по вопросу расстрела Верховного правителя России адмирала А.В. Колчака...Н.

        решение о государственном устройстве России вновь передавал на усмотрение Учредительного собрания, депутатов которого снова пришлось бы выбирать.

        ну да, "тяжелая " работа, лучше никого никуда не выбирать и 70 лет,подчиняться диким бесконтрольным решениям никем не избранных "вождей".

        П.Н. Врангель образец настоящего русского патриота-офицера, фронтовика, окопника,.дрался за Россию в 3 войнах
        , ранен , награжден за храбрость.

        Гдеже в это грозное время были больш вожди? Дрались за ...поражение России , жрали пиво в щвейцариях и спали с малолетками в курейках, в тылу же "дрались" природные русаки горнштейны с покрассами.

        Где, ктстаи , потомки покрассов, "вождей"? В проклятом западном капитализие, а нам строили... комунизьм......
        1. +12
          4 октября 2025 09:38
          Решение Забайкальского военного суда о признании Колчака «человеком, совершившим преступления против мира и человечности, и не подлежим реабилитации» подтвержено Военной коллегией Верховного суда РФ в ноябре 2001 года и низовой Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга просто не имел права это решение отменять. Это просто антисоветский и антикомунистический комментарий.
          1. -10
            4 октября 2025 10:41
            Цитата: ВлР
            ноябре 2001

            вам приведено решение федерального суда уже 2017 года.

            Может, для вас еще и решение "суда" 1937 над Тухачевским в действии?
            Цитата: ВлР
            просто не имел права это решение отменять.

            вы-- верх. суд? Нет? А он не возражал
            Цитата: ВлР
            Это просто антисоветский и антикомунистический комментарий.

            это просто антирусофобский комментарий.

            Вы не ответили на вопрос-в каком курейском окопе защищали Россию от японских и немецких захватчиков в 1905,1914 гг ваши "вожди", в то время как врангели проливали кровь за нее?

            В каких западных странах потомки хрущева, джугашвили, бланка, андропова ,суслова и пр?
        2. +9
          4 октября 2025 10:08
          Запел сьарую песню хрустобулосник.. Сменил бы уже тексты противно.
        3. +1
          4 октября 2025 12:56
          Еще раз-Александр Васильевич НЕ нуждается в реабилитации, ибо суда над ним не было.

          -тогда так было не обязательно.Как пример поляки без суда пленных расстреливали.Да и у белых ,пример книга "исповедь казака"-4 тыс.расстрелянных мобилизованных красными.
          -основанием служил приказ Смирнова .У Ленина в телеграмме ничего не говорить
          -Армия должна служить государству ,чего не было,пришлось такой маленькой маргинальной партии в 24 тыс на февраль 1917г. разгребать и спасать Россию.
        4. vet
          +1
          Вчера, 05:07
          Решение Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга

          Ни при каких обстоятельствах не может отменить решение ВЕРХОВНОГО суда. Это моська и слон. И уж тем более гражданский РАЙОННЫЙ суд не может отменить решение ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА.
          1. -1
            Вчера, 10:55
            Цитата: vet
            Ни при каких обстоятельствах не может отменить решение ВЕРХОВНОГО суда.

            Верховный суд НИКАК не отверг решение федерального суда Питера и решение Питера-ПОСЛЕДНЕЕ-и убийство Колчака- вопиющее внесудемное преступление бланков против Закона и России.

            ПС имя Колчака, наконец, возвращено его острову анвсегда-правда восторжетвовала и восторжествует, безусловно, и дальше над 70летней ложью.
            1. 0
              Вчера, 13:39
              Суды низших инстанций, действительно, просто не имеют права пересмотра решений судов высших инстанций, и уж тем более - Верховного суда. И потому решение Смольнинского районного суда Петербурга юридически ничтожно, не имеет никакой силы и нет необходимости его опровергать.
              1. -2
                Вчера, 16:09
                Цитата: ВлР
                И потому решение Смольнинского районного суда Петербурга юридически ничтожно, не имеет никакой силы и нет необходимости его опровергать.

                ничтожны попытки дилетанотов оспорить решения Смольнинского районного суда Петербурга 2017 г, решения суда в действии и сейчас..
                1. vet
                  0
                  Сегодня, 09:56
                  Господи, Андрей, ну Вы и упертый.
                  Да посмотрите, что официально говорится о постановлениях Верховного суда:
                  Постановление Верховного Суда РФ – это окончательное и обязательное для всех инстанций решение

                  Кто может оспорить решение Верховного суда и куда нужно обращаться:
                  Для обжалования необходимо обратиться в вышестоящий орган — Президиум Верховного суда РФ.

                  И все. Никакой районный суд даже и близко не может подойти к обжалованию, либо отмене решения Верховного суда. В принципе не существует такой возможности.
                  1. -2
                    Сегодня, 12:10
                    уясните, наконец-решение питерского суда является действующим и обязвтельным уже 8 лет с момента принятия, его никто не отменил.
                    1. vet
                      0
                      Сегодня, 12:17
                      А зачем отменять исходно неправомерное решение, которое противоречит Федеральному конституционному закону от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ, то есть изначально юридически ничтожно и не имеет никакой силы? Это просто анекдотический юридический казус, не более.
                      1. -2
                        Сегодня, 12:42
                        Цитата: vet
                        не имеет никакой силы

                        оно ДЕЙСТВУЕТ с момента принятия,аппеляционная коллегия тоже оставила его в силе, вот и всё..

                        Для Вас же еще и Тухачевский , по-прежнему, шпион.......

                        ,
                      2. vet
                        0
                        Сегодня, 12:53
                        Посмотрите пост ниже - о решении того же Смольнинского суда по мемориальной доске Колчаку в Петербурге. Снята по решению как раз Смольнинского суда на основании решения Забайкальского военного суда от 1999 года.
                        Все эти сообщения о всесильном РАЙОННОМ суде, который запросто нарушает федеральный закон и отменяет решения суда ВЕРХОВНОГО - просто анекдот. Отменить решение Верховного суда в исключительных случаях может только Президиум Верховного суда РФ. Все остальное - чушь собачья. Суды низших инстанций после решения Верховного суда даже поднимать вопросы о пересмотре дела права не имеют. Решение Забайкальского военного суда и Военной коллегии Верховного суда районный суд отменить не может в принципе. Они обязательны к исполнению. .
                      3. 0
                        Сегодня, 13:12
                        Цитата: vet
                        о решении того же Смольнинского суда п

                        я об этом решении уже ТРИ дня говорю-иенно оно и признало , что
                        расстрел Колчака А.В. следует квалифицировать как внесудебную расправу, его расстрел – это ВНЕсудебная расправа, совершенная с грубейшим нарушением процессуальных норм, действовавших в то время

                        Поэтоу он и в реабилитации не нуждается , ибо суда не было.
                      4. vet
                        0
                        Сегодня, 13:30
                        Получается, что 24 января 2017 года Смольнинский районный суд изменил свое мнение, поскольку вынес решение о демонтаже памятной доски Колчаку в Петербурге, мотивировав это тем, что в 1920 году Колчак был расстрелян именно
                        по приговору суда, а Забайкальский военный суд в 1999 году отказал в реабилитации адмирала, поскольку не была опровергнута его причастность к военным преступлениям.

                        Решение приняла судья Татьяна Матусяк.
                        Решение суда было обжаловано в высшей инстанции комитетом по культуре, который указал, что имя Колчака уже увековечено в нескольких городах России. Однако Санкт-Петербургский городской суд 25 апреля подтвердил постановление


                        https://www.rbc.ru/society/05/07/2017/595cadca9a79472a242a7148?ysclid=mgezn6u9n0539666230
                      5. 0
                        Сегодня, 15:35
                        Цитата: vet
                        Получается, что 24 января 2017 года Смольнинский районный суд

                        Получается, что надо цитировать не пересказы рбк а РЕШЕНИЕ СУДА напрямую:
                        , что еще раз делаю с удовольствием:

                        расстрел Колчака А.В. следует квалифицировать как внесудебную расправу, его расстрел – это ВНЕсудебная расправа, совершенная с грубейшим нарушением процессуальных норм, действовавших в то время

                        И имя русского офицера ,фронтовика, Правителя России носят сегодня острова,, корабли, музеи, стоят памятники и мемориалы.

                        Сравните с ситуаций 40 лет назад. ЧТО невидно?
      4. +3
        Вчера, 19:19
        Цитата: ВлР
        "Кровавый адмирал* Колчак - не преувеличение, а констатация факта. Даже при Ельцине в 1999 году Забайкальский военный суд объявил его «человеком, совершившим преступления против мира и человечности, и не подлежим реабилитации». А генерал Грэйвс, командовавший американским интервенционныс корпусом, назвал армию Колчака "отступающей бандой" - ни больше, ни меньше.

        А в 2004 г. в Иркутске был установлен памятник Колчаку...
        1. vet
          0
          Сегодня, 12:20
          А в 2004 г. в Иркутске был установлен памятник Колчаку...

          Много у нас еще либерастов Пятой колонны. Но вот в Петербурге тот самый Смольнинский районный суд, на который все время ссылается Ольгович, 24 января 2017 года удовлетворил иск к городским властям с требованием демонтировать мемориальную доску русскому адмиралу Александру Колчаку, установленную в ноябре 2016 года.
          И знаете, чем мотивировалось это решение? Особое внимание для ОЛЬГОВИЧА!
          Тем, что
          в 1920 году Колчак был расстрелян по приговору суда, а Забайкальский военный суд в 1999 году отказал в реабилитации адмирала, поскольку не была опровергнута его причастность к военным преступлениям.

          !!!
          Санкт-Петербургский городской суд 25 апреля того же года подтвердил постановление Смольнинского райсуда.
  3. +12
    4 октября 2025 06:29
    Меняется все. Врангели гибли при Полтаве. Шлиппенбаха пленили. А потом потомки его России служили.

    Тема почти беспроигрышная для бурного обсуждения. Спорить по поводу Гражданской войны можно до бесконечности. Не найти правды, когда столько своей крови проливается. Может она ещё и не кончилась.
    1. -7
      4 октября 2025 14:14
      Цитата: Korsar4
      Не найти правды, когда столько своей крови проливается

      не соглашусь-сравните ситуацию с трактовкой, оценкой и объективными знаниями об УС, ВОР и ГВ 40 лет назад и сегодня -это просто небо и земля,правда пробилась через 70летнюю оголтелую ложь,клевету и забвение. .

      Еще сколько-то лет-такого движения- и правда восторжествует.полностью
      1. +1
        4 октября 2025 14:21
        правда, тезка, у каждого своя, а истины мы уже не узнаем никогда.... hi
      2. +7
        4 октября 2025 15:36
        Все сложнее. При всем уважении. Вот сегодня вспоминали: Борис Лавренев «Сорок первый». Тоже ведь из Белого Движения к Красному перешел. Трагедия страны. Не найти правых. Мучеников найти можно.
        1. -2
          4 октября 2025 17:42
          Цитата: Korsar4
          Трагедия страны. Не найти правых.

          есть базовые принципы:

          -жизнь человека-бесценна,

          -никакая идея не стоит миллионов уничтоженных, изломанных этих самых ценных жизней сограждан и разрушения страны ,

          -ВСЁ должно решаться в избранном парламенте , а не на поле боя, его решения обязательны для всех.


          Всё!

          Кто против подобного в здравом уме? Никто. Вот они и правы.
          1. +7
            4 октября 2025 18:24
            Вы правда верите в избранный парламент?
            Например, сегодняшний.

            А сколько с Учредительным Собранием носились.

            Можно до бесконечности перебирать достоинства и недостатки любой системы.

            Про то, что жизнь - бесценная никто не спорит. Заповеди не случайно даны.

            А вот воззрение правящего и подчиненного класса может очень даже различаться.
            1. 0
              Вчера, 09:26
              Цитата: Korsar4
              Вы правда верите в избранный парламент?

              Вы правда верите в то , что милиионы взаимно проломленных голов в ГВ рождают... истину?

              Ничего другого, кроме дебатов в парламенте или ГВ человечество не придумало.
              Цитата: Korsar4
              А сколько с Учредительным Собранием носились.

              легче с шашками по полям носиться за оппонентом.?
              Цитата: Korsar4
              А вот воззрение правящего и подчиненного класса может очень даже различаться

              естественно. Болшинство выигрывает выборы и принимает свои законы при уважении меньшинства:

              Всенародное УС и успело выразть волю граждан России-признало ее .республикой и приняло ЗАкон о земле. И все остальное решило бы, но....
              Кто был против этого? Никто. Кроме бандитов.
              1. 0
                Вчера, 13:45
                Гражданская война - это безусловное зло. Другое дело, что за тысячелетия были придуманы совершенно разные формы управления государством.

                А вот стал ли мир менее кровожадным? Не уверен.
                1. 0
                  Вчера, 16:20
                  Цитата: Korsar4
                  были придуманы совершенно разные формы управления государством.

                  со временем ,все более совершенные-это, думаю, неоспоримо.
                  Цитата: Korsar4
                  А вот стал ли мир менее кровожадным? Не уверен.

                  во всяком случае, война признана злом и преступлением, чего раньше не было, запрет на ОМП и т.п..

                  Выглядит идеалистично, понимаю, но и обратного пути к пожиранию врага мало кто хочет...
    2. +3
      4 октября 2025 15:28
      конечно не кончилась, беляки организовали русский крест и череду войн сепаратистов, включая идущие прямо сейчас
    3. +9
      4 октября 2025 18:26
      Представьте, что бывшее руководство какой нибудь страны сконцентрируется в паре областей и будет рассказывать как будет хорошо когда то там и непонятно как. А из руководителей рангом пониже соберут несколько полков, и эти полки будут убивать жителей окрестных местностей, исходя из своих представлений о родине, где у них было все и им за это ничего не было. Приправьте это альтернативном правительством, которое отменило кабальные ипотеки, дало социалку и показало дорогу к реальному будущему, а также интервентов. Вот в таком положении оказались наши предки. Они сделали однозначный выбор. Все остальное это песни перестроечной интеллигенции. У красных была цель, были задачи и был план. У белых только представления о высоком.
      1. +2
        4 октября 2025 18:31
        Наше настоящее: Москва и Московская область, Петербург, Краснодарский край.

        Но, подозреваю, что продразверстка и продналог мало кому бы и сейчас понравилась.

        Когда есть враг - тогда нет времени для сомнений.
        Не выходит дать однозначный ответ. Как бы этого не хотелось. Не математика.
        1. +2
          4 октября 2025 18:46
          продразверстка и продналог мало кому бы и сейчас понравилась.

          ,,,а сейчас с кого их брать?
          1. +3
            4 октября 2025 19:17
            Кого раскулачивать? Кто подвернется.

            Конечно можно представить как банковскую систему трясут.

            Но, увы, часто наведение порядка превращается в новую дележку. Создавать сложнее.
          2. +1
            Вчера, 09:36
            продразверстка и продналог мало кому бы и сейчас понравилась.

            ,,,а сейчас с кого их брать?
            С Цапков и им подобных.
            1. +2
              Вчера, 09:39
              ,,так таких мало. Даже продналог взять неского всё принадлежит агрохолдингам т.е тем кто и будет назначать продналог. Сами у себя не будут же брать.
              Добрый день hi
              1. +1
                Вчера, 09:59
                продналог взять
                продразверстку провести
              2. +1
                Вчера, 12:52
                Добрый день. Вот хозяев агрохолдингов и прищемить. Другое дело, что они сами рулят наверху.
                1. 0
                  Вчера, 12:59
                  Другое дело, что они сами рулят наверху.
                  ,,ага пчелы против меда, не будет такого.
  4. +8
    4 октября 2025 06:37
    И ещё, простите Валерий. Фраза: «Его отец по материнской линии» ломает сознание.
    1. vet
      -3
      4 октября 2025 08:20
      На мой взгляд, несущественная придирка.
      1. +5
        4 октября 2025 08:30
        То есть, Вы считаете, что такое сочетание допустимо?
    2. ANB
      +2
      Вчера, 00:50
      . «Его отец по материнской линии» ломает сознание.

      Эээ. Мать его отца (бабушка по отцовской линии) была потомком Ганнибала. Вроде логично всё и достаточно понятно .
      1. vet
        0
        Вчера, 03:39
        Вроде логично всё и достаточно понятно .

        Вот именно. Чего умничать в комментариях?
      2. 0
        Вчера, 03:47
        Бабушка по отцовской линии - вполне понятно. Но это, согласитесь, далеко не одно и тоже.
  5. +4
    4 октября 2025 06:41
    Цитата: ВлР
    "Кровавый адмирал* Колчак - не преувеличение, а констатация факта. Даже при Ельцине в 1999 году Забайкальский военный суд объявил его «человеком, совершившим преступления против мира и человечности, и не подлежим реабилитации». А генерал Грэйвс, командовавший американским интервенционныс корпусом, назвал армию Колчака "отступающей бандой" - ни больше, ни меньше.


    Вы правы. Армия была подобна отступающей банде.
    Но Вы пишете не о зверствах белых, а о сохранившемся в истории человеке. Он то не менее жесток в отношении к личным врагам. Наверное.
    ... Может я и не прав. Кровавый Николай, расстрелявший мирное шествие в 1905-м, воспринимаю как факт. А за Колчака вступился.
    Возможно, это уже отложившееся в памяти клише. Деление на мы, они и те, кого не знаешь, кем назвать.
    1. +4
      4 октября 2025 07:11
      Цитата: Fangaro
      Кровавый Николай, расстрелявший мирное шествие в 1905-м, воспринимаю как факт

      Вот знаете в наше время все эти крики о мирных протестах даже не смешат.
      Да и признание Гапона о том что выйди царь к народу его бы убили тоже давно не секрет.
      1. +4
        4 октября 2025 07:21
        Ну, что Вы, Гапон сделал все, чтобы этого не случилось. В первые ряды поставил только проверенных людей, которые дали клятву защищать Николая и буквально закрыть своими телами. А сам Гапон обещал покончить жизнь самоубийством, если с царем случится хоть что-нибудь.
        1. +3
          4 октября 2025 12:28
          Цитата: ВлР
          А сам Гапон обещал покончить жизнь самоубийством, если с царем случится хоть что-нибудь.

          Обещать не значит жениться. И как бы его защищали.
        2. +5
          4 октября 2025 15:19
          Цитата: ВлР
          А сам Гапон обещал покончить жизнь самоубийством, если с царем случится хоть что-нибудь.

          А Пихас Рутенберг ничего не обещал?
      2. 0
        4 октября 2025 08:34
        Народ составлял именно прошение. Участвовали женщины и дети. Это было именно мирное шествие с просьбой. Что было запрещено законом. По закону, нижестоящие должны были подавать свои обращения с самого низа бюрократической лестрицы. Это имел в виду Николай2, когда позже сказал --- "я вас простил"
        1. +4
          4 октября 2025 12:29
          Цитата: Reptiloid
          Народ составлял именно прошение. Участвовали женщины и дети. Это было именно мирное шествие с просьбой.

          Ни в одной стране и ни при какой власти никто не пустит толпу каких-то людей в резиденцию главы государства, особенно с учетом того что в стране разгул терроризма.
          1. vet
            +5
            4 октября 2025 12:35
            Делегацию из Гапона и пяти безоружных мирных рабочих - почему не пустить? Выслушал бы Николай их, руки пожал, петицию принял, может даже чаем угостил, дал ничего не значащие обещания "разобраться", а потом толпе с балкона ручкой помахал - и все счастливые разошлись бы по домам. Люди к нему шли не с оружием, а с иконами и его собственными портретами под пение "Боже царя храни".
            1. -3
              4 октября 2025 12:53
              я бы не пустил, в сказки за все хорошее против всего плохого я не верю...
              1. vet
                +4
                4 октября 2025 13:03
                я бы не пустил

                И закончили бы как Николай - в подвале Ипатьевского дома. О государстве надо думать, а не о собственной шкуре трястись. Тем более. что несколько безоружных (тщательно обысканных при входе) людей Вам бы сделали? При наличии вооруженной охраны?
                1. -3
                  4 октября 2025 13:07
                  И закончили бы как Николай - в подвале Ипатьевского дома
                  - ну это очень вряд ли, шибко мы разные по характерам
            2. 0
              4 октября 2025 15:00
              Цитата: vet
              Делегацию из Гапона и пяти безоружных мирных рабочих - почему не пустить?

              Проблема в том, что там собрали такую толпу, что сколь-либо приемлемый уровень безопасности было не обеспечить.
              1. vet
                +2
                4 октября 2025 15:03
                Хуже, чем получилось, быть не могло. Даже если бы какие-то "иноагенты"-провокаторы захотели нанести вред и России, и династии Романовых, более эффективно действовать 9 января 1925 года они бы не смогли.
                1. +3
                  4 октября 2025 15:07
                  Цитата: vet
                  Даже если бы какие-то "иноагенты"-провокаторы захотели нанести вред и России, и династии Романовых, более эффективно действовать

                  А так и было. Ну честное слово все эти приемы уже давно стали обыденностью. Другое дело, что тогда про них никто не знал и власть просто не знала что делать, а таких подразделений как ОМОН, способный остановить толпу без оружия, не было в принципе.
                2. +4
                  4 октября 2025 20:01
                  18 мая 1896 года на Ходынском поле во время народных гуляний, приуроченных к коронации императора Николая II, в давке за царскими подарками за какие-то полчаса, только по официальным данным, погибли 1 тыс. 389 человек и ещё 1,5 тыс. получили увечья.
                  Молва о царских подарках пошла задолго до торжеств. Один из сувениров — белая эмалевая кружка с императорским вензелем — предварительно был выставлен напоказ в магазинах Москвы. К утру 18 мая на поле площадью немногим более 1 кв. километра уже собралось больше 500 тыс. человек.
                  интернет
        2. -4
          4 октября 2025 22:44
          Цитата: Reptiloid
          Народ составлял именно прошение.
          А у революционеров (СР-ов) были свои планы. Они фактически перехватили управление шествием. А охранка позорно обосралась, хотя казалось - бы сила есть, всё им известно (Гапон их человек). Так что стрельба была неизбежна. И царя бы грохнули, будь такая возможность.
          1. +5
            4 октября 2025 23:16
            Грохать царя никто не собирался. Гапон провёл такую вгитацию, что буквально все поверили --- царь согласится со всеми требованиями. Поскольку всегда у русских людей была странная уверенность, что
            царь хороший, бояре плохий
            такой наивный монархизм. А избиение готовилось заранее. Люди этого и представить не могли
            1. -2
              4 октября 2025 23:19
              Цитата: Reptiloid
              Грохать царя никто не собирался.
              СР-ы собирались.
              Цитата: Reptiloid
              Гапон провёл такую вгитацию, что буквально все поверили --- царь согласится со всеми требованиями.
              СР-ам пофиг.
    2. +6
      4 октября 2025 15:31
      это не клише, а реальность за окном. Одни устриц едят в теплых странах и со всех сторон "патриоты", другие кто ограблен налогами и курсом, кто в окопе, кто безработный с кредитом и "недостаточно патриотичен"
  6. +7
    4 октября 2025 06:43
    Цитата: Korsar4
    Меняется все. Врангели гибли при Полтаве. Шлиппенбаха пленили. А потом потомки его России служили.

    Тема почти беспроигрышная для бурного обсуждения. Спорить по поводу Гражданской войны можно до бесконечности. Не найти правды, когда столько своей крови проливается. Может она ещё и не кончилась.


    Не найти правды, когда кровь проливается. А когда кровопролитие останется в прошлом, "правду напишут уцелевшие".
    1. +10
      4 октября 2025 07:46
      Сто с лишним лет прошло. А о правде все спорят. И не сказать, что с каждым годом ожесточение меньше.
      1. +11
        4 октября 2025 11:52
        Цитата: Korsar4
        Сто с лишним лет прошло. А о правде все спорят. И не сказать, что с каждым годом ожесточение меньше.

        А по мне, так меньше, ибо интерес у новых поколений ко всему этому уменьшается в геометрической прогрессии. Спорят ещё горячо только те, кто Советский Союз застал, сам сравнить способен "до и после". Но пройдёт еще лет 20-30, уйдут последние советские люди и вся эта "шумиха" с революцией и гражданской войной сойдёт на нет, станет сугубо узкопрофессиональной тематикой для историков...
        1. +6
          4 октября 2025 15:41
          Новые события слоем за слоем покрывают время гражданской.

          Но мы же 1812 год ещё не забыли.
          1. +2
            4 октября 2025 19:20
            Цитата: Korsar4
            Но мы же 1812 год ещё не забыли.

            "Не забыли" и "жаркие споры" - это не одно и то же.
            1. 0
              4 октября 2025 19:23
              Согласен.

              Тогда другой пример: Великий раскол тоже не исчерпан. А со времени Никона изрядно времени прошло.
              1. +1
                4 октября 2025 19:33
                Ну и часто Вы слышите горячие споры о церковном расколе? Даже среди верующих тема не то чтобы будоражащая тысячи. Не
                последнюю роль сыграло и то, что старообрядцев осталось крайне мало, и они, по понятным причинам, крайне не медийные.
                1. 0
                  4 октября 2025 19:40
                  Слышу. Может потому, что тема не чужая. А так - даже Указ 1905 года о веротерпимости к согласию не привел.
                  1. +3
                    4 октября 2025 19:57
                    Цитата: Korsar4
                    Слышу. Может потому, что тема не чужая

                    Возможно.
                    Бывало общался и с теми, и с другими, как то особо не мелькало нетерпимости/агрессии друг к другу. Каждые сами по себе, живут и верят...
                    1. +1
                      4 октября 2025 20:10
                      Агрессия - это уже свойство людей. Даже среди футбольных фанатов.
                      1. +3
                        4 октября 2025 20:17
                        Цитата: Korsar4
                        Агрессия - это уже свойство людей

                        Безусловно, но когда вопрос принципиальный, "живой", так сказать, а примиринение невозможно, то агрессия нередко нарастает с нуля до невообразимых величин, даже у тех, кого раньше заподозрить в этом было немыслимо...
                      2. +1
                        4 октября 2025 20:37
                        Абстрактные вопросы - это не вопрос выживания, и не дележка ресурсов.

                        А рассуждения на тему: что такое хорошо?

                        Другой вопрос, что все поименованные события до сих пор на нашу жизнь влияют.
          2. ANB
            +2
            Вчера, 00:56
            . Но мы же 1812 год ещё не забыли.

            Мы - нет. Новое поколение - уже да. 25 лет назад я спросил подростка 15 лет: с кем была Отечественная война 1812 года. Получил ответ - с немцами и Гитлером.
            1. 0
              Вчера, 03:49
              Осталось узнать - какая доля таких подростков. Все же «Бородино» и «Войну и мир» в школе проходят. Не говоря уже об истории.
      2. -2
        4 октября 2025 12:16
        Да нет у врагов СССР и советского народа никакой правды . И они сами примитивные ,и оправдание захвата ими СССР с целью обогащения за счет ограбления страны и народа у них примитивное -они оклеветали тех ,у кого они отняли страну ,и они автоматически за тех ,против кого были те ,у кого они отняли страну ,и против кого были те .
        Я так абстрактно пишу ,потому что они доказали ,что им совершенно не важно -кем были те ,у кого они отняли страну ,и что они сделали . По шаблону их антисоветчины можно оклеветать любую власть в мире .
        И все враги большевиков -коммунистов одинаковые - от тех ,кто развязали Гражданскую войну с целью свержения власти большевиков , до тех ,кто захватили СССР . У всех у них была маниакальная цель-отнять страну у коммунистов и их сторонников ,при этом у них никого не было и до сих пор нет ничего и никого полезного для своей страны и народа .
        1. 0
          4 октября 2025 15:01
          Цитата: tatra
          и оправдание захвата ими СССР

          Вы про коммунистов (Горбачев, Ельцин и т.д.)?
  7. +4
    4 октября 2025 07:05
    Любопытна характеристика Врангеля генералом Слащёвым,которого сами большевики называли кровавым убийцей,например Д.Фурманов дал такую характеристику - Слащёв вешатель,Слащёв палач,его имя припечатала этими штампами история (конец цитаты)
    И,своим он так и не стал,отомстили,такое не прощается.
    Что ещё можно сказать,оба крымских генерала были храбрыми и по натуре,и в бою,Слащёв явно погорячился с упомянутой характеристикой Дзержинскому
    1. +9
      4 октября 2025 07:22
      Вероятно, профессиональная ревность. Оба генерала были популярны в войсках, но Слащев явно ставил себя по талантам и дарованиям выше Врангеля. Кутепова он, кстати, называл фельдфебелем в генеральских погонах.
    2. +6
      4 октября 2025 07:26
      Думаю, что Слащев был знаком в высказыванием Тюрена, что он трус, но в бою храбр и скорее всего встречал такие случаи.
      1. +3
        4 октября 2025 20:09
        он трус, но в бою храбр и скорее всего встречал такие случаи

        Адреналиновая зависимость в психиатрии. Этот диагноз, в настоящее время, часто ставится спортсменам экстремалам.
        https://www.israclinic.com/nashi-publikatsii/zavisimosti/adrenalinovaya-zavisimost-v-psikhiatrii/
  8. +3
    4 октября 2025 07:25
    Цитата: Dart2027
    Цитата: Fangaro
    Кровавый Николай, расстрелявший мирное шествие в 1905-м, воспринимаю как факт

    Вот знаете в наше время все эти крики о мирных протестах даже не смешат.
    Да и признание Гапона о том что выйди царь к народу его бы убили тоже давно не секрет.


    Я не про истину, а про то, "что в детстве в уши влетело, так в мозгах и осталось".
    Вы про "мирные" протесты и про Гапона не в этом году узнали. А когда то давно. Потом много ещё услышали, прочитали. И сейчас у Вас есть свое новое мнение и старое мнение. А начни кто-либо Ваш слух, мозг и память наполнять информацией в 2024-м году... Было бы только новое.
    Меня это касается в той же мере.
    1. -1
      4 октября 2025 15:05
      Цитата: Fangaro
      А начни кто-либо Ваш слух, мозг и память наполнять информацией в 2024-м году... Было бы только новое.

      Да нет. В 2024 году про технологию того как людей заманивают на какие-либо шествия и подставляют под удар уже давно было известно. Да раньше про это ничего не знали, но сейчас такие выражения...
  9. +3
    4 октября 2025 07:38
    Цитата: Korsar4
    И ещё, простите Валерий. Фраза: «Его отец по материнской линии» ломает сознание.


    За что Вам минусов то поставили?
    Животноводческое хозяйство отрапортовало о начале добычи торфа на птицеферме в озёрных глубинах, расположенных на высокогорных склонах оренбургских степей?
    1. +6
      4 октября 2025 07:48
      Не знаю. Может объяснят. Согласитесь, это не повод для беспокойства.
  10. vet
    +8
    4 октября 2025 08:18
    Статья написана в нейтральном тоне, автор явно старается быть объективным. Хочется побыстрее прочитать продолжение, надеюсь, редакторы не будут затягивать.
  11. +8
    4 октября 2025 08:22
    Вот уж не думал, что мне придется сказать "спасибо" Деникину, за полководческую бездарность, проявленную в виде "Московской Директивы". Очевидность удара навстречу Колчаку, подчёркнутая Врангелем, обошла его стороной.
    А так - мой дед Семен уцелел и продолжил наступление на Восток в рядах Красной Армии.
    1. +1
      4 октября 2025 13:03
      Цитата: Виктор Ленинградец
      Вот уж не думал, что мне придется сказать "спасибо" Деникину, за полководческую бездарность, проявленную в виде "Московской Директивы". .


      -это не бездарность ,а понимание что борьба с большевизмом проиграна .Отчаянный рывок,от безысходности.Немцы имея согласно брестскому миру наблюдателей еще в августе 1918г. это поняли .
  12. +11
    4 октября 2025 08:46
    ,,,почему интерес к статьям о белогвардейцев сохраняется?
    Историю, как известно, пишут победители. Советская историография на десятилетия создала канонический образ «белогвардейца» — «контрреволюционера», «злейшего врага советской власти», «наймита Антанты». Труды белых лидеров и мыслителей были недоступны массовому читателю.Для многих интерес представляет и военно-аналитический аспект.
    Гражданская война -это, прежде всего, трагедия миллионов людей. Статьи и мемуары белых -это личные истории, наполненные болью, потерями, моральными муками.

    Драма и выбор: это истории о том, как рушился привычный мир, как брат шел на брата, как интеллигент или офицер оказывался перед невыносимым выбором. Это драматический человеческий опыт, который всегда находит отклик.
    Белые генералы были блестящими офицерами, но проиграли войну. В своих работах они сами пытаются проанализировать причины поражения.
    Многие проблемы, которые поднимали белогвардейские мыслители, остаются актуальными и для современной России.
    Вопрос о путях развития России: Что для страны лучше — «великая и неделимая» империя или федерация? Как совместить сильную власть и свободы?
    Национальный вопрос: Как уживаются в одном государстве разные народы?
    Отношение к революции: Является ли насильственный слом государственного строя допустимым методом?
    Патриотизм и его границы: Можно ли считать патриотом того, кто сражается против действующей власти?

    Автору hi
    1. vet
      +7
      4 октября 2025 08:55
      Советская историография на десятилетия создала канонический образ «белогвардейца» — «контрреволюционера», «злейшего врага советской власти», «наймита Антанты».

      Да, наоборот, в послевоенные годы пошла волна романтизации белых. Вспомните фильм "Адъютант его превосходительства". А "Новые приключения неуловимых"? Белые в Крыму прямо рай на земле создали, чистенькая сытая публика, вежливые офицеры контрразведки. Офицер хороший романс "Русское поле" красиво поет...
      1. +5
        4 октября 2025 09:03
        ,,,да уж,Ивашов сыграл искренне любящего свою родину офицера превосходно.
        1. +5
          4 октября 2025 09:27
          любящего свою родину офицера

          В третьей части(неудачной на мой взгляд)это уже не так заметно! laughing
          1. vet
            +3
            4 октября 2025 09:42
            А мне эта лихая и забойная пародия, напротив, нравится. Сцена эпичной битвы претендентов на престол в ресторане просто превосходна. laughing
            1. +4
              4 октября 2025 09:44
              битвы претендентов

              Ну поп-растрига был всё-таки эпичнее!!! laughing
              1. vet
                +3
                4 октября 2025 09:51
                Вот это из первой серии? Отец-философ?
                1. +3
                  4 октября 2025 09:52
                  Отец-философ?

                  Да,конечно!Уж очень колоритный персонаж! bully
                  1. vet
                    +1
                    4 октября 2025 09:59
                    А в некоторых местах в "Короне" настолько плохо, что уже становится хорошо. Как сплошь и рядом в голливудских фильмах. laughing
                    Например, сцена погони Анки за поездом на дрезине laughing
                  2. vet
                    +2
                    4 октября 2025 10:11
                    Да,конечно!Уж очень колоритный персонаж!

                    Отец-Философ:
                    «Ты что мешаешь отдыхать, христопродавец?»

                    laughing
                    1. +4
                      4 октября 2025 10:16
                      «Ты что мешаешь отдыхать, христопродавец?»

                      *Всё мы немощны,ибо человеще суть...*Оттуда же. laughing
                    2. +6
                      4 октября 2025 10:21
                      колоритный персонаж!

                      Если обобщить то конечно целое созвездие великолепных актёров прошлого!!!Даже трудно назвать *проходного* героя,да и были ли они? hi
              2. vet
                +1
                4 октября 2025 12:56
                поп-растрига был всё-таки эпичнее

                Я бы все-таки поставил сцену драки претендентов и их сторонников в ресторане повыше, и массовость, и кураж, а перед этим - шансонетка Гурченко "Увозил меня полковник за кордон" - и вся драка под эту веселую шальную музыку.
                1. vet
                  -2
                  4 октября 2025 13:17
                  Мне, кстати, сразу бросилось в глаза и удивило некоторое сходство второго претендента с Лениным - и ведь пропустила цензура. Уже начинала работать на высоком уровне Пятая колонна антисоветчиков.
                  1. +1
                    4 октября 2025 13:40
                    с Лениным -

                    А вот по жизни Ленина сыграть Ролану Антоновичу не удалось.Предлагали,но...словом отказался.
            2. +9
              4 октября 2025 10:04
              Сцена эпичной битвы претендентов на престол в ресторане просто превосходна.

              Второй раз такую драку знаменитых советских киноактеров мы увидели, наверное, только в "Человеке с бульвара капуцинов" wink
              1. +4
                4 октября 2025 10:25
                Второй раз

                Очень сильное впечатление оставила рукопашная из *Государственной границы*.Помните бой наших пограничников с немцами?Было страшно! Спасибо за цикл Валерий! hi Как всегда очень интересно. good
                1. +3
                  4 октября 2025 11:39
                  Очень сильное впечатление оставила рукопашная из *Государственной границы*.Помните бой наших пограничников с немцами?

                  Я, конечно, имел в виду утрированно-пародийную комедийную массовую драку. Можно еще вспомнить эпизод репетиции оркестра в фильме "Веселые ребята".
          2. +5
            4 октября 2025 10:46
            ,, в один ряд по жанру с ,,Неуловимыми,, можно поставить ,,Макар следопыт,,.
      2. +6
        4 октября 2025 09:12
        Вспомните фильм "Адъютант его превосходительства". А "Новые приключения неуловимых"?

        А *Сорок первый*?Извицкая и Стриженов?Девушка из народа и блестящий представитель дворянства.Кстати интересно откуда пошла эта *волна романтизации* белых? hi
        1. vet
          +7
          4 октября 2025 09:22
          Думаю, что со времен Хрущева. который ради очернения Сталина разрешил клевету на советское прошлое, всячески поощрял союзное ему в этом отношении диссидентское движение, которое и было создано в эти годы. А также националистов - ведь именно Хрущев взял и амнистировал в 1955 году в честь 10-летия победы всех бандеровцев и прибалтийских "зеленых братьев". И с тех пор их преступления замалчивались. Единственное исключение - удивительно честный литовский фильм "Никто не хотел умирать".
          1. +8
            4 октября 2025 09:43
            Думаю, что со времен Хрущева.

            А как же Бороздин из *Чапаева*? bully Умный,матёрый,но...враг!Я думаю всё гораздо сложнее.Если показывать врага откровенными д.у.р.а.к.а.м.и то и победа над ними будет несколько иной,нет?Впрочем это живо и сегодня,если полистать статьи ресурса эдак 22-го года. hi
          2. ANB
            0
            Вчера, 01:03
            . Единственное исключение - удивительно честный литовский фильм "Никто не хотел умирать".

            Долгая дорога в дюнах.
            Из современных - Ганнибал Восхождение.
            1. vet
              +1
              Вчера, 05:25
              Долгая дорога в дюнах.

              Это вышедший в 1982 году антисоветский фильм, обеляющий "лесных братьев"!
              А вот "Никто не хотел умирать" - честный и правдивый фильм о страшных отморозках, жестоко убивающих несогласных с ними людей одной с ними национальности.
              1. ANB
                +1
                Вчера, 11:15
                . обеляющий "лесных братьев"

                Я в детстве смотрел. Не показался он мне обеляющим. Бандиты и бандиты.
        2. +7
          4 октября 2025 09:29
          «Сорок первый» и в виде книги хорош.

          А героя и светлый образ можно вылепить из любого человека.

          «Козленок в молоке» - яркий пример.
          1. +5
            4 октября 2025 09:33
            «Сорок первый» и в виде книги хорош.

            Вот не дай Бог снимут римейк фильма,если конечно кому-то придет это в голову!
            А героя и светлый образ можно вылепить из любого человека.

            Немного спорное утверждение. bully Есть откровенно отрицательные личности.
            «Козленок в молоке» - яркий пример.

            Ух!Как давно я его читал.Ещё в *Юности*! hi
            1. +5
              4 октября 2025 09:47
              А кто знает об этих отрицательных, кроме ближнего круга?

              Это уж, если совсем в злодействе погрязнуть.
              А если 50 лет пройдёт, или сто?

              «Что им Гекуба?» (с).
              1. +4
                4 октября 2025 09:49
                А кто знает об этих отрицательных, кроме ближнего круга?

                Ну Гитлера-то ведь весь мир знает! laughing Трудная задача *слепить* из него * белого и пушистого*.Можно ещё некоторые фигуры из прошлого найти.
                1. +5
                  4 октября 2025 09:55
                  Пока да. А вот поклонников Наполеона - хоть завались.

                  Пройдёт ещё несколько поколений диктаторов, и из незатуманенного информацией сознания можно лепить что хочешь.

                  Дружил же Советский Союз с Амином.

                  «Потеряю истинную веру -
                  Больно мне за наш СССР:
                  Отберите орден у Насера -
                  Не подходит к ордену Насер!» (с).
              2. +4
                4 октября 2025 10:29
                А если 50 лет пройдёт, или сто?

                Ох, Сергей!А к примеру снимут фильм,а его обязательно снимут,о ?Горбачёве? laughing
                1. +4
                  4 октября 2025 10:45
                  Легко. Во-первых, какая власть будет фильм заказывать.

                  Нобелевскую премию получил. Так что - какие сомнения.
                  1. 0
                    4 октября 2025 10:47
                    какая власть

                    Ну какая?Нынешняя, естественно,или их потомки.
                    1. +6
                      4 октября 2025 10:51
                      Посчитай, сколько раз за сто лет у нас курс менялся.

                      И сколько уважаемых людей «колебалось с генеральной линией партии».
                      1. +2
                        4 октября 2025 10:55
                        «колебалось с генеральной линией партии».

                        На сегодняшний день генеральная линия одна и человек её определяющий тоже...один! laughing Колеблющихся наверху не видно.Внизу?Уже смешно.
                      2. +3
                        4 октября 2025 11:01
                        ,,современная позиция государства:
                        Нет ни красных, ни белых - есть одна Россия.
                      3. +2
                        4 октября 2025 11:27
                        Скажи, а за 25 лет курс не менялся? В духе анекдота о китайцах и англичанах, приходить и смотреть имеет смысл лет через 200.
                    2. +2
                      4 октября 2025 10:57
                      их потомки.

                      Точнее-приемники. laughing
                  2. ANB
                    +2
                    Вчера, 02:04
                    . Во-первых, какая власть будет фильм заказывать.

                    +++++
                    Бригада, МММ.
    2. +4
      4 октября 2025 09:24
      Отношение к революции:

      Отличный комментарий,Сергей! good Минуло более ста лет,а ГВ всё ещё продолжается,пусть и в сознании. hi
    3. -3
      4 октября 2025 12:20
      Да , враги СССР доказали ,что для вас коллаборационизм -что в советский период ,что в ваш злобный антисоветчикий период -не считается преступлением перед своей страной и народом .
    4. +2
      4 октября 2025 16:58
      Все вопросы, которые Вы ставите, сегодня явно не приветствуются... Да и любой властью приветствоваться не могут по определению.
      Ибо основной мотив любой власти - удержание этой власти в своих руках, и здесь никакие сомнения не допускаются, а различные ученые рассуждения о вариантах становятся смертельно опасными для власти...

      Чем "белые" так плохи? И чем "красные" так хороши? И разве благополучие и формальная власть одного класса - пролетариата - оправдывает физическое уничтожение других классов и сословий?

      Разве здесь нет классической аморальности - "цель оправдывает средства"?

      "Для того, что бы мои дети жили лучше - я готов убивать всех и каждого, кому это не нравится" - ну и где здесь мораль? идеология (если не считать идеологией простое зверство)? А как все звучало красиво: "Свобода! Равенство! Братство!"
      На сколько лет хватило? С трудом на 70 с небольшим... и сколько народу угробили? А мечта так и осталась мечтой... и потом нам говорили, что нельзя на несправедливости построить справедливое общество (сколько конспектов тогда было написано по марксистско-ленинской философии и научному коммунизму)....
      Предвижу множество тапок, которые полетят в мою сторону, но все равно считаю гражданскую войну совершенно аморальной ...
      Автору поклон ...
  13. +3
    4 октября 2025 10:10
    Красна армия идет,
    Грозно напирает;
    Врангель с бандою своей
    Позорно удирает.(с)
  14. -1
    4 октября 2025 11:04
    Белая армия, черный барон,
    Снова готовят нам царский трон.

    Помните?
    мы-то помним, а Вы?

    Так пусть же Красная
    Сжимает властно
    Свой штык мозолистой рукой,
    С отрядом флотских
    Товарищ Троцкий
    Нас поведёт на смертный бой
    !
    lol

    как там еще Шмули горинштейно-покарссы писали
    Мы раздуваем пожар мировой,
    Церкви и тюрьмы сравняем с землёй

    Шмулям русские церкви были поперек горла, да.
    1. vet
      0
      4 октября 2025 12:16
      С отрядом флотских
      Товарищ Троцкий
      Нас поведёт на смертный бой!

      А что не так? Вел и побеждал.
      Шмулям русские церкви были поперек горла,

      Петр 1 открыто богохульствовал и глумился над церковью и верой на Всешутейском соборе, лишил Церковь самостоятельности, ограбил храмы.
      1. -3
        4 октября 2025 12:58
        Цитата: vet
        А что не так?Вел и побеждал

        Да всё не так-побеждал-то
        обер-бандит Троцкий, который уже с 1918 нес шпионскую службу для германской разведки, а с 1926 продался английской разведке
        БСЭ СССР
        и .выкинули тов Троцкого из гимна РККА
        Цитата: vet
        Петр 1

        не взорвал тысячи памятников культуты русского народа
        1. vet
          +2
          4 октября 2025 13:11
          Да, ладно, полно церквей цари разрушили. Например, Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору. известная с 12 века. а в каменном виде построенная итальянцем Алевизом Новым в 1508 г. Снесена в 1847 г. по приказу Николая I. Церковь Николы Гостунского, заложена в 1506 г. отцом Ивана Грозного, в ней служил диаконом первопечатник Иван Фёдоров - снесена по приказу Александра 1, на ее месте устроен плац по случаю приема прусского короля Вильгельма 3.
          Алексей Толстой пишет Александру 2:
          «На моих глазах лет шесть тому назад в Москве снесли древнюю колокольню Страстного монастыря, и она рухнула на мостовую, как поваленное дерево, так что не отломился ни один кирпич, настолько прочна была кладка... Той же участи подверглась церковь Николы Явленного на Арбате, относившаяся ко времени царствования Ивана Васильевича Грозного и построенная так прочно, что и с помощью железных ломов еле удавалось отделить кирпичи один от другого».

          И таких примеров полно. Знаменитую Церковь Покрова на Нерли было при царях приказано разобрать - но не смогли, слишком крепко построена
          1. -2
            4 октября 2025 13:57
            Цитата: vet
            Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору. известная с 12 века

            Вы сравниваете несравнимое-город, Кремль-живой организм и что-то постепенно, в течение ВЕКОВ , перестраиваеся -, достраивается, разрушается-так и Церковь была снесена в 1847 году по личному повелению Николая I в связи с ветхостью.

            Русофобы коммунисты снесло более ПОЛОВИНЫ зданий и памятников Кремля за пару ЛЕТ, напр. самым старым снесенным храмом Московского Кремля был Преображенский собор (или собор Спаса на Бору), построенный в 1330 году и существовавший на Соборной площади до 1935 года,,

            Снесели Чудов монастырь, Вознесенского монастырей, Малый Николаевский дворец и пр.

            В Суздале , Владимире и по ВСЕЙ стране снсесны уникальные памятники русского зодчества, в Москве были уничтожены сотни церквей, включая храм Христа Спасителя; в Великом Устюге снесены церкви Иоанна Предтечи, Троицы и другие; из 11 храмов Боровска разрушены 5, а в Велиже утрачены все имевшиеся церкви и пр и пр -какой ВРАГ прошелся по России?
            1. +4
              4 октября 2025 14:16
              ВСЕЙ стране снсесны уникальные памятники русского зодчества

              Кафедральный Собор Христа Спасителя в Самаре
              1. +1
                4 октября 2025 14:45
                Как на это русское чудо-рука поднялась?!
            2. 0
              4 октября 2025 17:07
              Нужно еще добавить, что большевики уничтожали церковь не только как архитектуру, а как институт, и не в целях усовершенствования городской архитектуры, а с целью растоптать и унизить основу внутреннего мира народа, и в первую очередь - крестьянства....
              И не важно тут, что в народной среде и частушки антицерковные всегда были, и анекдоты про попов - но вот ненависти к церкви в народе не было, именно эту задачу и решали большевики - породить в народе зерна ненависти и страха, сломать стержень, на который был основан внутренний мир, и заменить его другим - лозунгом о свободе и равенстве, существо которых тут же извратили...
              1. vet
                +5
                4 октября 2025 17:11
                Русские сказки про попов очень злые. Попы, попадьи, поповны - жадные и глупые. Даже Пушкин отметился.
                1. +3
                  4 октября 2025 17:18
                  и часто - очень справедливые
                  и тем не менее, эти сказки не отменили религию, да и не замахивались на это...
                  А "Сказка о попе и работнике его Балде" - кстати, не очень поощрялась в советской школе, хоть и изучалась - такая вот дихотомия..., поскольку очень легко перекидывался мостик к современности )))
                2. vet
                  +2
                  4 октября 2025 17:20
                  Отдельное удивление и насмешки, кстати, у народа всегда вызывали традиционно огромные животы попов, которые никак не вяжутся с необходимостью поститься до 212 дней в год.
        2. vet
          +4
          4 октября 2025 14:36
          обер-бандит Троцкий, который уже с 1918 нес шпионскую службу для германской разведки,

          Да какой германский шпион, если он приехал из США и имел теснейшие связи с американскими еврейскими банкирами? Только обманул он всех. Никто не смог бы Троцкого заставить поступать не так, как он сам хотел. 100-процентный человек идеи.
          1. -3
            4 октября 2025 14:49
            Цитата: vet
            Да какой германский шпион

            еще и агент абвера и СС -читайте Главного прокурора СССР Ягуария Вышинского yes
            1. vet
              +1
              4 октября 2025 14:54
              Троцкий физически не мог быть ничьим агентом. Не тот характер. Деньги мог и брать, а потом: "кому я должен, я всем прощаю". Потому что на благое дело от лохов взял, не для себя.
              1. -3
                4 октября 2025 17:52
                Цитата: vet
                Троцкий физически не мог быть ничьим агентом

                а чем он лучше других членов Политбюро-шпионов?
                1. vet
                  +3
                  4 октября 2025 17:57
                  "Другие члены Политбюро-шпионы" - это из той же серии, что подмененный за границей Петр 1. Который почему-то действовал в интересах не Европы, а России. И "члены Политбюро-шпионы" тоже почему-то создали великую страну, "нагнув" предполагаемых хозяев.
                  1. -1
                    4 октября 2025 18:08
                    Цитата: vet
                    "Другие члены Политбюро-шпионы" - это из той же серии

                    что вы, они из серии реальных МОСКОВСКИХ процессов36-38-зиновьев, каменев, Рыкоы,Рудзутак и пр.
                    Цитата: vet
                    И "члены Политбюро-шпионы" тоже почему-то создали великую страну, "нагнув" предполагаемых хозяев

                    это да-только можно представить какая прекрасная была бы страна еще и без них.
              2. +1
                4 октября 2025 21:32
                Цитата: vet
                Троцкий физически не мог быть ничьим агентом. Не тот характер. Деньги мог и брать, а потом: "кому я должен, я всем прощаю".

                справедливости ради.. а за что же его прикончили? ктото был плохой- или он или те кто дал приказ.. так кто?
                1. vet
                  +2
                  4 октября 2025 21:37
                  За то, что он был слишком принципиален и потому не склонен к компромиссам и недоговороспособен. С ним ведь пытались договориться, но куда там. Именно человек идеи, ради которой потерял и положение в партии и правительстве, и был выслан, а потом -убит.
                  1. +1
                    4 октября 2025 22:04
                    Цитата: vet
                    За то, что он был слишком принципиален и потому не склонен к компромиссам и недоговороспособен. С ним ведь пытались договориться, но куда там. Именно человек идеи, ради которой потерял и положение в партии и правительстве, и был выслан, а потом -убит.

                    т.е. Вы можете назвать себя троцкистом? и мировая революция была возможна?
                    1. vet
                      +1
                      Вчера, 03:41
                      Да с какой стати троцкистом? Я про бескомпромиссного Троцкого писал, а не про себя.
                      1. +1
                        Вчера, 08:49
                        Вы восхитились Троцким.. или нет? и почему он не мог быть ничьим агентом? первый раз слышу о характере который не позволяет быть агентом-сами пришли к выводу?
                      2. vet
                        +1
                        Сегодня, 10:02
                        Ничего я не восхищался. Констатация факта. Если Троцкий и сотрудничал с какой-то иностранной организацией - то в собственных целях, и не они его использовали, а он их. Если бы думал о себе, своем положении - не стал бы после победы так лезть на рожон: пошел бы на компромисс, сохранил должность, положение в партии, уровень комфорта и т.д.
                  2. 0
                    Вчера, 10:47
                    Цитата: vet
                    не склонен к компромиссам и недоговороспособен. С ним ведь пытались договориться, но куда там

                    а его полностью уничтоженная семтя-тоже недогороспособна была?

                    А полностью уничтоженная, вместе с семьями, оппозиция 27-28гг, ПОЛНОСТЬЮ раскаявшаяся-тоже?

                    недоговоспособна была, как очевидно по невинным несыханным жертвам, другая сторона
  15. vet
    +1
    4 октября 2025 12:02
    марш с чеканной (на века!) формулой:
    Белая армия, черный барон,
    Снова готовят нам царский трон.
  16. -4
    4 октября 2025 12:23
    "Освобожденные " Горбачевым враги СССР и советского народа доказали ,что они способны на любые подлости и преступления ,поэтому и их "история " нашей страны и народа -это оправдание ,и даже восхваление преступников советского периода .
  17. +4
    4 октября 2025 13:04
    Цитата: tatra
    Да , враги СССР доказали ,что для вас коллаборационизм -что в советский период ,что в ваш злобный антисоветчикий период -не считается преступлением перед своей страной и народом .


    Враги СССР... А Вы из друзей СССР? Строили БАМ...
    В Казахстане поля распахивали...
    Совсем давно под Ташкентом завод стоили...
    Немного позднее руки оттягивали кирпичами и тачками с песком на стройках Ленинграда и Сталинграда...
    И это всё о Вас?!
  18. +4
    4 октября 2025 13:09
    Цитата: tatra
    "Освобожденные " Горбачевым враги СССР и советского народа доказали ,что они способны на любые подлости и преступления ,поэтому и их "история " нашей страны и народа -это оправдание ,и даже восхваление преступников советского периода .


    Вы в АП РФ или в ГД РФ и СФ РФ все свои мысли заказным письмом отправляйте.
    Тогда перестанете быть скрытым врагом СССР.
  19. -1
    4 октября 2025 15:19
    а где получение вооружений от оккупантов и торговля землями, недрами, правами и государственными функциями? Врангель, как и остальные белые, февралисты и сегодняшние их наследники - это фашист, предатель народа, сепаратист и висельник
    1. +6
      4 октября 2025 15:30
      где получение вооружений от оккупантов и торговля землями, недрами, правами и государственными функциями?

      Об этом мы еще поговорим.
      1. -3
        4 октября 2025 15:35
        к чему замазывать расстрельные поступки какими-то семейными историями? Был такой-то, организовал и возглавил восстание против единственной законной власти в стране(УЧ СО не имело никакого кворума к началу гражданской, монархия просто растворилась) суда и казни избежал, мелко гадил, помер. На этом все
        1. vet
          +2
          4 октября 2025 15:55
          Энциклопедический словарь почитайте, если не хотите семейных историй и рассказа о личности героя статьи.
          1. -4
            4 октября 2025 16:00
            словарь штука хорошая, отличается строгим, дельным содержимым. В отличие от панегириков и их любителей
            1. vet
              +1
              4 октября 2025 16:01
              словарь штука хорошая

              Ну, так ешьте "сухари", а мы хотим "пирогов", и даже "пирожных". wink
  20. +2
    4 октября 2025 15:48
    Цитата: Pandemic
    а где получение вооружений от оккупантов и торговля землями, недрами, правами и государственными функциями? Врангель, как и остальные белые, февралисты и сегодняшние их наследники - это фашист, предатель народа, сепаратист и висельник


    Знаете, может Вы и правы.
    Но для меня "Фашист" - враг разнообразия народа и в своей стране, и в соседних.
    "Предатель народа" - тот, кто страну, в которой много разного (разной национальности) народа, старается сделать частью другой страны, в которой другие национальности.
    "Сепаратист" - тот, кто страну старается на части разделить между национальностями одной страны, не отдавая другим странам.
    "Висельник" - тот, кто заслуживает такой казни.
    И эти 4 определения не сочетаются.
  21. vet
    +5
    4 октября 2025 15:52
    Знаете, меня еще удивила внешность жены Врангеля - абсолютно современная женщина. Все же обычно женщины тех лет выглядят иначе - и фигура, и прическа, и выражение лица. Не крестьянки, а именно - дамы среднего или высшего класса. Сразу видно - другое поколение. А фото супруги Врангеля можно на профиль в соцсетях ставить - никто не удивится.
    1. +1
      4 октября 2025 16:59
      А фото супруги Врангеля можно на профиль в соцсетях ставить - никто не удивится.

      А как Вам эта прелестная дама?
      1. vet
        +1
        4 октября 2025 17:00
        Честно говоря, не узнаю. Кто это?
        1. +2
          4 октября 2025 17:03
          Кто это?

          Это *мисс Непотопляемая*.Вайолет Констанс Джесопп,стюардесса с *Титаника*,"*Олимпика*,*Британника*. bully
  22. +3
    4 октября 2025 15:55
    Цитата: Pandemic
    а где получение вооружений от оккупантов и торговля землями, недрами, правами и государственными функциями? Врангель, как и остальные белые, февралисты и сегодняшние их наследники - это фашист, предатель народа, сепаратист и висельник


    И ещё... Личное мнение...
    Идея была у Ленина. У Урицкого. У самодержавия, как такового.
    У Врангеля, Деникина, Колчака, и, уж извините, у Троцкого, Дзержинского были варианты следования идеям. То, как достичь цели.
    1. +3
      4 октября 2025 17:15
      Очень интересное наблюдение про идею...
      Представляется, однако, что её (идею) генерировали не только Ленин и Урицкий (хотя Урицкий в качестве генератора идеи - ну что-то слабовато...) Троцкий - ведь тоже соавтор, вообще-то...
      И соглашусь, что военные руководители белого движения - конечно, только орудие в сохранении старой идеи...
      И цели не смогли достичь по вполне объективным обстоятельствам, исторический маховик остановить им уже было не под силу....
  23. +1
    4 октября 2025 22:48
    Вернемся к реформам Врангеля: некоторые считают, что если бы «белые» сразу выступили с такой либо похожей программой, то гражданская война могла бы пойти и по другому сценарию, но это маловероятно.
    А если бы красные признали офицеров социально близким элементом (у 95% никаких имений нет, живут с оклада - практически пролетарии), то гражданская война тоже могла бы пойти и по другому сценарию, но что было, то было.
    при этом обратил на себя внимание жестокостью – по его приказу в Валисбургской волости 13 человек были расстреляны и два человека повешены.
    Мда. Через дюжину лет это будет проходить по разряду "чижика съел", а не "особая жестокость".
  24. +1
    Вчера, 19:44
    Цитата: Василий_Островский
    Очень интересное наблюдение про идею...
    Представляется, однако, что её (идею) генерировали не только Ленин и Урицкий (хотя Урицкий в качестве генератора идеи - ну что-то слабовато...) Троцкий - ведь тоже соавтор, вообще-то...
    И соглашусь, что военные руководители белого движения - конечно, только орудие в сохранении старой идеи...
    И цели не смогли достичь по вполне объективным обстоятельствам, исторический маховик остановить им уже было не под силу....


    Про Урицкого могу быть не прав.
    То не многое, что о нем читал, находил он объяснения жестокости врагов. Не предлагал огульно миловать, но и всех подряд уничтожать не предлагал.
    Личное мнение... Офицеры и генералы Российской Империи, и инженеры на службе царской, и владельцы заводов, и многие из кровопийц народных, порядком в Российской Империи были не довольны.
    Вот, на мой взгляд, Урицкий как раз пробовал отделить врагов нового государства от недовольных старым государством.
    Не сеча головы без спроса, что в головах.
  25. 0
    Вчера, 20:01
    Цитата: bk0010
    Вернемся к реформам Врангеля: некоторые считают, что если бы «белые» сразу выступили с такой либо похожей программой, то гражданская война могла бы пойти и по другому сценарию, но это маловероятно.
    А если бы красные признали офицеров социально близким элементом (у 95% никаких имений нет, живут с оклада - практически пролетарии), то гражданская война тоже могла бы пойти и по другому сценарию, но что было, то было.
    при этом обратил на себя внимание жестокостью – по его приказу в Валисбургской волости 13 человек были расстреляны и два человека повешены.
    Мда. Через дюжину лет это будет проходить по разряду "чижика съел", а не "особая жестокость".


    Офицеры признаЮт себя равными рабочим и зажиточным крестьянам?
    Или рабочие и зажиточные крестьяне признают офицеров равными себе?
    1. vet
      +1
      Сегодня, 10:29
      если бы красные признали офицеров социально близким элементом

      Офицеры, как правило, относились к "нижним чинам" с нескрываемым презрением: зуботычины, подзатыльники были в порядке вещей. Об этом, насколько я помню, писал даже Деникин уже за рубежом - сокрушался по этому поводу, мол, вот если бы поуважительнее с солдатиками-то обращались... А солдаты и матросы офицеров поголовно ненавидели. Так что не было никакой возможности объявить офицеров "социально близкими".