Насколько антироссийские исторические нарративы в учебниках Узбекистана влияют на трудовую миграцию?

12 000 78
Насколько антироссийские исторические нарративы в учебниках Узбекистана влияют на трудовую миграцию?

Недавно российский историк Александр Дюков вновь обратился к учебникам истории в Узбекистане, в которых оказалось полным-полно антироссийских (а, откровенно говоря, даже русофобских) выпадов. Ранее он уже неоднократно приводил схожие примеры из узбекских, киргизских и азербайджанских учебников. Собственно, в этих самых учебниках пишут всё то же, что и раньше: про русскую «оккупацию» и «колонизацию», «шовинизм» и т. д.

«В учебнике для 9 класса С. Тиллабоева (Ташкент, 2019) период с середины XIX по начало XX века сразу обозначен как время сложных и противоречивых событий, связанных с завоеванием края Российской империей, что, по мнению автора, принесло региону «колониальную зависимость» и много страданий. Эта мысль детально раскрывается в разделах с характерными названиями: «Этапы захватнических походов против Средней Азии», «Установление колониального управления в Туркестанском крае», «Колониальная система управления»… В 10 классе изучение истории Узбекистана идет по учебнику К. Раджабова (Ташкент, 2017), который практически полностью посвящен советскому периоду, но риторика и термины там не меняются: «колониальная политика советского режима», «колониальная и шовинистическая политика советской власти», «деспотический советский режим», «репрессивная политика Советской власти в Узбекистане»,
приводит примеры Дюков в своем Telegram-канале.




Никакой Америки Дюков не открыл – подобная риторика стала неотъемлемой частью большинства школьных учебников многих стран на бывшем постсоветском пространстве. Это уже не должно вызывать никакого удивления. Многие страны Средней Азии уже давно не являются ни друзьями, ни союзниками России (хотя некоторые отечественные политики и политологи иногда и пытаются доказать обратное), а в лучшем случае ведут прагматичные отношения с Москвой, исходя исключительно из своих национальных интересов. В то время как Москва, напротив, пытается всячески «задобрить» азиатских партнеров, входящих в СНГ, различными «дарениями» денег, гуманитарными проектами и совместными финансовыми проектами.


Да, собственно, уже и СНГ как такового нет – большинство многосторонних соглашений, подписанных в рамках СНГ 1 декабря 2000 года, утратили юридическую силу по причине завершения их срока действия, а никаких новых соглашений подписано не было. По итогу существует СНГ лишь формально, на словах.

Поэтому, когда Дюков называет страны СНГ стратегическими партнерами России, он несколько лукавит душой, потому что большинство из этих стран (за исключением Белоруссии – единственного союзника и стратегического партнера России) таковыми не являются. Другой вопрос, что, как правильно отмечает Дюков, страны СНГ являются основными источниками трудовой миграции – тот же Узбекистан на протяжении многих лет стабильно занимает первое-второе место по количеству граждан, прибывающих в РФ на заработки.

Более того, недавно стала обсуждаться возможность въезда для граждан Узбекистана по внутренним паспортам. Так, в МИД Узбекистана сообщили, что обсуждают с российской стороной «возможность отмены въезда по загранпаспортам и перехода на использование внутренних документов». На данный момент МИД РФ никак эту информацию не комментировал, однако как подобное упрощение въезда для узбеков будет коррелироваться с борьбой с нелегальной миграцией (одна из серьезных проблем РФ) совершенно непонятно.

Насколько антироссийские пассажи и исторические нарративы влияют на трудовую миграцию?


Вероятно, в значительной степени влияют, особенно учитывая, что в тех же Узбекистане и Таджикистане отношение к русским в целом негативное. И таковым оно было стало не сейчас и не 10 лет назад, а гораздо раньше — еще в 70-80-х годах. Сейчас же в этом отношении ситуация только ухудшилась, поскольку со школьной скамьи детей учат тому, что Россия — это этакий Мордор. Это, в целом, не имело бы для нас никакого значения (пусть там делают что хотят), если бы сотни тысяч мигрантов из Средней Азии не ехали в Россию на заработки. А приезжают они уже имея соответствующие представления о стране и ее жителях.

Как отмечает политолог Вадим Трухачёв:

«Коллега Дюков снова обратился к учебникам истории Узбекистана. После их прочтения становится понятным, почему мигранты из него ненавидят Россию и русских. Про «колониализм» Российской империи уже писали раньше. Как и про продолжение «колониализма» в советское время. Однако есть новшества по поводу ВОВ. Вступление Красной Армии на Западную Украину названо «оккупацией». Бойцы Туркестанского легиона СС шли туда «вынужденно»… Если сравнить с Азербайджаном – уровень русофобии в Узбекистане на градус меньше. Однако это называется «русофобией второго порядка». Как в Литве в целом».

Но дело в том, что русофобия в той же Литве Россию вообще никак не касается – мигранты из Литвы и стран Прибалтики Россию не наводняют, а вот узбеки и таджики очень даже. Ведь они едут в нашу страну с определенными представлениями о ней и о ее населении. При этом МИД РФ образ России в школьных учебниках Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и т.д., похоже, совершенно не волнует. Потому что они эту ситуацию никак ни разу не комментировали и даже не укоряли «партнеров».

Усугубляет ситуацию то, что среди въезжающих в страну множество религиозных радикалов – исламистов, от которых местные власти даже рады избавиться. И если в том же Узбекистане, Казахстане борются с исламизмом (запреты никабов, хиджабов и т.д.), то в России никаких запретов на ношение религиозной одежды нет. И по итогу приезжие попадают под влияние различных исламистских террористов и случаются теракты, как в «Крокус Сити Холле».

В материале «Дружба крепкая, не расклеится… О странностях дружбы со странами Средней Азии» автор уже отмечал, что мнение о том, что Россия должна помогать Узбекистану и Таджикистану, чтобы сохранять их в зоне своего влияния, несостоятельно, поскольку ни с Таджикистаном, ни с Узбекистаном у России нет общих границ, поэтому происходящее там не должно волновать Москву. Хотелось бы еще раз воспроизвести цитату из той статьи:

«Что опаснее — угроза где-то в сотнях километров от российских границ или угроза прямо в сердце России, куда приезжают тысячи радикальных исламистов, чему способствуют власти этих якобы дружественных государств? Стремление России покровительствовать Таджикистану и Узбекистану любой ценой, даже ценой своих национальных интересов, вызывает недоумение. РФ, по сути, продолжает советскую политику дружбы народов, следуя которой бюджетные деньги утекают на содержание дружественных стран из Средней Азии и мигрантов, которые не отождествляют себя с Россией. Да и страны эти, как уже было указано выше, не слишком сильно стремятся к дружбе, используя щедрость Москвы в своих собственных интересах».
78 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    27 сентября 2025 04:18
    Если мы не можем обойтись без мигрантов (я считаю что можем), то хотя бы можно завозить самых безопасных. По всем мировым статистикам таковыми являются страны юго восточной Азии. Филиппинцы, Лаосцы, Тайцы и т. д.
    1. -1
      27 сентября 2025 05:33
      Цитата: Епифанцев Сергей
      По всем мировым статистикам таковыми являются страны юго восточной Азии. Филиппинцы, Лаосцы, Тайцы и т. д.
      Все именно так, как вы и говорите!
      1. +3
        27 сентября 2025 13:57
        в тех же Узбекистане и Таджикистане отношение к русским в целом негативное. И таковым оно было стало не сейчас и не 10 лет назад, а гораздо раньше — еще в 70-80-х годах. Сейчас же в этом отношении ситуация только ухудшилась, поскольку со школьной скамьи детей учат тому, что Россия — это этакий Мордор.
        К этому надо очень взвешенно и грамотно подходить - без иллюзий и догматическрй марксисткой пропаганды. А именно.

        Развитие СОВЕТСКОЙ России, первого в мире социалистического государства, носило двоякий – противоречивый – характер.
        С одной стороны, русский народ, поверивший в коммунистическую идею большевиков-ленинцев, и, являясь носителем державного менталитета, на всех фронтах общественного строительства действительно созидал социализм в рамках всей страны как всей своей многонациональной Родины. Собственно говоря, ему ничего иного и не оставалось делать. Но в то же самое время, с другой стороны, в бывших царских национальных окраинах, где преобладали ещё феодальные отношения и собственный национальный пролетариат отсутствовал, власть от большевиков-ленинцев и под их контролем получила мелкая национальная буржуазия и бывшие местные феодалы. Национальная же промышленность возводилась уже руками русского и русскоязычного народов. При этом всё, что было действительно создано национального за годы Советской власти в когда-то отсталых царских национальных окраинах – национальных республиках – это лишь местная национальная партийная и советская бюрократия, а также национальная творческая интеллигенция, её обслуживающая (учёные-обществоведы, литераторы, артисты и т.п.). Эта национальная партийная и советская интеллигенция объективно сохранили в себе национальный буржуазно-феодальный менталитет не только в отношении собственного трудового народа, но и в отношении пришедших, по их мнению, «горбить на них» русских вплоть до времени так называемого горбачёвского «нового мышления».

        Таким образом, национальные проблемы в Советском Союзе не только были с самого начала Советской власти, но и носили по отношению к русскому народу национально-БУРЖУАЗНЫЙ классовый характер. Контрбуржуазный переворот в СССР в целом лишь поднял со дна на поверхность уже имевшие место национально-буржуазные деформации при строительстве социализма в России, которые советское руководство старалось не предавать широкой огласке.

        См. подробно работу:
        "Зуева Т.Ф. Русский вопрос национальный кризис и народовластие: административно-территориальное устройство России / Т.Ф. Зуева; Междунар. слав. акад. наук, образования, искусств и культуры, С.-Петерб. отд-ние. — Санкт-Петербург : Изд-во Союза Писателей России, 1995. — 30, [2] с.; 20. — (Серия "История России"); ISBN 5-87462-010-9."

        Её можно найти и прочесть по интернету в НЭБ (Национальной электронной библиотеке) по ссылке -
        https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_BIBL_A_010189542/?ysclid=mfrzuxd1si412108876
        По кнопке "Читать" она откроется для чтения - https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_RU_NLR_BIBL_A_010189542?page=1&rotate=0&theme=white
    2. +15
      27 сентября 2025 08:59
      Сколько уже эту тему можно обсуждать?!
      Со странами Средней Азии должен быть срочно введен визовый режим, далее пересмотр всех незаконно выданных граждаств с интернированием обратно и жесткие уголовные меры для незаконных мигрантов. Этот кишлак уже у всех давно поперек горла стоит!!!
      1. -1
        29 сентября 2025 12:07
        этого не будет, да и как выгнать то? они мятеж поднимут
        1. -1
          30 сентября 2025 16:39
          ага, я тараканов тоже пытаюсь выгнать, ввел жесточайшие меры для незаконно проживающих на моей кухне тараканов, вплоть до убийства на месте просто за то что похож на таракана, бунтов нет даже боятся меня но ничего не помогает, обосрали и загадили все щели, думаю кухню сжечь к херам - все равно все тараканами зас р но чай только иногда там пью - брезгую
          1. +1
            1 октября 2025 05:00
            Сжечь Россию?..............
            1. 0
              1 октября 2025 06:50
              Ни к чему не призываю, это ответ на комент
              этого не будет, да и как выгнать то? они мятеж поднимут

              Так вот, во всяких станах резали и выгоняли русских разными способами и русских там значительно поубавилось и заметьте бунтов не было и в Чечне говорят такое было но Чечня перед первой чеченской была расколота на два лагеря - проросийских и те кто за отделение и получилось как на Украине когда хотели Киев за три дня - хотели Грозый за одну ночь, в новогодняю ночь 1995 года, когда введенные в Грозный просто для "демонстрации силы" танки попали под реальный обстрел и понесли жуткие потери, тоже думали что все умные и адекватные и воевать не станут, пожалуй только с Крымом так получилось, так что впринцепе схема рабочая
              1. +1
                1 октября 2025 08:12
                ничего не понятно написали, вводить танки против узбеков????
                1. 0
                  1 октября 2025 09:48
                  Не боятся бунтов и для начала хотя бы визовый режим, типо отработал вот денежка спасибо до свиданья на родину, и разгонять диаспоры и другие объединения замеченые в криминальных схемах или помогающих преступникам или ведущих другую деструктивную деятельность, может этого будет достаточно и до танков дело не дойдет
                  1. 0
                    1 октября 2025 09:57
                    и подумать по поводу двойного гражданства как сделать - придумать какое нибудь ограниченое гражданство если есть второе гражданство
                    1. 0
                      1 октября 2025 10:39
                      И пересмотреть уже выданые гражданства, и вообще выдавать только ограниченое гражданство, и видя насколько плохо они осимилируются нормальное гражданство выдавать только родившимся детям у родителей которых есть ограниченое гражданство не менее 10 лет, и назвать не ограниченое гражданство а бессрочная виза или разрешение на проживание или еще как нибудь желательно одним словом
    3. +2
      27 сентября 2025 10:51
      Цитата: Епифанцев Сергей
      По всем мировым статистикам таковыми являются страны юго восточной Азии. Филиппинцы, Лаосцы, Тайцы и т. д.

      Тут с вами нельзя не согласиться, эти страны не были в составе России и Союза, в отличии от стран Средней Азии. Тех кто жил при союзе осталось не более 30%, а тех кто родился начиная с конца 80-х годов, тех местные князьки и баи переформатировали молодое поколение к ненависти ко всему русскому, обьявив их оккупантами и колонизаторами. И вот сейчас это поколение Россия получает в виде мигрантов и трудовой миграции, которая оседает вместе с семьями, ( такого нет даже в Прибалтике, где гастер приезжает один, отрабатывает срок договора и возвращается на родину ).
      Они создают диаспоры и правительство этому не препятствует, дети воспитываются в духе своих родителей, но не к уважению к стане где они живут. Это мина замедленного действия.
      Всё как получила Франция, Германия и Британия. Недавно была статья про то как на Урале на пост мэра претендует выходец их Таджикистана. То есть они стремятся во власть.
      Не ужели в правительстве нет дальновидных людей.
      И кстати у них рождаемость в разы больше, чем у русских.
      1. +9
        27 сентября 2025 12:08
        Ради справедливости, в конце 80-х начале 90-х вырезали целыми семьями русскоговорящих не жалея ни женщин ни детей, как раз те кто всю сознательную жизнь прожил в Союзе.
        Даже в СССР "дружба народов" была только в газетах и в кино. "Дружба народов" это утопия, да и не нужна эта "дружба". Просто перед Законом должны все быть равны....
        1. +3
          27 сентября 2025 14:36
          Цитата: Владимир М
          в конце 80-х начале 90-х вырезали целыми семьями русскоговорящих не жалея ни женщин ни детей, как раз те кто всю сознательную жизнь прожил в Союзе.

          Я лет 10 назад в "Фейсбуке" написал со слов моего одноклассника, командира батальона в Таджикистане, что там происходило. Меня забанили на всё время за разжигание межнацинальной вражды.
    4. +3
      27 сентября 2025 15:18
      Цитата: Епифанцев Сергей
      Если мы не можем обойтись без мигрантов

      У нас скрытая безработица на уровне 22%. При этом мигранты обходятся дороже наших собственных сограждан, просто их содержание перекладывается на бюджет регионов, а не на работодателя. Мне кажется местные успешно могут торговать на рынках, таксовать и развозить заказы.
    5. 0
      29 сентября 2025 15:56
      По всем мировым статистикам таковыми являются страны юго восточной Азии. Филиппинцы, Лаосцы, Тайцы и т. д.

      hi На стройках уже и Кубинцы появились..негры...латиносы.. smile
      Не удивлюсь, если вышеуказанные появятся.. smile
    6. 2al
      +1
      30 сентября 2025 15:11
      Без миграции точнее боевиков-мигрантов в РФ не могут обойтись спецслужбы NATO, которые открыто используя свою агентуру в правительстве и в органах власти РФ, а также шантажируя олигархов санкциями, заставляют их финансировать эту диверсионную деятельность, вполне обоснованно рассчитывая уничтожить РФ изнутри. Это плановая и системная деятельность вражеских спецслужб, так что рассчитывать на безопасных мигрантов вообще не стоит. За редким исключением таких стран, как Иран и КНДР.
  2. +10
    27 сентября 2025 04:38
    Живу в Узбекистане с 1981 года,работал на ТАПОиЧ 30 лет до самой его кончины.Ни разу ни в свой адрес ,ни моей семьи или моих знакомых,коллег ни слышал худого слова от узбеков.Со мной сейчас работают кореец,крымчак,татарин,узбек и все нормально и работаем и бухаем дружно! Молодых в бригаде нет- пенсы, предпенсы и за 40.
    Не отрицаю,что промывка мозгов молодёжи в определённом плане существует, но История это такая штука её пишут " победители", те кто у власти. Как пример - в России до сих пор не разобрались с " монголо- татарским Игом",да и памятник Колчаку целехонек,Маннергейма только недавно убрали,Центр ЕБНа живёт и процветает!
    1. +2
      27 сентября 2025 05:34
      Цитата: andrewkor
      Центр ЕБНа живёт и процветает!
      Пот это-то и печалит
    2. +4
      27 сентября 2025 06:28
      Да,и памятник Маркову в Сальске,к примеру.И Вы верно заметили.У каждого-своя правда.Нам бы самим ,в своей стране разобраться,прежде чем учить других.А с мигрантами вопрос уже перезрел Это даже уже раковая опухоль.И пошла она сверху,с головы государства.
      1. +1
        29 сентября 2025 16:02
        Нам бы самим ,в своей стране разобраться,прежде чем учить других.

        hi Я вот тоже самое говорю, сначала у себя в доме порядок навести надо. И в первую очередь навести порядок во власти.А там контры... negative
    3. +4
      27 сентября 2025 15:20
      Видимо потому у вас и нет проблем, что в соответствии со своим пониманием "братского долга", по словам депутата Васильева, Российские чиновники заботливо собирают всю грязь с просторов Средней Азии и устраивают их у себя в стране. Этакая страна-коллектор исламских экстремистов, вахабитов, наркоторговцев и прочего криминалитета. Потому в Ташкенте и хорошо, что из российских городов грязные кишлаки делают.
      1. +3
        28 сентября 2025 09:32
        Цитата: g_ae
        Потому в Ташкенте и хорошо, что из российских городов грязные кишлаки делают.

        При Каримове Ташкент был закрытый город. Прописка закрыта. Конечно просачивались, за деньги. Сейчас всё открыто. Масса приехавших с областей. Чтобы попасть в русскую школу, русскоязычным надо прилагать усилия, все занято. Кроме этого, Ташкент постоянно занимает первое место в мире, повторяю первое место в мире, по загрязнению воздуха. Повырубали деревья, забетонировали все арыки. В каждую дырку по новостройке, с подключением к старым коммуникациям. Агаларов на водохранилище Чарвак собирается строить курорт. И кто с этим пытается как то бороться. Конечно оставшиеся русские. Узбекам бизнесменам наплевать. Деньги застлали всё и совесть и родину.
    4. +1
      27 сентября 2025 23:44
      Тут о царских окраинах они пишут "колониализм". Всё таки он был, но в мягкой форме. При этом не пишут, что СССР для них сделал при всех его недостатках. Вот в этом проблема.
    5. 0
      29 сентября 2025 03:33
      Вот и продолжайте работать с узбеками. :)
    6. 0
      30 сентября 2025 14:06
      Жил в Ташкенте в конце 80-х ,закончил школу, поступил в военное училище, уехал окончательно в 1993 году. Я прошел всё: и драки на межнациональной основе ,и выступления общества "Бирлик" , и попытки резни русских на районе ТТЗ, видел массовые беспорядки ,убийство четверых русских солдат в Намангане ,которых сожгли заживо. Массовые драки в школе ,русские классы против узбекских. Учился кстати в русско-узбекской школе. Кто знает, сразу мне говорят ,да, весело тебе было учиться.В сопровождении милиции ходили в школу, было время классы целиком не приходили в школу.
      Я рад за вас ,что у вас лично всё было хорошо. Вы наверное живете где-то в районе Лисунова ,там было поспокойнее.
  3. +7
    27 сентября 2025 04:49
    Негативно отношусь к мигрантской политике Кремля...особенно после ознакомления с уголовными хрониками по России...постоянно в убийствах, воровстве, грабёжах присуствуют мигранты с Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Азербаджана...это все на совести лиц устроивших в нашей стране проходной двор для этих кишлачников.
    Среди этих мигрантов нет лиц с высокой квалификации или знаниями, нет учёных, докторов, наук и проффесоров...только одни могу копать, могу не копать.А иногда появляются и террористы... какие устроили бойню нашего народа в Крокусе.
    Это недопустимо.
  4. -1
    27 сентября 2025 05:08
    Цитата: andrewkor

    Не отрицаю,что промывка мозгов молодёжи в определённом плане существует,

    А поподробнее можно...
    Как это происходит и как выглядит. hi
    1. +8
      27 сентября 2025 07:18
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      А поподробнее можно...
      Как это происходит и как выглядит.

      - Не обижайся, я тебе откровенно скажу. Ты выдающийся человек. Я тобой просто восхищаюсь. Я, откровенно говоря, просто не понимаю откуда такая вот голова, и чего в ней не понапихано. Но, скажу тебе откровенно, иногда ставишь в тупик.
      - Позвольте!
      - Нет уж, позволь мне. Откровенно сказать, наболело! Такая у тебя голова! И этой самой головой не смыслишь самых простых вещей...

      ...Написано же, что в школьных учебниках печатается откровенная русофобия, а выглядит она очень просто, когда в России, где русский язык имеет статус государственного люди в общественных местах стремятся разговаривать на своём языке...Не в общаге, не на кухне, а на улице, в магазине, транспорте...И это не туристы, а те кто приехал с определёнными целями - работать, учиться...А ещё и вносят в нашу жизнь свои атрибуты...Не нравится тебе показывать лицо или приспичило расстелить на улице коврик и стать лицом на восток - милости просим в свои земли, где это норма...В Африке женщины некоторых племён ходят с обнажённой грудью - нам тоже надо ввести такие обычаи?
      Да у нас должны быть правила проживания, установленные нашими предками, а гости, их не принявшие, пусть шлёпают домой (по месту рождения) или живут не выпячиваясь...
      Примерно так...
      1. -8
        27 сентября 2025 09:04
        люди в общественных местах стремятся разговаривать на своём языке
        не на древнегреческом же изъясняться
        гости, их не принявшие, пусть шлёпают домой (по месту рождения) или живут не выпячиваясь
        в принципе, если послушать внимательно любого почвенника от Чили и Канады до ЮАР и Финляндии, общая нить рассуждения будет абсолютно такая же. Обычная ксенофобия, в переводе боязнь чужых, доставшаяся человекам от далёких предков. Потому что если далёкий предок видел чужое незнакомое лицо, и тем более во множественном числе, то была нормальная такая вероятность, что прямо сейчас предка начнут грабить, жечь его барахло, насиловать и угонять в рабство. Рассуждения про они занимают наши рабочие места/они сидят только на пособиях и преступность только наводнять тень на плетень. Приезжие не нравятся в первую очередь потому что не нравятся и только во вторую все остальное. В принципе будет честнее просто провести референдум и поставить на нем вопрос ребром.
        1. 0
          1 октября 2025 01:57
          Почто чушь городите?От души или по заказу?Статистику тяжких преступлений русскоговорящих в Узбекистане,Таджикистане,Киргизии и пр. сравните с такой же статистикой этих национальностей в России.Чо,(по китайски) получается,ваши умственные изыски и разглагольствования яйца выеденного не стоят,ксенофобию приплели,и это в многонациональной стране где"чужие"лица сплошь и рядом.
          1. 0
            3 октября 2025 08:22
            в многонациональной стране где"чужие"лица сплошь и рядом

            В смысле? Емнип 80% населения по переписи русские. Россия моноэтническая страна.

            Я без понятия какая "статистика" мне поможет доказать что то человеку, уже имеющему свое мнение, тем более по интернету. По статистике можно сказать вот что. МВД РФ периодически дёргают озабоченные граждане и они довольно быстро отвечают разного рода публикациями. Одно но, статистические данные не отражают национальность преступника, учитывается лишь гражданство. То есть, когда мы видим отнюдь не поражающую воображение цифру 10к/год тяжёлых и 30к преступлений вообще , совершенных мигрантами надо учитывать, что часть понаехов получила паспорт перед преступлением и эту часть учли по категории отечественных специалистов ножа и топора. Наоборот это тоже действует - человек может проследить свою генеалогию до 14 века в глухой деревне на Двине, но если его деда занесло на стройку века по комсомольскому призыву в среднюю Азию, по паспорту он будет казахстанец.

            Если вкратце, лидерство за местными и количественно и в процентном отношении. Так пишут господа из МВД. По другой стороне. Ни узбекским ни таджикским не владею, поэтому в пересказе прессы и знакомых - с 1991 оттуда ехали куда глаза глядят и европейцы и титульная нация, русское население представлено в значительной мере пенсионерами, которые нигде в мире не склонны к совершению преступлений. Насколько существующая диспропорция между количеством русских преступников в Узбекистане и узбекских преступников в России связана с национальным вопросом, а не с тем что в Россию едут скажем так не самые профессионально и академически успешные мужчины до 35 лет, а в Узбекистане живут русские бабки под 70? Я вот бывал раньше часто в Эстонии, местные русские непропорционально часто фигурировали в криминальных историях и статистике как среди преступников, так и среди жертв. Аборигены кстати тоже уверены, что это из-за национальных и культурных причин.
            1. 0
              5 октября 2025 02:59
              Моноэтническую страну хотят сделать бандерлоги,в России свыше сотни национальностей и не важно количество представителей для уважительного отношения к ним со стороны нормального государства.Что касается
              в Россию едут скажем так не самые профессионально и академически успешные мужчины до 35 лет, а в Узбекистане живут русские бабки под
              во-первых едут и женщины,и дети,во-вторых что это меняет?Это лишь доказывает моё мнение -русских вытиснили всеми правдами-неправдами,расплодились и рванули на заработки,причём грамотные и на родине в цене,вот кто к нам едет,тут вы правы.Эстония пример некорректный,я понимаю ваше желание куснуть,только сколько русских переехало в Эстонию и какой уровень преступности среди них?Сравнивать местных русских Эстонии и наших "понаехавших" моветон,играете на руку аборигенам.
    2. +1
      27 сентября 2025 11:22
      А почитайте ка узбекские учебники истории в том числе и на русском языке.Автор же ссылается на них и цитирует что не ясно то?
  5. +4
    27 сентября 2025 05:11
    Пока у руля старая гвардия постсоветской закалки, к сожалению ничего особо не поменяется, нужен свежий взгляд, новые идеи и молодые руководители не имеющие ни чего общего с бывшими республиками...
    1. 0
      27 сентября 2025 05:46
      Цитата: Муссаси
      нужен свежий взгляд, новые идеи и молодые руководители не имеющие ни чего общего с бывшими республиками...

      Только не такой как бездарь Горбачев или алкаш Ельцин.
      Очень большая вероятность что к власти придут люди с отрицательными качествами и багажом негатива.
    2. +1
      27 сентября 2025 07:20
      Цитата: Муссаси
      Пока у руля старая гвардия постсоветской закалки

      Гвардия? Что-то схожее с гвардейцами кардинала (по Дюма)...
      И про постсоветскую закалку непонятно. Постсоветский закон курятника - налицо...
    3. 0
      28 сентября 2025 09:46
      Цитата: Муссаси
      Пока у руля старая гвардия постсоветской закалки, к сожалению ничего особо не поменяется, нужен свежий взгляд, новые идеи и молодые руководители не имеющие ни чего общего с бывшими республиками...

      И чтобы дети и жены в России жили и двух- трёх гражданств не было. И за родину чтобы болели. И вообще чтобы товарищи были, а не господа. Наверное уже утопия.
  6. 0
    27 сентября 2025 05:32
    Узбекистан является светской страной.И пока общий фон выглядит нормально.Но национализм-это такая зараза,которая может разрушить лучшие качества общества в любой стране.И если не проводить профилактические меры против национализма,то может плохо кончиться.
    1. +4
      27 сентября 2025 05:52
      Но национализм-это такая зараза,которая может разрушить лучшие качества общества в любой стране.И если не проводить профилактические меры против национализма,то может плохо кончиться.

      Не согласен...радикализм вот главная беда.
      Вы же не будете преследовать человека за то что он любит свой народ, его культуру, знания и так далее.
      Но когда человек выходит за рамки этой морали и начинает призывать к насилию над другими народами и национальностями это уже радикализм чистейший воды.
      Радикализм может появиться не только в среде националистов, но и в любой другой среде...политической,экономической,этнической...даже среди любителей природы есть свои радикалы... Гринпис например возьмите. smile
      1. +1
        27 сентября 2025 12:20
        Тот же Леха (Алексей ) . Не путайте национализм с патриотизмом. Это разные понятия.
        1. -2
          27 сентября 2025 12:21
          Конечно разные...и спутать их никак невозможно. smile
        2. 0
          30 сентября 2025 14:09
          национализм - это когда любишь свой народ. Нацизм - когда ненавидишь другие народы.
    2. +2
      27 сентября 2025 11:24
      Все мечети и медресе в Узбекистане под контролем спецслужб.Это практикуют все государства.
  7. -5
    27 сентября 2025 06:31
    Антисоветизм всегда равно русофобия ,и все враги СССР ,захватившие республики СССР ,доказали ,что они ненавидят историю нашей страны ,всех великих людей в истории нашей страны . Их "герои " и "великие люди "в истории нашей страны -антисоветские и русофобские , сепаратисты коллаборационисты ,враги страны и народа,предатели ,лжецы .
    1. -1
      27 сентября 2025 06:39
      Цитата: tatra
      все враги СССР ,захватившие республики СССР

      Коммунисты?
      1. -7
        27 сентября 2025 06:55
        Вы ,враги коммунистов -во всём аномалия человечества ,включая то ,что вы единственные в мировой истории ответственность за захват вами своей страны -трусливо свалили на тех ,у кого вы её отняли .
        1. +3
          27 сентября 2025 10:11
          Цитата: tatra
          ответственность за захват вами своей страны

          А как можно захватить свою страну? Хотите сказать, что СССР до перестройки был захвачен иностранцами что ли?
  8. +1
    27 сентября 2025 07:05
    Многополярность -оно такого ! И привела Россия в многополярность всякие там Узбекистаны Таджикистаны да Армени за ручку , как равноправных . Те конечно в первую очередь начали изучать , мол, если Россия сама считает их равноценными себе , то почему бы им не попробовать подняться выше России объясняя своему народу , что если бы вот не Россия и не русские оккупанты хоть при Царях хоть при коммунистах , то узбеки с казахами и армяне с азербайджанцами сегодня жили бы как в Париже и в Арабских эмиратах . Посмотрели , у кого из бывших четырнадцать республик уже имелся такой опыт "всплытия на поверхность". А у Прибалтики ! Там русофобия очень твёрдой субстанцией запора всплыла сразу после получения прибалтами "независимости " , так что когда автор статьи нам тут пишет что русофобия в Прибалтике Россию вообще не касается , то автор сознательно пишет не правду . Там русофобия имела образ наглядных пособий обучать своими примерами всех русофобов во всех бывших республиках СССР , включая и русофобов в самой бывшей РСФСР , ставшей Российской федерацией .
    Там были созданы первые "музеи оккупации " , та с конца девяностых бывших лесных братьях объявили партизанами а красных партизан объявили боевиками-террористами , там начали тогда проводить парады бывших легионеров дивизий СС и т.д И всё это начали в Прибалтике "закреплять " в учебниках истории и в массмедиа . Потому что раздельно невозможно вбить русофобию в головы . Одновременно надо и историю переписать в школьных и в студенческих учебниках и вбивать русофобию через сми .
    Так Прибалтика и делала . Ну и что ,?Узбекистаны с Казахстанами и другие там Азербайджаны посмотрев на это со стороны , что , они разве увидели как Россия наказала тамошних русофобов за оскорбление и Российской истории и Российского государства и русской нации ? Да нет . Лавров с Захаровой несколько раз "озаботились " -и всё . Так вот , и Узбекистану и Казахстану и Таджикистану русофобии было у кого учиться . Разница лишь в том , что выучивших русофобию своих русофобов Прибалтика оставляет дальше у себя "аспирантами" , а Узбекистан своих таких же отправляет "трудовыми " мигрантами в Россию .
    В перспективе выход должен быть только один , но это процесс не одного года и только после полной Победы России в СВО . Все учебники истории во всех бывших республиках СССР должны быть написаны под редакцией людей исповедующих общечеловеческие ценности , где русофобии и перевёртывания истории с ног на голову , недолжно быть ни строчки ни духа.
    Но при многополярности это не возможно . Многополярность -оно такого ...
  9. +2
    27 сентября 2025 08:57
    Правящая в России власть заинтересована в размывании коренного населения российских регионов враждебным среднеазиатским "молодняком", прибыль от управляемой через диаспоры (так кажется лоббистам) дешевой рабочей силой - радует карманы "друзей-олигархов", в результате Россия стала похожа на избу, где под крыльцом и под срубом живут и плодятся кланы ядовитых змей. Для переворота уже не нужно ЧВК с фронта на Москву отправлять, враги уже сдесь. в том числе и радикалы имеющие боевой опыт.
  10. +3
    27 сентября 2025 08:59
    Усугубляет ситуацию то, что среди въезжающих в страну множество религиозных радикалов
    Это же все проверяется совместным сотрудничеством спецслужб. Или забили на это все?
  11. +5
    27 сентября 2025 09:29
    Да, тема мигрантов очень острая. Их много, они всем надоели, мягко скажем. Видеть их и общаться с ними неприятно, опять же мягко. Трогать их нельзя, власть на их стороне. Поэтому что то писать об этом бесполезно.
    Уверен в одном: пока не сменится правящая нами власть, с мигрантами ничего не поменяется! Ждём перемен, никто не вечен....
  12. -2
    27 сентября 2025 09:49
    то в России никаких запретов на ношение религиозной одежды нет.

    Дон не разрешает
  13. +3
    27 сентября 2025 09:58
    РФ, по сути, продолжает советскую политику дружбы народов

    А можно узнать в каком месте она советская если цели там абсолютно разные? Не помню чтобы советская политика дружбы народов велась в интересах обогащения олигархии и примкнувшим к ней капиталистов меньшего калибра.
    1. 0
      27 сентября 2025 10:13
      Цитата: IS-80_RVGK2
      А можно узнать в каком месте она советская если цели там абсолютно разные?

      В пропаганде дружбы народов она одинаковая.
      1. -5
        27 сентября 2025 10:27
        Нет у врагов СССР никакой дружбы народов . Они и потому не только захватили СССР ,но и поделили его на их антисоветско-русофобские Государства ,что ненавидят друг друга ,и не захотели и дальше жить в одной большой стране . Но мало этого ,они еще и после этого стали развязывать войны между собой ,насаждать злобу и ненависть против друг друга .
        Просто эти "ценные специалисты " нужны для обогащения чиновников,олигархов ,бизнесменов . Да и 'вождь " не хочет портить отношение с оставшимися у него "дружественными " странами на территории бывшего СССР .
        1. +3
          27 сентября 2025 10:42
          Цитата: tatra
          но и поделили его на их антисоветско-русофобские Государства ,что ненавидят друг друга


          Цитата: tatra
          Да и 'вождь " не хочет портить отношение с оставшимися у него "дружественными " странами на территории бывшего СССР

          Так есть пропаганда дружбы народов или нет?
          1. 0
            29 сентября 2025 04:20
            При союзе была, сейчас идет заигрывание с националистами
            1. 0
              29 сентября 2025 06:30
              Цитата: КЗаКВО32923
              сейчас идет заигрывание с националистами

              Которые были там все время и которых трепетно выращивали, занимаясь развитием самосознания "братских народов".
              1. 0
                30 сентября 2025 05:29
                Были где? Национализм на подъеме во всем мире! В Узбекистане, в России, в Европе. Во всем мире! И поэтому голословно обвинять соседа и не замечать бревно, наверное не есть хорошо. Везде такая шняга!
                1. 0
                  30 сентября 2025 19:56
                  Цитата: КЗаКВО32923
                  Были где? Национализм на подъеме во всем мире! В Узбекистане, в России, в Европе. Во всем мире!

                  Вот только когда русские из идеологических соображений выращивают ...станских националистов, это нечто особое.
  14. +3
    27 сентября 2025 10:08
    Чтож
    1999-2000 годы - про СНГ - это как раз пришедший к власти Путин. Наш великий Геостратег.
    Так что он, и его чиновники, уж точно разберутся с этим. И с СНГ. И с деньгами из бюджета для стран. Включая Африку, которым опять недавно чтото там списали долгов. Хорошо хоть не милиарды, а милионы
    1. -2
      29 сентября 2025 09:37
      Носитель чемоданов Собчака вдруг стал геостратегом вселенского масштаба. Отсюда и высказывания в стиле "А нас опять обманули!".
  15. +1
    27 сентября 2025 14:51
    Что ж, надо относиться к этим странам так, как они написали в своих учебниках истории.
  16. +3
    27 сентября 2025 15:20
    Кто жил при СССР в какой либо республике Средней Азии ? Так вот качество жизни, состояние инфраструктуры и прочих благ там было выше чем в метрополии. Неплохая такая колонизация правда ? Приняв в состав СССР отсталые территории, с безграмотным забитым населением, отстроив там заводы, фабрики, мед и образовательные учреждения, всю инфраструктуру и получив сейчас вот это всё... Надеюсь Россия сделала выводы и больше акций неслыханной щедрости не будет. А будет ужесточение миграционного законодательства и тщательная фильтрация "специалистов".
    1. -1
      27 сентября 2025 17:11
      Цитата: Евгений_Свириденко
      А будет ужесточение миграционного законодательства и тщательная фильтрация "специалистов".

      Заповедь всем нашим политикам на будущее: не делай добра, не получишь в ответ зла.
    2. 0
      29 сентября 2025 09:06
      Все блага, что делала Россия в СрАзии осуществлялись в рамках коммунистического проекта, где все люди равны и должны жить достойно во всех уголках планеты. Если помните никакие киргизы, таджики и узбеки не уезжали миллионами в Москву и РСФСР на работу, т.к.раьота была у них дома. Смысла бросать все и уезжать не было. Это было очень дальеовидно со стороны государства. Сегодняшним капиталистам ВЫГОДНО завозить миллионы полудиких полуваххабитов. Плюсов для буржуйского правящего класса полно.
  17. +3
    27 сентября 2025 17:07
    В 1988 году работая в архиве ЦК ВЛКСМ в Москве нашел докладную записку периода 9-ой пятилетки (наиболее успешной в СССР), из ЦУК ВЛКСМ в ЦК КПСС о том, что в вузах Средней Азии число студентов привлеченных к НИРС превышает 100%, чего просто не может быть, поскольку средний показатель по России равен 7-8%. Старших товарищей по партии спрашивали: ведь это же деньги которые мы платим... ни за что, отрываем от себя!!! Ответ был такой: ВОСТОК ДЕЛО ТОНКОЕ... пока не время это обсуждать. То есть уже в то время лояльность "братских республик Востока" просто покупалась, в том числе и таким вот занятным способом. То есть покупали их всех как женщин низкой социальной ответственности. Вот они и держали "варежку закрытой". А как "дойка закрылась", сразу показали свой гадкий норов. Так было, и так будет и надо с этим что-то делать...
  18. 0
    27 сентября 2025 18:03
    Чиновников РФ десятилетиями все устраивало. Что,они не знали того что да как написано в учебниках по истории в бывших республиках? Знали! Однако никаких мер предпринято не было! Меры были нужны ещё вчера. Почему вся эта историческая клевета на Россию и русский народ не опровергнута? Почему до сих пор нет публичных дебатов на эту тему? Почему всех этих историков,написавших эти учебники не разоблачили?
  19. +3
    27 сентября 2025 19:20
    Если кремлевские поливают грязью советский период истории и
    закрывают фанерой мавзолей на 9 мая, то не надо обижаться
    на учебники истории в постсоветских республиках.
  20. 0
    28 сентября 2025 10:52
    "Англичанка гадит" , и гадит со времён рыжей Лизы. В умении гадить скрытно , Объединённому королевству-нет равных.
  21. 0
    28 сентября 2025 15:28
    Пока главный дружбонародец не уйдёт, так и будем сопли жевать. Мир ужестгчается кардинально, а наша власть всё живёт идеями СССР о братстве и добрососедстве народов. Силенок у нас теперь маловато, чтобы насаждать добро.
  22. 0
    29 сентября 2025 11:19
    А как же быть с гуманизмом и состраданием, великого русского народа ?Узбекистан во время ВОВ ,принял на своей территории 3 миллиона беженцев из оккупированных территорий 500 тысяч сирот , забрали узбеки в свои семьи , 250 тысяч жителей блокадного Ленинграда в основном женщины и дети ! Были эвакуированы в Узбекистан. Первые атомные бомбы СССР были созданы из узбекского урана ,как ни странно в такой большой стране ,как Россия в те времена было обнаружено залежей ,этого метала А тогда это был вопрос выживания
    1. +1
      30 сентября 2025 14:14
      Мы благодарны тем людям ,которые это сделали.
      А другие люди ,которые проводят русофобскую политику, воспитывают ненависть к России со школьной скамьи, совершают преступления на территории нашей страны , такой благодарности не заслужили.
    2. 0
      1 октября 2025 02:06
      Вы взываете к прошлым заслугам узбеков не замечая дня сегодняшнего,а русских судят по прошлым прегрешениям не обращая внимания на настоящее.Впрочем это не только узбеков касается.
  23. 0
    30 сентября 2025 14:33
    Закончил школу в Ташкенте в начале 90-х. До сих пор общаюсь со своими одноклассниками всех национальностей ,с кем учился. Русские в основном переехали в Россию, корейцы уехали в Корею ,евреи в Израиль, но и конечно по всему миру рассеялись ,вплоть до США.
    Недавно разговаривал с товарищем ,узбек ,живет в Германии. Говорит, что мы с ним совки в хорошем понимании этого слова. Для нас важна дружба ,в том числе межнациональная, немного религии , без фанатизма, стремление к прогрессу, вобщем советское воспитание. Он сам жить в Ташкенте не смог, говорит всё пропитано духом феодализма-байства.
    Такие вот дела. Племянница ездила в Ташкент недавно ,по- русски никто не говорит ,везде толпы приезжих с близлежащих кишлаков. В Алма-Ате в основном говорят по русски ,пока еще.
  24. +1
    30 сентября 2025 17:59
    надо не только не завозить новых мигрантов но и существенно ограничить в правах натурализованных, количество которых в каждом населëнном пункте не должно в сумме с новыми превышать 10℅