Полет над морем

9 503 129
Полет над морем

Даже из названия — Морская Авиация (МА) — становится понятным, что летает эта авиация над морем. Морская авиация была разной: ракетоносной, противолодочной, истребительной и даже штурмовой. Еще и транспортная авиация есть в Морской, и они тоже летают над морем.

Я прослужил в морской авиации 26 лет, перед этим учился служить в морской авиации 4 года, в общей сложности — 30 лет, то есть кое-какой опыт имеется, и поэтому могу сказать без ложной скромности — над морем летать трудно. Не то чтобы совсем невозможно, но намного труднее, чем над сушей. По разным причинам. Сейчас попробую немного рассказать про эти «разные причины».



Одна из таких причин — психологическая. Полеты выполняются над морем, за тысячи километров от ближайшего запасного аэродрома, то есть в случае огневого поражения или отказа авиационной техники посадка невозможна. И после покидания самолета над морем особых надежд на спасение нет, помощь может прийти только теоретически, и даже если она и придет, то к тому времени организм не выдержит пребывания в холодной воде.

Я был подготовлен к выполнению поисково-спасательных работ, мне приходилось летать в боевых порядках в качестве экипажа самолета поисково-спасательного обеспечения со спасательными контейнерами (КАС), сбрасывать КАС, участвовать в организации спасательных работ и руководстве полетами при спасении экипажа Ту-22М2 всего в 120 километрах от нашего аэродрома, и вот мое личное мнение после приобретения такого опыта: спасение экипажа летательного аппарата в открытом море маловероятно. Честно говоря, я и не знаю о таких примерах. Обычно — просто падение в море, и всё…

Иногда мне встречалось мнение о том, что с авиаторами, выполняющими длительные полеты над морем, должна проводиться особая психологическая подготовка. Не знаю, не слышал. О вреде венерических заболеваний доктор лекции читал, а о психологических особенностях подготовки к выполнению полетов над водными пространствами — не помню.

Еще одна причина того, что над морем трудно летать, — навигационная. Полеты над морем — полеты над безориентирными районами, практически не оборудованными радиотехническими навигационными системами. На самолетах Ту-16, Ту-22М3, Ту-142 не было штатных спутниковых навигационных систем (СНС). На Ту-16 в полетах над морем штурману скучать не приходилось, но раньше и штурманы были лучше подготовлены, и не потому, что были умнее, просто жизнь заставляла.

На более современных самолетах появились инерциальные системы и навигационные комплексы на основе цифровых вычислительных машин, что значительно облегчало навигацию над морем. Но оголтело верить навигационному комплексу — себя не уважать. Дело в том, что навигационный комплекс со временем накапливает ошибку, и если своевременно не корректировать комплекс различными способами (по радиотехническим системам, по радиолокационному ориентиру…), то можно и не прилететь в заданную точку в заданное время.

Но в море проблемы именно с коррекцией... После переучивания полка с Ту-16 на Ту-22М2 некоторые штурманы безрассудно доверяли навигационному комплексу самолета и прилетали совсем не туда. Возможно, сейчас на некоторых самолетах морской авиации появилось новое штатное спутниковое оборудование, что значительно упрощает навигацию, но я знаю лишь о том, что штурманы Ту-142 и Ту-22М3 используют нештатные импортные навигаторы.


Нештатный импортный навигатор в кабине штурмана Ту-22М3

В наше время нештатные импортные навигаторы только-только появились, и на всю морскую авиацию ТОФ было выделено аж 3 (три) простейших «Магеллана». Главный штурман МА ТОФ весьма справедливо распределил это богатство следующим образом:

- на Ту-134 командующего флотом;
- на свой личный автомобиль типа «Тойота», якобы для детального изучения, определения различных погрешностей и разработки методики применения;
- за третий экземпляр была драка между полками Ту-142, Ту-22М3, Ил-38 и транспортным полком. В этой драке победил я, используя природное обаяние, военно-морскую дерзость и примитивную грубую лесть.

Так в нашем полку Ту-142-х появился спутниковый навигатор. Я передал его штурману полка, который в полетах на нашем Ан-26 отточил мастерство использования, разработал методику применения, написал памятку, после чего было проведено занятие по использованию навигатора в полете, и прибор стали выдавать штурманам Ту-142 на ответственные задания.

А теперь о главном, о выполнении задач по предназначению. Все эти выкрутасы над морем с комплексным использованием всех средств навигации для полета по заданному маршруту без отклонений и точным выходом по времени и месту в заданную точку (район) нужны только для того, чтобы найти врага и уничтожить его в заданное время. Сделать это трудно, но возможно. Я не буду рассказывать о том, как наша морская ракетоносная дивизия, составом 40 Ту-22М2 и 16 Ту-16, взлетала с двух аэродромов, собиралась в воздухе, летела в северо-западную часть Тихого океана (за Курилы) и там наносила одновременный ракетный удар по надводной цели, после чего разворачивалась, летела обратно, размыкалась и садилась с 2-минутным интервалом. Удар наносили тактически, то есть без отцепки ракет, все остальные элементы отрабатывались практически. Я неоднократно принимал участие в таких вылетах, как вторым штурманом, так и штурманом полка. Просто нет смысла рассказывать, как мы там летали, ведь морская ракетоносная авиация была уничтожена в ходе различных реформ.

Немного, в рамках дозволенного, поговорим о противолодочной авиации (ПЛА), которая, без всяких сомнений, является самым сложным видом авиации. В настоящее время ПЛА должна решать две важнейшие задачи:

- обеспечение боевой устойчивости наших атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (поиск иностранных подводных лодок);
- ведение воздушной разведки кораблей противника в море.

Обнаружить цель под водой, установить за ней слежение и уничтожить её по сигналу — задача архисложная, но раньше экипажи с этой задачей справлялись. Найти корабли противника в океане, определить типы кораблей, выделить главную цель — тоже совсем непросто, а иногда даже и смертельно опасно. Всякое бывало…

И еще надо иметь в виду, что морская авиация всегда действует самостоятельно, без прикрытия средствами континентальной противовоздушной обороны и без сопровождения истребительной авиацией.

Теперь для тех, кто считает, что самолеты дальней авиации тоже летают над морем, и ничего трудного в этом нет, и нечего тут кичиться своей службой в морской авиации. Отличие: самолеты Ту-95МС и Ту-160 не выполняют над морем главного — поиска цели, прицеливания и уничтожения подводного или надводного противника. Полеты над морем без боевого применения раньше назывались у нас в полку «спортивными».

Чуть не забыл написать для романтиков: с воздуха море совсем не синее с ласковой волной, а всегда суровое, свинцово-серое, враждебное.
129 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +21
    1 октября 2025 04:29
    Михаил, приветствую!
    Спасибо за статью. hi
  2. +5
    1 октября 2025 04:37
    Чувствуется в тексте некий привкус ностальгии автора по полетам, и это пожалуй плюс. Вкратце написано неплохо, как аналитической статье не хватает деталей и самой аналитики, как рассказ о службе достаточно интересно, было бы интересно почитать небольшой курс статей по данной теме от автора, особенностей полетов, и службы в то время, интересных историй, и так далее.
    1. +5
      1 октября 2025 05:27
      Цитата: turembo
      Чувствуется в тексте некий привкус ностальгии автора по полетам, и это пожалуй плюс.

      У мариманов, ностальгия по морю, у лётчиков по небу, разница, кто на чём "женат".
      1. +9
        1 октября 2025 08:28
        Dimon
        Это ностальгия по молодости... smile
        1. +1
          1 октября 2025 08:37
          Цитата: Gomunkul
          Это ностальгия по молодости...

          Скорее нет, ностальгия по той жизни, которая была в морях. Жизнь моряка в корне отличается от жизни на берегу, уйдя из морей не возможно полностью приспособится к берегу, всё меришь теми морскими мерками, друзья остаются мариманы, а новых не заводишь, есть только приятели. просто замыкаешься в себе, ведь друзья разбросаны по всему бывшему Союзу.
          1. +2
            1 октября 2025 11:48
            *Скорее нет, ностальгия по той жизни, которая была в морях*.
            именно по той жизни, которая была. 10-12 лет назад.
            Сейчас жизнь в море другая. Проверяющие в каждом порту, сервис, приемка снабжения, и так далее. Иногда и времени нет выйти на берег.
            1. +3
              1 октября 2025 16:15
              Цитата: seamen2
              именно по той жизни, которая была. 10-12 лет назад

              Точнее по той жизни моряка, которая была 30-40 лет назад.
      2. 0
        16 октября 2025 14:15
        Цитата: carpenter
        У мариманов, ностальгия по морю

        А что там ностальгировать - выходи в море, да рыбачь... Или Вы в пески переехали на пенсии? Я вон советником в Африке 20 лет с лишним отзимбабвил, но обратно что-то не тянет... Что, не слышу? Да, согласен, не совсем корректное сравнение, но я к тому, что лучше отпустить былое - было и прошло... Молодость не вернешь, так что грустить по ней. Впереди вечность целая, а позади так - миг во вселенских масштабах...
        1. 0
          16 октября 2025 14:24
          Цитата: 76СССР
          Я вон советником в Африке 20 лет с лишним отзимбабвил, но обратно что-то не тянет... Что, не слышу?

          Я на Африку отработал 40 лет, в Африку не тянет, а вот в моря тянет.
    2. +10
      1 октября 2025 07:20
      Цитата: turembo
      было бы интересно почитать

      Инструменты сайта позволяют зайти в раздел автора, и прочитать его статьи:
      https://topwar.ru/user/Bez+310/
  3. +4
    1 октября 2025 05:15
    Теперь для тех, кто считает, что самолеты дальней авиации тоже летают над морем, и ничего трудного в этом нет

    Ага... Экипаж рейса KAL 007 мог бы с этим поспорить или экипаж рейса MH 370 ...
    штурманы Ту-142 и Ту-22М3 используют нештатные импортные навигаторы

    Надеясь, что в случае войны они будут показывать правду-матку?
    В наше время нештатные импортные навигаторы только-только появились, и на всю морскую авиацию ТОФ было выделено аж 3 (три) простейших «Магеллана».

    "Аттракцион немыслимой щедрости". В 1994 г. работал на сухогрузе, на нем была спутниковая навигация, нажимаешь кнопочку и высвечиваются координаты которые штурман на карту заносит, на сколько понимаю автор описывает примерно тот же период времени (ибо упоминаемые автором Тойоты я возил).
    Вообще в настоящее время, когда спутниковая навигация доступна любому роль штурмана сводится на нет. Возможно нынешние штурмана деградируют ибо без практики (а нафига она нужна, если есть Garmin) поддерживать профессиональный уровень невозможно.
    1. +7
      1 октября 2025 07:17
      Цитата: Дырокол
      роль штурмана сводится на нет

      Осталось главное - боевое применение оружия.
      1. +2
        1 октября 2025 08:14
        Цитата: Bez 310
        Осталось главное - боевое применение оружия.

        Упустил этот аспект... В ваше время что было сложнее навигация или применение оружия?
        1. +9
          1 октября 2025 08:31
          Цитата: Дырокол
          что было сложнее

          Сложный вопрос...
          Оружие надо применить по заданной цели, в заданной точке, в заданное время, а это решается навигацией. Но технологически применять оружие сложнее.
    2. +3
      1 октября 2025 08:17
      Цитата: Дырокол
      Вообще в настоящее время, когда спутниковая навигация доступна любому роль штурмана сводится на нет.

      Облегчает работу штурманам только в определении места судна, а остальная работа остается, как и в старые времена. Да ещё замучили ISM Code, ISPS Code да ко всему прочему радистов убрали, нагрузка увеличилась до предела.
    3. +6
      1 октября 2025 10:03
      В настоящее время практически на любом судне ( я про речной флот) есть ДЖПС, Глонасс и все ходят по ним. На реках ещё сохраняется судовая обстановка которая была ещё до локаторов и Глонасс.
      Но чудес не бывает и приёмники Глонасс и электроника выходит из строя. Так вот экипажи отказываются продолжать движение плыть пока не починят Глонасс. Полное отсутствие практики движение без приборов и Глонасс. Хотя и створы есть и бакены со световыми обозначениями для плавания ночью. hi
      Таже беда и у некоторых автолюбителей.
      1. +1
        1 октября 2025 12:23
        Цитата: Солдатов В.
        Так вот экипажи отказываются продолжать движение плыть пока не починят Глонасс.

        Забавно. Раньше по картам ходили, а местные опытные вообще наизусть реку знали. Хотя конечно да, не зная перекаты лучше ГЛОНАСС + карта иначе можно влететь даже по створам.
  4. +1
    1 октября 2025 05:31
    И после покидания самолета над морем особых надежд на спасение нет, помощь может прийти только теоретически
    У моряков процент выживания при гибели судна будет "фифти-фифти".
    1. +1
      1 октября 2025 06:44
      Цитата: carpenter
      У моряков процент выживания при гибели судна будет "фифти-фифти".

      Если вы про нынешние времена, то процентов 90 ибо все суда оснащены системой «КОСПАС-SARSAT», плюс на всех судах есть спасательные катера которые совсем не утлая шлюпка с веслами. Это закрытый катер с запасом воды, провизии, средствами связи, световыми сигналами и даже двигателем пусть и слабеньким. Да даже простой ПСН увеличивает выживаемость до 99%, главное в него залезть конечно...
      1. +2
        1 октября 2025 08:08
        Цитата: Дырокол
        Да даже простой ПСН увеличивает выживаемость до 99%, главное в него залезть конечно...

        Если успеешь их спустить и забраться в плот, или шлюпку. Мы в своё время не успели, из 8 спаслось трое.
        1. +1
          1 октября 2025 08:26
          Цитата: carpenter
          Если успеешь их спустить и забраться в плот, или шлюпку.

          ПСН сам всплывает, главное рядом с ним не оказаться, когда он раскрывается.
          Цитата: carpenter
          Мы в своё время не успели, из 8 спаслось трое.

          Вопрос качества обучения и наличия средств спасения. У нас на теплоходе катера не было, были открытые шлюпки и ПСН, когда попадали в шторм было ясно, что от шлюпок толку будет мало. Теплоход старенький был, новые суда куда лучше в плане средств спасения.
          1. +3
            1 октября 2025 08:45
            Цитата: Дырокол
            ПСН сам всплывает, главное рядом с ним не оказаться, когда он раскрывается.

            Нам не повезло, севера и шторм, пятеро не доплыли до ПСН.
            Закрытая шлюпка под командой молодого штурмана, возвращалась из Леруик, налетела на остров Мартин и перевернулась, выбрались не все, из них была жена мастера Людмила, царство им небесное.
            1. 0
              1 октября 2025 09:33
              Цитата: carpenter
              царство им небесное.

              Мастер тоже?
              1. 0
                1 октября 2025 09:37
                Цитата: Дырокол
                Мастер тоже?

                Мастер когда судно на якоре, в районе Шетландских островов, судно не покидает.
        2. +3
          1 октября 2025 08:46
          У нас на эсминце в числе спасательных средств было и 10 СПН-10. Спустить их не представляло никаких проблем. Располагались они на надстройках, на наклонных направляющих так, что скатываясь по направляющим, плотики должны были падать в море. Удерживались плотики на своих штатных местах тросом, который можно было освободить практически одним движением. Трудности могли возникнуть по спуске катеров, их 2 было. Если волнение сильное, тяжело удержать оттяжки, их так и норовит вырвать из рук, может катер хорошо о борт приложить. И лебёдка могла заклинить в самый неподходящий момент.
        3. +9
          1 октября 2025 09:13
          Забраться в ПСН в море задача почти невыполнимая.
          Есть личный опыт тренировки в бассейне УТК НК "Компас" в Североморске.
          Как это было. "Мокрый" первый этаж комплекса, бассейн для тренировки водолазов, туда спускают ПСН-10М. 10 рыл в спасжилетах прыгают в бассейн. Спасжилеты держат нормально, тут проблем нет. Водичку естественно никто не подогревал. В общем прыгнул, холодно, полез первым в плот. Залез с трудом, при попытке влезть ложась грудью на плот (ога, в спасжилете) ноги уходят под плот и тебя опрокидывает. Да, там есть "трап" из гибких лент но его надо нащупать ногами и как то воспользоваться. С трудом влез, второго втащил, остальных быстро втащили в плот, даже в бессознательном состоянии втащили бы.
          Вывод: в реальных условиях, в открытом море, забраться на плот практически невозможно :(
          1. +1
            1 октября 2025 09:25
            Цитата: Не_боец
            Вывод: в реальных условиях, в открытом море, забраться на плот практически невозможно :(

            А вас не учили забираться способом "подъем переворотом"? Но для этого надо спиной к плоту, руками схватить леер, опуститься под воду на полную длину рук и забрасывать ноги на плот
            1. +3
              1 октября 2025 09:30
              План тренировки: прыгаем в бассейн, собираемся в углу, потом влезаем на плот, посидели в нем минуты 2-3 и на выход, отжиматься на крыше плавотсека. Срочка, 1991 год, нас просто познакомили с плотом что это за зверь. У нашего крузака "Киров" "хода нет и не будет" @ кап 2р Федоренко.
            2. 0
              9 октября 2025 19:07
              спиной к плоту, руками схватить леер, опуститься под воду на полную длину рук и забрасывать ноги на плот

              Как, не понимаю, если находишься спинок к плоту?
              1. 0
                9 октября 2025 20:32
                Подъем переворотом делали?
                1. 0
                  9 октября 2025 21:03
                  Да. Имеется в виду леер вместо турника? Но для этого туловище нужно запрокинуть назад, а там вроде борт должен быть.
          2. +1
            1 октября 2025 11:51
            хе-хе... знакомое дело ))))
            Вот только в реалиях, когда в море оказываешься, то на борт ПСН взлетаешь, проверено... правда, с "музыкальным сопровождением" и прочими аттрибутами морской жизни, но о третьей попытке - не слышал, как правило - все умудрялись с первой )))
          3. +1
            2 октября 2025 14:59
            Иногда летом тренировались. В МЛАС закарабкаться не всем и не всегда удавалось. Даже будучи в одних плавках. А если в зимней одежде?
  5. fiv
    +3
    1 октября 2025 05:44
    Статья отличная, но остался вопрос - а русалки летают?
    1. +5
      1 октября 2025 06:46
      Цитата: fiv
      но остался вопрос - а русалки летают?

      как крокодилы, низэнько, низэнько...
    2. +3
      1 октября 2025 07:16
      Цитата: fiv
      а русалки летают?

      Не встречал...
  6. AMG
    +2
    1 октября 2025 06:57
    Приветствую и решаюсь спросить :"Окончили Ворошиловградское училище штурманов имени "Пролетариата Донбасса"?
    1. +5
      1 октября 2025 07:15
      Да, имени Пролетариата...
      1. AMG
        0
        3 октября 2025 20:21
        В таком случае решаюсь продолжить. Лет шесть назад в станице Вешенской случай свел с хозяйкой небольшого гостиничного комплекса. Муж ее окончил в свое время ВВАУШ и служил в МА ТОФа. Она работала тогда заведующей столовой и даже помнила типы морских самолетов. Но в круг ее обычных обязанностей входили необычные случаи, когда приходилось обеспечивать питанием экипажи самолетов, которые после полетов над океаном садились на аэродромы не своего постоянного базирования. Для этой цели ей предоставляли транспортник и она со своим персоналом и продуктами вылетала в указанные места и выполняла свою работу. Можете ли Вы подтвердить такие действия или ... Спасибо!
        1. +2
          3 октября 2025 20:59
          Цитата: AMG
          Можете ли Вы подтвердить такие действия

          Похоже на бред.
          При посадках на запасных аэродромах экипажи питались в летных столовых аэродромов посадки, и присутствия "своего персонала" не требовалось.
          Моя жена более 15 лет служила начальником летно-технической столовой нашего гарнизона, сам я неоднократно питался на различных аэродромах МА ТОФ, будучи начальником штаба авиационного полка приходилось заниматься организацией питания полка, так что имею некоторое представление об организации питании летного состава.
          1. AMG
            0
            3 октября 2025 21:07
            Спасибо за разъяснение.
  7. +3
    1 октября 2025 07:08
    ...ведь морская ракетоносная авиация была уничтожена в ходе различных реформ.

    Поганый осадок в душе остался после этих слов.
  8. +1
    1 октября 2025 07:33
    С автором можно,наверное,согласиться что...... полеты без боевого применения над морем у нас называли спортивными.... (с некоторыми оговорками конечно)
    Но,в то же время автор рассказывает о дивизионном вылете куда-то в Тихий океан,но как оказывается без практических пусков ракет,всего лишь тактически,то есть по-спортивному.
    Приходилось по службе сталкиваться с теми,кто летал в полках,который один остряк называл - военно спортивный полк ДОСААФ,одна сплошная тактическая работа : включил помехи -выключил,полет на боевое применение (так и в летной книжке записывали),покрутился в пилотажной зоне в поисках виртуального вражеского ЗРК,полет на боевое применение (так и в летной книжке записывали)
    Практическая работа - сброс бомбы,пуск ракеты сильно дисциплинирует,скажем так,можно ведь и убить на земле по ошибке.
    По этой причине,в бомбардировочных полках подготовка к полетам серьёзная,кстати,за пьянство сразу в шею гнали,на землю.
    1. +4
      1 октября 2025 07:53
      Цитата: bober1982
      без практических пусков ракет,всего лишь тактически,то есть по-спортивному.

      Гм...
      Просто подумайте о том, сколько стоит крылатая ракета типа Х-22(32), если один обычный радиогидракустический буй, в зависимости от начинки, мог стоить как цветной телевизор, или автомобиль "Запорожец".
      Практическое бомбометание выполнялось в каждом тренировочном полете по маршруту, и это не подвиг, который "дисциплинирует", а обычная практика.
      1. +2
        1 октября 2025 08:00
        Цитата: Bez 310
        и это не подвиг, который "дисциплинирует", а обычная практика.

        Никто подвигом и не называет,хотя обычной практикой я бы не назвал.
        Даже одной П50-75 можно и дров наломать и прибить кого либо,а что говорить когда боевых навешают.
        Про дороговизну ракет никто и не спорит,но одно дело иметь допуск к пуску ракет,и другое дело иметь опыт пусков.
        1. +6
          1 октября 2025 08:36
          Цитата: bober1982
          одно дело иметь допуск к пуску ракет, и другое дело иметь опыт пусков.

          В стране еще имеется какое-то количество самолетов Ту-22м3, поэтому я не готов обсуждать ракетную подготовку экипажей. Для того, чтобы читатели не думали, что применение оружия (бомб, ракет,) это какой-то подвиг, скажу прямо - это удел старлеев, любой штурман корабля умеет это делать, это его прямая обязанность.
          1. +2
            1 октября 2025 08:46
            Цитата: Bez 310
            скажу прямо - это удел старлеев, любой штурман корабля умеет это делать, это его прямая обязанность.

            Не совсем так,но не спорить же.
            Нынешнее поколение "старлеев",по своему уровню значительно выше нашего поколения - мы умели собраться дивизией в сомкнутый порядок,держать его,нанести удар красиво и так же красиво распуститься,нынешние так не могут,по той причине,что это никому не нужно - времена поменялись.
          2. +3
            1 октября 2025 17:17
            Цитата: Bez 310
            я не готов обсуждать ракетную подготовку экипажей

            Мы обучались на учебниках 30-ых годов,это была блестящая подготовка,были щенками,но нас быстро натаскивали,мы умели определить место самолета с помощью радиовещательных и приводных радиостанций,тренировались счету в уме,нас обучали Азбуке Морзе (на приём),мы курсантами самостоятельно бомбили на высоком уровне,мы приходили в полки хорошо подготовленными.
            Нынешние этого не знают и не умеют,знают только спутниковую навигацию,но они имеют очень богатый опыт.
            Наше время прошло,мы почти мамонты,вымершие.
            1. +1
              1 октября 2025 17:38
              Цитата: bober1982
              Нынешние этого не знают и не умеют,знают только спутниковую навигацию,но они имеют очень богатый опыт.

              Я не могу обсуждать то, о чем не знаю...
              1. 0
                1 октября 2025 17:54
                Цитата: Bez 310
                Я не могу обсуждать то, о чем не знаю...

                А.чего тут знать - по новостям чуть ли не каждый день сообщают,это совсем не тактические пуски ракет.
                1. +1
                  1 октября 2025 18:09
                  Цитата: bober1982
                  по новостям чуть ли не каждый день сообщают

                  Ну...
                  Насколько я знаю, сброс бомб с УМПК особых знаний и умений не требует, и может быть выполнен чуть ли не в режиме "беспилотника".
                  1. 0
                    1 октября 2025 18:13
                    Цитата: Bez 310
                    Насколько я знаю, сброс бомб с УМПК особых знаний и умений не требует,

                    Наверное,мы же не бросали и уже не бросим,так ведь о чём и речь - это не с ОПБ бросать,с ручной установкой ветра,с Ту-16 и Ту-134ш
                    1. 0
                      1 октября 2025 18:25
                      Цитата: bober1982
                      Наверное, мы же не бросали

                      Это не мое личное мнение, я всего лишь повторяю мнение "рупора ФБА" FB, которое он недавно изложил в своем блоге.
                      1. 0
                        1 октября 2025 18:42
                        Цитата: Bez 310
                        мнение "рупора ФБА" FB, которое он недавно изложил в своем блоге.

                        К таким рупорам надо относиться с осторожностью,он же не бросал,и бросать не будет.А,балаболить все мастера.
                      2. -1
                        1 октября 2025 18:49
                        Цитата: bober1982
                        К таким рупорам надо относиться с осторожностью

                        Ну да...
  9. +1
    1 октября 2025 07:47
    Каждый вылет- риск для жизни.
    1. +6
      1 октября 2025 08:37
      Цитата: Сержант
      Каждый вылет- риск для жизни.

      Нет.
      Намного опаснее ездить на автомобиле.
  10. +1
    1 октября 2025 08:18
    Спасибо! Очень интересно!
  11. +2
    1 октября 2025 09:03
    Какие раньше бессребренники в флагманских начальниках ходили!
    Главный штурман 33% из наличествующих навигаторов отдал таки "в войска", а мог жене в автомобиль поставить, для дальнейшеготизучения погрешностей с навигатором в своем автомобиле.
    Хотя, может быть этому есть и научное объяснение: у его жены не было отдельного автомобиля!?
    Представляете, какой ужас?
    Кто не в курсе, в советское время, чтобы купить авто нужно было предьявить справку, что в семье нет автомобиля.
  12. +1
    1 октября 2025 10:11
    Обычно — просто падение в море, и всё…

    Вероятно одна из причин, что не могут найти. С нашими средствами связи - это проблема.
    Отсюда вопрос. А как с этим дела у вероятных бывших партнеров?
    У них морских летчиков много. И аварийная связь не в пример нашей.
    Есть статистика?
    1. +2
      1 октября 2025 10:18
      Цитата: kit88
      Есть статистика?

      У меня нет.
  13. +1
    1 октября 2025 10:24
    Про распределение «Магелланов» очень понравилось, можно даже сказать смешно, если бы не было так печально...
  14. +1
    1 октября 2025 11:12
    Цитата: masff2307
    если бы не было так печально...
    Это закономерно........
  15. +8
    1 октября 2025 11:43
    Да уж...
    на Камчатке (Авачинский залив) в описываемый автором период в 80-х годах пришлось участвовать в поиске экипажа ТУ-16 в осенне-зимний период...
    Нашли экипаж чуть больше, чем через полсуток... подняли со спасательных плотиков тела двух летчиков... третьего не нашли, плотик был пуст... найденные - погибли от переохлаждения...
    Если бы спасательную операцию развернули бы сразу и без флотской дури - то возможно, подняли бы летчиков живыми, часики тикали просто ужасающе громко...
    Мы прекрасно понимали, сколько времени может продержаться человек в морской воде в октябре-ноябре, были таблицы выживаемости, и иллюзий не испытывали, все были взвинчены до предела и любой отблеск на поверхности приводил всех в состояние спринтера...

    Время жизни человека в морской воде зимой в Баренцевом и Беринговом морях - 5 минут, предел по максимуму - 15 минут, после чего остановка сердца, и без вариантов...

    Пришлось как-то еще заниматься спасением людей из воды на о.Матуа (Курильская гряда) в зимнее время... там была температура воды -2,4-2,8 градуса (ближе к берегу - 2,8, а поглубже - -2,4 градусов) по данным местной метеостанции, и ветер за 30 м/с.... так вот там в воде люди держались примерно 12-15 минут, правда по грудь в воде и иногда по горло накрывало, и пока всех гражданских и военных не вынесли на берег - люди реально в такой воде работали сверх сил человеческих...
    Кстати, никто тогда не простыл, а все спасенные даже не намокли - их в течение всего процесса поднимали и выносили на руках...
    А вот через 2 года один из офицеров, участвовавших в этой операции, умер от внезапной остановки сердца, и кардиолог однозначно сказал - это результат перенесенного на ногах при спасении инфаркта...
    Морским летчикам - низкий поклон, героические ребята...
    1. +2
      1 октября 2025 11:45
      Цитата: Василий_Островский
      экипажа ТУ-16

      Экипаж Ефремова
      1. +2
        1 октября 2025 11:53
        Да, наверное... фамилий не доводили, вечная память ребятам...
        Тот год вообще был излишне щедр на аварии, только успевали выходить по обстановке...
        1. +1
          2 октября 2025 14:54
          Катастрофа Ту-16 К-н Ефремов. https://dzen.ru/a/aEnKQ8-N2naJcElX
          1. +2
            2 октября 2025 15:35
            Почитал по этой ссылке - нет, и автор, и Вы в данном случае ошибаетесь.
            Экипаж Ефремова погиб в Охотском море в 1988 году.
            В случае, который мною описан - катастрофа произошла не в Охотском море, а с другой стороны полуострова Камчатка, с тихоокеанской стороны, в Авачинском заливе.
            И второе несовпадение - в отличие от Еффремова, в моей истории спасти никого не удалось, к сожалению...
            1. +1
              2 октября 2025 16:01
              Уточню сам себя: ТУ-16 Ефремова приводнился в Авачинском заливе, автор статьи в ЖЖ спутал Охотское море с Авачинским заливом.
              Что касается обстоятельств спасения Ефремова - то утверждается, что его спасла ПЛ....
              В рассказанной мною истории живых не было обнаружено, а ПЛ там что-то не припоминается... можно, конечно, уточнить у других реальных участников событий...
      2. 0
        2 октября 2025 15:38
        Прочитав по приведенной ниже ПАН51 ссылке - вынужден сказать, что это не история Ефремова...
        В моей истории - не Охотское море, а Авачинский залив, и спасенных не было, к сожалению....
        1. +1
          2 октября 2025 16:00
          Цитата: Василий_Островский
          Авачинский залив

          Катастрофа экипажа Ефремова произошла 26 февраля 1988 года, самого живого Ефремова подобрала подводная лодка в Авачинском заливе.
          По ссылке - бред!
          1. 0
            2 октября 2025 16:58
            согласен, туфты там много, но и фактура есть из рассказа самого Ефремова...
            Суммируя разные источники - можно и составить реальную историю, или близко к тому...
            OSINT собственно, так и делает )))
            1. +1
              2 октября 2025 18:31
              Цитата: Василий_Островский
              составить реальную историю, или близко к тому...

              Мне и так все известно весьма достоверно, и сам попадал в подобную ситуацию, просто нам повезло, мы были выше, и нам хватило высоты запустить двигатели.
              https://topwar.ru/191692-o-polete-v-kotorom-chto-to-poshlo-ne-tak.html
              1. 0
                2 октября 2025 20:53
                да уж, время идет, многое забывается, но главное остается....
                некоторые события и до сих пор громко вспоминать - иногда десять раз подумаешь...
                а может, и пришло время?
  16. fiv
    0
    1 октября 2025 11:46
    Красавец Ту-142 в заставке! Машина!
  17. +3
    1 октября 2025 11:48
    Цитата: Дырокол
    Вообще в настоящее время, когда спутниковая навигация доступна любому роль штурмана сводится на нет. Возможно нынешние штурмана деградируют ибо без практики (а нафига она нужна, если есть Garmin) поддерживать профессиональный уровень невозможно.

    Если это так, то лучше сразу флот ликвидировать...
    В свое время, однако, с любителями легкой жизни боролись просто - навигационные учения,отключали нафиг всю аппаратуру, секстант в руки и ж... в горсть, через сутки проверяли по РНС, кто попал в допустимый круг погрешности - тот молодец, кто не попал - ну вы понимаете...
  18. +1
    1 октября 2025 12:29
    Блестяще! Даешь статью - как должно быть! Чего, когда и сколько. И где. what
  19. 0
    1 октября 2025 13:41
    морская ракетоносная авиация была уничтожена в ходе различных реформ

    Это очень печально. С потерей морской ракетоносной авиации ВМФ лишился главной ударной силы.
    1. +1
      1 октября 2025 14:12
      Цитата: Марлин
      главной ударной силы

      Главная ударная сила ВМФ - РПКСН, а вот после них была МРА, к сожалению, утраченная...
      1. +1
        1 октября 2025 14:18
        РПКСН - это по стратегическим целям на берегу, а по корабельным группировкам - МРА.
        1. ANB
          0
          7 октября 2025 16:33
          . а по корабельным группировкам - МРА.

          А батоны с гранитами?
          1. 0
            7 октября 2025 17:42
            МРА могла обеспечить более плотный залп. А потом перезарядиться, вернуться и добавить.
            1. ANB
              0
              7 октября 2025 18:55
              24 гранита или 72 оникса.
              А вернуться, заправиться, поставить новые ракеты и снова к цели, чтобы добавить - довольно долго.
              И пл и самолеты - это хорошо. Но самолеты не заменят пл.
              1. +1
                7 октября 2025 20:13
                20 х Х-22 одним полком Ту-22М. Только вряд ли по АУГ работал бы один полк.
                Да, ПЛ и самолёты - это хорошо. А с КПУГ ещё лучше. Кто бы спорил.
                Но и ПЛ не заменят самолёты.
            2. 0
              7 октября 2025 20:13
              «А потом перезарядиться, вернуться и добавить.» - это если будет кому перезаряжаться. Боевой радиус полёта F-14 почти 900 км, плюс дальность пуска Феникса 100 км. Так что нашим однозначно придётся войти в зону поражения ПВО супостата. А далее все будет зависить от мастерства отцов-командиров.
              1. -1
                7 октября 2025 20:42
                F-14

                На каком АВМ стоят?
                1. 0
                  7 октября 2025 20:55
                  Я предполагал 90 - е гг.. согласен, их уже давно нет, пришли F-18, и что изменилось? Принципиально все осталось по прежнему. Кстати, поднятая Вами тема вызвала довольно продолжительную дискуссию не характерную для ВО.
                  1. -1
                    7 октября 2025 22:14
                    Цитата: Сергей Валов
                    тема вызвала довольно продолжительную дискуссию не характерную для ВО

                    Были у меня темы и с более длительными дискуссиями...
  20. 0
    1 октября 2025 17:18
    Делали мы с другом инструкции к "Магелланам" и прочим эхолотам. Он переводил, я верстал и картинки вставлял. В общем, приводил инструкции к первоначальному виде, но на нашем языке. Неплохо научился владеть. Ничего такого сложного. Если автор не пошутил про военных)).
    Вообще, те навигаторы (без карт} до сих пор нравятся. Они учили. Батарейки только жрали как ненормальные.
    1. +1
      1 октября 2025 17:39
      Цитата: MCmaximus
      Если автор не пошутил

      Не пошутил...
      Цитата: MCmaximus
      Батарейки только жрали

      Наши мастера научились куда-то подключать их на самолете.
      1. +1
        2 октября 2025 05:31
        В режиме роут с карты точки забиваешь, и навигатор сам тебя ведет. Еще и показывает, куда отклоняешься и насколько. Заблудиться трудно. Только тогда гражданский сигнал давал метров до 150 ошибки. Ну, и американцы шалили. Когда Югославию бомбили, сигнал сдвинули км на 3. В Грузии тоже самое было. Перед нападением. Так что сдвиг координат - это признак агрессии.
  21. 0
    1 октября 2025 18:28
    штурманы Ту-142 и Ту-22М3 используют нештатные импортные навигаторы.

    Ну почему нештатный понятно, а почему импортный.
    Почему например не rgk?
    1. +1
      1 октября 2025 18:34
      Цитата: bk316
      а почему импортный

      Попробуйте догадаться сами.
    2. 0
      2 октября 2025 05:39
      Тогда почему у нас продавали "Магеллан". Это потом пошли всякие.
  22. +1
    1 октября 2025 18:53
    спасение экипажа летательного аппарата в открытом море маловероятно. Честно говоря, я и не знаю о таких примерах. Обычно — просто падение в море, и всё…

    Есть положительный опыт у другого типа летательных аппаратов. Капсулы спускаемых аппаратов космонавтов и астронавтов часто успешно садятся в открытом океане или на другую водную поверхность и наверное надо перенять их опыт. Возможно в самолёте современном нужна такая спускаемая капсула, например облегченная из углестекловолокна. У подводников есть их всплывающие аварийные капсулы а у летчиков даже соответствующих проектов в журналах "Техника-Молодежи"' нет.
    1. +1
      1 октября 2025 20:33
      «нужна такая спускаемая капсула» - было и такое на F - 111. А не прижилось потому как в авиации проблему веса ни кто не отменял.
      1. 0
        1 октября 2025 21:31
        Нечто подобное и есть правильный путь. В космонавтике проблема веса ещё более жестка. В ранних версиях спускаемых космических капсул космонавтов они даже должны были прыгать с парашютом но в итоге пришли к жесткой конструкции с встроенными автоматами для посадки. Другое дело что под авиацию идею надо перерабатывать не смущаясь несколькими неудачными конструкциями в процессе поиска решения.
        1. 0
          1 октября 2025 22:13
          В космонавтике совершенно иные условия посадки. На многоразовых кораблях вообще отказались от систем спасения людей, только посадка всего аппарата. Все это давно просчитано и принята оптимальная схема которая и применяется во всем мире. Более 50 лет назад рассматривались не только капсулы для экипажа, но возможность спускать на парашюте салон пассажирского лайнера. Отказались из-за высокой стоимости такой схемы и проблемной ее надежности.
          1. 0
            1 октября 2025 23:44
            Оптимизация в технике и технологии подбирается под условия техзадания. Это вовсе не учебник физики с непреложными законами.
            Можно на всякий случай вспомнить что подбор оптимального решения никак не помешал разработке систем десантирования для БМД, которые тоже с точки зрения сопромата есть некие коробки, прочные оболочки.
            Фактически нужно в техзаданиях и нормах пересмотреть устаревшие критерии проектирования авиатехники которые чрезмерно урезают меры безопасности во имя экономики.
            1. 0
              2 октября 2025 09:15
              «Фактически нужно в техзаданиях и нормах пересмотреть устаревшие критерии проектирования авиатехники которые чрезмерно урезают меры безопасности во имя экономики» - нормы пересмотреть легко, но в результате вы получите ни кому не нужный ЛА ибо законы физики пересмотреть не удасться. Либо повышенная безопасность за счёт резкого снижения ТТХ, либо все как есть.
              «Оптимизация в технике и технологии подбирается под условия техзадания» - нереальное техзадание приводит всегда к невыполнению этого ТЗ. Кстати, разработка ТЗ, тоже непростая работа, просто почти нигде не освещаемая и осуществляемая в тесном сотрудничестве с КБ и промышленностью. А что касается технологии, то заказчика практически ни когда не интересует как будет сделан объект, главное, что бы это было осуществимо.
              1. 0
                6 октября 2025 13:36
                Цитата: Сергей Валов
                нормы пересмотреть легко, но в результате вы получите ни кому не нужный ЛА ибо законы физики

                ну вот один из примеров - катапультирование с ту-22 вниз. Могли сделать иначе? Могли! Но не сделали. Аналогично с безопасностью на вертолетах. У нас только авторотация и у ка-52 катапультирование. На большинстве военных вертолетов США предусматривают мощную амортизацию шасси, что заметно повышает выживаемость при отказах.
                1. 0
                  6 октября 2025 15:44
                  «Могли сделать иначе? Могли! Но не сделали.» - не сделали не от лени, сделали как смогли. Но самый интересный вопрос - каковы были на время создания Ту-22 шансы выжить при катапультирование на взлёте/посадке? На высоте без разницы куда тебя отстреливают - вверх ли вниз.
                  До второй половины 60-х гг. каждое КБ в СССР разрабатывало системы спасения экипажей самостоятельно с весьма различной эффективностью, и только с 1965 г., когда было создано НПП Звезда под руководством Гая Ильича Северина эти работы были централизованы и эффективность систем спасения резко возросла.
                  «На большинстве военных вертолетов США предусматривают мощную амортизацию шасси, что заметно повышает выживаемость при отказах» - это если приземляться при аварии на шасси.
                  1. 0
                    6 октября 2025 15:57
                    я общался с полковником, который служил на 3 поколениях ту-22 и он сказал, что катапультирование вниз было крайне тяжело психологически для пилотов, вплоть до рапортов перевести на другую машину. И еще это дополнительно изнуряло, потому что пилоты знали - в определенном диапазоне высот, на взлетах, где бывало всякое, шансов выжить при аварии ноль.
                    И это в добавку к славе ту-22 как самолета с высокой смертностью пилотов.
                    Правда еще были ту--95, где вымирало по пол-полка.
                    1. 0
                      6 октября 2025 16:41
                      «в определенном диапазоне высот, на взлетах, где бывало всякое, шансов выжить при аварии ноль» - будь катапультирование вверх, шансы бы остались те же. Кресла обеспечивающие безопасное покидание самолета с земли появились существенно позже.
                      «катапультирование вниз было крайне тяжело психологически для пилотов» - не смею спорить, но зато легче физиологически.
                      «были ту--95, где вымирало по пол-полка» - это вы погорячились, такой аварийности не было.
                    2. 0
                      6 октября 2025 17:03
                      B-47
                      А как организовано покидание самолета Ил-22 и его производных это вообще песня.
                    3. 0
                      6 октября 2025 20:13
                      «И еще это дополнительно изнуряло, потому что пилоты знали» - мой брат более 30 лет назад летал инженером-испытателем на Ил-76. Таких как он на борту было человек 20. Брат рассказывал, что в случае аварии выбраться из самолета шансов не было, парашюты они сваливали в кучу, не одевали ни когда. Ни о каких депрессиях/изнурениях он не говорил, летали часто, был он везде - от Прибалтики до Камчатки. Так что все от конкретного человека зависит.
                      1. 0
                        7 октября 2025 08:30
                        ил-76 вряд-ли получал задачу в любую погоду вылетать
                      2. 0
                        7 октября 2025 08:50
                        В любую погоду ни кто не летал, ограничения есть для любого самолета.
                      3. 0
                        7 октября 2025 08:58
                        Цитата: Сергей Валов
                        ограничения есть для любого самолета.

                        тогда откуда берется у военных летчиков привычка выполнить любой ценой и ее следствие - наплевательство на опасность и пренебрежение безопасностью полета? Это же одна из главных причин, почему их потом не охотно берут в гражданскую авиацию.
                      4. 0
                        7 октября 2025 09:57
                        «тогда откуда берется у военных летчиков привычка выполнить любой ценой» - дисциплина, приказ… Это относится к любым военным, не только лётчикам.
                      5. 0
                        7 октября 2025 10:02
                        Цитата: Сергей Валов
                        дисциплина, приказ

                        как показывает практика, как раз дисциплина и нарушение инструкций - это прям у большинства бывших военных летчиков проблема более выраженная, чем у чисто гражданских.
                        Не знаю, может сказывается опыт или разница в сложности выполнения полетов, но нарушение инструкций налицо.
                        Положительное качество бывших военных летчиков - воля и отсутствие паники в нештатных ситуациях, способность активнее бороться с проблемами.
                      6. -1
                        7 октября 2025 09:53
                        И второе. Испытательные полёты тем и отличаются от плановых, что у них, порой, нестандартные задания выходящие за рамки обычной эксплуатации.
          2. 0
            1 октября 2025 23:50
            Капсулы для посадки на воду можно оптимизировать именно под дальнейшее выживание при нахождении на водной поверхности. В основном достигают этой поверхности без особых проблем и там достаточно и уже существующих парашютов, но выжить затем в ледяном штормовом море без защиты плавающей гидротеплоизолированной капсулы невозможно как практика показывает.
            Чтобы не приходилось прыгать в такое море и нужно спускаться в него непосредственно в спасательной капсуле.
            1. -1
              2 октября 2025 09:18
              Благие пожелания. В реальной жизни все гораздо сложнее, поту и имеем то что имеем.
          3. +1
            2 октября 2025 18:51
            возможность спускать на парашюте салон пассажирского лайнера


            В "Капитане Врунгеле" такой эпизод был ))))))
  23. +1
    2 октября 2025 11:05
    "Морская авиация - страшней чем радиация" (с)
    Но при всей любви и ностальгии я бы всё таки не преувеличивал... Как то всё таки летали над морем до изобретения "Маггеланов"... А палубники - у которых штурман вообще в экипаже не предусмотрен?
    Ладно мои "изделия" - которые "по зрячему" для обороны фок мачты. Но ведь там не только цель но и твой "аэродром" координаты меняет...
    Ну и то что "морской пилот" при катапультировании смертник... ВМСК - двое суток в условиях севера держит - были случаи. Главное с подгонкой не лениться.
    1. +1
      2 октября 2025 11:43
      Цитата: Даос
      Как то всё таки летали над морем до изобретения "Маггеланов".

      Да, я летал над морем на Ту-16 более 10 лет, и без "Магелланов", и без навигационных комплексов.
      А палубники - у которых штурман вообще в экипаже не предусмотрен?

      Они от корабля отлетали только на дальность видимости их с корабля.
      Цитата: Даос
      ВМСК

      На самых дальних самолетах МА - Ту-142, летают без ВМСК, их просто нет...
      Зато все истребители прибрежной МА летают в ВМСК.
      1. 0
        6 октября 2025 13:38
        Цитата: Bez 310
        Они от корабля отлетали только на дальность видимости их с корабля.

        не понимаю проблем с навигацией. Если хотя бы грубо знаешь как летел и время полета, можно же в уме прикинуть как вернуться.компас-то на самолете есть (или нет???)
        1. -1
          6 октября 2025 15:13
          Цитата: multicaat
          не понимаю проблем с навигацией

          Чтобы их понимать, надо года четыре изучать навигацию.
  24. +3
    2 октября 2025 14:38
    Летал в ДА на Ту-16, Ту-22м2 и Ту-22. Бывало и над морем. Кроме АСЖ и АСП ничего не получали. Да, была лодочка (МЛАС) у каждого члена и один плот на всех. После переучивания на Ту-22 м2 обмерили нас на предмет выдачи ВМСК. Но увидеть данный костюм в живом виде нам не довелось. И знали, если что, то мы - плавающие трупы. В лучшем случае. Лично меня почему-то больше пугали акулы. Фобия такая была.
  25. +1
    4 октября 2025 15:06
    Всегда интересно читать Ваши статьи. С уваженикм hi
  26. 0
    6 октября 2025 13:30
    кое-какой опыт имеется, и поэтому могу сказать без ложной скромности — над морем летать трудно. Не то чтобы совсем невозможно, но намного труднее, чем над сушей.

    а может вопрос стоит иначе - прилететь куда надо труднее, чем над сушей?
    один геморрой с навигацией чего стоит, если позиционирования со спутников нет.
    На суше-то просто - на земле полно ориентиров.
    1. -1
      6 октября 2025 15:15
      Цитата: multicaat
      прилететь куда надо труднее, чем над сушей?

      И прилететь труднее, и летать трудно...
      1. 0
        6 октября 2025 15:19
        а в чем трудность? вода однородна, а на суше то потоки воздуха туда-сюда, то горы, то еще какая-нибудь ерунда. Наверное, единственное, что приходит в голову - потенциально более мощные ветра и грозы.
        1. -1
          6 октября 2025 15:22
          Цитата: multicaat
          а в чем трудность?

          Психология...
          1. 0
            6 октября 2025 15:29
            Цитата: Bez 310
            Психология...

            так может на уровне отдела кадров нужно набирать пофигистов? laughing
            я летал только на обучающих тренажерах лайнеров и над сушей, не считая малой авиации. Не представляю, как влияет вода. Разве что фобии, что "она никогда не кончится" или "до туалета еще 12 часов" am
            1. -1
              6 октября 2025 15:43
              Цитата: multicaat
              Разве что фобии, что "она никогда не кончится" или "до туалета еще 12 часов"

              Есть и еще варианты, допустим, такой - "...и никто не узнает, где могилка моя...".
              А туалеты в самолетах есть.
  27. 0
    6 октября 2025 13:43
    Чуть не забыл написать для романтиков: с воздуха море совсем не синее с ласковой волной, а всегда суровое, свинцово-серое, враждебное.

    да, замечал это. За длительный полет созерцание вполне может вогнать в депрессию.
  28. 0
    10 октября 2025 13:49
    Не по теме. Извините, вы с Андреем Загорцевым не знакомы? В его произведениях есть упоминание про лётчиков-близнецов из МА. Как раз сейчас перечитываю.