Краснознаменный Северный флот. Что день грядущий нам готовит?

5 716 16
Краснознаменный Северный флот. Что день грядущий нам готовит?

В статье, посвященной грядущему возвращению в строй тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) «Адмирал Нахимов», я утверждал, что данный корабль, обладающий очень широкими возможностями, тем не менее почти бесполезен для нашего флота. На мой взгляд, проблема заключается в том, что современная война очень системна, поэтому для эффективных боевых действий иметь великолепный ТАРКР совершенно недостаточно. Требуются еще силы, обеспечивающие его боевое применение: поиск противника, выдачу целеуказания и т. д. А вот с этим у нашего флота дела, мягко говоря, не очень.

Данный мой тезис подвергся критике в комментариях (что мне всегда импонировало на «ВО» – уважаемые читатели нередко пишут комментарии, куда более квалифицированные и интересные, чем сама статья), отчего возникло желание поддержать и продолжить возникшую дискуссию. Но для этого неплохо было бы разобраться, какими силами будет располагать Краснознаменный Северный флот в ближайшие 10-15 лет. Эта статья посвящена прогнозу состояния нестратегических подводных сил КСФ, далее перейдем к надводным и т. д.

ПЛАРК проектов 885-885М


Всего в составе КСФ три таких корабля – внесерийный К-560 «Северодвинск» и два крейсера проекта 885М: К-561 «Казань» и К-564 «Архангельск».

Корабли эти новые, современные и чрезвычайно опасные для любого противника.

К-560 «Северодвинск» вошел в состав флота в 2015 г., возраст – 10 лет. Здесь и далее я буду указывать возраст корабля именно от этой даты, но, конечно, тут есть о чем поспорить – тот же К-560 был спущен на воду в 2010 г., то есть в достройке и сдаче провел 5 лет.

К-561 «Казань». Принята флотом в 2021 г., возраст – 4 года. В составе действующего флота.

К-564 «Архангельск». Принята флотом в 2024 г., возраст – год. Разумеется, в составе действующего флота.

В настоящее время в разных стадиях постройки и испытаний находится еще 4 корабля проекта 885М, еще один, пятый, должен быть заложен в 2025 г. Три ПЛАРК пойдут на Тихий океан, а другие два – «Ульяновск» и «Воронеж» – предназначены для КСФ. Они будут переданы флоту… неизвестно когда. «Ульяновск» заложен в 2017 г., «Воронеж» – в 2020 г., при этом «Ульяновск» планировали сдать флоту в 2023-2024 г., но сроки, как обычно, съехали вправо.

С учетом того, что предыдущие серийные «Красноярск» и «Архангельск» строились 8-9 лет, а «Пермь», заложенная в 2016 г. и ожидаемая флотом в 2026 г. – все 10, следует ожидать, что «Ульяновск» пополнит состав КСФ не ранее 2025-2026 гг., а «Воронеж» – не ранее 2028-2029 гг., а то и вовсе в 2030 г.

С учетом планируемого к закладке в 2025 г. «Братска», всего у ВМФ РФ будет по пять современных ПЛАРК на Краснознаменном Северном и Тихоокеанском флотах. Соответственно, возможно, что следующий, одиннадцатый по счету ПЛАРК может быть заложен для КСФ. Однако, когда это произойдет и произойдет ли вообще – неясно. В 2013-2017 гг. мы закладывали по одной ПЛАРК в год, и это были прекрасные темпы, но следующую пару заложили только в 2020 г. С тех пор корабли проекта 885М не закладывались, что в целом и неудивительно – ПЛАРК-и эти очень дорогие, а страна ведет СВО, которая неизвестно, когда закончится. Пока известно лишь, что в 2023 г. было принято решение довести общее количество «Ясеней М» до 12 ед. по 6 на КСФ и ТОФ. Но последнюю пару могут заложить и в 2026 г., и позднее – с учетом не самой простой ситуации в российских государственных финансах может получиться так, что к их строительству приступят уже после завершения СВО.

Но даже если это не так и корабль для КСФ будет заложен в следующем, 2026 г., очевидно, что ожидать его в составе флота ранее 2034-2036 гг. не стоит.

ПЛАРК проекта 949А


К-410 «Смоленск». Вступил в строй в 1990 г., возраст – 35 лет. Ремонт завершил в 2013 г., очевидно, будет служить до полного исчерпания ресурса, что, возможно, произошло уже сейчас (сайт «Штурм глубины» указывает «предположительно в боевом составе»), либо же до начала 30-х годов.

К-266 «Орел». Передан флоту в 1992 г. возраст – 33 года. В 2014-2017 гг. прошел ремонт, в настоящее время находится в составе флота. Предположительно, покинет строй в начале 30-х годов, по мере пополнения флота новейшими «Ясенями М».


ПЛАТ проекта 971 «Щука-Б»


К-317 «Пантера». Принята флотом в 1990 г. Возраст – 35 лет. В 2008 г. завершился весьма обстоятельный ремонт, затем вновь была в ремонте в сентябре-декабре 2009 г. Сайт «Штурм глубины» числит К-317 «предположительно в составе ВМС России», но, к сожалению, есть стойкое подозрение, что «Пантера» вскоре покинет флот. С даты последнего ремонта прошло уже 16 лет, а отправлять на капиталку корабль столь преклонного возраста едва ли целесообразно.

К-157 «Вепрь». Корабль вступил в строй в 1995 г., возраст – 30 лет. В 2020 г вернулся в строй после продолжительного ремонта и, по всей видимости, будет служить до полного исчерпания ресурса в 2030-2035 гг.

К-335 – «Гепард». Передан флоту в 2001 г., возраст – 24 года. Модернизаций корабль не проходил, только восстановление технической готовности в 2013 г. По словам командующего Северным флотом Н. Евменова, сказанных им в 2019 г., корабль прослужит минимум до 2029 г. Более чем вероятно, что «Гепард» не получит капитального ремонта или модернизации, а будет служить до исчерпания ресурса, что вряд ли произойдет позднее 2033 г.


К-461 «Волк». Вступил в строй в 1991 г., возраст – 34 года. То ли с 2017-го, то ли с 2018-го находится на модернизации, которая продлится, по последним данным, до 2028 г. После этого, вероятно, сможет прослужить лет 10, а возможно, что все 15.

К-328 «Леопард». Сдан флоту в 1992 г., возраст – 33 года. С 2013 г. (12 лет!) находится на модернизации. О сроках ее завершения информации не имеется. Предположительно, завершит модернизацию через пару лет, после чего прослужит те же 10-15 лет, что и «Волк».

К-154 «Тигр». Вступил в строй в 1993 г., возраст – 32 года. С 2019 г. находится в ремонте, плавно перетекшем в модернизацию. Сроки возвращения в строй – неизвестны. Предположительно, вернется в 2030-ом или даже позднее, после чего прослужит лет 10-15.

ПЛАТ проекта 945


Б-239 «Карп». Вступил в строй в 1984 г., кораблю 41 год. Ушел на «модернизацию», которая ограничилась выгрузкой ядерного топлива, к работам не приступали. Очевидно, что корабль никогда уже не вернется в состав ВМФ РФ.

Б-276 «Кострома». Вступил в строй в 1987 г., возраст – 38 лет. Несмотря на заключенный в 2014 г. контракт на модернизацию, работы начаты не были, корабль находится в резерве или отстое перед утилизацией. В состав ВМФ РФ явно не вернется.

ПЛАТ проекта 945А


Б-534 «Нижний Новгород». Вступил в строй в 1990 г., возраст – 35 лет. Прошел ремонт в 2007-2008 гг., как минимум до 2021 г. находился в составе флота. По состоянию на 2024 г. «Нижний Новгород» ожидал модернизации на судоремонтном заводе «Нерпа», но с учетом того, что к работам еще не приступали, вероятнее всего, что корабль уйдет с завода на утилизацию.

Б-336 «Псков». В 1993 г. передан флоту, возраст – 32 года. Ситуация – ровно та же, что и с «Нижним Новгородом», в 2024 г. находился в ожидании модернизации, к которой не приступали. Шансов на возвращение в строй практически нет.

ПЛАТ проекта 971РТМК


Б-138 «Обнинск». Вступила в строй в 1990 г., возраст – 35 лет. В 2020 г. встала на ремонт с модернизацией, на 2022 г. статус неясен, скорее всего, находится в составе флота.

Б-448 «Тамбов». В составе флота с 1993 г., возраст – 33 года. В 2023 г. завершила модернизацию, вероятно, прослужит до 2033-2038 гг.

Перспективы многоцелевых атомных подводных лодок КСФ


В настоящее время в составе действующего флота находятся то ли четыре, то ли пять ПЛАРК, из которых три – новейшие. Следует ожидать, что в ближайшее десятилетие данное количество кораблей сохранится. Вероятнее всего, дела будут обстоять так – к 2030 г. их число достигнет пика: в строю будет шесть ПЛАРК, в том числе один – проекта 885, четыре – проекта 885М и один – 949А. В первой половине 30-х годов их общее количество может сократиться до четырех, так как «Орел» проекта 949А пойдет на слом, а «Северодвинску» придет время пройти капитальный ремонт, но затем увеличится до пяти за счет ввода в строй еще одного корабля проекта 885М. А вот что будет после 2035 г. – можно только гадать.

Что же до ПЛАТ, то ситуация по ним куда более неприятная. В настоящее время в составе флота 12 кораблей этого подкласса, но в строю в лучшем случае пять: три проекта 971 «Щука-Б» и два проекта 971РТМК. И это еще оптимистичная оценка. Если впасть в пессимизм и предположить, что «Пантера» покинула строй, а «Обнинск» в него еще не вернулся, останется только три: две проекта 971 «Щука-Б» и одна проекта 971РТМК.

Будущее наших подводных торпедных атомоходов выглядит еще более незавидно. Очевидно, что на четырех кораблях проектов 945 и 945А смело можно ставить крест – в строй они уже не вернутся. Безусловно, 945А могла бы спасти своевременная модернизация, но она проведена не была. А сейчас загонять 32-35-летние корабли на модернизацию, которая у проекта 971 уже ведется по 10-12 лет и непонятно, когда закончится – не выглядит здравым решением.

В 2013 г. Виктор Чирков, на тот момент – главнокомандующий ВМФ РФ, заявил, что до 2020 г. пройдут глубокую модернизацию 12 многоцелевых атомных подводных кораблей:

До уровня 949АМ – 4 ед.
До уровня 971М – 6 ед.
До уровня 945М – 2 ед.

Если бы нашей промышленности это удалось – было бы превосходно, но ей, как обычно, не удалось. На дворе у нас 2025 г. и, предположительно, в строй удалось поставить лишь К-132 «Иркутск» – ПЛАРК проекта 949А Тихоокеанского флота. Но это не точно – возможно, сдаточные испытания еще не завершены. Кроме «Иркутска» продолжается модернизация двух ПЛАРК Тихоокеанского флота и трех ПЛАТ КСФ. До 945М, увы, руки не дошли вообще. Таким образом, если все пойдет хорошо, то программа, анонсированная В. Чирковым, будет выполнена на 50 % и с задержкой в 7-10 лет.

Поэтому, вероятнее всего, дела с торпедными атомоходами у КСФ будут обстоять так. Три «Щуки-Б», модернизированные до уровня 971М, войдут в состав флота до 2030 г. и заменят три «Щуки-Б», находящиеся в строю в настоящее время, а два более ранних корабля проекта 971РТМК, одна из которых вернулась в строй после капитального ремонта точно, а вторая – предположительно, уйдут на заслуженный отдых году эдак в 2035-ом. Под вопросом остается судьба сравнительно молодого еще «Гепарда» – не исключено, что ему все же проведут какое-то восстановление технической готовности, что позволит ему служить до 2035 г. или немногим более.

В силу вышесказанного можно ожидать, что в ближайшее десятилетие количество многоцелевых подводных атомоходов в составе флота будет колебаться в районе 9-12 единиц, 4-6 ПЛАРК и 5-6 ПЛАТ. Но примерно к 2035 г. их останется в строю, предположительно, восемь. А именно – пять проекта 885М и три проекта 971М, в то время как «Гепард» и оба корабля проекта 971РТМК уйдут на покой, а «Северодвинск» отправится на капитальный ремонт.

Вполне возможно, что далее количество атомных многоцелевых подводных лодок будет увеличиваться – все зависит от того, сколько мы сможем еще заложить и построить для КСФ ПЛАРК «Ясень-М». Судя по нынешним темпам, не удивлюсь, если корабля три для Северного флота еще построим: тогда флот где-нибудь к 2040 г. будет располагать девятью ПЛАРК, считая предсерийный «Северодвинск», что позволит находиться в составе действующего флота 6-8 таким кораблям (остальные будут проходить ремонты, которые длятся ну очень долго). Но в начале 2040 г. пойдут на слом последние «Щуки-Б» – и вот им замены не видно совершенно.

История проектирования многоцелевых ПЛА в РФ проста, как смертный грех. Сперва хорошо доработали заделы советских времен, получили проект 885 «Северодвинск». Затем ну очень сильно его модернизировали, вплоть до того, что можно было бы говорить уже о новом типе подводного корабля: на флот пошли представители проекта 885М. «Ясени М» получились очень хорошими во всем, кроме размеров, цены и сроков строительства. Таких кораблей флот априори не мог получить много. Бог нам в помощь хотя бы по одной «противоавианосной» дивизии укомплектовать для Краснознаменного Северного и Тихоокеанского флотов, но пока не получается.

Конечно, жизнь на месте не стоит, требуются более современные корабли. Так что у нас провели ОКР «Хаски», задачей которого было определение облика новейшего подводного атомохода. Данный облик был представлен в 2019 г. в виде проекта 545 под шифром «Лайка ВМФ».


Этот проект вызвал массу вопросов даже у непосвященной публики. И, похоже, у моряков оказалось их столько, что «Лайку ВМФ», которую планировали строить в рамках реализации ГПВ 2018-2027 г., вычеркнули из планов строительства, отдав предпочтение проекту 885М.

На этом, собственно, известная нам история проектирования отечественных многоцелевых ПЛА подходит к концу. В настоящее время флот делит такие ПЛА на два подтипа – ракетные ПЛАРК и торпедные ПЛАТ. И получается, что проект перспективной ПЛАРК оказался вовсе даже бесперспективным, а к проекту перспективной ПЛАТ никто, собственно, и не приступал.

На этих двух фактах и зиждется моя убежденность в том, что в ближайшие полтора десятилетия ничего подводного атомного многоцелевого кроме двух-трех «Ясеней М» Краснознаменный Северный флот не получит. Даже если где-то разработки нового многоцелевого атомохода и ведутся, они, видимо, в такой стадии, что даже и анонсировать-то нечего: а раз так, едва ли стоит ждать закладки ПЛАРК или ПЛАТ нового типа ранее начала 2030-х годов. И с учетом того, как долго и сложно создавать все новое, реалистичным сроком вступления в строй головной лодки нового проекта будет год так 2045-й, если не позже.

Что ж, очевидно, что ситуация с многоцелевыми атомаринами КСФ не то чтобы совсем плохая, но явно оставляет желать лучшего. До известной степени малое количество таких кораблей могло быть исправлено неатомными подводными кораблями.

Неатомные подводные лодки


Проект 877 «Палтус» – до недавнего времени числилось четыре корабля.

Б-800 «Калуга». Вошла в строй в 1989 г., возраст – 36 лет. Последний ремонт корабль прошел в 2013 г. Очевидно, что дальнейшие капитальные ремонты/модернизации нецелесообразны в силу почтенного возраста ДЭПЛ, ожидается уход на покой до 2030 г.

Б-459 «Владикавказ». Вошла в строй в 1990 г., возраст – 35 лет. Последний ремонт пройден в 2015 г. Проведение капитального ремонта или модернизации нецелесообразно, так что следует ожидать, что лодка будет служить до исчерпания ресурса, чего следует ожидать не позднее 2030-2033 гг.


Б-471 «Магнитогорск». Вошла в строй в 1990 г., возраст – 35 лет. Сведений о том, что корабль за годы своей службы проходил капитальный ремонт, нет. В 2021 г. числилась в составе флота, сейчас статус не понятен. Предположительно, выведена в резерв, а точнее – на ожидание утилизации, поскольку корабль должен быть до предела изношен.

Б-177 «Липецк». Вошла в строй в 1991 г., возраст – 34 года. В 2024 г. появились сведения о выводе корабля из состава флота, ожидает утилизации.

ДЭПЛ проекта 677 «Лада» – два корабля.

Б-585 «Санкт-Петербург». Принята флотом в опытную эксплуатацию в 2010 г., возраст – 15 лет. В 2021 г. завершила опытную эксплуатацию и вошла в состав флота. Увы, в 2024 г. корабль оттуда выведен, принято решение о его утилизации.

Б-586 «Кронштадт». Строилась по модернизированному проекту 677М. Принята в состав флота в 2024 г., возраст… сложноопределим. Дело в том, что корабль был заложен в 2005 г., спущен на воду в 2018 г. и после этого пребывал 8 лет в достройке.


Если с многоцелевыми атомными подводными лодками дела оставляют желать лучшего, то положение с неатомными ПЛ иначе как катастрофой назвать невозможно. В строю находятся аж 3 ДЭПЛ, из них современная только одна – «Кронштадт», а две других, почтенные 877, дослуживают последние годы. Можно ли рассчитывать на улучшение положения?

Теоретически – да. На совещании по развитию подводных сил ВМФ РФ, состоявшемся 24.07.2025 г., В. В. Путин озвучил планы по строительству по меньшей мере 9 ДЭПЛ проекта 677М. Поскольку речь шла о перспективном строительстве, очевидно, что уже вошедший в строй на момент совещания «Кронштадт» в эти 9 единиц не попал.

Итого, можно надеяться на то, что флот получит 10 ДЭПЛ проекта 677М «Лада», но покамест строятся только 3 таких корабля, причем один из них – для Балтийского флота. Сроки строительства, увы, тоже не поражают воображения: «Кронштадт» был заложен в 2005 г., затем перезаложен в 2013 г., и, вероятно, именно последнюю дату следует считать датой закладки. Но даже если и так – корабль строился 11 лет. Следующая ДЭПЛ того же типа «Великие Луки» перезаложена в 2015 г. и до сих пор еще не в строю.

Безусловно, проект 677М рождался в великих муках. Головной корабль проекта 677 «Санкт-Петербург» отличался очень высоким коэффициентом технической новизны и откровенно не получился: дело дошло до того, что две заложенных по тому же проекту ДЭПЛ пришлось перезакладывать по усовершенствованному проекту 677М. По всей видимости, опытная эксплуатация потребовала дополнительных правок, которые не были учтены при перезакладке, отчего, собственно, сдача кораблей столь безобразно затянулась.

Но даже с учетом всего вышесказанного нельзя рассчитывать, что дальнейшее строительство пойдет «как по маслу». «Вологда» и «Ярославль», сразу же заложенные по проекту 677М в июне 2022 г., в сентябре 2025 г. еще не спущены на воду, а «Великие Луки», которую как раз и спустили на воду в декабре 2022 г., все еще не в составе флота. Поэтому следует ожидать, что и следующие 2-3 корабля этого проекта будут строиться лет по 5-6, и только впоследствии сроки строительства будут сокращены до 3-4, а возможно, и 2 с небольшим лет, как сейчас строят «Варшавянки» проекта 636.3.

Тем не менее, даже с учетом всего вышесказанного, к 2035 г. на КСФ вполне реально сформировать соединение ДЭПЛ проекта 677М численностью 8-9 ед.

Все вышесказанное позволяет спрогнозировать численность многоцелевых подводных кораблей в составе КСФ в период 2035-2040 гг. К 2035 г. это будет примерно 8 атомных и 8 неатомных кораблей, включая пять ПЛАРК проектов 885 и 885М (при одном ремонтирующемся), три ПЛАТ проекта 971М и 8 ДЭПЛ проекта 677М. Где-то к 2040 г. произойдет замена трех ПЛАТ проекта 971М на ПЛАРК-и проекта 885М. Цифры скорее оптимистичные, но более-менее близки к реалистичным – если, конечно, программы подводного кораблестроения не будут зарезаны совсем.

Переходим теперь к надводным кораблям.

Продолжение следует…

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    Сегодня, 04:34
    Что день грядущий нам готовит?
    Как-то мрачновато....
    1. +5
      Сегодня, 05:00
      Цитата: Uncle Lee
      Как-то мрачновато....

      Это еще "оптимистично", а вот далее будет мрачно...
      Переходим теперь к надводным кораблям.
      Продолжение следует…
  2. +2
    Сегодня, 04:58
    поэтому для эффективных боевых действий иметь великолепный ТАРКР совершенно недостаточно.

    А еще "Волга впадает в Каспийское море".
    Потому что у военных есть понятие "Наряд сил и средств для решения задачи..." А ярчайшим примером бездумного использования одиночного корабля является гибель РК "Москва" 14.04.2022 года.
  3. +7
    Сегодня, 05:34
    Смысл от перечисления того, что есть в наличии если больше всего важно что ходит на боевое дежурство. Ну и самое главное. У СФ несколько баз, Западная Лица, Видяево, базы в Кольском заливе Гаджиево, Североморск и Северодвинск в белом море. На все это хозяйство ОДИН! современный тральщик способный хоть как то тралить донные мины. Северный флот может быть легко блокирован в своих базах ибо у вероятного противника сил и средств на это хватит с лихвой.
    1. 0
      Сегодня, 06:56
      Северный флот даже не надо "блокировать" в особый период, с учётом нахождения большинства пунктов базирования подводного флота едва ли не в 100 км от границы, практически все они могут быть одномоментно уничтожены/серьёзно повреждены комплексным ударом беспилотного роя, "Хаймарсов" и "АТАКМС-ов", а ещё у противника есть авиация и подводные лодки... и всё это - на 6-8 боеготовых атомных и даже меньшее количество дизельных лодок...
      1. +2
        Сегодня, 07:01
        Цитата: ААК
        могут быть одномоментно уничтожены/серьёзно повреждены комплексным ударом беспилотного роя, "Хаймарсов" и "АТАКМС-ов"

        Это уже откровенно война со всеми вытекающими. А блокирование в базах может состояться еще в фазе "обострения обстановки", т.е. до того как перейдет в горячую фазу.
      2. -1
        Сегодня, 09:57
        Действительно, решение базировать КСФ в 100 км от НАТО выглядит странным.
        В Белое море к Архангельску бы все эти дивизии перебазировать.... what
    2. -2
      Сегодня, 07:38
      Для СФ один тральщик пр. 12700 «Полярный», достраивается на плаву и 5 корпусов в разной степени готовности на стапелях. Новые тральщики строятся и за 14 лет построили 9 тральщиков.
      1. -1
        Сегодня, 08:57
        Цитата: Sergey39
        Для СФ один тральщик пр. 12700 «Полярный», достраивается на плаву и 5 корпусов в разной степени готовности на стапелях. Новые тральщики строятся и за 14 лет построили 9 тральщиков.

        Из классики:
        - Это облегчение.
        - Это большое послабление!
    3. 0
      Сегодня, 10:38
      Посмотрите глубины возле Кольского полуострова и глубину постановки донных мин.
  4. 0
    Сегодня, 08:33
    Понятие атомных торпедных подводных лодок уходит в историю. На сегодняшний день, при постановки на модернизацию их дооборудовывают КР со стартом из шахты и торпедного аппарата. АПЛ стали многоцелевыми лодками и эта тенденция будет развиваться дальше. С появлением новых видов вооружений надводные и подводные платформы усиливают свою мощь и естественно уменьшается количество их носителей.
    У США 5-6 АУГ постоянной готовности.
    1. Цитата: Sergey39
      Понятие атомных торпедных подводных лодок уходит в историю. На сегодняшний день, при постановки на модернизацию их дооборудовывают КР со стартом из шахты и торпедного аппарата.

      Все верно. Но тут принципиальная разница в задачах. Попросту говоря, ПЛАРК с шахтным расположением КР способен применить их посредством залповой стрельбы, при этом сохраняя способность дать немедленный отпор АПЛ или НАПЛ супостата путем применения торпед и имитаторов. А вот ПЛАТ может применить лишь одиночные КР в ущерб торпедам для немедленного использования Зато ПЛАТ ощутимо дешевле
  5. +1
    Сегодня, 08:39
    Переходим теперь к надводным кораблям.
    Даже боюсь предположить что там. Судя по открытым данным, всё ещё хуже чем с подплавом. А так хочется верить что не так, но увы, чудес не бывает.
  6. +4
    Сегодня, 08:40
    Дельная статья!
    Спасибо Андрей!
    Хотел бы заметить, наш с Вами "вечный" спор об экономики)))) и ее уровне, постройка в позднем СССР тех же классов судов: 1,5-2 года, сейчас 7-10 лет.
    Как человек с детства связанный с морем, и цельный год работавший на СРЗ еще в СССР я понять не могу, что можно строить 10 лет.
    С уважением,
    hi
    1. 0
      Сегодня, 10:35
      Главное - люди и их мотивация. Созданные структуры управления промышленностью ориентированы на "эффективных менеджеров", задача которых не разработка и тиражирование непонятной им техники, а "регулирование финансовых потоков". Советские научно-технические школы по большей части прекратили свое существование или остались в виде чисто конторском. То, что выносится на публику как "аналоговнет", при ближайшем рассмотрении оказывается отложенными по разным причинам советскими разработками. В среднем звене управления засилие отставных военных, основа психологии которых "главное, правильно доложить".
      Ситуация сложная, но не безнадежная. Нужно уметь выделять и поддерживать очаги роста, внедряя специалистов во все уровни планирования и управления промышленностью.
  7. 0
    Сегодня, 10:36
    По надводному составу откровенная катастрофа.