Охотники и жертвы: Трагедия «Арандоры Стар» в тенях войны

В истории Второй мировой войны было несколько морских катастроф, ставших следствием атак подводных лодок и унёсших тысячи жизней. Однако такие широко известные трагедии, как гибель «Вильгельма Густлоффа», «Гойи» или «Лаконии», затмили собой первый и один из самых масштабных инцидентов такого рода.
Сегодня мало кто помнит, что первая катастрофа подобного рода, в результате которой погибли около 800 человек, произошла ещё в 1940 году. Именно тогда один из самых известных подводных асов Германии непреднамеренно стал причиной гибели сотен своих соотечественников.
С начала Второй мировой войны и до июня 1940 года все немецкие и австрийские гражданские лица, проживавшие в Великобритании, классифицировались как «иностранные вражеские подданные». Для оценки их статуса по всей стране были созданы более 120 судебных комиссий, которые к февралю 1940 г. рассмотрели около 74 000 дел о возможном интернировании лиц в возрасте от 16 до 70 лет.
По результатам рассмотрения дела иностранцы делились на три категории:
Категория A – подлежащие интернированию;
Категория B – освобождаемые от интернирования, но с сохранением ряда ограничений в соответствии со специальными распоряжениями;
Категория C – освобождаемые как от интернирования, так и от большинства ограничений.
Граждане Германии и Австрии, признанные представляющими угрозу национальной безопасности, относились к категории А и подлежали задержанию. Лагеря для интернированных были сосредоточены в основном на острове Мэн, а также в ряде городов Великобритании, включая Хайтон, Бери (под Манчестером), Глазго, Саттон-Колдфилд, Лингфилд, Ситон и Пейнтон.

Лагерь для интернированных на острове Мэн, 1943–1945 гг.
После падения Франции в мае 1940 года британское правительство столкнулось с необходимостью усиления мер национальной безопасности. В военном кабинете началось обсуждение депортации интернированных лиц, особенно активизировавшееся 11 июня — на следующий день после вступления Италии во Вторую мировую войну. Премьер-министр Уинстон Черчилль сообщил военному кабинету, что он поручил министру внутренней безопасности организовать отправку интернированных. В результате отобрали свыше 7500 человек — немецких, австрийских и итальянских военнопленных и интернированных гражданских лиц, которых планировалось переправить в Канаду. Для их транспортировки были выделены пять судов:
HMS Ettrick

Судьба: 15 ноября 1942 года к северо-западу от Гибралтара судно было торпедировано и потоплено одной из самых результативных немецких подводных лодок времен Второй мировой войны — U-155, под командованием капитан-лейтенанта Адольфа-Корнелиуса Пининга.
За время своей службы U-155 совершила 10 боевых походов, в ходе которых добилась значительных успехов: потоплено 25 судов общим тоннажем 126 664 брт, уничтожен британский эскортный авианосец HMS Avenger (13 785 т), потоплен американский вспомогательный боевой корабль (6 736 брт).
SS Duchess of York

Судьба: 11 июля 1943 года судно повреждено в результате атаки немецких самолетов Focke-Wulf Fw 200 и затонуло у побережья Марокко.
HMT Dunera

Судьба: значительный вклад HMT Dunera в военные усилия союзников продолжился после печально известного «рейса интернированных».
Судно активно участвовало в ключевых операциях Второй мировой войны: сентябрь 1942, Мадагаскар (операция «Стрим» по высадке британских сил), высадка на Сицилии 1943 (операция «Хаски»), сентябрь 1944 года: перевозка штаба 7-й армии США для вторжения в южную Францию (операция «Драгун»).
После капитуляции Японии в 1945 году HMT Dunera была задействована для доставки оккупационных войск в Японию, а в послевоенный период использовалась для переброски войск в зону Суэцкого канала и обратно. Отправлена на слом в 1967 г.
MS Sobieski

Судьба: использовался союзными войсками в нескольких операциях («Ариэль» / «Антенна»), сражение за Дакар, Мадагаскарская операция) и других. На нём в Сингапур была доставлена британская 18-я пехотная дивизия.
После войны, в 1950 году, судно было продано Советскому Союзу и получило новое имя — «Грузия». В составе Черноморского морского пароходства с портом приписки в Одессе, оно на протяжении двух десятилетий обслуживало Крымско-Кавказскую линию, перевозя пассажиров между черноморскими курортами.

Теплоход «Грузия» в фильме «Бриллиантовая рука»
Свой долгий путь судно завершило в апреле 1975 года, когда было продано на слом в итальянский порт Ла-Специя и утилизировано.
SS Arandora Star

SS Arandora Star, 1940 год
Большинство из этих кораблей были перегружены сверх допустимой нормы. Особую тревогу вызывала «Арандора Стар» — судно, не оборудованное достаточным количеством спасательных шлюпок для всех пассажиров, что впоследствии стало одной из причин масштабной трагедии.
«Герцогиня Йоркская» отплыла первой, 24 июня, с более чем двумя тысячами интернированных на борту. Шесть дней спустя из Ливерпуля отплыла «Арандора Стар». На борту судна находилось 1213 интернированных, в том числе 473 немца (среди них 123 моряка торгового флота) и 717 итальянцев – около половины из них относились к категории А.
Вечером 3 июня 1940 года немецкая подводная лодка U-47 покинула военно-морскую базу в Киле, начав свой шестой боевой поход. Этот выход в море стал для подлодки и её командира Гюнтера Прина «Быка Скапа-Флоу» возможностью реабилитироваться после относительно неудачного предыдущего похода к берегам Норвегии.

U-47
Уже через три дня, утром 6 июня, поход начался с неожиданного эпизода — экипаж обнаружил в море надувную лодку с тремя немецкими лётчиками, чей бомбардировщик был сбит британскими истребителями. Подводники спасли своих соотечественников, приняв их на борт.
14 июня U-47 добилась первого успеха в этом походе, потопив отставшее от конвоя британское судно «Бэлморалвуд» с ценным грузом пшеницы и самолётов. А 21 июня к югу от Ирландии Прин атаковал конвой HX-49, торпедировав два танкера перед уходом на глубину для уклонения от контратаки.
Утром 2 июля 1940 года в 75 милях к западу от атлантического побережья Ирландии, идя противолодочным зигзагом на скорости в 15 узлов, «Арандора Стар» была замечена и атакована U-47.
Торпедный удар, потрясший борт лайнера, пришёлся в машинное отделение, выведя из строя турбины и генераторы. В наступившем хаосе радисту удалось передать в эфир сигнал бедствия — последнюю надежду на спасение. В те роковые 60 минут, что судно оставалось на плаву, команда пыталась организовать эвакуацию. Однако спасательные работы были парализованы трагической паникой: в то время как одни шлюпки были переполнены до предела, другие оставались полупустыми. Многие итальянские интернированные, охваченные страхом, отказывались покидать борт. В 09:20 утра «Арандора Стар» скрылась под водой, унеся с собой 805 человеческих жизней: 55 членов экипажа, 37 британских охранников, 243 немецких, 470 итальянских интернированных гражданских лиц.

Выдержка из рапорта капитана Ф. Дж. Робертсона, переводчика для итальянских интернированных, о потоплении парохода «Звезда Арандора», 1940 год.
В августе 1940 года для расследования обстоятельств трагедии была создана специальная комиссия под председательством Генри Снелла (1-го барона Снелла), бывшего члена парламента от Лейбористской партии. Его назначение на эту должность подчеркивало важность расследования и стремление властей к объективности. Назначение именно лейбориста Снелла, известного своими прогрессивными взглядами, могло быть попыткой правительства продемонстрировать беспристрастность расследования, особенно учитывая международный резонанс трагедии.
Работа комиссии стала важным этапом в разработке новых протоколов безопасности для судов, перевозящих интернированных лиц, хотя многие детали расследования долгое время оставались засекреченными.

Генрии Снелл
В своем отчете лорд Снелл подверг резкой критике систему классификации интернированных, отправленных на «Арандоре Стар». Он отметил следующие системные нарушения: итальянские интернированные были отнесены к категории А без индивидуального рассмотрения их дел трибуналом, критерием для депортации служило формальное членство в фашистской партии, не проводилось различий между номинальными и активными членами партии. Выводы комиссии охарактеризовали систему отбора как «грубую и несправедливую», отметив, что она привела к трагической гибели людей, не представлявших угрозы для национальной безопасности. Этот вывод стал важным аргументом для пересмотра политики интернирования в последующий период войны.
Отчет Снелла пролил свет на серьезные недостатки в работе британских спецслужб и административных органов в условиях военного времени.
Лорд Снелл пришел к выводу, что правительство не давало четких инструкций о том, как отбирать иностранных граждан для отправки за границу.

11. Управление по делам военнопленных Военного министерства заявляет, что последующая проверка выявила расхождения; и в настоящее время считается, что, возможно, 26 из 717 итальянцев, находившихся на борту «ЗВЕЗДЫ АРАНДОРЫ», на самом деле не входили в список категории «А». Директорат также предположил, что, возможно, имело место некоторое подлога.
Выдержка из выводов лорда Снелла из его Резюме расследования SS Arandora Star Inquiry, 1940 год.
3 июля 1940 года, после трагической гибели «Арандоры Стар», военный кабинет Великобритании экстренно пересмотрел политику депортации интернированных. Были утверждены новые критерии освобождения от депортации: мужчины, призванные на военную службу, лица, интернированные по ошибке, и семейные мужчины, разлучение с которыми создавало бы чрезмерные трудности для их жён и детей.
Несмотря на гибель «Арандоры Стар», британские власти продолжили депортацию интернированных. Всего через день после трагедии, 4 июля 1940 года, 400 неженатых итальянцев, не входивших в список 1500 особо опасных лиц категории А, были отправлены в Канаду на корабле HMS Ettrick вместе с 2600 другими интернированными.
7 июля того же года последовала новая партия депортированных: 1838 человек отправили в Канаду на судне «Собески». Эти действия свидетельствовали о том, что, несмотря на частичный пересмотр критериев интернирования, британское правительство считало необходимым продолжать политику массовой депортации лиц, считавшихся потенциально опасными в условиях военного времени.
После кошмара гибели «Арандоры Стар» выжившие вновь столкнулись с депортацией. 351 немец и 200 итальянцев, переживших крушение, были включены в список пассажиров последнего корабля для интернированных — HMT Dunera.
10 июля 1940 года судно отплыло с 2542 интернированными на борту, при максимальной расчётной вместимости 1500 человек (включая экипаж). Вместо Канады их ждало двухмесячное «морское путешествие» в Австралию, ставшее одним из самых драматических эпизодов в истории интернирования.
Этот рейс стал символическим завершением программы массовой депортации интернированных, продемонстрировавшим как решимость британских властей продолжать эту политику, так и её крайнюю спорность с гуманитарной точки зрения.
Позднее условия на борту HMT Dunera стали предметом отдельного расследования, выявившего многочисленные нарушения в обращении с интернированными.

Вид на Дюнеру по правому борту
По прибытии HMT Dunera в Сидней первым австралийским представителем, поднявшимся на борт, стал офицер медицинской службы Алан Фрост. То, что он увидел, вызвало у него шок: переполненное судно, антисанитария, истощённые и травмированные люди.
Его официальный доклад стал основанием для возбуждения дисциплинарного дела. К суду был привлечён исполняющий обязанности армейского офицера, подполковник Уильям Скотт, отвечавший за условия перевозки интернированных.
Потопление «Арандоры Стар» и бесчеловечные условия перевозки на «Дюнере» вызвали перелом в общественном мнении Великобритании. Жестокость этих событий заставила многих усомниться в справедливости массового интернирования иностранцев. Под давлением общественности правительство было вынуждено пересмотреть свою политику.
Уже в августе 1940 года было принято решение об освобождении 1687 интернированных. Этот шаг получил идеологическое обоснование в «Белой книге» заместителя министра внутренних дел Осберта Пика под названием «Гражданские интернированные лица вражеской национальности». В документе четко определялись категории лиц, имевших право на освобождение, включая беженцев от нацизма, лиц с британскими семьями и тех, кто не представлял угрозы безопасности.
К октябрю 1940 года, благодаря новой политике, свободу получили около 5000 немцев, австрийцев и итальянцев, к декабрю 1940 года число освобожденных достигло 8000 человек. Эти события показали, что даже в условиях военного времени британское общество и правительство сохранили способность к пересмотру ошибочных решений и гуманитарному исправлению несправедливостей.
Динамика процесса нарастала: к августу 1941 года число освобожденных увеличилось до 17 500 человек, а к 1942 году на острове Мэн оставалось менее 5 000 интернированных — в основном убежденных нацистов и фашистов, представлявших реальную угрозу безопасности.
Потопление «Арандоры Стар» стало первым в истории Второй мировой войны случаем гибели столь большого числа гражданских лиц в результате атаки подводной лодки. Горькая ирония судьбы заключалась в том, что жертвами немецкой субмарины стали граждане Германии и Италии, находившиеся на борту судна.
Эта трагедия приобрела особый символический смысл: люди, ставшие заложниками политических обстоятельств, погибли от руки той самой силы, от которой многие из них пытались бежать. Среди погибших были не только военнопленные, но и интернированные гражданские лица, включая беженцев от нацистского режима.
Инцидент с «Арандорой Стар» показал, что война не щадит никого — особенно тех, кто оказался между двух огней. Эта трагедия стала мрачным предзнаменованием будущих морских катастроф военного времени и заставила международное сообщество задуматься о правилах ведения войны на море.
«Мальчики из Дунеры» (The Dunera Boys, 1985) — австралийский двухсерийный телевизионный фильм, основанный на реальных событиях, связанных с депортацией британскими властями около 2000 немецких и австрийских беженцев-евреев на переполненном транспорте HMT Dunera в Австралию в 1940 году.
Информация