«Мужицкая униформа» для армии царя-богатыря

3 453 45
«Мужицкая униформа» для армии царя-богатыря

У России есть только два союзника — ее армия и флот
— крылатое выражение, предположительно, принадлежавшее российскому императору Александру III


В России, как известно, самодержавие было ограничено лишь естественной кончиной монарха, а еще, разумеется, цареубийством. Вот и день первого марта 1881 года, когда И. И. Гриневицкий по приговору комитета «Народной воли» бросил бомбу в карету императора Александра II, стал не только днем гибели императора, но днем восшествия на престол его тридцатишестилетнего сына Александра Александровича. При этом данное событие самым непосредственным образом оказалось связано с историей российской императорской армии и ее обмундированием. Что ж, русские цари и до него много внимания уделяли внешнему виду своих солдат и офицеров, следили за мировой военной модой и старались от нее не отставать. Не стал исключением и император Александр III, который уже в ноябре 1881 года в очередной раз переодел свою армию в новую униформу.



С воцарением Александра III в армии произошли большие перемены, — писал в книге «Пятьдесят лет в строю» граф А. Игнатьев. — Александр II любил военное дело, был близок к гвардии, лично знал большинство офицеров. Его преемник, испуганный грозным призраком революции, заперся в своей Гатчине. Он не любил парадов и военных церемоний, с трудом ездил верхом... Под лозунгом «Самодержавие и народность» наступил период «упрощения» и «русификации», который в армии введением новой формы — мундиров в виде полукафтанов, цветных кушаков, барашковых шапок, шаровар и т. д.


Конная фигурка императора Александра III. Производитель: фирма «Ниена»

Интересно, что одной, причем очень важной причиной введения новой армейской униформы было не только требование времени и изменение моды, но и сам облик государя, вызывавший прямую аналогию с персонажами русских былин. Отличавшийся недюжинной физической силой (однажды на глазах у присутствующих он свернул в трубку металлический поднос), ростом около 190 см, с широкими плечами, массивной фигурой и окладистой бородой, Александр III и впрямь выглядел настоящим богатырем.

По традиции, первое лицо Российского государства в публичных местах должно было появляться в военной форме. Но ни при каких обстоятельствах император не должен был выглядеть смешным. Могучий Александр III в обтягивающих, подчеркивающих талию мундирах времен своего отца смотрелся бы комично. Вот его военные кутюрье и придумали форму, не только подчеркивающую достоинства царственной фигуры, но и весьма практичную. Более того, его крупной фигуре новая, «мужицкая» форменная одежда очень даже шла. Недаром именно так, в меховой невысокой шапке, в кафтане на крючках, в широких шароварах и присборенных у щиколотки сапогах, он и был изображен на памятнике, поставленном в Санкт-Петербурге, у входа в Мраморный дворец.

Вот только вид этой униформы был слишком уж непривычным и потому вызвал многочисленные протесты среди офицерства. Например, тот же Игнатьев упомянул о том, что командир лейб-гвардии Конного полка князь Барятинский так заявил, что «мужицкой формы носить не намерен». После чего князю оставалось только одно — выйти в отставку и уехать из России. Вот только множество офицеров российской императорской армии такой возможностью не обладали и вынуждены были с огромным сожалением, но всё-таки расставаться с привычными мундирами.

Сравнить столь революционную перемену во внешнем виде войск можно разве что с реформами Петра I и князя Потемкина-Таврического. Вот только Петр просто перенес на русскую почву западноевропейскую военную моду, ничего не взяв из традиций русской народной одежды. Потемкин придумал форменную одежду, по его мнению, имеющую «для воина наиболее характеристический» внешний вид. А вот Александр III в отличие от них отдал должное национальному русскому костюму. И дело тут было не только в его комплекции, но и в характере, а также во вкусах и пристрастиях, проявившихся у него еще в детстве.

Родился будущий император в 1845 г., был вторым сыном Александра II, и вовсе не готовился к тому, чтобы занять русский престол, поскольку имел старшего брата Николая. Согласно традициям того времени, он получил военное образование, обучался в 1-м Кадетском корпусе, служил в гвардейских частях, а затем ими и командовал, в частности был командиром лейб-гвардии Преображенского полка. Однако вышло так, что в 1865 г. старший брат Александра Наследник Цесаревич Николай внезапно скончался, и право престолонаследия перешло к Александру, после чего ему пришлось дополнительно прослушать курс лекций по законоведению и финансам.

В 1877 г. в ходе очередной русско-турецкой войны Александру было поручено командование Рущукским отрядом (49,5 батальонов пехоты, 41 эскадрон и сотня, 224 орудия). Причем бой отряда Наследника с турками, имевший место у Трестеника и Мечки в ноябре 1877 г., закончился победой русских войск. Награды не заставили себя ждать. Он был отмечен тремя наградами: орденом св. Владимира 1-й степени, орденом св. Георгия 2-й степени и золотой саблей. Вот только из кампании Александр вышел настоящим пацифистом, убежденным в том, что война — это бедствие для народа. Поэтому главной задачей для политика является их предотвращение.

Здесь же, в Болгарии, Александру повезло встретиться с генералом Ванновским, который в Рущукском отряде был начальником штаба, а стал одним из самых горячих его сторонников в деле проведения будущих реформ. Вот только помимо военной службы Александр с юных лет интересовался еще и древнерусской историей и культурой. Был большим знатоком археологии и собрал прекрасную коллекцию русских икон XV — XVII вв. А еще под его патронажем образовалось Русское историческое общество, председателем которого он состоял с самого дня его основания, и лично принимал участие в издании его трудов и, в частности, «Русского биографического словаря». И неудивительно, что любовь к русской старине и интерес к национальной культуре русского народа оказали такое большое влияние на всё, что делал император Александр III.

Игнатьев писал, что он «не любил парадов и военных церемоний», это действительно было так. Но причина этого заключалась не в том, что он боялся революции и потому прятался в Гатчине, а в том, что он стремился сократить огромные расходы, уходившие на содержание императорского двора, так как после русско-турецкой войны 1877–1878 гг. финансы государства находились в очень тяжелом положении. Так что на введении новой униформы, прежде всего, сказалась забота об экономии государственных средств. Поэтому-то и новая униформа была и простой, и, конечно, намного более дешевой, нежели предыдущая.


Барабанщик Лейб-гвардии Павловского полка. Россия, 1884 г. Производитель: «Silver Dream Studio

Царем Александр III стал в марте, а уже 14 ноября 1881 г. вышел его указ, в соответствии с которым нижним чинам в качестве головного убора была положена барашковая шапка, двубортный мундир без пуговиц, который застегивался на крючках, укороченные шаровары, галстук, шинель, башлык — и всё это измененного покроя. Генералам и офицерам была положена шапка из мерлушки, двубортный мундир также без пуговиц, шаровары как укороченные, так и длинные, фуражка, сюртук, шинель и плащ — без изменений. Нестроевым было положено всё то же самое, как у строевых.

Цветовая гамма обмундирования была сохранена: то есть форменная одежда нижних чинов была традиционного черного цвета. А вот офицерские мундиры были цвета «морской волны» (иссиня-зеленого), который было принято называть «царским».

Парадным головным убором стала опять же шапка — круглая, с тульей и высотой около 10 см. У офицеров — из черной мерлушки, у рядовых — из черного барашка. Причем с донышком из черного гвардейского сукна. Спереди на ней помещалась кокарда (вровень с верхним краем тульи) с гербом приборного цвета, в артиллерии — с пушками, в инженерных войсках — с топорами. Знаки отличия (кому какие положены) припаивались к гербу.

Повседневным головным убором в войсках стала фуражка. В гренадерских и армейских пеших частях и в полевой конной артиллерии кокарда помещалась на тулье, а на околыш масляной краской наносилось обозначение подразделения. В гвардии кокарду носили на околыше. У офицеров фуражка была с козырьком, нижние чины носили бескозырку.

Мундир был двубортным. Как без выпушки, так и с выпушкой, положенной топографам, чинам военно-судебного ведомства, свитским офицерам и генералам. Мундир застегивался на петли при помощи крючков. У офицеров юбка офицерского мундира была пришивной, у нижних чинов — цельнокроеной. Длина пол в пехоте — 31,5 см, в кавалерии — на 5 см короче. Главной особенностью этого мундира был косой запах, при котором верхняя пола лежала на груди наискосок, что как раз и создавало полную аналогию с простонародным кафтаном.

Воротник, обшлага, погоны изменять не стали. На воротнике у рядовых был цветной клапан, у унтер-офицеров — галун, обшлага — в пехоте прямые и выкроенные мыском в кавалерии. Погоны в пехоте различались цветом побригадно. В парадном строю офицеры традиционно носили эполеты и шарф, сплетенный из серебряных нитей с черно-оранжевым шелком. Для повседневной службы им полагался шерстяной кушак шириной около 5,5 см с бантом спереди, полкового цвета. Шаровары в пеших частях были черными, укороченными у нижних чинов (офицерам полагались еще и длинные, которые следовало носить поверх сапог) и без выпушки, у офицеров — с выпушкой. Сапоги тоже остались без изменений. Они были с высокими голенищами, которые у щиколотки собирались в «гармошку».


На вооружении российской императорской армии в годы правления императора Александра III находилась винтовка Бердана №2 — однозарядная винтовка калибра 10,67 мм, созданная американским инженером и изобретателем Хайремом Берданом в 1868 году. На вооружении с 1870 года, когда ей заменили винтовку Крнка, и вплоть до 1891 года, когда ее заменила винтовка Мосина. Вверху пехотная винтовка Бердана, вторая сверху – драгунская, третья сверху – казачья, самая нижняя – карабин. Фотография А. Добресса

Кроме этого, офицерам и генералам с 1887 года в летнее время разрешили носить китель из беленого или небеленого полотна, двубортный, покроем по форме сюртука, нижний край пол на 9 см выше колена. На кителе во всех случаях следовало иметь погоны, а не эполеты, а вот цветной кушак и аксельбанты не полагались. Головным убором была фуражка. Надевать китель разрешалось вместо обыкновенной формы (мундира или виц-мундира) в строю, карауле, на дежурствах и маневрах, когда нижним чинам разрешалось быть в полотняных рубахах. Поэтому летом войска выглядели совсем не так сумрачно, как в зимнее время: строй пехоты и кавалерии был белым от солдатских рубашек и кителей, на которых сверкали офицерские погоны из золотого или серебряного галуна...

В эпоху Александра III русская пехота состояла из гвардии, гренадерского корпуса (4 дивизии, всего 16 полков), пехотных полков (41 дивизия, 164 полка) и стрелковых полков (всего их было 20) и батальонов. Согласно табели 1881 года, в обмундирование гренадера входила меховая шапка, фуражка, мундир без пуговиц, шаровары, сапоги и шинель с башлыком. Главное отличие от всей прочей пехоты — желтые погоны с выпушкой по дивизиям: в 1-й — алая, во 2-й — светло-синяя, в 3-й — белая. В Кавказской (4-й) дивизии погоны были без выпушек. Кроме того, поясной ремень у них был из белой кожи, с бляхой желтой меди, на которой помещалась «гренада» (то есть изображение сферической горящей гранаты). Пуговицы на погонах тоже имели «гренаду». Металлический прибор (пуговицы, герб, эполеты) в трех дивизиях был золотым, в 4-й — серебряным.

Гренадерская фуражка имела тулью черного цвета, а цвет околыша указывал на номер полка в дивизии: 1-й полк — околыши алые (клапаны на воротнике и в петлице на шинели тоже), 2-й полк — светло-синие, 3-й полк — белые, 4-й полк — черные (темно-зеленые), воротник мундира без клапана, петлицы на шинели темно-зеленые с алой выпушкой. На тулье фуражки помещалась кокарда, а на околыше в 15 гренадерских полках — их номера и буква «Г» (набивались краской по трафарету). Но вот в одном полку, 13-м лейб-гренадерском Эриванском, на околыше изображалась корона.

Жёлтые погоны в гренадерских полках имели ещё одно заметное отличие, и в то же время оно несло определённую информацию: часть полков имела набитую красной краской заглавную букву своего названия (2-й гренадерский Ростовский, 4-й гренадерский Несвижский, 7-й гренадерский Самогитский, 12-й гренадерский Астраханский и др.), часть полков имела вензеля своих шефов (1-й лейб-гренадерский Екатеринославский — вензель Александра III, 3-й гренадерский Перновский — вензель короля Фридриха-Вильгельма Прусского, 6-й гренадерский Таврический — вензель Великого Князя Михаила Николаевича и др.). Такие же вензеля и буквы были и на погонах и эполетах офицеров, но там они вышивались золотой нитью. Воротники и обшлага офицерских мундиров украшали золотые петлицы: на воротнике — одна, на обшлагах — две.

Рядовые пехотных полков ничем не отличались в обмундировании от гренадеров, но погоны у них различались цветами побригадно (1-я — красные, 2-я — светло-синие), околыши фуражек, клапаны на воротнике мундира и петлицы на воротнике шинели указывали на номер полка в дивизии. Поясные ремни были из черной кожи, с железными гладкими бляхами и такими же гладкими пуговицами на погонах. Кокарды у рядовых располагались на тулье, на околыше масляной краской печатали номер полка.

Единственное изменение в униформе, сделанное в течение всего царствования, относилось к полкам 1-му пехотному Невскому и 2-му пехотному Софийскому. В 1882 году офицеры и солдаты этих частей получили белые выпушки на борта мундиров, воротники и обшлага, а также на околыши фуражек. Стрелковые полки и батальоны при форме, одинаковой с пехотными полками, имели малиновые погоны, и такой же цвет или поля офицерских эполет и выпушки на их мундирах.

Понятно, что не обошлось и без исключений, вызванных… естественно-географическим местонахождением отдельных частей российской императорской армии. Так, в туркестанских батальонах белая гимнастерка являлась принадлежностью не только полевой, но даже и парадной униформы. Весьма специфическим был и головной убор – полукепи-полубескозырка с назатыльником из белой ткани, спасавший солдат от горячего ветра пустынь, поднимавшего песчаные бури. А еще они носили плотные штаны из красной кожи, хорошо защищавшие от укусов скорпионов и змей. Интересно, что свое продвижение в Туркестане российская армия начала еще в 1853 году на берегах тогда еще полноводного Арала, а закончила в 1895 всего лишь в 20-30 верстах от горных перевалов Гиндукуша!


Наглядное представление о том, как выглядели солдаты Туркестанского корпуса, дает картина художника В. Верещагина «Смертельно раненный», написанная им в 1873 г. Вверху, на раме картины, есть надпись, сделанная самим Верещагиным: «Ой, убили, братцы!.. Убили!.. Ой, смерть моя пришла!..» Государственная Третьяковская галерея

Но особенно сильно новая реформа обмундирования ударила по кавалеристам. Теперь все кавалерийские полки были причислены к драгунам, но главное, они лишились своей прежней красивой униформы, поскольку новая была очень похожа на пехотную. Правда, гвардейской кавалерии это нововведение не коснулось, и она сохранила и старые наименования полков, и свои богатые парадные мундиры.

Зато по указу о преобразовании армейской конницы от 18 августа 1882 г. в российской императорской армии и гусары, и уланы перестали существовать и превратились в драгун (всего 50 полков в тот период). И точно так же, как и пехота, они получили меховые шапки, но с суконным колпаком в виде усеченного конуса (высота около 10 см) и клапанами черного барашкового меха. У офицеров по верху колпака нашивался филигранный шнур. Повседневным головным убором служили всё те же фуражки с черной тульей и цветным околышем.


Револьверы «Смит и Вессон» калибра 10,67-мм, находившиеся на вооружении российской императорской армии с 1871 по 1895 гг. Сверху вниз: 1-ая (1871), 2-ая (1872) и 3-я (1880) модели и модель для коммерческой продажи. Фотография А.Добресса

Правда, одному полку, бывшему Ахтырскому гусарскому, в уважение к его многовековой истории (с 1651 г.) и его боевым подвигам было предписано носить не черные мундиры, а коричневые. Шаровары кавалеристов сохранили свой прежний серо-синеватый цвет.

Зато приборное сукно в кавалерии (погоны, кушаки, клапаны на воротнике, выпушки, околыши фуражек, а также верх у шапок) имели намного больше расцветок, чем в пехоте. Вместо двух-четырех цветов в кавалерии было целых 13: алый, краповый, розовый, оранжевый, бирюзовый, светло-синий, белый, черный, светло-зеленый, коричневый, лиловый, желтый, малиновый. Металлический прибор также был двух цветов: золотой и серебряный (в пехоте только золотой).

Например, 1-й лейб-драгунский Московский полк имел золотой прибор, воротник на мундире был темно-зеленый с алой выпушкой и клапанами на нем, верх шапки, погоны, кушак, выпушка обшлагов и шаровар и околыши фуражек — алые.

У 8-го драгунского Смоленского полка прибор был серебряный, воротник мундира розовый с темно-зеленой выпушкой и клапанами, верх у шапки, погоны, кушак, выпушки обшлагов, шаровар и околыш фуражки розовые, а выпушка на нем — темно-зеленая.

Варьируя цвет прибора, воротника и его отделки, а также погон и околыша фуражки, можно было дать каждому кавалерийскому полку какие-то особые отличия в униформе, что позволяло отличать его от других. При этом, как и во всей армии, номера на суконных солдатских погонах набивались масляной краской (на белых и желтых погонах — красной, на остальных цветах — желтой). На офицерских эполетах и погонах номера и вензеля (их иногда называли шифровками) имели цвет, обратный прибору: на золотых — серебряный, на серебряных — золотой.

Так, в 1-м лейб-драгунском Московском и 8-м драгунском Смоленском полках на погонах и эполетах нашивался вензель императора Александра III, в 15-м драгунском Смоленском — цифра «15», а в 44-м драгунском — вензель его шефа, Наследника Цесаревича Великого Князя Николая Александровича...


Хорунжий Оренбургского казачьего войска, 1890 год. Производитель: «Silver Dream Studio

Также при императоре Александре III в начале 1889 года было утверждено и «Положение о Собственном Его Императорского Величества Конвое», установившее регламент службы и униформу конвойцев, не менявшиеся вплоть до самого 1917 года. В конвой отбирались казаки «гвардейского роста» от 180 см, причем они должны были быть развитыми не только физически, но и быть сообразительными, легко устанавливать отношения с сослуживцами. Кони в конвое были гнедой масти, кабардинской породы, а у офицеров и трубачей — светло-серой, арабские. Форма у казаков конвоя была очень красивой и запоминающейся: алые черкески, расшитые золотыми и серебряными галунами, белые бешметы и черные папахи с красным верхом, тоже обшивавшиеся галуном. Всего в состав конвоя входили две сотни от Кубанского и Терского казачьих войск.


Кубанские и терские казаки Его Величества императорского конвоя. Работа художника Г. Кнетеля (1893-1963)-немецкого художника и историка-униформиста

Подводя итог реформы 1881–1882 гг., можно сказать, что снова форменная одежда в армии была теперь практически полностью унифицирована, и это произошло в России уже в третий раз: сначала такую унификацию провел Петр I, затем при Екатерине II она была проведена князем Потемкиным. И вот, наконец, император Александр III ввел в армии простые, но удобные мундиры для всех родов войск, лишенные не только прежних вычурных деталей, но даже и пуговиц, что наводит на мысль не только о бережливости, но и о скромности и вкусе самого государя-императора, утвердившего все эти нововведения.

Отечеству нашему, — говорилось в рескрипте Александра III на имя генерал-адъютанта Ванновского в 1890 г., — несомненно нужна армия сильная и благоустроенная, стоящая на высоте современного развития военного дела, но не для агрессивных целей, а единственно для ограждения целостности и государственной чести России. Охраняя неоценимые блага мира, вооруженные силы ее должны развиваться и совершенствоваться наравне с другими отраслями государственной жизни, не выходя из пределов тех средств, кои доставляются им увеличивающимся народонаселением и улучшающимися экономическими условиями...

Верный своим убеждениям, Александр III за годы тринадцатилетнего царствования не вел войн, за что по праву заслужил имя Царя-Миротворца.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    Сегодня, 04:34
    Нехорошие люди демократы п---расы такого царя загубили!!!
    1. 0
      Сегодня, 06:35
      Револьверы «Смит и Вессон» калибра 10,67-мм, находившиеся на вооружении российской императорской армии с 1871 по 1895 гг.

      Отличная иллюстрация того на каком уровне находился имперский ВПК!
      Цитата: andrewkor
      такого царя загубили!!!

      А при чём тут "демократы! или другие "либералы"? Единственное готовящееся покушение так и не было осуществлено. Все организаторы, включая Александра Ульянова, повешены в Шлиссельбургской крепости 8 (20) мая 1887 года. (вроде как смертной казни в империи не было))) А умер он от гипертрофии и жирового перерождения сердца. И к моменту смерти, не смог сформировать что то путнее из своего 24-х летнего балбеса!
      1. +1
        Сегодня, 10:55
        Цитата: AllX_VahhaB
        Отличная иллюстрация того на каком уровне находился имперский ВПК!

        В отношении Российской Империи, СССР и современной России применение аббревиатуры ВПК неправильно в принципе.Термин "военно-промышленный комплекс" (ВПК) появился 17 января 1961 года в прощальной речи президента США Дуайта Эйзенхауэра. Это было сказано с деятельностью лобби военных подрядчиков в политической системе соединенных штатов. Оборонно промышленный "комплекс" Российской Империи работал на достойном уровне. Оружие не импортировалось, а производилось на казенных и частных предприятиях России...
        О причинах смерти Александра III Вы сподобились сказать собственную выдумку? Ссылочку на на инфо подбросьте, если это не так. request
    2. +5
      Сегодня, 06:39
      Всего в состав конвоя входили две сотни от Кубанского и Терского казачьих войск.

      Нет. не так. Калибр ошибается . Сотен было пять- две терские, две кубанские и одна сводная- в которой проходили службу черноморцы, черкесы, лезгины, грузины, крымские татары и другие народности Российской империи.
      До Февральской революции 1917 года сотни Собственного Его Императорского Величества конвоя были дислоцированы следующим образом. В Царском Селе, охраняя императрицу Александру Федоровну с детьми, находилась лейб-гвардии 2-я Кубанская сотня под командованием есаула М.И. Свидина и лейб-гвардии 3-я Терская под командованием есаула К.И. Панкратова. В Могилёве, при Ставке Верховного главнокомандующего находились лейб-гвардии 1-я Кубанская сотня во главе с есаулом Г.А. Рашпилем и лейб-гвардии 4-я Терская сотня во главе с есаулом Г.П. Татоновым. Половина Лейб-гвардии 5-ой Сводной сотни хорунжего А.И. Рогожина находилась в Киеве для охраны вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Вторая половина Лейб-гвардии 5-ой Сводной сотни под командованием есаула В.Д. Савицкого вместе с нестроевой командой, находясь в Петрограде, осуществляла охрану казарм, обоза и мастерских Конвоя.
      1. +4
        Сегодня, 06:46
        С декабря 1915 года сотни Конвоя посылались на фронт. Они были прикомандированы ко 2-му Кизляро-Гребенскому полку, входившему в состав 1-ой Терской казачьей дивизии. После отречения царя Конвой был переформирован в два отдельных (Кубанский и Терский) гвардейских казачьих дивизиона. Терский гвардейский дивизион 11 июня стал в пригороде Владикавказа стц. Михайловская. Временным командиром части назначается есаул Татонов, временным его помощником есаул Панкратов. 13 марта 1917 года согласно приказу № 12835 Главнокомандующего войсками Петроградского военного округа на театре военных действий генерал-лейтенанта Корнилова: «переименовать бывший Собственный Е. В. Конвой в Л.-Гв. Кавказский казачий полк и отправить его в действующую армию с включением его в 1-ю Гвардейскую Терскую кавалерийскую дивизию».
        1. +6
          Сегодня, 06:54
          Николай II и цесаревич Алексей среди казаков лейб-гвардии 4-ой Терской сотни СЕИВК. Могилевская Ставка. Октябрь 1916 года.
      2. 0
        Сегодня, 10:22
        Цитата: Ричард
        Сотен было пять- две терские, две кубанские и одна сводная- в которой проходили службу черноморцы, черкесы, лезгины, грузины, крымские татары и другие народности Российской империи.

        Во времена Александра III сотен в Конвое было 4, две кубанских - 1-я и 2-я, две терских - 3--я и 4-я, до 14 марта 1891 г. именовавшихся эскадронами. 5-я сводная сотня Конвоя была сформирована из кубанских и терских казаков в феврале 1915 г. "Черноморцев" к моменту восхождения Александра не престол уже не существовало, как войска, в 1860 г. ЧКВ было объединено с частью Кавказского линейного казачьего войска и названо Кубанским казачьим войском.
    3. +2
      Сегодня, 06:46
      Цитата: andrewkor
      Нехорошие люди демократы

      Я люблю дерьмократов не больше Вашего, но бомбу в поезд скорее бы подложили анархисты.
      Цитата: andrewkor
      п---расы
      Вы их ориентацию проверяли?
      Цитата: andrewkor
      такого царя загубили!!!
      Да и была ли бомба? Авария в Борках, если верить Википедии, произошла из-за превышения скорости. Да и почечная недостаточность врядли возникла бы от физического усилия через несколько лет после факта, а скорее медленно развивалась то ли от врожденной склонности, то ли от образа жизни. А может застудил в какой-то момент, причем случилось настолько обыденно, что даже не задокументировали. Был бы тогда современный уролог, он бы эту недостаточность уловил по анализам еще задолго до появления болей, посадил пациента на лекарства и диету, и умер бы он от чего-то другого через многие годы.
  2. +1
    Сегодня, 06:41
    Статья очень толковая,читается с интересом,автору спасибо.
    1. +2
      Сегодня, 11:19
      Статья толковая, но ей остро не хватает наглядности. Типа таблиц Шенка или Саважа к примеру.
  3. -2
    Сегодня, 06:55
    Александр III ввел в армии простые, но удобные мундиры для всех родов войск, лишенные не только прежних вычурных деталей, но даже и пуговиц, что наводит на мысль не только о бережливости, но и о скромности и вкусе самого государя-императора, утвердившего все эти нововведения.

    ...
    И армия столкнулась с одной проблемой....резко упал престиж служить среди дворян офицерами и возник недобор в училища. Молодые аристократы хотели иметь красивую форму с эполетами, шнурками и прочими атрибутами как у дембелей "швейных" войск
    1. +3
      Сегодня, 07:33
      Цитата: Konnick
      И армия столкнулась с одной проблемой....резко упал престиж служить среди дворян офицерами и возник недобор в училища. Молодые аристократы хотели иметь красивую форму с эполетами, шнурками и прочими атрибутами как у дембелей "швейных" войск

      не знаю откуда информация- не нашел таких фактов, но в армии дворян-офицеров было около половины, не пошли бы какие-то из них (любители цацок) - другие бы место сразу заняли, армия мощный социальный лифт в то время, так что- сомневаюсь..
      1. +3
        Сегодня, 07:50
        https://forma-odezhda.com/encyclopedia/uniforma-kavalerii-russkoj-armii-1907-1914-gg/?ysclid=mgvsnlhsku626147136

        Цитата: советник 2 уровня
        не знаю откуда информация- не нашел

        Плохо ищете. Николай Ii был вынужден вернуть гусарские и прочие полки в армию и вернуть красивую с выкрутасами форму.
        1. +1
          Сегодня, 11:32
          Цитата: Konnick
          Плохо ищете. Николай Ii был вынужден вернуть гусарские и прочие полки в армию и вернуть красивую с выкрутасами форму.

          там настолько бегло и без доказательств написано, что уж извините-сложно считать обоснованным, кроме того- изначально речь, по ссылке, шла о намного большем недовольстве и уходе дворян из, не вообще армии, а из гусарских полков в первую очередь (именно там- да, в основном были дворяне), когда их отменили, а форма- просто дополнительный повод к уходу - для бывших гусар... в пехоте, например, дворян думаю и половины - среди офицеров не было..
    2. +2
      Сегодня, 09:49
      Молодых аристократов было относительно мало их даже на гвардию хватало с трудом. Престиж воинской службы у дворян (именно у дворян) постепенно падал из-за довольно низкого денежного содержания, квалифицированные рабочие зарабатывали к началу ХХ в. больше чем младшие офицеры. А вот выходцам из недворянской среды, для которых стать офицером был шанс выйти в люди, вопрос формы был на втором - третьем месте.
  4. +4
    Сегодня, 07:12
    он и был изображен на памятнике, поставленном в Санкт-Петербурге, у входа в Мраморный дворец.
    "На площади - комод, на комоде - бегемот, на бегемоте - обормот." (Из народного творчества)
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +4
      Сегодня, 08:09
      Всем доброе утро!
      Антон приветствую!
      Памятник стоял изначально на Знаменской площади, ныне Восстания, потом был долго в запасниках, теперь в Мраморном дворце.
      Александр раздобрел из-за проблем с сердцем, на фото в 17 лет был писанный красавиц, которому любая форма была к лицу.
      1. +4
        Сегодня, 08:24
        Мое почтение, Эдуард!
        В свое время побывал на тематической экскурсии Павла "Перца" "Конные памятники Петербурга", вот и вспомнилось.
        1. +1
          Сегодня, 09:01
          Цитата: 3x3zsave
          Мое почтение, Эдуард!
          В свое время побывал на тематической экскурсии Павла "Перца" "Конные памятники Петербурга", вот и вспомнилось.

          Ух ты...это такой перец с гребнем на голове?
          1. +2
            Сегодня, 09:20
            Это сейчас он знаменит "ирокезом", 15 лет назад он выглядел примерно так:
      2. +2
        Сегодня, 09:15
        «потом был долго в запасниках» - в начале 70-х я его видел во внутреннем дворе Русского музея.
        1. +3
          Сегодня, 09:17
          Совершенно верно. Это и есть "запасник".
    2. +4
      Сегодня, 09:23
      Очень недурной памятник Александру III не так давно установлен в Гатчине.
      1. +2
        Сегодня, 09:32
        Гатчинские покои Александра III навевают мысль о том, что император страдал агорафобией.
        1. +1
          Сегодня, 09:55
          Гатчинский дворец был построен за много лет до рождения Александра III, в XIVII в. и перестраивался тоже до него.
        2. +2
          Сегодня, 10:16
          Не знаю, здесь на любителя.
          Тут даже особых параллелей не проведешь, Гатчину Павел любил и Александр III, а вот Николай I - Петергоф...Николай II - Царское Село, кому что нравилось.
  5. +7
    Сегодня, 07:21
    Форма как форма, подобные кепи и кители, только повыпендрежней, были в американской армии времен Гражданской войны, и у французов, и еще много кого. Красиво, практично, недорого. Вот гимнастерка чисто русское изобретение, у всех прочих, кого я знаю, пуговицы шли до низа. Тем не менее она продержалась две мировые войны и была упразднена только при Брежневе. И шапки-кубанки были в ходу в Великую Отечественную, причем считались особым шиком.
    1. -3
      Сегодня, 07:51
      Цитата: Наган
      Тем не менее она продержалась две мировые войны и была упразднена только при Брежневе.

      После массового пpименения напалма в Коpее гимнастеpка стала анахpонизмом.
    2. +4
      Сегодня, 08:24
      Гимнастерка-красиво, практично, недорого

      В РИА гимнастерки гвардейских частей отличались от гимнастерок обычных частей. Отличия были зрительно очень заметны и эффектны, но очень экономны и малозатратны. Просто в месте пришива планок с прорезями под пуговицы на груди и рукавах вшивалась гвардейская тесьма. Решение весьма оригинальное. Плюсом была не только зрелищность и экономия, но и то что тесьма не трепалась при застёгивании - расстёгивании планки.
      1. +4
        Сегодня, 08:59
        Русская гимнастерка продержалась две мировые войны

        Гимнастерка не одну войну была символом русского солдата.
        У ставропольского поэта Ю.Кузнецова есть замечательное, очень пронзительное стихотворение "Гимнастерка -память":
        Солдат оставил тишине
        Жену и малого ребёнка
        И отличился на войне…
        Как известила похоронка.
        Зачем напрасные слова
        И утешение пустое?
        Она вдова, она вдова…
        Отдайте женщине земное!
        И командиры на войне
        Такие письма получали:
        «Хоть что-нибудь верните мне…»
        И гимнастёрку ей прислали.
        Она вдыхала дым живой,
        К угрюмым складкам прижималась,
        Она опять была женой.
        Как часто это повторялось!
        Годами снился этот дым,
        Она дышала этим дымом —
        И ядовитым, и родным,
        Уже почти неуловимым....
        …Дочь как то в гости к ней зашла.
        Когда старуха задремала.
        Покушать маме принесла
        В избе порядок навела
        Углы от пыли обмела.......
        ....И — гимнастёрку постирала.
        1. 0
          Сегодня, 09:19
          Цитата: Ричард
          Гимнастерка не одну войну была символом русского солдата.

          А была всего лишь заимствована у гимназистов, которые в таких рубахах занимались гимнастикой в гимназиях drinks
    3. +2
      Сегодня, 10:44
      Цитата: Наган
      Форма как форма, подобные кепи и кители, только повыпендрежней, были в американской армии времен Гражданской войны,

      Да у нас были потом после кепи фуражки вернее бескозырки.
      На фото мой прадед в форме ополченца, 1914 год ее брали со складов, а на тулью бескозырки крепили ополченческий крест, но его молодая жена, моя будущая прабабушка, поехала к нему повидаться и пришила ему козырек как и было положено после реформы 1904 года
  6. +2
    Сегодня, 07:52
    Могучий Александр III в обтягивающих, подчеркивающих талию мундирах времен своего отца смотрелся бы комично.

    А Паша "мерседес" из-за своего роста ввел громадные фуражки.
    1. +1
      Сегодня, 11:37
      Цитата: Konnick
      А Паша "мерседес" из-за своего роста ввел громадные фуражки.

      на фото он с Ельциным у которого был рост 189... что не так с ростом "Мерседеса"?
      1. 0
        Сегодня, 12:08
        Ое из-за своей фуражуки мне всегда казался карликом, а после расстрела Верховного Совета лилипутом
  7. +4
    Сегодня, 08:11
    Судя по моим минусам некоторые пошли служить офицерами из-за формы.
    А если серьезно, то это важный вопрос о привлекательном образе военного человека.
    В свое время Сталин ввел парадную форму для летчиков и танкистов, отличную от других, с целью привлечь молодежь в технические рода войск , раньше считалась престижной служба в кавалерии. Представьте в то время быть в такой форме...белая рубашка ....галстук...нашивки...да все девки твои drinks какие кавалеристы...маиа я летчика люблю Посмотрите фильм " Истребители" какая красивая форма у Бернеса и какая неврачная у Андреева...
    О психологической подоплеке этого не буду говорить ... многие обидятся
  8. 0
    Сегодня, 08:18
    Александр III за годы тринадцатилетнего царствования не вел войн, за что по праву заслужил имя Царя-Миротворца.

    Угу,Мерв и Памир добровольно вошли в состав Российской империи,без боевых действий,уж так хотели,так хотели.
  9. 0
    Сегодня, 09:01
    «
    Пятьдесят лет в строю» граф А. Игнатьев

    "Ни одного дня в бою" -так отозвались о воспоминаниях паркетного шаркуна боевые офицеры
  10. +2
    Сегодня, 09:35
    Вероятно, причиной смены формы была не столько внешность царя, а неудачная Крымская война, во время которой у противника была уже, в том числе, вполне практичная униформа ( и не только). Это и стимулировало изменения в армии.
    1. +1
      Сегодня, 09:57
      а неудачная Крымская война, во время которой у противника была уже, в том числе, вполне практичная униформа
      Да-да, стоит вспомнить "тонкую красную линию". А французская пехота и ВМВ встретила в красных штанах.
      1. +1
        Сегодня, 12:27
        Достаточно сложно называть килт практичной формой одежды Фото Роджер Фэнтонон. Офицеры 93 полка горцев Сатерленда... Крым 1854
  11. 0
    Сегодня, 09:45
    Зато по указу о преобразовании армейской конницы от 18 августа 1882 г. в российской императорской армии и гусары, и уланы перестали существовать и превратились в драгун (всего 50 полков в тот период).

    С ростом скорострельности и дальности огнестрельного оружия кавалерия стала анахронизмом, оставшись только в виде драгун, которые фактически пехота, посаженная на лошади для быстроты передвижения , "конная пехота", прообраз будущих мотострелков.
    1. +2
      Сегодня, 10:15
      кавалерия стала анахронизмом,
      Последний в истории кавалерийский бой состоялся в 1939 году, между поляками (кто бы сомневался!) и немцами (кто бы мог подумать!).
  12. 0
    Сегодня, 10:33
    Конный памятник Александру III был первоначально установлен на кругу нынешней Площади Восстания у Московского вокзала, там, где сейчас установлена стелла.
    "...комод, на комоде бегемот..." - это об этом памятнике.
  13. +1
    Сегодня, 12:00
    Крым, парк Ливадийского дворца.