Палубная авиация. Часть 2-я, СССР/Россия

39
18 ноября 2012г. исполнилось 40 лет со дня первой посадки, на палубу вертолётоносца «Москва», самолёта вертикального взлёта и посадки Як-36М. Именно эту дату 18 ноября 1972 года принято считать Днём рождения отечественной палубной реактивной авиации.



В 1974 году началось серийное производство самолёта. 11 августа 1977 года самолёт принят на вооружение ВМФ под обозначением Як-38. Для вертикального взлёта и посадки использовался подъёмно-маршевый и два подъемных двигателя. Подъёмно-маршевый двигатель расположен в средней части фюзеляжа, имеет боковые однорежимные воздухозаборники с отделением пограничного слоя и нерегулируемым соплом с 2 поворотными насадками. Подъёмные двигатели расположены один за другим в передней части фюзеляжа. Их воздухозаборники и реактивные сопла закрываются управляемыми створками. Для предотвращения попадания горячих газов в воздухозаборники сверху и снизу фюзеляжа установлены отражательные рёбра. Запас топлива расположен в 2 внутренних кессон-баках.

На Як-38М предусмотрена подвеска под крылом 2 ПТБ по 500 л. Кабина лётчика оснащена системой принудительного катапультирования СК-3М (аналогов в мире не имеет) с креслом К-36ВМ (на самолётах первых выпусков КЯ-1М). Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает выполнение боевых задач днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях. В состав вооружения входят: УР типа Р-60 (Р-60М) и Х-23 (Х-23МР), блоки УБ-32А, УБ-32М, УБ-16-57УМП с ракетами С-5, Б-8М1 с ракетами С-8, неуправляемые ракеты С-24Б, свободнопадающие авиабомбы калибром до 250 кг, разовые бомбовые кассеты, зажигательные баки, пушечные контейнеры УПК-23-250.

Всего в 1974-1989 годах изготовлен 231 самолёт Як-38 различных модификаций. Самолёт базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 ("Киев", "Минск", "Новороссийск", "Баку"). В случае необходимости для базирования могли использоваться сухогрузы и контейнеровозы со специально оборудованной площадкой 20x20 м на палубе. Весной 1980 года 4 Як-38 в рамках операции "Ромб" принимали участие в боевых действиях в Афганистане. В целом самолёт оказался неудачным, интерес военных моряков к Як-38 был недолгим. Самолет обладал слабой тяговооружённостью, в южных широтах при высокой температуре и влажности он зачастую имел проблемы со взлетом и имел крайне небольшой радиус действия. Як-38 довольно быстро стал лидером советской морской авиации по числу аварий, хотя жертв, благодаря системе автоматического катапультирования, было не много.

Век этого самолёта, в отличии от его западного аналога «СВВП Харриер» оказался короток. С распадом СССР в 1991 году Як-38 вывели в резерв, а на следующий год сняли с вооружения. Невыработавшие свой ресурс самолёты переданы на базу хранения, а позже «утилизированы». Вслед за этим три довольно таки новых корабля пр. 1143 продали за рубеж по цене металлолома.

Спутниковый снимок Google Earth: ТАКР"Киев" превращённый в аттракцион в КНР

"Адмирал Горшков" (бывший "Баку") был продан Индии и проходит модернизацию в Северодвинске

Спутниковый снимок Google Earth: ТАКР" "Адмирал Горшков"в Северодвиске


Учитывая недостатки Як-38, в середине 70-х началось проектирование нового самолета вертикального взлёта и посадки. После корректировки требований военных, самолет, получивший название Як-41М в ходе проектирования был оптимизирован для вертикального взлета и сверхзвукового полета. Он способен выполнять вертикальный взлет с полной нагрузкой. С этой целью предусмотрен форсажный режим работы двигателей. Объединенная триплексная цифровая электродистанционная система управления самолетом и силовой установкой связывает отклонение цельноповоротного стабилизатора с режимом работы подъемных и подъемно-маршевого двигателей. Система управляет отклонением сопел всех трех двигателей. Подъемные двигатели могут работать до высоты 2500 метров при скорости полета не более 550 км/ч.

Запас топлива с использованием подвесных топливных баков может быть увеличен на 1750кг. Предусмотрена возможность установки подвесного конформного топливного бака.В систему отображения информации включены многофункциональный электронный индикатор (дисплей) и индикатор на лобовом стекле кабины.

Прицельный комплекс имеет бортовую вычислительную машину, вокруг которой сгруппированы: бортовая радиолокационная станция М002 (С-41), система управления огнем, нашлемная система целеуказания и лазерно-телевизионная система наведения. Пилотажно-навигационный комплекс позволяет определять координаты местоположения самолета в полете как от наземных (корабельных) радиотехнических систем, так и по спутниковым системам навигации. В комплексе имеются системы дистанционного и траекторного управления самолетом, автономный навигационный вычислитель и др.
Встроенное стрелковое вооружение - высокоэффективная пушка ГШ-301 калибра 30 мм с боекомплектом 120 снарядов различных типов, обеспечивающая поражение воздушных и наземных(надводных) легкобронированных целей.

Максимальная боевая нагрузка Як-41М составляет 260кг и размещается на внешней подвеске на четырех пилонах под крылом.
Варианты вооружения формируются в зависимости от характера поражаемых целей и подразделяются на три основных группы: "воздух-воздух" (УР P-27Р Р-27Т, Р-77, Р-73), "воздух-море" (УР Х-31А) и "воздух-поверхность" (УР Х-25МП,Х-31П.Х-35). Неуправляемое вооружение как ракетное (снаряды С-8 и С-13 в блоках, С-24), так и бомбовое (ФАБ, контейнеры малых грузов - КМ ГУ). В 1985 году был построен первый опытный экземпляр самолета Як-41М.
Первый полет на Як-41М при взлете и посадке"по-самолетному" был выполнен летчиком-испытателем А.А.Синицыным 9 марта 1987 года. Однако в предусмотренный постановлением срок (в 1988 году) представить самолет на государственные испытания не удалось. При корректировке сроков проведения испытаний было изменено обозначение самолета, который стал называться Як-141.

Активная фаза испытаний самолета Як-41М в корабельных условиях началась в сентябре 1991 года. В ходе испытаний, во время выполнения посадки, один экземпляр, самолёта был потерян. К счастью лётчик успешно катапультировался. Самолет Як-141 после прекращения испытаний впервые был публично представлен 6-13 сентября 1992 года на авиасалоне в Фарнборо, а позднее неоднократно демонстрировался на других авиасалонах.



Як-141 имеет следующие преимущества перед Як-38:
• взлет без выруливания на ВПП непосредственно из укрытия по выводной рулежной дорожке с обеспечением массового ввода в бой подразделения Як-141;
• эксплуатация самолета с поврежденных аэродромов;
• рассредоточение самолетов на большом количестве малоразмерных площадок с обеспечением повышенной выживаемости и скрытности базирования;
• сокращение в 4 - 5 раз времени взлета подразделения самолетов Як-141 из положения готовности 1 по сравнению с подразделением обычного взлета;
• сосредоточение группировки истребительной авиации для перехвата воздушных целей на угрожаемых направлениях вне зависимости от наличия там развитой аэродромной сети;
• ведение ближнего маневренного боя, нанесение ударов по наземным и надводным целям;
• малое время реагирования на вызов сухопутных войск за счет небольшого подлетного времени и одновременного взлета большого количества самолетов с рассредоточенных площадок, находящихся вблизи линии фронта; базирование как на авианесущих кораблях ВМФ, так и на судах морского флота, не имеющих развитой полетной палубы, а также на ограниченных взлетно-посадочных площадках и участках автодорог.

В связи с распадом СССР, этот опередивший своё время самолёт, так не был запущен в серийное производство.

На базе проекта 1143 в начале 80-х, в СССР было начато строительство авианесущего крейсера, с самолётами горизонтального взлёта и посадки. Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР — «Рига» проекта 11435, был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года.

От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в «Леонида Брежнева». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву. 11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту.1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. 4 октября 1990 года переименован в очередной раз (5-й) и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Введен в эксплуатацию20 января 1991 года.

Палубная авиация. Часть 2-я, СССР/Россия


По проекту на корабле должно было базироваться: 50 самолётов и вертолётов 26 МиГ-29К или Су-27К, 4 Ка-27РЛД, 18 Ка-27 или Ка-29, 2 Ка-27ПС. Фактически: 10 Су-33, 2 Су-25УТГ.

Истребитель Су-33, согласно постановлению от 18 апреля 1984 года, должен был быть разработан на основе тяжелого истребителя четвёртого поколения Су-27, который к тому времени уже прошёл испытания и был запущен в серийное производство. Су-33 должен был сохранить все достоинства и конструктивно-компоновочные решения базового истребителя Су-27.

Серийное производство Су-33 началось в 1989 году на КнААПО. В связи с распадом СССР и последующим экономическим кризисом серийное производство палубных истребителей Су-33, можно сказать, не состоялось — всего было построено 26 серийных истребителей.



Истребитель Су-33 создан по нормальной аэродинамической схеме с применением переднего горизонтального оперения и имеет интегральную компоновку. Трапецевидное крыло, имеющее развитые наплывы и плавно сопрягающееся с фюзеляжем, образует единый несущий корпус. двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажными камерами находятся в разнесенных мотогондолах, что снижает их взаимное влияние. Воздухозаборники двигателей размещены под центропланом. Переднее горизонтальное оперение установлено в наплывах крыла и увеличивает как маневренные характеристики самолёта, так и подъёмную силу планера, что очень важно для палубного истребителя. Силовая установка самолета состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей с форсажными камерами АЛ-31Ф. Вооружение самолета подразделяется на стрелково-пушечное и ракетное. Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой калибра 30 мм типа ГШ-301, установленной в наплыве правой половины крыла, с боекомплектом 150 патронов. На самолете может быть подвешено до 8 управляемых ракет"воздух-воздух" средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р) или тепловыми (Р-27Т) головками самонаведения, а также их модификации с увеличенной дальностью полета (Р-27ЭР, Р-27ЭТ) и до 6 управляемых ракет ближнего маневренного боя с тепловыми головками самонаведения типа Р-73. Типовой вариант вооружения самолета состоит из 8 ракет Р-27Э и 4 ракет Р-73.

Лётные характеристики
Максимальная скорость: на высоте: 2300 км/ч (2,17 М) у земли: 1300 км/ч (1,09 М)
Посадочная скорость: 235—250 км/ч
Дальность полета: у земли: 1000 км на высоте: 3000 км
Продолжительность патрулирования на удалении 250 км: 2 ч.
Практический потолок: 17000 м
Нагрузка на крыло: при нормальной взлётной массе; с
частичной заправкой: 383 кг/м²
с полной заправкой: 441 кг/м² при максимальной взлётной
массе: 486 кг/м²
Тяговооружённость на форсаже:
при нормальной взлётной массе: с частичной заправкой: 0,96;с
полной заправкой: 0,84
при максимальной взлётной массе: 0,76
Длина разбега: 105м. (с трамплином) Длина пробега: 90 м (с аэрофинишёром)
Максимальная эксплуатационная перегрузка: 8,5 g

МиГ-29К был разработан для комплектования смешанной группы корабельной авиации. В группе палубной авиации для 29-ки отводилась роль многофункциональной машины (аналогично американскому F/A-18): как штурмовика, так и самолёта завоевания превосходства в воздухе на небольших дистанциях, также предполагалось использовать истребитель в роли разведчика.

Разработка концепции самолёта началась с 1978 года, а непосредственное проектирование машины началось в 1984 году. От «сухопутного» МиГ-29 отличался комплексом оборудования, необходимого для базирования на корабле, усиленным шасси и складным крылом.

Посадку на палубу авианесущего крейсера и первый взлёт с него МиГ-29К совершил 1 ноября 1989 года под управлением Токтара Аубакирова. Из-за экономических трудностей проект МиГ-29К был закрыт, однако его в инициативном порядке за свои деньги продвигало КБ. Сейчас эта машина оборудована аналогично МиГ-29М2 (МиГ-35). По сравнению с первоначальным вариантом, улучшена механизация крыла для улучшения взлётно-посадочных характеристик, увеличен запас топлива, установлена система дозаправки в воздухе, увеличена масса вооружения, снижена заметность самолёта в радиолокационном диапазоне, на самолёте установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция "Жук-МЭ", двигатели РД-33МК, новая ЭДСУ с четырёхкратным резервированием, БРЭО стандарта MIL-STD-1553B с открытой архитектурой.



МиГ-29К могут базироваться на авианесущих кораблях способных принимать самолёты массой свыше 20 тонн, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером, а также на наземных аэродромах. Самолеты вооружены управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя; противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35; противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей.

Максимальная скорость: на высоте: 2300 км/ч (М=2,17);у земли: 1400 км/ч(М=1,17)
Перегоночная дальность: на большой высоте: без ПТБ: 2000 км;с 3 ПТБ: 3000 км
с 5 ПТБ и одной дозаправкой: 6500 км
Боевой радиус: Без ПТБ: 850 км . С 1 ПТБ: 1050 км . С 3 ПТБ: 1300 км
Практический потолок: 17500 м
Скороподъёмность: 18000 м/мин
Длина разбега: 110—195 м (с трамплином)
Длина пробега: 90—150 м (с аэрофинишером)
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8,5 g
Нагрузка на крыло: при нормальной взлётной массе: 423 кг/м²
при максимальной взлётной массе: 533 кг/м²
Тяговооружённость: при максимальной взлётной массе: 0,84.
при нормальной взлётной массе: 1,06 с 3000л
топлива(2300кг) и 4хР-77.
Вооружение: Пушечное: 30-мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 патронов
Боевая нагрузка: 4500 кг. Точки подвески: 8.
Современные МиГи палубного базирования представляют собой многофункциональные всепогодные машины поколения «4++». В их задачу входит противовоздушная и противокорабельная оборона соединения кораблей, нанесение ударов по наземным объектам противника. Принято решение о замене выработавших свой ресурс Су-33, на МиГ-29К модификации 9-41. Так же ими будет вооружено авиакрыло на бывшем "Адмирал Горшков". Который прошел модернизацию и переоборудование в Северодвинске для ВМС Индии, где получил название «Викрамадитья».

В качестве учебно-тренировочного, для сбережения ресурса боевых машин на «Кузнецове» используется пара Су-25УТГ- на базе учебно-боевого двухместного штурмовика Су-25УБ.



Отличается от него отсутствием прицельного оборудования, блоков системы управления оружием, пушечной установки с пушкой, балочных держателей и пилонов, бронеэкранов двигателей, радиостанции связи с сухопутными войсками, блоков и элементов системы обороны.

После прекращения программы палубных самолётов ДРЛО Як-44 и Ан-71, для обеспечения радиолокационного дозора и разведки был принят вертолёт Ка-31.

Разработку вертолета Ка-31 ОКБ Камова начало в 1985 году. За основу был взят планер и силовая установка вертолета Ка-29. Первый полет Ка-31 состоялся в 1987 году. Вертолет принят на вооружение ВМФ России в 1995 году. Серийное производство налажено на вертолетном заводе в г. Кумертау (КумАПП). Планируется, что с 2013 года Ка-31 начнут поступать на вооружение Северного флота ВМФ РФ.

Основным элементом конструкции является РЛС с вращающейся антенной длиной 5.75 м и площадью 6м2. Антенна установлена под фюзеляжем и прилегает к его нижней части в сложенном положении. При работе антенна открывается на 90° вниз, при этом опоры шасси прижимаются к фюзеляжу, чтобы не мешать вращению антенны. Время полного оборота антенны 10 сек. РЛС обеспечивает одновременное обнаружение и сопровождение до 20 целей. Дальность обнаружения составляет: для самолетов 100—150 км, для надводных кораблей 250—285 км. Продолжительность патрулирования 2.5ч при полете на высоте 3500 м.

Ка-27 — корабельный многоцелевой вертолёт. На основе базовой многоцелевой машины были разработаны две основные модификации для ВМФ — противолодочный вертолёт Ка-27 и поисково-спасательный Ка-27ПС.



Ка-27 (по классификации НАТО — «Хеликс-А») предназначен для обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных лодок, следующих на глубине до 500 м на скоростях до 75 км/ч в районах поиска, удалённых от корабля базирования до 200 км при волнении моря до 5 баллов днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Вертолёт может обеспечивать выполнение тактических задач как одиночно, так и в составе группы
и во взаимодействии с кораблями во всех географических широтах.

Серийное производство было начато в 1977 году на вертолётном заводе в г. Кумертау. По разным причинам испытания и доводка вертолёта растянулись на 9 лет, и на вооружение вертолёт принят 14 апреля 1981 года.

Для уничтожения подводных лодок могут применяются противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и авиабомбы массой по до 250 кг.
На кассетном держателе КД-2-323, установленном на правом борту фюзеляжа, подвешиваются ориентирные морские бомбы ОМАБ, дневные или ночные.
Морской спасательный вертолёт Ка-27ПС предназначен для спасения или оказания помощи экипажам морских и воздушных судов, терпящих бедствие, модификация «ПС» является самой востребованной по простой причине —вертолёт преимущественно используется в качестве транспортного средства на кораблях и береговых базах.
В настоящее время Ка-27 продолжает нести службу на ТАКР «Адмирал Кузнецов». По одному вертолёту имеют на вооружении эсминцы, по два большие противолодочные корабли (БПК проекта 1155), по два — (ракетные крейсера проекта 1144).

Ка-29 , (по классификации НАТО: Helix-B,- англ. Спираль-Б) — корабельный транспортно-боевой вертолёт, дальнейшее развитие вертолёта Ка-27.



Вертолёт Ка-29 производится в двух основных вариантах: транспортном и боевом, и предназначен для десантирования с кораблей подразделений морской пехоты, перевозки грузов, военной техники в подвешенном состоянии, а также огневой поддержки морской пехоты, уничтожения живой силы, техники и береговых укреплений противника. Может быть использован для медицинской эвакуации, переброски личного состава, грузов с плавбаз и судов снабжения на боевые корабли. Вертолёты Ка-29 базировались на десантных кораблях проекта 1174. В транспортном варианте вертолёт способен взять на борт 16 десантников с личным оружием, или 10 раненых, включая четырёх на носилках, или до 2000 кг груза в транспортной кабине, или до 4000 кг груза на внешней подвеске. На вертолёте может быть установлена лебёдка грузоподъёмностью до 300 кг.

Вооружение: Подвижная пулемётная установка 9A622 калибра 7,62 мм с боезапасом 1800 патронов или 30-мм. пушка,6-- ПТУР «Штурм».

В дальнейшем с поступлением на вооружение универсальных десантных кораблей типа «Мистраль» планируется базирование на них вертолётов отечественного производства. В том числе и ударных Ка-52К.



Корабельная модификация машины, которая получила название Ка-52К, должна быть собрана, проверена и протестирована к середине 2014 года. Как раз к тому времени на ТОФ прибудут первые экземпляры«Мистралей». Планируется, что на каждый«Мистраль» будет оснащен 8 вертолетами Ка-52К и 8 боевыми машинами Ка-29 .

Источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Военно-Морской_Флот_Российской_Федерации
http://www.navy.su/navyavia-osn.htm
ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F3-33
http://www.arms.ru/air/su33.htm
http://nvo.ng.ru/concepts/2007-08-10/4_power.html
http://www.airwar.ru/enc/sh/ka27.html
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    23 апреля 2013 08:46
    Фотография USS Nimitz (CVN-68) не уместна в статье.
    1. +15
      23 апреля 2013 09:20
      Вы целиком и полностью правы, по запарке, загрузил не то фото.
      Должно быть это:
      1. +6
        23 апреля 2013 09:30
        Во это то что нужно.
    2. Борат
      +2
      23 апреля 2013 09:22
      И вызывает сомнения максимальная боевая нагрузка Як-141 в 260(!!!)кг.
      1. +2
        23 апреля 2013 09:30
        Масса максимальная взлётная (кг) 21500, максимальная взлетная масса при разбеге 120 м 19500,при вертикальном взлете 15800,сухой вес 11650. Полезная нагpузка при укороченном взлете 2600.
    3. +2
      23 апреля 2013 09:34
      «Варяг» должны были передать флоту в 1993 году, а следующий – атомный авианосец «Ульяновск» – в 1996-м. Черноморский завод готовился к резке металла для второго атомного авианосца проекта 11437 (заказа 108, пока еще без наименования), который должны были заложить сразу после спуска «Ульяновска» в 1992 году. Таким образом, если бы были выполнены намечавшиеся планы строительства авианосцев с периодичностью сдачи флоту одного корабля каждые три года, то к 2010-му могли быть построены и переданы ВМФ ТАКР «Варяг» и пять атомных авианосцев типа «Ульяновск». И еще три находились бы в постройке.


      Сейчас истребитель МиГ-29К возрожден для индийского авианосца «Викрамадитья». Безусловно, и Як-141 будет востребован в случае возрождения российского авианосного флота, в частности он мог бы быть использован уже в ближайшей перспективе на вертолетоносцах типа «Мистраль».


      http://pmhistory.net/archives/1894

      А ведь, действительно Як-141 надо бы возродить, тогда можно и пару "эскортных" авианосцев из гражданских быстро склепать.
      1. +1
        24 апреля 2013 09:27
        Или на базе Як-141 сделать более современный, с новыми технологиями самолет вертикального взлета для палубного базирования. good
  2. -5
    23 апреля 2013 08:58
    Нужно Як-141 модернизировать до сегодняшнего дня и в серию. И корабли под него строить.
    1. Борат
      +3
      23 апреля 2013 09:28
      Цитата: Canep
      Нужно Як-141 модернизировать до сегодняшнего дня и в серию. И корабли под него строить.

      Ответьте на три вопроса:
      -где взять деньги
      -где взять научно-техническую и производственную базу для такого проекта
      -нафига??!
      1. +2
        24 апреля 2013 03:24
        Цитата: Борат
        Ответьте на три вопроса:

        Пожалуйста! hi
        Цитата: Борат
        -где взять деньги

        В бюджете который не будут разворовывать
        Цитата: Борат
        -где взять научно-техническую и производственную базу для такого проекта

        Научную -в заделах оставленных СССР и готовых к дальнейшему развитию Производственную -деньги от продажи ресурсов пустить на модернизацию имеющихся предприятий и создание новых для развития отрасли и создания рабочих мест и инфраструктуры
        Цитата: Борат
        -нафига??!

        Да что бы БЫЛО! Твою дивизию am
        1. 0
          24 апреля 2013 13:33
          Да что бы БЫЛО! Твою дивизию
          --
          Вот "что бы было" - не надо.
          1. Kassandra
            0
            8 января 2015 18:48
            а что надо? ... "чтобы не было"?
        2. Борат
          0
          26 апреля 2013 07:57
          Цитата: Ruslan67
          В бюджете который не будут разворовывать

          Что за наивность?!! Столько сотен лет воровали, а тут вдруг перестанут! Вариант ответа отпадает.
          Цитата: Ruslan67
          Научную -в заделах оставленных СССР

          Сколько можно кормиться трупом Союза? Задел, созданный два десятка лет назад для разработки нового оружия (ещё один-два десятка)- что получим на выходе?

          Цитата: Ruslan67
          Да что бы БЫЛО! Твою дивизию

          Возникает сомнение в необходимости данного комплекса вооружения для Российской армии. Тем более, что его претворение в жизнь ударит по другим, гораздо более важным проектам.
          "Да что бы БЫЛО!..." Однако... Всё-таки Ваша инфантильность поражает...
      2. 0
        26 апреля 2013 11:14
        Цитата: Борат
        -где взять научно-техническую и производственную базу для такого проекта

        Думаю тов. Белоев или как там его строителя сочинской олимпиады зовут, за свою шкуру заплатит.
    2. +7
      23 апреля 2013 10:00
      Цитата: Canep
      Нужно Як-141 модернизировать до сегодняшнего дня и в серию. И корабли под него строить.

      Вы определитесь то вы рьяно доказываете что нафиг нужны эти авианосцы а теперь хотите строить авианосец ? Где вы правду говорите или правда для Вас где ставят + ?
      1. -2
        23 апреля 2013 20:26
        Если вы следили за дискуссией по авианосцам, то могли заметить что мой первый комментарий касался стоимости ударных авианосцев, а не самих авианосцев, перечитайте комментарии. Этот самолет может использоваться на небольших кораблях. Им не нужна палуба длиной 400 метров. Эти самолеты можно использовать и в сухопутных войсках. Сверхзвуковых самолетов вертикального взлета ни у кого нет на вооружении. F-35 скорее всего до серийного производства не дойдет, 500 миллиардов потрачены на программу F-35, сколько еще потратят неизвестно. Если закажут 1000 машин то только цена разработки в каждой машине составит 500 миллионов. Это в десять раз больше разумной цены самого самолета. Я против необоснованной гигантомании как в цене так и в размерах.
        1. +2
          24 апреля 2013 15:54
          Цитата: Canep
          F-35 скорее всего до серийного производства не дойдет, 500 миллиардов потрачены на программу F-35

          Ну я знал что у Вас тяжко с головой но не настолько
          Суммарные инвестиции США в программу разработки и закупки 2457 истребителей.
          F-35 до 2037 г. составят почти 400 млрд долларов
          Подробнее: http://vpk-news.ru/news/14921

          И России о таком не серийном количестве только мечтать
          Единиц произведено 64 на апрель 2013 года
          (28 F-35A, 30 F-35B, 6 F-35C)
    3. 0
      14 октября 2013 22:09
      И в самом деле - нужно!Нельзя упускать момент
  3. avt
    +6
    23 апреля 2013 09:21
    Цитата: Canep
    Нужно Як-141 модернизировать до сегодняшнего дня и в серию.

    request Вы полагаете это вот так просто - взял старые чертежи и модернизировал ? Даже янкесы купив и имея огромный потенциал кадровый и промышленный не могут довести до ума машину . Чего вы хотите от яковлевцев ? Там реально уже нет людей которые занимались темой и учеников тоже . Ну и что собственно модернизировать ? Машину и движки прошлого века ,заранее планируя отставание ? Это не Миг-31 .Нужно принципиально новое решение ,но вот опять вопрос .Кто делать будет и на какие деньги ?
    1. -1
      23 апреля 2013 20:42
      Цитата: avt
      Машину и движки прошлого века ,заранее планируя отставание

      Про какое отставание вы говорите, сверхзвукового самолета вертикального взлета нет ни у одной армии. Я же писал - "модернизировать до сегодняшнего дня", т.е. электронику, материалы, вооружение поставить современные. Двигатели можно улучшить со временем. Но работать в этом направлении нужно. Здесь догонять не надо, главное не отстать.
      1. Conepatus
        0
        23 апреля 2013 21:29
        На дозвуке,Як-141 ничем не примечательный самолет.На сверхзвуке,его радиус действия будет не больше 300-400км.И это хотя бы при коротком разбеге.При вертикальном взлете,радиус действия будет еще меньше.Зачем нужен самолет,который в перспективе сможет охранять только свой аэродром?Может лучше для начала пустить ресурсы на доводку Т-50,а уже потом,по мере роста могущества и амбиций державы,реанимировать наиболее перспективные проекты и направления?
        1. 0
          24 апреля 2013 04:11
          Цитата: Conepatus
          Может лучше для начала пустить ресурсы на доводку Т-50

          На Т-50 денег достаточно выделяется ни кто не жалуется. Если дать в 10 раз больше дело быстрее не пойдет, а воровать будут в 10 раз больше.
          Цитата: Conepatus
          а уже потом, по мере роста могущества и амбиций державы,реанимировать наиболее перспективные проекты и направления?

          Потом с нуля начинать придется. Если сейчас по Як-141 еще есть кто-то в "теме", то потом все помереть могут.
        2. 0
          26 апреля 2013 11:18
          Сверхзвук не панацея , без нормальных летных ТТХ и БРЭО нефига делать сверхзвуковую копию як-38, практический смысл только в том что у нас таких самолетов нет , но у нас огромная страна и от миг-29 больше пользы.
          Но думаю что подобный проект в качестве тех-отработки не помешал бы, американцы же не станут делится с нами технологиями.
          1. Kassandra
            0
            8 января 2015 18:52
            yes как от МиГ-29 может быть больше пользы если ему нужен аэродром или большой корабль, а его боевой радиус даже меньше чем у Як-141?
  4. +2
    23 апреля 2013 10:41
    Як-141 довольно таки интересный самолет. Помимо взлета с палубы он может взлетать с площадки 20 на 20 метров. А это разрушенный аэродром. Аэродром (площадка) подскока рядом с линией фронта. Самолет многоцелевой. Возможно его использовать в качестве легкого бомбардировщика. Американцы глядя на Як-141 и изучив полученную по нему документацию, сейчас делают Ф-35.
  5. +5
    23 апреля 2013 11:16
    Посадку на палубу авианесущего крейсера и первый взлёт с него МиГ-29К совершил 1 ноября 1989 года под управлением Токтара Аубакирова.


    Токта́р Онгарба́евич Аубаки́ров (каз. Тоқтар Оңғарбайұлы Әубәкіров; род. 27 июля 1946, Каркаралинский район, Карагандинская область, Казахская ССР) — 256-й космонавт мира, 72-й (и последний) космонавт СССР.

    Первый космонавт казахской национальности. Депутат Верховного Совета Казахстана XII созыва. Депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан . Генерал-майор ВВС Казахстана.

    Страна была одна, защищать ее готовы были все. Слава Всевышнему, потихоньку всё возрождаем.
  6. Avenger711
    0
    23 апреля 2013 13:12
    На Ка-52 это ПТУРы в измененной пдвеске или бомбы на балочном держателе?
    1. 0
      23 апреля 2013 13:32
      Похоже это ПТУРы
  7. МУЖИчоК
    0
    23 апреля 2013 13:58
    Самолётик жалко.......
  8. 0
    23 апреля 2013 14:43
    Ну документацию по Як-141 "передавали" Локхеду теперь надо у них вежливо попросить все наработки по лайтнингу 2 ибо как таковой Як уже устарел, но компановка и схема вполне работоспособны.

    А с другой стороны нам пока явно не до авианосного флота и авиации потому как у нас ВВС в довольно плачевном состоянии пусть лучше туда все деньги уйдут.
    1. +1
      24 апреля 2013 09:32
      Ничего просить не надо! Конструкторы остались, надо создавать новый, более технологически современный самолет вертикального взлета, который должен быть лучше Як-141
      1. Kassandra
        0
        8 января 2015 18:58
        конструкторов - убили почти всех... завод - разрушили. если ты не знал
  9. +1
    23 апреля 2013 14:47
    Как можно предлагать строить корабли под конкретный самолет? А вообще судьба Як-141 печальна, но вертикалка для ВМФ сегодня - не самая необходимая вещь.
  10. 0
    23 апреля 2013 16:59
    Цитата: Сторож
    Как можно предлагать строить корабли под конкретный самолет? А вообще судьба Як-141 печальна, но вертикалка для ВМФ сегодня - не самая необходимая вещь.
    Это как еще посмотреть.У нас только один авианосец,а самолеты для прикрытия флота необходимы.Вертикалками можно вооружить и небоевые суда,в случае необходимости.Без авиации эскадра не будет представлять целостную боевую единицу.
  11. 0
    23 апреля 2013 17:22
    "Тает под крылом морская гладь , от воды туманы отрывая , и , прибавив мне седую прядь , от меня корабль укрывает - знаю где-то , в море , полоса , у нее стальные есть троса , у нее крутой и резкий нрав , там решится прав ты иль неправ ..." Песня летчиков корабельной авиации России
  12. spanchbob
    -4
    23 апреля 2013 20:35
    Нет фото ЯК-36,а ЯК-38 - это попытка скопировать ХАРРИЕР. При этом кроме своего веса ЯК-38 ничего и не мог поднять( 3 двигателя!!!) , и от него и отказались. Но и ЯК- 141 с его "грузоподьемностью"( 3 двигателя!!!) военным не нужен был. Америкосы купили его проект , но ничего полезного для себя, таки не нашли.
    1. +2
      23 апреля 2013 22:15
      Як-38 имел характеристики на 18% худшие чем соответствующие по времени модификации "Хариера",а стоил в 6 раз дешевле.Использовал совершенно иную схему поддержания в режиме ВВП(гораздо более надежную)и копией "харька" не как не может считаться.141 машина и корабли были очень нужны флоту,у страны денег не было.Кстати проэкт ПАК ФА начинался с анализа Як-141 как наиболее соответствующего требованиям 5го поколения.Но проанализировав поняли,что демократия пуповинку то перерезала.Амеры купили лицензию на двигатель и систему газодинамической стабилизации.Дело в том,что у этого мотора не просто сопло поворачивалось.Сам двигатель изгибался в районе диафрагмы турбины.Вот этот двигатель(доработанный конечно,под механический отбор мощности)и стоит на Ф-35.
      1. spanchbob
        -7
        23 апреля 2013 22:32
        Посмотрите на харриер и на ЯК-38- одно лицо , только первый короче. Вопрос : на ф35 установили все три двигателя от141 или один вытянул? Не деньги , а отсутствие стоящего двигателя причина отказа от 141. И откуда эти сказки про заимствования у ф35 от ЯК141? .
        1. +3
          23 апреля 2013 23:18
          занятно что вы можете по беглому взгляду определить кто чьей копией является,видимо для вас построитьсамолет просто рисунок как у них набрасать и вуаля!!!! Вы наверное будете утверждать что причиной отказа от ,,скажем МиГ-29М , МиГ-31М ,были не удовлетворительные ттх ,а не развал Союза и вакханалия Ельцина , верно? Вот ненадо заменять отсутсвие финансирования и планомерный развал понятием "неустроил" военных ,як-38 устроил ,а вот при выборее як-141 они стали более разборчивыми????
          1. spanchbob
            -2
            24 апреля 2013 20:43
            ЯК 38 тем более не был принят т.к.кроме собственного веса больше ни грамма не поднимал.И что мешает сейчас построить или продолжить продолжить нароботки?
        2. +1
          23 апреля 2013 23:31
          Цитата: spanchbob
          1. И откуда эти сказки про заимствования у ф35 от ЯК141? .

          Что бы вы понимали, поедатель машмулы, шли бы вы в школу, начальную.
          1. spanchbob
            -1
            24 апреля 2013 20:47
            1- вопрос , что такое машмула?
            2 - не зная кто я , вы посылаете меня учиться.
            3-Когда человвк не знает , что ответить - он начинает злиться
        3. LINX
          0
          24 апреля 2013 02:54
          26 сентября 91-го Синицын впервые посадил Як-141 на палубу тяжелого авианесущегго крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков», стоявшего на рейде Североморска. Следом вторую такую же машину на корабль посадил летчик-испытатель Якимов. Через четыре дня - первый взлет с «Горшкова». А через неделю, 5 октября, случилось несчастье. При посадке на палубу самолет Якимова снизился слишком быстро. Ошибся летчик, а руководитель полетов недоглядел за его действиями. От удара о палубу стойки шасси пробили топливные баки. Як разрушился и сгорел, пилот катапультировался и из Баренцева моря его подобрал спасательный катер.

          Кроме военных, в Москве это никого, кажется, всерьез не заинтересовало. Именно в те дни Борис Ельцин ожесточенно грызся с Михаилом Горбачевым за Кремль. До катастрофы ли тут на испытаниях нового самолета? И опередившую свое время программу втихую закрыли.

          Всего на Саратовском авиазаводе к тому времени успели изготовить четыре Як-141. Два нынче догнивают в московских музеях. А про два других в суматохе политических перемен попросту забыли. Где они, в чьих оказались руках – не знает, похоже, никто. Или не говорит. Но на определенные размышления наводит тот факт, что в американской фирме «Локхид Мартин» и не скрывают: в компоновке их F-35 действительно многое до мелочей подозрительно схоже с забытым советским Яком. Особенно - схемы двигательной установки, а также отклонения сопла подъемно-маршевого двигателя. Правда, американцы не видят в этом ничего противозаконного. Причина, по их утверждениям, в тесном сотрудничестве с фирмой «Яковлев», установившемся тотчас после развала СССР.

          По этой теме подробнее
          http://topwar.ru/21918-yak-141-prervannyy-polet.html
          http://topwar.ru/26646-gonki-po-vertikali-f-35-naslednik-yak-141.html

          в ф35 только один двигатель и он далек от двигателя 141, но систему стабилизации и управления слямзили.

          Кстати практическая дальность использования ф35в - 1450 км.,
          а 141 с его (как Вы писали выше):
          Цитата: spanchbob
          Но и ЯК- 141 с его "грузоподьемностью"( 3 двигателя!!!) военным не нужен был.


          2100 км.
          1. +3
            24 апреля 2013 06:57
            Вот вы приводите описание катастрофы Як-141 на ГСИ и после этого утверждаете, что конструкторы с Локхида позаимствовали "систему стабилизации и управления" которая стала причиной этой катастрофы. Зачем Локхиду нужна была нерабочая "система стабилизации и управления" Як-141 когда в разработке Лайтнинг2 участвовала BAE Systems успешно отработавшая на Хариере аналогичную систему? Откуда такие сведения?
            1. Kassandra
              0
              8 января 2015 19:04
              катастрофа, это - когда погибли люди, а так - летнойе происшествие

              оно было не из-за системы, а из-за ошибки пилотирования - в кабине при посадке на палубу сидел новый летчик который не налетал положенных часов даже на суше.

              система стояла такая же отработанная как на Як-38. точнее - та же.

              на харриере никакой аналогичной системы нет, он простой как пробка, построен вокруг всего одного турбовентиляторного двигателя. даже проще чем Як-36...

              днем рождения палубной авиации кстати приниято считать полеты Як-36 с борта москвы и Ленинграда в черном море и потом в средиземноморте, когда жирно оттроллили американцев, зависая над их кораблями... после чего они знатно обгадились (сначала думали что упадет) и побежали воровать харриер у англичан.
  13. +2
    24 апреля 2013 11:12
    Цитата: spanchbob
    Посмотрите на харриер и на ЯК-38- одно лицо ,

    Ну судя по этому посту парень в ТЕМЕ,причём конкретно.У Яка и Харриера одно общее-СВВП,или самолёт вертикального(укороченного)взлёта-посадки.И всё.
    Да и судя по прочим постам тут и другие "знатоки" имеються.Прежде чем ахинею в коментах писать вы бы хоть изначально поднакопили не много знаний по теме,а то иной раз не знаешь толи смеяться от коментов таких знатоков,толи вообще комменты не смотреть...
  14. +2
    24 апреля 2013 13:38
    Мнение дилетанта. А зачем СВВП вообще нужны? Не проще иметь нормальный авианосец и нормальные самолеты? Без всяких выкрутасов с вертикальным взлетом?
    1. Kassandra
      0
      8 января 2015 19:08
      не проще... и вообще они садиться вертикально должны feel
  15. smershspy
    +5
    13 мая 2013 15:13
    Устал! Когда же военные бонсы начнут не болтать а делать и строить для армии достойные самолеты, корабли, авианосцы, танки....Когда нашу армию начнут уважать!
  16. Kassandra
    0
    20 марта 2015 03:49
    век Як-38 был в 20 лет
    операция "Ромб" в Афганистане была удачной - яки из-за своего передового базирования и высокой скорости, по вызову оказывались над полем боя раньше как вертолетов так и сверхзвуковой аэродромной авиации.
    итерес у военных к Як-38 пропал потому что появился Як-41, который был гораздо лучше него.