Обнаружились проблемы с ураноперерабатывающим комплексом в США

7 280 57
Обнаружились проблемы с ураноперерабатывающим комплексом в США

Строительство нового ураноперерабатывающего комплекса для нужд ядерного вооружения США отстает от графика на несколько лет и превышает изначальный бюджет на миллиарды долларов.

Возникшие проблемы вынуждают Национальное управление по ядерной безопасности США (NNSA) продолжать эксплуатацию устаревших, построенных десятки лет назад объектов, что вызывает серьёзные опасения в области безопасности.



Официально строительство нового объекта началось ещё в 2004 году. Предполагалось, что он объединит функции переработки урана и производства компонентов в одном современном комплексе. В основу проекта было заложено:

— снижение стоимости переработки высокообогащённого урана;
— использование современных технологий и оборудования;
— повышение уровня защиты работников и окружающей среды.

Как сообщило Управление государственной отчетности (GAO - американский аналог нашей Счётной палаты), которое занимается контролем над расходованием государственных средств и работой федеральных органов, новая инфраструктура должна позволить персоналу работать без использования индивидуальных защитных костюмов, что станет значительным шагом вперёд по сравнению с текущей практикой.

В марте 2018 года NNSA оценивало завершение строительства к 2026 году при бюджете в 6,5 миллиарда долларов. Однако сроки и затраты значительно изменились:

— срок ввода в эксплуатацию теперь перенесён на 2034 год — фактически весь проект может занять 30 лет;
— общая стоимость строительства оценивается в 10,35 миллиарда долларов, то есть на около 4 миллиардов долларов выше первоначальных расчётов.

В отчете указывается, что NNSA называет в числе причин:

— неудовлетворительную работу подрядчиков (оказывается, такое бывает и в США);
— несвоевременные уведомления о перерасходах (оказывается и такое бывает в США);
— кадровые проблемы (да неужели...).

До тех пор, пока новая установка не будет введена в эксплуатацию, NNSA продолжит использовать старую ураноперерабатывающую инфраструктуру — в частности, здание 9212, введённое в строй ещё в 1945 году.

Однако, как подчёркивает GAO, у NNSA нет всеобъемлющего плана, как безопасно эксплуатировать этот объект в условиях задержек строительства нового.

Здание 9212 было построено до введения современных норм ядерной и строительной безопасности. По словам некоторых сотрудников NNSA, использование старой инфраструктуры сопряжено с нарастающими рисками: она не отвечает требованиям по устойчивости к землетрясениям и экстремальным погодным явлениям (высокие ветровые нагрузки, штормы и пр.).

GAO приводит фотографии с признаками износа и коррозии на трубопроводах, стенах и крыше. С 2020 года ряд работ по ремонту комплекса 9212 был отложен. Представители Y-12 объясняют это:

— недостатком финансирования;
— приоритетом других бюджетных программ;
— тем, что ранее ожидалось выведение объекта из эксплуатации до 2025 года.


GAO подчёркивает, что отсутствие чёткого плана вызывает обеспокоенность относительно возможности безопасной эксплуатации здания 9212 в ближайшие годы.

Операции на объекте могут быть ограничены или полностью приостановлены, если выйдет из строя один из ключевых компонентов, обеспечивающих безопасную работу:

— система вентиляции и кондиционирования;
— система противопожарной безопасности;
— литейное оборудование;
— система предупреждения критических аварий (отслеживает радиационный уровень).

Также опасность представляют возможные природные или техногенные происшествия — электрические сбои, пожары, наводнения, сейсмическая активность или штормовой ветер.

Уже произошло несколько инцидентов, включая:
— утечку урана из-за отказа насоса;
— выход из строя противопожарных систем.
— Они привели к временным приостановкам работы комплекса.

Если комплекс не будет введен в срок и с должным качеством, риски для безопасности США и всего мира будут только расти. А пока что складывается впечатление, что бюджетные миллиарды растворяются в проблемах и бюрократических проволочках.
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    30 сентября 2025 10:47
    Э вона как,и сроки в право и бюджет постройки изрядно потяжелел,ай ай ай. Зато как хорошо и громко все начиналось,сколько пафоса то было.
  2. +2
    30 сентября 2025 10:52
    Обагащённый уран нужен США ещё вчера.Правильно всё таки некоторые грамотные аналитики уранового рынка оценивали возможности США - " Хьюстон у нас проблемы!" Реализация, уранового проекта 15- 20 лет.К 2050 г удвоение мощностей АЭС накрываются медным тазом .Где брать элэнегрию на ИИ.
    У КНР с этим проблем нет .
    1. +3
      30 сентября 2025 10:55
      tralflot1832 hi ,так у США окромя этой ещё пара глобальных проблем в экономике и обществе,а вот Китай пока чешет вперёд и не оглядывается.
    2. +1
      30 сентября 2025 11:49
      а оно кому то нужно на ии?))))))))))))))
  3. +5
    30 сентября 2025 10:53
    В каждой стране есть свой космодром Восточный и олимпийские объекты laughing
    1. +3
      30 сентября 2025 10:56
      ...а, самое главное, в каждой стране найдётся свой "тимурка иванов"... laughing
      как там не подогреть себя на таком заказе то?
    2. +3
      30 сентября 2025 11:03
      Зато Максимус Трамп строит Бальный Зал рядом с Белым Домом за 200 млн $ .Уверен - у него всё получится и будет зал похож на один из дворцов Санкт - Петербурга. wassat
      1. 0
        30 сентября 2025 11:05
        С Меланьей что ли танцевать собрался он ? Или зятька с Иванкой будет приглашать? Так этим вроде как теперь под другую музыку отплясывать положено... wassat
        Андрей hi
        1. 0
          30 сентября 2025 11:10
          Nexcom hi ,главное чтоб про бронированные стекла не забыл wink
          1. 0
            30 сентября 2025 11:12
            good Это само собой, Ропот 55, а то ух то ведь на каждого злыдня не напасёшся. laughing
            1. +1
              30 сентября 2025 11:15
              Nexcom, так и злыдни рученки поднабили,и теперь без шансов для цели лупят и уходят как ни в чём не бывало,хорошо бдительные отцы сдают а то так и "заглухарилось" дельце с тельцем.
              1. 0
                30 сентября 2025 11:17
                Ну так то да, Ропот 55. Последний злыдень то конкретно влепил, не промазал.....
                Видимо после первого промаха заказчики сделали выводы и больше не нанимают мазил.

                Вот кстати Вы очень правы - уходят после выстрела пешком как будто пописать ходили....
                1. +1
                  30 сентября 2025 11:18
                  Nexcom,зато спецслужбы выводов вообще никаких не сделали и судя по всему не собираются, по крайней мере в адрес республиканцев.
                  1. 0
                    30 сентября 2025 11:21
                    Так ведь оно завсегда так "странно" происходит со спецурой у амеров - уже второй раз и прощёлкали. А Кеннеди? А Рейгана когда подстрелили - там вообще в упор в него засадили - это ж как надо было близко то подойти с оружием то? такие прокакивания - явно не случайны, ИМХО... Не поверю что там такие лошарики в охране и спецуре....
                    1. +1
                      30 сентября 2025 11:23
                      Nexcom, интересно за кореша Трамп мстю мстить не собирается? Или поймёт и простит???
                      1. 0
                        30 сентября 2025 11:24
                        Доня очень мстительный - про это все пишут. Он уже вовсю чистит и ФБР и ЦРУ и прочих...
                      2. 0
                        30 сентября 2025 11:27
                        Nexcom,ну чистить можно по разному,например выкинуть на улицу и оставить за спиной мстительное стадо с связями навыками и мат.базой да ещё и с демократами во главе,а можно нет человечка нет и проблемы. А то вон у него(Трампа) уже города вольницы объявляют.
                      3. 0
                        30 сентября 2025 11:28
                        Так вот уже пишут что те кто обвинял Доню в связях с Москвой и устроил раша-гейт ему - те уже повылетали ото всюду...Даже не пожалели разведчицу со стажем 20 лет....
                        а города.... ну он навводил туда гвардию. и что? да ничего особенного....
                      4. 0
                        30 сентября 2025 11:29
                        Nexcom, вот он себе проблем и наживает,оставляя за спиной таких недовольных.
                      5. 0
                        30 сентября 2025 11:31
                        да, есть опасность что одними ушами он уже потом может не отделаться....
                    2. 0
                      30 сентября 2025 17:59
                      Цитата: Nexcom
                      Так ведь оно завсегда так "странно" происходит со спецурой у амеров - уже второй раз и прощёлкали.
                      А разве его охраняли? Там рядом гуляла пара полицейских, но не для охраны, а из-за толпы и не более.
        2. +2
          30 сентября 2025 11:20
          Дмитрий hi Бальные танцы это красиво .Явно он завидывал российским балам .
          1. +1
            30 сентября 2025 11:22
            Вне всякого сомнения, Андрей !
    3. +1
      30 сентября 2025 11:19
      Цитата: Canecat
      В каждой стране есть свой космодром Восточный и олимпийские объекты laughing

      Дык... один аэропорт Берлин - Бранденбург имени Вилли Брандта чего стоит. smile
      1. +2
        30 сентября 2025 11:38
        Цитата: Alexey RA
        Цитата: Canecat
        В каждой стране есть свой космодром Восточный и олимпийские объекты laughing

        Дык... один аэропорт Берлин - Бранденбург имени Вилли Брандта чего стоит. smile

        Там да, там эпично даже в мелочах - одолжить lol у другого аэропорта ленту для ограждения препятствий, провести как закупленную( и неважно что на ней другой аэропорт belay написан) и положить в карман 40 000 евро.
        1. 0
          30 сентября 2025 16:07
          Цитата: свой1970
          Там да, там эпично даже в мелочах - одолжить lol у другого аэропорта ленту для ограждения препятствий, провести как закупленную( и неважно что на ней другой аэропорт belay написан) и положить в карман 40 000 евро.

          Мне там больше понравилась ливнёвка с отрицательным уклоном магистральных труб - видимо, для создания идеального болота. smile
          1. 0
            30 сентября 2025 16:15
            Цитата: Alexey RA
            Цитата: свой1970
            Там да, там эпично даже в мелочах - одолжить lol у другого аэропорта ленту для ограждения препятствий, провести как закупленную( и неважно что на ней другой аэропорт belay написан) и положить в карман 40 000 евро.

            Мне там больше понравилась ливнёвка с отрицательным уклоном магистральных труб - видимо, для создания идеального болота. smile

            А первый директор стройки - своим приказом поднявший себе зарплату в 10 раз? belay
            Меня приколол в свое время Ватикан - там ухитрился чиновник за 2 года на коммуналке и озеленении взять почти 3 млн евро откатов.
            Господа кинул на бабки lol lol .....
            Старое:
            "Самый счастливый человек Папа Римский - каждое утро, придя на работу, он видит распятым на кресте своего начальника."
  4. 0
    30 сентября 2025 10:58
    Цитата: Nexcom
    ...а, самое главное, в каждой стране найдётся свой "тимурка иванов"... laughing

    Такие Тимуры с командой как правило и строят, пока Квакины нервно курят в стороне. hi
    1. 0
      30 сентября 2025 11:00
      Canecat hi ,тут скорее такие Тимуры с командой уходят под руководство Квакиных и еже с ними.
    2. 0
      30 сентября 2025 11:01
      Ропот 55 hi да если б строили то... такие вот именно что "строят". а потом - опаньки, давайте ещё десятку лярдов - всё подорожало (материалы, логистика, ГСМ, запчасти, ....) , деньги и кончились (с). laughing
      1. -1
        30 сентября 2025 11:12
        Nexcom,тут не поспоришь,Тимуры и команды худо бедно да построили бы,а вот руководством Квакиных и построек нет и бюджет ушёл.
  5. +2
    30 сентября 2025 11:00
    Вот вообще не понимаю такой экономики. Для Украины 150 ярдов? Да легко и ещё дадут. Для стратегической отросли, со скрипом и задержками, десять не дают годами. Видимо уровень откатов гораздо ниже.
    1. 0
      30 сентября 2025 11:30
      Кому чего дадут --- зависит от администрации. Сколько было у них разных больших аварий, результат приоритетов Обамы и бидона. " Всё--- для укры, всё для мигрантов , всё для голубятни." Трамп многих чиновников уволил, нажив врагов .... посмотрим, что будет
  6. 0
    30 сентября 2025 11:04
    Не понимаю.
    В Штатах проблемы с ураном. Это хорошо.
    Но зачем мы в нынешней ситуации продаем им обогащенный уран?!
    Не понимаю.
    1. 0
      30 сентября 2025 11:16
      Потому что рыночная экономика. Мы ж не только уран продаем, и нефть и газ и все что хотите. Не можем не продавать, тогда нечем будет платить "Жене и Ренату". "Женя и Ренат" на заводе работают и делают беспилотники для СВО. Примерно так это видется
      1. 0
        30 сентября 2025 12:11
        В атомной промышленности экономика всегда была не совсем рыночная.
        Урана мы продаем примерно на миллиард долларов в год - это не та сумма, чтобы "Жене и Ренату" на заводе нечем было платить. Тем более, что если бы мы прекратили поставки урана в Штаты, цена на мировом рынке на него выросла бы, и мы могли часть урана продавать другим зарубежным потребителям по более высокой цене.
        Политические соображения важнее $1 млрд. в любом случае. Продавать стратегический материал врагу - это кажется мне странным.
        1. 0
          30 сентября 2025 12:30
          Поправка: Продаем на миллиард в Штаты. Всего продаем на 2-3 миллиарда в год.
        2. 0
          30 сентября 2025 16:22
          Цитата: VictorB
          Продавать стратегический материал врагу - это кажется мне странным

          Не всё меряется деньгами. Именно поставки нашего дешёвого обогащённого урана угробили американскую ядерную промышленность. Не без коррупционной составляющей, конечно же. Но всё-таки главным было то, что начиная с девяностых, обогащать уран в Америке стало абсолютно невыгодно, по причине чего все американские ядерные полимеры были эпично пpocpaны.
          1. 0
            1 октября 2025 06:46
            Абстрагируйтесь от рыночной экономики. Оружейный уран, который сейчас распродается, нарабатывался в советское время, когда была задача сделать запас для производства боеголовок любой ценой. Так что этот уран бесценен. А продавать его в Америку начали в начале 90-х, когда страну довели до ручки. И цели подорвать американскую промышленность тогда никто не ставил, да и сейчас вряд ли ставит. Но кто-то (мы знаем кто) сидел на денежных потоках.
            На самом деле деградация американской атомной промышленности началась после их решения притормозить развитие атомной отрасли после аварии на Три-Майл-Айленд. В последнее время Обама и Байден внесли свою лепту, дав приоритет возобновляемым источникам. А частная инициатива в атомной промышленности работает плохо, так как большие капиталовложения и большие сроки окупаемости (если вообще будет окупаемость).
            1. 0
              1 октября 2025 12:58
              Цитата: VictorB
              Оружейный уран, который сейчас распродается, нарабатывался в советское время ...Так что этот уран бесценен

              Уран у нас нарабатывается и сейчас в количествах, которые избыточны и для военных целей, и для энергетических. Тем более, что оружейный уран уже давно не разбадяживают и не продают.

              Цитата: VictorB
              цели подорвать американскую промышленность тогда никто не ставил

              В девяностые такой цели, естественно, никто не ставил. А вот в начале двухтысячных, очень похоже, что наши вполне сознательно помогли американской ядерной промышленности загнуться.

              Цитата: VictorB
              Но кто-то (мы знаем кто) сидел на денежных потоках

              Ага, кое кто из администрации Обамы и клана Клинтонов.
    2. 0
      30 сентября 2025 11:25
      Цитата: VictorB
      Но зачем мы в нынешней ситуации продаем им обогащенный уран?!

      ЕМНИП, продаётся разубоженный уран - с концентрацией для гражданского применения.
      И продаётся он как раз для того, чтобы максимально затянуть для США восстановление собственного производства: если есть готовое сырьё, то зачем вкладываться в собственное производство?
      Нынешнее состояние обогатительного звена атомпрома США - это во многом результат ВОУ-НОУ, когда американские "иффективные манагеры клюнули на дешёвый русский уран взамен американского, что убило все планы модернизации производства.
      1. -1
        30 сентября 2025 11:27
        ...побольше им таких американских "егоров гайдаров"... yes
      2. 0
        30 сентября 2025 12:24
        То, что высокообогащенный уран разбавили до реакторных концентраций это вообще вызывает вопросы. Мы вложили огромные средства для обогащения и теперь продаем дорогущий уран подешевке, разбавляя его.
        Высокообогащенный уран это стратегически важный материал. Тем более, что своих месторождений урана у нас довольно мало. Сами добываем лишь половину необходимого урана.Покупаем в Казахстане. Раньше покупали в Австралии, но получили санкции и больше Австралия нам его не продает. Смотрим на Монголию.
        В таких условиях продавать уран врагу - не вызывает ли это вопросы?
        А что там будет с американской ядерной промышленностью мне как-то по барабану.
        1. 0
          30 сентября 2025 16:06
          Цитата: VictorB
          Тем более, что своих месторождений урана у нас довольно мало. Сами добываем лишь половину необходимого урана.Покупаем в Казахстане. Раньше покупали в Австралии, но получили санкции и больше Австралия нам его не продает.

          Мы добываем сами половину только потому, что импорт стратегически выгоднее: мы сохраняем собственные месторождения. То же Эльконское месторождение уже более полувека ждёт высоких цен на уран. smile
        2. 0
          30 сентября 2025 16:46
          Цитата: VictorB
          теперь продаем дорогущий уран подешевке, разбавляя его

          Что значит, «дорогущий» и «по дешёвке», в вашем понимании? Без конкретных цифр – это просто эмоции.

          Цитата: VictorB
          Сами добываем лишь половину необходимого урана.Покупаем в Казахстане

          В Казахстане все покупают, потому как там добывается 40% мирового урана. Однако, Росатом там не только покупает, но владеет и добывает. Так же, как в Австралии и Канаде, а ещё в Танзании и Намибии. Более того, Росатом даже в США владеет урановым рудником Willow Creek.
          1. 0
            1 октября 2025 06:53
            Выше я писал, что оружейный уран это еще советское производство. Сравнить те затраты и цены и нынешние это докторская диссертация. Но смысл эпитета «дорогущий» должен быть понятен.
            1. 0
              1 октября 2025 13:00
              Цитата: VictorB
              мысл эпитета «дорогущий» должен быть понятен

              Нет, смысл не понятен. Для понимания нужны численные значения. А иначе это просто эмоции.
      3. 0
        2 октября 2025 15:34
        Цитата: Alexey RA
        Цитата: VictorB
        Но зачем мы в нынешней ситуации продаем им обогащенный уран?!

        ЕМНИП, продаётся разубоженный уран - с концентрацией для гражданского применения.
        И продаётся он как раз для того, чтобы максимально затянуть для США восстановление собственного производства: если есть готовое сырьё, то зачем вкладываться в собственное производство?
        Нынешнее состояние обогатительного звена атомпрома США - это во многом результат ВОУ-НОУ, когда американские "иффективные манагеры клюнули на дешёвый русский уран взамен американского, что убило все планы модернизации производства.

        Вот именно, зачем мучиться с производством , когда русские сами принесут то что надо по низкой цене!? Амерам нужен был уран, и они его получили.
  7. +1
    30 сентября 2025 11:07
    А теперь о нас Судя по финансированию окончание строительства ледокола " Россия " в 2028 г .Интересно - уйдёт в " право" .Росатом свою работу эже сделал ,два Ритма 400 уже в железе.
  8. 0
    30 сентября 2025 11:21
    бюджетные миллиарды растворяются .....

    Вообще в США это не первый раз так происходит. В зависимости от их администрации, кого-то наказывали, кого-то нет
  9. 0
    30 сентября 2025 11:26
    воруют шильмы...много воруют.
    1. +1
      30 сентября 2025 11:37
      ..не ворують, а "лоббируют собственные интересы" (с) - почти что официальный термин у амеров. laughing
      это у нас ворують. (сарказм)
  10. +1
    30 сентября 2025 11:33
    Они в течении в 1950х собирали по сколько центов с произведённой АЭС энергии для строительства хранилища в связи с переполнением старого и к 2020 оказалось что строить не на что. А РАОтходы сейчас лежат на площадках хранения на каждой АЭС.
    В общем весело
  11. +1
    30 сентября 2025 13:16
    Бабло пилят и грезят всякими космическими планами во всех странах, где в главное роль играет бабло и безответственность.
  12. 0
    30 сентября 2025 13:41
    Котельная 1961 года у нас на районе выглядит примерно так же)
  13. 0
    30 сентября 2025 14:48
    Эвона как, а я уже думал, только у нас воруют
  14. -1
    2 октября 2025 10:39
    Да ладно вам, я регулярно изо всех стран читаю истории, когда ВНЕЗАПНО бюджет и сроки вырастают в разы, виновными назначают пару мелких подрядчиков, а главное руководство в белом пальто стоит красивое со словами "а кто же это допустил, а как же это произошло".