«Тачанки» российской пехоты

Существенное влияние на характер боевых действий соединений и воинских частей регулярных армий в локальных войнах и вооружённых конфликтах против военных формирований неприятеля, ведущих вооружённую борьбу «партизанскими» методами, оказывают условия «расширенного поля боя». Под этим подразумевается отсутствие чётко обозначенной линии боевого соприкосновения, районов боевых действий и тыловой зоны. В этих условиях воинским частям и подразделениям приходится выполнять боевые и специальные задачи, как правило, самостоятельно в различных районах, сравнительно далеко удалённых от тыловых баз (баз снабжения), что обуславливает большую протяжённость и уязвимость коммуникаций, пунктов управления и объектов тыла.

«Тачанки» российской пехоты
«Урал» с ЗУ-23-2 72-го мсп 42-й гв. мсд, май 2000 г., Ханкала, Чечня


«Тачанки» российской пехоты
Машина того же подразделения на стоянке в полевом парке 42-й гв. мсд, май 2000 г., Ханкала, Чечня



«Тачанки» российской пехоты
«Урал» с ЗУ-23-2 72-го мсп 42-й гв. мсд, май 2000 г., Ханкала, Чечня. Справа – автор статьи


«Тачанки» российской пехоты
Экипаж машины боевой... На снимке хорошо видны размещение расчёта, вооружения и имущества в кузове машины. Рабочие места наводчиков спереди прикрыты бронежилетами. Эта машина в боевом положении, как и большинство таких машин, имела поднятые борта. 72-й мсп 42-я гв. мсд, май 2000 г., Ханкала, Чечня


В таких условиях противник стремится избегать прямых боестолкновений с боевыми частями и подразделениями, а наибольшую активность проявляет путём систематических нападений на колонны на коммуникациях, налётов на объекты тыла, пункты управления и т.д.

Наибольшую опасность представляют действия противника на коммуникациях, имеющие целью срыв снабжения необходимыми материально-техническими средствами (боеприпасы, ГСМ, продовольствие и т.п.) частей и подразделений, выполняющих боевые и специальные задачи в удалённых районах или просто базирующихся там. Наряду с этим, противник такими действиями пытается в максимально возможной степени изолировать районы проведения боевых и специальных операций от притока резервов и психологически измотать личный состав войск.

Здесь можно привести отрывок из инструкции по ведению боевых действий, составленной наиболее опасным полевым командиром Э. Хаттабом (уничтожен в результате спецоперации в 2002 г.) в 2001 г.:
«… Сегодня мы должны наносить мощные удары, стараясь избежать больших потерь среди своих. Вопрос продвижения больших колонн самый болезненный для русских. Они гоняют повсюду пехоту, стараясь обнаружить места засад, стараются обезопасить свои колонны и избежать нервного напряжения среди своих солдат (особенно среди ОМОНовцев) на марше …».


В последние годы бандиты стараются устанавливать почти все фугасы не в полотне дороги, а в стороне от неё – в кучах мусора, на деревьях, столбах и т.п., с целью нанесения максимальных потерь личному составу, находящемуся сверху, на броне боевых машин. Чаще всего применяются фугасы, управляемые по радио.

После подрывов фугасов бандиты, особенно если колонна небольшая, в течение 5-15 мин производят интенсивный обстрел машин из всех видов оружия. В последующем, по возможности, захватывают оружие, документы, пленных и быстро исчезают в густых зарослях горно-лесистой местности.
Таким образом, опыт локальных войн и вооружённых конфликтов убедительно свидетельствует о том, что обеспечение бесперебойного подвоза материальных средств, т.е. беспрепятственного прохождения автоколонн, является одной из важнейших задач, стоящих перед командирами и штабами всех степеней.

В ходе проведения контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе проводка автотранспортных колонн рассматривалась как специфическое боевое действие, требовавшего тщательного обеспечения. В ряде случаев этим занимался Командующий и штаб Объединённой группировки войск (сил).

Борьба на коммуникациях характеризуется большой напряжённостью, требует привлечения большого числа сил и средств. К примеру, во время войны во Вьетнаме в 1963 – 1973 гг. американцы были вынуждены привлекать для этой цели около 40 – 60 % личного состава боевых соединений и частей. Аналогичное положение имело место при ведении боевых действий Советской армией в Афганистане и российскими войсками в ходе проведения контртеррористической операции в Чеченской Республике. Везде автоколонны были излюбленными объектами нападений боевиков.

Советскими войсками в Афганистане и российскими частями в Чеченской Республике накоплен большой опыт обеспечения проводки колонн в различных условиях местности и боевой обстановки.

Одним из важнейших условий обеспечения безопасной проводки колонн является надёжное непосредственное охранение.

Как правило, построение походного порядка колонны было следующим: походное охранение, отряд обеспечения движения, боковые походные заставы (при необходимости), основная колонна, замыкание колонны, тыльная походная застава.

«Тачанки» российской пехоты
«Урал» с ЗУ-23-2 72-го мсп 42-й гв, мсд, май 2000 г., Ханкала, Чечня. В боевом положении машина имела опущенные борта


«Тачанки» российской пехоты
«Уралы» с ЗУ-23-2 комендантской роты Урус-Мартановской военной комендатуры, сентябрь 2002 г., Чечня. Полуфургоны закрыты изнутри толстыми деревянными брусьями, а артустановка прикрыта спереди толстыми стальными листами и бронежилетами


«Тачанки» российской пехоты
КамАЗы с ЗУ-23-2 комендантской роты Аргунской военной комендатуры, сентябрь 2002 г., Чечня. Орудия также прикрыты стальными щитами


«Тачанки» российской пехоты
Машина ЗиЛ-131 комендантской роты Курчалойской военной комендатуры, июль 2001 г. На кабине перед дверью хорошо видны пулевые отверстия (результат обстрела) и бронежилет на дверце, прикрывающий водителя


В составе основной колонны следуют автомашины с грузом материальных средств, командно-штабные машины (как правило, на бронебазе) для связи с вышестоящим командованием, диспетчерскими пунктами, а также для вызова, в случае необходимости, огня артиллерии и (или) авиационной поддержки. Непосредственную охрану осуществляют мотострелковые отделения на БМП (БТР, МТ-ЛБ), которые следуют в общей колонне через каждые 5-10 машин.
Однако, вследствие того, что ежедневно по дорогам передвигаются с различными целями большое количество различных по величине колонн (от 5–10 машин до 50–70 машин в одной колонне), боевой бронированной техники (танки, БМП, БТР, МТ-ЛБ) для их сопровождения и охраны не хватает. Ведь эти боевые бронированные машины (ББМ) должны применяться и применяются в первую очередь по своему прямому назначению – участию в боевых и специальных операциях, охране и обороне базовых районов расположения войск, важных военных и государственных объектов, а также несения службы на многочисленных сторожевых заставах, блокпостах и т.п. Весьма негативную роль играет и то, что количество исправных и, тем более, новых ББМ в войсках отнюдь не увеличивается. Главной причиной этого является всё то же «сложное экономическое» положение в стране.

Но, как свидетельствует военная история, российское воинство всегда находило выход из любой, самой сложной ситуации. Поэтому для прикрытия колонн и огневой поддержки их охранения, в воинских частях Вооружённых сил, а затем и в некоторых воинских формированиях других войск, входящих в состав Объединённой группировки войск (сил) в Северо-Кавказском регионе, появились (причём в довольно-таки большом количестве) грузовые полноприводные автомобили (в основном «Урал-4320») с установленными на них артустановками ЗУ-23-2. Этакие своеобразные «тачанки» конца XX – начала XXI в. Наряду с этим, осенью 2002 г., автору удалось несколько раз увидеть в расположении подразделений МВД РФ хорошо бронированный «Урал-4320» с зенитной пулеметной установкой ЗПУ-14,5-2.

Этот опыт не является чем-то совсем новым: вооружать грузовики различными огневыми средствами для усиления самообороны автоколонн начали ещё американцы во Вьетнаме, то же самое делали и советские войска в Афганистане.

Количество таких машин действительно велико – практически в каждой армейской колонне, следующей по дорогам Чеченской Республики можно увидеть, наряду с БМП, БТР или МТ-ЛБ, одну–две и более машин с ЗУ-23-2.

Более того, небольшие колонны (от 5 до 10 машин) часто вообще не имеют в охранении никакой бронетехники, а сопровождаются парой таких «тачанок».
В большинстве случаев эти машины на ночь выставляют на временные огневые позиции для усиления системы огня военных комендатур или районов расположения войск (ночных стоянок колонн) от нападений или обстрелов противника.

Опыт боевого применения армейских полноприводных грузовиков с установленными на них 23-мм спаренными зенитными автоматическими пушками, показал, что при относительно малой стоимости изготовления и эксплуатации таких систем оружия, они способны с высокой эффективностью выполнять боевые задачи при действиях на равнине, в горной местности и в населённых пунктах. Участники боёв, как правило, отмечают то, что, наряду с мощным поражающим действием спаренных автоматических пушек, их огонь производил на противника и сильное психологическое воздействие. Это, во многих случаях, вынуждает боевиков в короткие сроки прекращать обстрел колонны и осуществлять отход с места нападения.

Вместе с тем, статистика показывает то, что эти вооружённые автомашины, как правило, несут относительно небольшие потери. Главными причинами этого является высокая боевая выучка расчётов, хорошо налаженное взаимодействие с другими огневыми средствами охранения и то, что члены бандформирований предпочитают наносить поражение огнём гранатомётов и фугасами любым видам бронетехники и командно-штабным машинам – ведь за них значительно больше платят.

Монтаж зенитных установок 23-мм автоматических пушек (как правило, со снятием колёсного хода) производится, как правило, силами войсковых ремонтных частей и подразделений по мере необходимости и наличию соответствующей техники и вооружения. Чаще всего ЗУ-23-2 устанавливаются на дизельных грузовиках «Урал-4320». Это обусловлено прежде всего тем, что по опыту применения грузовых автомобилей в первой и второй чеченской кампаниях именно эти машины показали себя лучше других в своём классе машин: как самые удобные и неприхотливые в эксплуатации, обладающие лучшей проходимостью, наиболее безопасные при подрывах мин и фугасов под передними колёсами и т.д.

«Тачанки» российской пехоты
Машина ЗиЛ-131 комендантской роты военной комендатуры, июль 2001 г. Хорошо видно прикрытие бронежилетами артустановки спереди и закрепленный на заднем борту череп какого-то животного – видимо, для устрашения


«Тачанки» российской пехоты
КамАЗ с ЗУ-23-2 комендантской роты Аргунской военной комендатуры, сентябрь 2002 г., Чечня. Обращает на себя внимание оригинальный камуфляж машины


«Тачанки» российской пехоты
«Тачанки» российской пехоты
«Урал» с ЗУ-23-2 комендантской роты одной из военных комендатур, октябрь 2002 г., Ханкала, Чечня. В качестве прикрытия орудий спереди использованы верхние бронелюки от БМП-1. На них отчётливо видны характерные надписи: на снимке №11 - Мари, Красноярск, на снимке №12 - Екатеринбург, Приморье


Немаловажное значение имеет и то, что эти машины обладают достаточно большой массой, а грузовая платформа (проще говоря, кузов) – достаточными размерами для установки на ней зенитной артиллерийской системы и опирается на два ведущих моста автомобиля. Всё это позволяет эффективно вести огонь из пушек под любым углом к продольной оси машины.

В 2001 и 2002 гг. автору довелось лично увидеть ЗУ-23-2, установленные на автомашинах ЗиЛ-131 и КамАЗ (полноприводный, армейской версии).
По рассказам некоторых очевидцев имели место случаи установки ЗУ-23-2 на автомобилях ГАЗ-66. Сам лично автор во время своих четырех командировок в Чеченскую Республику (1996, 2000, 2001 и 2002 гг.) ни разу таких машин не видел.

Большого распространения установка этой артсистемы на ГАЗ-66 не получила вследствие относительно небольшой массы и малых размеров кузова (грузовой платформы) этого автомобиля, что не позволяет достаточно удобно разместить зенитную артустановку, её ЗИП, запас боеприпасов и личное имущество расчёта орудия. Малая масса и опора грузовой платформы на один задний мост приводит к большой амплитуде колебаний машины, то есть не даёт возможности вести устойчивую стрельбу при ведении огня по наземным целям в стороны бортов.

Артсистема в кузове машины устанавливается с таким расчётом, чтобы угол обстрела пушек в задней полусфере был не менее 180 градусов. Но часто, особенно при монтаже ЗУ-23-2, в кузове КамАЗа, угол обстрела бывает, как правило, ещё большим.

Порядок размещения и компоновка на грузовых платформах машин хорошо видны на представленных фотографиях. В передней части кузова, примерно на 1/3 его длины находится открытый сзади фургон. Снаружи он обтянут одной–двумя слоями брезента (тента). С внутренней стороны, с трёх сторон стены обшиты толстыми досками (иногда жердями). Во время своей последней командировки в Чечню, осенью 2002 г., автор обратил внимание на то, что на большинстве таких машин борта фургона с внутренней части прикрыты толстыми стальными листами. Более того, в настоящее время сами артустановки с передней части и спинки сидений наводчиков орудия также прикрыты толстыми стальными листами.

Иногда, при отсутствии стальных листов, артустановка спереди и спинки сидений наводчиков прикрываются бронежилетами. Ими же практически всегда прикрываются боковые стёкла и двери кабин автомашин. Помимо этого, весь расчёт артустановки в ходе выполнения боевых задач по охране колонн, как правило, надевает бронежилеты и стальные шлемы.

В самом фургоне вдоль боковых стен обычно сложены ящики с ЗИП (техническим имуществом, инструментами и запчастями), вещмешки и матрасы для отдыха (в ходе продолжительных поездок личному составу приходится жить и служить, чаще всего, в кузове машины). Там же, в фургоне, находится и боезапас.

Экипаж такой машины составляет обычно четыре-пять человек (командир, водитель и два-три номера расчёта).

Завершая изложение материала, можно сделать следующие выводы:
1. Использование средних армейских полноприводных грузовиков, вооружённых автоматическими пушками, для непосредственного охранения автоколонн подвоза материально-технических средств воинским частям и подразделениям, выполняющим боевые и специальные операции в районах вооружённых конфликтов, показало себя в достаточной мере эффективной мерой и полностью себя оправдало.
Вместе с тем, имеется настоятельная необходимость монтажа ЗУ-23-2 на специально разработанных, неоднократно продемонстрированных на ежегодных выставках в Бронницах, забронированных автомобилях «Урал» Миасского автозавода. Это в значительной мере повысило бы живучесть этих подвижных огневых средств.
2. Столь массовое изготовление и применение такого рода «самодельных» подвижных огневых средств является вынужденной мерой, следствием нехватки колёсных БТР и специальных многоцелевых хорошо вооружённых бронеавтомобилей.
3. В связи со сложной военно-политической обстановкой в мире, большой вероятностью возникновения и эскалации разного рода вооружённых конфликтов и локальных войн в различных регионах, становится весьма актуальной проблема создания достаточного количества многоцелевых бронемашин, в том числе и для обеспечения безопасности проводки тыловых колонн на различные расстояния в условиях противодействия иррегулярных формирований или (и) подразделений сил специальных операций.

«Тачанки» российской пехоты
КамАЗ с установкой ЗУ-23-2 сопровождает воинскую колонну, Чечня, февраль 2002 г.


«Тачанки» российской пехоты
Сержант-контрактник, командир одного из камуфлированных КамАЗов с ЗУ-23-2, сентябрь 2002 г., Чечня


«Тачанки» российской пехоты
Автор статьи на одной из машин этого подразделения. На снимке отчётливо виден бронелюк от БМП для прикрытия спереди (с надписью Приморье) и крышка круглого бронелюка от БМП, закреплённая на спинке сиденья наводчика для прикрытия сзади. Так были оборудованы все «Уралы» с ЗУ-23-2 этой комендантской роты, октябрь 2002 г., Ханкала, Чечня


«Тачанки» российской пехоты
Личный состав этого же подразделения на стоянке во время приёма пищи и отдыха. Обязательной «принадлежностью» большинства подразделений Российской армии являлось наличие своих собачек, кошек. Для русского солдата это потребность души – забота о чём-то малом и слабом... октябрь 2002 г., Ханкала, Чечня
Автор: Геннадий Жилин. Фото автора Журнал «Танкомастер»


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 28
  1. Avenger711 23 апреля 2013 08:39
    Взможно, что неплохим вариантом была бы разработка специальной конвойно-дозорной машины с 30 мм пушкой и КПВТ (пробьет любое легкое укрытие и деревья). По сути тот же легкий колесный танк, но без попыток запихнуть на него 105-120 мм дуру. Минус - небольшой объем, как в грузовике не обустроишься.
    Avenger711
    1. Rider 23 апреля 2013 13:47
      новые БТР-90, как раз то что вы просите.

  2. Strashila 23 апреля 2013 09:06
    Производственникам давно пора наладить выпуск малой партией.Решение готово ... опробовано в деле.Сделать кузов-платформу с бронированным жилым-модулем, нормальную защиту расчета пушки. Рассмотреть установку как варианта не только ЗСУ 23-2, но и Василька.
  3. Canep 23 апреля 2013 10:16
    Думаю ЗСУ23-2 изначально проектировалась с возможностью стрельбы с кузова автомобиля. Уж очень точно по габаритам в кузов грузовика она входит. В штате отдельных пулеметно-артиллерийских батальонов есть 3 таких тачанки в зенитном взводе. А насчет бронированного жилого модуля это ноу-хау.
  4. негоро 23 апреля 2013 10:25
    Проще создать стандартный комплект навесной защиты отдельно для пушки,отдельно для грузовика.Это даст возможность бронировать навесными экранами грузовики работающие в опасных районах и при необходимости быстро смонтировать ЗСУ на любом подходящем шасси.К стати,для Уралов навеска брони существует вот только в войсках не видел не разу.
    негоро
  5. bazilio 23 апреля 2013 10:35
    Да уж, жить захочешь и не такое придумаешь. Интересное решение. Высокая мобильность, скорострельность самое то для конвоя. Конечно же в минус слабая защита. Но и тут смекалка солдатская сработала- если изначально использовали только броники, то потом сумели пристроить бронеблоки от бмп.
  6. Кэптен45 23 апреля 2013 11:41
    А ещё в 2000 году в Урус-Мартановской и Аргунской комендатурах были Уралы для перевозки л/с с самодельной броней: два листа 3-5 мм,между ними расстояние сантиметров 5-6, засыпанное песком, на полу кузова шпалы или брёвна, как противоминная защита, в одном случае видел залитый бетоном пол.Конечно вес грузовика увеличивался, но голь на выдумки хитра.Кстати на одном таком грузовике на переднем бампере был прикреплён череп какой-то скотины,как на фото в статье.И как положено у машин были личные имена типа "Мишаня", "Неваляшка". Стандартные Уралы-"сейфы" видел только у СОБРов,что с Ханкалы приезжали
  7. Андрей 121 23 апреля 2013 11:51
    Всегда задавался вопросом, эта чудная машинка сможет пробить американский хаммер? или другую легко бронированную технику?
    Андрей 121
    1. Hrad 23 апреля 2013 12:38
      Американцы на "хаммерах" не воюют. Эт машины используют только как патрульные или машины сопровождения, или в учебках и при полицейских акциях. А легко бронированную технику пробьёт даже СВД 7,62х54R. Включая определённые места на БМП, БМД и БТР. А если не пробьёт, так есть такая штука как винтовка с 9 мм или с 12 мм патроном, ну и есть, конечно, более серьёзные "пробивалки"
      1. berd 23 апреля 2013 20:34
        Цитата: Hrad
        Американцы на "хаммерах" не воюют. Эт машины используют только как патрульные или машины сопровождения, или в учебках и при полицейских акциях. А легко бронированную технику пробьёт даже СВД 7,62х54R. Включая определённые места на БМП, БМД и БТР. А если не пробьёт, так есть такая штука как винтовка с 9 мм или с 12 мм патроном, ну и есть, конечно, более серьёзные "пробивалки"

        Вы лично ,,пробивали,,из СВД ,ну ,например,БМП-2?При каких обстоятельствах? С какой дистанции и под каким углом?И что это за ,,определенные места,,?Каковы были последстивия подобных,,пробитий,,---что,машина была выведена из строя,экипаж был поражен и был не всостоянии выполнять боевую задачу?
    2. Ghen75 23 апреля 2013 15:53
      Цитата: Андрей 121
      Всегда задавался вопросом, эта чудная машинка сможет пробить американский хаммер? или другую легко бронированную технику?

      И БТР и МТ-ЛБ пробивает, за БМП не скажу, ну а хаммеры навылет прошьёт наверняка.
    3. carbofo 25 апреля 2013 18:55
      Она его в винегрет порвет, 23 мм снаряд в решето дырявит даже средние танки времен Великой Отечественной Войны.
      http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%A3-23
  8. МАГ 23 апреля 2013 12:29
    Хорошая "газонокосилка" но при обстреле 3 вопа в Веденском ущелье расчет не мог сесть на зу.Чехи лупили точно по ней и после этого педаль сделали дистанционную на веревке куда зу смотрит во время обстрела туда и стреляет! Стояли на зилах а на них акб дохлые после снятия блокирования с дорог ставили на 3 скорость и давай стрелять в горы отдачи хватало чтобы завести
    1. Hrad 23 апреля 2013 12:46
      Я, конечно, понинаю, но! Сравнивать или называть чеченца чехом, это оскорбление и для чеченца и для чеха! И в США уже, с лёгкой руки российских иммигрантов, начали путать чехов с чеченцами. wink
      1. МАГ 23 апреля 2013 12:52
        Это только начало скоро с нашей подачи америкосы всех своих союзников во враги запишет laughing
        1. РусскийЯ 1 мая 2013 19:07
          Уже есть такой случай-в Бостоне...
  9. Hrad 23 апреля 2013 15:09
    И мы их тут не жалуем. Если гость, то моилости прошу, но веди себя так как у нас принято. Если чего посоветуют - спасибо, послушаем, но нам решать как жить. История нас помяла солидно.
  10. abc_alex 23 апреля 2013 16:47
    А меня другой вопрос ставит в тупик. Раз за разом в локальных конфликтах наши солдаты городят варианты самоходных ЗСУ 23-2. Так почему в конце концов до сих пор не сделали пехоте такую хреновину серийно? Пусть не в виде готовой машины, но в виде быстро монтируемого блока с нормальной фронтальной и боковой защитой?
  11. Mister X 23 апреля 2013 17:50
    Цитата: негоро
    Проще создать стандартный комплект навесной защиты отдельно для пушки,
    отдельно для грузовика.
    Это даст возможность бронировать навесными экранами грузовики работающие в опасных районах
    и при необходимости быстро смонтировать ЗСУ на любом подходящем шасси.


    Для "бобиков" такие комплекты уже существуют.
    Почему бы и для грузовых авто не создать?

    Вот как решили проблему техники для противодействия партизанам в ЮАР



    На этом же блоге размещена статья про переделку полноприводного грузовика Mercedes Unimog
    "Уродливый Буйвол".
    Прямая ссылка: http://topwar.ru/25963-urodlivyy-buyvol.html
  12. Кэптен45 23 апреля 2013 18:39
    Цитата: Hrad
    в США уже, с лёгкой руки российских иммигрантов, начали путать чехов с чеченцами.

    Ну они не только чехов с чеченцами путают, в войну 08.08.08 когда диктор в новостях на ТВ объявил, что русские танки вошли в Джорджию ( по английски Грузия Джорджия) в штате Джорджия началась реальная паника.Что с них взять,матрасники.Как в той загадке: "Уссатый,полосатый на солнышке греется?"Если подумали,что тигр,напрасно.Это матрас.Велик и могуч русский язык.
  13. Mister X 23 апреля 2013 19:28
    Существует модификация Урала: "Звезда-ЗУ" - для сопровождения колонн.
    Бронирована кабина и выгородка для кузова, радиатор и топливный бак.
    Вооружение - спарка пулеметов КПВ (ЗУ-2).





    Как ни странно, производитель не подумал о защите для расчета.
    На фото, которое выложил автор статьи видно, что ребята приспособили люки от БМП
    для фронтальной и тыловой защиты стрелков.
    Или люки придется цеплять на месте, самостоятельно?
  14. Я так думаю 23 апреля 2013 20:39
    Вот что оказывается надо в войсках, а конструктора разрабатывают всякую муру типа "Терминатор" ... Хоть бы у воевавших людей спросили бы ...
  15. stechkinmakarov 23 апреля 2013 22:31
    Видно, что самостоятельно забронированный "Урал" с ЗУ-23-2 в башенке. Творчество кубинцев в Анголе.Главный плюс, круговой обстрел на 360 градусов и защищённость стрелков.
    stechkinmakarov
  16. stechkinmakarov 23 апреля 2013 22:40
    А вот этот экземплят по серьёзнее.Весь в броне.Чем то похож на наш БТР-152 но с ЗУ-23-2.
    stechkinmakarov
    1. Kars 23 апреля 2013 22:48
      _________________
    2. stechkinmakarov 23 апреля 2013 23:23
      Наш 152 по серёзнее.
      stechkinmakarov
      1. Kars 23 апреля 2013 23:40
        _________________
  17. stechkinmakarov 23 апреля 2013 22:46
    Как вариант применения ЗУ-23-2 на БТР-60, стрелки защищены бронелистом с тыла, но нехватает защиты с переди. И так же возможность вести огонь по всем сторонам, чего нет у "тачанки".Неплохой вариан плавающей машины с такой огневой мощью.
    stechkinmakarov
  18. shifervals 23 апреля 2013 23:20
    Под первой картинкой подпись "... 72 мсп..." Изначально машина принадлежала 138 гв. омсбр, о чем свидетельствует эмблема на двери. При выводе в апреле-мае 2000 года почти всю технику, за исключением тяжелого вооружения и стрелкотни, мы передали в 291 мсп (в/ч 44822), дислоцированный в Борзое. Могу утверждать как непосредственный участник событий. В 72 мсп, который формировали в Наурской и Калиновской, мы точно ничего не передавали.
  19. stechkinmakarov 23 апреля 2013 23:20
    Как вариант.
    stechkinmakarov
  20. Argon 24 апреля 2013 02:01
    Да уж голь на выдумки хитра!Я сторонник "агентурного"метода защиты коммуникаций,хотя соглашусь,что обстановка,в чечне в частности,не всегда позволяет.По существу статьи-кратко,объективно,хорошо иллюстрированно,автору плюс и уважуха.Кто интересуется на сайте "отвага" есть много статей на эту тему.Теперь по поводу,что делать,считаю калибр 23мм черезмерным,так как даже усиленное шасси "Урала" отдачу "зухи" не держит.Нет стреляет эффектно,но шоп попасть надо бить очень короткими,у срочников не получается.Очевидно большое распространение этот вариант получил в следствии "доступности" ЗУ-23-2 в войсках.Считаю калибр14,5 более подходящим,при обязательном модифицировании шасси(установка стабилизаторов поперечной устойчивости в тележке).Бронирование-обязательно скрытое,пусть даже классом ниже,иначе такая машина в прайсах у духов сравняется с БТРом.Следовально,в бою,средства поражения будут выделяться соответствующие,потери будут на том же уровне если не выше.
  21. Chicot 1 24 апреля 2013 13:12
    Трохи о зарубежном опыте... Прозвали подобне машины на американьский манер "гантраками". Применялись они и в годы обоих мировых войн, и в войнах последовавших за ними... Широко использовались американцами во Вьетнаме для защиты транспортных колонн. Потом припомнили этот опыт и в Ираке с Афганистаном...
    По сути появление гантрака это мера вынужденая. И делается это, когда не хватает "чистокровной" бронетехники для выполнения таких задач как сопровождение транспортных колонн. А ее как правило всегда не хватает...
    Однако не смотря на свою неказистость с гантраком всегда считались и считаются. И даже более того наряду с самодельными в войска стали поступать так сказать "заводские" машины...

    Американский гантрак на базе штатного армейского грузовика...
  22. broker 25 апреля 2013 05:45
    Это вам не оппозиционный джип с пулемётом!!!
    broker
    1. Starlifter 22 мая 2013 08:07
      Это грузовик с ЗУ! (Кэп)
      Starlifter
  23. eplewke 2 августа 2013 16:55
    таким колибром можно прошить всё что угодно... Зелёнку прочесать очередями, бетон прошить насквозь, да и дальность у них отличная. Вообщем грозное оружие...
    eplewke

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня