Направления фашистской листовой пропаганды для разложения Красной Армии

Внимание! Данная статья носит исключительно информационный и образовательный характер. Она основана на исторических фактах, подтверждённых источниками, и не содержит пропаганды, оправдания или одобрения идеологии, политики, действий или символики Третьего Рейха.
В данной статье будет дано начало авторской классификации немецких листовок времён Великой Отечественной войны. Будут выделены основные темы для информационно-психологического влияния на Красную Армию, которые были использованы. Разумеется, видов листовок было огромное количество, и перечислить их все не представляется возможным, поэтому в этой статье будут показаны только яркие примеры, по которым можно будет судить об общей направленности каждого метода воздействия.
Важно упомянуть, что в Советском Союзе также был создан аппарат, ведущий специальную военную пропаганду на войска и население противника. В будущем этой теме будет посвящён отдельный цикл статей.
До начала приведения самой классификации необходимо обратить внимание на некоторые общие характерные черты, присущие немецкой пропаганде.
Большая часть иллюстраций для статьи была создана на основе материалов с сайта agitka, автор ресурса — исследователь военной пропаганды Н. А. Смирнов. Листовки будут представлены с лицевой (верхняя) и оборотной (нижняя) сторон.
Упрощение
По замыслу фашистов, все пропагандистские материалы были обращены к широким массам, а не к самым умным из солдат. Исходя из этого, было решено отказаться от слишком длинных фраз, а также от прямых угроз или высмеиваний. Ставилась задача максимального упрощения пропагандистского материала. Часто информация в листовках сводилась к формату «или/или» (жизнь или смерть, голод или сытость, победа или поражение). Подобные материалы сопровождались запоминающимися, такими же упрощёнными иллюстрациями. Которые, тем не менее, оказывали определённое воздействие.

Одна из самый известных немецких листовок начала войны

Ещё одна красочная листовка с темой «жизнь или смерть». «Ш.В.З.» рядом с перевёрнутым треугольником на обороте листовки переводится как «Штыки в землю». Эти слова нужно было выкрикивать для обозначения намерения перейти в плен к немцам

Листовки почти всегда агитировали сдаваться в плен



Антисемитизм
Особо сильный упор в пропагандистских материалах был сделан на возникновение и развитие в рядах Красной Армии антисемитизма. Нацистская пропаганда неустанно повторяла, что большевики, как и все её структуры (особенно НКВД), на самом деле являются инструментом мирового еврейства, руководство которого желает поработить весь мир.
Евреев обвиняли в том, что начавшаяся война была развязана по их инициативе; что они являются «нацией-паразитом», живущей за счёт других. Главным тезисом немецкой пропаганды для советских солдат в данном направлении было то, что евреи, захватив власть в некогда свободной России, создали «советскую тюрьму народов». Вывод из всего этого делался следующий: большевизм и еврейство — одно целое. И то, и другое является врагом народов России и подлежит уничтожению.



Листовок из серии «следи за евреем» было много, на них изображались многие политические деятели Советского Союза.



Юмор
Также в листовках были использованы так называемые «лёгкие жанры»: карикатуры, незамысловатые стишки и антисоветский юмор. Они легко запоминались и при случае пересказывались другим. Достоинство этих жанров в их «заразительности» и непринципиальности. Антисоветский юмор был опасен как раз тем, что многие могли не воспринимать его всерьёз, но тем не менее он должен был подрывать «сакральность» советской власти и серьёзность происходящих событий.
Подобные карикатуры и незамысловатый юмор, на первый взгляд не воспринимаемые как явная нацистская пропаганда, могли незаметно внедряться в сознание бойцов и подтачивать их непоколебимость и веру в своё правое дело.

Образ «Генерал Зима» часто использовался в образах для листовок с немецкой и советской сторон


Образ медведя как символа России


Листовки из серии «Смейся с нами, красноармеец» были сильно распространены. В них был низкосортный, но запоминающийся юмор и антисоветская пропаганда. Наверху писалось: «Прочти-уничтожь-словами передай другим». Был расчет на то, что солдаты будут рассказывать друг другу прочитанные шутки.

Изменённый немецкими пропагандистами гимн Советского Союза
Наглядность
Использование географических карт также являлось продуктивным. Как говорится, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Карты, изображавшие линию фронта или контуры окружения, также позволяли увидеть реальное положение дел, которое, как правило, приукрашивалось в сообщениях собственной пропаганды. Органы пропаганды вермахта использовали карты для показа продвижения вглубь советской территории или показа безнадёжности положения окружённой части Красной Армии.


Карта, демонстрирующая окружение, сопровождающаяся призывом к сдаче в плен. Подобный формат часто использовался в листовках

Данная карта демонстрирует продвижение немецких войск вглубь советской территории, на обратной стороне демонстрируются потери, часто преувеличенные немецкой пропагандой



Особая листовка с картой для лётчиков Красной Армии. На карте указаны места, где лётчик смог бы приземлиться для сдачи в плен
Маскировка
Речь идёт о маскировке под привычные изображения. Об этом методе было упомянуто в предыдущей статье. Распространение «банкнот-листовок» началось в 1942 году. Чтение и хранение у себя фашистской листовки в советской армии каралось серьёзным наказанием. Кроме того, немецкие пропагандисты были уверены, что в тяжёлых военных условиях солдат не пройдёт мимо купюры, лежащей на земле.
По периметру некоторых подобных листовок была надпись: «Спрячь этот билет среди других в твоём бумажнике» (такая листовка была продемонстрирована в предыдущей статье). «Листовка-купюра» была особенно действенна также из-за того, что её можно было положить в бумажник с остальными, настоящими деньгами, и, таким образом, она не привлечёт внимания. Кроме того, если она всё же будет обнаружена у солдата, то он сможет оправдаться тем, что не разобрался и просто положил её к себе, так как не знал, что бывает такой вид печатной пропаганды.
Листовка, замаскированная под партбилет, также работала подобным образом. Были также агитки, замаскированные под газетные вырезки из популярных советских газет, билеты на поезд и другие знакомые всем советским солдатам изображения.

Листовка, выполненная как номер красноармейской газеты «Боевой листок»

На обороте листовки написано: «Трудящиеся, долой войну, спровоцированную Сталиным. Если хочется мира, поверни штык против тех, кто гонит тебя на убой»

Листовка, замаскированная под партийный билет ВКП(б)

Так выглядела листовка, стилизированная под билет на поезд

Листовка, замаскированная под вырезку из газеты «Комсомольская правда». Обычно на обороте в колонке «Голос правды» размещалась немецкая пропаганда

В годы войны Воениздат подготовил и обеспечил издание множества специальных брошюр — памяток, методических пособий, инструкций, наставлений самой разной актуальной военной тематики. Поэтому одна из немецких листовок имела вид обложки подобного пособия
После обозначения некоторых характерных приёмов немецкой фронтовой пропаганды можно приступить непосредственно к самой классификации нацистских листовок, обращённых к бойцам Красной Армии. Об этом пойдёт речь в следующей статье.
Информация