Украинский БПЛА «Зозуля». Новая угроза с предсказуемым результатом

8 012 18
Украинский БПЛА «Зозуля». Новая угроза с предсказуемым результатом

БПЛА «Зозуля» на выставке



Украина давно сталкивается с нехваткой вооружений различных классов и пытается компенсировать её за счёт массового внедрения беспилотных летательных аппаратов. В частности, производятся БПЛА с большой дальностью полёта, при помощи которых осуществляются террористические атаки российских объектов. Несколько дней назад украинская промышленность представила очередной образец такого рода под названием «Зозуля». Утверждается, что этот БПЛА уже дошёл до серии и боевого применения.



Беспилотная «Кукушка»


Несколько дней назад на Украине состоялась небольшая выставка, посвящённая местным разработкам в сфере беспилотной авиации. Одним из участников мероприятия стала компания Warbirds of Ukraine. Ранее она разработала и довела до серии несколько собственных БПЛА и теперь представила новый образец.

На выставке впервые открыто показали новый ударный беспилотник-камикадзе под названием «Зозуля» (укр. «Кукушка»). Также раскрыли цели проекта, тактико-технические характеристики изделия и его примерный потенциал. Насколько вся эта информация соответствует действительности — большой вопрос.

Утверждается, что «Зозуля» прошла этап разработки и испытаний, после чего было налажено серийное производство. Киевское военное ведомство начало закупки такой техники. Якобы изготовлено и поставлено заказчику ок. 100 беспилотников. Упоминается начало боевого применения, но без каких-либо подробностей.

БПЛА «Зозуля» рассматривается в качестве очередной ударной системы большой дальности. Такие изделия предлагается использовать для поражения российских объектов на большом удалении от зоны боевых действий. Как всегда, разработчики обещают высокую эффективность и результативность ударов.

Самолёт-камикадзе


Изделие «Зозуля» является средним по размерам и массе беспилотным самолётом. Оно имеет достаточно простую конструкцию и предназначено для доставки встроенной боевой части к наземной цели с заранее известными координатами. В целом такой БПЛА похож на ряд других аналогичных украинских разработок.


Беспилотник имеет фюзеляж прямоугольного сечения и высокорасположенное прямое крыло. Хвостовое оперение — Т-образное. Используется трёхопорное шасси с основными стойками ниже крыла и с хвостовым колесом. По всей видимости, в конструкции планера используются доступные и дешёвые материалы, способные обеспечить приемлемый уровень технических характеристик и простоту изготовления.

Габариты и масса изделия пока неизвестны. Исходя из доступных материалов, размах крыла можно оценить в 3-3,5 м, а длину — в 2-2,5 м. Максимальная взлётная масса не должна превышать 150-200 кг.

В носовой части расположен компактный поршневой двигатель неизвестного типа, оснащённый двухлопастным тянущим винтом. Крейсерская скорость «Зозули» заявлена на уровне 130 км/ч, максимальная — 180 км/ч. Разработчики обещают максимальную дальность полёта на уровне 2100 км. При этом максимальная полезная нагрузка сокращает этот параметр до 1000 км.

БПЛА имеет простейший автопилот, который позволяет ему лететь по запрограммированному маршруту. Вероятно, используется спутниковая или инерциальная навигация. Также нельзя исключать возможность коррекции программы во время полёта.

Следует отметить, что беспилотник с недавней выставки не имел оптических средств. Это серьёзно ограничивает возможности доразведки цели и самонаведения. В частности, из-за отсутствия подобных средств «Зозулю» нельзя отнести к классу барражирующих боеприпасов.

«Зозуля» может нести боевую часть массой от 10 до 50 кг. Вероятно, как и в случае с другими украинскими БПЛА, используется осколочно-фугасный боезаряд простейшей конструкции с контактным взрывателем.


Таким образом, компания Warbirds of Ukraine разработала очередной БПЛА упрощённой конструкции с ограниченными боевыми характеристиками. На фоне других подобных изделий «Зозулю» выделяет только заявленная дальность полёта — конечно, если она соответствует реальным характеристикам.

С неясным результатом


Украинская компания-разработчик БПЛА сообщает, что «Зозули» уже поступили в вооруженные формирования и даже использовались в реальных атаках. Однако достоверные сведения о применении такой техники пока отсутствуют. Возможно, компания, желая прорекламировать свою продукцию, попросту торопит события.

В то же время нельзя исключать, что украинские формирования действительно пытались применять «Зозули» против российских объектов. Такие атаки предсказуемо не дали ожидаемого результата.

Российская армия ежедневно отражает массированные налёты украинских беспилотников над разными регионами. Каждый день поражаются или подавляются десятки воздушных целей. Среди уничтоженных угроз в последние дни могло оказаться некоторое количество новых «Зозуль».

Следует отметить, что БПЛА «Зозуля» не должны быть сложной целью для российских систем ПВО. Отечественные радиолокаторы и другие системы давно показали свою способность засекать пластиковые летательные аппараты ограниченных размеров. В свою очередь, артиллерия и ракеты гарантированно поражают такие цели. Также возможно применение средств радиоэлектронной борьбы, которые подавляют каналы навигации и связи, из-за чего БПЛА отклоняется от маршрута и попадает под огонь или падает.

На фоне других


К настоящему времени Украина, как самостоятельно, так и при помощи зарубежных союзников, разработала целый ряд беспилотников-камикадзе среднего и тяжёлого класса. Эту технику постоянно пытаются применять для ударов по российским объектам, в т.ч. на большом удалении от зоны боевых действий.


«Паляниця» — другой ударный БПЛА украинской разработки

Большинство таких БПЛА имеет схожий облик и близкие характеристики. Изделия «Зозуля», «Лютый» и т.д. представляют собой беспилотные самолёты упрощённой конструкции с минимальной стоимостью производства. Также предпринимаются попытки создания полноценных крылатых ракет — к этому классу можно отнести изделия «Паляниця», «Пекло», «Фламинго» и т.д.

Противник полагает, что его ударные БПЛА имеют ряд важных особенностей и преимуществ. К ним относят простоту и дешевизну, как в производстве, так и в эксплуатации. Конструкция аппаратов в целом и отдельные технологии снижают их заметность для средств ПВО. При этом современные компоненты позволяют получить высокую точность навигации и наведения на намеченную цель, а БЧ массой в десятки килограммов способна наносить существенный урон.

Новое изделие «Зозуля» по своему облику или заявленным характеристикам принципиально не отличается от других украинских разработок своего класса. Соответственно, оно должно иметь то же сочетание плюсов и минусов, а также близкие боевые характеристики и эффективность. При этом имеется преимущество перед некоторыми образцами в виде повышенной дальности полёта.

Впрочем, имеются и недостатки, как собственные, так и свойственные всему классу подобных БПЛА. Эти особенности снижают общие возможности беспилотников, а также упрощают задачу борьбы с ними. Исправление таких недостатков в большинстве случаев оказывается слишком сложным или даже невозможным.

Практика показала, что малые размеры, радиопрозрачные материалы и иные решения не являются защитой от современных средств обнаружения. Радиолокаторы и оптические системы засекают и сопровождают такие объекты, а также наводят на них огневые средства. Кроме того, упрощённая электроника БПЛА повышает его уязвимость к средствам радиоэлектронной борьбы.

Конструкция подобных беспилотников не отличается прочностью, а кроме того, на борту имеется боезаряд массой в десятки килограммов. По сути, любое попадание снаряда или поражающих элементов зенитной ракеты наносит беспилотнику фатальный урон или даже приводит к его подрыву в воздухе.


Крылатая ракета «Пекло». Несмотря на рекламу, о применении таких изделий не сообщалось

Заметный эффект от «Зозули» или аналогичных аппаратов может быть получен только при их массовом применении. Также требуется поиск оптимальных маршрутов движения, позволяющих обойти опасные районы или перегрузить имеющуюся там ПВО. Однако всё это в конечном итоге усложняет организацию налётов и повышает расходы на них.

Как показала практика, даже содействие зарубежных структур при организации ударов даёт весьма ограниченные результаты. Из десятков запущенных БПЛА к российским объектам прорываются единицы. При этом украинские формирования регулярно пытаются атаковать гражданские объекты и жилую застройку. Вследствие этого удары не имеют никакого военного смысла, не могут повлиять на обстановку на фронте и являются настоящим терроризмом.

Очередная попытка


Таким образом, остатки украинской промышленности продолжают попытки создания ударных БПЛА и даже демонстрируют новые разработки. Очередным результатом таких проектов стал беспилотник «Зозуля» с высокими «табличными» характеристиками. Его якобы уже довели до серии, поставили в части и даже начали боевое применение.

Появление «Зозули» никак не повлияет на перспективы нынешних киевских властей и вооружённых формирований. Тем не менее, с помощью таких БПЛА они попытаются нанести нашей стране дополнительный урон. Возможно, в качестве целей для ударов вновь выберут невоенные объекты — с целью террора в отношении нашего населения.

Новый украинский БПЛА добавит работы нашим частям и подразделениям ПВО. Им предстоит своевременно выявлять летящие «Зозули» и уничтожать их или подавлять на удалении от городов и военных объектов. Опыт последних месяцев показывает, что ПВО российской армии способна бороться с массовыми налётами и уничтожать практически все подобные угрозы.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    1 октября 2025 04:18
    Наши кукушки кукуют Ку-Ку.
    Украинские - Зо-зу. wassat
    У них даже кукушки пьяные в зюзю. drinks laughing
    1. +3
      1 октября 2025 11:56
      От праславянского žegъzulja или древнерусского зегзица. Есть упоминание в Слове о полку Игоревым, с ней автор сравнивал плачущую Ярославну.
      На Дунаи Ярославнынъ гласъ слышитъ, зегзицею незнаемь рано кычеть: Полечю, рече, зегзицею по Дунаеви....

      «Обернусь я, бедная, кукушкой,
      По Дунаю-речке полечу...

      Кто его знает, как слышали кукушку наши предки...
      1. 0
        1 октября 2025 22:38
        Анекдот из 92 года - Российско-украинская граница.На каждой стороне стоит по дереву и на каждом дереве сидит кукушка."Ку-ку"- кричит русская кукушка.Украинская молчит."Ты чего молчишь?"- спрашивает русская - "Кукушка ты или не кукушка?" "Ни!"- гордо отвечает украинская птичка - "Я не кукушка,я зозуля! Только вот "зо-зу" кричать не умею!"
        1. +1
          1 октября 2025 23:20
          Зозуля- это происходное от древнеславянского название, сохранилось в украинском и белорусском (зязюля) языках. Кукушка- это скорее из латинского пришло (лат. Cuculus) скорее всего при Петре 1, звукоподражательное, распространено во многих языках (хотя и не во всех, например gøg- датский)
  2. -4
    1 октября 2025 04:55
    По виду так чисто немецко-фашистский литак, только балкенкрейца на фюзеляже не хватает.
    1. +2
      1 октября 2025 10:31
      Цитата: Владимир_2У
      По виду так чисто немецко-фашистский литак, только балкенкрейца на фюзеляже не хватает.

      Да, как то подспудно напоминает Физелер Fi 156 «Шторх» если стабилизатор на фюзеляж перенести. Данные в статье характеристики не очень корректны , максимальный взлетный вес 150 и дальность 2100. это с учетом боевой нагрузки мотоцикл, не проедет он 2100 даже с двумя заправками.
      1. +1
        1 октября 2025 12:17
        Да, как то подспудно напоминает Физелер Fi 156 «Шторх» если стабилизатор на фюзеляж перенести.

        Больше похож на Сталь-2 КБ Путилова, чем на Шторх.
  3. +4
    1 октября 2025 08:57
    Украина давно сталкивается с нехваткой вооружений различных классов и пытается компенсировать её за счёт массового внедрения беспилотных летательных аппаратов. В частности, производятся БПЛА с большой дальностью полёта, при помощи которых осуществляются террористические атаки российских объектов.
    ИМХО, просто там вояки не такие инертные.
  4. +7
    1 октября 2025 09:13
    Очередная статья успокоение, сказ про то, что это нам не страшно, это нам по плечу, всё идёт по плану.
    1. 0
      2 октября 2025 12:53
      это нам не страшно

      А вам очень страшно?
      Ручки уже заламываете?
      "Усе пропало" кричите или "долой режЫм"?
  5. +5
    1 октября 2025 09:58
    Как показала практика, даже содействие зарубежных структур при организации ударов даёт весьма ограниченные результаты

    Такие ограниченые результаты что просле приелта по всем нашим НПЗ где от "обломков бпла был пожар" бензин каждый день дорожает чуть ли не на рубль
  6. 0
    1 октября 2025 10:22
    «Зозуля» по своему облику или заявленным характеристикам принципиально не отличается от других украинских разработок своего класса. Соответственно, оно должно иметь то же сочетание плюсов и минусов, а также близкие боевые характеристики и эффективность. При этом имеется преимущество перед некоторыми образцами в виде повышенной дальности полёта.

    Бросилось в глаза наличие шасси с обтекателем. Не просто так решили оставить его в полёте, не сбрасывая. Зачем камикадзе шасси ? Полёт ведь в один конец. Очевидно, только для промежуточной посадки. Не она ли обеспечивает большую дальность?
    1. 0
      1 октября 2025 18:38
      Ни "Бобер" ни "Лютый" шасси не сбрасывают также.
      1. 0
        1 октября 2025 19:18
        Цитата: Анатолий_4
        Ни "Бобер" ни "Лютый" шасси не сбрасывают также.

        Мне попадались фото, где они на чём-то вроде тележек.
  7. +3
    1 октября 2025 14:50
    Раньше автора можно было узнать по первым двум абзацам. Тут новый уровень, знаешь уже автора с заголовка )
  8. +2
    1 октября 2025 19:37
    Ответим на новую угрозу с заранее предсказуемым результатом, статьей с заранее понятными выводами.
  9. kig
    0
    1 ноября 2025 04:15
    Опыт последних месяцев показывает,

    Этот опыт показывает, что бороться с такими зулями мы толком не можем. Примеров сколько угодно, а результат на бензоколонках. Но нас уверяют, что все идёт по плану.
  10. 0
    10 ноября 2025 05:28
    Не понимаю, почему наши не сделают компактный дрон с движком от мотокосы с миной ТМ-62 как герань, но поменьше размером, можно на 200 км запускать, и тысячами. Цена по 100 тыс рублей за единицу, вот бандеровцы в два раза выше чем сейчас прыгали бы laughing