Как ИИ пытался анализировать кадры с бойцом в «антитепловизионном» плаще

15 406 45
Как ИИ пытался анализировать кадры с бойцом в «антитепловизионном» плаще

Дроны стали одной из неотъемлемой составляющей в украинском конфликте. Они массово применяются и Вооружёнными силами России, и противником. Причём их вездесущий характер кардинально меняет сами подходы и к обороне, и к наступательным действиям.

Практически любое движение личного состава и техники «срисовывается» дроноводом, причём сам дрон может быть как «просто» разведывательным, так и разведывательно-ударным (РУД).



Важнейшее значение в связи с этим приобретают средства маскировки. Один из вариантов для маскировки личного состава – специальные маскирующие плащи.

На кадрах демонстрируется «работа» такого «антидронового» плаща. Бойца на кадрах, получаемых с камеры БПЛА, действительно, практически невозможно разглядеть. Плащ используется для маскировки фактически от любых систем ночного видения (не только тех, что на дронах).


Для анализа кадров нами были использованы несколько доступных систем искусственного интеллекта, которые на выходе выдавали различные описания. Но ни одно из них не соответствовало тому, как если бы нейросеть обнаружила второго человека. Наиболее приближённый вариант с описанием от ИИ выглядел так: «Тепловизор с воздуха определил наличие человека на местности рядом с машиной». Когда ИИ получал вопрос, сколько людей на видео, то лучший ответ был таким: «Сначала один, потом двое». Следующий вопрос для ИИ: «Откуда на видео взялся второй человек?» Ответ, граничащий с гениальностью: «Он появился на 8-й секунде». И не поспоришь…


Другими словами, используемый антитепловизионный плащ эффективен. И если даже противник изыскивает возможность использования БПЛА, камера которого оснащена ИИ (или как минимум в «аппаратной» искусственный интеллект используют для анализа передаваемого с БПЛА потокового видео), то вероятность обнаружения «нейронкой» бойца, скрытого под таким плащом, крайне низка. Ещё ниже она, если анализ потокового видео производит человек. Правда, важная деталь: если дрон с ИК-камерой не оказался на слишком близком расстоянии (порядка 100-150 м).

Что немаловажно при использовании такой маск-накидки, так это то, чтобы она как можно меньше соприкасалась с телом человека. Любой контакт будет добавлять тепловую сигнатуру. Поэтому распространённый вариант ношения такого плаща для скрытности от дрона с тепловизором – «на рюкзак» за спиной или же на несколько слоёв одежды с хорошей термоизоляцией. Зачастую такой плащ изнутри покрывают теплоотражающей подкладкой в варианте «Коламбия».

Однако такой плащ в любом случае нагреется через некоторое время. Поэтому его эффективность высока в течение нескольких минут, чего вполне может хватить, например, для перехода через просеку, дорогу или участок местности в городе. Разгуливать в нём часами не имеет смысла.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    30 сентября 2025 20:59
    Разгуливать в нём часами не имеет смысла
    И не сможешь - "теплак" ловится очень быстро.
    1. -2
      30 сентября 2025 21:29
      Цитата: Алексей_12
      И не сможешь - "теплак" ловится очень быстро.

      Есть материалы которые плохо проводят тепло, имеют высокую теплоемкость и быстро отдают тепло. при этом не пропускают инфракрасные лучи. обычное стекло из таких например. Т.е. 2 бойца делают стеклянный мангал и можно ночью спокойно путешествовать под любыми дронами ()))
      1. BAI
        +1
        30 сентября 2025 22:12
        при этом не пропускают инфракрасные лучи. обычное стекло из таких например. Т.е. 2 бойца делают стеклянный мангал

        Стеклянный мангал известен всем дачникам. Называется теплица. Внутри, летом, до +60 температура доходит
    2. 0
      1 октября 2025 07:36
      Статья конечно полезная, но есть одно НО. Ещё полгода назад прошло сообщение что на вооружение всу и их бпла поступили теплаки и видеокамеры способные легко распознать и человека или технику под антитепловизионными пончо и накидками. Враг не дремлет, гибко и быстро реагирует и находит технические решения и быстро внедряет в войска.
  2. 0
    30 сентября 2025 21:00
    Всё не так просто ! "Антиинфракрасные" накидки (костюмы) будут совершенствоваться ...хотя бы "до поры,до времени" ! Вспомним бронежилеты ! Сначала были просто "бронники" ... затем пришлось добавлять амортизирующие и охлаждающие подкладки ! Так и тут ! Придётся добавлять "охлаждение" ! А что касаемо "до поры,до времени", так для "моноспектральных " защитных накидок "век не долог" ! Уже сейчас необходимо разрабатывать "биспектральные" ("мультиспектральные") защитные накидки !
    1. +2
      30 сентября 2025 21:13
      Добавить охлаждение laughing звучит красиво но на практике сложно реализуемо, очень сложно реализуемо.
      1. -1
        30 сентября 2025 21:18
        Цитата: AVA77
        на практике сложно реализуемо, очень сложно реализуемо.

        Согласен ! Но для бронежилетов всё же делали ! Пусть в ограниченном количестве, но делали !
      2. +4
        30 сентября 2025 22:22
        Цитата: AVA77
        Добавить охлаждение звучит красиво но на практике сложно реализуемо, очень сложно реализуемо.

        Ну почему бы не сделать "резиновых солдат" которых видно в тепловизор. Пусть лупят по ним. Ведь применяли для обмана снайперов "куклы" в виде военнослужащих. По моему это проще, чем делать охлаждение.
      3. +3
        1 октября 2025 01:19
        Цитата: AVA77
        Добавить охлаждение

        У космонавтов есть такое:
        Костюм водяного охлаждения (КВО) — костюм для регулирования температуры космонавта и внутреннего пространства скафандра при выходе в открытый космос.
        Хотя это устройство чаще всего ассоциируется с космическими скафандрами, оно также используется в местах, где охлаждение на открытом воздухе трудно или невозможно достичь — например, при пожаротушении, при работе на сталелитейном заводе или хирургами во время длительных или напряжённых процедур.
        Сам костюм представляет собой сетчатый комбинезон из трикотажного полотна. Это позволяет пропускать воздух к телу человека. Костюм пронизан сетью тонких пластиковых эластичных трубочек, по которым циркулирует вода. Вода обладает высокой теплоёмкостью, поэтому её требуется совсем немного, чтобы снять большое количество теплоты. Таким образом, насос может иметь незначительную мощность. Этот костюм подключается к радиатору скафандра, образуя замкнутую систему, по которой циркулирует вода, насосу и регулятору. Космонавт сам регулирует температуру и подачу охлаждающей воды по своим субъективным ощущениям. Если он занят и не может отвлекаться, то подачу воды регулируют автоматы.

        На Авито такой продавался за 25 тр.
        1. +1
          1 октября 2025 03:29
          А отводимое от радиатора скафандра тепло тоже накидкой маскировать. laughing
          1. 0
            1 октября 2025 12:46
            Цитата: AVA77
            А отводимое от радиатора скафандра тепло тоже накидкой маскировать

            Вот, кстати, интересный вопрос, куда и как отводится тепло в космосе – там, кроме излучения других вариантов нет, при этом излучателей на скафандрах не просматривается.
            1. 0
              1 октября 2025 14:33
              Ка кто, так.
              https://dzen.ru/a/XteW8q4okEWLvFaS
              1. +1
                1 октября 2025 17:17
                Цитата: AVA77
                Ка кто, так

                Да, как-то так, но всё равно не совсем понятно.
        2. 0
          1 октября 2025 09:35
          У водолазов наоборот. Такие же трубочки, но пропускают теплою воду. Подают с поверхности по шлангу, рядом с шлангом для воздуха.
          1. +1
            1 октября 2025 12:47
            Цитата: stankow
            У водолазов наоборот. Такие же трубочки, но пропускают теплою воду

            У космонавтов тоже можно греться – система в обе стороны работает.
      4. +1
        1 октября 2025 04:50
        Охлаждать надо не человека, а плащ. Человеку не надо давать перегреваться. Надо под плащ поддевать не тёплые вещи, а сшитую из металлических (из тонкой нержавейной проволоки) мочалок [продают для чистки посуды] "шубу". А плащ проще всего охлаждать ветром (учитывать погоду при вылазках).
        1. 0
          2 октября 2025 00:19
          Да просто на каркасе из проволоки сделать, чтобы под ним свободно воздух циркулировал.
          1. 0
            3 октября 2025 03:53
            Однако жёсткая клетка может помешать в критической ситуации ! Нужно что-то более гибкое, и то, что можно легко-быстро снять. Это может быть похоже на стёганый тягиляй из бязи (или другой воздухопроницаемой ткани), заполняемый спиралями из пружинной (желательно нержавеющей) проволоки. (Теплопроводность нержавейки существенно меньше, чем углеродистой стали). Как эрзац можно нарезать спирали из пластиковых бутылок, но долго служить они не будут.
  3. +7
    30 сентября 2025 21:00
    Искуственный интеллект - он больше искуственный, чем интеллект. Это программа.
    1. 0
      30 сентября 2025 21:21
      он настолько естественный, насколько этому понятию соответствует обучающий набор данных
    2. -1
      30 сентября 2025 22:31
      Цитата: belost79
      Искуственный интеллект - он больше искуственный, чем интеллект. Это программа.

      Понятно,что "интеллект" название условное.
      Человека тоже после рождения начинают "программировать" .Принципиальная разница,на мой взгляд,это способность к самообучению и принятие не линейных решений,которые не заложены "программой".
      А так да, примитивный,но всё же "интеллект".


    3. 0
      30 сентября 2025 23:45
      искусанный интеллект. это имитация ИИ...лапша...узко ограниченная программа с четкими алгоритмами и не более.
      1. 0
        1 октября 2025 02:08
        А в чём отличие, того же оператора дрона,у которого есть список приоритетных целей от дрона в который заложен тот же список приоритетных целей?
        Что в первом случае,что во втором ,этот список оба получают со стороны request
        1. 0
          4 октября 2025 18:15
          в том, что оператор много о себе думает. А нейросеть не думает вообще) у нее нет рефлексии, как обязательной подсистемы.Есть только набор данных на входе и набор данных на выходе
      2. 0
        4 октября 2025 18:14
        большинство современных систем, именуемых "ИИ" - это нейросети с весьма нечеткими алгоритмами
  4. 0
    30 сентября 2025 21:03
    Хм, а плащик то работает. good
    Вопрос только в том, как скоро смогут наладить их производство и закрыть потребности армии. Как ни крути, а их надо шить в количестве с шестью нолями. winked
    1. +1
      30 сентября 2025 23:19
      Всех, к сожалению не закроем, но шьют. Даже одна жизнь нашего солдата, стоит того, чтобы шить.
  5. +2
    30 сентября 2025 21:13
    БПЛА с ИИ-наведением обманывать можно (и нужно) ,пока ИИ туповат ! Методы: Маскировка и имитация ! ( Подробно об этом распространяться не буду...пока ! )
  6. +2
    30 сентября 2025 22:04
    Цитата: topol717
    при этом не пропускают инфракрасные лучи. обычное стекло из таких например.

    Стекло задерживает ультрафиолет! Никогда не были на солнце в закрытой машине?!
    1. +2
      1 октября 2025 04:41
      Стекло [хорошо] пропускает видимый свет. Всё остальное (если это не "спецстекло") - как получится. В "закрытую машину" стекло пропускает видимый свет. Наибольшая часть лучистой энергии Солнца, достигающей поверхности Земли сосредоточена в видимом спектре. Так-что "греют" любые лучи, даже гамма-излучение. А миф, что "тепло переносится нфракрасными лучами" распространяется физиками-недоучками.
      Правильно сказать "инфракрасные лучи ни на что более негодны, кроме переноса тепла".
  7. BAI
    +1
    30 сентября 2025 22:10
    Скоро в снаряжении солдат появится охлаждающей аэрозоль
    1. +2
      30 сентября 2025 23:22
      Огнетушитель углекислотный с собой носить?
      1. 0
        2 октября 2025 00:33
        Больно суровый вариант. Будет очень холодное облако, если тепловизор на это настроить то тоже весьма заметно. Тут бы возможно смачиваемый водой тканевый плащ поверх изоляции как раз в меру охлаждался.
  8. 0
    30 сентября 2025 22:17
    Плащ-невидимка наконец придумали в 21 веке
  9. +3
    30 сентября 2025 23:11
    ИИ не существует, это просто набор автоматических алгоритмов, созданных человеком и обрабатываемый с помощью процессоров. Это просто быстрый способ обработки похожих сигнатур, не более. Когда ИИ сможет угадать утреннее настроение вашей жены и приготовить то, о чем она думала вечером, может тогда ....... но нет.
    1. +2
      30 сентября 2025 23:19
      -Когда ИИ сможет угадать утреннее настроение вашей жены и приготовить то, о чем она думала вечером, может тогда ....... но нет.-
      ================
      Жена его быстро сломает! Ей конкуренты не нужны в управлении мужчинами!
      1. +1
        30 сентября 2025 23:20
        тогда ИИ, вообще не интеллект, однозначно. laughing
        1. -1
          1 октября 2025 00:53
          Жена- это главный ИИ Интеллект, но не всегда положительный...
          Это же надо было так сообразить в древние века, что если мужика угостить дармовым сорванным без спроса в чужом саду яблоком, то, получатся...дети, маленькие человечки, которые быстро вырастут...
    2. +1
      1 октября 2025 02:27
      Интересно, а ГСН на ракете стрела-2 из 1968 года тоже наверно ИИ, она ведь цель распознавала и удерживала? И луноходы садились сами в соответствии с командами приборов, а не по строго заданной программе, тоже наверно ИИ recourse
      1. 0
        1 октября 2025 03:32
        Цитата: alexoff
        Интересно, а ГСН на ракете стрела-2 из 1968 года тоже наверно ИИ, она ведь цель распознавала и удерживала? И луноходы садились сами в соответствии с командами приборов, а не по строго заданной программе, тоже наверно ИИ recourse

        Как я вижу,в первую очередь,вопрос в том что считать "интеллектом". what
        Чемпионы мира по шахматам, больше не проводят серии с ПК.Ибо результат очевиден.
        Хотя и тех и других,в своё время обучали люди.
        1. 0
          1 октября 2025 17:13
          Ну а отказ от соревнования в скорости счета произошел должно быть в 17 веке, когда Паскаль сделал свой арифмометр. А убивать зверя не зубами и кулаками, а острыми палками люди начали не одну сотню тысяч лет назад. Но тогда не было акций и новостей, потому никто не трезвонил на каждом углу про искусственный кряк или искусственный счёт, которые перевернут мир вверх дном. Хотя мир тогда заметно изменился winked
  10. +2
    1 октября 2025 07:22
    Смешно.
    ИИ надо натаскивать - обучать - на конкретные задачи. Долго и вдумчиво - почитайте, какие деньги дают специалистам по обучению ИИ при переманивании из компаний.
    А вы - попробовали несколько общего вида ИИ wink laughing
    1. 0
      2 октября 2025 00:26
      Совершенно верно. Доступные ИИ из интернета, способные описать картинку, и специализированные ИИ для распознавания целей - разные программы. Ему не надо отвечать откуда взялся человек, он либо сможет различить едва видимый контур движущейся цели без четкой тепловой сигнатуры, либо не сможет. Именно для этого его обучают и больше ни для чего.
  11. 0
    1 октября 2025 12:15
    ИИ нужно долгое время обучать распознаванию в конкретных задачах, нужны сотни людей "массовки" чтобы они часами ползали и ходили по полигону при разных типах погоды в этих пончо, накидках и плащах. Тогда можно будет сделать вывод. Ну или изобретать "сильный ИИ" так между делом, а пока пончо вроде успешно работают с обеих сторон
  12. 0
    1 октября 2025 13:23
    Раньше под доспех летом надевали поддёвку из сетки, связанную из толстых нитей.
  13. 0
    2 октября 2025 17:16
    Необходимо модернизировать в плащь систему охлаждения