Танки и артиллерия в Росгвардии

13 498 116
Танки и артиллерия в Росгвардии
Танк Т-90 из состава 116-й отдельной бригады особого назначения


В последние годы в частях и подразделениях Росгвардии вновь появились танки и ствольная артиллерия разных типов. С помощью таких вооружений и техники удалось существенно улучшить огневую мощь и общие боевые возможности подразделений. Сейчас такой потенциал активно используется в рамках Спецоперации и помогает достижению общих целей.



В отдалённом прошлом


Внутренние войска из состава министерства внутренних дел в прошлом располагали значительным парком бронетехники и артиллерии разных типов. В частях имелись танки, бронетранспортёры, разведывательно-дозорные машины и т.д. Также на вооружении состояли буксируемые орудия и миномёты, зенитные установки и другое вооружение. Ввиду специфики службы и эксплуатации, ВВ имели в основном более старое вооружение, чем армия.

В середине двухтысячных годов руководство страны пересмотрело роль и задачи внутренних войск. По результатам этого процесса, с их вооружения сняли танки, основную часть артиллерии и ряд иных систем. Более не нужные изделия списывались и передавались вооружённым силам. Пригодные для дальнейшей эксплуатации образцы поступали на вооружение строевых частей.

В 2016 г. на базе ВВ и других структур была создана Федеральная служба войск национальной гвардии. Она в основном унаследовала организационно-штатную структуру и оснащение внутренних войск. При этом сохранялась прежняя логика развития и продолжались ранее начатые процессы перевооружения.


Боевая работа танкистов

По состоянию на начало двадцатых годов в частях Росгвардии имелся достаточно крупный и разнообразный парк бронетехники. На вооружении имелись бронетранспортёры, в основном последних моделей, некоторое количество боевых машин пехоты, а также целый ряд бронеавтомобилей с разными особенностями. Бронемашины разных типов были распределены между всеми основными линейными подразделениями.

Артиллерия на тот момент не развивалась. В полках и бригадах оперативного назначения имелись миномётные дивизионы. На их вооружении состояли 120-мм носимые / возимые миномёты. Другие ствольные или реактивные системы в Росгвардии отсутствовали.

Усиление частей


С февраля 2022 г. Росгвардия принимает активное участие в Спецоперации по защите Донбасса. Её части и подразделения неоднократно принимали участие в боях на передовой, а кроме того, они отвечают за охрану тыла и коммуникаций. При решении поставленных задач части использовали имеющиеся средства и технику, но в дальнейшем их парк существенно изменился.

На разных участках фронта гвардейцы не только уничтожали технику и вооружение противника, но и брали их в качестве трофеев. Уже в марте-апреле 2022 г. стало известно, что они захватили и приняли в эксплуатацию некоторое количество украинских танков и артиллерийских систем, как буксируемых, так и самоходных.

Частям удалось довольно быстро решить проблему организации эксплуатации трофеев. Так, экипажи и расчёты составили из гвардейцев, проходивших службу в вооружённых силах с соответствующими специальностями. Кроме того, армия помогла с обучением. В результате Росгвардия получила существенный прирост огневой мощи.


Трофейная САУ 2С3, апрель 2022 г.

В дальнейшем парк трофейных вооружений и техники постоянно рос. Кроме того, появлялись сообщения о передаче танков и других изделий из армии. Была организована необходимая логистика, обеспечивающая поставку боеприпасов и запчастей. По итогам этих процессов, уже в 2023 г. Росгвардия приобрела новые боевые возможности.

Принимаются меры


В этот период были сделаны важные выводы и приняты соответствующие решения. В середине 2023 г. руководство ФСВНГ заявило о намерении восстановить полноценные танковые и артиллерийские подразделения в составе существующей структуры.

Тогда упоминалось, что подобные вопросы уже обсуждались на уровне военного и политического руководства страны. Дооснащение частей Росгвардии предполагалось проводить, исходя из имеющихся финансовых и иных возможностей. Подробные планы поставок требуемых систем и изделий, по понятным причинам, не раскрывались.

Тем не менее, в 2023 г. количество сообщений и отчётов о боевой работе гвардейцев-танкистов и артиллеристов не сокращалось. При этом стало известно, что подобные подразделения уже имеются в составе нескольких полков и бригад Росгвардии, задействованных в Спецоперации.

Через несколько месяцев был решён вопрос полноценного обучения боевых расчётов и экипажей. Со следующего года учебные заведения Росгвардии должны были возобновить подготовку танкистов и артиллеристов. В ближайшие годы первые выпускники с такими специальностями пополнят личный состав частей.


Орудие Д-30 Росгвардии на огневой позиции

Важно отметить, что все преобразования осуществляются на фоне участия Росгвардии в текущей Спецоперации. Это способствует быстрой наработке опыта, который затем может оперативно использоваться при составлении или корректировке планов. Такой подход к организации позволит получить наилучшие результаты при минимальных затратах времени и сил.

Новые силы и средства


Полная и точная информация об усилении частей Росгвардии артиллерией и танками пока отсутствует. Однако доступные данные позволяют примерно представить, как проходит этот процесс и к чему он привёл за прошедшее время.

По имеющимся данным, новые танковые и артиллерийские подразделения появились в нескольких существующих соединениях. Например, в официальных новостях от ФСВНГ регулярно появляются танкисты 116-й отдельной бригады специального назначения. Соединение, известное как «Стальная бригада», было сформировано в 2023 г. и с тех пор действует непосредственно на фронте, внося вклад в разгром формирований противника.

Основную часть танкового парка Росгвардии составляют боевые машины Т-72 и Т-90 нескольких модификаций, в основном поздних. Кроме того, в 2022-23 гг. трофеями гвардейцев становились украинские Т-64. По понятным причинам, эксплуатация некоторых трофеев сталкивается с ограничениями, и основная роль остаётся за танками отечественного производства.


Численность танков в Росгвардии неизвестна. Каждое соединение с танковым подразделением может иметь до нескольких десятков бронемашин. При этом по общему количеству техники они уступают частям сухопутных войск.

В составе бригад и полков сохранились существующие миномётные дивизионы, вооружённые 120-мм возимыми / носимыми системами. С недавнего времени их дополняют подразделения с иным оружием. В этих батареях и дивизионах эксплуатируются 122-мм буксируемые орудия Д-30, а также некоторые образцы трофейной самоходной артиллерии. Как и в случае с танками, численность орудий и САУ не раскрывается.

Следует отметить, что огневую мощь удалось повысить не только за счёт принятия на вооружение танков и артиллерии. Большое значение имеют средства разведки, целеуказания и корректировки. Ещё до начала Спецоперации в частях Росгвардии активно осваивались беспилотные авиационные системы разведывательного назначения. Теперь они ведут поиск объектов реального противника и помогают в бою танкистам и артиллеристам.

В процессе развития


Организационно-штатная структура и оснащение любых войск должны соответствовать их роли в обеспечении национальной безопасности и решаемым задачам. Уже в начале Спецоперации стало ясно, что Росгвардия нуждается в усилении за счёт бронетанковой техники и артиллерии больших калибров.

Первые шаги в этом направлении были сделаны в том же 2022 г., и вскоре были получены желаемые результаты. В дальнейшем руководство ФСВНГ приняло соответствующие решения, и началась полноценная перестройка и переоснащение частей. Эффективность их боевой работы выросла, а вместе с ней и вклад в общие результаты. Процесс перевооружения Росгвардии ещё не завершился, но его первые результаты уже известны, и они дают повод для оптимистичных прогнозов.
116 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +30
    11 октября 2025 04:22
    основное назначение ВНГ - изъять из МВД мобильный силовой ресурс, сконцентрировать его под руководством послушного,управляемого кадра, который исполнит приказ "фас" при подавлении внутреннего врага. Роль означенной конторы в картофельных маршах я не припомню вообще.
    1. +41
      11 октября 2025 05:09
      под руководством послушного,управляемого кадра, который исполнит приказ "фас" при подавлении внутреннего врага.
      Именно.Как же они свой народ боятся,раз танки и артиллерию придают "гвардии кардинала"..От которой толку,как показал "марш пригожина", - как от козла молока..
      1. -17
        11 октября 2025 06:55
        Марш Пригожина по любому проиграл бы. Никто из военных - ни один генерал, ни один офицер, ни один солдат - технически и физически не встал на его сторону. Никто из представителей власти - ни один губернатор, ни один мэр, ни один депутат - не встал на его сторону тоже.
        1. +15
          11 октября 2025 12:09
          Так и никто не встал у них на пути . А губернаторы начали звонить после того как Пригожин развернулся .
          1. -4
            11 октября 2025 16:46
            Уже готовились встать. Он все равно проиграл бы.
          2. +7
            11 октября 2025 17:59
            Никто не ожидал такого подлого предательства. Невоенные власти реагировали кто как успевал - перекапывали трассы, выставляли полицейские кордоны, высыпали на трассу щебень, старые шпалы, трубы, перегораживали трассы груженными фурами. Эффективность мер была низкой, Пригожинцев это не задерживало. Но реакция властей была. Я надеюсь меры были оценены и изучены, и всем было роздано по заслугам и смекалке.
            1. +2
              12 октября 2025 21:39
              Спасибо за нормальные слова.
        2. +8
          11 октября 2025 13:10
          Цитата: Жозе
          Никто из военных - ни один генерал, ни один офицер, ни один солдат - технически и физически не встал на его сторону.
          А ему это надо было? Набить морду Шойгу и Герасимову он мог и без посторонней помощи.
          1. -6
            11 октября 2025 16:47
            Власть ему надо было захватить, а не морду бить кому-то.
            1. +8
              11 октября 2025 21:04
              Цитата: Жозе
              Власть ему надо было захватить, а не морду бить кому-то.
              С чего вы взяли?
        3. +10
          12 октября 2025 01:18
          А физически в генштабе и не было генералов, одно говно!
      2. +12
        11 октября 2025 08:44
        Ну в СССР то всё было по другому - общенародное государство как никак.

        Ан нет, я что-то путаю. При подавлении антиправительственных выступлений в Новочеркасске 1-3 июня 1962 г. бронетехника и даже танки задействованы были.

        Ну а потом, в 1991 году, от всех силовых ведомствс СССР толку уже не было никакого. Ни КГБ, ни МВД, ни Советская Армия не выступили на защиту СССР.

        Не понятно, то ли государство уже было не совсем общенародное, толи ещё что. Некому оказалось защитить СССР от внутренних врагов и предателей. А всего то после 1962 года прошло 29 лет.
        1. +7
          11 октября 2025 09:37
          Цитата: АлександрА
          Ан нет, я что-то путаю. При подавлении антиправительственных выступлений в Новочеркасске 1-3 июня 1962 г. бронетехника и даже танки задействованы были.

          Вы ничего не путаете, просто "это другое".
        2. +5
          12 октября 2025 12:39
          Цитата: АлександрА
          ... бронетехника и даже танки задействованы были...

          Ничего вы не путаете, там еще боевые самолеты дальней авиации и подводные лодки задействованы были. lol

          Цитата: АлександрА
          Ну а потом, в 1991 году, от всех силовых ведомствс СССР толку уже не было никакого. Ни КГБ, ни МВД, ни Советская Армия не выступили на защиту СССР.


          Цитата: АлександрА
          Не понятно, то ли государство уже было не совсем общенародное, толи ещё что.


          Принцип функционирования вертикали власти - "начальству виднее" и принцип существования труса-единоличника - "моя хата с краю" сработали одновременно и неотвратимо. В 1993 году народ от голода проснулся, но было уже поздно - гангрена предательства Родины уже распространилась на весь организм силовых структур - особо хорошо проснувшихся расстреляли из КПВТ.
        3. +2
          12 октября 2025 22:19
          общенародное государство мог придумать только больной на голову человек. ЛЮБОЕ государство является классовым и занимается силовым подавлением подчиненных классов по определению
          1. +5
            13 октября 2025 01:10
            "Пролетарское государство будет превращаться постепенно, по мере успехов социалистического строительства, изживания капиталистических отношений и исчезновения капиталистов, в государство общенародное" Михаил Иванович Калинин, 1926 год, статья "Что делает Советская власть для осуществления демократии"
            1. +1
              13 октября 2025 01:15
              демократия аналогично государству никогда не бывает никакой, кроме как классовой. Соображения 1926 года могут быть абсолютно любыми, однако к марксизму они отношения не имеют, что Союз доказал своим примером
              1. +4
                13 октября 2025 01:22
                В отечественной истории неоднократно случалось: "Хотели как лучше, а вышло как всегда". То что творческий переосмысливая основоположников марксизма из века XIX можно преуспевать и в веке XXI демонстрирует, к примеру, современная КНР.
      3. +4
        11 октября 2025 13:09
        Цитата: Walrus
        Как же они свой народ боятся,раз танки и артиллерию придают "гвардии кардинала"
        Если структура выполняет армейские задачи, то должна иметь и армейское оснащение.
        Численность танков в Росгвардии неизвестна.
        Вот это офигенно, конечно. Порядок в танковых войсках.
      4. +4
        11 октября 2025 18:47
        Об этом красноречиво говорит тот факт, что их численность до СВО была почти в 2 раза больше СВ РФ.
        1. +3
          11 октября 2025 23:16
          Это неправда, много раз обсуждался вопрос. К тому же некорректно включать в сравнение СОБРы, ОМОНы, ФГУП "Охрана", которые являются чисто правоохранительными органами.
      5. +3
        13 октября 2025 16:12
        Пугает конечно, но лично я не думаю что оно поможет, всех то не скупишь, всяко найдутся те кто поймёт про применять вот такое против "внутреннего врага" позор полный. Тем более в нашей стране, с нашей историей то уж военные то должны знать что такое к хорошему не приводит. Культурный то уровень просел конечно, но всё таки ещё явно значительно выше, чем в тех же США, где как раз в конце 60ых бунты в чёрных гетто давили танками и пулемётами, которые, по заявлениям политиканов "несли мир".
      6. +3
        17 октября 2025 19:20
        Кипящий котёл никогда не закрывают плотно. Может рвануть. С открытой крышкой никогда.
        Ну и кто был прав? Командующий фсвнг или те кто хотел преградить Пригожину путь на Москву? И устроить бойню.
    2. +20
      11 октября 2025 07:57
      В первую очередь вооружают армию чечни. У них не было тяжелого вооружения ,теперь есть и официально. Потом опять будут вопросы- а кто это сделал? У них только так называемых "ахматов" 12-15 , я замучился считать, и все внг.
    3. +3
      12 октября 2025 21:48
      ВВ уважаю.
      А вот зачем НГ танки и артиллерия, это уже другое.
      Наверное в соответствии с поставленными задачами.
  2. +11
    11 октября 2025 06:00
    Цитата: Pandemic
    основное назначение ВНГ - изъять из МВД мобильный силовой ресурс, сконцентрировать его под руководством послушного,управляемого кадра, который исполнит приказ "фас"
    В МВД сидит такой же послушный и управляемый кадр. Иначе не могло и быть wink
    1. +5
      11 октября 2025 06:47
      [quote=Schneeberg [/quote]В МВД сидит такой же послушный и управляемый кадр. Иначе не могло и быть wink[/quote]
      Да такое даже в страшном сне невозможно представить, чтобы власть потерпела наличие непослушной и неуправляемой силовой структуры.
      1. +1
        11 октября 2025 06:52
        Тут другой постулат-чем больше, тем лучше!
      2. +5
        11 октября 2025 07:13
        Власть, увы, тогда сама подставилась, в нарушении своих собственных законов создав незаконную военную организацию. Ибо юридически у нас никто не отменял статьи УК за создание НВФ и за наёмничество.
        1. -1
          11 октября 2025 21:44
          Цитата: Жозе
          Власть, увы, тогда сама подставилась, в нарушении своих собственных законов создав незаконную военную организацию. Ибо юридически у нас никто не отменял статьи УК за создание НВФ и за наёмничество.

          Спорное утверждение. Да, у нас нет ЧВК, но у нас работает закон о ЧОП, который при "правильной рихтовке некоторых положений" вполне себе позволяет быть почти ЧВК. Ну-у вот заключил начальник ЧОПа договор с государством, что будет охранять его интересы за деньги и что тут не так? Шестой разряд с оружием. Перечень допустимого оружия нарушен? Ну-у так его честно у нарушителей отбили, просто сдать не успели, выпишите штраф))) Есть закон, есть интерес и они существуют параллельно, пока баланс не нарушен, а как только одно начнёт превалировать над другим, то тут возникает конфликт интересов и одного из двух выключают из этой схемы. А вот "стабильности" таки да, нет yes
      3. +1
        14 октября 2025 10:03
        даже в страшном сне невозможно представить, чтобы власть потерпела наличие непослушной и неуправляемой силовой структуры.

        кадыровские отряды как-то терпит
        1. 0
          14 октября 2025 16:03
          Цитата: слава1974
          даже в страшном сне невозможно представить, чтобы власть потерпела наличие непослушной и неуправляемой силовой структуры.

          кадыровские отряды как-то терпит

          А кадыровские отряды с властью не конфликтуют.
          Кадыров: - "Я пехотинец Путина"
          Путина это устраивает. Поэтому многое ему позволяет. Мало того, он пошлет Кадырова, в случае чего, нас усмирять.
          В свое время Янукович надеялся использовать зарождающееся бандеровское движение в своих интересах, да не вышло. Как бы с Путиным такое не случилось.
  3. +6
    11 октября 2025 07:07
    В 80-е годы ВВ можно условно разделить на 3 части. Одна - это были "голубые дивизии" (специальные моторизованные части милиции), занимавшиеся содействием милиции и носившими форму милиции, хотя служили там обычные солдаты-срочники. Другая - конвойные войска по охране и конвоированию заключённых. Третья - охранные войска по охране важных государственных объектов и специальных грузов. Была всего одна часть оперативного назначения, предназначенная для подавления мятежей, восстаний и массовых беспорядков - дивизия Дзержинского. В 90-е создали кучу частей оперативного назначения, при этом в конце 90-х конвойники ушли в Министерство юстиции и туда больше не призывали срочников - но в той же Чечне всплыла проблема. Замкнутость системы породила широкий протекционизм, и в результате на многих командных должностях в оперативных частях (которые часто использовались как обычная пехота) долгое время были бывшие конвойники. В военном деле при этом весьма мало соображавшие. Сейчас ситуация конечно уже не та.
    1. +6
      11 октября 2025 07:19
      Была всего одна часть оперативного назначения, предназначенная для подавления мятежей, восстаний и массовых беспорядков - дивизия Дзержинского
      ,,,СМВЧ хоть и носили форму милиции,задачи стояли теже что и перечисленные выше(как и ОДОН)
      1. +7
        11 октября 2025 07:42
        ,,,я проходил службу в такой части. Батальон имел взводную систему,урезанного состава по 10-11ч взвод. На вооружении БТР,БРДМ,Уралы и Уаз. АКС,СВД,АГС. ПР,шлем Сфера,шлем армейский,бронежилет модуль 3м,щиты.
        Учебка 4 месяца КПО(командир патрульного отделения) огневая,физо,тактика. Стрельбы на полигоне дневные 2 раза в неделю,ночные 1 раз ,стрельба автомат,свд,гранатомет,метание боевой ргд. Марш на полигон пешем порядке.
        Несение службы в батальоне обеспечение ООП совместно с милицией.
        Когда призывался часть бата находилась в командировке в составе сводного отряда Грозный,Старопромысловский рн.
        1. +3
          11 октября 2025 17:41
          ,,недавно прошел день СМВЧ
      2. +4
        11 октября 2025 07:49
        ОДОН всё-таки более "военная" дивизия была, чем СМЧМ. И бросали ОДОН в дела посерьёзнее - Баку, Фергана, Карабах, Тбилиси, землетрясение в Армении (там освновное у них было - борьба с мародёрством), ряд других серьёзных дел (спорные вещи 1993 года в том числе).СМЧМ всё-таки давали нагрузку полегче - футбол, концерты, фестивали, содействие ППСникам, оцепления при ЧП и т.д.
        1. +4
          11 октября 2025 07:51
          СМЧМ всё-таки давали нагрузку полегче - футбол, концерты, фестивали, содействие ППСникам, оцепления при ЧПи т.д.
          ,,это да,но бат в своей истории ездил когда начались волнения в Средней азии,а так же первая и вторая чеченская.
          Часть из которой я потом демобилизовался в Дагестан 99г отправилась.
        2. +2
          11 октября 2025 14:56
          Жозе (Евгений), уважаемый, а как же прапорщики и сержанты, что служили в СМЧМ в Риге и Таллине, и учили военной науке своих подчинённых солдат, а учебки у них были в ОДОН? В Фергану летом 1989 авиацией перебросили из Аз.ССР сборный отряд, что собирали в Красноярске-26 - совсем не ОДОН. В Коканде,с начала июня 1989 г., нёс службу сводный отряд в/ч 3217(290-й отдельный мотострелковый Новороссийский Краснознаменный полк внутренних войск МВД СССР имени Ленинского Комсомола - совсем не ОДОН), переброшенный из Закавказья. В Закавказье парни из сводного отряда несли службу в 1988-91 годах, до этого полк нёс службу в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС с 24 апреля 1986 года по май 1987 года. Правда, в 1980 году полку "давали нагрузку полегче - футбол" в Киеве в Олимпиаду-80. В том же 1980 году, в Олимпийский парусный центр в Пирита, срочники Таллинского батальона СМЧМ не допускались для несения службы. Они несли службу только в городе, а Олимпийский центр в Пирита охраняли офицеры и курсанты Таллинской специальной средней школы милиции МВД СССР...Летом 1989 г. в Ереван, из освобождённого от мирных демонстрантов и забастовщиков, мамой клянусь, да-а-а-а, аэропорт Звартноц , перебросили охранять из Минска курсантов 4 курса (вместо практики преддипломной, в УР) Минской высшей школы МВД СССР. До них, до апреля 1989 г., Звартноц охраняли парни из Львова в/ч 5443 (23-й ОСМБМ)- совсем не ОДОН. Их летом 1989 г. перебросили из Львова в Абхазию, потом в Молдавию ...Да, в июне 1989 года, в Коканде, при попытках штурма органов гос.власти, самые милые мирные узбеки, направляли трактора и пытались поджечь бутылками с бензином оцепление из курсантов Пермского высшего военного командного училища МВД СССР. Кстати, одного из руководителей города (совсем не турка-месхетинца) самые мирные демонстранты-узбеки намеривались повесить, петлю прикрепили на руку памятника Ленину.
          1. +1
            11 октября 2025 17:11
            Согласен, всё было именно так. Но тогда был период начавшегося развала страны и гасили такие ситуации в пожарном порядке чем придётся. Или например, разбился самолёт - в оцепление ставили СМЧМ, а собирать то что оставалось от трупов - курсантов пожарных училищ отправляли.
            1. 0
              11 октября 2025 18:54
              Жозе (Евгений), уважаемый, Вы про какую авиакатастрофу рассказываете, когда и где, про какое пожарное училище? Не забыли, что пожарно-технические училища в МВД СССР входили? Собирать на месте авиакатастрофы фрагменты тел погибших любой курсант мог только после того, как следователь транспортной или военной прокуратуры (в зависимости от того, чей был летательный аппарат) с прокурором-криминалистом фрагмент зафиксирует и опишет в протоколе осмотра МП, фото, кино, видеофиксацией и на схеме зафиксирует простым карандашом, а потом упакует, опечатает пакет. Бывали на месте происшествия хотя БЫ с 1 (одним) трупом? ...Пожарные на пожарах в жилых домах и при ДТП трупы выносят часто, поэтому тренировать курсанта к тому, что реально ему будет нужно за долгие годы службы в карауле (пока до звёзд больших дослужит) - очень полезно и правильно.
              1. 0
                11 октября 2025 23:02
                Я не спорю что закалять психику будущего офицера-пожарного таким способом необходимо.
                Погуглите, 27 апреля 1974 борт Ил-18 СССР-75559, разбился под Ленинградом. Детали самой катастрофы не буду конкретизировать, просто общался и со своим покойным дядей который тогда в том же отряде летал и с медработницей которая тогда в морге работала куда фрагменты тел привозили. Да, курсанты пожарки ходили вместе с прокурорами по полю и подбирали те оторванные руки-ноги-головы, а СМЧМ одна рота в оцеплении стояла, а другая в морге работала в помощь медикам санитарами как бы.
          2. 0
            11 октября 2025 17:14
            В чернобыль многих ВВ отправляли для охраны этой территории, насчёт ОДОНа там не знаю, может и их отправляли тоже.
    2. AMG
      +4
      11 октября 2025 09:56
      "Голубые дивизии " громко сказано. Просто говоря казарменная милиция (срочники), отдельными батальонами входящие в состав конвойных дивизий. Кроме ОМСДОН им.Дзержинского, оперативные части (полки) уже были в 70-х годах, например в г. Киеве, Львове. Бронетехника имелась в небольших количествах устаревших типов, например БТР-152.
      1. +1
        11 октября 2025 10:30
        Ещё спецназ ВВ был своеобразной структурой. Первоочередная цель - давить бунты в зонах.
        1. AMG
          +3
          11 октября 2025 10:38
          Этим могли и занимались линейные подразделения. Затем в дивизиях стали обучать отдельные роты. Они же должны заниматься пресечением побегов осужденных. Учебный фильм МВД СССР на эту тему-"Операция "Кактус"
          1. +2
            11 октября 2025 10:43
            Созданный при дивизии Дзержинского "Витязь" поначалу в качестве того же СОБРа по факту использовался.
            1. AMG
              +2
              11 октября 2025 10:49
              Все возможно, в зависимости от ситуации использовались любые вариации.
      2. +3
        11 октября 2025 10:36
        Скверной стороной было отношение населения и других солдат. В советское время ВВшным дембелям либо выдавали форму других войск, либо отправляли их по гражданке. Потому что в поезде другие армейские дембеля таких избивали, а вот бывшие сидельцы могли и зарезать, и из вагона выкинуть. Со стороны прочих армейцев основной негатив к краснопогонникам был от стройбата. Это неудивительно - там служило много судимых, детдомовских, побывавших в дисбате и прочего отстоя, по остаточному принципу набранного.
        1. AMG
          +1
          11 октября 2025 10:46
          Не всегда и не везде. А форму никто не выдавал , в поездах ездили как все. А кто бы посмел избить группу демобилизованных воинов чеченцев? А почему население в кризисных ситуациях зачастую кричало: "Караул! Милиция!"
          1. 0
            11 октября 2025 10:49
            Да это понятно. В основном это было, точнее, с большой вероятностью могло быть на Севере и на Дальнем Востоке - где и зон было много, и среди местного населения было полно бывших сидельцев.
            1. AMG
              +4
              11 октября 2025 10:54
              Знакомы со службой или по рассказам?
              1. 0
                11 октября 2025 10:56
                Отец старшина ВВ был, ВГО и СГ, заводы охраняли.
                1. AMG
                  +4
                  11 октября 2025 11:00
                  В обиходе были определения- "конвойники" и "промышленники". А где служил отец и в каких годах?
                  1. +2
                    11 октября 2025 11:01
                    Да, промышленники, Новосибирск, Красноярск, Норильск 1969-74.
                    1. AMG
                      +1
                      11 октября 2025 11:03
                      Спасибо за общение! Всего хорошего!
                  2. +2
                    11 октября 2025 14:49
                    В первый раз слышу о каких-то промышленниках. Всегда были спецчасти.
                    Урал, 86-88.
                    1. AMG
                      +2
                      11 октября 2025 14:55
                      "Промышленники"-части ВВ по охране особо важных объектов, а "конвойники"- охрана ИТК. На бытовом уровне.
          2. 0
            11 октября 2025 10:54
            Угу, и старались отправлять таких не по одиночке и не по двое, а по нескольку человек. И офицеры перед отправкой всех инструктировали как избегать нежелательных ситуаций.
            1. AMG
              +2
              11 октября 2025 11:05
              Проводы были как обычно в воинских частях, с выносом знамени. Уезжали группами.
              1. +1
                11 октября 2025 11:13
                У конвойников был большой процент неславян. Это делалось, чтобы снизить вероятность незаконных доверительных связей со спецконтингентом.
                1. AMG
                  +1
                  11 октября 2025 11:19
                  В процентах сказать сложно, но одна треть возможна. А в связь мог вступить любой, в не зависимости от национальности, а меру своей разболтанности.
                  1. 0
                    11 октября 2025 11:21
                    Ну на женских зонах связи бывали и самые полные) Хотя к конвоированию баб на автотранспорте солдат не допускали.
                    Знакомого в Соликамске допустили их наряд тёток везти по какой-то ошибке однажды)
                    1. AMG
                      +2
                      11 октября 2025 11:23
                      Ничего не могу сказать, информации не имею.
                      1. 0
                        11 октября 2025 11:27
                        А вот фифти-фифти) Какая-то даст (и дети от таких контактов тоже имели место быть в достаточном количестве) , а какая-то и зарежет.
                      2. AMG
                        +1
                        11 октября 2025 11:31
                        Вот чем чревато нарушение воинской дисциплины.
                      3. +2
                        11 октября 2025 11:34
                        Угу. Это не женщины, это чудовища.
        2. +2
          11 октября 2025 15:02
          Жозе (Евгений), зачем страшилки 50-ых годов прошлого века рассказывайте? Линейщики на железной дороге, по Вашему мнению, только водку пили в ЛПМ, поезда не сопровождали, с оперчастью зон, как УВД, так и "лесных" ИТУ и ГРОВД никогда и никак не взаимодействовали?
          1. Сорок с небольшим ребятенку. Т.е. по большому счету все " взаправдишние рассказы" про ужасы про ВВ и дембель в женских нарядах,этот товарищ слышал от"друга брата сестры зятя прадеда ".
            Отдельные инциденты касались любой категории демобилизованных военнослужащих всех родов войск, но он намеренно делает акцент на Внутренние Войска РФ.
            Вся его чушь про женские зоны и беспощадно изнасилованных солдатиков в краповых погонах -еще одно подтверждение отсутствия какого либо знания вопроса.
            Структурные,оргштатные и прочие изменения в ВНГ России-назрели и осуществляются в соответствии с требованиями времени. Аналогично и в других родах войск ВС РФ.
            1. +1
              11 октября 2025 16:57
              Не передёргивайте. Я нигде не утверждал, что это было повсеместно. Но негатив к ВВ особенно среди сидевших имел место быть в обществе. Не РФ кстати, а СССР. Знаю точно, что ничего хорошего не светило служившему в ВВ человеку, если потом он по каким-то причинам попадал в места не столь отдалённые. Такого там запросто могли опустить и даже сразу убить при входе в камеру. И это не сказки. Про изнасилованных солдатиков на женских зонах я не говорил. Говорил, что установление незаконных доверительных связей иногда боком выходило, и это тоже ни для кого не секрет.
              Понятно же, что ныне времена иные. И давно ушло в прошлое много той дичи, что была ещё в 80-е.
              1. Ну так и пишите про то,что знаете лично и про конкретно.
                Про то,что было уже все давно написано и к каким результатам это привело мы все сегодня уже знаем.
                Еще совсем недавно одна половина страны иссупленно разоблачала,каялась и винилась перед всем миром, а другая жила и строила свою страну в новых условиях.
                К сведению : для бывших существуют спецзоны где и сидят сотрудники правохранителных и силовых ведомств.
                Теперь про ну очень интересное : солдатики ВВ с осужденными женщинами пересекались исключительно при конвоировании последних к местам отбытия либо в суды. Так что возможность доверительного кобелирования теоретически была возможна,но при этом ничтожно мала.
                Поэтому если не в темет, то лучше не писать вымыслы и слухи,чтобы не выглядеть смешно.
                1. +2
                  11 октября 2025 17:36
                  Я, к слову, никогда к той "каящейся" части фанатов Солженицына и Резуна не относился и не отношусь.
                  Да, для БС отдельные зоны. Но именно для бывших сотрудников, а не для бывших солдат срочной службы.
                  Насчёт конвоирования женского контингента. Скажу больше, что по крайней мере к 80-м годам солдаты ВВ к их конвоированию уже не допускались. Этим занималась конвойная милиция. Просто реально помню один полусмешной случай с моим другом, когда произошла какая-то накладка и их наряд отпраили конвоировать тёток.
                  1. Исключительно в плане информации:
                    Конвоированием жд, авиа, авто и водным транспортом в 80-х годах занимались исключительно конвойные части ВВ,т.е. солдаты срочной службы под командованием либо офицеров, либо прапорщиков.
                    После передачи этих функций в ФСИН в настоящее время этим занимаются специальные управления конвоирования в этой структуре.
              2. +1
                11 октября 2025 19:12
                Жозе (Евгений), уважаемый, При СССР, похоже, с сидельцами на зонах, особенно "лесных" , Вы никогда не общались. Во-первых, при СССР была смертная казнь. Убить бывшего ВВ-ешника, который служил по призыву и род войск выбрать в военкомате не мог, только из-за того, что он бывший солдат ВВ МВД СССР - это сразу ст. 102 УК РСФСР, а это от 8 до 15 лет или смертная казнь. Получить за убийство ВВ-шника бывшего 12-15 лет, да ещё с содержанием в тюрьме первые 5 лет - это тихая смерть, например в Вологде, или во Владимире, не забывайте, что при СССР были и ШИЗО. Опустить бывшего ВВ-ешника только за то, что он срочку служил- это из не научной фантастики. В СИЗО заехал БЫ он в камеру воспитателем к малолеткам. Да и не балаболил БЫ на зоне кем срочку служил. При СССР была и отсрочка исполнения приговора , и условное осуждение, и "химия", и колонии-поселения. На зону надо было умудрится попасть бывшему солдату, первоходам был общий режим, реже - усиленный.
                1. -1
                  11 октября 2025 23:11
                  Вот мой друг, был кадровым прапорщиком "промышленником" ВВ. А службу он начинал срочником-конвойником на том самом Белом Лебеде в Соликамске в 80-е. Много чего рассказывал. В том числе и то, что если бывший служивший в ВВ попадал в МЛС и при этом даже пытался скрывать своё истинное место службы - то тюремная администрация сама сдавала такого паханам. У меня нет оснований не верить ему. Хотя повторюсь - это было в 80-е. Да и Соликамск тогда было весьма специальное место.
                  1. +1
                    12 октября 2025 15:10
                    Жозе (Евгений), уважаемый, Вы сами, с Ваших же слов, рассказывайте сказки, коими солдат-срочников ВВ МВД СССР товарищи прапорщики и офицеры пичкали. Включите, пожалуйста, Вашу светлую головушку и сказки на веру не принимайте. В СССР для начальника любой колонии -"Хозяина" самое главное - План. На многих зонах промка работала круглые сутки. Любое ЧП на зоне - лишнее внимание к "Хозяину"от вышестоящего начальства и прокуратуры. Офицеры УИН, особенно лесных, знали, что по окончании 20 календарных лет службы будет у них бесплатная квартира в тёплом солнечном краю (кроме столиц союзных республик и города-Героя Севастополь), за неё и пенсию с "северными" план выполнялся. На это работала и оперчасть, а к операм на зону приезжали опера МВД и КГБ, следователи милиции, КГБ и прокуратуры. И не знал любой "Хозяин", опера и следователи не под него ли копают, а может, под любого его подчинённого или под зека - бывшего ВВ-ешника срочника, что последним этапом пришёл. Паханы в СССР из ШИЗО не вылезали, знали, "Хозяину" начнут мешать, что-то организовать - новый срок с содержанием в тюрьме. А там, например в Вологде, где горячие горцы перевоспитывались за организацию попытки не повиновения администрации колонии, за 6 -8 месяцев: в камере-то человека 2-3 и все такие-же, дежурный по камере - по графику, сразу воровские законы забываются про уборку, про полный не контакт с администрацией или ШИЗО с пониженной пайкой, без прогулок, писем, посылок и передач, свиданий, с проблемой с отоплением, уборкой камеры самому с водичкой сильно хлорированной "для профилактики туберкулёза"...ВВ-ешник, бывший срочник, при СССР за тяжкое преступление, совершённое впервые, мог попасть только на зону усиленного режима, какие там "паханы" у первохода?! И главное, зачем его сдавать "паханам"?
            2. 0
              11 октября 2025 17:25
              Сергей Довлатов как бы со знанием вопроса писал свои произведения на эту тему, если он сам там служил, причём в конвойниках.
              1. Сергей Довлатов....???? Он не служил случайно командиром конвойного полка ,ну или хотя бы начальником караула ???
                Вы бы еще на товарища Солженицина сослались...
                Кстати, а сами вы ,если ,конечно, не секрет, в каких войсках служить изволили ?
                1. +2
                  11 октября 2025 17:38
                  Я в ПВО служил после института (офицером-"двоечником" два года).
                  1. Ну вот и славно. Полагаю,что в вопросах ПВО вы несомненно разбираетесь на порядок выше.
                    Это невероятно актуальная на сегодня тема и я однозначно снимаю шляпу перед ребятами ,которые ежедневно чистят нашенебо от всевозможной падали!
                    1. +2
                      11 октября 2025 17:52
                      А когда я служил - ПВО (я в войсковом ПВО служил) входило в клуб самых нелюбимых родов войск наряду со связистами, топографами, химиками и музыкантами)) Нас считали бесполезными дармоедами - мол, с воздуха на нас уже никто не нападёт. А я и тогда говорил - через несколько лет убедитесь в своих заблуждениях.
                2. +1
                  11 октября 2025 17:41
                  Про моё (однозначно отрицательное) отношение к Солженицыну и ему подобным я уже упомянул выше.
          2. 0
            11 октября 2025 17:17
            Работали линейщики, но понятно же что за всем не уследишь.
        3. +1
          11 октября 2025 20:41
          Цитата: Жозе
          негатив к краснопогонникам

          Мотострелки были с карасными погонами . Я лично был с такими . Может всё таки была разница ? У нас были буквы СА на погонах , а у вованов ВВ . Красные погоны СА были у подразделений мотострелковых полков, там были и артеллиристы, танкисты, саперы,связисты и пр рода войск, которые входили в этот полк, носили красные погоны, все остальные войска носили черные, у офицеров соответственно петлицы и окантовка на фуражке. У ВВ были малиновые ( краповые ) погоны с соответственной надписью.
          1. 0
            11 октября 2025 23:21
            Малиновые именно были у ВВ. Но в простонародии их называли "краснопогонники" или "краснопёрые". Точнее не в простонародии, а на уголовном жаргоне.
    3. +1
      14 октября 2025 10:17
      дивизия Дзержинского не одна оперативная часть была. Просто она самая известная.
      Оперативные полки были всегда. В конце 70-х сформированы новые бригады оперативного назначения по образу бригад быстрого реагирования на Западе ,в штате у них была рота снайперов. В мин.обороны такие появились только через 40 лет.Заточены под быструю переброску.
      В начале 90-х частей не хватало , в Чечню ездили все практически.
      1. +1
        17 октября 2025 19:30
        Назови хотя бы одну БрОН в 70-ых. Насколько я знаю первой ДОН была ДОН-100 сформированная в 1990-ом.
        1. 0
          20 октября 2025 09:44
          ОМСДОН в Реутове ,существует с 20-х годов ,практически в неизменном виде.
          Дон-100,ДОН-54,ДОН-99, организованы в конце 80-х, начале 90-х.
          брон в 70-х это в составе дивизий в национальных республиках, Узбекистан,Прибалтика ,Кавказ,Казахстан.
          ОБРОНы ,про которые я писал ,окончательно сформированы в 80-е. Точные даты найти трудно ,потому что как правило ,их переформировывали несколько раз.Кто-то день части ведет с 20-30-х годов ,кто-то с 60-х.
  4. +4
    11 октября 2025 07:28
    насчет авиации как там?
    1. +3
      11 октября 2025 07:40
      Цитата: sir Galant
      насчет авиации как там?
      ... и РВСН?
    2. +1
      11 октября 2025 07:42
      Забрали у МВД вертолётчиков и транспортников (не всех, немного оставили).
    3. Нормально. Есть эскадрильи транспортников ВНГ-Илы -76. Плюс изрядное количество вертолетов .Активно трудятся уже много лет.
    4. 0
      17 октября 2025 19:32
      Авиации в фсвнг полно. В основном восьмёрки. Но есть и транспортные вертолёты и самолёты.
  5. +6
    11 октября 2025 07:42
    Цитата: Жозе
    Марш Пригожина по любому проиграл бы. Никто из военных - ни один генерал, ни один офицер, ни один солдат - технически и физически не встал на его сторону.
    Потому что все из перечисленных вами персонажей всего лишь просто-напросто выжидали, чем это все закончится
    1. +4
      11 октября 2025 08:08
      Именно так. Более того, сам бунтарь разве пытался кого то подбить на это дело? Моет и пытался, а может и подбил, но мы не знаем. Во всяком случае местная власть не глупые, им то зачем говорить бунтарю - НЕТ? Поэтому если он с кем то и разговаривал, то я полагаю, что он в ответ услышал - ну Вы действуйте, а мы тут на местах посидим тихо, подождем, и Вам мешать не будем (и не мешали!!!), а как в Кремль въедите, то мы к Вашим услугам.
      1. +4
        11 октября 2025 08:33
        Чего морочить голову. Он попытался сделать то, что в своё время сделал Муссолини в Италии в 1922 году. Тогда дуче повёл на Рим своих чернорубашечников со всех концов Италии. Сначала их были тысячи, а через пару дней - десятки тысяч. Население приветствовало путчистов. Армия, полиция и охрана короля вообще не оказали никакого сопротивления. И в итоге Муссолини въехал в Рим и бескровно взял власть. Вот и тут Пригожин попытался сотворить нечто подобное. Не удалось.
    2. -1
      11 октября 2025 08:38
      Его уже готовились разгромить и силы для этого были. Но в итоге хватило мозгов не доводить дело до бессмысленной массовой бойни, в которой тысячи русских людей бессмысленно поубивали бы друг друга во имя непонятно чего.
    3. +4
      11 октября 2025 08:38
      "...всего лиш просто-напросто выжидали, чем это закончится"
      Нет, это не так. Пригожин прежде всего захватил штаб в Ростове-на-Дону. И предложил генералам, командовавшими боевыми действиями на Украине, перейти на его сторону. Возможно, кто-то с ним был уже в сговоре (вспомите снятие Суровкина и уголовное дело Попова), но в целом, все его послали подальше. Вот он и свернул свой Марш Справедливости, ставший Маршом Обреченных - без поддержки армии переворот провалился.
      1. 0
        11 октября 2025 09:43
        Да, чем дальше от событий, тем вольнее трактовки.

        Тогда это описывали, иногда прям в прямом эфире, совсем по другому..
      2. +3
        11 октября 2025 10:52
        Цитата: belost79
        без поддержки армии переворот провалился
        Неучастие армии во всем этом деле, является самой лучшей ее поддержкой.
  6. +1
    11 октября 2025 08:32
    Это ж 72-ка.
    Т-90 с такими башнями не выпускались никогда. Имею ввиду расположение ДЗ с щелями. Такие только 72-ки идут
    1. 0
      11 октября 2025 13:09
      нет, это типичный т-90. найдите старые статьи про этот танк. изначально был таким. легко определить по лобовой броне корпуса
  7. +4
    11 октября 2025 09:36
    А после танка надо еще придумывать задачи для ОМОНа и СОБРа, отобранных у МВД, и поэтому оторванных от оперативной информации, которую они были предназачены обеспечивать силовой поддержкой.
    И собрать абонентскую плату за вневедомственную охрану квартир и домов с мансардами.
    И проверить хранение охотничьих ружей у сибирских охотников.
    Это я вкратце какого франкенштейна со странным набором задач и подразделений создали в 16-м году.
    У меня одного впечатление о полной непродуманности очередной "реформы"?
    1. +1
      11 октября 2025 13:12
      это называется бюрократия. если её не контролировать, она разрастается как плесень. сколько новых должностей было создано, уууу :-)
  8. 0
    11 октября 2025 09:40
    да. Росгвардия никак не проявила себя при "марше справедливости".
    Но вроде и опасности особой не было.
    Все походило на обычную "Стрелку" с минобороны. А причем тогда Росгвардия?
    Когда Пригожин понял ,что разговаривать с ним никто не будет из Генштаба или Кремля, Путин его по сути кинул (Он же был его человеком, с его же разрешения и гос-денег ему поставлялось все, вплоть до самолетов), объявил мятежником, начали бомбить - он тут же все свернул. (причем ни ракеты, ни артиллерию, ни авиацию -он на марш и не тянул ,телеграф и мосты не захватывал. Танки? вроде в начале были. Потом уже нет)

    А теперь Росгвардия покажет... комуто, где их место...
    1. -2
      11 октября 2025 21:57
      что могут показать эти тыловички?)
  9. +1
    11 октября 2025 11:01
    Росгвадрии нужны "Панцири", чтобы их поставили для охраны НПЗ в рамках договоров с этими заводами.
  10. +4
    11 октября 2025 16:39
    Идея передать Росгвардии танки, тяжёлую артиллерию не от хорошей жизни, а из-за проблемы нехватки личного состава на передовой, которую решили заткнуть росгвардейцами.
    Задачи Росгвардии - охрана правопорядка в тылу, борьба с диверсантами и бандподпольем, защита инфраструктуры от диверсий и ударов противника (а т.ч. БПЛА). Им не танки нужно давать, а ПТРК, ПЗРК, мобильные зенитные группы с ЗСУ-23-2 на пикапах, дроны-разаедчики, дроны-перехватчики, МРАПы. А качестве арты вполне достаточно минометов до 120-мм и Ноны (с учётом наличия в БК высокоточных Китоловов), на колёсном ходу: НОНА-СВК, Флокс, Дрок,Горец.
    На Западе ближайший аналог Росгвардии - это жандармы и карабинеры.
  11. +1
    11 октября 2025 18:17
    Цитата: Жозе
    В 80-е годы ВВ можно условно разделить на 3 части. Одна - это были "голубые дивизии" (специальные моторизованные части милиции), занимавшиеся содействием милиции и носившими форму милиции, хотя служили там обычные солдаты-срочники. Другая - конвойные войска по охране и конвоированию заключённых. Третья - охранные войска по охране важных государственных объектов и специальных грузов. Была всего одна часть оперативного назначения, предназначенная для подавления мятежей, восстаний и массовых беспорядков - дивизия Дзержинского. В 90-е создали кучу частей оперативного назначения, при этом в конце 90-х конвойники ушли в Министерство юстиции и туда больше не призывали срочников - но в той же Чечне всплыла проблема. Замкнутость системы породила широкий протекционизм, и в результате на многих командных должностях в оперативных частях (которые часто использовались как обычная пехота) долгое время были бывшие конвойники. В военном деле при этом весьма мало соображавшие. Сейчас ситуация конечно уже не та.

    Росгвардия заменила Дзержинку...
  12. 0
    11 октября 2025 21:04
    Танки совершенно необходимы! Как без танков поддержишь конституционный порядок? Мало ли, ГосДума дурковать начнёт... десятка два-три ОФС прямой наводкой, как тогда, по Верховному Совету, и - уноси готовеньких.
    1. 0
      11 октября 2025 23:37
      Тогда, кстати, танки были армейские из состава теперь уже совсем печально известной Кантемировской дивизии, а не из состава ВВ.
  13. -2
    11 октября 2025 21:55
    Росгвардия на СВО? это где 60км от ЛБС как минимум и это в 2022 они так себя вели, сейчас под дронами за 160км ныкаются, а переданная им тяжолая техника это ослабление армии.
  14. 0
    12 октября 2025 00:17
    Цитата: Жозе
    Тогда, кстати, танки были армейские из состава теперь уже совсем печально известной Кантемировской дивизии, а не из состава ВВ.

    А то я не знаю! Конечно же, читал ...
    https://mozgokratia.ru/2020/04/kak-eto-bylo-tanki-strelyayut-po-parlamentu/
  15. +1
    13 октября 2025 09:53
    честно говоря, какой-то сюр. У нас армия ведет спецоперации, а росгвардия воюет.
    Что за странная рокировка?
  16. +1
    14 октября 2025 10:24
    Всё было у вэвэшников после начала войны в Чечне. Куликов ,когда пришел командующим ВВ ,продавил и танковый полк ,и вертолеты и артиллерию.В начале 2000-х начали все сокращать ,но артиллерийский полк в Чечне оставили ,для огневой поддержки.
    После начала СВО росгвардия участвовала во всех событиях. Показала себя с лучшей стороны. Красный Лиман осенью 2022 обороняли росгвардейцы и не отступили без приказа, в Гостомеле в десанте участвовал спецназ росгвардии, и много еще где.
    Конечно в новых условиях им нужно новое оружие. В Питере преобразовали военный институт в артиллерийскую академию ,будут теперь и специалистов сами готовить.
  17. +1
    18 октября 2025 21:08
    Самым логичным стало бы не вооружение РГ тяжёлой бронетехникой, а перевод 50% сотрудников РГ в армию на пополнение существующих подразделений и формирование новых.
    Танкисты и артиллеристы должны быть в армии, а РГ должна выполнять полицейские функции по
    обеспечению правопорядка и безопасности граждан.