Русская кровь за спасение «туманного Альбиона»

3 327 37
Русская кровь за спасение «туманного Альбиона»
Наполеон награждает офицеров в Булонском лагере орденом Почётного легиона. Художник Жан Виктор Адам


Подготовка большой войны


Англо-французская война шла уже два года (Битва за место «царя горы»). Британцы блокировали французские порты, захватывали французские суда, которые выходили в открытое море. Французы ответили блокадой английской торговли на континенте. Захватили английское владение в Германии – Ганновер. Усиливались свои позиции в Германии и Италии. Но это не давало перевеса ни одной из сторон.



В Англии боялись французской десантной армии, которая собиралась в Булонском лагере. Лучшие французские полководцы – Даву, Ней, Сульт, Ланн, Мармон, Ожеро и Мюрат командовали корпусами, призванными высадиться на туманном Альбионе. Здесь были собраны лучшие офицеры и солдаты. Сам Бонапарт уделял исключительное внимание подготовке десанта.

Выдающийся французский адмирал Латуш-Тревиль, люто ненавидевший британцев, со всей своей энергией готовил десантную операцию. Он сообщал Наполеону, что подготовлено уже почти 2,5 тыс. транспортных судов. К сожалению, в ночь на 29 августа 1804 года он внезапно скончался на своем флагмане. С учётом мастерства британских «рыцарей плаща и кинжала», вероятно, был отравлен.

Что было делать? Выхода было два. Первый — сформировать новую антифранцузскую коалицию и бросить против Франции, сорвав высадку Наполеона в Англии. Но для этого нужно было время. Австрия, разбитая Наполеоном, хотела реванша, но боялась войны. Пруссия колебалась. Россия сомневалась.

На переговоры требовалось время. Проходили месяцы активных дипломатических переговоров, официальных и неофициальных, воздействия через различные слухи и пр. Дело было сложным и медленным.

Второй выход — устранить самого Бонапарта, как русского царя Павла. Использовать французских оппозиционеров, роялистов. Но организовать прямой заговор в Тюильри (королевский дворец в центре Парижа) было сложно. Гвардия и новая аристократия были всецело на стороне Бонапарта.

Тогда британцы использовали роялистов Жоржа Кадудаля (предводитель крестьян-роялистов в Бретани) и генерала Шарля Пишегрю. Фанатик Кадудаль, обладавший огромной физической силой и переживший десятки кровавых схваток, должен был с группой соратников убить Бонапарта. Затем Пишегрю и генерал Жан Моро, соперник Наполеона, который завидовал его успеху, должны были возглавить армию и посадить на французский трон Людовика XVIII.

Заговор провалился, все трое в феврале — марте 1804 г. были арестованы французской полицией. Пишегрю был убит в своей камере. Он был задушен собственным галстуком. Моро выслали из Франции в США. Кадудаля казнили. Стоя перед гильотиной, он воскликнул: «Умрем за нашего Господа и нашего Короля!»

Бонапарт, который был сильно раздражен подпольной деятельностью британцев и роялистов, поддался на провокацию Талейрана и посчитал, что в контакте с заговорщиками был французский принц крови Луи Антуан Энгиенский. Он приказал герцогу Ровиго и Коленкуру расправиться с Энгиенским. Герцога Энгиенского схватили и в марте 1804 г. казнили во рву Венсенского замка.

Казнь герцога Энгиенского вызвала большой шум в монархических дворах и ускорила создание Третьей антифранцузской коалиции. В результате британцы добились своего. Снова подорвали мир в Европе.


«Герцог Энгиенский во рву замка Винсен», картина Жана-Поля Лорана

Третья коалиция


Глава британского правительства Уильям Питт, не считая миллионов золотых фунтов стерлингов, создавал новую антифранцузскую коалицию.

В Вене жаждали реванша. Бонапарт как хозяин вёл себя в Западной и Южной Германии, в Италии, разрушив сферу влияния Австрийской империи. Без неё Австрия превращалась во второстепенную державу. Также предоставлялся случай воевать за золото Британии.

Почти одновременно с проведением тайных переговоров с австрийцами, британцы искали союза с Россией.

Наполеон знал, что Британия ищет союза с Австрией и Россией. «Если Австрия вмешается в дело, то это будет означать, что именно Англия принудит нас завоевать Европу», — заявил он Талейрану. Бонапарт не смог дипломатическим путем разрушить создание антифранцузской коалиции. У него имелась возможность найти общий язык с Австрией, Пруссией и Россией. Возможно, хотел раз и навсегда всё решить на поле боя.

Как отмечал русский историк Альберт Манфред, Наполеон «снова вёл рискованную игру, игру на острие ножа, когда победа и поражение отделены друг от друга тончайшей гранью».

В 1804 г. и до лета 1805 г. он надеялся решить все проблемы европейской политики одним ударом – поразвив Британию. Осенью 1805 г. его главной целью стала Австрийская империя.

Русский император Александр Павлович, вступив на престол, разрушил возможность создания оси Петербург – Париж (с привлечением Берлина), которая могла похоронить проект мировой Британской империи. Он опирался на аристократическую, дворянскую и торговую партии, которые ориентировались на союз с германскими монархическими дворами и Англией. Британия тогда была главным торговым партнером России, закупая сельскохозяйственное сырьё.

За Британию также стояли «друзья» императора из Негласного комитета – Новосильцев, Чарторыйский и пр. Также сыграл роль и личностный фактор. Александр считал, что Бонапарт его оскорбил, намекая на его участие в заговоре и убийстве отца.

Таким образом, Россия и Франция не имели коренных противоречий, исторических, территориальных или экономических споров. Стратегически России было выгодно противостояние внутри Европы по линии Париж – Лондон, Париж – Вена и Берлин. Мы могли заниматься своими внутренними делами (Сибирь, Дальний Восток, Русская Америка). Решать проблемы Кавказа и Туркестана. Сделать Чёрное море «Русским озером», завершив дело Екатерины Великой: проливы Босфор и Дарданеллы, Константинополь-Царьград. Завершить воссоединение Русской земли: вернув Галицкую и Карпатскую Русь (была в составе Австрии), когда Франция разгромит империю Габсбургов.

Однако Александр поддался личным эмоциям, решил победить «корсиканское чудовище», «освободить Европу» от французского гнёта. В результате Британия получила в своё распоряжение русское «пушечное мясо».

При этом политический момент казался удачным. Британия даст золото. Против Франции выступили Англия (это финансы и господство на море, морских коммуникациях), Австрия, Неаполитанское королевство, Пруссия, которая была сильно обеспокоена самовольными действиями Бонапарта в Западной Германии. У Наполеона не хватит сил и средств, чтобы справиться с таким мощным союзом.


Наполеон коронован королём Италии 26 мая 1805 в Милане. Итальянский художник Андреа Аппиани

Петербургский договор


30 марта (11 апреля) 1805 г. в Петербурге был подписан союз между Россией и Англией, заложивший основу Третьей коалиции. Стороны обязывались привлечь к союзу Австрию, Пруссию и другие европейские державы. Секретной статьёй обе страны обязались содействовать восстановлению династии Бурбонов на французском престоле, а в Нидерландах — Оранской династии.

Союзники планировали собрать 500-тысячную армию. Австрия должна была выставить 250 тыс. солдат, а Россия — 115 тыс. Британия обязалась помогать коалиции своим флотом и предоставлять союзным державам денежную субсидию в размере 1 млн. 250 тыс. фунтов стерлингов ежегодно за каждые 100 тыс. человек. Русское правительство также обязалось выдвинуть обсервационные (от лат. observetio, onis — наблюдение, то есть наблюдательный, вспомогательный) корпуса на границы Пруссии и Австрии. Позже Александр I согласился на увеличение русских войск до 180 тыс. человек при соответствующем увеличении английских субсидий (дополнительная статья, подписанная 10 (22) мая 1805 года).

Тем временем Наполеон по-прежнему готовился к десанту в Англию. Усилил свои позиции в Италии. Присоединил Пьемонт, Лукку и Геную. Генерал Сен-Сир занял Отранто, Таранто и Бриндизи, захватив ключевые пункты Южной Италии. Тем самым французы угрожали Ионическим островам и Египту, привлекая внимание Англии к Средиземному морю.

17 марта 1805 года из вассальной Итальянской республики, в которой Наполеон был президентом, было создано Королевство Италия. В мае Бонапарт короновался древней Железной короной лангобардов в Милане, а его пасынок Евгений Богарне принял титул вице-короля Италии.

Это подтолкнуло ещё колеблющуюся Австрию к союзу с Россией и Англией. 29 июля (8 августа) 1805 года Вена особой декларацией заявила о своём присоединении к русско-английскому соглашению.


Один из ближайших сподвижников Александра I в первые годы его правления, член т. н. «Негласного комитета», англофил, один из авторов Петербургского договора Николай Новосильцев (1761 - 1838). Портрет работы С. С. Щукина

Появление «Великой армии»


Весной и летом 1805 г. Наполеон ещё верил в осуществление плана вторжения в Англию, который разрубит все запутанные «гордиевы» узлы и противоречия. Французские войска в Лондоне – самый верный путь остановить большую войну в Европе. Император заявлял своим адмиралам, что ему нужно даже не три, а два дня, даже всего один день спокойствия на Ла-Манше, чтобы высадиться в Англии. Бонапарт писал: «Станем на шесть часов господами мира». Высадка в Англии – и все проблемы мировой политики решены.

Однако тучи сгущались. Новый командующий флотом Пьер-Шарль Вильнёв не смог объединить разрозненные силы французского флота и освободить Брест, блокированный британцами. Франко-испанский флот блокирован в испанском Кадисе.

Наполеон, который несколько раз откладывал начало десантной операции, в августе 1805 г. выехал в Булонский лагерь, чтобы лично руководить «прыжком через море». Вначале он доволен подготовкой операции. Затем ситуация изменилась. Флот Вильнёва, который с нетерпением ждали, так и не прибыл. Во второй половине августа стало ясно, что Вильнёв не смог покинуть Кадис и пройти в Ла-Манш.

При этом из Европы шли известия, что с востока Франции угрожает огромная опасность. Третья коалиция поставила под ружьё более полумиллиона штыков и сабель. Русские корпуса пошли на соединение с австрийцами, а австрийцы готовы к наступлению в Баварии и Италии.

Наполеон принимает решение выступить против Австрии. 29 августа 1805 г. 180-тысячная «армия Англии» была переименована в «Великую армию». Семь корпусов возглавляли Бернадот, Мармон, Даву, Сульт, Ланн, Ней и Ожеро, кавалерию – Мюрат, гвардию – Бессьер.

Это был конец Булонскому лагерю, двухлетним работам по подготовке десанта в Англию. Наполеон сказал: «Если я через 15 дней не буду в Лондоне, то я должен быть в середине ноября в Вене». Лондон спасся, нашёл «пушечное мясо» для войны с Францией и борьбы за европейское и мировое господство. А Вена должна была заплатить за это, как и многие тысячи русских солдат.

Бонапарт несколько часов диктовал диспозиции новой кампании. Во все стороны полетели приказы о новом рекрутском наборе для резерва, о снабжении армии во время её марша по Франции и Баварии навстречу врагу. Курьеры мчались в Берлин, Мадрид, Дрезден и Амстердам с новыми дипломатическими инструкциями.

За несколько дней, пользуясь стройной военной организацией, созданной для вторжения в Англию, Наполеон поднял громадный Булонский лагерь и построил в походный порядок армию, усилил её новыми частями и двинул от берегов Ла-Манша через всю Францию в союзную Баварию.

Император решил разбить врага по частям, сначала австрийскую армию Мака. Армия Наполеона шла быстрыми маршами, совершая обход с севера австрийских войск на Дунае, левым флангом которых была крепость Ульм.

Движение французских корпусов началось 27 августа, а к 25 сентября французы развернулись на Рейне, пройдя 490 верст (от Булони) в 28 дней. Бонапарт действовал стремительно и решительно, не давая врагам опомниться и принять ответные меры.

Продолжение следует…
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    3 октября 2025 07:24
    Статья,наверное,хорошая,но несколько запутанная.
    Александр I и Наполеон начали воевать по той причине,что столкновение было неизбежно,русский царь в манифесте указал - за веру,Отечество,свободу, Наполеон- покончить с кичливой Россией
    Русский царь тяготился вынужденным союзом с французами,тильзитским договором,фактически Наполеон стремился сделать Россию вассалом.Война была неизбежна,но никак не за английские интересы.
    1. +6
      3 октября 2025 08:12
      Цитата: bober1982
      Русский царь тяготился вынужденным союзом с французами,тильзитским договором
      Статья про войну 1805 года с Аустерлицем, а Тильзит был уже после - в 1807
      1. +1
        3 октября 2025 08:32
        Да,поторопился,запутался.
    2. -5
      3 октября 2025 08:52
      Там же вроде Романовы "зашкварились" став цареубийцами(Павел 1 передает привет), в итоге победоносно соснули угробив кучу солдат, офицеры насмотрелись револлюционных идей, и понеслось.
      В итоге Романовы окончательно соснули в подвале Ипать-евского дома будучи немножечко казненными какими-то меньшевиками(или нет, но те хмыри явно не подвластны были Москве).
      То ли карма, то ли ирония.

      Но вообще, Франция не всраласть тогдашней России, там надо было наконец то выползти из средневековья с кррепостничеством, и хотя-бы век сидеть ровно развиваясь.

      Дебилы не могли понять, что Европу надо не переможно "спасать", а грабить.
      (к слову нонче страна 404 вон тоже "спасает Европу", кондиции у той страны такие себе)
      1. 0
        3 октября 2025 09:20
        Цитата: Hitriy Zhuk
        будучи немножечко казненными какими-то меньшевиками(или нет, но те хмыри явно не подвластны были Москве).

        А,кто такие были,если не меньшевики и не большевики,вызвало интерес,хотя и не по теме.
        1. +2
          3 октября 2025 17:37
          А фиг их знает, лозунг "власть советам" понравился всем, и пушут что было там от СРов до хрен пойми кого. И с центром они не особо то ладили.
          Может были и "неправильные большевики".
          Те которые правильные и в Москве ведь хотели Романова судить, а эти им такую каку с маком подложили... laughing
        2. +1
          3 октября 2025 17:38
          А фиг их знает, лозунг "власть советам" понравился всем, и пушут что было там от СРов до хрен пойми кого. И с центром они не особо то ладили.
          Может были и "неправильные большевики".
          Те которые правильные и в Москве ведь хотели Романова судить, а эти им такую каку с маком подложили... laughing
          1. 0
            3 октября 2025 18:40
            Цитата: Hitriy Zhuk
            А фиг их знает,

            Цитата: Hitriy Zhuk
            пушут что было там от СРов до хрен пойми кого

            У вас,то меньшевики,то теперь эсеры,то неправильные большевики.
            Вы в чёрта верите? Существует?
  2. +3
    3 октября 2025 08:47
    В результате британцы добились своего. Снова подорвали мир в Европе.
    Бонопарт , уже захвативший половину Европы и убивший сотни тыс людей-это мир?

    хотя, если "война-это мир" , то да.

    Т.
  3. +2
    3 октября 2025 09:36
    Каждую неделю на сайте влезает какая нибудь статья, в которой автор и комментаторы сожалеют о том что на красной площади не стоит 300 метровый монумент Наполеону, первому императору человечества.
  4. -2
    3 октября 2025 10:44
    Россия, для Англии, всегда была поставщиком "Пушечного Мяса". После Наполеона была Первая Мировая, где без русских солдат Англия не выиграла бы. Потом Вторая Мировая. Во всех этих Войнах Россия понесла большие потери, но всю выгоду получила Англия. Сегодня Англия, как заказчица нынешней войны в Европе, является основным выгодоприобретателем. Они не остановятся, они этим веками кормятся!
  5. +5
    3 октября 2025 10:49
    Я не отслеживаю криминальную хронику. Напомните, кто в теме, где сейчас настоящий автор этих идей, историк Соколов, в тюрьме за убийство с расчленением или психушке? "Звонит поэт бездомный из сумасшедшего дома"!
    Ну сколько можно пропагандировать эту соколовщину?
    Задавив Англию, Россия оказывалась один на один с империей Наполеона и само существование государства ставилось в полную зависимость от настроения французского императора.
    Сколько можно повторять мантру о каких то мифических оскорбления нанесенных Александру Павловичу?
    Неужели кто то верит, что для самого изощренного и целеустремленного лицедея и политика начала XIX века могли иметь значение какие то "оскорбления"?
    Черт возьми, есть же и другая, гораздо более рациональная точка зрения. Настоятельно советую почитать работы Безотосного.
    1. +2
      3 октября 2025 11:00
      То что сделал Соколов, не должно влиять на оценку качества его работ.
      И оскорбления скорее всего сыграли свою роль, но экспорт хлеба в Англию и распространение французской власти за Рейном, конечно важнее.
      1. +2
        3 октября 2025 13:27
        Цитата: Cartalon
        но экспорт хлеба в Англию

        Не хлебом единым)
        Россия была главным поставщиком снастей для Королевского Флота - пенька, лён, конопля, мачты - в России были лучшие.
        И конт.блокада нанесла непоправимый урон этой торговле - Англия с трудом но импортозаместилась, а вот мы рынок сбыта потеряли.
        Но мне кажется, Вы и без меня это прекрасно знаете)
    2. +2
      3 октября 2025 19:17
      Цитата: Grossvater
      Черт возьми, есть же и другая, гораздо более рациональная точка зрения. Настоятельно советую почитать работы Безотосного.

      Да для начала можно почитать классику - "Наполеон" Тарле. Человек писал задолго до наших интернет-споров, но дал ответы абсолютно на все вопросы. Он неопровежимо доказывает, что союз наполеоновской Франции и Российской империи абсолютно невозможен - ну, разве что смириться с полным обнищанием и вассализацией последней.
  6. +1
    3 октября 2025 11:12
    Цитата: Cartalon
    То что сделал Соколов, не должно влиять на оценку качества его работ

    Дыдасьте! Если чел совершает поступки заставляющие усомниться в его адекватности, это не должно влиять на оценку его работ?
    Ну, ну!
  7. -1
    3 октября 2025 11:17
    Цитата: Cartalon
    И оскорбления скорее всего сыграли свою роль,

    Если вспомнить, в какой обстановке вырос Александр Павлович, то ХЗ, что нужно было сделать, что бы повлиять на его решения.
    Почитайте Безотосного. Его мнение представляется куда более рациональным. Соколова можно читать просто как хронику, события то он не перевирает, но выводы...
    Или Вы тоже считаете, что какие то "оскорбления" были для Александра важнее, чем весьма вероятная возможность скорой встречи с папашей из-за ущемления коммерческих интересов крупных помещиков? Это если не учитывать стратегические интересы России.
  8. +2
    3 октября 2025 11:21
    Цитата: Cartalon
    И оскорбления скорее всего сыграли свою роль,

    Я думаю, что последним эмоционально обусловленным поступком Александра, было столь печально закончившееся фактическое принятие на себя командования Русской армией под Аустерлицем.
    Все дальнейшие действия Александра Павловича диктовались холодным расчетом, хотя могли и маскироваться под бурные эмоции.
  9. -2
    3 октября 2025 12:02
    Как славно все получалось-Алексашка плешивый торговал оптом русскими солдатами в английских интересах.
    Несколько комично выглядят оправдатели гибели русских солдат за интересы английской буржуазии-прямо настоящие патриоты.В их понимании и Кутузов тоже был наполеоновским агентом,так как выступал за отказ от похода в европу в 1812 году.
    А что Англия ?Может она послала свои войска нп помощь РИ,-нет она воевала в колониях и на пиренейском полуострове,руководствуясь своими экономическими интересами.
    Только феодально-клерикальная Россия-матушка боролось за "освобождение" европы от Наполеона.
    И в результате потеряв как минимум 300 тыс.русских солдат, способствовало возрождению Пруссии и тем самым 1914 и 1941.
    1. +3
      3 октября 2025 13:40
      Цитата: dozornysevera
      Алексашка плешивый торговал оптом русскими солдатами в английских интересах.

      Какие британские интересы были под Бородино и Малоярославцем?
      А что Англия ?Может она послала свои войска нп помощь РИ

      Общие потери Франции в Испании (безвозвратные) - около 400 тыс. человек. А так да, помощи - никакой.
      1. -1
        3 октября 2025 14:44
        Вообще то до Бородино и Малоярославца были походы русских войск в Италию в 1798 а потом Аустерлиц,Фридланд и Прейсиш-Эйлау - это была в защиту русского народа-так? По поводу потерь в Испании в 400 тыс.чел это художественный свист.И еще раз англичане воевали за СВОИ экономические интересы а не осуществляли помощь РИ.
        1. +3
          3 октября 2025 14:55
          Цитата: dozornysevera
          были походы русских войск в Италию в 1798

          Внимание вопрос - что делали французские войска в Италии? Ах да, к нам это отношение не имеет...
          Аустерлиц,Фридланд и Прейсиш-Эйлау - это была в защиту русского народа-так?

          Скажите, что послужило причиной нападения Наполеона на Россию в 1812 году? Может быть, концентрация русских армий в западных областях страны? Или Россия проводила иную активную подготовку к вторжению... куда? В Пруссию? Австрию?
          История самым прямым и непосредственным образом ответила на Ваш вопрос, что делали русские войска в Европе - пытались остановить Наполеона до того, как он вторгнется в Россию. Причем, все сражения, в которых до 1812 года участвовала Россия проходили на территории третьих стран - Нидерланды, Италия, Австрия, Пруссия... На территорию Франции мы не вторгались.
          Но мне кажется, что Вам все эти доводы - пустой звук.
          потерь в Испании в 400 тыс.чел это художественный свист

          Приведите свои. Обсудим.
          1. -2
            3 октября 2025 15:11
            1.Вообще то Франция граничит с Италией и Савойя с Пьемонтом долго оставались спорными территориями.И к тому же там концентрировались австрийские войска для интервенции в революционную Францию.
            Так что почему Французы оказались в Италии -понятно,не понятно что там делали русские?И если австрияки боролись с французами за богатые области в Италии-то за что там умирали русские солдаты?
            2.Причиной нападения Наполеона на РИ был факт того что РИ гальванизировала сопротивление французом в Европе,и тем самым действовала в интересах английской буржуазии.Поэтому надо было действовать в своих интересах и не было никакого нашествия.
            3.По поводу вторжения-войска РИ и совместно с австрияками вполне себе планировали вторжение из Италии.Именно феодально-клерикальная европа в союзе с английской буржуазией начала агрессию против революционной Франции.И РИ была в числе агрессоров.что делали русские солдаты в Голландии в 1798 году?
            4.Касаемо потерь вы заявили цифры вы их должны и обосновать.
            1. +3
              3 октября 2025 17:23
              Интересно, Вы себя вообще читаете перед тем, как опубликовать?
              То есть Франции, Австрии и прочим Вы даете право на осуществление внешней активной политики в своих интересах, а России - нет.
              Причиной нападения Наполеона на РИ был факт того что РИ гальванизировала сопротивление французом в Европе,

              Отличная фраза! Подойдет любому агрессору. Только меняешь название страны и все.
              войска РИ и совместно с австрияками вполне себе планировали вторжение из Италии.

              Доказательства есть? Австрия так планировала, так планировала вместе с Россией напасть на Францию, что напала на Россию. Хитрый ход, снимаю шляпу перед австрийскими дипломатами и военными.
              Именно феодально-клерикальная европа в союзе с английской буржуазией начала агрессию против революционной Франции.

              В 1812 году?
              И РИ была в числе агрессоров.что делали русские солдаты в Голландии в 1798 году?

              Встречный вопрос - что делали солдаты Франции в Голландии? И кто в данном случае агрессор, а кто - освободитель?
              Поэтому надо было действовать в своих интересах и не было никакого нашествия.

              В интересах России была свободная торговля с Англией - основным потребителем наших товаров, чему Франция очень мешала. По логике это именно Россия должна быть заинтересована во вторжении во Францию, на деле мы видим прямо обратное.
              Касаемо потерь вы заявили цифры вы их должны и обосновать.

              Смешно. Я не должен никому, кроме своей семьи и государства, но я привел цифры и предложил Вам привести свои, что Вы игнорируете, так что либо приводите другие данные, либо соглашаетесь с моими. Остальное - демагогия и лукавство.
        2. 0
          Вчера, 19:40
          Цитата: dozornysevera
          Вообще то до Бородино и Малоярославца были походы русских войск в Италию в 1798 а потом Аустерлиц,Фридланд и Прейсиш-Эйлау - .
          Был ещё поход в Голландию...
          11 июня 1799г Российская Империя подписала договор, по которому обязывались отправить экспедиционный корпус не меньше 17,5 тысяч штыков, командир генерал-лейтенат Иван Герман фон Ферзена.
          По ходу этой компании были только поражения в Голландии, "несолоно нахлебавшись" корпус вернулся домой в Россию в сентябре 1800г.
          sad
  10. -3
    3 октября 2025 13:01
    Русский император Александр Павлович, вступив на престол, разрушил возможность создания оси Петербург – Париж (с привлечением Берлина), которая могла похоронить проект мировой Британской империи.

    Осталось за кадром, что Александр Павлович вступил на престол в результате убийства заговорщиками императора Павла I, а Павел в то время уже отправил в Среднюю Азию экспедиционный корпус, которым командовал атаман войска Донского Василий Орлов. На следующий же день после смерти Павла I данный отряд казаков был отозван назад. Убийство Павла во многом было в интересах Британии, так как предполагался совместный поход русских и французских войск в Индию. По информации исследователей «Индийского похода», в этой экспедиции планировалось использовать около 70 тысяч солдат, входящих в 2 экспедиционных корпуса, - один русский и один французский. Не надо забывать и о встрече на Немане Александра с Наполеоном, где Наполеон, что пытался возродить отношения с Россией, воспринимался Александром, как не ровня настоящим царским кровям.
    Что толкнуло Александра к британцам, может его воспитатель, что был англофилом, может, компромат на причастность к убийству отца, может недальновидность или простая глупость. Имеем то, что Россия, солдаты которой дошли до Парижа, растеряла все свои возможности в укреплении и развитии, сохранила крепостное право, и в итоге заполучила от "партнёров" Крымскую войну. Далее, была русско-японская, Первая мировая, где забыв про всё, продолжалось садомазохистское желание впрягаться за Англию.
    1. 0
      3 октября 2025 19:22
      Цитата: Per se.
      Что толкнуло Александра к британцам

      Ясное понимание силы Наполеона и понимание, куда эта сила будет направлена после падения Европы
      Цитата: Per se.
      Имеем то, что Россия, солдаты которой дошли до Парижа, растеряла все свои возможности в укреплении и развитии, сохранила крепостное право, и в итоге заполучила от "партнёров" Крымскую войну.

      И это намного лучше, чем стать нищей французской провинцией, в которой всякая промышленность была бы уничтожена
  11. -1
    3 октября 2025 16:05
    Да, блин... Пошёл бы Сашка с Боней на сотрудничество, а Иосиф Великий с Адиком незабвенным, то и порядок был бы в мире
    1. +3
      3 октября 2025 17:27
      Цитата: Валерий_Эриксон
      Да, блин... Пошёл бы Сашка с Боней на сотрудничество, а Иосиф Великий с Адиком незабвенным, то и порядок был бы в мире

      А Вас не смущает, что Сашка с Боней пошли на сотрудничество, также как и Иосиф с Адиком, оба раза получили вторжение и неприятеля в районе Москвы.
  12. 0
    3 октября 2025 16:27
    Цитата: dozornysevera
    .В их понимании и Кутузов тоже был наполеоновским агентом,так как выступал за отказ от похода в европу в 1812 году.

    Откуда дровишки?
  13. -2
    Вчера, 11:02
    Надо признать, что история с "русским мясом" повторилась и в ПВМ. Абсолютно непонятно - зачем Николашка потянул Россию в Антанту? Два года пошло после Цусимы, когда на английских кораблях, из английских пушек, английскими снарядами убиты тысячи русских моряков, уничтожены десятки кораблей. И он подписывает договор, по которому Россия начнет войну, если Англия, где-то чего-то накосорезит. Бред полнейший.
    1. Цитата: ТермиНахТер
      Бред полнейший.

      Так это для Вас норма...
      1. 0
        Вчера, 14:29
        Ну, вы тоже иногда рисуете такое, что и на голову не натянешь, так что - не скромничайте)))
        1. Цитата: ТермиНахТер
          Ну, вы тоже иногда рисуете такое, что и на голову не натянешь

          Может, оно и не предназначалось для натягивания на голову?:)))
          Цитата: ТермиНахТер
          Абсолютно непонятно - зачем Николашка потянул Россию в Антанту?

          Вот что тут может быть непонятного? Дважды Европа объединялась под руководством одного правителя. При Наполеоне и при Гитлере. И оба раза консолидированная Европа устремлялась на Восток, а мы вынуждены были сражаться в одиночестве - да, нас поддерживали деньгами/поставками, но не армиями.
          Но нет, Вам еще и третий раз подавай - когда бы Австро-Венгрия и Германия в ПМВ стерли бы в порошок франков, а потом, разумеется, опять бы повернули на нас...
          Воистину, единственный урок истории в том, что люди не помнят (или не в состоянии понять) ее уроков
          1. 0
            Вчера, 20:44
            Может и не на не натянешь, но иного применения и не придумаешь)))
            Пока Тройственный союз стирал бы в порошок англов и франков, много чего могло произойти. Год или два подготовки, позволили бы вступить в войну с гораздо лучших позиций, чем летом 1914 г. Бисмарк об этом говорил.
            1. Цитата: ТермиНахТер
              Может и не на не натянешь, но иного применения и не придумаешь)))

              Так я уже говорил - не Ваше это:)
              Цитата: ТермиНахТер
              Пока Тройственный союз стирал бы в порошок англов и франков, много чего могло произойти

              Да. Например Италия практически наверняка выступила бы на стороне немцев.
              Цитата: ТермиНахТер
              Год или два подготовки, позволили бы вступить в войну с гораздо лучших позиций

              Угу. То есть в 1915-ом немцы, имея фронт во Франции частью сил наносят нам серьезнейшее поражение, вынуждая нас к "Великому отступлению", но вот если бы немцы в том же 1915 г. после падения Парижа обрушились бы на нас всей своей силой при той же поддержке небитой еще Австро-Венгрии, то мы бы их, конечно, одной левой...
              Л-логика. laughing
              1. 0
                Вчера, 23:51
                А откуда у вас уверенность, что в 1915 произошло тоже самое, что и в 1940 г.? В 1914 французы к войне готовились, а вот к 1940 г. привела политика умиротворения. Так что, каково оно было бы в 1915 г. мы можем только догадываться. И в 1941 г., Гитлер имея ресурсы всей Европы не смог победить СССР, а кайзер Вильгельм в 1915 г. смог бы))) ваша логика хромает не только на обе ноги, но еще и на костыль, которым вы пытаетесь ее подпереть)))