Арктика: оттает или замёрзнет?

35
Как передаёт «Gismeteo», по данным американских учёных — тех, что не первый год изучают морской лёд в Арктике, — к 2050 году в летний период Северный Ледовитый океан можно будет переплывать, не боясь столкнуться со льдами. То есть, проще говоря, вместо ледоколов туда можно будет выйти на катерах и яхтах. Может быть, турфирмы заинтересуются новыми маршрутами, в которых солярии в отелях будут неактуальны. Те из учёных, которых коллеги относят к пессимистам, утверждают, что арктические льды растают в ближайшее десятилетие. То есть северным туристическим операторам следует поторопиться с буклетами, сетевой рекламой и диверсифицировать бизнес: открывать торговлю купальниками, кремами от загара и мороженым.



Научные объяснения скорому таянию дали сотрудники Национального управления океанических и атмосферных исследований. Эти товарищи, как сообщает «Гисметео», отмечают: стремительное таяние арктических льдов — самый верный индикатор глобального изменения климата. По словам учёных, это приводит к сдвигам в экосистемах, в том числе и к существенным изменениям погодных условий во всём Северном полушарии.

Американцы считают, что человечеству следует адаптироваться к грядущим глобальным изменениям. Правда, точно предсказать сценарий изменений невозможно. А посему американские исследователи предложили три сценария. И первый из них, похоже, составили как раз пессимисты.

По их предположениям, практически все арктические льды растают к 2020 году. Уцелеют лишь некоторые ледники в северных районах Канадского архипелага и Гренландии.

Второй сценарий сочиняли пессимисты напополам с оптимистами. Был найден разумный компромисс. На таяние льдов, согласно этому сценарию, уйдёт на десять лет больше: Арктика переменится к 2030 году. Учёные подкрепляют эту версию тем, что большие потери арктических льдов ранее наблюдались не как непрерывное явление, а как цикличное, наступающее с промежутком в 5-7 лет.

Оптимистичный арктический сценарий отводит на процесс полного таяния льдов 40-50 лет. После 2040 года, согласно прогнозу американских оптимистов, концентрация парниковых газов в земной атмосфере достигнет пика, и это приведёт в числе прочего и к небывалому нагреванию Арктики.

Но и тут прорезались голоса пессимистов: учёные напомнили, что из-за нежелания человечества сокращать объём выбросов парниковых газов процесс таяния Арктики в ближайшие десятилетия может очень даже ускориться.

В апреле в Салехарде прошла международная конференция «Обеспечение техногенно-экологической безопасности в Арктике: пути решения». В ней участвовали представители государств-членов Арктического совета, сообщает Регион89.ру со ссылкой на пресс-службу губернатора ЯНАО.

С докладом «Ресурсное освоение Арктики и сохранение арктических экосистем» выступил заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Денис Храмов. Говоря о грядущем потеплении в Арктике, он отметил: «Ещё один острый вопрос — это глобальное потепление в Арктике. За последние 30 лет площадь ледового покрова уменьшилась в 2 раза. Надеюсь, что плодотворное и конструктивное сотрудничество государств-членов Арктического совета в области охраны окружающей среды позволит нам сохранить арктические экосистемы».

Товарищ Храмов напомнил присутствующим основные параметры Арктической зоны. Площадь её составляет 18% территории РФ и 28% мировых арктических владений. В регионе открыто 594 месторождения нефти, 159 месторождений газа, 2 месторождения никеля и более 350 месторождений золота. Основные участники освоения полезных ископаемых в Арктике: Россия, США, Норвегия, Канада. Заместитель министра сообщил, что в текущем году планируется подготовка обновлённой заявки для подачи в Комиссию ООН по границам континентального шельфа.

Также, как пишет «Российская газета», Денис Храмов сообщил о том, что в 2013 году будут проведены работы по ликвидации загрязнения на российских арктических островах. Общий объем загрязнения должен быть уменьшен, как и в 2012 году, на 8000 тонн, при этом должна быть проведена техническая рекультивация территорий на площади 34 гектара. «Минерально-сырьевая база Арктики имеет огромный потенциал, который должен стать драйвером развития удалённых и малодоступных регионов страны, развития промышленности, укрепления стратегических позиций России», — заметил товарищ Храмов.

Россия демонстрирует ответственное природопользование, регулируемое Программой ликвидации источников негативного воздействия на загрязненных территориях архипелага до 2020 года.

Аналитик Андрей Миловзоров («Утро.ру») считает, что главный посыл, движущий суету вокруг Арктики, — утверждение «Арктика оттаивает», — остаётся достаточно спорным.

Большинство планов по освоению ресурсов Арктики основывается на предположении, что там будет теплеть: период навигации удлинится, лёд над нефтегазовыми месторождениями исчезнет, прежде холодные земли покроются сочной зеленью. Западная наука трубит о катастрофическом потеплении климата.

Но не все результаты научных исследований подтверждают подобные выводы. Учёные Пулковской обсерватории говорят, что солнечная активность идёт на убыль. Поэтому буквально со следующего года среднегодовая температура на планете начнет снижаться, а через некоторое время может наступить и очередной «малый ледниковый период» (предыдущий случился в конце XVII века).

В этом случае, пишет А. Миловзоров, не только полюс, но и немалая часть Северного полушария покроются льдом. Об освоении богатств Арктики придётся забыть лет на сто.

К похолоданию может привести и весьма вероятная остановка Гольфстрима, вызванная таянием арктических льдов и опреснением вод северных морей.

О вероятности глобального похолодания, которое может случиться вместо глобального потепления, говорит и доклад на тему будущего переселения народов из Северной Атлантики в Северную Евразию, выпущенный в конце 2011 г. Лондонской школы экономики и американским Брукингским институтом.

По мнению авторов исследования, напоминает аналитик, новый «исход» будет вызван геоклиматической катастрофой, от которой представители евро-американской цивилизации, превратившиеся в обыкновенных беженцев, будут искать спасения в большой и богатой природными ресурсами России.

А вы говорите — потепление!

Что касается предполагаемого освоения арктических богатств, то на эту тему высказался эксперт Павел Разуваев (ИА «Север-Пресс»). Он напоминает, что Россия — лидер по запасам и ресурсам нефти и газа в Арктике. Запасы российского газа оцениваются сейчас в 91,3% от запасов, открытых во всех пяти странах Арктики. Карское, Печорское и Баренцево моря содержат в общей сложности приблизительно около десяти триллионов кубометров природного газа.

Что же мешает России начать добычу углеводородов в Арктике? Товарищ Разуваев также склоняется к мысли о грядущем «ледниковом периоде».

«…Кстати, в прошлом году зафиксирован самый минимальный ледяной покров в Арктике за всю историю наблюдений. Из этого проще всего сделать вывод о том, что на планету неумолимо наступает эра потепления. Но, по мнению многих учёных, дело обстоит как раз наоборот. Точка максимального потепления Землёй пройдена, и начинается этап похолодания. Впрочем, не спешите запасаться шубами, это процесс очень инерционный, длительный. И, увы, сейчас никто не может его точно спрогнозировать. А ведь от этого напрямую зависит дальнейшее развитие стран арктического региона».


Неужели Арктика окончательно и бесповоротно замёрзнет? Удастся ли в ближайшее время начать широкомасштабное освоение нефтегазовых ресурсов? Автор материала пишет, что ответа на эти вопросы не найдено ни за рубежом, ни в России.

Товарищ Разуваев выделяет и другие риски для добычи углеводородов. В числе первых — землетрясения. Норвежские учёные обнародовали данные, которые свидетельствуют, что в Арктике происходит множество землетрясений. Но вот российскими сейсмическими станциями они не определяются. Изучением малоамплитудных землетрясений в Арктике никто основательно не занимался. Но, отмечает автор, любой нефтегазовый проект подобное невнимание может привести к катастрофе.

Другим фактором, который приходится учитывать, является отрицательная температура воды — до минус двух градусов. Это создаёт колоссальные проблемы для добычи углеводородов. А ведь следует учитывать и вечную мерзлоту.

«Природные процессы, которые ещё даже не изучены должным образом, приводят к тому, что на многих акваториях происходит мощная дегазация, — говорит заместитель директора института проблем нефти и газа Российской академии наук Василий Богоявленский. — Сейчас для изучения этого явления проводится экспедиция Российской академии наук».

«Что мы имеем в итоге? Совокупность природных и экономических проблем освоения Арктики заставило отложить на неопределённый срок разработку Штокмановского месторождения. Сейчас Россия и Норвегия приступают к поисковой геологоразведке на Своде Федынского. Его площадь намного больше Штокмана, и здесь с большой долей вероятности рассчитывают найти не только газ, но и нефть. Активно добываются углеводороды на Сахалине. И это даже позволило Японии отказаться от завоза значительного количества их с Аляски. Семимильными шагами движется к первому дню своей промышленной эксплуатации «Ямал СПГ». В прошлом году проводка танкера «Река Обь» по Северному морскому пути доказала его исключительную экономическую выгоду. Правда, следует учитывать, что основное загрязнение морей происходит отнюдь не при добыче нефти и газа, а при их транспортировке. Никакие технологии не способны защитить Арктику от человека, которому, как известно, свойственно ошибаться. И статистика неумолимо доказывает: в пятидесяти пяти процентов случаев аварий танкеров виновен пресловутый человеческий фактор».


В качестве примера приводится экспедиция компании «Шелл» в Чукотское море. Компания готовилась к ней к 6 лет и потратила на неё более 4,5 млрд. долларов. Но одна из буровых была выброшена на берег. В итоге не пробурено ни одной скважины.

«Не хотелось бы перенимать подобные зарубежные технологии», — пишет Разуваев. Он напоминает, что России придётся создавать новый арктический флот. Сегодня почти все скважины на сахалинском шельфе бурятся китайскими и корейскими платформами. Для бурения на Долгинском месторождении «Газпром нефть» подписала соглашение с румынской компанией.

«…И румыны уже хвастаются, что они начинают работать в Арктике, несмотря на то, что их буровая создавалась для южных регионов и абсолютно не приспособлена для Севера».


И всё же автор заканчивает статью на оптимистической ноте. По его мнению, надежда на безопасное и экономически выгодное освоение Арктики у России есть. «Газфлот» провёл геологоразведочную кампанию в Обской и Тазовской губах и на шельфе Карского моря. Прирост запасов газа в этих акваториях по итогам десятилетних работ составил более 2 трлн. куб. м.

В надежде на потепление Россия бьётся в Организации Объединённых Наций за расширение внешних границ арктического шельфа. Как сообщает «Арктик инфо» со ссылкой на «Голос России», в текущем году Россия планирует подать заявку в Комиссию ООН о расширении границ шельфа за пределы 200-мильной экономической зоны, установленной по Морской конвенции 1982 года. Если нашим учёным удастся доказать, что поднятие Менделеева и хребет Ломоносова продолжают континентальный российский шельф, у страны возникнет приоритетное право на освоение указанных участков. По словам главы «Роснедр» Александра Попова, выполненные ведомством в 2010-2012 гг. высокоширотные геологоразведочные экспедиции в Арктике дают шанс закрепить за Российской Федерацией в комиссии ООН по границам континентального шельфа 1,2 млн. кв. км.

Спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров уточнил недавно, что Россия до конца текущего года намерена подать в ООН доработанную заявку на расширение внешних границ арктического шельфа. Он отметил, что заявка будет подана в ООН только тогда, когда Москва будет уверена в успехе.

«Мы не можем подавать заявку, не будучи на 100% уверенными в положительном результате. Поэтому в 2013 году необходима ещё одна экспедиция», — заявил Чилингаров в интервью корреспонденту «Голосу России».

Андрей Миловзоров («Утро.ру») уточняет, что Россия больше десяти лет пытается доказать, что арктические подводные хребты Менделеева и Ломоносова — это «выступы» континентального шельфа, продолжающие материковую Сибирскую плиту. Если это будет признано как научный факт, то российские запасы углеводородов увеличатся на 5-10 млрд. тонн условного топлива.

Однако в 2013 году заявки подготовят и Дания с Канадой. Эти страны тоже претендуют на часть упомянутых подводных хребтов. А. Миловзоров пишет, что Комиссия ООН нарочно «тормозила» ход российской заявки, чтобы рассмотреть все три одновременно. Шельф достанется тому, чьи доводы покажутся членам ооновской комиссии убедительнее.

Таким образом, будущее Арктики неясно во многих смыслах. Во-первых, в климатическом: одни учёные настаивают на грядущем потеплении, другие доказывают, что быть на Земле новому похолоданию, чуть ли не «ледниковому периоду» — да такому, при котором жители иных стран «большой семёрки» сделаются беженцами и попрут выживать в Россию. Во-вторых, крайне высоки риски освоения природных богатств Арктики: от минусовых температур и землетрясений до человеческого фактора, угрожающего экологии. В-третьих, решения по заявкам ООН никак не обойдутся без политических аргументов, которые, скорее всего, пойдут впереди научных.

В любом случае, большая часть добывающих проектов построена на прогнозах скорого потепления. В случае глобального похолодания толпа желающих порезать Арктику на куски заметно поредеет.

Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +20
    25 апреля 2013 08:05
    Россия больше десяти лет пытается доказать, что арктические подводные хребты Менделеева и Ломоносова — это «выступы» континентального шельфа, продолжающие материковую Сибирскую плиту

    Может просто на каких нить островках которые рядом с этими хребтами выставить пограничные столбы РФ и поставить весь мир перед фактом что это наша территория. И пусть весь NATO клацает зубами в бессильных попытках что либо сделать
    1. +7
      25 апреля 2013 08:16
      Совершенно согласен, потому что доказать все равно не получится, будет продолжаться затягивание решений, рассмотрений и тп. Нужно брать силой, а пока эту силу надо наращивать, до 2020-2030 годом время еще есть щущуть! smile
      1. +3
        25 апреля 2013 09:31
        Цитата: Romn
        будет продолжаться затягивание решений, рассмотрений и тп

        А на какой "кладенец" подписывали в 90е договора о морских границах, международных водах!?
        Было вот так и все были "счастливы":

        Разговор именно о полярной части!
    2. Odissey
      +3
      25 апреля 2013 12:40
      Может просто на каких нить островках которые рядом с этими хребтами выставить пограничные столбы РФ и поставить весь мир перед фактом что это наша территория

      Было бы неплохо. Тем более, у нас есть все возможности для этого: мощный ледокольный флот, база в виде прилегающих территорий (о-ва Франца-Иосифа и др.), войска и большой опыт. Захотели бы - сделали.
      Просто, походу, наши власти рассчитывают что в этом вопросе все будет решаться цивилизованными методами. Как они ошибаются sad
      1. +5
        25 апреля 2013 18:20
        Цитата: Odissey
        Просто, походу, наши власти рассчитывают что в этом вопросе все будет решаться цивилизованными методами.


        Да не... Скорее всего, нашим чиновникам всех мастей и уровней (включая высшие) просто наср@ть на интересы страны, особенно те, которые будут оспариваться лет через 40 - 50... Их самих к тому времени уже не будет, а детей они уже давно пристроили в те страны, которые и будут рвать русскую Арктику на части. А потому, им все равно.. Их интересы не пострадают.
    3. 0
      25 апреля 2013 13:38
      Цитата: click80
      выставить пограничные столбы РФ


      Про полониевые флагштоки на дне Арктики. http://topwar.ru/26227-esli-b-mirovye-konflikty-prohodili-v-chate-prosto-posmeya
      tsya.html winked
    4. smprofi
      0
      25 апреля 2013 23:02
      Цитата: click80
      И пусть весь NATO клацает зубами

      да НАТО то пофиг (впрочем, у Кремля и так там любовь до засосов в десны), а вот бывшие "братия меньшие", хунхузы, очень шустрые ребята. они, например, считают, что Северный морской путь - исключительно нейтральные воды. и им, хунхузам, там позволено делать что душа пожелает
  2. rereture
    +4
    25 апреля 2013 08:08
    Арктика тает, а в средней полосе зимы холодают, и снег до середины апреля лежит.
  3. bars280
    0
    25 апреля 2013 08:09
    Цитата: click80
    Россия больше десяти лет пытается доказать, что арктические подводные хребты Менделеева и Ломоносова — это «выступы» континентального шельфа, продолжающие материковую Сибирскую плиту

    Может просто на каких нить островках которые рядом с этими хребтами выставить пограничные столбы РФ и поставить весь мир перед фактом что это наша территория. И пусть весь NATO клацает зубами в бессильных попытках что либо сделать

    И к каждому столбу по крупной военной базе. Тогда уж точно будет плевать чем там нато клацает.
    1. +2
      25 апреля 2013 09:14
      дык достаточно заставы погранцов, ибо нападение на таковую можно будет рассчитывать как нападение на РФ. А базы лучше наращивать на Большой земле.
  4. +7
    25 апреля 2013 08:24
    " Северный Полюс, медведица с медвежонком. Медвежонок : Мам, а у нас в родове, бурых медведей не было?... -Нет сынок. ...Мам, ну мож бабка, где-нибудь - на стороне, а?... -Да нет же, а что ты спрашиваешь? ...Ну тогда, чтож я ТАК мерзну-то?!!!". Увы, скоро этот анекдот может стать - историей. hi
  5. +3
    25 апреля 2013 08:31
    Ледники в Гималаях растанут быстрее. Будет 2 млрд. голодных беженцев из Азии. Кроме того, кто думает о "глобальном потеплении" только в рамках изменения температуры - думает очень узко.
    1. vladkust
      0
      26 апреля 2013 16:20
      Совершенно с вами согласен куда страшнее будет то что половина население земли в основном это жители африки будут голодными глазами в нашу сторону смотреть и не дай бог американские "борцы за мир во всем мире" будут их снобжать оружием......
  6. AK-47
    +4
    25 апреля 2013 08:47
    ...новый «исход» будет вызван геоклиматической катастрофой, от которой представители евро-американской цивилизации, превратившиеся в обыкновенных беженцев, будут искать спасения в большой и богатой природными ресурсами России.

    Пора готовиться к встрече нежданных гостей. drinks
    1. +5
      25 апреля 2013 08:51
      Да, и запасаться лопатами и большими пластиковыми мешками, для "гостей". soldier
      1. +4
        25 апреля 2013 11:18
        Цитата: НЛО
        Да, и запасаться лопатами и большими пластиковыми мешками, для "гостей".

        Желательно, чтобы лопаты были термобарического действия, а мешки с аннигиляционным эффектом. Вы не против?
        1. 0
          25 апреля 2013 12:26
          Я? Только ЗА!!! drinks
        2. +1
          25 апреля 2013 23:42
          обоими руками ЗА!!! drinks
    2. 0
      25 апреля 2013 19:11
      Цитата: AK-47
      Пора готовиться к встрече нежданных гостей

      А чего они к нам попрутся? У них тан есть!
  7. 0
    25 апреля 2013 09:40
    Прогнозы гидрометцентров последних 5-ти лет постоянно противоречат сами себе в лице их руководителей. Новое потепление или новый ледниковый период?Чья теория более убедительна? Несомненно, что в прогнозах на погоду на завтра,послезавтра систематические ляпсусы светил прогноза. Все эти погодные предсказания зависят от большой массы количества критериев. Не все ещё достаточно изучены наукой, причем заключения специалистов часто противоречат друг другу. Мне представляется, что все баталии на прогнозы погоды сводятся на вполне земных меркантильных причинах. Выделение и право освоения бюджентного бабла - вот и весь сказ противостояния. Создатель сам своим указом сделает погоду так как ему видится нужным в климате планета Земля.
  8. +5
    25 апреля 2013 09:48
    Несмотря на заявленное потепление, на самом деле среднегодовая температура становится ниже. То есть падает, а не повышается. И это факт, уважаемые мои коллеги по сайту...
    Так что яхты и прочий плавучий мусор мы увидим в водах Арктики еще ой, как не скоро...

    А вот медведь прикольный... smile
    1. -1
      25 апреля 2013 18:38
      Боюсь, что Вы ошибаетесь. Танкер DWT-100т. прошел, что еще надо доказывать, китайцы уже строят суда для СМП, а судя по их прыти и нашей инерционности, они и снимут пенки с данного проекта...Хотя обидно, наши предки проторили эту тропу. Теряем такие бабки...:((
  9. +7
    25 апреля 2013 10:07
    помните советские карты? так там граница в северный полюс уходила. гдето читал что Сталин сам поставил флажок и сказал что наше.
    на плоской карте не понятно, а на глобусе хорошо видно что это к России относится - геометрически, не вникая в шельфы.
    но чтото подсказывает, что комиссия ООН "докажет" что это канадское.
    а по сути, ставь буровую, держи рядом флот и базы,
    В том же ТИхом Океане есть даже французкие острова, про сша уж молчу, и чтото там никто не ищет шельф

    Любой геолог скажет что мир живет в основном в ледниковом периоде, по 100 и более тыс лет, а межледниковые укладываются в несколько десятков тысяч лет от силы. последний ледниковый был 30 тыс. лет назад.
    Вот и боятся что вот вот наступит новый
  10. +2
    25 апреля 2013 11:16
    Мне вот не понятно, чё это все уперлись в газ и нефть, когда речь заходит об Арктике? Да там и без нефти и газа дофига всего. Самое простое - уголь. А уж редкоземов (в том числе и на дне морском) копать не перкопать. Почему про эти богатства мало говорят? Биоресурсов немерено. Возможность морских перевозок. Хоть бы одну какую-нибудь обогатительную фабрику попытались построить, ато все нефть, газ...
  11. Башкаус
    +4
    25 апреля 2013 11:31
    ДА вот прямо сейчас начну паниковать относительно глобального потепление, что делать, что делать? оставалось одно-пропадать.
    Чем бы дитя не тешилась, лишь бы о мировом кризисе не думала. Какая там сирия или гомосятина в европе, когда вон, конец света на конце света, земля магнитные полюса меняет, полярные шабки таят и т.п.
    А если серьезно, то ничего страшного в том, что северные льды растаят нет.
    Это глобальный процесс происходящий на планете Земля значительно дольше чем существует человек, ведь мало кто знает что климат в средезеноморье до малого ледникового периода (т.е. во времена римской империи и древней греции) был более теплым чем сейчас не смотря на глобальное потепление. А если еще дальше заглянуть, так видь мамонтам еще больше досталось, на территории Сибири были тропики. И ничего, выжили как то.
    Да, безусловно такие катаклизмы повлеяют на людей, многие даже погибнут, но это естественный процесс, который нам не остановить.
    Надо не о войнах думать и том, как заработать больше денег, а как гормонично жить с матушкой землей, но мы этого не умеем, поэтому надо выставлять где можно до самого полюса наши погранзаставы и точка, нападение на границу дело серьезное, можно и булавой по голове схватить.
  12. Odissey
    +2
    25 апреля 2013 12:28
    В регионе открыто 594 месторождения нефти, 159 месторождений газа, 2 месторождения никеля и более 350 месторождений золота.

    Арктика. Нефть, газ, золото - это еще далеко не все. Ведь там очень много биологических ресурсов. А это очень важно в наш век перенаселения и глобальной нехватки продовольствия.
    К примеру, есть такой рачок - криль зовется. Живет в Антарктике. Полгода растет, полгода на дне лежит. Добывается сам (100000т. в год), так еще и является пищей для рыб. В Арктике раньше для него лето было слишком короткое. Теперь же при таянии льдов такой проблемы уже не будет. Расплодится там моментально. А ведь одним им можно накормить все человечество, да еще и количество рыбы на большом корме кардинально вырастет. Если нам отойдут территории и Арктика потеплеет это станет для нас поистине золотой жилой.
    1. +3
      25 апреля 2013 13:11
      Цитата: Odissey
      К примеру, есть такой рачок - криль зовется.

      Великолепная вещь. В советское время поели хорошо. Да еще ворчали "Опять мясо криля на закуску...". Дебилы. Надо было ЖРАТЬ во весь рот впрок. Кто ж знал, что больше не увидим.
  13. +2
    25 апреля 2013 12:51
    Истерия по поводу потепления не обоснована. Периоды похолодания и потепления дружно меняют друг друга. на все еще наглядимся.
  14. 0
    25 апреля 2013 12:51
    Истерия по поводу потепления не обоснована. Периоды похолодания и потепления дружно меняют друг друга. на все еще наглядимся.
  15. 0
    25 апреля 2013 13:55
    все истерии по поводу глобальных катастроф и концов света идет из-за разлагающегося общества, попросту людям делать нечего и очень скучно жить (особенно в гейропе), вот и ждут и хотят люди каких то перемен! то войны, то инопланетян, то катастроф. да же по индустрии кино это хорошо прослеживается, все больше фильмов-катастроф.
  16. 0
    25 апреля 2013 14:13
    По всей 199 миле отсыпать островки и ещё 200 миль fellow
  17. 0
    25 апреля 2013 14:27
    Цитата: пенсионер
    В советское время поели хорошо. Да еще ворчали "Опять мясо криля на закуску...". Дебилы. Надо было ЖРАТЬ во весь рот впрок. Кто ж знал, что больше не увидим.


    за весь Союз не отвечайте, в Якутии я криль видел всего пару раз, и то в консервах по большому блату.

    а вот если его начнут ловить в море Лаптевых - то будет дааа, но это наверное не в этом столетии - инфраструктуры там никакой
  18. Vtel
    +4
    25 апреля 2013 15:36
    Мишку жалко ...!
    1. 0
      25 апреля 2013 18:41
      Вполне с Вами согласен.
  19. +1
    25 апреля 2013 15:39
    все эти климатологи и защитники природы чистой воды развод .давно уже наши ученые сказали что климат на земле цикличен и менялся вне зависимости от деятельности человека.
    эти льды сто раз таяли и наростали без наших "газов"
    вспомните эти умники в 80хх и хлор пытались запретить .а когда они узнают ,что материки медленно двигаются они поднимут шум и начнут сбор денег на их остановку!!
  20. Rogue
    +1
    25 апреля 2013 15:57
    Про потепление точно бред полный )) на дворе 24 апреля валит снег а мне до океана примерно 800км
    1. biglow
      0
      25 апреля 2013 18:52
      Цитата: Rogue
      Про потепление точно бред полный )) на дворе 24 апреля валит снег а мне до океана примерно 800км

      про потепление точно бред ,в арктике последние несколько лет фиксируют рекордные холода
  21. 12061973
    0
    25 апреля 2013 16:48
    вильфанд запутанно,витиевато,признает,что не знает о погоде ничего.
  22. USNik
    +1
    25 апреля 2013 17:23
    Американцы считают, что человечеству следует адаптироваться к грядущим глобальным изменениям.

    Бомбить Ливию и подзуживать исламистов, странный метод адаптации однако...
  23. +3
    25 апреля 2013 17:54
    Зимой в городах Таджикистана дневная температура была-15 гр.С(в горах,до-25).
    В Китае такой зимы не помнят лет 30.
    Снежный шторм"Немо" назвали в США самым сильным за последние 35 лет.
    В Израиле и Иордании были самые обильные снегопады за последние 10 лет.
    Американский эколог Зак Ангер в процессе экспедиции за Полярный круг подсчитал,что число белых медведей(Аляска,Гренландия,Россия,Канада и Норвегия) с 1950г по 2010г УВЕЛИЧИЛОСЬ с 5000 до 25000 и продолжает расти.
    P.S Говорят,что в 2009г хакеры взломали сервер Университета Восточной Англии...за последние годы на Земле температура не ПОВЫШАЕТСЯ.
    Так чему верить-прогнозам или собственным глазам?
    1. 0
      25 апреля 2013 19:02
      Поверьте СОВКОМФЛОТУ, который прогнал северным морским путем 100000 тонный танкер с нефтепродуктами в навигацию из атлантики в тихоокеанский регион, и это факт
      1. Азаат
        0
        26 апреля 2013 07:00
        В 18 веке этим путем на деревянных кочах плавали в Америку. Другого пути не было.
  24. +3
    25 апреля 2013 18:29
    Я считаю , что никакого потепления нет , Если и есть , то из за периодических колебаний климата Земли. Ни для кого ни секрет , что в средние века в Англии рос виноград, потом было похолодание ( посмотрите картины малых Голландцев ) все каналы в Амстердаме замёрзшие и это было каждый год. Было время , когда на полярном круге , гуляли мамонты и была довольно большая растительность. Сахара была зелёной ещё 5000 лет назад . потом почему то превратилась в пустыню ( а ведь никакого парникового эффекта тогда ещё не было )
    существует группа учёных и политиков раскручивающая тренд потепления. под это выбивая деньги ( запугиванием населения ) Изобретя тупой Киотский протокол ( для контроля промышленности развивающихся стран , посредством огрангичений выбросов углекислоты ) Они раскатывают по симпозиумам , живут в 5-ти * отелях и , что вы думаете заинтересованы в правде , нет . они прежде всего заинтересованы в продлении своего безбедного существования .
    Это как с САРС , Коровье бешенства , Грипп ( свиной , птичий , собачий - вставь подходящее ) Только вакцины купите , а грипп это или нет - кого волнует.
    Народ разводят на бабло ( целые государства ), а правда никому не нужна
  25. -2
    25 апреля 2013 18:57
    Арктика растаяла и это факт. Канадцы. датчане, итд, да и мы уже спокойно можем двигаться по северному морскому пути. и ни куда от этого не деться. Вопрос в другом, сможем ли мы войти в клуб стран, способных предложить транспортировку товаров из атлантики в тихоокеанский регион северным путем, которое сулит большие прибыли. Углеводороды конечно хорошо, но транспорт даст больше и быстрее. Китайцы уже готовятся, а мы пока только рассуждаем. no
  26. НИКТО КРОМЕ НАС
    -4
    25 апреля 2013 22:33
    Судя по многим комментариям уровень дебилизации близок к критическому ,это же надо додуматься международные воды объявлять своими,эдак так каждый захочет,я понимаю что вова языком мелет круто но от этого мышцы не растут ,многие подростки уже мнят себя властелинами мира ,надо будет посмотреть как это в психиатрии называется ......
    1. +2
      25 апреля 2013 22:45
      Вы уж извините, но о каких "международных водах" может идти речь?
    2. +1
      26 апреля 2013 03:56
      Цитата: НИКТО КРОМЕ НАС
      уровень дебилизации близок к критическому ,это же надо додуматься международные воды объявлять своими

      Абсолютно согласен hi Ваш персональный достиг предела belay Согласно международного права государство может объявить своими территориальными водами любую акваторию которую способно уверенно контролировать Кстати признание других стран в этом случае не требуется request
  27. иона
    +1
    25 апреля 2013 22:45
    Китайцы, говорите, готовятся, а мы рассуждаем.Да не рассуждаем мы - намедни вице-премьер Аркадий Дворкович и к делу приступил - подписал поручение АД-П9-254, в котором предложил Минприроды, Минэкономики, Минэнерго и Росприроды подготовить предложения по упразднению госпрограммы разведки и освоения континентального шельфа.То есть предлагается отложить освоение региона в долгий ящик.
    И о ледоколах в нашем замечательном правительстве тоже подумали - в Минфине решили, что денег на строительство этих судов нет.Два года назад было объявлено, что будет построено девять ледоколов: три универсальных атомных и шесть дизель-электрических. Минфин требует урезать программу строительства ледоколов. Крупные нефтегазовые компании также не находят на это деньги - там считают, что существующего арктического флота вполне достаточно.Только при этом никто не вспомнил, что флот-то этот построен еще в 70-е годы и изрядно поизносился.
    Вот на сколковское проматывание миллиардов у балаболки Медведева денег сколько хочешь, а на важное для страны дело - нету.И на разведку месторождений в высоких широтах тоже нету.Так что, боюсь, при таком правительстве в наших же водах вскорости будут действительно хозяйничать китайцы. Или финны - у них тоже есть мощности и деньги на строительство судов -ледоколов.А эти деятели будут экономить на спичках и проматывать миллиарды на потешных проектах.
  28. Азаат
    +2
    26 апреля 2013 07:07
    Потеплеет или похолодает разницы нет. Главное, что нам север нужен. А то при ЕБН часть Баренцева моря уже отдали и обратно не вернешь.
  29. 0
    26 апреля 2013 17:14
    Главное надо быть готовыми к обоим вариантам событий . Ледники это крайне изменчивые природные объекты .За редким исключением ледники повсеместно в мире отступают .