На чем же к русским в Арктику?

8 488 27
На чем же к русским в Арктику?

Уникальные самолёты LC-130H с лыжным шасси ВВС Национальной гвардии остро нуждаются в замене, поскольку важность их арктической миссии возрастает, а возраст имеющихся самолетов становится закритическим.

Военно-воздушные силы США стали на шаг ближе к тому, чтобы наконец получить замену своему полярному транспортному самолёту LC-130H «Ski Bird». Военно-воздушные силы и Пентагон скорректировали бюджет, чтобы продвинуться в реализации плана по модернизации, который становится всё более актуальным, поскольку Арктический регион приобретает всё большее стратегическое значение.




Самолёт LC-130 Национальной гвардии ВВС США в Нью-Йорке, пролетает над Капитолием. 2020 год

Расклад весьма интересный: американцы очень хотят работать в Арктике, но… им не на чем. Имеющиеся в наличии самолеты, мягко говоря, выработали ресурс. Тут понимаете, все дело в том, что термин «работа в Арктике» подразумевает не только шатания атомных подводных лодок и ракетоносных кораблей, но и огромное количество мирной работы типа геологоразведки, добычи и так далее. И если с атомными подлодками у США все ровно, то вот насчет мирной компоненты в лице ледоколов и транспортных самолетов более чем сложно.

И было принято решение о перераспределении бюджета Пентагона. По закону вооружённые силы США должны получать одобрение Конгресса на перераспределение финансирования из одной части бюджета в другую.

В документе говорится, что средства в размере 29 миллионов долларов должны быть перераспределены в рамках ассигнований на исследования, разработки, испытания и оценку в Военно-воздушных силах.

«Эта операция позволяет перераспределить средства в рамках ассигнований для надлежащего исполнения», — говорится в документе. «Перераспределение необходимо для использования средств в соответствии с намерениями Конгресса. Эти действия признаны необходимыми в интересах государства».


29 миллионов - сумма может показаться небольшой, но от этого она не становится менее значимой. По сути, этот документ касается перевода денег для финансирования работ по разработке модификаций (известных как разовые инженерные решения, или РИР), которые потребуются для создания нового LC-130J — версии более современного планера C-130J с лыжным шасси в новой конфигурации, которая ещё не разработана.

С административной точки зрения, в результате средства были перераспределены с более крупного проекта C-130 на специализированные варианты Hercules, включая HC-130J, MC-130J, а теперь и LC-130J.


Сегодня оснащённый лыжами LC-130H используется исключительно 109-м авиакрылом Национальной гвардии Нью-Йорка, базирующимся на авиабазе Национальной гвардии Страттон. Эти самолёты в основном используются для пополнения запасов на арктических и антарктических исследовательских станциях и радиолокационных пунктах в высоких широтах Арктики. Они приземляются на лёд и утрамбованные снежные взлётно-посадочные полосы. Военно-воздушные силы Национальной гвардии выполняют эти задачи с 1956 года, а в 1959 году для этих целей начали использовать более ранние версии Hercules.


Радар дальнего радиолокационного обнаружения (Distant Early Warning, DEW) в Гренландии был доставлен на самолёте LC-130 в 1972 году

В состав парка из 10 самолётов LC-130H входят три самолёта, переоборудованные из бывших военно-морских LC-130R. Самые новые из них — три самолёта, построенные в 1995–1996 годах. С тех пор самолёты были модернизированы: на них установили восьмилопастные винты NP-2000, а также цифровые дисплеи в кабине пилота, новые системы управления полётом, многофункциональный радар и другие усовершенствования. Самолёты также были модернизированы вместе с другими C-130H ВВС в рамках программы модернизации авионики (Avionics Modernization Program, AMP).

Однако самолёты LC-130H, некоторые из которых были построены в 1970-х годах, явно устарели: только пять из десяти самолётов могут выполнять свои задачи в любой момент времени. В целом у этих самолётов проблемы с надёжностью и высокие затраты на техническое обслуживание, но это лучше, чем ничего. Проблема усугубляется тем, что у всех самолётов есть детали, требующие полной замены, что сейчас практически невозможно, поскольку эти компоненты больше не производятся.

Конгресс уже некоторое время настаивает на создании преемника на базе C-130J.


Самолёт LC-130 Ski Вird из 109-го авиакрыла стоит на взлётно-посадочной полосе в аэропорту Кангерлуссуак, Гренландия

Ещё в 2017 году Inside Defense сообщила, что Национальная гвардия вела переговоры с Lockheed Martin о возможной замене своих старых самолётов на LC-130J, но только в июне прошлого года Сенат выделил 290 миллионов долларов на замену двух LC-130H двумя новыми LC-130J.

Чак Шумер, который в то время был лидером большинства в Сенате и активно поддерживал рекапитализацию LC-130H, сказал: «Нам нужно, чтобы Палата представителей последовала нашему примеру, пока мы продолжаем борьбу за выделение этого финансирования в рамках ассигнований на конец года. Нельзя терять время, когда речь идёт о новых самолётах для 109-й воздушно-десантной дивизии, и я буду бороться изо всех сил, чтобы обеспечить выделение этого финансирования в окончательном законопроекте».

Шумер призывает ВВС профинансировать производство новых версий самолётов, способных приземляться на лёд и снег, чтобы заменить парк самолётов, которым от 30 до 50 лет. Шумер назвал 109-е авиакрыло «ключевым элементом для поддержки миссии Национального научного фонда по полярным исследованиям и сохранения присутствия и лидерства США в Арктике и Антарктике».

«После более чем тридцати лет круглогодичной эксплуатации в самых суровых условиях эти самолёты пришли в негодность и нуждаются в постоянном техническом обслуживании, что ставит под угрозу безопасность экипажей и их способность выполнять свои задачи. Именно поэтому я уже много лет настаиваю на том, чтобы ВВС обновили этот важнейший парк самолётов, чтобы новые самолёты могли приземляться в столичном регионе».


Тем временем генерал-майор Рэй Шилдс, генерал-адъютант Национальной гвардии, заявил: «Получение двух новых самолётов LC-130J Ski Bird в рамках NDAA на 2025 финансовый год жизненно важно для нашей национальной безопасности и поддерживает арктическую стратегию Министерства обороны, а также миссии Национального научного фонда в Антарктиде и Арктике».


Технический персонал 109-го авиакрыла Национальной гвардии ВВС Нью-Йорка проводит проверку оснащенного лыжами самолета LC-130H после миссии на одном из удаленных научных постов в Гренландии, 29 июля 2010 г.

В августе прошлого года Комитет по ассигнованиям Сената, ключевая комиссия Конгресса, обозначил свои требования по замене LC-130H, рекомендовав выделить средства на LC-130J. Комитет в своем заключении по законопроекту о расходах на оборону в 2025 финансовом году призвал выделить 200 миллионов долларов на начало работы над проектом, заявив следующее:

«Комитет отмечает важность возможностей тактических воздушных перевозок в полярных регионах для операций в Арктике и Антарктике. Кроме того, Комитет отмечает, что в исследовании, проведённом министром ВВС в сотрудничестве с командующим Северным командованием США и директором Национальной гвардии ВВС, под названием «Отчёт о LC-130 за 2023 финансовый год», говорится об улучшениях, внесённых за последние годы в парк самолётов LC-130H, которые в настоящее время выполняют эту задачу. В исследовании также отмечается, что постоянные инвестиции в модернизацию и повышение производительности обеспечат актуальность и жизнеспособность этого самолёта, а также его востребованность в будущем. Однако Комитет понимает, что в этом отчёте, может быть, не в полной мере учтена эксплуатационная деятельность этих самолётов».


Сторонники LC-130 и его дальнейшего использования отмечают, что эти самолёты жизненно важны для поддержания и укрепления присутствия Соединённых Штатов, их операций и исследований в Арктике и Антарктике.


Морские пехотинцы США из 5-го батальона 11-го полка морской пехоты загружают ракетную систему M142 (HIMARS) на самолёт LC-130H ВВС США, во время учений Arctic Edge Северного командования США

Да, Арктика приобретает всё большее стратегическое значение как регион, в котором Соединённые Штаты и их союзники будут сталкиваться со всё более серьёзными проблемами в сфере безопасности. Тут вообще понятно, не только извечно торчащая во льдах в свое удовольствие Россия, но и у других пробуждается желание присутствовать в регионе. Тот же Китай очень внимательно работает над расширением своего присутствия в регионе. Китайцы давно просчитали, что путешествие по морозцу Северного морского пути в разы безопаснее прохода по Аденскому заливу и Суэцкому каналу.

Уже сейчас разворачивается всё более стратегическая гонка за расширение контроля и военного влияния в Арктическом регионе. Это нормально, как нормально и то, что Россия в ответ наращивает свое постоянное присутствие за Полярным кругом.

Многочисленные инвестиции России в регион включают в себя увеличение военно-воздушных и военно-морских сил за Полярным кругом, и российские военные создают новые базы, а также восстанавливают те, которые перестали использоваться после «холодной войны».


Российский истребитель-перехватчик МиГ-31БМ на авиабазе Рогачёво на архипелаге Новая Земля, за Полярным кругом

Министерство обороны России охарактеризовало это как «экспериментальное боевое дежурство по охране государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве Арктики», но эксперимент, который приносит положительные результаты становится уже постоянной практикой.

Вообще на протяжении многих лет Россия имеет в своем распоряжении более чем 50 объектов, аэродромов и портов в Арктическом регионе, откуда можно наносить удары с воздуха и моря, что может лишить США и их союзников доступа в Арктику. Морская активность России в регионе в значительной степени обеспечивается большим и растущим флотом ледоколов, который значительно превосходит флот США и их союзников вместе взятых. А если учесть, что ледоколов 9-го ледового класса у США и союзников 1 (один), а новейшие и экологичные финские ледоколы смотрятся на фоне атомных ледорубов России детскими игрушками – немного непонятно, с чем там они вообще собираются лезть в четырехметровые льды Арктики.

Рассчитывают на глобальное потепление?

Можно и так. По мере того, как тающие ледники открывают новые судоходные маршруты и обеспечивают доступ к природным ресурсам, которые ранее были недоступны или, по крайней мере, их было гораздо сложнее использовать, стратегическое значение Арктического региона будет только расти. Но это дело такое… долгое. Будут ли ждать конкуренты – вот это вопрос.

Относительно новым игроком на этой арене является Китай, который присматривается к новым морским путям и природным ресурсам. В связи с этим Пекин расширяет своё присутствие в Арктике, и в ответ на это Пентагон назвал Арктику «всё более конкурентной сферой», выпустив конкретные предупреждения о растущем интересе Китая к региону. Но предупреждать Китай – это дело не менее перспективное, чем ожидание таяния полярных льдов.


Zhong Shan Da Xue Ji Di, исследовательское судно под флагом Либерии, способное преодолевать ледовые препятствия, принадлежащее Китайскому университету Сунь Ятсена

Но: именно потому, что желающих освоить Арктику много, а сил у США мало, американской стороне, особенно военным, будет не просто расширить своё присутствие в Арктике в мирное время, а что говорить о военном? Да, атомные подводные ракетные крейсера – это хорошо, это мощь и сила, но ими очень сложно удержать территории и практически нереально их освоить. Призвание у субмарин иное. А вот со всеми остальными составляющими в Америке несколько… напряжно, что ли.

Кстати, многим в мире сегодня кажется, что именно эта реальность подогревает интерес к получению контроля над Гренландией или, по крайней мере, к расширению там военного присутствия США, о котором столько говорил Трамп.

Тем временем существующие LC-130H и экипажи 109-й эскадрильи также адаптируются к новым условиям.


Например, в начале этого года самолёт LC-130H впервые за несколько десятилетий приземлился на пресноводный лёд. В марте Ski Bird приземлился на озере Парсонс в Инувике, Канада, в рамках совместных американо-канадских учений.


Самолёт LC-130 Hercules, приписанный к 109-му авиакрылу, пролетает над озером Парсонс Северо-Западные территории, Канада, 4 марта

«Мы с нетерпением ждём, что ждёт в будущем LC-130 Hercules и 109-е авиакрыло, пока мы продолжаем развивать наши возможности в Арктике», — сказал тогда подполковник Мэтью Сала, командир 109-го авиакрыла, в пресс-релизе.

Теперь, когда на горизонте появился LC-130J, 109-е авиатранспортное крыло должно быть гораздо лучше подготовлено к поддержке операций — как военных, так и гражданских — в сложных арктических и антарктических регионах.

Однако, возможности 109 авиакрыла, мягко говоря, невелики. Нельзя не признать, что летный и технический состав там на высоте, знают свое дело и прекрасно его делают. В сезоне 2011–2012 годов экипажи шести транспортных самолётов LC-130H Ski-Herc совершили 359 рейсов между станцией Мак-Мердо в Антарктиде и восемнадцатью пунктами назначения в глубине континента, перевезя более 3 000 грузов и топлива, а также более 1 600 пассажиров.

Авиакрыло фактически держит на своих крыльях все снабжение антарктических станций США. Каждый год самолеты этой части обеспечивают ротацию кадров и снабжение уделенных от побережья научно-исследовательских станций в Антарктиде, доставляют военнослужащих на северные аванпосты и являются в этом плане незаменимым формированием.

Однако то количество самолетов, которым обладает 109-е крыло, оно не то что мизерное, я бы сказал – смехотворное. 6-7 самолетов в таких условиях, в каких их применяют в США – этого мало для того, чтобы обеспечить всем необходимым то количество людей, которое должно будет работать в Арктике.


Два новых самолета – это, конечно, неплохо, но оно не решает проблемы развертывания службы снабжения в Арктике в случае, если это понадобится. LC-130J Ski Bird даеть определенную надежду на будущее, потому что в отсутствии ледокольного флота, сопоставимого с российским, США могут рассчитывать только на транспортные самолеты с опытными экипажами, способные садиться на лед и снег.

Играть в Арктике на равных с Россией – это катастрофически сложно, и стоимость такой игры будет выражаться в миллиардах долларов. Об этом надо знать на той стороне мира.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -9
    Вчера, 04:01
    Единственный вариант для США в Арктике- победить Россию в войне и прибрать её ресурсы вместе с ледоколами!( из альтернативной фантастики- ненаписанное).
    1. +1
      Вчера, 07:09
      Цитата: andrewkor
      Единственный вариант для США в Арктике- победить Россию в войне и прибрать её ресурсы вместе с ледоколами!
      Кроме войны есть еще один способ - посадить в Кремль какого-нибудь условного алкаша-Ельцина с его гайдаро-чубайсовским коллективным Распутином и все ресурсы тут же будут у них в кармане. Такое у нас уже было в 90-х годах...
  2. +11
    Вчера, 04:32
    Я извиняюсь за свое скромное мнение, но мне кажется чтобы производить сравнение возможностей арктического снабжения по воздуху, интересно было бы увидеть что мы можем противопоставить вероятным противникам в Арктике. А то получается у США 6-7 самолетов, а у нас например 50, или вообще 2. Хотелось бы увидеть полноту картины, возможно это уже тема для следующего материала, или она уже была, а я ее пропустил...
    1. +4
      Вчера, 05:27
      Цитата: turembo
      Хотелось бы увидеть полноту картины

      Подобных машин у нас нет точно, чтобы сесть на льдину.
      1. +1
        Вчера, 22:21
        Подобных машин у нас нет точно
        До 2020 года Россия каждый год строила ледовый аэродром Барнео, расположенный в 100-200 км. от северного полюса. Авиационное сообщение поддерживалось в течении всего лета, на зиму аэродром закрывался. Это продолжалось до 2020 г. Затем из-за ковида, затем из-за СВО строительство Борнео прекратилось. Во времена СССР в Антарктиду летали АН-12 и ИЛ-18, которые в дальнейшем были заменены на ИЛ-76.
  3. +11
    Вчера, 04:40
    Главное что у соседа корова сдохла. А то что у нас крыша течет и весь двор в навозе, то это ничего
    1. -8
      Вчера, 07:16
      Цитата: vladimirvn
      Главное что у соседа корова сдохла. А то что у нас крыша течет и весь двор в навозе, то это ничего
      Я бы очень хотел, чтобы у нашего условного соседа сдохла корова. А починить крышу и убрать навоз из своего двора - дело житейское. Да вот, к сожалению, корова-то у соседа все никак не может сдохнуть...
      1. +1
        Вчера, 14:16
        Цитата: Luminman
        Цитата: vladimirvn
        Главное что у соседа корова сдохла. А то что у нас крыша течет и весь двор в навозе, то это ничего
        Я бы очень хотел, чтобы у нашего условного соседа сдохла корова. А починить крышу и убрать навоз из своего двора - дело житейское. Да вот, к сожалению, корова-то у соседа все никак не может сдохнуть...


        И у владельца житейских дел "ручкиизжёпки"...
        Так и во всем...
  4. +5
    Вчера, 04:52
    Зная какая в России ситуация с самолетостроением, то ощущается некоторая недосказанность статьи - что у нас за аналоги с-130 летают насколько у нас лучше ( а то может быть и так - у америкосов например 5 с 130, а у нас аж целых 10..ан -24 и то гражданских)
    1. -1
      Вчера, 05:29
      Цитата: eskulap
      так - у америкосов например 5 с 130, а у нас аж целых 10..ан -24

      Ан-24 не аналог С-130, у того так то четыре двигателя. У нас еще вроде как летают Ан-12, но в ближайшее время похоже их спишут.
      1. +2
        Вчера, 08:25
        Так я про то и намекаю - военных аналогов с130 способных сесть на утрамбованый снег, наверно и нет
  5. 0
    Вчера, 07:03
    Цитата: Дырокол
    Подобных машин у нас нет точно, чтобы сесть на льдину
    Кажется, в нас в Арктике когда-то использовали Ан-12 с лыжным шасси. Но лыжи - это совсем не панацея для посадки самолета в условиях Арктики. Самолет может совершить посадку и на обыкновенном колесном шасси, но для этого должна быть подготовлена крепкая снежно-ледовая полоса с радиомаяками направленного излучения и инерциальной навигацией, позволяющей точно определить нахождение машины, даже если из-за отсутствия визуальных ориентиров экипаж не видит взлетно-посадочной полосы. В качестве примера могу привести первую в мире посадку на снежно-ледовый аэродром Антарктиды в конце 90-х транспортного тяжелого Ил-76. Ну а лыжное шасси, конечно же, несколько расширяет возможности посадки, но вовсе не являются непременным атрибутом для работы авиации в северных широтах.

    Ну и вдогонку - по-моему любой самолет можно переоборудовать под лыжное шасси, но только это шасси будет не убираемым и вызывать серьезную потерю в скорости...
    1. 0
      Вчера, 10:35
      Кажется, в нас в Арктике когда-то использовали Ан-12 с лыжным шасси.

      В 1961 году испытывался вариант с неубираемым лыжным шасси и подогревом лыж воздухом при их примерзании для страгивания самолета с места - Ан-12ПЛ. Построено 2 экземпляра.
  6. +2
    Вчера, 07:32
    Состояние арктической авиации в России интересно.
  7. -2
    Вчера, 08:09
    Активную работу на Севере ведут отечественные самолеты АН-3, АН-74, АН-24, но среди них особо выделяется летавший в Арктике еще в советские времена Ан-2. Он прошел глубокую модернизацию, в частности, был оснащен новыми турбовинтовыми двигателями и современным навигационным оборудованием, позволяющим эксплуатировать самолет в изменившихся условиях крайнего Севера.
  8. +1
    Вчера, 09:59
    В России всего 50 самолетов Ан 12 , который выпускался до 1972 года .
    Количество C 130 зашкаливает .
    У нас даже на лыжнем шассии Ан 12 нет .
  9. Комментарий был удален.
    1. +1
      Вчера, 11:07
      Офигеть тут знатоки полярной авиации собрались....

      Ну судя по Вашему комментарию, Вы тоже далеко не специалист в этой области. Да, Ил-18, Ил-76, Ан-74 могут использовать снежно-ледовые ВПП. Но вот создание этой ВПП - вопрос совсем не простой. Что такое ВСН 37-76 МГА знаете?
  10. +1
    Вчера, 13:32
    А мы свои Ан12 добровольно перестали выпускать. И заменить их в ближайшие десятилетие нечем. А то и 20ти летие
    1. +2
      Вчера, 14:08
      А мы свои Ан12 добровольно перестали выпускать.

      Ан-12 перестали выпускать в 1972 году ввиду ввода в эксплуатацию Ил-76. Вариантов его замены было более чем достаточно - Ан-70, Ту-330, Ил-276. Но СССР почил в бозе, а вместе с ним и советское гражданское и транспортное авиастроение. На сегодня развалины СССР порознь ничего конкурентноспособного создать не могут.
      1. +1
        Вчера, 14:15
        Все это больше Ан12. Сам типоразмер с 2хТВД перестали делать
        1. +2
          Вчера, 14:23
          У Ан-12 четыре ТВД. Два - у Ан-8, которые перестали выпускать в 1961 году.
        2. В общем-то, повторить Ан-12(22) не так уж и сложно. Взять Ил-76, заменить на нём двигатели на двигатели НК-12 от Ту-95, приспособить к ним винтовентилятор СВ-27 (российский) от Ан-70, и аналог Ан-12, по сути, готов. Ничего невозможного в этом нет, даже лучше чем Ан-12 самолет получится.
  11. -2
    Вчера, 14:14
    Кто-нибудь уже спрашивал у автора сего опуса - а сколько в РФ самолетов на лыжах подобного класса?
    3? 2? 1?
    или ноль?
    а то, автор как то очень глумится следующей фразой: Расклад весьма интересный: американцы очень хотят работать в Арктике, но… им не на чем.

    Хотя ниже пишет про 10 самолетов из которых гарантировано 5 в строю.
    1. +2
      Вчера, 15:10
      а сколько в РФ самолетов на лыжах подобного класса?

      У РФ самолетов на лыжах такого класса нет. Но они для Арктики и не нужны. Автор этот ведь "на все руки от скуки" пишет. Самолеты Lockheed LC-130 создавались не для Арктики, а для Антарктики. В Арктике они используются ситуативно. В Арктике С-130 может садиться на лед на колесном шасси, так же, как Ан-12 или Ил-76 (фото ниже), без всяких лыж. В Антарктике создание ледовых аэродромов гораздо сложнее. На участках, приемлемых по рельефу для создания аэродромов, снежно-фирновый покров имеет толщину в несколько десятков и сотен метров, и только ниже находится мощный ледовый покров материка, который не влияет на несущую
      способность покрова. Именно подобный снежно - фирновый покров является основанием и единственным строительным материалом для создания высокопрочных аэродромов. А строительство из фирна аэродрома требует наличия специальной техники и времени, так как надо создать подушку толщиной в метр и плотностью до 620 кг/м3. Американцы решили, что проще поставить на лыжи самолет, чем везти В Антарктиду специальную технику. В СССР приняли решение строить аэродром и испытав лыжное шасси в 1961 году на Ан-12, опыты прекратили.
      1. -3
        Вчера, 15:44
        Цитата: Nikname2025
        а сколько в РФ самолетов на лыжах подобного класса?

        У РФ самолетов на лыжах такого класса нет. Но они для Арктики и не нужны.

        Странно считать Арктикой только территорию Северного Ледовитого Океана.
        Вообще то если посмотреть на карту РФ - то практически 1000-1500 км от кромки СЛО на юг - зимой может иметь потребность.
        Сильную потребность в наличии снеговых ВПП для самолетов.
        Которые делаются за неделю. В любом поселке.
        Которые гораздо менее требовательны к очистке от свежевыпавшего снега.
        Которые не нуждаются в серьезной аэропортовской инфраструктуре.
        Как будто нет у нас отдаленных поселков, полеты в которые гораздо востребованны на самолете с лыжами, чем вертолетами.
        Удивительно.

        Я понимаю, в советское время творили дичь, купаясь в деньгах.
        не заботясь о стоимости строительства, содержания.
        Когда кончились деньги, все советские люди всё побросали.
        Сейчас может стоит поизучать снова чужой опыт, который позволяет то же, что мы делали ранее, но так скажем: уже "без денег"..
        1. -1
          Вчера, 17:13
          Которые делаются за неделю. В любом поселке.

          Для самолетов класса Ан-12. За неделю? В любом поселке?
          Вы статью читали?
  12. +1
    Вчера, 16:36
    Тем временем Индия зафрахтаваала ИЛ 76 в России ,для смены своих полярников в Антарктиде .Американцы даже не рассматривались - лохи лохастые. Как тебе такое Трамп ?