Ох, и тяжелая это работа - из болота тащить подбитый «Тигр»

13 803 32
Ох, и тяжелая это работа - из болота тащить подбитый «Тигр»


Задачи со звёздочками


В 1942 году немцы уже ощущали дефицит танков на фронте и в июне выпустили обновленное штатное расписание танковой ремонтной роты. Она состояла из трёх основных взводов – два отвечали за запчасти и ремонт, а один занимался эвакуацией бронетехники с поля боя. Отдельно предусмотрели полевые мастерские и тыловой взвод снабжения.



Ремонтная рота приписывалась обычно к танковому полку. В подразделении числились 100-150 человек, в том числе 10-15 унтеров и один офицер. Обычно в роте занимались мелким и средним ремонтом. В тыловые ремонтные мастерские или даже на заводы в Германию отправлялись танки с тяжёлыми повреждениями корпуса и башни, а именно — трещины в броне и полные пробоины с одновременным деформированием сварных швов, полные пробоины, приводящие к сильному повреждению внутреннего оборудования, более тяжёлые повреждения, вызванные огнём, и повреждения от затопления. Всё остальное предполагалось восстанавливать в полевых условиях.

Ремонтный взвод восстанавливает замаскированный танк. На переднем плане 18-тонный тягач

Рассмотрим подробнее работу эвакуационного взвода, так как именно ему доставалась самая горячая и сложная работа. Взвод эвакуировал транспортные средства напрямую в ремонтную роту или, если расстояние было слишком большим, — на пункт сбора. Позже эти транспортные средства либо эвакуировались дальше в тыл, либо ремонтная мастерская продвигалась вперёд и устанавливала свою новую рабочую зону на пункте сбора.

В руководстве указано: «Пункты сбора (будущие рабочие зоны танковых ремонтных взводов) должны выбираться таким образом, чтобы расстояния для эвакуации не были слишком большими. Во время наступления танки следует эвакуировать вперёд, а не назад»
.


Механизация ремонтно-эвакуационных команд казалась достаточной

Если танк не мог освободиться самостоятельно (например, с помощью балки для вытаскивания из кювета или S-образного крюка), его экипаж и ремонтная группа первого эшелона должны были подготовить его к эвакуации. Хорошо, если танк был управляемым и с исправной тормозной системой, или хотя бы подвижным. Разные повреждения требовали разных приготовлений.

Когда у танка были проблемы с двигателем, рулевым управлением или трансмиссией, соединение между ними и главной передачей должно было прерываться путём снятия обоих приводных валов. В результате двигались только гусеницы и главная передача, которая была жёстко соединена со звёздочкой. Когда звёздочка или главная передача были повреждены, десять отдельных звеньев гусеницы (для «Тигра») должны были быть сняты, а укороченная гусеница — соединена над первым опорным катком. Когда повреждённые опорные катки нужно было снять, крепления следовало защитить от грязи, а рычаги (торсионные балки) — закрепить.

Колёсно-гусеничный тягач Sd.Kfz. 9/1 используется для подъёма моторного отсека Pz.Kpfw. IV. Общий вес этого многоцелевого транспортного средства (для буксировки и подъёма) составлял 21,5 т. Его кран мог работать с грузами до 4 или 6 тонн

Повреждённый танк было легче эвакуировать, если его вес был смещён назад. Для этого башни массой более 30 тонн поворачивались назад; опционально танк мог эвакуироваться задним ходом. Чтобы повысить его проходимость, приводной вал мог быть снят, а гусеница ослаблена.


Схемы эвакуации обездвиженного танка. 1. Барабан лебёдки. 2. Трос. 3. Скоба. 4. Соединительный трос для буксирного гака. 5. Буксирные гаки. 6. Полиспаст. 7. Скоба буксирного троса, прикреплённая к анкеру

Руководство также показывало, что звёздочка танка могла служить лебёдкой. Гусеницы расцеплялись над звёздочкой, которая затем сбрасывалась задним ходом. Трос можно было обматывать вокруг звёздочки для эвакуации других танков. Военнопленный (лейтенант батареи учебно-артиллерийского запасного батальона, захваченный в Тунисе в мае 1943 года) заявил, что на твёрдых дорожных покрытиях любой колёсно-гусеничный тягач мог буксировать на значительные расстояния (не менее 100 км) в три раза больше веса, для которого он был предназначен. Например, 3-тонный Sd.Kfz. 11 мог буксировать 9 тонн и т. д. Для пересечённой местности одна треть доступной мощности тягача должна всегда оставаться в резерве. Таким образом, лёгкая полковая гаубица весом около 1930 кг буксируется 3-тонным тягачом, а тяжёлая полковая гаубица весом около 5 тонн — 8-тонным.

Теперь о «Тиграх»


Летом 1943 года школа танкистов в Падерборне подготовила сводку отчётов по опыту эксплуатации танков в знаменитых 501-, 502- и 503-ем тяжёлых танковых батальонах.

В отчётах, в частности, говорилось:
«Командир взвода эвакуации подчиняется командиру танкового батальона. Взвод всегда должен оставаться поблизости от танковых подразделений. Пять 18-тонных Zgkw.18t обычно удовлетворяют нужды роты «Тигров», а это пятнадцать тягачей на батальон. Для эвакуации «Тигра» обычно требуется три таких тягача, и только два, если дороги имеют хорошее покрытие. В сложной местности, на льду, снегу или грязи часто требовалось 18-тонных Zgkw.18t для эвакуации и дополнительные две машины, прицепленные к корме танка. Это тормозные тягачи, не позволяющие 57-тонной махине на спуске раздавить группу эвакуации. В юге «Тигры» эвакуировались нередко другими «Тиграми» на расстояние более 150 км. Это была вынужденная мера — штатные тягачи выходили из строя из-за перегрузки или использовались для погрузки поездов».



Схемы эвакуации танков



Подъем танка по склону с использование анкера, смонтированного на полугусеничном тягаче



Разборное анкерное устройство немецкого 18-тонного тягача. Это не заводское исполнение - эвакуаторы изготовили его самостоятельно

18 марта 1943 года командир 501-го тяжелого танкового батальона, майор Людер, доложил об опыте войсковой эксплуатации «Тигров» в Тунисе:

На твёрдой почве неподвижный «Тигр» обычно можно легко буксировать двумя тягачами. «Тигр» жёстко крепится к Zgkw.18t с помощью буксирных брусьев. Мощности одного 18-тонного тягача достаточно, чтобы эвакуировать «Тигр» недалеко. Однако один тягач не справится с длинными расстояниями, поскольку «Тигр» на сцепке тянет в сторону. Поэтому приходится крепить тросами второй тягач, который позволяет быстро буксировать танк прямолинейно. При буксировании «Тигра» по горным дорогам с крутыми спусками и крутыми поворотами абсолютно необходимо утяжелять «Тигр» еще одним танком – лучше всего младшим Pz.Kpfw. III. В противном случае «Тигр» становится неуправляемым на спуске и соскользнёт в сторону, несмотря на прикреплённый второй тягач.

Если у «Тигра», подлежащего эвакуации, повреждены гусеницы и их нельзя установить перед восстановлением, необходимо снять вторую гусеницу и позволить танку двигаться только на опорных катках. Так можно тянуть за собой тяжелый танк 100 км и более. Для предотвращения повреждение трансмиссии и рулевого механизма требовалось отключение главной передачи. Повреждённые «Тигры», оставшиеся на мягком грунте, можно эвакуировать с дороги, затягивая их двумя 18-тонными тягачами. В ряде случаев и очень недалеко «Тигр» могла утащить «тройка» Pz.Kpfw. III. В чрезвычайных ситуациях, без помощи или внимания к повреждениям подвески или гусениц, один Pz.Kpfw. III был в состоянии эвакуировать повреждённый «Тигр» из-под обстрела на расстояние 1-3 км. Дальше нельзя, поскольку трансмиссия в Pz.Kpfw. III сильно перегружается от такой работы.

По опыту Туниса эвакуация «Тигра» другим «Тигром» всё ещё не получалось нормально выполнить, поскольку необходимые жёсткие буксирные устройства недоступны, а буксирное устройство на корме «Тигра» непригодно. Буксирные брусья, особенно «Herzstück» (сердечник), с которым оснащены 18-тонные тягачи, не подходят к заднему буксирному устройству «Тигра». Само собой разумеется, что «Тигр» должен использоваться для эвакуации другого «Тигра», по крайней мере, на коротких расстояниях, пока повреждённый «Тигр» находится под огнём вражеской артиллерии. Но это пока невозможно. Также в долгосрочной перспективе 18-тонные Zgkw.18t слишком слабы для эвакуации «Тигров». Они разрушаются от нагрузок. Задняя поперечная рама недостаточно прочна и недостаточно крепко прикреплена к боковым элементам.


На Ленинградском фронте был получен несколько иной опыт эвакуации тяжелых танков. Там за пять месяцев был развернут 502-й танковый батальон с первыми «Тиграми». Выдержка из технического отчёта, датированного 29 января 1943 года:

«I. Время показало, что всё буксирное устройство 18-тонного тягача неадекватно и слабо. Буксирные брусья деформируются, а болты заклинивают. Несмотря на усиление, на склоне толчок от «Тигра» так велик, что всё буксирное устройство просто сминается. II. 18-тонные тягачи слишком лёгкие.

Почти невозможно эвакуировать один «Тигр» с помощью 3–4 тягачей на пересечённой и переувлажнённой местности. На склоне танк толкает тягач в сторону. Здесь требуется сильный внешний тормоз или утяжелитель. Испытания показали, что на склоне нужны три тягача спереди и два сзади «Тигра» в качестве тормозов. Предлагается назначить два восстановленных «Тигра» в качестве эвакуаторов на каждый батальона. III. Эвакуация «Тигра» с помощью 4–5 тягачей на марше мешает трафику из-за длины колонны. Марш в колонне очень затруднён, а внезапная остановка почти невозможна. Ночью восстановление на большие расстояния невозможно, поскольку каждый мост должен проверяться на несущую способность, а впадины и другие препятствия трудно заметить. IV.

Буксирование «Тигра» четырьмя тягачами на расстояние 150 км привело к повреждениям сцепления и трансмиссии на всех транспортных средствах. Одна трансмиссия была повреждена до такой степени, что её пришлось полностью заменить. V. Снежные цепи с резиновыми подушками 18-тонных тягачей полностью непригодны для буксировки тяжелых танков по заснеженной местности. Буксирные тросы слишком слабы. Для эвакуации «Тигра» на 10-процентном склоне с их тросами нужны пять тягачей. Болты лебёдки также ломаются, поскольку они предназначены только для веса 7,3 т. Таким образом, почти невозможно загрузить повреждённого «Тигра» по головному пандусу на железнодорожный вагон, даже используя два полиспаста и два тягача. Необходимо использовать более прочные тросы и разработать лучшие буксирные устройства. Испытания показали, что буксировка по сложной местности выполняется проще всего и быстрее с помощью другого «Тигра». VI.

Для эвакуации «Тигра» взводу необходимо иметь не менее шести тягачей, из которых один оснащён 6-тонным краном. Поскольку 502-й танковый батальон был разделён на две части с одним ремонтным взводом в каждой, наш ремонтный взвод имел только три 18-тонных тягача, из которых один был неисправен из-за повреждения трансмиссии. Поэтому буксирование Pz.Kpfw.VI было очень затруднено. Жизненно важно, чтобы каждая отдельная рота «Тигров» была оснащена шестью тягачами. VII. Войска в полевых условиях доводят до ума устройства сцепки как на танках, так и на 18-тонных тягачах. Тем не менее, необходимо разработать более надёжное буксирное устройство в тылу и в такой форме, чтобы оно поставлялось напрямую с завода-производителя вместе с каждым танком. VIII.

Предлагается спроектировать буксирное устройство таким образом, чтобы его можно было устанавливать слева и справа от глушителей, и чтобы можно было немедленно эвакуировать повреждённый «Тигр» другим тяжелым танком из зоны опасности без дополнительных средств и в любое время. Эвакуация Pz.Kpfw.VI с помощью буксирных тросов во время боя очень затруднена, поскольку снятие тросов с танка и их крепеж с помощью скоб занимает много времени, а сами скобы совершенно неадекватны. Причины: А. Материал слишком хрупкий и ломается; Б. Все скобы деформируются, включая болты, и это затрудняет их снятие с танка.

Отзыв из 2-й танковой дивизии «Das Reich» от 14 апреля 1943 года:

«Pz.Kpfw.VI можно буксировать только с помощью трёх Zgkw.18t при очень благоприятных условиях и только в качестве временной меры. Количество тягачей, необходимых для эвакуации повреждённого «Тигра», зависит от местности и погоды. Однако 57-тонный вес «Тигра» превращал каждую эвакуацию в вызов. Перед битвой на Курской дуге группа эвакуации дивизии была направлена в 503-й тяжелый танковый батальон, где проводились учебные курсы по восстановлению «Тигров».

Баллада о «Бергенпантере»


Несмотря на первые попытки создания полностью гусеничного тягача для эвакуации повреждённых «Тигров», предпринятые ещё в 1942 году, он не был готов до июля 1943 года, когда первые «Пантеры» без башен были введены в строй. Первые «Бергенпантеры» были развернуты в августе 1943 года.




БРЭМ "Бергенпантера"

Хвалебный отчёт о «Бергенпантере» от 20 октября 1943 года:
«Машина показала себя отлично. В сухую погоду одна «Бергенпантера» достаточна для эвакуации «Пантеры». Даже по самым плохим дорогам два БРЭМ могут эвакуировать «Пантеру». До сих пор каждая «Бергенпантера» приходилась на 20 строевых «Пантер». В батальоне желательно иметь четыре «Бергенпантеры», даже если в наличии два 18-тонных тягача. Оснащение БРЭМ радиоустановками оказалось успешным. Во время боя они могли легко быть направлены в нужную точку по радио.




Приспособления для эвакуации БРЭМ «Бергенпантера». 1. Бергенанкер. 2. Анкер с полиспастом. 3. Полиспаст на полозьях. 4. Часть анкера с полиспастами. 5-9. Иллюстрация для руководства по сборке эвакуационного узла. 10. Каретка бергенанкера. 11. Анкер в грунте. 12. Изображение правильной фиксации троса. 13. Бергенанкер на склоне. 14. Извлечение бергенанкера.



Схемы использования экспериментального устройства «Бергенанкер», позволяющего эвакуировать самые тяжелые немецкие танки сравнительно легкой БРЭМ.


В сухих условиях два 18-тонных тягача достаточны для эвакуации танка, но на мокрых и грязных дорогах даже четыре такие машины не справляются. Средние расстояния эвакуации составляют 50 км. Лучше иметь болт без резьбы (видимо, речь о буксирной проушине), поскольку он деформируется в первой эвакуации и не может быть откручен.

В апреле 1944 года Генеральный инспектор танковых войск вермахта сделал выговор войскам за то, что использование взвода эвакуации должно быть ещё больше ограничено из-за ситуации с тягачами и их запасными частями. Водитель, а затем и первая эшелонная ремонтная группа сначала обязаны были тщательно анализировать повреждения. Если возможно, ремонтные работы должны были выполняться на месте, или танку следовало приводить в условно пригодное для движения состояние. Танки не должны были буксироваться на многие километры к первой эшелонной ремонтной группе или мастерской, если их можно было отремонтировать всего несколькими мелкими корректировками. С учетом постоянного наступления Советской Армии и союзных войск, немцы теряли все возможности для эффективной эвакуации танков, что и стало одним из факторов падения вермахта.

По материалам иностранной печати.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    6 октября 2025 05:24
    Pz.Kpfw. IV (Panzerkampfwagen IV — танк «Пантера IV»).
    Автор ни чего не попутал? Или просто в римских цифрах запутался?
    Panzerkampfwagen IV («Панцеркампфваген IV»; Pz.Kpfw. IV, также Pz. IV; в СССР был известен также как «T‑IV»). «Пантера» (нем. Panzerkampfwagen V Panther, сокр. Pz.Kpfw. V Panther)Panzerkampfwagen VI Ausf.H — E, «Тигр» — немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны,
  2. 0
    6 октября 2025 05:31
    полные пробоины
    А поясните пожалуйста, что это такое?
    1. +6
      6 октября 2025 06:31
      Видимо сквозные пробоины. Автору минус, лень откорректировать корявый машинный перевод.
      1. +4
        6 октября 2025 06:35
        Цитата: papas-57
        Видимо сквозные пробоины. Автору минус, лень откорректировать корявый машинный перевод.

        Да вся статья корявая. Чего стоит вот это
        лучше всего младшим Pz.Kpfw. III.
        .
  3. -1
    6 октября 2025 05:35
    Рассмотрим подробнее работу эвакуационного взвода, так как именно ему доставалась самая горячая и сложная работа. Взвод эвакуировал транспортные средства
    Так у взвода задача состояла в эвакуации транспортных средств, или всё таки, в первую очередь в эвакуации бронетанковой техники?
  4. Комментарий был удален.
  5. +9
    6 октября 2025 07:41
    недочетов по изложению в статье - много, но:
    статье большой плюс - она нам показывает как еще 80 лет назад подходили к вопросам восстановления работоспособности транспортных/бронетанковых машин:
    Хотелось бы еще взгляд не сегодняшние реалии - работу ОРВБ...
  6. +2
    6 октября 2025 08:05
    Интересно было узнать ознакомиться. Тема редко поднимаемая.
  7. +1
    6 октября 2025 09:33
    Тема, конечно интересная, хотя и не новая.
    Автор так спешил нас с ней ознакомить, что даже не перечитал написанное (ляпы перечислять не буду). Про организацию ремонта техники в вермахте написано немало. А как это происходило в красной армии? Согласно источникам, на 1941 год - 25 000 всего, из них почти 20 000 исправных, и недостаток информации об организации ремонта.
  8. 0
    6 октября 2025 10:18
    Была когда-то интересная книга - Виль Липатов "Завод на фронте", которая показывала преимущества тылового ремонта бронетехники РККА.
    1. +1
      6 октября 2025 10:37
      Цитата: ТермиНахТер
      Была когда-то интересная книга - Виль Липатов "Завод на фронте", которая показывала преимущества тылового ремонта бронетехники РККА.

      Правда она художественная....
      1. 0
        6 октября 2025 12:29
        Ну, я бы не сказал, что она художественная. Автор, как раз на одном из таких заводов и служил, так что, скажем - она научно - популярная.
        1. 0
          6 октября 2025 14:16
          Цитата: ТермиНахТер
          Автор, как раз на одном из таких заводов и служил, так что, скажем - она научно - популярная.

          Личные воспоминания, как ни странно ,не всегда оказываются соответствуют тому, что было на самом деле. Даже одни и те же события которые застали или происходили там где были люди, каждый из них воспринимает и помнит эти события по своему. В этом я убеждался на личном опыте и не раз. Поэтому личные воспоминания это хорошо особенно если они подтверждены различными документами, хотя бы просто типа фотографий.
          1. 0
            6 октября 2025 17:00
            Ну, книгу читал, а вот на счет фотографий, не помню - давно это было.
        2. 0
          6 октября 2025 22:55
          Автор, как раз на одном из таких заводов и служил

          Откуда такая информация? Он в 1944 только школу закончил, а в 1947- учительский институт. Он не был на фронте и на производстве никогда не работал.
          ru.wikipedia.org/wiki/Липатов,_Виль_Владимирович
          1. 0
            6 октября 2025 23:31
            Значит я фамилию автора перепутал, давно книгу читал.
            1. 0
              6 октября 2025 23:44
              Не фамилию, а имя.
              Была такая статья, автор не указан
              https://topwar.ru/96220-zavody-na-kolesah-nou-hau-krasnoy-armii.html
              Липатов С. Завод на фронте. М.: Воениздат. 1988
              1. 0
                6 октября 2025 23:46
                Спасибо, я тоже нашел. Давно читал, с именем ошибся. Да, на этом сайте тоже есть упоминание.
                1. 0
                  6 октября 2025 23:47
                  Пока искал, нашел еще одну, аналогичного содержания, автор Тарасенко.
  9. +1
    6 октября 2025 11:01
    Во всех инструкциях и отчетах впечатляет немецкая дотошность и тщательность подачи материала. Схемы, фото - любой чайник или горе механик разберется. Понял, что немцы ремонтировали все точно также как и русские - "на коленке".
    1. 0
      6 октября 2025 12:15
      А давайте мы придумаем очередное вундерваффе и превратим в кошмар жизнь ремонтников))
      Меня всегда удивлало этот немецкий орднунг в мелочах и абсолютный бардак в стратегии.
      Впрочем, у нас было с точностью да наоборот))
  10. Комментарий был удален.
  11. 0
    6 октября 2025 11:06
    Во всей статье на снимках только одна БРЕМ Бергенпантер. На всех остальных БРЕМ на базе Pz.Kpfw.III
  12. 0
    6 октября 2025 11:13
    транспортировка неисправного "Тигра" на большие расстояние. Совершенно вдруг оказалось, что буксировка танка «Тигр» тремя или даже четырьмя стандартными тягачами Sd.Kfz.9 практически невозможна на пересеченной местности. Для надежности цепляли пять-шесть (!) тягачей, однако такая процессия загромождала дорогу и отвлекала много техники и солдат.
  13. +1
    6 октября 2025 11:24
    Предлагаю вспомнить нашу историю и людей которые ковали Победу.
    К концу 1942 года задача восстановления бронетанковой техники оказалась не менее важной нежели его производство. Причем чем полнее и ближе к фронту осуществлялся этот ремонт тем быстрее танки снова вступали в бой. Понимание важности этой задачи подчеркивает то, что на её решение переводят человека, который внес огромный вклад в организацию производства, знакомого не по кабинетной работе, а работе на производственных площадках с процессом производства техники. Такого не обмануть ни обвести вокруг пальца. Он наделяется особыми полномочиями представителия ГКО.

    Алексей Адамович Горегляд (17 (30) марта 1905 — 30 марта 1986) — советский государственный деятель, организатор промышленности, генерал-лейтенант инженерно-танковой службы.
    Некоторые этапы карьеры Алексея Горегляда:
    С октября 1938 года работал начальником Восьмого Главного управления наркомоборонпрома (танковое производство), начальником Главспецмаша, заместителем наркома среднего машиностроения.
    С началом Великой Отечественной войны руководил эвакуацией заводов танковой промышленности на Урал и в Сибирь, организацией и освоением производства танков на новых местах дислокации, конвейерной и поточной сборки танков.
    В сентябре 1941 года назначен заместителем наркома танковой промышленности В. А. Малышева, в 1943–1945 — первый заместитель.
    Руководство эвакуацией заводов танковой промышленности на Урал и в Сибирь, а также организацией и освоением производства танков на новых местах дислокации.
    Задачи которые решал А. А. Горегляд во время Великой отечественной войны.
    Организация массового производства танков и самоходных установок и обеспечение ими Красной Армии. Например, к январю 1942 года Сталинградский тракторный завод, где Горегляд был представителем Государственного Комитета обороны, давал фронту ежедневно 20 новых боевых машин.
    Организация серийного производства тяжёлых самоходных установок СУ-152 и разработка новых тяжёлых танков на Кировском танковом заводе в Челябинске.
    Организация инспекции по качеству производства бронетанковой техники в 1942 году.
    В феврале 1943 назначается начальником только что созданного Главного управления по ремонту танков (ГУРТ). Контролировал производство и ремонт танков. В период с июля по сентябрь 1942 г. в качестве дополнительного поручения был назначен уполномоченным представителем ГКО по производству и ремонту танков в прифронтовой зоне. До февраля 1943 являлся уполномоченным представителем ГКО в г. Челябинске на ЧКЗ в период освоения серийного производства тяжёлых самоходных установок СУ-152 и разработки новых тяжёлых танков.
    Организация эвакуации подбитых машин с поля боя и быстрого их ремонта. Под руководством Главного управления, которое возглавлял Горегляд, в 1943–1945 годах было отремонтировано более 200 тысяч танков.
  14. +1
    6 октября 2025 11:36
    Эвакуация «Тигра» с помощью 4–5 тягачей на марше мешает трафику из-за длины колонны. Марш в колонне очень затруднён, а внезапная остановка почти невозможна. Ночью восстановление на большие расстояния невозможно, поскольку каждый мост должен проверяться на несущую способность, а впадины и другие препятствия трудно заметить.

    Сразу вспомнилось, как на форуме "снежков" ув. Д. Шеин приводил пример, как в 1941 г. КВ эвакуировали гусеничными сельхозтракторами (самыми массовыми в РККА). В общем, 30 км до станции танк тащили сутки. Силами девяти тракторов. belay
    1. 0
      6 октября 2025 18:39
      Цитата: Alexey RA
      Сразу вспомнилось, как на форуме "снежков" ув. Д. Шеин приводил пример, как в 1941 г. КВ эвакуировали гусеничными сельхозтракторами (самыми массовыми в РККА). В общем, 30 км до станции танк тащили сутки. Силами девяти тракторов

      Эвакуация Т-28.
      1. +1
        8 октября 2025 11:02
        Цитата: Альф
        Эвакуация Т-28.

        Ага - тягач "Коминтерн" и трактор С-65 буксируют Т-28.

        Что примечательно - в одиночку "Коминтерн" танк Т-28 тащить не мог. На госиспытаниях 1934 г. было установлено, что:
        трактор «Коминтерн» танк Т-28 буксировать не может. Гусеницы буксуют на шоссе со шпорами и без таковых.

        Зато Б-4 он таскал даже в сборе.
        С артсистемой Б-4 в сборе на гусеничном ходу общей массой 16.5 т «Коминтерн» №2 прошел 69 км, показав среднюю скорость 12,4 км/ч. При этом расход горючего составил 185 кг.
  15. -1
    6 октября 2025 16:41
    Ну, наши лихо буксировали Абрамсы и без гусениц!
  16. 0
    7 октября 2025 08:35
    теперь я понимаю, почему батальоны тигров почти никогда не были полностью боеспособны.
    Но фишка в том, что тот же Кариус писал, что это оправдывало себя - даже пара тигров с опытным экипажем могла натворить дел.
    1. +1
      7 октября 2025 21:54
      ..ну это легко...вот занял Pz.VI Tiger позицию перед наступающими РККА и...Т-34 его в лоб не берёт да ЗИС-3 то-же..хорошо если местность позволяет выйти во фланг и(теоретически)с 500м пролмить ему борт..а елси нет..ну дойчи в 1941 в случаи встречи с КВ-1 подтягивали ''Ахт_Ахт'' ачто унас..ну разве-что подтягивать(на прямую наводку ага) 122 мм пушку(ага трактором на виду у Тигра)...была ещё првда штурмовая авиация где ИЛ-2 типа получили ПТАБ-ы но..это совсем не точечное оружие..вот и были Тигры весь 1943(да и 1944)реал Королями поля боя...
      пы.сы кто думает иначе...прошу аргументируйте..идеи типа послать штурм группу и закидать Тигр бутылками КС...прошу не применять...
      1. 0
        8 октября 2025 09:10
        был случай в 44 году, когда один тигр остановил наступление целой дивизии, причем подкрепленной полком су-152. Там был такой рельеф (за жд насыпью), что просто не успевали развернуть орудия, как тигр их уничтожал. В итоге он подбил 2 или 3 сушки. Задумались и разыграли комбинацию, когда одновременно 4 машины выходили на позицию стрельбы прямой наводкой. еще одну сушку тигр подбил, но остальные таки до него добрались.
        В общем, до конца войны был опасной машиной, но уже не столько из-за своих характеристик, как из-за опытных экипажей. Но пантеры считались опаснее (я считаю зря). Они были быстрее, скорострельнее, точнее и лобовая броня была надежнее.
      2. 0
        8 октября 2025 10:50
        Цитата: WapentakeLokki
        ..ну это легко...вот занял Pz.VI Tiger позицию перед наступающими РККА и...Т-34 его в лоб не берёт да ЗИС-3 то-же..хорошо если местность позволяет выйти во фланг и(теоретически)с 500м пролмить ему борт..а елси нет

        А если нет - то нужно отказываться от атаки в лоб и переносить направление удара. Как это было в бою под Лисянкой: в лобовой атаке были потеряна даже рота ИС-1, а вот Т-34 на следующий день обошли и захватили посёлок.
        Так что на 1943 год - только переносить направление удара и идти дальше.
        Цитата: WapentakeLokki
        ну дойчи в 1941 в случаи встречи с КВ-1 подтягивали ''Ахт_Ахт''

        Немцам в 1941 г. было проще - у них было больше тысячи штатных 50-мм ПТП, которые пробивали броню КВ даже каморным снарядом с 400 м.
        50-мм противотанковая пушка PaK.38, обыкновенный бронебойный:
        75-мм лист по нормали показал предел тыльной прочности 700 м, предел сквозного пробития 400 м. То есть начиная с дистанции 700 м и ближе PaK.38 может пробить броню неэкранированного КВ, с 400 м гарантированно пробивает.
        © Д. Шеин. Результаты испытаний в 1942 г. танковой брони отечественного производства трофейными снарядами, состоящими на вооружении германской артиллерии, и снарядами, состоящими на вооружении КА.
  17. 0
    29 октября 2025 20:48
    Прусские мозги не правильно поняли опыт войны. Они пошли тяжелеть - а надо было больше Пантер и 3-х и 4-х серий танков. Хорошие пушки 50/56/75 мм, супер оптика, отличная связь и мобильность. Вместо этого пошли в тяжелую - тигры, фердинанды, королевские тигры - угробили на них тучу ресурсов, а результат? На земле их громили Су-85/100, а позднее ИС-1/2 и Су-152, а с неба летели кумулятивные бомбы и пробивали сверху сплошным. Наши были умнее - Т-34/76, в 1944 добавили Т-34/85 - отличная проходимость, маневренность, массовость. Этим их и задавили.