«Броневые коробки» Гражданской войны: как выжить внутри?

6 154 63
«Броневые коробки» Гражданской войны: как выжить внутри?


Скоро барабанщик пробил артиллерийскую тревогу, и Максимка, прислонившись к мачте, чтоб не быть сбитым с ног, сперва испугался при виде бегущих стремглав к орудиям матросов, но потом скоро успокоился и восхищенными глазами смотрел, как матросы откатывали большие орудия, как быстро совали в них банники и, снова выдвигая орудия за борт, недвижно замирали около них.



«Максимка» К. Станюкович


Броненосцы Гражданской войны в США: вид изнутри. Рассказ о битве в заливе Мобил вызвал не только большой интерес читательской аудитории ВО, но одновременно ряд вопросов, и прежде всего вопрос о том, а как вообще жили и действовали в то время экипажи боевых судов Севера и Юга, и каково это было вообще — быть на борту такого корабля, в особенности в бою. Рассказать меня об этом просили многие, и сегодня мы эту их просьбу выполняем.

Ну а начать надо будет с самого начала, а именно, как много людей требовали первые броненосцы. Мол, 100 человек экипажа монитора «Текумсе»… Да где же они там все помещались и что делали? А вот то и делали – управляли этим кораблем! Причем это было еще мало, потому что злосчастной «Вирджинией», на которой не было ни мачт, ни парусов, ни какого-либо такелажа, вообще службу несли 320 офицеров и матросов. Причем все они, вплоть до самого последнего человека, были добровольцами. Найти квалифицированных моряков для этого корабля конфедератам так и не удалось.


На палубе «Монитора» после боя с «Вирджинией». На башне хорошо видны вмятины от снарядов. О том, что это именно «Монитор», говорит форма рубки, которая видна из-за башни. Интересно, что крыша ее из одного броневого листа была настолько тяжела, что просто лежала на стенках рубки и ничем не была закреплена!

Кстати, забавно, но решающим фактором в выборе, за кого сражаться в этой войне, чаще всего оказывалось… место рождения, а вот идеологические причины отходили на второй план. Причем не все урожденные южане перешли на сторону Конфедерации, но, правда, таких было большинство. Одной из причин стал приказ президента Линкольна об аресте всех неблагонадежных офицеров, после чего многие из них побежали на Юг.

И вышло так, что морских офицеров там оказалось много, а вот кораблей для них не хватало. И вот тут-то конфедераты и начали создавать флот из броненосцев и сразу же столкнулись с забавной проблемой: профессиональные моряки кораблями их не считали. И в самом деле: раньше ты командовал фрегатом, а теперь тебе предлагают «корабль» без мачт и парусов, и похожий на сарай с покосившимися стенами… Было от чего прийти в полнейшее разочарование!

Тем не менее уже в апреле 1862 г. Конгресс Конфедерации учредил должностные посты для четырех адмиралов, десяти капитанов, 31 коммандера, 125 лейтенантов (первых и вторых) и еще ряда офицеров. Хотя быстрого продвижения по службе молодым офицерам ожидать не приходилось. Но ведь надо было где-то служить, а поскольку на Север путь им был закрыт, им только и оставалось, что идти служить на броненосцы. Впрочем, год спустя на реке Джеймс под Ричмондом южане начали готовить курсантов на учебном корабле «Патрик Генри».

В общем-то, особенно сложного в управлении новыми кораблями не было. Курсантам, во всяком случае, не требовалось запоминать названия десятка парусов и нескольких сотен фалов ввиду их отсутствия. Ну а управление кораблем осуществлялось так: командир отдавал приказ с мостика или из броневой рубки. Старший помощник руководил маневрированием корабля в бою, и он же имел помощника (штурмана), отвечавшего за навигацию, и посыльных, которые передавали его указания по всему кораблю. Понятно, что это отражалось на численности экипажа. Но без такой вот «голосовой связи» было никак нельзя. Например, в том же бою с «Вирджинией» на борту «Монитора» вышли из строя все слуховые трубы, которые вели из боевой рубки в орудийную башню и к трюмным машинистам. И… пришлось задействовать двух посыльных, бегавших по всему кораблю туда-сюда и разносивших приказы командира корабля: «Башню влево на… градусов. Башню вправо… Вперед до полного! Полный назад!»


Башня «Монитора» после боя. Вид сзади. Вмятин сзади больше, чем спереди, потому что ее персонал после каждого залпа поворачивал ее задом к «Вирджинии». Это оказалось проще, чем всякий раз закрывать броневые заглушки на амбразурах!

Но вместе с тем надо отметить, что офицеры флота Конфедерации сражались очень храбро, нередко проявляли самый настоящий героизм и, находясь перед лицом превосходящего их противника, сделали намного больше, чем от них этого можно было ожидать. Хотя и сражались они чисто теоретически, за неправое дело!

Набрать команды для новых кораблей было еще сложнее, чем набрать офицеров. Моряков как таковых не было на Юге вообще. Солдат никто на флот отдавать также не хотел. Поэтому был объявлен набор во флот за плату в 50 долларов. Но что такое в 1862 году 50 долларов в условиях галопирующей на Юге инфляции? Ковбой в Техасе получал 30 долларов в месяц, а ковбойский повар – 60! Но там и работа была и привычной, и понятной, а в чем-то даже и приятной. А тут? Сидишь в темной «консервной банке» и только и ждешь того, когда она утонет!

Многие годные в моряки люди и вовсе уходили в «прорыватели блокады». Там можно было совершить один-два рейса и заработать себе на пару лет безбедной жизни. Так что южанам пришлось набирать во флот даже «цветных». А уж юнги, бредящие морем в возрасте 14 лет, и вовсе не были большой редкостью. Напротив, их принимали с большой охотой.
А еще броненосцы не пользовались у матросов популярностью за чисто бытовые неудобства. Если на речных пароходах самая тяжелая работа выпадала на долю кочегаров и тех, кто был связан с обслуживанием паровой машины, то на броненосцах каждый член команды, по сути дела, превращался в кочегара. А все потому, что из-за плохой вентиляции внутренность этих кораблей полностью превращалась в котельное отделение.


Офицеры «Минитора»

А вот с чем у конфедератов проблем не было, с 1863 г. и до окончания войны, так это недостаток артиллерийских орудий для вооружения кораблей. Всего им досталось около 1000 корабельных орудий, причем все пушки были высшего качества. Ну а имевшиеся у них на вооружении орудия Брука и вовсе превосходили любые орудия, имевшиеся у северян. Но все они требовали множества артиллеристов, что также увеличивало численность экипажа каждого их корабля. Так, например, для обслуживания 10-дюймового орудия Брука требовалось 27 человек, для 8-дюймовки нужно было 19, но даже 32-фунтовым гладкоствольным пушкам требовался расчет из 11 мужчин. Пять таких орудий – это 55 человек, а если к ним добавлялись еще и более крупнокалиберные и нарезные орудия? Причем очень часто в расчет каждой пушки входили еще и пожарные.

Кстати, заряжались орудия в башнях мониторов при закрытых заслонках, в которых для банников были даже проделаны специальные отверстия! Ассортимент боеприпасов был весьма велик и разнообразен: круглые цельнолитые ядра, бомбы сферической формы, для гладкоствольных орудий обязательна была картечь нескольких видов; а для нарезных – цельнолитые заостренные снаряды и полые с зарядом дымного пороха.

При стрельбе на короткой дистанции в гладкоствольные пушки могли закладывать сразу по два ядра. На броненосцах конфедератов орудийный порт каждого орудия открывали два человека. А вот на мониторах требовалось не только открыть заслонки пушечных портов, но и поднять орудийную башню, которая крепилась на специальном штыре, переместить ее в направлении цели, после чего опустить и только тогда стрелять. Причем из-за того, что башня была неуравновешенной, очень часто бывало так, что в одну сторону она шла с трудом, зато в другую поворачивалась настолько легко, что теряла правильный прицел!

В дыму сражения персонал башни часто даже не знал, где правый борт, а где левый. Ну а если к этому добавить еще и отсутствие связи с боевой рубкой и передачу приказов изустно, то… Можно себе представить, насколько трудно экипажам первых мониторов было вести бой, и неудивительно, что со временем боевая рубка появилась у них на крыше башни.

Хорошо тренированные расчеты пушек Брука калибра 6,4- или 7-дюймов давали выстрел каждые пять минут. Более крупнокалиберные орудия стреляли каждые восемь — десять минут. При этом подача снарядов в каземат броненосцев Конфедерации через люки в трюме не затруднялась ничем, а вот на мониторах северян с этим была проблема. Для подачи боеприпасов в башню ее нужно было поставить в такое положение, чтобы палубные люки и люки на полу башни совпадали и могли открываться. А для этого башню надо было опять поднять, повернуть и зафиксировать. То есть, расстреляв боезапас в башне, мониторам приходилось периодически выходить из боя.

Ну а теперь давайте же посмотрим, а как все они там, и офицеры, и матросы, внутри своих кораблей обитали. Коротко можно сказать так: плохо. Дело в том, что конструкция всех этих кораблей была весьма примитивной. По сути, у южан это был плавучий каземат с паровой машиной внутри, а у северян — «консервная банка на плоту». Поэтому внутренний интерьер каземата очень мало чем отличался от каземата сухопутного, а если чем и отличался, то в худшую сторону. Так, у казематов броненосцев южан отсутствовала… крыша. Вернее, она состояла из деревянной решетки, служившей целям естественной вентиляции. От дождя ее закрывали брезентом, но в походе и в бою брезент непременно снимали. Дело в том, что паровые котлы с топками, хотя и находились не в каземате, а на нижней палубе, имели в него прямой выход, то есть помещались в чем-то похожем на коробку со стенками, выходившими в каземат, и туда же выходила и дымовая труба. От всего этого шел сильный жар, поэтому в каземате было жарко и душно, несмотря на то, что орудийные порты для сквозняка открывали.

Более того, котлы с топками старались расположить так, чтобы артиллеристы расположенных напротив них пушек (обычно сюда ставились гладкоствольные орудия) могли бы легко калить в их топках ядра, и чтобы путь от топок к пушкам был как можно более коротким. Раскаленными ядрами обычно стреляли по деревянным кораблям и с немалым успехом. Как раз здесь же, среди пушек, как и на большинстве парусных и паровых кораблей той эпохи, матросы броненосцев южан и ели, и спали. Спали в гамаках, а ели, сидя на своих рундуках, за подвесными столами, которые потом убирались. Ниже орудийной палубы располагалась якорная, на которой находились каюты офицеров, каюта капитана, лазарет и камбуз.

При этом она, как уже сообщалась выше, как бы «обтекала» котельное и машинное отделения. Под якорной палубой находилась нижняя палуба с различными запасами. В середине нижней палубы обычно хранили боеприпасы, ближе к носу — сухую провизию, в корме же размещалась офицерская кают-компания. Машинное и котельное отделения находились ниже ватерлинии, и здесь стояли цистерны с запасами питьевой воды. Примерно также были устроены и мониторы, только вот от днища до верхней палубы на них стояли массивные трубчатые колонны — опоры орудийных башен.

Условия жизни на броненосцах южан в силу всех этих особенностей были просто ужасающими, в особенности летом. Свет и свежий воздух поступали внутрь только через отверстия в крыше каземата и открытые орудийные порты. Причем страшная жара от паровых котлов усугублялась еще и высокой влажностью. Дело в том, что из-за низкого борта корабля через открытые орудийные порты в каземат всё время попадала вода, а сверху через крышу лился дождь. Есть такая печальная статистика — 20% одновременно больных моряков в экипаже считалось нормой. Нередко случались обмороки — тут тебе и жара, и спертый воздух, и тяжелая работа.

Например, на броненосце «Теннеси» после недели дождей ни есть, ни спать из-за налившейся внутрь воды было невозможно. Зимой вся эта вода замерзала льдом, так что, если машины не работали, внутри корабля царил арктический холод. Плохо было и с освещением. Офицер броненосца «Атланта» писал, например: «Хотел бы я, чтобы мне говорили, когда на улице день, а когда — ночь. Я потерял счет времени. Кругом темно, кругом вода…»


А это матросы «Монитора» отдыхают на палубе

В общем, ни на одном корабле не было столь тяжелых условий службы, как на казематных броненосцах южан. Но хуже всего морякам с этих кораблей приходилось в бою. Жар, идущий из машинного отделения, дым от пушек, страшная духота, грохот выстрелов… Многие из них шутили, что в аду вряд ли было бы намного хуже. Правда, некоторым утешением являлась хорошая броневая защита. Было известно, что вражеские снаряды пробить насквозь броню каземата не могут или такое случалось крайне редко. Но зато при попадании тяжелых ядер с мониторов в борта каземата внутрь влетало огромное количество обломков деревянной обшивки.

На броненосце «Атланта», например, после одного такого попадания «щепками» было ранено 50 человек. После одного единственного попадания! Паровые котлы могли взрываться, и тогда горячий пар из котлов попадал в жилые помещения корабля, а случалось, что и пушки тоже взрывались, да и броню насквозь снаряды тоже иногда пробивали. Так, во время сражения в заливе Мобил в 1864 г. броненосец «Теннеси» получил сквозную пробоину в стенке каземата, в которую попало стальное ядро 15-дюймовой пушки монитора северян «Манхэттэн». Причем, как и в случае с «Атлантой», самые большие потери причинил не сам этот снаряд, а выбитые им куски дерева из обшивки.

Такая вот в то время была повседневная жизнь на броненосных кораблях конфедератов…

P.S. Очень рекомендую всем, кого заинтересовала эта тема, посмотреть американский художественный фильм «Броненосцы» (1991), где бой «Вирджинии» и «Монитора» показан очень достоверно. Ну и всё, что на них тогда происходило внутри…
63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    Вчера, 05:37
    Автор,
    Среди перечисленных Вами помещений на корабле я не нашел упоминания о гальюне. Он вообще был, или просто дули за борт?
    1. +4
      Вчера, 06:17
      Похоже что за борт. И так места нет, а тут ещё такая роскошь laughing Да и очередища была бы, как за водкой без талонов, всё бы движение парализовала laughing А камбуз наверное был. Кто-то ведь должен на 100 чел готовить?
      1. +4
        Вчера, 07:10
        Цитата: Chifka
        А камбуз наверное был.

        Был точно. В статье про монитор Текумсе было написано, что из камбуза шла отдельная вентиляционная труба, что добавило экипажу комфорта.
    2. +4
      Вчера, 07:08
      Цитата: Наган
      Он вообще был

      Но на схемах, которыми я пользовался, я его не нашел, увы.
      1. +9
        Вчера, 08:15
        Конструктор «Монитора» , шведский инженер Джон Эрикссон , обладал одним из самых неутомимых изобретательных умов XIX века. Он решил проблему, создав своего рода мини-торпедный аппарат. После того, как матрос воспользовался туалетом, ему приходилось закрывать ближний клапан, открывать дальний клапан, а затем включать насос, чтобы выгнать отходы. Система была чертовски сложной в использовании. Один матрос повернул клапаны в неправильной последовательности и был сброшен с сиденья мощной струей морской воды. Подобные проблемы преследовали « Монитор» .
        Перевод с английского. Т. е туалет был, и был он внутри, ниже уровня воды
        1. +6
          Вчера, 08:44
          Цитата: тлауикол
          .
          Перевод с английского. Т. е туалет был, и был он внутри, ниже уровня воды
          Браво!
        2. +1
          Вчера, 13:32
          Вот реально перемудрили! Поставить на палубе разборную парусиновую "конуру" (или две) с дырочкой - и всё. Можно, конечно, и без будки обойтись, но... проходящие по набережной дамы могли бы в обморок рухнуть от такого зрелища...
          1. 0
            Вчера, 19:26
            Цитата: Крым26
            Поставить на палубе разборную парусиновую "конуру" (или две) с дырочкой - и всё.

            Или еще проще - парашу в уголке. Вынос и чистка как дисциплинарное наказание.
        3. +4
          Вчера, 13:55
          и был сброшен с сиденья мощной струей морской воды.
          Прогресс, чо) Раньше сортир обычно устраивали на носу корабля. Назывался он гальюн (от нид. galjoen или нем. Gallion — «нос корабля») Матрос висел в клетке над морскими волнами на носу корбаля и с восторгом гадил)
          1. +2
            Вчера, 16:16
            Назывался он гальюн (от нид. galjoen или нем. Gallion — «нос корабля»)

            Пишут, что когда наших перебрасывали на Кубу на сухогрузах, гальюны подвешивали на корме. Вот такой реверс.
          2. +1
            Вчера, 16:51
            Цитата: Sancheas
            восторгом гадил

            А встречные волны все смывали!
          3. +2
            Вчера, 17:17
            Цитата: Sancheas
            Матрос висел в клетке над морскими волнами на носу корбаля и с восторгом гадил)

            Вангую, что особый кайф он ловил во время шторма...
        4. +3
          Вчера, 19:22
          Цитата: тлауикол
          Система была чертовски сложной в использовании.

          Примерно такие же по уровню сложности были гальюны на подлодках, даже времен Второй Мировой, и с ними были вечные проблемы. Даже (увы, ни подробности, ни источник не помню) вроде какая-то подлодка была из-за этого затоплена не то частично, не то с концами.
          1. +5
            Вчера, 19:31
            вроде какая-то подлодка была из-за этого затоплена не то частично, не то с концами.
            U-1206
            1. +7
              Вчера, 19:43
              ,,можно сказать yes , что капитан лейтенант Карл Адольф Шлитт- проср@л лодку belay
  2. +4
    Вчера, 06:15
    Спасибо, прочитал с большим интересом good Да, на фото с отдыхающими матросами лица у них какие-то... не очень радостные request
    1. +6
      Вчера, 07:09
      Цитата: Chifka
      не очень радостные

      Послужишь на таком чудовище невольно нахмуришься...
      1. +2
        Вчера, 07:22
        Ну как чудовище. Это сейчас думается, как они там, бедолаги, выживали. А техника ведь соответствует эпохе. Просто смотришь на корабль на фото целиком - он кажется небольшим. А на фото матросов на фоне орудийной башни - вот это махина! Всё относительно request
        1. +2
          Вчера, 08:29
          Цитата: Chifka
          на фото матросов на фоне орудийной башни - вот это махина! Всё относительно

          в этом смысле бронепоезда начала следующего века должны были быть в бою много хуже, т.к. места еще и много меньше... правда, стрелялки были уже почти современными, с патронами и снарядами
        2. 0
          Вчера, 13:36
          Так в башне и орудия стоялиь очень немаленькие по габаритам. Там свободного места было тоже мало...
    2. 0
      Вчера, 22:03
      Это не фото , а ещё дагеротип . И свойственные ему недостатки . Особенно приглядитесь к носящим пенсне . lol
    3. 0
      Сегодня, 08:33
      Тогда условия жизни у всех были пожестче, чем сейчас. Фотографий той войны много. Их генералы выглядят старыми, как черепахи.
      Да, и условия работы на каком-нибудь заводе тех времен, были м. б. и похуже, чем условия на тех броненосцах.
  3. +2
    Вчера, 06:32
    А это матросы «Монитора» отдыхают на палубе

    Кстати, вот интересно, на фото с отдыхающими матросами справа они в какую-то настольную игру играют, не могу рассмотреть в какую, а дядька слева сидит отдельно, он газету читает? Или это тот самый гальюн? laughing Какой-то быт всё-таки был?
    1. +3
      Вчера, 07:11
      Цитата: Chifka
      Или это тот самый гальюн?

      Нет, гальюн был внутри. Причем отдельно для офицеров и матросов.
  4. +1
    Вчера, 06:55
    Мониторы в целом как класс не подразумевали какой-либо приемлемой обитаемости.
    1. -1
      Вчера, 09:42
      При желании можно было применять катамаранную схему. В отдельном лёгком корпусе размещать все бытовые помещения а при необходимости вступления в бой команда переходит в бронекорпус и бытовая часть отсоединяется. Соответственно и бронированные объемы не будут иметь посторонних функций, что только на пользу.
      1. +1
        Вчера, 21:23
        Цитата: ycuce234-san
        бытовая часть отсоединяется

        И уплывает. А после боя команде развлечение-найти ее и догнать...
        Цитата: ycuce234-san
        При желании можно было применять катамаранную схему.

        А лучше тримаран. В первом корпусе оружие, во втором машины, в третьем бытовка. laughing
    2. 0
      Вчера, 22:09
      Полвека спустя не сильно лучше стало . В гугло-картах посмотрите японский Микаса в Йокосуке , много панорам изнутри . А ведь по тем временам верх комфорта британской постройки .
  5. +3
    Вчера, 07:24
    Цитата: Chifka
    Всё относительно

    Именно так!
  6. +3
    Вчера, 07:54
    спасибо за статью. весьма интересно
  7. +5
    Вчера, 08:23
    после одного такого попадания «щепками» было ранено 50 человек

    кстати, основной источник ранений на деревянных кораблях, а не, собственно, ядра... ядра делали дыру в бортах, а щепки были хуже шрапнели
    1. +5
      Вчера, 08:47
      Цитата: Rodez
      хуже шрапнели

      В фильме "Броненосцы" показано, как одному матросы щепка пробивает ногу!
      1. +6
        Вчера, 08:59
        Цитата: kalibr
        щепка пробивает ногу

        хорошо еще отделался... щепка, как бы это "невинно" ни звучало - страшная вещь, да и были они иногда, что твой черенок от лопаты, заостренный донельзя, ведь борты - толстенный и сухой дуб
        1. +4
          Вчера, 09:02
          Цитата: Rodez
          что твой черенок от лопаты,

          Там как раз такая и была!
          1. +4
            Вчера, 12:43
            Один раз, объезжая место ДТП, умудрился поймать в колесо пластиковый кусок бампера, 1,5 на 8 сантиметров. Зимнюю резину прошил насквозь и вошёл на половину длины.
            1. +3
              Вчера, 19:31
              Я однажды "железный" рубль в колесо словил. Еще тот, с профилем Ленина. Шинщик не поленился, позвал посмотреть.
              1. +1
                Сегодня, 03:58
                Цитата: Наган
                Я однажды "железный" рубль в колесо словил. Еще тот, с профилем Ленина. Шинщик не поленился, позвал посмотреть.

                Да ладно! Простой камень от щебня без труда пробивает новую резину!
    2. +1
      Вчера, 22:18
      Не совсем верно . Ядра причиняли довольно слабый ущерб , потому и после многочасовой перестрелки приходилось начинать абордаж и попросту резать . Вот когда появились пушки Далгрена с крупнокалиберными бомбами - ситуация изменилась . Бомбы взрывались ВНУТРИ БОРТОВ (которые были ооочень толстые) и сносили всё внутри большим количеством щепок . Хотя сами борты пробить не могли .
  8. +1
    Вчера, 11:41
    Более того, котлы с топками старались расположить так, чтобы артиллеристы расположенных напротив них пушек (обычно сюда ставились гладкоствольные орудия) могли бы легко калить в их топках ядра, и чтобы путь от топок к пушкам был как можно более коротким

    Тут Вы, уважаемый автор, немного напутали. Топки котлов на казематных броненосцах южан находились ниже ватерлинии, там никаких пушек не было. Ниже на фотографии мидель-шпангоут CSS Virginia. Очень хорошо видно расположение палуб и котлов.
    1. +3
      Вчера, 13:53
      Цитата: Nikname2025
      немного напутали.

      Ничего не напутал. Топки -да, были ниже. Но рядом с ними были устроены подъемные приспособления, чтобы поднимать раскаленные ядра к пушкам, поэтому-то гладкоствольные пушки и стояли напротив котлов, чтобы поднял, и сразу можно было тащить к орудию, особо не перемещаясь внутри каземата. Читал об этом...
      1. +5
        Вчера, 14:20
        Читал об этом...

        Много раз уже обсуждался этот вопрос - о качестве информации. Никто раскаленные ядра по всему кораблю не таскал. Ихкалили в специальных печах рядом с орудиями (фото ниже). Если бы Вы хоть немного были знакомы с особенностями эксплуатации корабельного угольного котла, то поняли бы, что каление в нем ядер - глупость.
        1. +2
          Вчера, 14:34
          Цитата: Nikname2025
          Если бы Вы хоть немного были знакомы с особенностями эксплуатации корабельного угольного котла, то поняли бы, что каление в нем ядер - глупость.

          Почем читал, потом и написал.
          1. +2
            Вчера, 14:40
            Почем читал, потом и написал.

            Не все то золото, что блестит.
        2. -1
          Вчера, 17:45
          А зачем на паровом корабле, где до котла рукой подать, иметь еще и печку для ядер? Это практично. А печка с огнем и углями не самая нужная вещь на палубе.
          1. +2
            Вчера, 19:25
            С нижней палубы на орудийную совсем не "Рукой подать". Тем более, что корабль качает обычно. Но самое главное - если часто открывать топку, она быстро остынет, упадет давление пара, вместе с ним и скорость. Поэтому никто ядра в топке котла не грел.
            1. +1
              Сегодня, 07:30
              Корабли-то речные. Чему там качать? А уж изобретательность американцев в той войне превзошло все и вся за всю историю. Думать, что кто-то бегал по трапам с раскаленными ядрами несколько странно. Сетка, таль и все висит на безопасном расстоянии. А держать на палубе и так тесной еще и раскаленную печь тоже странно. Хотя и возможно.
  9. +6
    Вчера, 11:47
    но и поднять орудийную башню, которая крепилась на специальном штыре, переместить ее в направлении цели, после чего опустить и только тогда стрелять. - история с данным утверждением странная. В ряде изданий пишут о неком подъемном механизме типа клина, который приподнимал башю и позволял осуществлять поворот. Однако на оригинальных чертежах в явном виде такой механизм не просматривается. При этом часть исследователей считает такой функционал (подъем башни) мифом.
    Якобы такая идея обсуждалась на момент проектирования, но реализована не была.
    Что подтверждает отсутствие поднятия башни?
    Башня не садилась на погон по перимету. Да погона в современном понимании не могли изготовить. Существтовал зазор. Башня "висела на ось с опорой на подшипник скольжения расположенный в кайоне киля. При волнении под башню заливалась вода. (Это одна из причин затопления "Монитора"). Зазор постоянно пытались герметизировать кожаными прокладками и набивкой жира (не удалось выяснить какого сорта). Эта проблема существовала на всех кораблях типа монитора.
    1. +4
      Вчера, 13:02
      история с данным утверждением странная. В ряде изданий пишут о неком подъемном механизме типа клина, который приподнимал башю и позволял осуществлять поворот.

      ,,механизм подъема башни, чтобы ее можно было вращать, монитор Катскилл.
      1. +4
        Вчера, 13:05
        ,,,вид в машинном отделении,монитор Катскилл.
    2. +2
      Вчера, 13:55
      Цитата: balabol
      история с данным утверждением странная.

      Ничего не могу сказать. Про поворот башни легкий в одну сторону и тяжелый в другую написано в мемуарах по крайней мере одного офицера. По-моему даже в Википедии эти его слова приведены.
    3. +2
      Вчера, 14:22
      Однако на оригинальных чертежах в явном виде такой механизм не просматривается.

      Найдите в сети книгу The Old Steam Navy (Volume 2): The Ironclads 1842-1885. Там увидите.
      1. +2
        Сегодня, 00:52
        Поднятие башни МОНИТОРА
        1. Спасибо за ссылку. Книга понравилась.
        2. Мы обсуждаем «Монитор». Это ответ, опять же с благодарностью за уточнения, автору комментария Сергею. Поэтому, хотя приведенные им механизмы интересны и похоже действительно являются приводами подъемников башни, но относятся к иным кораблям, а не к «Монитору».
        3. В книге Old Steam Navy в качестве иллюстраций используются изображения с листов General Plan 1862 года «Монитора», на которые и я ориентировался.
        4. Нас интересует поперечный разрез по орудийной башне. Под опорой оси видно что-то похожее на клин. Однако, отсутствуют элементы и детали, проясняющие его установку, движение , фиксацию итд. Остальные приводы и механизмы достаточно прозрачно читаются по совокупности чертежей. Начиная от привода вращения башни и заканчивая тягами рулевого управления.
        5. В книгие Джеймса Л. Нельсона "The Old Steam Navy (Volume 2): этот клин назван "wedge-shaped key" (клинообразный ключ) и относится к конструктивному элементу башни USS Monitor — специальной опоре под главной осью, которая обеспечивала баланс и устойчивость. Это не "ключ" в смысле замка, а скорее "клиновидная опора»). 
        * Wedge-shaped key — это клинообразная металлическая опора (форма клина, расширяющаяся книзу), установленная непосредственно под главной осью (main axis) башни. Ось проходила через центр башни и соединялась с кольцевой рельсой (ring rail) на палубе. Клин служил "якорем" для распределения веса, предотвращая опрокидывание башни во время вращения.

        * Почему он нужен: Башня USS Monitor весила около 120 тонн, была цилиндрической (диаметр 20 футов, высота около 9 футов) и несла две тяжелые 11-дюймовые пушки (Dahlgren guns) и броню. При вращении вручную (с помощью зубчатого механизма) она могла накреняться из-за неравномерного распределения веса (пушки и амбразуры для стрельбы делали ее несимметричной). Это было частью оригинального дизайна Джона Эриксона (John Ericsson), но в реальности механизм оказался неидеальным — без подъема башни (lifting mechanism) ремонт и обслуживание были затруднены.
Абзац из издания : The turret rested on a ring rail and was balanced by a wedge-shaped key beneath the main axis, which prevented it from tipping over when rotated. This design allowed the turret to turn 360 degrees for aiming the guns, but it lacked any mechanism for lifting the turret off the rail for maintenance or repair. The absence of such a feature would later prove problematic, as the turret could not be easily raised to access the machinery below."
        Точный перевод на русский:
"Башня покоилась на кольцевой рельсе и балансировалась клинообразным ключом под главной осью, который предотвращал ее опрокидывание при вращении. Этот дизайн позволял башне поворачиваться на 360 градусов для наведения пушек, но не имел никакого механизма для подъема башни с рельсы для обслуживания или ремонта. Отсутствие такой особенности позже оказалось проблематичным, поскольку башню нельзя было легко поднять, чтобы получить доступ к механизмам ниже."
        Резюме
        Короче, все-таки подъем перед боем не проводился (так получается?)
        Нужна была некая балансировка (тут я теряюсь)
        Впоследствии, после утопления Монитора в том числе и из-за плохой герметизации подбашенного зазора стали применять подъёмнику, чтобы в походном положении ставить башню на палубу на предварительно проложенные промасленные кожанные прокладки.
        1. 0
          Сегодня, 08:33
          balabol
          +2
          Сегодня, 01:52
          ,,всегда приветсвовал общение в таком ключе на сайте hi
    4. 0
      Сегодня, 08:40
      Это башня Эриксона. Ее приподнимали и поворачивали руками. Ее устройство повторяли на всех тогдашних мониторах. Пока не появилась башня Кольза.
      Не стоит придумывать альтернативщину. Просто всему свое время.
  10. +4
    Вчера, 12:36
    Офицер броненосца «Атланта»

    На реке Джеймс, штат Вирджиния, около 1864-65 гг.
    Это был бывший броненосец Конфедерации «Атланта», захваченный в июне 1863 года.
    1. +5
      Вчера, 12:48
      Сидишь в темной «консервной банке»
      ,,,да нормально у них там было, и газеты читают и кают компании.
      1. +4
        Вчера, 12:50
        ,,пушки разные имелись
        1. +2
          Вчера, 13:34
          ,,,монитор Саугус, обратите внимание на минно-тральные «грабли», прикрепленные к его носовой части.
      2. +4
        Вчера, 13:58
        КАКИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ КАРТИНКИ Вы нашли!
  11. +2
    Вчера, 13:40
    Матросы на фото с Монитора - нормальные ребята - курят папиросы на свежем воздухе. Но вот офицерский состав - чисто анархисты расхлябанные. Хорошего боцмана на них не хватает.
  12. 0
    Вчера, 16:40
    Интересно, на каких дистанциях стреляли. Впечатляет кучность попаданий.
    1. +1
      Вчера, 16:49
      Цитата: Maxim Davydov
      Интересно, на каких дистанциях стреляли. Впечатляет кучность попаданий.

      Да практически в упор!
      1. +1
        Сегодня, 08:45
        Там же был случай, что "Вирджиния" наехала сверху на "Монитор". "Монитору" удалось выскочить из-под "Вирджинии" дав полный залп по ней. Более в упор уже просто некуда.
        Другой вопрос при той скорострельности и скорости хода, как это все выглядело. Ведь проскочили мимо, надо вернуться, развернуться, зарядиться и тд и тп