Амфибийный бронетранспортёр Iveco VBA для морской пехоты Италии

Один из первых серийных БТР VBA на выставке Seafuture-2025. Фото European Defence Review
Военное ведомство Италии реализует программу обновления парка бронетехники морской пехоты. Несколько лет назад оно выбрало новую амфибийную боевую машину для будущих закупок — колёсный бронетранспортёр VBA. На ближайшие месяцы запланированы очередные испытания, по результатам которых будут приняты окончательные решения. При отсутствии затруднений, первые машины нового типа будут переданы заказчику к концу следующего года.
В поисках замены
В настоящее время морская пехота Италии представлена одной бригадой «Сан-Марко». В её состав входит три полка с линейными и вспомогательными частями и подразделениями, штаб и ряд других структур. Общая численность личного состава не превышает 3 тыс. человек.
На вооружении бригады имеется разнообразная бронетехника, в т. ч. плавающая. При этом к полноценным десантно-высадочным средствам можно отнести только амфибийные транспортёры AAVP-7 американской постройки. По имеющимся данным, сейчас у «Сан-Марко» есть всего 18 машин этого семейства — 15 бронетранспортёров, 2 командирские машины и 1 ремонтно-эвакуационная.
Количество, возраст и характеристики машин AAVP-7 давно перестали устраивать итальянское командование. С середины двухтысячных годов звучали заявления о необходимости перевооружения морской пехоты и закупки для этого новой техники.

Вид с другого ракурса. Фото European Defence Review
Принимая во внимание потребности вооружённых сил, компания Iveco Defence Vehicles в 2006 г. начала разработку перспективной четырёхосной колёсной бронемашины с полноценными амфибийными возможностями. В 2009 г. она завершила проектирование и представила прототип под названием SUPERAV (Surface Performance Amphibious Vehicle — «Амфибийная машина с высокими характеристиками на поверхности воды»).
В 2012 г. бронетранспортёр SUPERAV доработали с учётом пожеланий итальянской морской пехоты, и этот вариант проекта получил обозначение VBA (Veicolo Blindato Anfibio — «Амфибийная бронированная машина»). Минобороны Италии рассмотрело это изделие и дало ему высокую оценку. Тем не менее, на тот момент оно не имело возможности оплатить дальнейшую разработку и заказать серийную технику.
К середине десятых годов все обсуждения возможной закупки новых бронемашин фактически остановились. Всего через несколько лет к этой теме вернулись, и теперь Минобороны смогло найти необходимое финансирование. Следующие несколько лет ушли на проведение необходимых испытаний, продолжение доводки конструкции и т.д.
В тот же период компания Iveco вместе с BAE Systems участвовала в одной из программ Корпуса морской пехоты США. БТР SUPERAV, доработанный с учётом американских требований, смог обойти конкурентов. К началу двухтысячных годов было развёрнуто полноценное серийное производство такой техники.

VBA на испытаниях. Фото Iveco Defence Vehicles
Контракт и планы
В начале 2022 г. военное ведомство Италии сформировало и раскрыло свои планы. В перспективе оно собиралось подписать контракты на строительство и поставку 64 новых БТР VBA. С их помощью в будущем планировали заменить не только устаревшие AAVP-7, но и технику других типов.
Первый контракт на новые VBA был подписан в декабре 2023 г. Он предусматривал сборку и поставку 36 бронемашин в версии амфибийного защищённого транспорта для пехоты. Стоимость техники не уточнялась. На выполнение контракта должны были потратить пять лет.
Вскоре после получения заказа компания «Ивеко» приступила к строительству серийной техники. Сборка двух первых VBA завершилась в середине 2024 г., после чего их отправили на заводские испытания, проводившиеся под надзором заказчика. В декабре Минобороны и компания-изготовитель отчитались об их успешном завершении.
В конце сентября 2025 г. в Италии прошла военно-техническая выставка Seafuture, посвящённая вопросам развития военно-морских сил. На этом мероприятии Iveco Defence Vehicles представила первые серийные БТР типа VBA. Кроме того, компания раскрыла планы на ближайшее будущее.

Испытания на воде. Фото Iveco Defence Vehicles
В 1 квартале следующего 2026 г. компания-производитель передаст два БТР морской пехоте для квалификационных испытаний. Они займут около полугода, и после этого техника поступит в строевые части. Освоение этих машин начнётся не позднее 4 квартала 2026 г.
В следующем году будет подписан второй контракт на 28 оставшихся VBA. Предполагается, что в него войдут не бронетранспортёры, а техника других классов. Морская пехота хотела бы получить машины с малокалиберными пушками, командно-штабные машины, самоходные миномёты и т.д.
В ближайшем будущем может появиться новый заказ. Сейчас изделие VBA изучается сухопутными войсками, которые планируют приобрести несколько десятков таких машин. Эта техника поступит в распоряжение 1-й бригады «лагунари» — сухопутного соединения, способного поддерживать морскую пехоту. Необходимые оперативные возможности будут получены за счёт унификации парка бронетехники.
Технические особенности
VBA представляет собой колёсную боевую бронированную машину, предназначенную для перевозки, высадки и огневой поддержки десанта. Она разрабатывалась с учётом специфических требований морской пехоты, что сказалось на техническом облике, составе агрегатов и возможностях.
БТР имеет сварной корпус из катаной брони с возможностью установки внешних дополнительных модулей. В максимальной комплектации лобовая проекция выдерживает малокалиберные артиллерийские снаряды, прочие участки — винтовочные пули. Обводы и компоновка корпуса традиционны для техники такого класса.

SUPERAV морской пехоты США. Фото BAE Systems
Общая длина машины достигает 8,75 м при ширине не более 3 м и высоте (по крыше) 2,8 м. Боевая масса, в зависимости от комплектации, доходит до 30-31,5 т.
VBA оснащается дизельным двигателем Iveco Cursor 16 мощностью 700 л.с. Как и в некоторых предыдущих проектах компании, используется оригинальная трансмиссия с H-образной компоновкой. Через раздаточную коробку крутящий момент передаётся на два бортовых дифференциала, каждый из которых вращает колёса своего борта. Такая конструкция повышает живучесть при поломках и поражении.
Четырёхосная ходовая часть имеет гидропневматическую независимую подвеску. Управляемыми выполнены передняя и задняя оси. Также предусмотрены кормовые водомёты для движения по воде. На суше БТР развивает скорость 105 км/ч, на воде — 10 км/ч. Запас хода на шоссе заявлен на уровне 800 км.
Обитаемый отсек корпуса вмещает до 13 человек, включая водителя и наводчика-оператора. Посадка и высадка десанта осуществляется через кормовую аппарель. Во время движения десант не имеет возможности использовать личное оружие.

Серийный БТР VBA и его будущие эксплуатанты, октябрь 2024 г. Фото Iveco Defence Vehicles
Платформа VBA совместима с боевыми модулями разных типов, и Минобороны Италии планирует воспользоваться такими возможностями. Так, БТР для морской пехоты получат дистанционно управляемые модули Leonardo Hitrole Light с крупнокалиберным пулемётом. Также планируется закупка машин с другим модулем и 30-мм пушкой Leonardo X-Gun. Разрабатывался вариант самоходного миномёта с размещением оружия в десантном отделении со стрельбой через люк в крыше.
Реальные меры
Минобороны Италии давно рассматривало возможность обновления парка бронетехники морской пехоты, но реальные меры такого рода были приняты только несколько лет назад. Менее двух лет назад появился контракт на первую крупную партию новых амфибий VBA, и два серийных изделия уже доведены до испытаний.
Согласно актуальным планам, первые два БТР VBA будут переданы бригаде «Сан-Марко» к концу следующего года. После этого ожидается продолжение поставок, причём в больших количествах и с повышенным темпом. В общей сложности планируется заказать 64 машины для морской пехоты, а также десятки единиц для сухопутных войск.
Вне зависимости от реальных сроков и темпов поставки, запланированное перевооружение положительно повлияет на потенциал итальянской морской пехоты. Очевидно, что 64 современные бронемашины смогут в полной мере заменить 17 единиц устаревшей техники.
Информация