Украина заявила, что истребители Gripen входят в число «ожидаемых» поставок западных самолетов

5 389 19
Украина заявила, что истребители Gripen входят в число «ожидаемых» поставок западных самолетов
Шведский истребитель JAS 39 Gripen


Заместитель министра обороны Украины генерал-лейтенант Иван Гаврилюк заявил, что истребители шведского производства JAS 39 Gripen входят в число западных самолетов, которые «ожидается» для усиления Военно-воздушных сил страны.



В интервью каналу BBC Гаврилюку задали вопрос, ожидает ли Украина поставок F-16, «Мираж-2000» и «Грипенов». «Вы назвали правильный список, но я не буду вдаваться в подробности, что, когда и как», — ответил он. В ответ на дальнейшие вопросы он повторил, что «ожидаются» дополнительные поставки F-16, «Миражей» и «Грипенов», добавив лишь: «Когда увидите их в воздухе над Украиной, тогда поймёте».

Это первый случай, когда высокопоставленный украинский чиновник открыто включил «Грипен» в список поступающих в Киев самолётов. Однако Стокгольм пока не подтвердил, что самолёты будут переданы. Ранее в этом месяце министр обороны Швеции Пол Йонсон заявил, что Швеция готова обсуждать продажу «Грипенов» только после окончания войны, что, по-видимому, противоречит заявлениям Гаврилюка.

Аналитики предполагают, что заместитель министра, возможно, намекал на будущие послевоенные соглашения, а не на скорые поставки, что оставляет значительную неопределенность относительно сроков и масштабов любой передачи истребителей Gripen.

Даже если Швеция даст добро на поставку, проблемы с обучением и сертификацией останутся более чем значительными. Программа F-16 уже продемонстрировала, что подготовка пилотов и наземного персонала к западной авиационной технике 4-го поколения занимает много месяцев. Gripen, хотя и разработан с учётом простоты обслуживания и эксплуатации, всё равно потребует специальной программы обучения. Без отвлечения пилотов от программы F-16 создание оперативных эскадрилий Gripen в кратчайшие сроки представляется маловероятным.

Логистика представляет собой ещё более сложную задачу: добавление ещё одного типа самолётов сделало бы украинские «люфтваффе» ещё более неоднородными, поскольку каждому самолёту потребовалась бы своя цепочка поставок и техническая поддержка. Это не является чем-то беспрецедентным, поскольку такие страны, как Греция, Египет или Индия, эксплуатируют несколько различных типов истребителей, но задача остаётся крайне сложной, особенно для страны, находящейся в состоянии войны. Тем не менее, положение командованием «люфтваффе» считается более или менее приемлемым, учитывая постоянную потребность Украины в дополнительных силах.


Шведский Gripen C и Typhoon FGR4 Королевских ВВС Великобритании

При этом шведский истребитель давно считается идеальным кандидатом для Украины благодаря своей способности выполнять рассредоточенные операции с автомобильных дорог и неподготовленных взлётно-посадочных полос в изолированных районах при минимальной поддержке. Несмотря на относительно небольшую логистическую нагрузку, многоцелевой истребитель Saab оснащён передовыми системами радиоэлектронной борьбы, помехоустойчивыми РЛС и совместимым с НАТО вооружением, кстати, было бы интересно узнать, входят ли в предполагаемый «пакет» дополнительные ракеты класса «воздух-воздух», например, ракеты Meteor Beyond Visual Range Air-to-Air Missile.

В 2023 году Украина запросила разрешение на проведение пилотами и техническими специалистами эксплуатационной оценки «Грипена» в рамках мер по укреплению противовоздушной обороны страны до принятия окончательного решения по F-16. Швеция согласилась и предоставила возможность ознакомительной подготовки украинского персонала по «Грипену», а 14 сентября 2023 года министр обороны Швеции Пол Йонсон в письменном заявлении сообщил, что украинским пилотам разрешено провести испытательные тестовые полёты на «Грипене».

«Ориентационная подготовка завершена, и, согласно отчету, который я получил от Вооруженных сил, подготовка прошла хорошо», — сказал он тогда в своем заявлении.

На данный момент Gripen остаётся скорее «ожидаемым», чем подтверждённым потенциалом. Заявления Гаврилюка подчёркивают стремление Украины получить дополнительные современные истребители, включая большее количество уже поставленных западных типов истребителей, таких как F-16 и Mirage 2000, но пока неясно, поступят ли шведские самолёты на вооружение во время активных боевых действий.



Шведский Gripen прибывает в Мальборк для участия в усиленной миссии НАТО по патрулированию воздушного пространства
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    9 октября 2025 03:59
    Без шведских АВАКСОВ особо полезными не станут. Даже если передадут им аваксы, то хоть научимся бороться с этой системой. Она передовая в НАТО.
    1. osp
      +1
      9 октября 2025 04:48
      Это далеко не так - у всех стран НАТО система AWACS Component единая воевое дежурство в которой несут все страны у которых есть самолеты ДРЛО. Главный штаб и база в Германии.
      Оперативные основные аэродромы где все есть для "больших" самолетов ДРЛО имеются в Норвегии, Италии , Греции , Турции , Британии и Франции.
      Там сложная система боевого дежурства и патрулирования на различных флангах НАТО.
      Но но Украину данные могут поступать от любого самолета этой системы который находится ближе всего к ней.
      Е-3 разных модификаций - у немцев Е-3А , смешанные экипажи из разных стран НАТО , из 18 штук в эксплуатации осталось 10-11 всего, им по 40 лет.
      У англичан Е-3D вроде, штуки 4-5 эксплуатируется. Экипажи свои полностью.
      У французов E-3F, 4 штуки , экипажи свои.

      А шведская ДРЛО родилась когда Швеция нейтральной страной была и не имела доступа в "клуб больших".
    2. 0
      9 октября 2025 08:37
      Без шведских АВАКСОВ особо полезными не станут

      так две штуки им передали, кмк еще в прошлом году...
    3. 0
      9 октября 2025 13:52
      Два своих Авакса шведы дали украинцам ещё в прошлом году.
    4. 0
      9 октября 2025 16:31
      Швеция уже давно поставила Украине самолет SAAB 400 ДРЛО.
  2. 0
    9 октября 2025 05:58
    А Украина всю жизнь от всех и всего " ожидает". Вечные попрошайки. Рагулячья психология...
    1. 0
      9 октября 2025 10:10
      Вопрос один, кто летать то на них будет? На такую солянку из самолетов переучивать пилотов когда и где?
      1. 0
        10 октября 2025 00:11
        Цитата: НИКНН
        , кто летать то на них будет?

        Лётчики из ЧВК .
        1. 0
          10 октября 2025 10:31
          Там другая опасность,а именно угроза со стороны тандема Gripen — Meteor.Графики по ссылке.Графики предусматривают различные эшелоны полёта и скорости истребителей-носителей в момент пуска ракет.

          . Для всех тех военблогеров, а также обозревателей, которые утверждают об отсутствии какой-либо угрозы для тактической авиации ВКС России в случае поставок ВВСУ шведских истребителей JAS-39C/D Gripen с ракетами MBDA Meteor, публикуем достаточно важные графики с основными лётно-техническими параметрами ракет класса "воздух-воздух" средней дальности AIM-120C-5, а также Meteor (последние интегрированы в СУВ истребителей JAS-39C/D Gripen).Графики предусматривают различные эшелоны полёта и скорости истребителей-носителей в момент пуска ракет.Можно обратить внимание, что наличие интегрального ракетно-прямоточного двигателя у ракеты Meteor c глубиной регулирования подачи твердотопливного заряда в камеру сгорания с 10:1 обеспечивает ей гораздо более продолжительный гибко регулируемый активный участок траектории и сохранение скорости полёта 4,2М на удалении до 110+ км и высоте 20+ км от точки пуска (при пуске на эшелоне 10000 м). Затем начинается поэтапное баллистическое торможение со снижением скорости до 2М на удалении 160 км. У AIM-120C-5 при аналогичных условиях пуска эффективная дальность достигает лишь 65 - 80 км.

          Следовательно, при стандартных условиях пуска параметры УРВБ Meteor полностью соответствуют оным у отечественной Р-77М. Если же эшелон пуска Meteor будет превышать 13500 - 15500 м (для чего пилоту JAS-39C необходимо будет выйти на динамическую горку), то благодаря меньшему расходу топлива ИРПД дальность действия может возрасти до 230+ км и, по сути, параметры ракеты достигнут уровня нашего дальнобойного актива - УРВБ Р-37М. Бортовые РЛС PS-05/A не обеспечивают пилотам JAS-39C/D возможность обнаруживать наши истребители на подобных дистанциях. Но эта роль может быть возложена на самолёты ДРЛОиУ Saab-340 AEW&C и их АФАР-радары PS890, которые и будут выдавать ЦУ активным радиолокационным ГСН ракет Meteor.Более того, пуски могут быть выполнены в режиме HOJ на излучение комплексов РЭБ "Хибины".



          https://t.me/RussianArms/19340
          1. 0
            10 октября 2025 11:22
            Для условий СВО пуски "Метеоров" с "Греппена" на большой и максимальной высоте маловероятны , они сами тогда легко обнаруживаются даже наземными РЛС и попадают под удар дальнобойных ЗРК и нашей боевой авиации . Но в любом случае если такие истребителя у шумер появятся , хлопот нам это добавит .
  3. -2
    9 октября 2025 08:24
    Еще одна новая воздушная цель появится для Су-35.
  4. -3
    9 октября 2025 09:39
    Да какая разница, что там будет базироваться на авиабазах в Румынии и Польше с намалеванным укрофлажком на борту - все равно у них на счету фотосессий больше, чем боевых вылетов.
  5. -2
    9 октября 2025 10:26
    Первые 39А - Им уже по 25-30 лет. Это не хлам конечно, но скоро на списание. А тут такая фишечка - повоевать за демократию напоследок. Угрозу будут представлять прежде всего как пусковые платформы крылатых ракет. Подлетел к ЛБС - пустил ракеты - на форсаже удрал.
  6. 0
    9 октября 2025 13:50
    При этом шведский истребитель давно считается идеальным кандидатом для Украины благодаря своей способности выполнять рассредоточенные операции с автомобильных дорог и неподготовленных взлётно-посадочных полос

    И Ф-16 и Гриппен могут эксплуатироваться с подготовленных участков автомобильных дорог.
  7. +1
    9 октября 2025 21:18
    Насчёт обучения в статье прямо написано с 2023 года обучаются. Так что не такая уж проблема.
    1. +1
      29 октября 2025 10:56
      Ну канешна! Они и на фу-16 обучали, да не обучили толком.
  8. +1
    29 октября 2025 10:55
    А лЬОтчикИв они себе наготовили? А пластиковых мешков для них, если понадобятся?
  9. 0
    12 ноября 2025 07:26
    Товарищи военлеты , можете сильно не ругаться . Но какой-то он не казистый , этот Гриппен. Не красив , если так можно выразится.
    А как сказал , в свое время, товарищ Туполев : - хорошо летать может только красивый самолет !
  10. 0
    26 ноября 2025 19:20
    Интересно, за чей счёт намечается банкет? Не думаю, что Швеция готова вот так вложиться на десятки миллиардов. Страна небольшая, штук пять, от силы десять могут подарить, но не более того.