Проект семейства БПЛА Sikorsky Nomad

3 077 3
Проект семейства БПЛА Sikorsky Nomad
опытный БПЛА Nomad 50 на режиме висения


Американская компания Sikorsky Aircraft продолжает разработку беспилотных летательных аппаратов военного назначения и представляет новые результаты этой работы. Компания официально анонсировала разработку семейства БПЛА под общим названием Nomad. В него войдут несколько беспилотников со схожей конструкцией и разным уровнем технических и рабочих характеристик.



По заказу Пентагона


В 2023 г. агентство перспективных разработок DARPA запустило программу ANCILLARY (Advanced Airсraft Infrastructure-Less Launch And Recovery). Как ясно из названия, её целью было создание нового БПЛА, не нуждающегося в особой инфраструктуре для взлёта и посадки. В целом речь шла о многоцелевом беспилотнике вертикального взлёта.

Программа ANCILLARY заинтересовала несколько авиастроительных компаний, и они подали свои заявки. В мае 2024 г. агентство DARPA выбрало участников следующего этапа работ, ими стали компании Northrop Grumman и Sikorsky Aircraft (входит в состав Lockheed Martin).

К тому времени две компании успели провести предварительную разработку своих проектов, а также опубликовали некоторые материалы. В соответствии с заказом Агентства, они продолжили конструкторские работы, а также готовились к сборке и испытаниям опытной техники.


В горизонтальном полёте

Через несколько месяцев компания «Сикорский» построила и вывела на испытания первый БПЛА нового типа. Это был аппарат необычной конструкции с размахом крыла ок. 10 футов, похожий на показанные ранее в виде графики. Он должен был продемонстрировать основные особенности такой конструкции и подтвердить расчётные характеристики.

В январе 2025 г. опытный БПЛА совершил серию из нескольких десятков полётов. Он взлетал и садился вертикально, висел, а также многократно переходил в горизонтальный полёт и возвращался в исходное положение. Также были показаны скоростные и манёвренные характеристики на разных режимах. Испытания беспилотника признали успешными, и это позволило продолжать работу.

Проект «Кочевник»


6 октября компания Sikorsky сообщила, что её проект БПЛА для программы ANCILLARY получил развитие и вышел на новый уровень. Теперь на базе общих технических решений и систем она планирует создать целое семейство беспилотников под общим названием Nomad («Кочевник»).

В рамках проекта Nomad создали общую архитектуру перспективного БПЛА, а также нашли набор решений для её реализации. На основе этих наработок могут создаваться беспилотники разной размерности с необходимым уровнем тактико-технических характеристик, а также с желаемыми рабочими возможностями.


Разные БПЛА будущей серии Nomad. На переднем плане — опытный Nomad 50, за ним модель «100»

Опытный БПЛА, проходивший испытания в начале года, включили в новое семейство под обозначением Nomad 50. Также разработан и строится более крупный беспилотник Nomad 100. В перспективе могут появиться новые образцы такой техники разных размеров. Наиболее крупный по своим характеристикам будет сопоставим с вертолётом UH-60 Black Hawk.

Все варианты «Кочевника» рассматриваются в качестве многоцелевых воздушных платформ. Такие БПЛА смогут перевозить грузы разной массы, а также нести специальную аппаратуру для разведки. Кроме того, не исключается создание боевых беспилотников с вооружением «воздух-земля».

БПЛА семейства будут оснащаться автономной системой управления Matrix, тоже разработанной компанией Sikorsky. Она позволит совершать полёт и выполнять некоторые задачи в автоматическом режиме и/или с минимальным участием оператора. Также будет обеспечена связь с другими бортами, в т.ч. в рамках общих миссий.

Планы на будущее


В ближайшее время компания «Сикорский» планирует достроить опытный беспилотник «Номад-100» и провести его лётные испытания. Эти мероприятия продемонстрируют потенциал нового проекта с точки зрения масштабирования и перехода в новые классы.

Можно предполагать, что успех второго БПЛА семейства поспособствует дальнейшему развитию проекта Nomad. За ним могут появиться новые беспилотники других размеров и массы, обладающие повышенной грузоподъёмностью. Итогом этого станет обещанный аппарат с характеристиками на уровне многоцелевого вертолёта.


Ранний концепт БПЛА ANCILLARY

Впрочем, перспективы проекта Nomad зависят не только от потенциала используемых решений и технологий. Решающую роль в его судьбе будет играть Пентагон. Его агентство DARPA в ближайшем будущем изучит проекты от компаний Sikorsky и Northrop Grumman, а также сделает выводы. Удастся ли «Кочевникам» обойти конкурентов, пока неизвестно.

Общие решения


Все БПЛА серии Nomad предлагается разрабатывать на основе общих технических и компоновочных решений. Они будут иметь практически одинаковый внешний вид, но отличаться размерами. Также предварительно проработаны разные особенности беспилотников серии, связанные с их габаритами и желаемым уровнем характеристик.

Во всех случаях Nomad — БПЛА схемы «тейлситтер». Во взлётном и посадочном положении аппараты должны стоять вертикально, а после подъёма в воздух переходить к горизонтальному полёту. Такая схема снижает требования к взлётно-посадочным площадкам и даёт другие преимущества.

БПЛА всех моделей будут иметь торпедообразный фюзеляж ограниченной длины, соединённый с прямым крылом большого размаха и удлинения. На крыле предусмотрены две гондолы двигателей. Гондолы несут по паре килей, законцовки которых оснащены колёсным шасси для вертикального взлёта / посадки. Вся задняя кромка крыла отдаётся под механизацию.


Боевой вариант тяжёлого «Кочевника»

Ранее построенный и испытанный БПЛА Nomad 50 имеет размах крыла 10,3 фута (ок. 3,1 м). Другие габариты и взлётная масса не уточнялись. Анонсированный аппарат Nomad 100 будет иметь размах 18 футов (5,8 м). Разработчик указывает, что он будет относиться к 3 группе по классификации Пентагона. Это говорит о взлётной массе более 1320 фунтов (600 кг).

В дальнейшем могут быть созданы БПЛА с размахом крыла до 15-20 м с параметрами на уровне полноценных вертолётов. Так, чтобы сравниться с UH-60, необходима грузоподъёмность не менее 1,5 т.

Предложены разные варианты двигательных установок. Менее крупные БПЛА получат гибридные системы с электрическими двигателями. Большие беспилотники могут использовать турбовинтовые двигатели. Взлёт и полёт должны выполняться при помощи двух подъёмных / тянущих воздушных винтов.

В ходе недавних испытаний БПЛА «Номад-50» развил скорость на уровне 86 узлов (160 км/ч). Вероятно, новые беспилотники серии будут показывать не меньшие лётные характеристики. При этом компания-разработчик пока не может раскрыть все параметры.

Все новые БПЛА должны получить унифицированную систему управления Matrix. В её составе присутствует компьютер со специальным программным обеспечением, а также различные приборы навигации и связи, исполнительные механизмы и т.д. В такую систему будут интегрироваться дополнительные средства.


Меньшие «Кочевники» должны будут нести разведывательную аппаратуру — оптико-электронные или радиотехнические средства. Более крупные предлагается оснащать аналогичными приборами и вооружением. Например, в рекламных материалах показан полноразмерный БПЛА с семью пилонами под фюзеляжем и крылом. Его «вооружили» ракетами нескольких типов, а также сделали носителем лёгких беспилотников.

Перспективы семейства


К настоящему времени компания Sikorsky Aircraft в рамках различных программ Пентагона разработала большое количество проектов БПЛА с разными особенностями. Теперь этот список должны пополнить аппараты семейства Nomad. Один из них уже был построен и показал свой потенциал, а второй постепенно приближается к началу испытаний.

Предложенная концепция семейства беспилотников на базе общих решений имеет очевидные преимущества. Она позволяет упростить и ускорить разработку каждого проекта, а также должна облегчить адаптацию БПЛА под требования конкретных заказчиков. При этом появляется возможность получить максимальные лётные и рабочие характеристики, связанные с конструкцией планера и т.д.

Большой интерес представляет предложение об использовании единой системы управления. Система Matrix дополнительно упростит разработку проектов семейства Nomad, а также облегчит эксплуатацию разных аппаратов. Более того, возможна унификация «Кочевников» с другими БПЛА.

Однако следует учитывать, что проект Nomad в целом пока находится на ранних стадиях. Компания «Сикорский» успела построить и испытать только один БПЛА из целого семейства. Сейчас она занимается масштабированием решений и технологий, результатом чего станет опытный аппарат Nomad 100. Испытания этого изделия покажут, удалось ли в полной мере использовать готовые решения и получить желаемые преимущества.

Кроме того, реальные перспективы всей линейки Nomad зависят от мнения потенциального заказчика. Агентство DARPA должно будет оценить проект от Sikorsky / Lockheed Martin и конкурирующие разработки, а также выбрать наиболее удачный для дальнейшего развития. Станет ли им Nomad — покажет время.
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    8 октября 2025 09:53
    Показанный образец исчерпывающе показывает как выглядит будущее не просто самой компании, а перспективы научно технической мысли. Они в тупике. И вся причина в принципе и алгоритмах преобразования энергии сплошных сред. Это как в вопросах ИИ много говорят о масштабирование, а сути процессов не понимают. Потому, что процессы масштабирования это прежде всего математические методы работы с большими массивами распределены данных совмещенные с Числом. Поэтому и гидрогазодинамике нельзя рассматривать вычислительными методами, а только массивами алгоритмических связанных данных.
  2. 0
    8 октября 2025 17:22
    Небольшой обзор, для информации интересующихся
    ANCILLARY (Advanced Airсraft Infrastructure-Less Launch And Recovery) — это программа Агентства передовых оборонных исследовательских проектов США (DARPA), направленная на разработку технологий для взлёта и посадки самолётов без традиционной инфраструктуры (аэродромов, катапульт, посадочных тросов). Цель — позволить военным самолётам оперировать с неподготовленных поверхностей, таких как поля, дороги или даже корабли без специальных посадочных палуб.

    Основные цели
    Инфраструктурная независимость: Обеспечить взлёт и посадку на любой поверхности без взлётно-посадочных полос, используя короткий разбег или вертикальный взлёт/посадку (VTOL/STOVL).
    Универсальность: Поддержка тяжёлых самолётов (например, бомбардировщиков или транспортных) для быстрого развёртывания в удалённых или враждебных зонах.
    Военное применение: Увеличение мобильности и снижение уязвимости от инфраструктурных атак.
    Ключевые технологии
    Адаптивные системы: Использование реактивных двигателей с векторированием тяги, складных крыльев и систем управления полётом для вертикального или короткого взлёта/посадки.
    Интеграция с самолётами: Программа фокусируется на модификации существующих платформ (например, на базе F-35 или подобных) для работы без наземной поддержки.
    Безопасность и точность: Включает автоматизированные системы навигации, датчики и ИИ для точной посадки на неровных поверхностях.
    Для проекта ANCILLARY (Advanced Aircraft Infrastructure-Less Launch And Recovery) компании Northrop Grumman и Sikorsky Aircraft были выбраны по нескольким ключевым причинам, связанным с их опытом, технологиями и возможностями, которые идеально соответствуют целям программы:

    1. Экспертиза в области передовых авиационных технологий
    Northrop Grumman — один из лидеров в разработке высокотехнологичных военных летательных аппаратов, включая беспилотники, стелс-авиацию и системы управления полётом. Компания обладает опытом интеграции сложных авионических и аэродинамических решений, что критично для систем взлёта и посадки без инфраструктуры.
    Sikorsky Aircraft — признанный лидер в области вертолётостроения и технологий вертикального взлёта и посадки (VTOL). Их опыт в разработке и производстве вертолётов и гибридных летательных аппаратов даёт им уникальные компетенции для создания систем, обеспечивающих взлёт и посадку в ограниченных условиях.
    2. Опыт работы с военными программами и инновациями
    Обе компании имеют долгую историю сотрудничества с Министерством обороны США и DARPA, успешно реализуя сложные проекты, часто с высокими техническими требованиями и инновационными решениями.
    Их инфраструктура и научно-исследовательские центры позволяют быстро разрабатывать прототипы и проводить испытания.
    3. Комплементарные технологические компетенции
    Northrop Grumman специализируется на аэродинамике, системах управления, стелс-технологиях и интеграции сложных систем.
    Sikorsky — эксперт в VTOL, гибридных и конвертопланных технологиях, что особенно ценно для задач взлёта/посадки без традиционной полосы.
    Вместе они могут предложить комплексный подход: от проектирования самолёта до разработки систем взлёта и посадки, способных работать без инфраструктуры.
    4. Инновационный потенциал и ресурсы
    Обе компании располагают значительными ресурсами для проведения исследований и разработок, включая современные испытательные полигоны и лаборатории.
    Их способность быстро масштабировать разработки и интегрировать новые технологии критична для успешной реализации программы DARPA.
    Основные достижения
    Завершение концептуальной фазы: DARPA завершила фазу проектирования, где команды Northrop Grumman и Sikorsky Aircraft разработали концепции интеграции систем вертикального взлёта и посадки (VTOL) в существующие или новые платформы. Были созданы цифровые модели и системы управления, подтверждающие возможность взлёта/посадки на неподготовленных поверхностях (например, поля или корабли без палуб).
    Демонстрации прототипов:
    Northrop Grumman представила адаптивные крылья и системы с изменяемым вектором тяги, позволяющие самолёту переходить от горизонтального полёта к вертикальной посадке. В 2023 году прошли успешные наземные тесты и симуляции.
    Sikorsky Aircraft продемонстрировала гибридные VTOL-системы на базе их опыта с конвертопланами , интегрированные для короткого разбега и вертикальной посадки. Были проведены лётные испытания компонентов.
    Технологические прорывы: Разработаны алгоритмы ИИ для точной навигации и стабилизации при посадке на неровных поверхностях. Прототипы показали снижение зависимости от инфраструктуры на 70–80% в симуляциях, по данным DARPA.
    Вызовы и ограничения
    Программа сталкивается с техническими препятствиями, такими как интеграция тяжёлых нагрузок (для бомбардировщиков) и обеспечение безопасности при VTOL на непредсказуемых поверхностях.
    Финансирование продолжается, но полевые испытания с реальными самолётами (например, модифицированными F-35) запланированы на 2025–2026 годы.
  3. 0
    24 октября 2025 08:43
    Учитывая вооружение,на РЛС он будет светиться,а значит легко уничтожаем.