Проект семейства БПЛА Sikorsky Nomad

1 146 1
Проект семейства БПЛА Sikorsky Nomad
опытный БПЛА Nomad 50 на режиме висения


Американская компания Sikorsky Aircraft продолжает разработку беспилотных летательных аппаратов военного назначения и представляет новые результаты этой работы. Компания официально анонсировала разработку семейства БПЛА под общим названием Nomad. В него войдут несколько беспилотников со схожей конструкцией и разным уровнем технических и рабочих характеристик.



По заказу Пентагона


В 2023 г. агентство перспективных разработок DARPA запустило программу ANCILLARY (Advanced Airсraft Infrastructure-Less Launch And Recovery). Как ясно из названия, её целью было создание нового БПЛА, не нуждающегося в особой инфраструктуре для взлёта и посадки. В целом речь шла о многоцелевом беспилотнике вертикального взлёта.

Программа ANCILLARY заинтересовала несколько авиастроительных компаний, и они подали свои заявки. В мае 2024 г. агентство DARPA выбрало участников следующего этапа работ, ими стали компании Northrop Grumman и Sikorsky Aircraft (входит в состав Lockheed Martin).

К тому времени две компании успели провести предварительную разработку своих проектов, а также опубликовали некоторые материалы. В соответствии с заказом Агентства, они продолжили конструкторские работы, а также готовились к сборке и испытаниям опытной техники.


В горизонтальном полёте

Через несколько месяцев компания «Сикорский» построила и вывела на испытания первый БПЛА нового типа. Это был аппарат необычной конструкции с размахом крыла ок. 10 футов, похожий на показанные ранее в виде графики. Он должен был продемонстрировать основные особенности такой конструкции и подтвердить расчётные характеристики.

В январе 2025 г. опытный БПЛА совершил серию из нескольких десятков полётов. Он взлетал и садился вертикально, висел, а также многократно переходил в горизонтальный полёт и возвращался в исходное положение. Также были показаны скоростные и манёвренные характеристики на разных режимах. Испытания беспилотника признали успешными, и это позволило продолжать работу.

Проект «Кочевник»


6 октября компания Sikorsky сообщила, что её проект БПЛА для программы ANCILLARY получил развитие и вышел на новый уровень. Теперь на базе общих технических решений и систем она планирует создать целое семейство беспилотников под общим названием Nomad («Кочевник»).

В рамках проекта Nomad создали общую архитектуру перспективного БПЛА, а также нашли набор решений для её реализации. На основе этих наработок могут создаваться беспилотники разной размерности с необходимым уровнем тактико-технических характеристик, а также с желаемыми рабочими возможностями.


Разные БПЛА будущей серии Nomad. На переднем плане — опытный Nomad 50, за ним модель «100»

Опытный БПЛА, проходивший испытания в начале года, включили в новое семейство под обозначением Nomad 50. Также разработан и строится более крупный беспилотник Nomad 100. В перспективе могут появиться новые образцы такой техники разных размеров. Наиболее крупный по своим характеристикам будет сопоставим с вертолётом UH-60 Black Hawk.

Все варианты «Кочевника» рассматриваются в качестве многоцелевых воздушных платформ. Такие БПЛА смогут перевозить грузы разной массы, а также нести специальную аппаратуру для разведки. Кроме того, не исключается создание боевых беспилотников с вооружением «воздух-земля».

БПЛА семейства будут оснащаться автономной системой управления Matrix, тоже разработанной компанией Sikorsky. Она позволит совершать полёт и выполнять некоторые задачи в автоматическом режиме и/или с минимальным участием оператора. Также будет обеспечена связь с другими бортами, в т.ч. в рамках общих миссий.

Планы на будущее


В ближайшее время компания «Сикорский» планирует достроить опытный беспилотник «Номад-100» и провести его лётные испытания. Эти мероприятия продемонстрируют потенциал нового проекта с точки зрения масштабирования и перехода в новые классы.

Можно предполагать, что успех второго БПЛА семейства поспособствует дальнейшему развитию проекта Nomad. За ним могут появиться новые беспилотники других размеров и массы, обладающие повышенной грузоподъёмностью. Итогом этого станет обещанный аппарат с характеристиками на уровне многоцелевого вертолёта.


Ранний концепт БПЛА ANCILLARY

Впрочем, перспективы проекта Nomad зависят не только от потенциала используемых решений и технологий. Решающую роль в его судьбе будет играть Пентагон. Его агентство DARPA в ближайшем будущем изучит проекты от компаний Sikorsky и Northrop Grumman, а также сделает выводы. Удастся ли «Кочевникам» обойти конкурентов, пока неизвестно.

Общие решения


Все БПЛА серии Nomad предлагается разрабатывать на основе общих технических и компоновочных решений. Они будут иметь практически одинаковый внешний вид, но отличаться размерами. Также предварительно проработаны разные особенности беспилотников серии, связанные с их габаритами и желаемым уровнем характеристик.

Во всех случаях Nomad — БПЛА схемы «тейлситтер». Во взлётном и посадочном положении аппараты должны стоять вертикально, а после подъёма в воздух переходить к горизонтальному полёту. Такая схема снижает требования к взлётно-посадочным площадкам и даёт другие преимущества.

БПЛА всех моделей будут иметь торпедообразный фюзеляж ограниченной длины, соединённый с прямым крылом большого размаха и удлинения. На крыле предусмотрены две гондолы двигателей. Гондолы несут по паре килей, законцовки которых оснащены колёсным шасси для вертикального взлёта / посадки. Вся задняя кромка крыла отдаётся под механизацию.


Боевой вариант тяжёлого «Кочевника»

Ранее построенный и испытанный БПЛА Nomad 50 имеет размах крыла 10,3 фута (ок. 3,1 м). Другие габариты и взлётная масса не уточнялись. Анонсированный аппарат Nomad 100 будет иметь размах 18 футов (5,8 м). Разработчик указывает, что он будет относиться к 3 группе по классификации Пентагона. Это говорит о взлётной массе более 1320 фунтов (600 кг).

В дальнейшем могут быть созданы БПЛА с размахом крыла до 15-20 м с параметрами на уровне полноценных вертолётов. Так, чтобы сравниться с UH-60, необходима грузоподъёмность не менее 1,5 т.

Предложены разные варианты двигательных установок. Менее крупные БПЛА получат гибридные системы с электрическими двигателями. Большие беспилотники могут использовать турбовинтовые двигатели. Взлёт и полёт должны выполняться при помощи двух подъёмных / тянущих воздушных винтов.

В ходе недавних испытаний БПЛА «Номад-50» развил скорость на уровне 86 узлов (160 км/ч). Вероятно, новые беспилотники серии будут показывать не меньшие лётные характеристики. При этом компания-разработчик пока не может раскрыть все параметры.

Все новые БПЛА должны получить унифицированную систему управления Matrix. В её составе присутствует компьютер со специальным программным обеспечением, а также различные приборы навигации и связи, исполнительные механизмы и т.д. В такую систему будут интегрироваться дополнительные средства.


Меньшие «Кочевники» должны будут нести разведывательную аппаратуру — оптико-электронные или радиотехнические средства. Более крупные предлагается оснащать аналогичными приборами и вооружением. Например, в рекламных материалах показан полноразмерный БПЛА с семью пилонами под фюзеляжем и крылом. Его «вооружили» ракетами нескольких типов, а также сделали носителем лёгких беспилотников.

Перспективы семейства


К настоящему времени компания Sikorsky Aircraft в рамках различных программ Пентагона разработала большое количество проектов БПЛА с разными особенностями. Теперь этот список должны пополнить аппараты семейства Nomad. Один из них уже был построен и показал свой потенциал, а второй постепенно приближается к началу испытаний.

Предложенная концепция семейства беспилотников на базе общих решений имеет очевидные преимущества. Она позволяет упростить и ускорить разработку каждого проекта, а также должна облегчить адаптацию БПЛА под требования конкретных заказчиков. При этом появляется возможность получить максимальные лётные и рабочие характеристики, связанные с конструкцией планера и т.д.

Большой интерес представляет предложение об использовании единой системы управления. Система Matrix дополнительно упростит разработку проектов семейства Nomad, а также облегчит эксплуатацию разных аппаратов. Более того, возможна унификация «Кочевников» с другими БПЛА.

Однако следует учитывать, что проект Nomad в целом пока находится на ранних стадиях. Компания «Сикорский» успела построить и испытать только один БПЛА из целого семейства. Сейчас она занимается масштабированием решений и технологий, результатом чего станет опытный аппарат Nomad 100. Испытания этого изделия покажут, удалось ли в полной мере использовать готовые решения и получить желаемые преимущества.

Кроме того, реальные перспективы всей линейки Nomad зависят от мнения потенциального заказчика. Агентство DARPA должно будет оценить проект от Sikorsky / Lockheed Martin и конкурирующие разработки, а также выбрать наиболее удачный для дальнейшего развития. Станет ли им Nomad — покажет время.
1 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    Сегодня, 09:53
    Показанный образец исчерпывающе показывает как выглядит будущее не просто самой компании, а перспективы научно технической мысли. Они в тупике. И вся причина в принципе и алгоритмах преобразования энергии сплошных сред. Это как в вопросах ИИ много говорят о масштабирование, а сути процессов не понимают. Потому, что процессы масштабирования это прежде всего математические методы работы с большими массивами распределены данных совмещенные с Числом. Поэтому и гидрогазодинамике нельзя рассматривать вычислительными методами, а только массивами алгоритмических связанных данных.