Проект семейства БПЛА Sikorsky Nomad

опытный БПЛА Nomad 50 на режиме висения
Американская компания Sikorsky Aircraft продолжает разработку беспилотных летательных аппаратов военного назначения и представляет новые результаты этой работы. Компания официально анонсировала разработку семейства БПЛА под общим названием Nomad. В него войдут несколько беспилотников со схожей конструкцией и разным уровнем технических и рабочих характеристик.
По заказу Пентагона
В 2023 г. агентство перспективных разработок DARPA запустило программу ANCILLARY (Advanced Airсraft Infrastructure-Less Launch And Recovery). Как ясно из названия, её целью было создание нового БПЛА, не нуждающегося в особой инфраструктуре для взлёта и посадки. В целом речь шла о многоцелевом беспилотнике вертикального взлёта.
Программа ANCILLARY заинтересовала несколько авиастроительных компаний, и они подали свои заявки. В мае 2024 г. агентство DARPA выбрало участников следующего этапа работ, ими стали компании Northrop Grumman и Sikorsky Aircraft (входит в состав Lockheed Martin).
К тому времени две компании успели провести предварительную разработку своих проектов, а также опубликовали некоторые материалы. В соответствии с заказом Агентства, они продолжили конструкторские работы, а также готовились к сборке и испытаниям опытной техники.

В горизонтальном полёте
Через несколько месяцев компания «Сикорский» построила и вывела на испытания первый БПЛА нового типа. Это был аппарат необычной конструкции с размахом крыла ок. 10 футов, похожий на показанные ранее в виде графики. Он должен был продемонстрировать основные особенности такой конструкции и подтвердить расчётные характеристики.
В январе 2025 г. опытный БПЛА совершил серию из нескольких десятков полётов. Он взлетал и садился вертикально, висел, а также многократно переходил в горизонтальный полёт и возвращался в исходное положение. Также были показаны скоростные и манёвренные характеристики на разных режимах. Испытания беспилотника признали успешными, и это позволило продолжать работу.
Проект «Кочевник»
6 октября компания Sikorsky сообщила, что её проект БПЛА для программы ANCILLARY получил развитие и вышел на новый уровень. Теперь на базе общих технических решений и систем она планирует создать целое семейство беспилотников под общим названием Nomad («Кочевник»).
В рамках проекта Nomad создали общую архитектуру перспективного БПЛА, а также нашли набор решений для её реализации. На основе этих наработок могут создаваться беспилотники разной размерности с необходимым уровнем тактико-технических характеристик, а также с желаемыми рабочими возможностями.

Разные БПЛА будущей серии Nomad. На переднем плане — опытный Nomad 50, за ним модель «100»
Опытный БПЛА, проходивший испытания в начале года, включили в новое семейство под обозначением Nomad 50. Также разработан и строится более крупный беспилотник Nomad 100. В перспективе могут появиться новые образцы такой техники разных размеров. Наиболее крупный по своим характеристикам будет сопоставим с вертолётом UH-60 Black Hawk.
Все варианты «Кочевника» рассматриваются в качестве многоцелевых воздушных платформ. Такие БПЛА смогут перевозить грузы разной массы, а также нести специальную аппаратуру для разведки. Кроме того, не исключается создание боевых беспилотников с вооружением «воздух-земля».
БПЛА семейства будут оснащаться автономной системой управления Matrix, тоже разработанной компанией Sikorsky. Она позволит совершать полёт и выполнять некоторые задачи в автоматическом режиме и/или с минимальным участием оператора. Также будет обеспечена связь с другими бортами, в т.ч. в рамках общих миссий.
Планы на будущее
В ближайшее время компания «Сикорский» планирует достроить опытный беспилотник «Номад-100» и провести его лётные испытания. Эти мероприятия продемонстрируют потенциал нового проекта с точки зрения масштабирования и перехода в новые классы.
Можно предполагать, что успех второго БПЛА семейства поспособствует дальнейшему развитию проекта Nomad. За ним могут появиться новые беспилотники других размеров и массы, обладающие повышенной грузоподъёмностью. Итогом этого станет обещанный аппарат с характеристиками на уровне многоцелевого вертолёта.

Ранний концепт БПЛА ANCILLARY
Впрочем, перспективы проекта Nomad зависят не только от потенциала используемых решений и технологий. Решающую роль в его судьбе будет играть Пентагон. Его агентство DARPA в ближайшем будущем изучит проекты от компаний Sikorsky и Northrop Grumman, а также сделает выводы. Удастся ли «Кочевникам» обойти конкурентов, пока неизвестно.
Общие решения
Все БПЛА серии Nomad предлагается разрабатывать на основе общих технических и компоновочных решений. Они будут иметь практически одинаковый внешний вид, но отличаться размерами. Также предварительно проработаны разные особенности беспилотников серии, связанные с их габаритами и желаемым уровнем характеристик.
Во всех случаях Nomad — БПЛА схемы «тейлситтер». Во взлётном и посадочном положении аппараты должны стоять вертикально, а после подъёма в воздух переходить к горизонтальному полёту. Такая схема снижает требования к взлётно-посадочным площадкам и даёт другие преимущества.
БПЛА всех моделей будут иметь торпедообразный фюзеляж ограниченной длины, соединённый с прямым крылом большого размаха и удлинения. На крыле предусмотрены две гондолы двигателей. Гондолы несут по паре килей, законцовки которых оснащены колёсным шасси для вертикального взлёта / посадки. Вся задняя кромка крыла отдаётся под механизацию.

Боевой вариант тяжёлого «Кочевника»
Ранее построенный и испытанный БПЛА Nomad 50 имеет размах крыла 10,3 фута (ок. 3,1 м). Другие габариты и взлётная масса не уточнялись. Анонсированный аппарат Nomad 100 будет иметь размах 18 футов (5,8 м). Разработчик указывает, что он будет относиться к 3 группе по классификации Пентагона. Это говорит о взлётной массе более 1320 фунтов (600 кг).
В дальнейшем могут быть созданы БПЛА с размахом крыла до 15-20 м с параметрами на уровне полноценных вертолётов. Так, чтобы сравниться с UH-60, необходима грузоподъёмность не менее 1,5 т.
Предложены разные варианты двигательных установок. Менее крупные БПЛА получат гибридные системы с электрическими двигателями. Большие беспилотники могут использовать турбовинтовые двигатели. Взлёт и полёт должны выполняться при помощи двух подъёмных / тянущих воздушных винтов.
В ходе недавних испытаний БПЛА «Номад-50» развил скорость на уровне 86 узлов (160 км/ч). Вероятно, новые беспилотники серии будут показывать не меньшие лётные характеристики. При этом компания-разработчик пока не может раскрыть все параметры.
Все новые БПЛА должны получить унифицированную систему управления Matrix. В её составе присутствует компьютер со специальным программным обеспечением, а также различные приборы навигации и связи, исполнительные механизмы и т.д. В такую систему будут интегрироваться дополнительные средства.

Меньшие «Кочевники» должны будут нести разведывательную аппаратуру — оптико-электронные или радиотехнические средства. Более крупные предлагается оснащать аналогичными приборами и вооружением. Например, в рекламных материалах показан полноразмерный БПЛА с семью пилонами под фюзеляжем и крылом. Его «вооружили» ракетами нескольких типов, а также сделали носителем лёгких беспилотников.
Перспективы семейства
К настоящему времени компания Sikorsky Aircraft в рамках различных программ Пентагона разработала большое количество проектов БПЛА с разными особенностями. Теперь этот список должны пополнить аппараты семейства Nomad. Один из них уже был построен и показал свой потенциал, а второй постепенно приближается к началу испытаний.
Предложенная концепция семейства беспилотников на базе общих решений имеет очевидные преимущества. Она позволяет упростить и ускорить разработку каждого проекта, а также должна облегчить адаптацию БПЛА под требования конкретных заказчиков. При этом появляется возможность получить максимальные лётные и рабочие характеристики, связанные с конструкцией планера и т.д.
Большой интерес представляет предложение об использовании единой системы управления. Система Matrix дополнительно упростит разработку проектов семейства Nomad, а также облегчит эксплуатацию разных аппаратов. Более того, возможна унификация «Кочевников» с другими БПЛА.
Однако следует учитывать, что проект Nomad в целом пока находится на ранних стадиях. Компания «Сикорский» успела построить и испытать только один БПЛА из целого семейства. Сейчас она занимается масштабированием решений и технологий, результатом чего станет опытный аппарат Nomad 100. Испытания этого изделия покажут, удалось ли в полной мере использовать готовые решения и получить желаемые преимущества.
Кроме того, реальные перспективы всей линейки Nomad зависят от мнения потенциального заказчика. Агентство DARPA должно будет оценить проект от Sikorsky / Lockheed Martin и конкурирующие разработки, а также выбрать наиболее удачный для дальнейшего развития. Станет ли им Nomad — покажет время.
Информация