А Чапая жалко. Новый фильм – черная комедия или карикатура на героя Гражданской войны?

Сериал Первого канала «Страсти по Чапаю» (режиссер Сергей Щербин, сценарист Эдуард Володарский) любители кино ждали с нетерпением. Гадали, смогут ли авторы фильма если не превзойти шедевр братьев Васильевых, то хотя бы снять что-то приличное.

Первые серии оставляли какие-то надежды на лучшее. Авторы удачно подобрали Сергея Стрельникова на роль главного героя. Привлекало их намерение показать нам более человечного Чапая, подверженного всем земным страстям. К сожалению, кинолента осталась далеко позади классического советского киновоплощения Чапая.


Чапаевский террор

В фильме Щербина и Володарского молодой Чапаев – плотник, который строит церкви, а потом, уже в ходе Гражданской войны всячески противится их разрушению и корит коммунистов и комиссаров за атеизм. Возможно, идею сделать Чапаева строителем церквей подсказал факт из биографии другого героя, а вернее, антигероя Гражданской войны – сибирского «красного партизана» большевика Григория Рогова. Тот, как и Чапаев, был фельдфебелем царской армии, а являясь по мирной профессии каменщиком, строил церкви, но в отличие от киношного Чапаева церкви охотно разрушал, вот только не трогал те, что сам построил. Рогов прославился совершенно невероятной жестокостью.

А Чапая жалко. Новый фильм – черная комедия или карикатура на героя Гражданской войны?

Реальный, а не мифологический Чапаев не так сильно уступал в этом Рогову. Вопреки тому, что показано в сериале, в первые месяцы своей службы красным он боролся отнюдь не с уральскими казаками, а с восставшими против продразверстки поволжскими крестьянами. В частности, в марте 1918 года отряд Чапаева из 600 человек был прислан в Хвалынск Саратовской губернии из Николаевска (Пугачева) для подавления крестьянских волнений.

В дальнейшем бесчинства и грабежи чапаевцев встревожили вышестоящие инстанции, опасавшиеся, что чрезмерная жестокость Чапаева оттолкнет крестьянские массы от большевиков. В казачьих же районах чапаевцы, проводя политику расказачивания, открыто грабили и убивали, не щадя никого.

Щербин и Володарский представляют дело так, что всю Гражданскую войну Чапай сражался исключительно против уральских казаков. Они в фильме и под Сарапулом сражаются, и Уфу обороняют, хотя в действительности их там и близко не было. На самом деле против уральцев Чапаев воевал в самом начале своей карьеры, затем – в первое время после назначения в 4-ю армию Фрунзе и, наконец, в последние месяцы своей жизни, уже после взятия его дивизией Уфы. Причем начала войну с казаками именно советская власть. Когда в марте 1918 года Уральское казачье войско объявило о своей автономии и неподчинении Москве вплоть до того времени, когда будет созвано Всероссийское учредительное собрание, красноармейские отряды, в том числе отряд Чапаева, немедленно вторглись на территорию войска.

А еще реальному Чапаеву довелось воевать против чехословацкого корпуса, против войск Самарского комуча, против Волжского корпуса Каппеля в армии Колчака (вопреки тому, что показано в знаменитой «психической атаке» в фильме Васильевых: «Каппелевцы идут!», этот корпус состоял не из одних офицеров, а наоборот, из весьма неблагонадежных частей, сформированных из пленных красноармейцев). Но авторам фильма в качестве противников Чапаева нужны были только казаки как олицетворение некой злобной стихийной силы, ни за что ни про что уничтожающей мирное население, в том числе женщин, детей и стариков. Террор же, осуществляемый Чапаевым и чапаевцами, показан как мера вынужденная: красноармейцы стреляют в крестьян только после того, как крестьяне первыми стреляют им в спину из винтовок и пулеметов. Чапаевцы расстреливают из числа пленных только офицеров. Казаки же стреляют первыми и убивают не только взрослых, но и детей, и стариков, и женщин. А также расстреливают всех взятых в плен красноармейцев, в том числе и добровольно сдавшихся, а не только комиссаров.

Против демонов революции

Враги Чапаева и большевиков даны достаточно карикатурно. Они одержимы лишь идеей очистить Россию от «большевистской заразы» и приструнить «взбунтовавшихся хамов». Советская же власть представлена в фильме как воплощение российской государственности, хотя и не лишенное недостатков. С этими недостатками по мере сил и борется Чапай. Борется он с комиссарами и чекистами. Все они показаны людьми крайне несимпатичными. Именно комиссары требуют бесчисленных реквизиций, а Чапаев по мере сил противится тому, чтобы те грабили народ. Комиссары же все время шлют доносы на Чапаева. Один из них даже проводит партсобрание в дивизии, обвиняя его в аморалке – сожительстве с дочерью белогвардейского полковника и требуя за это исключить его из партии. Вероятно, авторы фильма мыслят в категориях партсобрания в каком-нибудь советском учреждении в 70-е годы прошлого века по заявлению жены, которая просит вернуть мужа от любовницы. Если бы чапаевский комиссар попробовал созвать подобное собрание в дивизии, то после начала этого собрания прожил бы считаные минуты.

Среди несимпатичных комиссаров и сам Дмитрий Фурманов – трус и подлец, во время боя из ревности стреляющий Чапаеву в спину. Нечего и говорить, что настоящий Фурманов таким не был. В августе 1920 года он возглавлял красный десант против высадившихся на Кубани врангелевцев, в этом бою был тяжело контужен, получил орден Красного Знамени. Чапаев действительно ухлестывал за женой Фурманова – Анной Стешенко, но взаимности так и не добился. А у Дмитрия Андреевича и в мыслях не было стрелять в начдива. Наоборот, как писал Фурманов о Чапаеве, «он хотел моей смерти, чтобы Ная досталась ему... Он может быть решительным не только на благородные, но и на подлые поступки». А Чапаев, когда Фурманова перевели начальником политотдела Туркестанской армии (и тем невольно спасли от гибели в Лбищенске), напротив, просил оставить себе комиссара, с которым успел сродниться.

Надо сказать, что Чапаев в сериале представлен настоящим донжуаном, за которым женщины так и бегают, а Петька (адъютант Чапаева Петр Исаев) в фильм пришел из анекдотов о Чапаеве, и все диалоги его с Василием Ивановичем – это старые или новые анекдоты. Самый замечательный из них – о ведре самогона («Василь Иванович, а три четверти ведра выпьешь? Если под хорошую закусь, смогу! А ведро смогешь? Нет, Петька, не осилю. А вот Ленин бы смог! Так то ж Ленин, вождь мирового пролетариата!»).

Главный же демон революции, как считают авторы фильма, – это Троцкий, от него все зло. Он показан как ловкий демагог, стремящийся извести Чапаева. Его визит в чапаевскую бригаду в сентябре 1918 года дан чисто карикатурно. Выступая перед бойцами с демагогической речью, Лев Давыдович одновременно лакомится арбузом и сплевывает косточки прямо на сапоги Чапаева. К Троцкому можно относиться по-разному. Но даже его ярые ненавистники признают, что дураком он не был, а был выдающимся оратором и умел убеждать солдат в правоте революционеров еще задолго до Октябрьской революции. И уж, конечно, председатель Реввоенсовета прекрасно знал, что когда произносишь речь, ни в коем случае нельзя жевать, иначе аудитория над тобой смеяться будет.

История условная

Фильм, посвященный такой выдающейся личности, как Чапаев, казалось бы, должен воспроизводить основные исторические события, с ней связанные. Однако в сериале «Страсти по Чапаю» история как раз дана весьма условно. Когда мы видим Чапая в годы Первой мировой войны, момент, связанный с Февральской революцией, вообще остается за кадром. Зритель ждет, что вот-вот свергнут царя, и вдруг приходит известие, что в Петрограде и Москве произошел большевистский переворот и у власти Ленин, а значит, многие предшествовавшие эпизоды, вероятно, происходили уже при Временном правительстве. И в партию Чапаев в фильме вступает сразу после Октябрьской революции, тогда как на самом деле, что немаловажно, он стал большевиком еще в конце сентября 1917 года.

Почему-то сообщение о большевистском перевороте вдохновляет офицеров полка, где служит Чапаев, на попытку привести солдат к повиновению и заставить их пойти в наступление. Эта сцена фактически воспроизводит тот эпизод фильма Сергея Герасимова «Тихий Дон», где во время корниловского мятежа есаул Калмыков с другими офицерами пытается заставить казаков идти на Петроград, а потом большевик Бунчук арестовывает и расстреливает Калмыкова. Во время выступления Корнилова в августе-сентябре 1917 года такое происходило сплошь и рядом. Но в дни Октябрьской революции подобное поведение офицеров совершенно невероятно. К тому времени те офицеры, которые хотели продолжения войны, либо уже сбежали из армии, либо были убиты. Кстати сказать, из фильма «Тихий Дон» взята мизансцена эпизода «Бой у яра и расстрел захваченных в плен офицеров» (у Герасимова это эпизод гибели Петра Мелехова).

В «Страстях по Чапаеву» трудно понять, когда действие происходит в 1918-м, а когда – в 1919-м. Так, когда дивизия Чапаева атакует Уфу (в реальности это был июнь 1919 года), главный враг Чапаева – ротмистр Евгений Мальцев говорит своим собутыльникам – офицерам, открывающим американскую тушенку, что белые армии потерпели поражение и Деникин уже покинул Россию, так что скоро господа офицеры могут оказаться там, где эта тушенка производится. Данный эпизод, замечу, воспроизводит типичную мизансцену советских фильмов о Великой Отечественной, где офицеры в землянке открывают банку с тушенкой со словами: «Ну откроем второй фронт!». Однако Деникин покинул Россию только в апреле 1920 года, передав власть Врангелю. В июне 1919-го Антон Иванович как раз готовил знаменитую Московскую директиву, а барон Врангель взял «красный Верден» – Царицын, где Московская директива и была обнародована 3 июля.

О массе военно-исторических неточностей и говорить не приходится. Упомянем только некоторые. Когда полк Чапаева в 1916 году идет в атаку, немцы обстреливают его из винтовок и пулеметов, но почему-то вообще не используют артиллерию, хотя именно на нее приходилось более 70 процентов потерь в Первой мировой войне. Аналогом «психической атаки» из фильма братьев Васильевых в сериале служит схватка конных казаков с пиками с чапаевской пехотой в окопах. Между тем от пик отказались уже в Первую мировую. В Гражданскую казакам иногда приходилось вновь браться за пики – когда не было патронов. Но в любом случае пику можно было использовать либо в конном бою, либо против пехоты, находящейся на открытой местности. Против пехоты в окопах пики были бесполезны. И казаки атаковали, развернувшись в лаву, а не в походной колонне по трое, как это происходит в фильме. Одеты казаки весь фильм в белые гимнастерки, которые в действительности существовали только до Русско-японской войны, а потом были заменены на защитные. Евгений Мальцев, пехотный офицер, в Гражданскую войну вдруг превращается в кавалериста, а служа среди казаков, носил чин ротмистра. Тогда как армейские офицеры, переводящиеся в казачьи войска, автоматически принимались в казаки и получали казачьи чины.

Когда в финале Чапаев тонет в Урале, это, вероятно, по замыслу авторов должно восприниматься как его уход в сокровенный град Китеж. Реальный же Чапаев, наверное, не был ни праведником, ни злодеем. Он был просто одним из многих героев Гражданской войны. А своей смертью Чапаев, можно сказать, погубил Уральское казачье войско. Успех под Лбищенском стал для казаков пирровой победой. Благодаря запасам, захваченным в Лбищенске, казаки удерживали фронт почти до зимы, и отступление в Персию начали на три месяца позже, только в ноябре 1919 года. В результате из-за тифа, голода и суровых казахских холодов из 11-тысяной армии уцелели не более двух тысяч человек, а от советского плена спаслись лишь 162, во главе с атаманом Толстовым после долгих мытарств добравшихся до Австралии.
Автор:
Борис Соколов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

129 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти