Проблема Черноморских проливов

11 076 56
Проблема Черноморских проливов
Карта Черноморских проливов


После начала СВО в СМИ регулярно появляются «страшилки» о возможном появлении на Черном море эскадр кораблей НАТО, в том числе США и Великобритании, включающих авианосцы, ракетные крейсера и эсминцы, а также о проводке ими судов с украинским зерном.



Как здесь не вспомнить навязчивые идеи советских адмиралов в канун Великой Отечественной войны и в первые ее месяцы о неминуемом вторжении на черноморские просторы армады итальянских линкоров, высадке множества вражеских десантов на советское побережье и т.д. Все это существенно сказалось на последующей ошибочной советской стратегии на этом театре. Так, на бессмысленных оборонительных минных заграждениях, выставленных Черноморским флотом у своего побережья, погибло множество советских кораблей и судов с большими человеческими жертвами.

По сей день также появляются публикации о происках вероломных турок, будто бы пропускавших во время Второй мировой войны через Черноморские проливы боевые корабли стран «оси». При этом совершенно забывают о существовании конвенции, подписанной на Международной конференции в Монтрё (Швейцария) 20 июля 1936 г. (Montreux Convention) и регулирующей судоходство через Черноморские проливы. По сей день Турция строго ее придерживается, за редкими и весьма спорными исключениями.

Черноморские проливы представляют собой систему водных артерий, расположенных в турецких территориальных водах, соединяющих Средиземное море с Черным и включающую проливы Дарданеллы и Босфор, а также расположенное между ними Мраморное море. В 1998 году Турция заявила о переименовании проливов, которые они стали называть «Турецкими проливами».

После захвата османами Константинополя в 1453 году право на судоходство через проливы было на столетия предоставлено в основном турецким кораблям и судам. Попытки России получить право прохода своих судов через Проливы восходят еще к петровским временам, однако первый успех стал результатом ее победы в Русско-турецкой войне 1768-1774 годов. По Кючук-Кайнарджийскому трактату 1774 года Черное море и Проливы были открыты для свободного плавания торговых судов под российским флагом. Россия также добилась такого же права и для других государств. Однако данный договор не давал права прохода через Проливы иностранным военным кораблям.

Впервые это право российские корабли получили 23 декабря 1798 года согласно секретной статье российско-турецкого союзного договора, заключенного на 8 лет и направленного против наполеоновской Франции. При этом оговаривалось, что для военных кораблей других стран проливы остаются закрытыми.

Преимущества договора дали быстро себя знать. Объединенная русско-турецкая эскадра под командованием адмирала Ушакова, пройдя через Проливы, вышла в Средиземное море, где очистила занятые французами Ионические острова и провела ряд других операций. В октябре 1800 года российские корабли вернулись в Севастополь. В сентябре 1805 года по предложению турецкой стороны договор был продлен.


Эскадра вице-адмирала Ф.Ф. Ушакова в Босфоре. Художник М.М. Иванов.

Увы, русско-турецкой дружбе вскоре пришел конец. Уже в декабре 1806 года Турция объявила войну России, которая длилась 6 лет. А в 1809 году было заключено англо-турецкое соглашение, одна из статей которого фактически запрещала проход иностранных военных кораблей через турецкие проливы.

Несмотря на то, что совсем недавно Турция подверглась в войне с Россией 1828-1829 годов очередному разгрому, Блистательная Порта в 1833 году обратилась к своему недавнему врагу за помощью — к Константинополю приближались войска мятежного египетского паши Мехмеда-Али.

Прибывшая российская эскадра и войска помогли султану остаться у власти, и 26 июня 1833 года в Ункиар-Искелесси был подписан очередной оборонительный договор, одна из статей которого закрывала для иностранных судов вход в Дарданеллы. И хотя в договоре право на проход российских кораблей открыто не оговаривалось, в том же году эскадра Балтийского флота прошла из Средиземного в Черное море.

Этот договор просуществовал недолго, но не по вине Турции. В 1840-1841 гг. между Россией, Турцией, Англией, Австрией, Пруссией, а позднее и Францией были подписаны Лондонские конвенции, в которых было зафиксировано положение о закрытии проливов для всех иностранных военных кораблей, в том числе русских, когда Порта находится в мире, а также о совместной защите проливов по требованию турецкого султана.

Хотя договорный процесс был инициирован императором Николаем I, это было явным дипломатическим просчетом — на почти сотню лет российский ВМФ оказался запертым в Черном море, а к определению статуса Турецких проливов были подключены нечерноморские страны. В преддверии Крымской войны российский черноморский флот не мог быть пополнен кораблями Балтийского флота, в то время как корабли союзных Турции Англии и Франции свободно проходили в Черное море. Аналогичная ситуация сложилась во время русско-японской войны, только на этот раз Черноморский флот России не смог поддержать следовавшие на Дальний Восток корабли Балтийского флота.

Итогом проигранной Россией Крымской войны (1853-1856 гг.) стал Парижский мирный трактат 1856 года, неотъемлемой частью которого являлась конвенция о статусе Черноморских проливов, в соответствии с которой подтверждался запрет на проход иностранных военных кораблей через проливы. Кроме того, согласно статье XI трактата, «Черное море объявляется нейтральным; открытый для торгового мореплавания всех стран вход в порты и воды оного формально и навсегда воспрещается военным судам как прибрежных, так и всех прочих Держав...». Запрещалось также иметь на берегах Черного моря военные сооружения.

Однако данный трактат неоднократно нарушался: в 1858-1868 гг. через проливы прошли два американских и один британский военный корабль, а в феврале 1878 года в Мраморное море входила британская эскадра. В 1902 году турки пропустили в Черное море четыре миноносца российской балтийской эскадры, при этом с них было снято вооружение и поднят торговый флаг.

В 1870 году правительство Российской империи отменило связывающие его статьи Парижского трактата о демилитаризации Чёрного моря, однако Лондонская конвенция 1871 и Берлинский трактат 1878 годов сохраняли режим проливов, отражённый в конвенции 1856 года, при этом турецкое правительство имело право «открывать сказанные проливы в мирное время для военных судов дружественных и союзных держав в случае, если Высокая Порта будет считать это нужным, дабы обеспечить исполнение постановлений Парижского трактата 30 марта 1856 г.».

Учитывая важность Проливов для России как в экономическом, так и в военном плане, власти последней неоднократно предпринимали попытки изменить их статус или даже аннексировать их вместе с прилегающей территорией (включая Константинополь — «Крест над святой Софией» сделался национальной идеей). Особенно известен «Нелидовский проект» (по имени его автора — посла в Константинополе Нелидова), принятый 2 декабря 1896 г. особым совещанием министров. Это же явилось одной из причин вступления Российской империи в Первую мировую войну.

Важность Проливов для российской экономики демонстрируют следующие цифры: в 1910 г. через них проходило 73,7% всей русской хлебной торговли, 92,9% вывоза марганцевой руды, 61,5% вывоза железной руды, 100% вывоза рельсов, более 70% вывоза цемента.

Пример — закрытие Турцией Проливов во время итало-турецкой войны 1912-1913 гг. принесло России ущерб свыше 30 млн рублей в месяц — торговый баланс России в 1912 году был на 100 млн менее по сравнению с активным сальдо за предыдущие три года.

С началом империалистической Первой мировой войны за очередной передел мира на Проливы обратила свои хищные глаза Антанта. Уже весной 1915 года она начала делить шкуру еще неубитого турецкого медведя. Был оформлен тайный договор, согласно которому:

1. Россия получает право аннексировать Стамбул и Южную Фракию, западный берег Босфора, Мраморного моря и Дарданелл, а также острова Мраморного моря и часть азиатского побережья Турции.

2. Россия соглашается установить свободу транзита товаров и свободу прохода коммерческих судов через проливы.

3. Англия и Франция дают свое согласие на вышеизложенные приобретения России при условии, что война будет доведена до победного конца и что Англия и Франция осуществляют свои планы на Востоке, равно как и в других местах.

После подписания этого соглашения Британская империя и Франция начали одну из крупнейших в истории Дарданелльскую десантную операцию. Англо-французская эскадра обстреливала турецкие укрепления и попыталась войти в Дарданеллы, а войска ANZAC (Австралийско-Новозеландский Армейский Корпус) высадились на Галлиполийском полуострове. Поддержки российской армии в виде десанта у Босфора они не дождались — успешное наступление австро-германских войск в Галиции отвлекло туда основные силы русских.

Стойкая оборона турецко-германских войск под командованием будущего президента Турецкой Республики полковника Мустафы Кемаль-паши вынудила ANZAC эвакуироваться, а Первого лорда британского Адмиралтейства Уинстона Черчилля уйти в отставку.

После Февральской революции новое правительство России и другие страны Антанты подтвердили свою верность вышеупомянутому соглашению, но 3 декабря 1917 года советское правительство заявило, что «тайные договоры свергнутого царя о захвате Константинополя, подтвержденные свергнутым Керенским, ныне порваны и уничтожены».

30 октября 1918 года Турция заключила Мудросское перемирие со странами Антанты, согласно которому она выходила из войны и передавала полный контроль над проливами и Константинополем в руки победителей. Через открытые проливы в Черное море вошли военные корабли Антанты, началась интервенция на юге Советской России, были оккупированы ее важнейшие черноморские порты, начались обильные поставки вооружения, боеприпасов и других военных грузов для армий Деникина и Врангеля.

10 августа 1920 года был подписан Севрский мирный договор с Турцией, который также определял и статус Проливов. Он объявлял свободный проход торговых и военных судов и пролет самолетов всех стран как в военное, так и в мирное время. Проливы окружались нейтральной зоной, которую оккупировали союзники. Изменить этот режим могли только решения Лиги Наций. Однако данный договор не был признан ни Турцией, ни Советскими республиками, был ратифицирован только Грецией и оказался мертворожденным.

В результате войны за независимость Турции (19 мая 1919 — 29 октября 1923) под руководством Мустафы Кемаля, позднее сменившего имя на Мустафа Кемаль Ататюрк, оккупанты были изгнаны, провозглашена республика и 24 июля 1923 года подписан Лозаннский мирный договор, более благоприятный для турок, а также конвенция о режиме проливов.

Согласно этой конвенции, зона Проливов подлежала демилитаризации, обеспечивался свободный проход в мирное и военное время торговых и военных морских и воздушных судов всех стран. Только в том случае, если Турция находится в состоянии войны, она могла запретить проход кораблей противника, но военные корабли невоюющих государств сохраняли свободу прохода.

Однако в интересах черноморских стран ограничивались «морские силы» нечерноморских стран, входивших в море, в частности, «максимальные силы, которые какая-либо держава может проводить через проливы, не будут превышать тех, которые принадлежат самому сильному флоту прибрежных к Черному морю держав». Представители советского правительства подписали эту конвенцию, но ратифицирована она им не была.

По предложению Турции 22 июня — 21 июля 1936 г. в Монтрё (Швейцария) с целью пересмотра Лозаннской конвенции проходили переговоры о статусе Черноморских проливов и была подписана соответствующая конвенция со сроком действия 20 лет. В последующем конвенция будет автоматически продлеваться на очередные пять лет, если кто-либо из подписантов не потребует ее расторжения. Турция получила право на ремилитаризацию проливной зоны. В таком виде конвенция действует до сих пор.

Согласно принятой конвенции, торговые суда всех стран в мирное и военное время независимо от флага и груза имеют право свободного прохода через Проливы, если Турция не является воюющей стороной. Если Турция участвует в войне, то нейтральные страны сохраняют это право с условием, что они не будут оказывать содействие врагам Турции. Турция имела право осуществлять санитарный контроль проходящих судов.

Режим прохода для военных кораблей черноморских и нечерноморских стран различается. Общий максимальный тоннаж всех судов иностранных морских отрядов, имеющих право находиться в состоянии транзита через Проливы, не должен превышать 15 000 тонн (исключение делалось только для черноморских стран). Эти отряды не должны состоять более чем из девяти кораблей.

При условии предварительного уведомления за 8 дней властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса, кроме авианосцев, включая подводные лодки, следующие в надводном положении поодиночке. В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы. Однако военные корабли воюющих держав, прибрежных или не прибрежных к Черному морю, отделенные от портов своей основной стоянки, могут вернуться в эти порты.

Запрет прохода авианосцев был главной причиной классификации строившихся в Николаеве советских кораблей этого класса, вооруженных противокорабельными ракетными комплексами, как «авианесущих крейсеров», что позволяло воспользоваться Приложением II конвенции, гласящей:

Если действия авиации не является их главным назначением, эти корабли не должны классифицироваться как авианосцы, даже при наличии полётной палубы.

Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу, тоннажу и времени пребывания в Чёрном море. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Чёрном море не должен превышать 30 тыс. т (с возможностью повышения этого максимума до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток. Для них срок предварительного уведомления увеличен до 15 дней. Запрещался проход авианосцев и подводных лодок. Однако морской отряд любого тоннажа и состава мог нанести по приглашению Турецкого правительства краткосрочный визит вежливости в порт Проливов. Этот отряд должен покинуть Проливы тем же путем, что и для входа.


Количество иностранных военных кораблей, прошедших через Черноморские проливы в 1919-1939 гг.

В 1941-1943 годах СССР, а также Великобритания, неоднократно обвиняли правительство Турции в нарушении Конвенции Монтрё, направляя ему грозные дипломатические ноты, связанные с «пропуском» через проливы боевых кораблей Германии и Италии, включая подводные лодки.

Начнем с подводных лодок. На черноморском театре в 1942-1943 гг. действовал дивизион из шести сверхмалых подводных лодок типа СВ. Все они 29 апреля 1942 года были отправлены железнодорожным путём из Специи до Констанцы, что заняло 7 суток.

Более сложным был путь немецких лодок типа IIB, оперировавших на Черном море с 1942 по 1944 год. Переброска лодок начиналась в Киле. Оттуда на специальных понтонах лодки буксировались по каналу до Гамбурга, далее по Эльбе до Дрездена. Там лодки перегружались на многоколесные сухопутные трейлеры. После 450 км пути по шоссе до Ингольштадта на Дунае лодки снова перегружали на понтоны и буксировали по Дунаю до Линца или до Галаца. В этих городах лодки отсоединялись от понтонов и на буксире, а то и своим ходом доставлялись в порт Сулина. Оттуда, уже по Черному морю, лодки шли к месту базирования — в Констанцу. Как видно из вышеописанного, о Черноморских проливах здесь речь не идет.

В советской ноте от 12 июля 1941 года фигурировал проход 9-го числа в Черное море германского сторожевого катера «Seefalke» («Зеефальке»). «Seefalke» — небольшой 37-тонный катер обеспечения гидроавиации Люфтваффе Fl.B 426, проследовавший через проливы без вооружения под видом госпитального.


«Seefalke» — катер обеспечения гидроавиации Люфтваффе Fl.B 426

Действительно, через проливы прошло большое количество судов под итальянскими и германскими торговыми флагами. В основном это были итальянские танкеры с грузом румынской нефти. Но статья 4 Конвенции гласит:

Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, торговые суда, независимо от флага и груза, будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в Проливах.

В 1942-1944 годах через Проливы прошло около полусотни немецких кораблей и судов: десантные баржи типа MFP (Marinefährprahm, получившие у нас название БДБ — быстроходные десантные баржи), KFK (Kriegsfischkutter — многоцелевые военные катера, строившиеся на основе проекта рыболовного траулера), KT (Kriegstransporter) и EMS (Eisenbahn-Motorschiff) — транспортные суда, строившиеся по военной программе судостроения. Суда типа EMS рассматривались турецким правительством как определенно перевозящие коммерческие грузы, а германское правительство гарантировало, что они принадлежали частным компаниям. Судам типа KT был разрешен проход, так как они классифицировались как коммерческие, а не как вспомогательные суда.


Модель десантной баржи MFP в Морском музее Гамбурга


KFK




Транспорт типа КТ

При этом угрозы СССР они не представляли, но изрядно беспокоили Британский Королевский флот, действовавший в Эгейском море. Построенные на верфях Варны, Констанцы, Николаева, Будапешта и Австрии, а также переброшенные наземным и речным транспортом из Свинемюнде, суда проходили в Эгейское море под видом торговых судов. При этом вооружение демонтировалось, поднимался торговый флаг, корпуса окрашивались в черный, а надстройки в белый цвет, экипажи переодевались в «гражданку». Таким образом, формальных оснований обвинить немцев и турок в нарушении Конвенции не было.

Аналогичным способом Проливы преодолевали и советские корабли и суда ВМФ. В конце ноября 1941 года через Босфор и Дарданеллы прошли вспомогательный крейсер «А. Микоян», военные танкеры Черноморского флота «Варлаам Аванесов» и «Туапсе», ранее доставлявшие в прифронтовые порты топливо, военную технику, боеприпасы. При этом вооружение было демонтировано и военно-морские флаги заменены на торговые, т. е. требования Конвенции были соблюдены.


Ледокол «А. Микоян», послевоенный снимок




Переход «А. Микояна», «Сахалина», «Туапсе», «Варлама Аванесова» в Черном и Средиземном морях

На протяжении Второй мировой войны нейтральная Турция подвергалась жесткому прессингу союзников, в первую очередь СССР и Великобритании, с требованием закрыть Проливы для стран «оси» и открыть их для союзников, предоставить военно-воздушные базы для налетов на румынские нефтепромыслы, прекратить поставки в Германию хромовой руды и даже объявить немцам войну.

В результате этого нажима в июне 1944 года турки произвели досмотр немецких судов и, обнаружив на них оружие, военную униформу и т. п., завернули суда обратно в Черное море. Британский посол в Москве 25 июня 1944 года писал Молотову:

Вопрос о проходе германских судов через Проливы официально и публично урегулирован к удовлетворению союзников. Министр иностранных дел вышел в отставку, а председатель совета министров дал заверения в отношении стремления Турции к искреннему сотрудничеству.

Однако подобные действия Турции являлись грубым нарушением статьи 4, а также ст. 3 Конвенции, согласно которой турки могли осуществлять только санитарный контроль проходивших через Проливы судов.

В памятной записке советского посла Виноградова, врученной турецкому министру иностранных дел 17 июня 1944 года, выдвигались совершенно абсурдные претензии:

Помимо этого, турецкие власти неоднократно пропускали через проливы в 1942-1943 годах германские быстроходные баржи. Размеры угрозы, создавшейся для безопасности Чёрного моря, были таковы, что Советскому верховному главнокомандованию пришлось снять с главных направлений театра военных действий существенное количество вооружённых сил для обороны черноморского района.

Но ведь на самом деле БДБ следовали из Черного в Эгейское море! Да и какую же страшную угрозу Красной армии могли бы представлять несколько барж?

По мнению автора, претензии СССР предъявлял с далеко идущей целью — использовать после окончания войны обвинения в мнимом сотрудничестве Турции со странами «оси», хотя та и объявила войну Германии 23 февраля 1945 года, для изменения статуса Проливов в свою пользу и аннексии части территории соседа.

В марте 1945 г. советское правительство в одностороннем порядке денонсировало советско-турецкий договор о дружбе и нейтралитете 1925 года, выдвинув одним из условий заключения нового договора совместную с Турцией оборону Проливов с предоставлением там СССР военной базы.

Свое недовольство поведением Турции и советские претензии И. В. Сталин высказал и на Ялтинской, и на Потсдамской конференциях. Но эти требования западные союзники не поддержали, а Черчилль отметил, что «все эти годы Турция была дружественной к союзникам».

В июне 1945 года на приеме у В. Молотова турецкому послу были зачитаны советские условия: совместный контроль над проливами, предоставление СССР военных баз в районе Босфора и Дарданелл, возвращение по требованию Грузинской и Армянской ССР Карса и Ардагана.

Естественно, Турция подобные притязания отвергла, но советско-турецкие отношения были надолго испорчены, а испуганные турки позднее оказались в объятиях НАТО. Тем не менее, Турция продолжала соблюдать Конвенцию Монтрё.

В августе 2008 года во время российско-грузинского вооруженного конфликта Турция отказала в проходе через Проливы госпитальным судам ВМС США «Комфорт» и «Мерси» с «гуманитарным грузом» на основании того, что их суммарное водоизмещение (около 130 тыс. тонн) в несколько раз превышало допустимое конвенцией Монтрё.

С 1 марта 2022 года в связи со специальной военной операцией РФ до окончания военных действий Турция закрыла проливы для сквозного прохода всех иностранных военных кораблей, за исключением кораблей, возвращающихся в пункты их постоянного базирования (статья 19).


D654 «Auvergne»

Последним кораблем НАТО, посетившим Черное море, был фрегат ВМС Франции D654 «Auvergne», который вышел через проливы 2 января 2022 года после визитов в Констанцу и Одессу.


Источники
1. Montreux Convention.
2. Конвенция о режиме проливов от 20 июля 1936. https//docs.cntd.ru/document/901884247
3. Дранов Б.А. Черноморские проливы (Международно-правовой режим). Юридическое издательство Министерства юстиции СССР. Москва, 1948
4. Васильева Н.В. Черноморские проливы – императив российской/советской внешней политики в Восточном Средиземноморье: мифы и геополитические реалии (первая половина ХХ в.).
5. Лаврова Т.В. Черноморские проливы как геополитическая проблема современных международных отношений. Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.04, 2001
6. Ирхин А.А. Модели функционирования режима Черноморских проливов: 1783–2018 гг. и национальные интересы России. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. Том 4 (40). 2018. № 3. С. 70–80
7. Дж.П. Гасанлы. СССР–Турция: от нейтралитета к холодной войне (1939–1953). М.: «Центр Пропаганды», 2008
8. Митрофанов А.Ф. Корабли и история. Книга вторая. Литрес, 2020
9. Ресурсы Интернета
56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    10 октября 2025 05:07
    Когда в наших СМИ затрагивается проблема черноморских проливов, турки начинают нервно почесываться wink
    1. 0
      10 октября 2025 06:08
      Цитата: Schneeberg
      Когда в наших СМИ затрагивается проблема черноморских проливов

      "Лиса и виноград" - видит око, да зуб неймёт...
  2. BAI
    +2
    10 октября 2025 06:13
    Да и какую же страшную угрозу Красной армии могли бы представлять несколько барж?

    БДБ были главной силой ВМФ Германии против ЧФ. И основным средством противодействия десантным операциям ЧФ и Красной армии. Причём весьма эффективным
    1. 0
      10 октября 2025 18:07
      Цитата: BAI
      БДБ были главной силой ВМФ Германии против ЧФ. И основным средством противодействия десантным операциям ЧФ и Красной армии. Причём весьма эффективным

      Были, весь вопрос почему? Как могли "баржи", пусть и "быстроходные" (ну не 30-ть узлов же они ходили), "эффективно" противостоять флоту из линкора, крейсеров и эсминцев.
    2. 0
      11 октября 2025 12:49
      Баржи ведь уходили с Черного моря в Средиземку, а не наоборот!
  3. 0
    10 октября 2025 06:57
    Последним кораблем НАТО, посетившим Черное море, был фрегат ВМС Франции D654 «Auvergne», который вышел через проливы 2 января 2022 года после визитов в Констанцу и Одессу

    Вот и славненько. Но и без этого в Одессу и Ильичевск много разного нехорошего военного морем возят, а в Очакове уже де-факто разведывательно-диверсионная база британских ВМС с инструкторами и советниками.
  4. +1
    10 октября 2025 08:43
    Самой главной ошибкой Н1 было не воспользоваться ситуацией с египетским мятежом и не решить вопрос Проливов окончательно. Скольких неприятностей могла бы избежать Россия в этом случае(((((
    1. +2
      10 октября 2025 15:36
      Цитата: Trapper7
      Самой главной ошибкой Н1 было не воспользоваться ситуацией с египетским мятежом и не решить вопрос Проливов окончательно. Скольких неприятностей могла бы избежать Россия в этом случае(((((

      Главную ошибку совершил Александр Первый, который после разгрома Наполеона в 1812 году мог вместо похода на Париж захватить проливу и всю Малую Азию.
  5. +3
    10 октября 2025 08:59
    какую же страшную угрозу Красной армии могли бы представлять несколько барж?

    Именно ими снабжалась группировка немцев в Крыму и ими же была удачно0 в основном , эвакуирована.
    1. +2
      10 октября 2025 14:19
      И не только оттуда, но ещё раньше с Таманского полуострова. Автору бы не мешало ознакомиться с книгой "Битва за Чёрное море", там есть кое-что по данной теме.
      1. 0
        15 октября 2025 12:36
        А при чём здесь Черноморские проливы? О них ведь речь, а не о Керченском проливе!
        1. 0
          15 октября 2025 18:12
          Вы реально не понимаете или так?Почитайте названный источник.
  6. +1
    10 октября 2025 10:02
    После начала СВО в СМИ регулярно появляются «страшилки» о возможном появлении на Черном море эскадр кораблей НАТО, в том числе США и Великобритании

    Страшилки? Разве Европа не ратует за подготовку к войне с Россией, а Турция не член НАТО, для чего эта бравада в статье? Сама Турция разве нам большой друг, при этом её ВМС имеют, - 12 подводных лодок, 16 фрегатов, 10 корветов, 9 сторожевых кораблей и 10 быстроходных патрульных катеров. Может, надо серьёзнее проблему воспринимать, а то заполучим от НАТО "СВО" в новой "Крымской войне"...
  7. +3
    10 октября 2025 11:03
    Турки не признали Севрский договор, потому что, по одному варианту они теряли часть побережья Проливов, по другому проливы с прилегающей территорией. Турки "встали на дыбы" и вынесли греков из Малой Азии.
  8. +1
    10 октября 2025 11:08
    тем, кто беспокоится насчет флота НАТО на черном море.
    авианосец в черном море - скорее не угроза, а мишень, потому что АУГ там просто не спрятать.
    подлодки примерно то же самое.
    Единственная угроза исходит от 3 вариантов - военные транспорты, минные заградители и корабли - арсеналы ракет вроде Арли Берка.
    Есть-ли место крупным УДК на Черном море - для меня вопрос непонятный.
    1. 0
      10 октября 2025 12:54
      Цитата: multicaat
      авианосец в черном море - скорее не угроза, а мишень, потому что АУГ там просто

      Потому что АУГ просто встав в Мраморном море сможет с помощью сотен КРМБ и палубной авиации успешно накрыть все наше южное подбрюшье (до Севастополя 600 км., до Новороссийска и Сочи 900 км., до Ростова-на-Дону - 1100, до Волгограда - 1500 - все в зоне досягаемости.). Да палубные ИБ смогут даже с Эгейского моря успешно действовать по всему черноморскому побережью. А что в ответ? Только в ВВС Турции имеется 200 рабочих истребителей. Если очень понадобится, то продавят и Грецию (тоже ведь в НАТО, и вся в долгах по уши), а там еще больше 100 истребителей.
      1. +4
        10 октября 2025 13:08
        какой смысл стоять АУГ в мраморном море, если вокруг куча непотопляемых аэродромов?
        К тому же ну да, накрыть можешь, но будешь лететь километров 400 уже засеченным радарами и еще вопрос кто кого накроет. Я тут не вижу ничего не обычного. Другое дело, если авик встал в 50 км от побережья - вот это большая угроза, вот только долго он там не проживет.
        1. +1
          10 октября 2025 13:40
          Цитата: multicaat
          если вокруг куча непотопляемых аэродромов?

          Которые вместе с этим и недвижимые, то-есть в какой-то момент могут быть повреждены или вовсе уничтожены. С другой стороны АУС (2-3 авианосца и 6-9 эсминцев со 150-200 ИБ, 500 КРМБ), которая после стремительной атаки сможет уйти и стать недосягаемой для ответного удара.
          Цитата: multicaat
          накрыть можешь, но будешь лететь километров 400 уже засеченным радарами и еще вопрос кто кого накроет

          С КРВБ AGM-158B JASSM-ER дальностью 980 км. и ПКР AGM-158C LRASM - 930 км. ИБ С.Хорнетам и 35-ым не слишком то нужно удаляться от турецкого берега (км. на 150-250).
          Цитата: multicaat
          Другое дело, если авик встал в 50 км от побережья

          Это шутка такая?
          1. 0
            10 октября 2025 13:48
            Цитата: FIR FIR
            AGM-158B JASSM-ER дальностью 980 км. и ПКР AGM-158C LRASM - 930

            понимаете в чем штука...
            JASSM-ER стоит больше миллиона долларов и несет всего 450 кг ВВ, это ее первая версия стоила меньше.
            AGM-158C LRASM примерно такая же
            обе дозвуковые и для нашей ПВО вполне себе по зубам (если ЧФ наконец догадается, что ПВО нужно использовать, что существует боевое дежурство).
            Проблема только в том, что уверенно их засечь могут относительно недалеко.
            Вопрос прост - смогут ли они разрушить больше, чем стоят сами?
            1. 0
              10 октября 2025 14:12
              Цитата: multicaat
              стоит больше миллиона долларов

              Трамп недавно вещал о каких-то нежданно-негаданно найденных 30 ярдов, "которые можно было бы пустить на реанимацию линкоров". fellow wassat 30 млрд. - это эквивалент более 27 тысяч КР. Весь вопрос в производственных мощностях. Но и там все неоднозначно. Мы же помним какой флот у США был в 30-х и конце 40-х XX века (каких-то полтора десятилетия, а результат ошеломительный), как они строили Берки и Перри, Нимицы (за 4 года), почти по две сотни F35 в год и т.д. Кто знает, чем они еще смогут удивить.............
              Цитата: multicaat
              Проблема только в том, что уверенно их засечь могут относительно недалеко.

              В этом и вся соль.
              Цитата: multicaat
              Вопрос прост - смогут ли они разрушить больше, чем стоят сами?

              Они сами печатают деньги, которыми и на сегодняшний день пользуются в более 50% международных расчетах. Вы переживаете за бюджет мировой финансовой диктатуры доллара? Они авианосцев и крейсеров-эсминцев имеют больше, чем весь остальной мир вместе взятый. Но зачем? ВМФ СССР уже как 35 лет нет в морях-океанах.
              1. 0
                10 октября 2025 14:14
                Цитата: FIR FIR
                Трамп недавно вещал о каких-то нежданно-негаданно найденных 30 ярдов

                ярды уже попилены, не покушайся на святое.
                не удивлюсь, если Трамп прикупил акции одного из заводов кораблестроительной отрасли и просто вбросом пытается поднять их стоимость.
                1. +2
                  10 октября 2025 14:19
                  Цитата: multicaat
                  просто вбросом пытается поднять их стоимость.

                  Может и так.
                  А вообще к чему я: будь у России (как когда-то у СССР) в Средиземном море вменяемая КУГ, вышеописанный мною гипотетический сценарий удара по южным рубежам даже в теории был бы нереализуем. Да и на Турцию можно было бы давить гораздо успешнее, имея в козырях не только газовые нитки, но и мощные корабельные группировки в Черном и Средиземном морях.
                  1. 0
                    10 октября 2025 14:23
                    не уверен, что с ростом характеристик ракет вообще сейчас нужна КУГ в таких закрытых морях, как Черное, Аральское или финский залив. Тут скорее флот для разведки, патруля, УРО, ПВО и охраны побережья нужен.
                    Если где-то не доплыть, в распоряжении флота и МО около сотни самолетов - ракетоносцев дальней авиации.
                    КУГ мне видится, актуальна только на ДВ и в Мурманске ну или в какой-то заграничной базе вроде Кубы, Порт Артура, Камрани или Тартуса.
                    1. +1
                      10 октября 2025 14:34
                      Цитата: multicaat
                      не уверен, что с ростом характеристик ракет вообще сейчас нужна КУГ в таких закрытых морях, как Черное

                      Если есть планы использования моря экономически или политически, то военный флот безальтернативен. Ведь доброе слово или ультиматум подтвержденные обликом боевой эскадры, всегда были более убедительны, чем ''обозначение красных линий''.
                      Цитата: multicaat
                      Тут скорее флот для разведки, патруля, УРО, ПВО и охраны побережья нужен.

                      И в Черном, и в Средиземном морях России в любом случае нужны разносторонние военно-морские силы: фрегаты УРО, корветы ПЛО, неатомные ПЛ, корабли и катера береговой охраны, минные тральщики, БДК, корабли комплексной разведки и корабли снабжения, спасательные суда и буксиры.
                      1. 0
                        10 октября 2025 14:36
                        Цитата: FIR FIR
                        военный флот безальтернативен

                        да, но какой? Вопрос именно в полезности ударной группы.
                        А так-то да, флот по любому нужен для контроля честно награбленного.
                      2. +1
                        10 октября 2025 14:48
                        Цитата: multicaat
                        Вопрос именно в полезности ударной группы.

                        4-6 фрегатов УРО - это, помимо какого-никакого ПВО, еще и 64-96 ПКР Циркон с дальностью до 1000 км. Игнорировать такую угрозу невозможно. Уничтожить такую КУГ реально, но придется кратно увеличивать наряд сил, да и кто знает, чем все в итоге закончится, как пойдет.
                        Цитата: multicaat
                        флот по любому нужен для контроля честно награбленного.

                        Львиная доля экспорта-импорта, как и всегда, идет по морю.
                      3. 0
                        10 октября 2025 14:51
                        забабахать 10 фрегатов водоизмещением под 50к тонн
                        с салютными 460-мм пушками для парадов laughing
                      4. 0
                        10 октября 2025 14:52
                        Было бы очень весело, если бы не...
                      5. 0
                        2 ноября 2025 23:57
                        Ответ на все вопросы - оппоненты явно не поняли темы обсуждения Напоминаю: Конвенция Монтрё и статус Проливов. Не БДБ и Керчь. Читайте внимательно и не ставьте автора в вину и турок заодно. И БДБ шли через Проливы в Эгейское море, а не наоборот то-есть воевать с британцами.
                      6. 0
                        3 ноября 2025 00:27
                        К статье прилагается список авторитетных источников. Читайте, а не лейте отсебячину на голову читателей. Не нужно читать как "желтизну" так и политагитки времен ВОВ. В последних много избыточных и преувеличенных победных реляций, ведь
                        нужно было поднимать дух бойцов.
      2. 0
        10 октября 2025 18:15
        Цитата: FIR FIR
        Потому что АУГ просто встав в Мраморном море сможет с помощью сотен КРМБ и палубной авиации успешно накрыть

        Что, в таком случае, мешает действовать авиации и КР НАТы просто действовать с материковых аэродромов и просто с территории Турции?
        1. 0
          10 октября 2025 23:29
          Цитата: Адрей
          Что, в таком случае, мешает действовать авиации и КР НАТы просто действовать с материковых аэродромов и просто с территории Турции?

          Эффект внезапности. Незаметно передислоцировать сотни машин на аэродромы Турции невозможно.
      3. 0
        7 ноября 2025 20:29
        Читайте договор Монтрё - туда входит вся система Проливов, включая Мраморное море. Диву даюсь - как это мою статью можно так ложно интерпретировать
  9. -3
    10 октября 2025 11:26
    Хорошая статья. К сожалению, у нас очень распространены урв-пиарные вбросы, мол, шапками всех закидаем.

    А турция - как перекресток Европы и Азии - нейтральной более менее устраивала всех с 19 века. Почитать хотябы "Граф Монте-Кристо", как опаздывающая колониальному дележу Франция стремилась через нее проникнуть в Азию и Африку
  10. -2
    10 октября 2025 14:21
    А с чего это автора понесло оправдывать Турцию и её поведение во время Второй Мировой? Или турки не ведали,что такое "паромы Зибеля"? И прочие плавсредства Германии и Италии?
    1. 0
      10 октября 2025 23:36
      Grencer81 (Влaдислaв Яжиkов), уважаемый, так автор давно живёт за границей РФ и работает в западных судоходных компаниях и для него, очень похоже, моряки 3 Рейха - рыцари без страха и упрёка, а советские моряки, люди, но какие-то... не совсем, по сравнению с немцами...Вот он и трудится на своих хозяев, иногда идёт на откровенную ложь в работах своих, всё как всегда. Цитирую комментарий к работе автора "Гибель минзага «Ульм»" в разделе "История": "(Александр Митрофанов) 26 июля 2025 14:17
      По причине недальновидности или просто глупости правительства молодого советского государства, отказавшегося от всех договоров бывшего царского правительства, СССР не присоединился ни к Гаагской, ни к Женевской конвенциям, а также не участвовал в деятельности Международного Красного Креста. Отсюда и последствия в ВОВ."
      30 мая 1918 года, Совет Народных Комиссаров РФСР в своём обращении к Международному Красному Кресту и правительствам государств, принявших Женевскую конвенцию, признал Конвенцию и подтвердил обязательства по её соблюдению. Обращение подписали: Председатель СНК Вл. Ульянов (Ленин), Комиссар по иностранным делам Чичерин, Управляющий делами СНК Вл. Бонч-Бруевич, Секретарь совета Н. Горбунов. Обращение опубликовано в газете "Известия" 04 июня 1918 г.
      Именно Гаагскую Конвенцию в отношении военнопленных Советский Союз и выполнял в годы Великой Отечественной. Подтверждением этому может служить то, что 17 июля 1941 г. СССР обратился к Правительству Швеции с нотой, в которой Советский Союз выразил готовность соблюдать Гаагскую конвенцию на условиях взаимности со стороны Германии. Доказательством серьезных намерений Москвы является следующий документ:«Телеграмма из Москвы 8 августа 1941 г. господину Хуберу, президенту Комитета Международного Красного Креста, Женева. В ответ на Вашу (ноту) № 7162 НКИД СССР по указанию Советского правительства имеет честь сообщить, что Советское правительство своей нотой от 17 июля уже заявило правительству Швеции, представляющей интересы Германии в СССР: Советский Союз считает для себя обязательным соблюдать перечисленные в IV. Гаагской конвенции от 18 октября 1907 г. правила ведения войны касательно законов и обычаев сухопутной войны, при обязательном условии соблюдения указанных правил Германией и ее союзниками. Советское правительство согласно с обменом информацией о раненых и больных военнопленных, как это предусмотрено ст. 14 в приложении к названной конвенции и ст. 4 Женевской конвенции от 26 июля 1929 г. «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях». Вышинский, заместитель народного комиссара иностранных дел». Немецкое правительство 25.08.1941 г. эту ноту отклонило. В августе 1941 г. Советский Союз передал сведения о количестве пленённых гитлеровских военнослужащих, но ответной реакции не последовало.
      Советский Союз ещё дважды (25 ноября 1941 г. и 27 апреля 1942 г.) направлял ноты, в которых приводил конкретные примеры издевательства над советскими гражданами, но ответа так и не получил. При этом Советский Союз выполнял взятые на себя обязательства по гуманному отношению к пленным. Свидетельством этого являются многочисленные документы, от фотографий, до нормативных актов, принятых советским Правительством Советского Соза и Наркоматами СССР.
      Ещё документ:
      " Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных
      в действующих армиях от 27 июля 1929г.
      Декларация.

      Нижеподписавшийся, Народный комиссар по иностранным делам Союза советских социалистических республик настоящим объявляет, что Союз советских социалистических республик присоединяется к конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, заключенной в Женеве 27 июля 1929 г.
      В удостоверение чего, Народный комиссар по иностранным делам Союза советских социалистических республик, должным образом для этой цели уполномоченный, подписал настоящую декларацию о присоединении.
      Согласно постановлению Центрального исполнительного комитета Союза советских социалистических республик от 12 мая 1930 г. настоящее присоединение является окончательным и не нуждается в дальнейшей ратификации.
      Учинено в Москве 25 августа 1931 г.
      М. Литвинов."
      1. 0
        7 ноября 2025 20:37
        СССР Женевскую. Конвенцию не подписывал и не ратифицировал (в те времена). А утверждения о готовности ее исполнять не имели юридической силы.
    2. 0
      15 октября 2025 12:39
      Какое отношение Турция имела к "паромам Зибеля"?
      1. 0
        15 октября 2025 18:17
        А они не через турецкие проливы проходили туда-сюда? По воздуху летали?
        1. 0
          15 октября 2025 21:07
          Учите матчасть! "Зибели" разборные и их спокойно перевозили на авто- или железнодорожном транспорте. Зачем им Турецкие проливы? Да и строили их не в Средиземке и на Черное море никогда через Проливы не перегоняли
          1. 0
            16 октября 2025 01:52
            То есть? Через Проливы они ни разу ни туда, ни сюда? Ай,яй,яй!!!Такой взрослый дядя...
  11. 0
    10 октября 2025 18:12
    Слышал мнение, что если Турция соорудит канал параллельно Проливам, то на него конвенция распространяться не будет.
    1. 0
      15 октября 2025 20:57
      Турки выдвигают планы строительства канала параллельно Босфору для его разгрузки, а не всем Проливам. В любом случае на Дарданеллы Конвенция распространяется
  12. -1
    10 октября 2025 18:30
    Отличная статья автор! Не мой ли "бэтл" в коментах по данной теме с подвиг Вас ее написать laughing? Вы объективно и беспристрастно рассмотрели очень сложный и актуальный вопрос. Степень анализа хороша - охвачен как исторический промежуток, так и события предвосхищающие принятые решения, освещено современное положение вещей. Пишите еще! good
    Вопрос к админам - почему под статьей нет значка "рубля"? Я бы поддержал.
    1. +1
      15 октября 2025 21:01
      Спасибо! Остальные комментаторы мою статью читали через слово или ее не понимали и уезжали в дебри, далекие от данной темы
  13. 0
    11 октября 2025 22:23
    Цитата: ТермиНахТер
    Турки "встали на дыбы" и вынесли греков из Малой Азии.

    Большевики помогли оружием и деньгами, иначе все могло быть по-другому
  14. 0
    11 октября 2025 22:33
    Цитата: multicaat
    КУГ в таких закрытых морях, как Черное, Аральское

    В Аральском когда-нибудь вообще была КУГ?
  15. -1
    12 октября 2025 00:03
    Вывод - дырками в законах пользовались все. Поэтому требования к Турции по формальному признаку имели очень сомнительное обоснование. Фактически, конвенция запрещала проход средних и тяжелых кораблей, на которых монтаж/демонтаж вооружения или невозможен или крайне затруднен и выполняется исключительно в специально оборудованных доках. Мелкие и вспомогательные суда под ее действие не попадали вообще, никак
  16. 0
    12 октября 2025 01:42
    апелляция к конвенциям в период подготовки и ведения мировых войн - глупость несусветная, эти конвенции не стоят бумаги, пока не подкреплены военной силой и трупами противника, а значит любые меры по защите северного причерноморья не были излишними
    1. 0
      15 октября 2025 21:12
      Может и Уголовное право отменим? Тоже бумажка. И все законы, международные соглашения и т.д. И Конституцию?
      1. +1
        15 октября 2025 21:19
        конституцию давно отменили, международного права нет уже ОЧЕНЬ давно, а уголовное право давно заменено телефонным. Достаточно вспомнить обвинение Алексея Серенко, которого чуть не посадили за убийство ТОЛЬКО на основании владения оружием подходящего калибра. Спасла огласка
        1. -1
          3 ноября 2025 00:35
          И куда ваша прокуратура смотрит - явно экстремистские заявления. Вы агент СБУ или ГУР? Сажать пора? Так демократия! Или сами сдадитесь, а потом на свободу с чистой совестью?
          1. 0
            3 ноября 2025 00:42
            в чем экстремизм? Возможно, вы не доели вечерних таблеток? Надо следить за здоровьем в вашем возрасте
        2. +1
          3 ноября 2025 00:40
          Цитата: Pandemic
          международного права нет уже ОЧЕНЬ давно

          А было ли оно вообще когда то?
  17. 0
    12 октября 2025 03:43
    Пора Босфор и Дардянелы брать под контроль! Эрдогану веры нет предаст!
    1. 0
      15 октября 2025 12:41
      Херсон и Одессу взять не можем, а Вы на проливы замахнулись!