Представлен первый отечественный двигатель для транспортировки газа НК-36СТ-32

6 688 34
Представлен первый отечественный двигатель для транспортировки газа НК-36СТ-32

В России появился первый отечественный двигатель для транспортировки газа мощностью 32 МВт, установка разработана Объединенной двигателестроительной корпорацией.

Первый отечественный двигатель НК-36СТ-32 мощностью 32 МВт был разработан на базе серийных двигателей НК-36СТ-25 мощностью 25 МВт и в сентябре этого года прошел первый этап заводских испытаний. Как отмечают в корпорации, ранее у России собственных двигателей такой мощности для транспортировки газа не было, а это самые востребованные агрегаты в газовой отрасли.



Опытный образец нового двигателя НК-36СТ-32 в сентябре 2025 года успешно прошел первый этап комплексных заводских испытаний. На них двигатель вышел на номинальную мощность 32 МВт и подтвердил заявленные технические характеристики.

– заявил гендиректор ОДК Александр Грачев.

Как отмечают в корпорации, НК-36СТ-32 имеет самый высокий КПД среди российских газотурбинных двигателей для транспортировки газа, сниженный расход топлива на единицу мощности, высокий назначенный ресурс и соответствует всем экологическим стандартам. После прохождения всех необходимых испытаний он будет включен в состав газоперекачивающих агрегатов.

На данный момент конструкторы создают вариант двигателя для работы в южных регионах при высокой температуре, а также в условиях высокогорья.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    Вчера, 15:32
    НК-36СТ-32 имеет самый высокий КПД среди российских газотурбинных двигателей для транспортировки газа,
    Северный поток-3, Сила Сибири-4....
    1. +4
      Вчера, 15:59
      У нас страна большая, транспортировка газа на большие расстояния, это вполне внутренние дела... в. т. ч.
  2. 0
    Вчера, 15:58
    Очевидное... на ни на кого надеятся нельзя, только сами, все сами...
    Хотя, разные мелочи, из перечня того, что надо, но не критично, можно брать там, где это делают нормально и по доступной цене.
  3. +5
    Вчера, 16:10
    Но эти двигатели раньше поставляла Siemens? Благодаря западным санкциям вы скоро станете самодостаточными. По данным ИИ, их мощность составляла 40 МВт.
    1. +5
      Вчера, 16:27
      Рынок газовых турбин ( двигателей) в 2014 году в России оценивался в 1000 штук.Simens взгрустнулось . hi drinks good
    2. -9
      Вчера, 16:28
      Все как обычно. Догоняем загнивающий Запад. Удивительно, что со времен СССР были не в силах создать свой двигатель для транпортировки своего газа. И это при таких то размерах страны.
      1. +2
        Вчера, 16:44
        Сделан на основе газогенератора НК-32-02. Интересно НК-36СТ-32 имеет что то общее с Изделием РФ,так же создававшимся на основе газогенератора Изделия Р(НК-32-02)?

        НК-25 или изделие «Е» в производстве — это турбореактивный двухконтурный трёхкаскадный двигатель с форсажной камерой (ТРДДФ), выпускавшийся на Куйбышевском моторном заводе с 1977 по 1996 год. НК-32 (рабочее название изделие «Р») стал улучшенной модификацией первого.


        https://dzen.ru/a/ZbpjlleqUzdvfQIE

        .Известное российское двигателестроительное предприятие «ОДК-Кузнецов» (Самара) завершает проектирование новой версии промышленного газотурбинного двигателя НК-36СТ, получившей обозначение НК-36СТ-32. Двигатель создан на базе газогенератора авиадвигателя НК-32, используемого на стратегических бомбардировщиках Ту-160. Производство НК-32 сейчас осуществляется серийно. Заказчиком НК-36СТ-32 является «Газпром». Предыдущие версии двигателя используется в составе газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций компании, в процессе производства и эксплуатации двигатель дорабатывается, растут его характеристики. Так, в 2016 году НК-36СТ получил малоэмиссионную камеру сгорания, что позволило выбросы вредных веществ в окружающую среду, было начато ее серийное производство.


        https://tehnoomsk.ru/archives/10133

        По крайней мере мощность,а значит и тягу у него увеличили.

        .Завершена разработка российского индустриального двигателя НК-36СТ-32, опытный образец которого показан в начале октября 2025 года. Двигатель создан на базе газогенератора авиадвигателя НК-32, используемого на стратегических бомбардировщиках Ту-160. Производство НК-32 сейчас осуществляется серийно.


        НК-36СТ-32 представляет собой развитие конструкции серийно выпускаемого для газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций двигателя НК-36СТ мощностью 25 МВт (НК-36СТ-25). Мощность нового силового агрегата доведена до 32 МВт.


        https://tehnoomsk.ru/archives/21199
      2. 0
        Вчера, 18:53
        Покажите мне страну которая сама все делает?
        1. -1
          Вчера, 19:20
          Цитата: Nastia Makarova
          Покажите мне страну которая сама все делает?


          Как варианты Китай и США.Потому они и сверхдержавы.Из Европы больше всего всё делать сама пытается Франция.
          1. 0
            Вчера, 21:33
            Цитата: Sky Strike fighter
            Как варианты Китай и США

            Ну, скажем, США не могут обогащать уран, не строят ледоколы, не производят литографические машины и телевизоры.
            У Китая тоже есть пробелы в производстве.
          2. Скорее Япония, и по численности населения сравнима с Россией.
      3. 0
        Вчера, 23:22
        Цитата: barclay
        Удивительно, что со времен СССР были не в силах создать свой двигатель для транпортировки своего газа

        В СССР для этого поначалу использовались двигатели НК-12 отработавшие ресурс на самолетах (Ту-95 и Ан-22) и переделанные под газовое питание вместо керосина. Потом стали выпускать НК-16 сразу приспособленные под газ и предназначенные для газоперекачивающих станций.
    3. +6
      Вчера, 16:44
      Цитата: Antimondialiste
      Но эти двигатели раньше поставляла Siemens

      Газотурбинные двигатели мощнее 25 МВ, которые давно производят в России, производит только GE и Rolls-Royce в авиационном варианте, Siemens покупала списанные авиационные двигатели оборудовала для эксплуатации в наземном варианте и продавала.
      Даже не знаю есть ли наземные варианты для газопроводов мощностью более 32 Мв, Siemens их делала на заказ из списанных авиационных двигателей GE и Rolls-Royce.
  4. -2
    Вчера, 16:22
    Опытный образец нового двигателя НК-36СТ-32 в сентябре 2025 года успешно прошел первый этап комплексных заводских испытаний. На них двигатель вышел на номинальную мощность 32 МВт и подтвердил заявленные технические характеристики.

    Это каким-то образом поспособствует заполнению пустых труб в Ленинградской области или останется очередным достижением страны?
    Тут Мантуров объявил, про производительность труда:
    По словам первого вице-премьера России Дениса Мантурова, озвученным на совместном заседании комитетов Госдумы в рамках подготовки к правительственному часу, к 2030 году ожидается повышение производительности труда в промышленности на 25%...Мантуров отметил, что в гражданских секторах промышленности наблюдается стабильная многолетняя динамика роста на уровне 3–4% ежегодно.

    С такими двигателями с таким высоким КПД как-то и цены на газ...станут расти высокими темпами? belay
    1. +1
      Вчера, 16:33
      Что случилось с газом в Ленинградской области?
      1. 0
        Вчера, 16:41
        Готовая газовая труба — без газа: люди в Ленобласти на грани выживания
        https://finobzor.ru/138118-gotovaja-gazovaja-truba-bez-gaza-ljudi-v-lenoblasti-na-grani-vyzhivanija.html
        Ищите сами...
        По данным на конец 2024 года, уровень газификации России составил 74,7%.
        Согласно госпрограмме «Развитие энергетики», в 2025 году этот показатель достигнет 75%, в 2026 году — 75,8%, в 2027 году — 76,7%.
        1. +3
          Вчера, 17:22
          ROSS 42 понастроят дачи в карельский глуши ,вдали от населённых пунктов ,а потом требуют льготного газового подключения.А что такое рентабельность - не в курсе.
          1. -1
            Вчера, 19:57
            Цитата: tralflot1832
            ROSS 42 понастроят дачи в карельский глуши ,вдали от населённых пунктов ,а потом требуют льготного газового подключения. А что такое рентабельность - не в курсе.

            Андрей! hi
            Мне довелось жить в посёлке Селезнёво в Выборгской «глуши». Нас периодически снабжали газом через газгольдер. Не думаю, что это рентабельно, но дома были многоквартирные. А газгольдер выглядел примерно так:
            1. 0
              Вчера, 20:01
              В Мурманске ,только пятиэтажки были запитаны от таких газгольдеров.Причём вроде все пятиэтажки .
        2. +2
          Вчера, 17:32
          Это коттеджный посёлок который за свой счёт решил построить трубу но никак не добъётся подключения на грани выживания?
          Но Ленобласть по вашему без газа. Вся.
          1. -2
            Вчера, 19:30
            Цитата: malyvalv
            Но Ленобласть по вашему без газа. Вся.

            Щас как дам больно!

            Вы уже достали, читатели!
            Цитата: ROSS 42
            Это каким-то образом поспособствует заполнению пустых труб в Ленинградской области или останется очередным достижением страны?

            Ключевая мысль здесь - останется очередным достижением страны?
            1. 0
              Вчера, 20:58
              В логике вашего вопроса "поспособствует ли супермощный двигатель заполнению труб в Ленобласти" угадать что мысль оказывается про достижения страны очень тяжело.
    2. 0
      Вчера, 21:39
      Юрий, вы связали воедино два разных вопроса.
      Газоперекачивающий агрегат безусловно поможет наполнить газом трубы, неужели это вызывает сомнение?
      Жители Ленинградской области подключаются к газовым сетям. Для того чтоб в этом убедиться надо почитать планы газификации. За 23-25 годы сделано много, больше чем за предыдущие 10 лет.
      Не во всей Ленинградской области кончился газ, отнюдь.
      Жители коттеджного поселка, ссылку на который вы представили начали проводить прокладку собственного газопровода с нарушениями. Газоснабжающая организация отказалась принимать его в эксплуатацию.
  5. +1
    Вчера, 16:34
    Цитата: tralflot1832
    Simens взгрустнулось
    Они, кажется, тоже уходили из России? wink
  6. +3
    Вчера, 16:44
    Ну вот, что-то в срок.
    В "ОДК-Кузнецов" в 2024 году собираются выпустить первый образец двигателя НК-36СТ-32 увеличенной мощности для работы на компрессорных станциях.
    Обещают, что НК-36СТ-32 сможет работать, сохраняя мощность 25МВт при температуре до +40 градусов, а его коэффициент полезного действия будет на уровне 38%. Его испытания на компрессорной станции "Тольяттинская" намечены на 2025 год.

    Но с тех пор все стало намного интереснее: на заводе внедрили комплексную технологию аддитивного производства, и детали для двигателей начали буквально "выращивать" с помощью лазеров. Использование метода прямого и селективного лазерного выращивания позволило ускорить процесс выпуска деталей на 15% и увеличило коэффициент использования материала – более 70%, количество брака при этом не превышает 5%.
    НК-36СТ это двигатель мощностью 25 МВт, который используется на газоперекачивающих станциях по всей стране. Разрабатывался двигатель на основе конверсии авиационного газогенератора НК-32 и производится с 1996 года, но постоянно усовершенствуется и модернизируется. В 2024 году нам обещают очередную, обновленную версию агрегата с КПД на уровне 38%.
    1. +1
      Вчера, 17:29
      НК-36СТ это двигатель на основе конверсии авиационного газогенератора НК-32, производится с 1996 года, но постоянно усовершенствуется и модернизируется.

      Изделие «Р», или двухконтурный трёхвальный турбореактивный двигатель НК-32 был разработан в Советском Союзе на Куйбышевском моторном заводе. Занимался созданием уникальной силовой установки Николай Дмитриевич Кузнецов. На свет НК-32 появился в 1977 году, а в эксплуатацию пошел с 1983 года. После распада Советского Союза НК-32 пытались раздобыть американцы, а 2000-е заинтересованность к установке проявили и специалисты из Китая. Китай активно разрабатывает стратегический бомбардировщик Н-20.

      Считается, что H-20 разрабатывался с начала 2000-х годов. По данным China Daily, китайская армия хотела иметь бомбардировщик большой дальности (до 8 тыс. км), не требующий дозаправки в воздухе, и способный нести до 10 тонн оружия.
      При разработке самолёта были приняты меры для снижения радиолокационной заметности (стелс-технология).
      КНР, таким образом, пропустит этап разработки и владения аналогов B-1B и Ту-160.

      Некоторые эксперты предполагают, что H-20 может использовать российский двигатель НК-321 (вариант НК-32 — двухконтурного трехвального турбовентиляторного двигателя с форсажной камерой); также, два независимых военных источника заявили, что бомбардировщики будут оснащены модернизированным вариантом двигателя WS-10 (стоит на Chengdu J-10).
    2. +1
      Вчера, 17:43
      Я правильно понимаю что движ НК-36СТ-32 с мощностью нового силового агрегата доведённой до 32 МВт создан на основе двигла Изделия РФ?Тогда как серийный силовой агрегат мощностью 25 МВт НК-36СТ-25 был создан на основе серийного Изделия Р ,он же НК-32-02. Мощность НК-36СТ-32 была увеличена до 32 МВт,то есть практически на треть от первоначальной мощности НК-36СТ-25 равной 25 МВт.

      НК-36СТ-25 мощностью 25 МВт был создан на основе Изделия Р.
      Рабочие характеристики Изделия Р(НК-32)
      Тяга. 14000 кгс
      Тяга на форсаже. 25000 кгс
      Компрессор. масса 365 кг, трёхступенчатый вентилятор, 5 ступеней среднего, 7 — высокого давления
      Турбина одна ступень высокого давления, одна среднего давления и две низкого давления
      Температура турбины. 1302[3] °C
      Камера сгорания многофорсуночная кольцевая
      Степень повышения давления. 26,8
      Управление электронное, с гидромеханическим дублированием
      Удельный расход топлива. 0,72[4] кг/(кгс·ч)
      Степень двухконтурности. 1,4
      Удельная тяга. 6,85 [5] кгс/кг

      Получается что взлётная тяга Изделия Р равна 25 тонн(у Д-18Т взлетная тяга равна 23,4 тонны для сравнения).На его основе создан НК-36СТ-25 с мощностью равной 25 МВт.

      Тогда взлётная тяга Изделия РФ получается что будет равна 32 тоннам тяги ,если тяга увеличена на треть от первоначальной тяги Изделия Р.То есть выдает тягу почти что как у ПД-35.И получается что на его основе был создан НК-36СТ-32 ,где мощность была увеличена до 32 МВт,то есть на треть мощности от НК-36СТ-25 с мощностью равной 25 МВт и созданного на основе Изделия Р(взлётная тяга на форсаже 25 тонн).
      К чему это всё я ? Неужели Изделие РФ готово,что и позволило создать на его основе НК-36СТ-32 мощностью до 32 МВт?

      .Любопытно, что перспективы НК-32-02 не ограничиваются только проектами семейства Ту-160. Ранее неоднократно сообщалось, что на основе этого двигателя будет создано новое изделие для использования на перспективном бомбардировщике ПАК ДА. Также предлагалось выполнить на основе НК-32 двигатель для транспортных Ан-124.


      https://topwar.ru/176811-dvigateli-nk-32-02-i-buduschee-dalnej-aviacii.html
      1. 0
        Вчера, 17:52
        Цитата: Sky Strike fighter
        Получается что взлётная тяга
        Только если допустить прямую зависимость, относительно продолжительной тяги
        1. +1
          Вчера, 17:55
          Ну так тяга двигла заявляется по тяге на взлетном (форсированном) режиме.

          ТТХ Д-18Т.

          Взлётный режим (Н=0, Mn=0, МСА):

          Тяга, кгс (кН) 23430 (229,85)
          Удельный расход топлива, кг/кгс·ч (кг/H·ч) 0,34 (0,0347)

          Крейсерский режим (Н=11000 м, Mn=0,75, МСА):

          Тяга, кгс (кН) 4860 (47,68)
          Удельный расход топлива, кг/кгс·ч (кг/H·ч) 0,546 (0,0557)
          Расход топлива с тягой 5400-4800 кгс Се (Н 36100 М-0.75 МСА+10) 0.568-0.625 г/кг*ч

          Получается что у Изделия Р (НК-32)
          Тяга на взлетном режиме равна 25000 кгс
          А у Д-18Т
          Тяга на взлетном режиме равна 23430 кгс

          А у Изделия РФ
          Тяга на взлетном режиме равна 32 000 кгс.

          Если учесть что НК-36СТ-32 создан на основе Изделия РФ,а НК-36СТ-25 создан на основе Изделия Р.
          1. 0
            Вчера, 18:06
            Вероятно, больше подробностей могли бы дать в пресс-службе
            1. +1
              Вчера, 19:52
              Вероятно, больше подробностей могли бы дать в пресс-службе

              Какие Вам подробности? О сверхсекретном изделии РФ? Когда оно взлетит на объекте применения, узнаете hi Про Су-75 то же вообще ничего неизвестно было и вдруг просочилась фото со взлётного поля, где на взлётке стоят сразу 2 штуки Су-75!!! Не удивлюсь, если они во всю уже летают. Изделие РФ сольют куда быстрее, аэродром для них в самом центре мегаполиса.
  7. BAI
    -6
    Вчера, 16:52
    Вот будет цирк, когда он не пройдёт сертификацию в ИНТЕРГАЗСЕРТ и не будет принят Газпромом
  8. 0
    Вчера, 19:20
    На Самарском "Кузнецове" делают двигатели для газоперекачки. Оттуда разработка?
  9. 0
    Вчера, 20:06
    Газ был всегда. Деньги были всегда. Партнеры были всегда.
    И вдруг выяснилось, что своим был газ.
    А деньги за газ оказывались чужими?
    Это как посадить картошку своими руками, поливать, окучивать, подкармливать, выкапывать, сушить, сортировать, на рынок отвозить, продавать, доходу радоваться, новый год планировать... И вдруг узнать, что поле не твое, но тебе можно себе оставить столько, сколько разрешат.