Очередная галерея. На этот раз детских рыцарских доспехов

2 901 36
Очередная галерея. На этот раз детских рыцарских доспехов
Доспехи в Венском художественно-историческом музее, в залах Придворной охотничьей и оружейной палаты стоят совершенно открыто, на расстоянии вытянутой руки, что позволяет рассматривать их со всех сторон


Лишь тот мне мил среди князей,
Кто в битву ринуться готов,
Чтоб пылкой доблестью своей
Бодрить сердца своих бойцов,
Доспехами бряцая.
Я ничего за тех не дам,
Чей меч в бездействии упрям,
Кто, в схватку попадая,
Так ран боится, что и сам
Не бьет по вражеским бойцам.

Бертран де Борн (1140–1215). Перевод В. Дынника
«Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов». Москва, Художественная литература, 1974




Артефакты истории. Что-то у нас давно на сайте не было ничего… рыцарского. Конечно, о рыцарях, их вооружении, доспехах и битвах написано было всего много. Даже, можно сказать, предостаточно. Даже о рыцарских романах и то было несколько статей подряд, и оказалось, что «читающее Средневековье» – это вовсе не миф и не фантазия. А еще надо вспомнить, что тех же рыцарских доспехов было в Средние века изготовлено очень много. И все они – те, что дошли до нашего времени, представляют большой интерес для историков. А также для тех, кто историей просто интересуется – ведь доказано, что самая интересная информация как раз и самая бесполезная для большинства людей. Иначе мы только бы и читали о том, как сажать растения на даче, готовить вкусно и питательно, то есть о чем-то, что полезно на практике, и не более. Того… но нет, нас тянет читать про «интересное», пусть даже оно нам и не очень-то в жизни и нужно. Ну а раз так, то как раз сегодня давайте побываем еще в одной галерее артефактов истории, но на этот раз представлены в ней будут не револьверы и пистолеты, а детские рыцарские доспехи!

На нашем сайте два года тому назад статья о них уже была. Но тогда в основе ее лежала книга, изданная в Англии, получить текст которой мне помог один из наших постоянных читателей «оттуда». Сегодня у нас совсем другой источник информации – Венский художественно-исторический музей, Придворная охотничья и оружейная палаты.

Побывать там мне лично удалось еще в 2020 году непосредственно перед эпидемией ковида, и увиденное произвело на меня очень сильное впечатление. Нигде, ни в Оружейной палате Кремля, ни в Дрезденской оружейной палате, ни в Музее Армии в парижском Дворце Инвалидов, я не видел такого количества старинных доспехов и оружия, причем выставленных для всеобщего обозрения самым современным образом. Лишь самый минимум экспонатов, прежде всего холодное и огнестрельное оружие, находится за стеклом. А куда большая часть, включая феноменальное количество рыцарских доспехов, были выставлены совершенно свободно, и никакое стекло их не загораживало и фотосъемке не мешало. Под каждым экспонатом были очень подробные подписи на немецком и английском языках, а у наиболее интересных – «точки» подключения к аудиогиду.

Из-за ограничений во времени сфотографировать тогда удалось далеко не все, а какие-то экспонаты и вовсе пришлось пропустить. Но вот прошло время, и теперь о коллекциях средневекового оружия и доспехов из этого музея наш рассказ будет продолжен. И первое, о чем будет рассказано – как раз об имеющихся в экспозиции этого музея детских рыцарских доспехах.

Вспомним одну простую и нехитрую истину: никто, никогда и нигде всерьез в эпоху Средневековья не ожидал, что дети в 7-10 лет будут в них сражаться! То есть все доспехи, которые мы сегодня можем увидеть в музеях – парадные, а выполняли они функцию представительской одежды и не более того. Понятно, что их ношение и мышцы у детей феодалов укрепляло и было хорошей военной подготовкой.

Будущий рыцарь с детства сживался со своей металлической одеждой и потом носил ее, ни веса, ни неудобств не замечая. Но вот показать другим феодалам, то есть коллегам по цеху, что ты можешь себе такое расточительство позволить, было очень и очень важно. Показать, что ты можешь заказать доспехи даже для быстрорастущего ребенка.

А дети ведь и в самом деле растут быстро, а доспехи… быстро сделать было очень трудно. Во-первых, заказчик мог жить далеко от исполнителя. И как быть? Послать мерку? Но как измерять сына короля или эрцгерцога? Так, как измеряли Портоса в романе Дюма «Виконт Д’Бражелон»? Находили подходящих по комплекции и росту мальчиков и измеряли их. Или оружейнику отправляли куклу, набитую отрубями или опилками. Готовые вчерне доспехи везли на примерку. А ребенок-то растет! Поэтому надо было работать очень быстро, все прочие заказы отодвинуть… А это в свою очередь удорожало изготовление доспеха.

Но вот доспех был готов, его привезли, мальчику-счастливцу подарили, он в них походил и… год спустя из них вырос! И что делать? Заказывать новые, чтобы все знакомые знали – «я так могу»! А иначе ведь засмеют. Скажут: «Только на один доспех для семилетнего мальчишки и хватило! Обеднел, видно…» Прямой урон фамильной рыцарской чести.

Причем особенно наглядно именно социальная функция рыцарских доспехов для детей проявилась не столько в Средние века, сколько в Новое время. То есть в XVI-XVII вв. Доспехи в это время покрылись неким флером древности, благородства и стали не только символом уходящей эпохи, но и знаковым выражением аристократического образа жизни, превратились в зримо выраженный статус. Известны примеры, как при королевских дворах приближенные королей и королев носили доспехи из серебра. Вообще ни от чего не защищающие, но зато красивые. А происходило это все потому, что социальным идеалом мужчины, пусть самого молодого, был идеал… воина. Поэтому надевая на своих малолетних сыновей доспехи, взрослые подчёркивали их социальный статус, поскольку доспехи представляли собой дресс-код феодальной тогдашней знати. Причём астрономическая стоимость церемониальных доспехов придворного общества еще и подчеркивала право феодала быть экстравагантным, быть не как все, ведь уже через год мальчик должен был из сделанного для него комплекта доспехов вырасти!

Так что в нашей галерее вы увидите доспехи, принадлежавшие детям самых экстравагантных и богатых родителей своего времени, не жалевших ни денег, ни сил для утверждения своего социального статуса, невероятных гордецов и себялюбцев, так что в гербе каждого из них вполне бы мог быть уместен девиз английских королей: «Мой Бог и мое право».


Первым в нашей галерее будет доспех короля Филиппа I (1478–1506), сына Максимилиана I Габсбургского. Его в 1488-1489 гг. изготовил оружейник Ганс Бруннер, работавший в Инсбруке в 1482-1499 гг. Высота доспеха: 115 см. Нет в них ни особой вычурности, ни обилия украшений. Весьма функциональные рыцарские доспехи и не более! Венский художественно-исторический музей, Придворная охотничья и оружейная палаты


Его портрет ребенком. Автор портрета художник, известный как «Мастер «Легенды о Магдалине»» (прибл. между 1480 и 1537 годами). Замок Хьюисберг


Доспех будущего императора Карла V (1500–1558), сына Филиппа Габсбургского. Материал и техника: железо, ковка, чеканка, воронение, металл не шлифованный и не полированный. Кожа (частично современная). Пряжки и головки заклёпок: железо. Оружейник-изготовитель: Ганс Рабайлер, прозванный Пэром (род. 1501 – ум. 1519, работал в Инсбруке). Изготовлены были в 1511-1512 гг., но так и остались незаконченными. Видимо, Карл из них просто вырос. Хотя высота у них и довольно приличная: 152 см. Общий вес: 12,15 кг. Доспех был заказан императором Максимилианом I, сыном Фридриха III Габсбурга (1459–1519). Венский музей истории искусств, Придворная охота и оружейная палата


Детали доспеха крупным планом…


«Император Карл V в детстве» (1500–1510). Автор неизвестен. Британская королевская коллекция


Прекрасные и исключительно сложные детские доспехи, изготовленные в Милане, около 1559 г. Общий вес: 5,35 кг. Венский музей истории искусств, Придворная охота и оружейная палата


Еще один доспех для императора Карла V (1500–1558), сын Филиппа Габсбургского. Дата изготовления: 1512-1513 гг. Материалы/техника: железо, ковка, чеканка, частично травление, ажурная резьба, частично огневое золочение, частичное золочение сусальным золотом. Головки заклепок – латунь. Текстиль и кожа – современные. Оружейник-изготовитель – знаменитый мастер Конрад Зойзенхофер (род. 1504 – ум. 1517, работал в Инсбруке). Высота 153 см. Венский музей истории искусств, Придворная охотничья и гербовая палата

Этот доспех император Максимилиан I заказал в 1512 году для своего двенадцатилетнего внука Карла, будущего императора Карла V. Конрад Зойзенхофер, придворный оружейник императора из Инсбрука, начал работу над этим доспехом в середине марта 1512 года и завершил её год спустя, весной-летом 1513 года.

Причиной этого заказа, возможно, были планы свадьбы Карла с Марией Тюдор, сестрой Генриха VIII Английского. Летом 1513 года Генрих с помощью Максимилиана выступил в поход против Франции. В ходе пышных торжеств по поводу победы в Турне и Лилле в октябре 1513 года были подписаны договоры о союзе. Свадьба должна была состояться весной 1514 года в Кале. Но интриги и меняющиеся политические интересы в конечном итоге помешали союзу. Доспехи тонко играют на контрасте материалов: стали и текстиля. Они состоят из полевых доспехов с модными буфами и разрезами на руках и ногах. Имеется плиссированная юбка, украшенная позолоченной серебряной фурнитурой с эмблемами «Ордена Золотого Руна».


Рукавица без пальцев и плиссированная юбка с прорезным узором


Наколенник


Узор на плиссированной «юбке» с изображением знака «Ордена Золотого Руна»


Доспех эрцгерцога Сигизмунда Франца Австрийского (1630–1665), сына эрцгерцога Леопольда V Габсбургского. Приписывается Гансу Фрику (в 1616-1630 гг. работал в Инсбруке). Венский музей истории искусств, Придворная охота и оружейная палата


Доспех эрцгерцога Фердинанда Карла Австрийского (1628–1662), сына эрцгерцога Леопольда V Габсбургского. Приписывается Гансу Фрику. Изготовлен около 1635-1638 гг. Венский художественно-исторический музей, Придворная охотничья и оружейная палаты


Доспех рейтара, принадлежавший эрцгерцогу Фердинанду Карлу (1628–1662), сыну эрцгерцога Леопольда V Габсбургского, изготовлен в 1641 г. Приписывается Кристофу Кремеру (свидетельство 1639 г., придворный оружейник с 1662 г., работал в Инсбруке). Материалы/техника: железо, ковка, чеканка, воронение, частичная гравировка. Декор: синее травление. Заклёпки, забрало: железо, частично гравированное, частично позолоченное. Пряжки: воронёное железо, частично золоченые (совр.). Кожа (частично современная). Ткань: красный бархат. Отделка: серебряная нить. Высота: 127 см. Общий вес без подставки: 7,70 кг. Венский музей истории искусств, Придворная охота и оружейная палата


Доспех Андре Австрийского (1558–1600), сына эрцгерцога Фердинанда II, принца Тирольского и Филиппины Вельзер. Приписывается Мельхиору Пфайфферу (установлены годы работы: 1559-1571 гг., работал в Праге и Инсбруке). Время изготовления: ок. 1568-1570 гг. Материалы/техника: железо, ковка, чеканка. Головки заклепок, розетки, пряжки – латунь, частично огневое золочение. Кожа. Высота 127,5 см. Общий вес (без основания): 8,1 кг. Венский музей истории искусств, Императорская охотничья и оружейная палата


Детский полудоспех, ок. 1575 г. Принадлежал Паоло Франческо Карнезекки (1508–1567), сыну Пьетро Карнезекки. Доспех изготовлен в Милане около 1575 года и перешёл в руки к Фердинанду Карлу примерно полвека спустя. Материалы/техника: железо, ковка, чеканка, воронение, частично огневое золочение. Пряжки и наконечники ремней: латунь, огневое золочение. Головки заклёпок: железо, частично огневое золочение латуни. Розетки: частично медь, частично огневое золочение латуни. Текстиль: бархат (остатки), шёлк, серебряная тесьма, золотая тесьма. Кожа (частично современная). Высота: 142 см. Общий вес без подставки: 5,30 кг. Венский музей истории искусств, Придворная охота и оружейная палата


Кираса к доспеху короля Филиппа I (1478–1506), сына Максимилиана I Габсбурга, сделана ок. 1490 г. Оружейник Йорг Трейц (ум. 1466–1499, работал в Инсбруке). Материалы/техника: железо, ковка, чеканка. Заклёпки, пряжки, розетки – латунь, частично позолоченная. Кожа. Вес нагрудника: 0,90 кг. Вес спинки: 0,60 кг
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    31 октября 2025 05:33
    Красиво!
    Спасибо Вячеслав Олегович за статью и иллюстрации.
    1. +4
      31 октября 2025 08:26
      Красиво!
      Дорого-богато! Правильно Вячеслав Ооегович сказал: инвестирование капитала. Только вот спустя пару-тройку веков весь этот великолепный хлам разжиревшие буржуа скупили у обедневшей аристократии мало что не по цене металла, иногда вместе с титулами. А настоящего боевого железа до нас дошло крайне мало, ибо юзвлось оно до ржавой трухи, а то и вовсе перплавлялось. Вон, от Карла Смелого только ванна и осталась.
      Привет, Влад!
      1. +1
        31 октября 2025 15:25
        Кстати, тему доспехов, даже детских, уже затерли до дыр, а вот о средневековом детстве, воспитании и образовании детей в те славные времена никто не сподобился написать. Только про хорнбуки можно цикл статей написать.
        Собственно, из оставшихся авторов по силам такое только Шпаковскому, но тут переписать готовую статью не получится, надо будет поднапрячься.
        1. 0
          31 октября 2025 15:33
          Уже давно написано - Принц и нищий. Лучше написать трудно.
          1. +2
            31 октября 2025 15:38
            Лучше написать трудно.

            Главный враг знания - не невежество, а иллюзия знания.
          2. +1
            31 октября 2025 15:44
            С тем же успехом историю европейского Средневековья можно изучать по другой книге того же автора.
            1. +2
              31 октября 2025 16:14
              историю европейского Средневековья можно изучать по другой книге того же автора

              Я бі сказал - по двум. "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" и "Средневековый роман". Осиливший весь этот "триптих" автоматически получает статус "медиевиста сайта ВО".
              1. +4
                31 октября 2025 19:21
                Тут главное - медиевистов не перепутать.
            2. 0
              31 октября 2025 16:56
              Так вопрос был про детей Средневековья. Про само Средневековье исторической литературы море необъятное. Что касается автора, то «Принц и нищий» великолепная детская книга, в которой отлично описан поставленный вопрос, просто оставшаяся в тени произведений о Томе Сойере, а вот «Янки» скорее памфлет предназначенный совсем не для детей.
              1. +2
                31 октября 2025 18:51
                "«Принц и ни́щий» (англ. The Prince and the Pauper) — исторический роман Марка "вена. Написан в коннектикутском доме автора и впервые опубликован в 1881 году в Канаде. В романе с иронией описаны недостатки и нелепости несовершенной английской государственной и судебной системы XVI века"
                Где здесь про Средневековье и, тем более, про воспитание детей в эту эпоху?
                1. -1
                  31 октября 2025 19:24
                  «Где здесь про Средневековье и, тем более, про воспитание детей в эту эпоху?» - в цитате из интернета, этого действительно нет. А Вы роман читали?
                  1. +1
                    31 октября 2025 19:40
                    А Вы роман читали?
                    Читал.
                    1. 0
                      31 октября 2025 19:50
                      Тогда Вы должны помнить его сюжет, где рассказывается достаточно подробно о жизни двух подростков в течении примерно двух недель в Англии в середине XVI в., т. е. примерно в то время, когда были изготовлены детские доспехи рассмотренные в обсуждаемой статье. Ни коим образом не считая этот роман Твена историческим исследованием, однако могу предположить, что жизнь английских подростков там описана довольно верно.
                      1. 0
                        31 октября 2025 20:54
                        однако могу предположить, что жизнь английских подростков там описана довольно верно.
                        Я извиняюсь спросить, Сергей, Вы научно-популярнные работы таких авторов, как Ян Мортимер, Симона Ру, Мари д' Болье читали?
                      2. 0
                        31 октября 2025 21:30
                        Нет, мне эти авторы не знакомы.
                      3. 0
                        1 ноября 2025 09:07
                        Рекомендую. Современное видение жизни и быта Средневековья несколько отличается от такового Марком Твеном.
  2. +3
    31 октября 2025 05:53
    Уважаемый Вячеслав Олегович, что-то с датами в подписях к фото не совсем так:
    1. Оружейник-изготовитель – знаменитый мастер Конрад Зойзенхофер (род. 1504 – ум. 1517
    2. Принадлежал Паоло Франческо Карнезекки (1508–1567), сыну Пьетро Карнезекки. Доспех изготовлен в Милане около 1575 года
    3. Оружейник-изготовитель: Ганс Рабайлер, прозванный Пэром (род. 1501 – ум. 1519, работал в Инсбруке). Изготовлены были в 1511-1512 гг
    1. +3
      31 октября 2025 06:18
      Цитата: Сергей Валов
      Уважаемый Вячеслав Олегович, что-то с датами в подписях к фото не совсем так:
      1. Оружейник-изготовитель – знаменитый мастер Конрад Зойзенхофер (род. 1504 – ум. 1517
      2. Принадлежал Паоло Франческо Карнезекки (1508–1567), сыну Пьетро Карнезекки. Доспех изготовлен в Милане около 1575 года
      3. Оружейник-изготовитель: Ганс Рабайлер, прозванный Пэром (род. 1501 – ум. 1519, работал в Инсбруке). Изготовлены были в 1511-1512 гг

      Я списывал дословно из табличек и менял только иностранные слова на русские. Поэтому не обратил внимания на цифры.
      1. +3
        31 октября 2025 06:26
        10 лет работы редактором привели к профессиональной деформации - глаз сам ищет ошибки.
        1. +1
          31 октября 2025 19:08
          Тоже заметил мастеров детского возраста. Но отнёс к опечаткам.
          1. 0
            3 ноября 2025 22:56
            Там не только детский возраст
            1. Оружейник-изготовитель – знаменитый мастер Конрад Зойзенхофер (род. 1504 – ум. 1517
            2. Принадлежал Паоло Франческо Карнезекки (1508–1567), сыну Пьетро Карнезекки. Доспех изготовлен в Милане около 1575 года

            Доспех изготовлен мастером уже после его смерти для ребенка, который на момент изготовления доспеха тоже давно умер.
    2. +3
      31 октября 2025 07:42
      Ганс Рабайлер, прозванный Пэром (род. 1501 – ум. 1519, работал в Инсбруке).

      Видел другой вариант перевода таблички где 1501 - это год первого упоминания "бренда", имени мастера то есть. https://vk.com/wall-179426715_2287
    3. 0
      3 ноября 2025 23:07
      Есть старый советский анекдот о том, как мужик попал в Грузию на кладбище, смотрит на надгробия, там на одном- "Родился 1905- умер 1980, прожил 15 лет". На другом- "Родился 1920- умер 1985, прожил 20 лет" и так далее на всех надгробиях. Он спрашивает "Как же так, почему написано, что так мало прожили?". Ему отвечают- у нас считается, что ты живешь- это если у тебя денег много, вино рекой, красивые женщины тебя окружают, жизнь вокруг искрится. Мужик подумал и говорит- когда я умру, напишете на надгробии "Умер не родившись"...
  3. +5
    31 октября 2025 05:53
    ведь уже через год мальчик должен был из сделанного для него комплекта доспехов вырасти!
    В связи с тем, что мальчик, как правило, был не один, то младшие сыновья донашивали доспехи за старшими. А если младшие дети были девочками, тоже ничего, доспех, как приданное, для будущих внуков сгодится. В рыцарском хозяйстве и бычий хвост - веревка. Иначе и по миру пойти недолго.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +2
      31 октября 2025 06:19
      Цитата: 3x3zsave
      о младшие сыновья донашивали доспехи за старшими.

      Да, так оно все и было. Доспехи - капитал!
      1. +3
        31 октября 2025 06:38
        Ну вот! А я пошутить хотел... crying
        1. +2
          31 октября 2025 09:48
          Цитата: 3x3zsave
          Ну вот! А я пошутить хотел... crying

          Броня - всегда была капиталом, иногда единственным для младших сыновей. Если от майората перепадал боевой конь, то появлялся шанс сделать служебную карьеру, а не идти клирики.
          Привет Антон, салют честной компании!
          1. +2
            31 октября 2025 10:48
            Если от майората перепадал боевой конь, то появлялся шанс сделать служебную карьеру, а не идти клирики.
            И то и другое вовсе не обязательно. Ги д' Ногарэ стал рыцарем когда ему уже за сорок перевалило. Во втором случае можно было удачно жениться, как например Уильям Маршалл Пембрук I.
            1. +3
              31 октября 2025 11:25
              Во втором случае можно было удачно жениться,

              С конем и доспехов шансов удачно жениться куда больше, чем без первого и второго.
              1. +3
                31 октября 2025 11:42
                Ну, у Джефри Чосера как-то получилось женится без этихпричандалов на наследнице сразу и Капетингов и Платангенетов.
  4. +4
    31 октября 2025 13:14
    Доспехи молодого человека, описанные в статье, великолепны. Затем я провёл небольшое исследование и нашёл малоизвестный музей, в котором хранится обширная коллекция средневекового оружия и доспехов. Он называется Музей оружия Луиджи Марцоли и расположен в замке в Брешии. Говорят, что это одна из самых богатых коллекций в Европе, судя по количеству экспонатов.
  5. +1
    31 октября 2025 21:24
    Добрый вечер , Вячеслав Олегович,друзья
    Похоже, понты дороже всего:"доспехи из серебра Вообще не от чего не защищающие,но зато красивые" .
    Разве, сложно, представить такую ситуацию ':2 придворных императора Максимилиана, повздорили и один другого кинжалом . Даже,за столом, подробное могло быть.
    Если, не ошибаюсь,столовый нож, появился,не раннее 1626 в Париже
  6. +1
    31 октября 2025 22:34
    Друзья,вы ,обратили внимание,что доспехи Инсбрука!?
    Вероятно, там были знатные оружейники. Ютубе смотрела фильм:"Кортик:" и там были знаменитый клейма: оружейники Пвссау[media=http://]
    1. 0
      31 октября 2025 22:46
      Там были:Лилия, французские оружейники и скорпион, эмблема восточных оружейников,но Инсбрука там нет?
      Выходит,в Инсбруке,не такие "крутые " были или позднее появились?
  7. 0
    1 ноября 2025 21:04
    Может это занудство. НО ЧТО ТО НЕ ТАК
    знаменитый мастер Конрад Зойзенхофер (род. 1504 – ум. 1517)????
  8. 0
    7 декабря 2025 16:34
    Что то у вас все мастера почили в раннем возрасте.А вообще,возможно,что человек в 19 лет стал уже мастером?
    Конрад Зойзенхофер (род. 1504 – ум. 1517)
    Ганс Рабайлер, прозванный Пэром (род. 1501 – ум. 1519, работал в Инсбруке)