Первый опытный образец модернизированного Як-130М вывели на испытания

19 042 112
Первый опытный образец модернизированного Як-130М вывели на испытания

Первый опытный образец модернизированного самолета Як-130М собран на Иркутском авиационном заводе и уже отправился на прохождение испытаний. Об этом сообщает пресс-служба ОАК.

Первый Як-130М отправился на прохождение наземных испытаний, в ходе которых будут протестированы новые и модернизированные системы самолета. После завершения тестов самолет приступит к летным испытаниям. В ближайшее время к тестам присоединятся еще два борта, сборка которых ведется на авиазаводе.



Как пояснили в Ростехе, модернизированный Як-130М будет по-настоящему боевым самолетом с современным вооружением, при этом у него сохранится функция подготовки летчиков. Цель модернизации — расширить боевые возможности самолета. Как сообщается, новый Як-130М получил бортовую радиолокационную станцию БРЛС-130Р, оптико-лазерную теплотелевизионную систему СОЛТ-130К, бортовой комплекс обороны «Президент-С130» и комплекс средств связи КСС-130.

Модернизация позволит вооружить Як-130М ракетами класса «воздух-воздух» и высокоточными авиационными средствами поражения класса «воздух-поверхность» со спутниковыми и лазерными системами наведения. Новый самолет не только сохранит все возможности по подготовке боевых летчиков, но и обретет качества боевого самолета.

- сообщили в Ростехе.

По срокам окончания испытаний пока сведений нет.

112 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    10 октября 2025 09:16
    Над своей территорией безпилотники ловить сгодится.
    1. +9
      10 октября 2025 09:27
      Слишком дорого для беспилотников и нужна развитая аэродромная структура для базирования и обслуживания этого самолёта. Для борьбы с БПЛА нужны поршневые самолёты с длительным временем барражирования, оборудованные АФАР селекции малезаметных целей на фоне поверхности земли, системами наведения с земли,большим количеством боезапаса неприхотливые в обслуживании и способные применяться с не оборудованных грунтовых площадок. Як-130М это самолёт, который был актуальным лет 15 назад- типа "универсал для бедных" которые не могут иметь в своем авиапарк самолёты разного назначения.. . Сейчас это -"ни богу свечка, ни черту-кочерга"...
      1. +3
        10 октября 2025 09:32
        нет их поршневых то совсем... остатки советские остались. если учебный винтомоторный Су-49 доведут - там из него наверно что-то можно будет слепить.... а так, без вариантов. выбирать то не из чего особо. Як-52 - мало их, налёт большой и не производится....

        а 130й можно наверно всяким типа Мньяме или ещё кому попробовать впихивать. в Африку тоже может сгодится...
        1. +5
          10 октября 2025 13:05
          И для своих нужд тоже . И особенно против беспилотников , особенно если комплекс лазерного наведения\целеуказания у него будет штатным и позволит применять лёгкие РВВ МД на базе РС калибра 80 мм.с лазерной головкой самонаведения .
          И не надо искать для БПЛА винтовой самолёт для перехватов , ибо если чуть похже такие БПЛА просто прибавят в скорости он за ними не угонится , или не сможет перехватывать сразу несколько целей за вылет . Скорость - это реакция на угрозу и время прибытия к рубежу перехвата . Это способность маневрировать по фронту перехватывая БПЛА в больших количествах , насколько позволит БК и запас топлива , быстро маневрируя\перемещаясь от одной цели к другой . Винтовой легкомоторник так не сможет , да и оружие такое применять не сможет .
          Если же хочется именно удобный к базированию вне аэродромов , недорогой но малоскоросной перехватчик , можно взять к примеру "Ансат" или Ка-226 , вооружить их комплексом лазерного наведения\целеуказания , подвесить пару блоков управляемых лазером РС - вот вам и перехватчик . Такие смогут на любой площадке\парковке базировать , обеспечивая безопасность городов и стратегических объектов . Но превышение скорости над действующими БПЛА у них не велик ... совсем невелик .

          А Як-130М и создавался как лёгкий эрзац-истребитель\штурмовик\МФИ для небогатых стран . Их немало на нашей планете , так что покупатели точно найдутся . Тем более что он и как учебный по прежнему может .
          1. +1
            16 октября 2025 12:08
            В целом согласен, но не всё так однозначно. Иногда важна стоимость и экономичность, как и возможность взлетать с грунта.
            1. +1
              16 октября 2025 17:47
              Стоимость у прежней модификации была порядка 7 млн. дол. (по курсу) для МО и 10 млн. дол. на экспорт . Этот будет дороже , думаю процентов на 30 , может чуть больше . Всё же радар и более мощные двигатели .
              Цитата: СергейАлександрович
              как и возможность взлетать с грунта.

              В принципе нам действительно нужен лёгкий винтовой УТМ \ штурмовик , но тут надо сразу планку поднимать повыше , ибо штурмовику и КР надо приличный поднимать , и бронирование кабины (хотя бы противопульное) не помешает . И тут главный затык в двигателе . Скоро должен пойти на сертификацию ВК-1600 , который для Ка-62 готовят . Вот этот двигатель сможет поднять такой винтовой УТС\штурмовик\перехватчик БПЛА . Но будет это нескоро .
              Поэтому если с грунта - вертолёты . Им и взлётная полоса не нужна .
              1. 0
                16 октября 2025 20:23
                Двигатели есть, например ТВД-20. Есть и фюзеляж, где за основу можно взять вертолетный от К-52 с бронёй и ситемой катапультирования. А делать в целом по образцу гражданских Бе-30/32 или Су-80.
                Было бы желание, сделать можно относительно быстро.
                1. 0
                  16 октября 2025 22:05
                  В текущем конфликте ударные функции сейчас преимущественно за БПЛА , отчасти авиации с ФАБ + УМПК , отчасти на вертолётах с дистанции . Так что вряд ли кто-то будет специально заниматься противопартизанским штурмовиком .
                  А вот лёгкий винтовой УБС вполне востребован . И двигатель для него на подходе .
                  Цитата: СергейАлександрович
                  Двигатели есть, например ТВД-20.

                  Он разве в производстве ?
                  Цитата: СергейАлександрович
                  делать в целом по образцу гражданских Бе-30/32 или Су-80.

                  Да не будет этим никто заниматься . Разве что гражданскими , если будут к ним отечественные двигатели и заказ .
                  В Белоруссии собираются запускать в производство лёгкий двухмоторный самолёт , но когда он ещё полетит .
                  Так что как перехватчик с РВВ МД и лазерным наведением Як-130М вполне годится . Для перехвата на малых скоростях вполне сойдут боевые вертолёты или дооборудованные "Ансаты" и Ка-226 . Появятся свои лёгкомоторные самолёты , можно будет и их приспосабливать . Но отдельной темой никто заниматься точно не будет . Для этого и кадров нет , и денег не выделят . hi
      2. 0
        10 октября 2025 09:36
        Су-49

        Экипаж, чел 2
        Размах крыла, м 8.2
        Длина, м 7.29
        Высота, м 2.89
        Площадь крыла, кв.м 12.2
        Масса пустого самолёта, кг 850
        Масса максимальная взлётная, кг 1300
        Максимальная скорость, км/ч 370
        Практическая дальность, км 1500
        Максимальная скороподъёмность, м/мин 800
        Практический потолок, м 7000
        Макс. эксплуатационная перегрузка 11

        так что как дронобой может сгодится после переделки...
        ну не Як-52 же перепиливать из старья оставшегося....
        1. 0
          10 октября 2025 13:08
          Цитата: Nexcom
          Су-49

          А он точно есть ? Или его только готовят ? Какой двигатель ? ВК-800 ?
          1. 0
            10 октября 2025 13:28
            Двигатель свой готовят. Из-за этого и задержка
            1. 0
              10 октября 2025 17:36
              Если действительно хотят хороший УБС с нормальной тяговооруженностью , который можно и как лёгкий штурмовик противопартизанский , полицейский , патрульный (для патрулирования границ) , вооруженный и способный поднять приличный БК , ставить на такой УБС надо ВК-1600 который для Ка-62 готовят . Тогда такой самолёт будет востребован во многих ведомствах , для разных задач , что обеспечит даже на внутреннем рынке достаточный для хорошей серии спрос . И на экспорт такой точно пойдёт .
              Надеюсь именно такой они и собираются делать . Ибо ничего о нём не слышал , но на необходимости именно такого давно настаивал .
              1. 0
                16 октября 2025 12:13
                Для лёгкого штурмовика всё равно желательно иметь два двигателя. Тогда фюзеляж освободится для радара и пушечной установки. Опять же, повторюсь, нужен фюзеляж от Ка-52 с крыльями. Тогда будут и броня, и радар, и пушка, и система катапультирования.
                1. +1
                  16 октября 2025 17:57
                  Цитата: СергейАлександрович
                  нужен фюзеляж от Ка-52 с крыльями.

                  Может тогда просто Ка-52 закупать ? И хлопот меньше , полоса взлётная не нужна , да и ценой вертолёт с таким фюзеляжем ненамного дороже будет .
                  Речь именно о лёгком и достаточно дешевом винтовом самолёте .
                  Если хочется иметь свободный фюзеляж без винта спереди , можно сделать толкающий винт . Тогда и пушка , и пулемёты , и ОЛС встанет . И хвост-балка . Но УБС тогда из него будет уже не очень .
                  1. +1
                    16 октября 2025 20:24
                    Вертолеты, они дорогие, у них механика сложнее самолетной и топлива жрут больше, скорость у них меньше.
                    А легкомоторник с одним двигателем, даже в 1,5 тыс. л.с., по определению слабая машина, не будет держать нагрузку, отдачу от пушки и прочее, прочее.
                    1. 0
                      16 октября 2025 22:15
                      Цитата: СергейАлександрович
                      легкомоторник с одним двигателем, даже в 1,5 тыс. л.с., по определению слабая машина, не будет держать нагрузку, отдачу от пушки и прочее, прочее.

                      Ну Ил-2 вполне себе держал , и пушка у него была , и пулемёты , и броню имел , и даже истребители сбивал . Я знал семью одного Героя Советского Союза , который на Ил-2 воевал , так у него 8 сбитых самолётов , кроме собственно 288 боевых вылетов .
                      А на УБС если поставить комплекс лазерного наведения , и оснастить РВВ МД калибра 80 мм. , то и пушка никакая не понадобится . Но пару пулемётов поставить можно ... для романтики .
                      1. 0
                        16 октября 2025 22:26
                        Если для вас не существует проблемы с отдачей авиационной пушки, то позвольте откланяться, разговаривать более не о чем.
                      2. 0
                        16 октября 2025 22:41
                        Цитата: СергейАлександрович
                        Если для вас не существует проблемы с отдачей авиационной пушки

                        Я вообще не собираюсь её ставить . Перечитайте мой комментарий . Пушка была на Ил-2 , и он с ней как-то справлялся . Даже истребители у нас справлялись даже с двумя пушками . А МиГ-15 даже с тремя .
      3. +2
        10 октября 2025 09:46
        Цитата: Monster_Fat
        Для борьбы с БПЛА нужны поршневые самолёты с длительным временем барражирования

        На все случаи жизни самолётов не напасёшься поэтому и делают универсалы с несколькими уклонами к специализации в виде модификаций. Изменились условия и обстановка - вот Вам модификация из базового варианта. А так все разработки во времени растянуты 5-10 лет и пока сделают, что на сегодня надо, то время уже его спишет за ненадобностью. Поэтому "ни богу свечка, ни черту-кочерга" самый оптимальный вариант.
      4. +9
        10 октября 2025 09:49
        Як-130М развивает саму идею самолета подготовки пилотов новых боевых самолетов (Су-35, Су-57 и т.д.) и кроме уже реализованных возможностей выполнять полеты в режимах, приближенных к реальным, теперь появляется возможность обучения применению современного высокоточного оружия. Тема использования Як-130М именно в качестве боевого самолета, конечно, имеет место быть, но с ограничениями и оговорками.

        . Самый интересный компонент — бортовая радиолокационная станция (РЛС). В российских СМИ ранее публиковались данные, что еще в 1998 году, когда создавался Як-130, для его учебно-боевого варианта велись разработки по малогабаритной РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой. Еще в том первом варианте радар обеспечивал обнаружение обычных самолетов (типа F-16, МиГ-29 или Mirage-2000) на расстоянии до 85 км, а их захват с автоматическим сопровождением обеспечивался с 65 км. Одновременно такая РЛС могла сопровождать до 10 целей и обеспечивать атаку по 4 из них. Кстати, тогда такой радар на Як-130 не установили, а вот в 2025 году какой-то доработанный его вариант нашел себе место на Як-130М.


        https://tehnoomsk.ru/archives/21223
        1. KCA
          +5
          10 октября 2025 10:34
          Так ЯК-130 разрабатывался не как учебный, а как учебно-боевой, боевая классификация лёгкий штурмовик
        2. 0
          11 октября 2025 03:04
          два реактивных двигателя, ага, легкий, учебный. Закопать
      5. -1
        10 октября 2025 09:56
        В продолжении поста.

        РЛС 130Р: возможности и характеристики
        По его информации, Як-130М будут оснащены новейшими бортовыми радиолокационными системами (РЛС) 130Р, работающими в двух режимах:

        «воздух-воздух»,
        «воздух-земля».
        Эта радиолокационная станция способна обнаруживать:

        воздушные цели с эффективной отражающей поверхностью 0,1 м² на расстоянии 35-40 км,
        наземные объекты (например, танки и БМП) на дистанции до 35 км,
        воздушные цели на фоне земли на расстоянии 20-27 км.
        Использование ракет «воздух-воздух» и «воздух-земля»
        «Система управления вооружением Як-130М настроена для использования ракет Р-77-1, которые позволяют вести воздушные бои и дальние перехваты на дистанциях до 100 км», – отмечает эксперт.


        https://dzen.ru/a/Z8MHqJHYc1rf5Th7

        Так что на него вполне можно навешивать Изделие 305 /Х-39.
        1. +1
          10 октября 2025 10:03
          Стала известна дальность полёта ракеты «Изделие-305УД».

          .Об этом в пятницу, 6 июня 2025 года, сообщает канал «Бортовой Журнал Военлёта».
          «Попросил братьев по оружию сделать снимок максимальной дальности работы ЛМУРом, более 25 км, впечатляет! Вертикальные есть, кто дальше пускал, ОК, не обязательно, поверю на слово», — говорится в публикации.
          К тексту прилагается изображение одного из экранов панели управления вертолёта, на котором отображается название «УР-305УД», что, по всей видимости, расшифровывается как управляемая ракета 305 увеличенной дальности. Отображенная на экране дальность составляет 25,3 километров.


          https://anna-news.info/stala-izvestna-dalnost-polyota-rakety-izdelie-305ud/
      6. +4
        10 октября 2025 10:05
        Monster_Fat А что лично Вы можете предложить для обучения курсантов военных летчиков на сегодня? Уверен что ничего. И чем тогда Як-130М хуже того чего нет?
        Что есть в мире лучше на сегодня для обучения курсантов военлетов начального уровня?
        1. +4
          10 октября 2025 11:14
          Як-130/Як-130М не самолёты "начального уровня". Для первоначального обучения уже много лет разрабатывается поршневой Як-152, а в последние годы и турбовинтовой УТС-800. На Як-130 лётчики проходят основную и повышенную подготовку.
          Что есть в мире лучше на сегодня

          Китайский JL-10. У него форсажные двигатели и он сверхзвуковой. БРЛС на самолёте тоже есть.
          1. +1
            10 октября 2025 18:55
            Кроме огня в заднице желательно иметь безопасность и всепрощение на всех режимах.
            1. 0
              10 октября 2025 21:32
              Цитата: Аркадий007
              Кроме огня в заднице желательно иметь безопасность и всепрощение на всех режимах.

              KG3000G - станция активных помех. А аэродинамика там такая же как у Як-130. За исключением того что JL-10 может летать на сверхзвуковой скорости за счёт форсажного режима работы двигателей. И чуть не забыл, есть так же и палубная версия JL-10J.
              1. 0
                10 октября 2025 22:41
                Аэродинамика не может быть одинаковой на двух разных самолетах.
                1. Зачем военлету на первом курсе сверхзвук?
                2. Зачем военлету на первом курсе станция активных помех?
                3. Зачем военлету на первом курсе обучение вздета и посадки на авианосец?
                1. +1
                  10 октября 2025 22:56
                  Цитата: Аркадий007
                  Аэродинамика не может быть одинаковой на двух разных самолетах.

                  Планеры на Як-130, итальянском M-346 и китайском LJ-10/L-15 почти одинаковые. У всех один разработчик, ОКБ Яковлева. А двигатели, агрегаты и авионика - разные.
                  1. Зачем военлету на первом курсе сверхзвук?

                  Во первых у нас на первых курсах на Як-130 не летают.
                  Во вторых не задумались зачем Як-130М возможность применения ракет Р-77-1? Видимо затем что когда ночью на российские города летят до нескольких сот ударных БЛА + околозвуковые крылатые ракеты, то задействуешь для их перехвата даже УБС.
                  Зачем военлету на первом курсе станция активных помех?

                  В смысле зачем Як-130М возможности лёгкого реактивного истребителя и лёгкого реактивного ударного самолёта?

                  А спросить зачем на МиГ-29М2 БРЛС спросить не желаете? Ведь на МиГ-29УБ БРЛС не было.
                  Зачем военлету на первом курсе обучение вздета и посадки на авианосец?

                  Хотите понять зачем у нас в своё время разработали Су-25УТГ? wink

                  https://ru.wikipedia.org/wiki/Су-25УТГ
                  1. +1
                    10 октября 2025 23:07
                    Успехов в освоении летного дела и теории аэродинамики.
                    1. +1
                      10 октября 2025 23:22
                      Спасибо за Ваши пожелания. wink

                      Запомните пожалуйста, полёты у будущих военных лётчиков в отечественных летных училищах с 2020 г. начинаются со второго курса. До 2020 г. начинались с третьего курса. А самолёт первоначального обучения будущих лётчиков реактивной авиации и сегодня - Л-39.

                      https://tvzvezda.ru/news/202565226-aKqcs.html

                      "Курсанты КВВАУЛ выполнили учебные полеты с учетом специфики СВО

                      Курсанты отработали, в том числе взлеты, посадки и полеты по маршруту на самолетах Л-39"

                      2025-06-05

                      На Як-130 летают на последних курсах.

                      Ваши вопросы сразу подсказали что Вы совершенно не в курсе как у нас учат лётать будущих военных лётчиков.
                      1. +1
                        10 октября 2025 23:44
                        А ресурса сколько осталось у Л-39?
                      2. 0
                        10 октября 2025 23:54
                        Вы в курсе что ВВС США до сих пор эксплуатируют УТС Northrop T-38 Talon последний из которых был произведён в 1972 году?

                        Ремонтируют Л-39 и модернизируют, продлевают ресурс.

                        https://bmpd.livejournal.com/4049562.html

                        "Как сообщило 4 июня 2020 года ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ПАО «ОАК») в АО «ЭМЗ им. В. М. Мясищева» (входит в Дивизион транспортной авиации ПАО «ОАК» в составе Госкорпорации Ростех) завершаются работы по модернизации основного учебно-тренировочного самолета Л-39, находящегося на вооружении ВКС Российской Федерации. В рамках работ по замене неремонтопригодных и устаревших комплектующих изделий самолет получил новую авионику полностью российского производства. Также завершена окраска машины отечественными эмалями, обладающими высокой атмосферостойкостью, прочностью и эластичностью. После модернизации Л-39 будет передан на контрольные летные испытания заказчику.

                        Воздушное судно является модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя учебно-тренировочного Л-39. АО «ЭМЗ им. В. М. Мясищева» осуществляет конструкторское сопровождение эксплуатации и ремонта этих самолетов с 1997 года. В рамках выполнения задач по сервисному обслуживанию проводятся работы по увеличению ресурсов и сроков службы самолетов и их комплектующих, замене комплектующих изделий на аналоги российского производства, их ремонту и закупке, выполнению доработок по бюллетеням."
                      3. 0
                        11 октября 2025 09:58
                        Думаю, просмотр свежей информации пойдет на пользу сравнения Л-39 с Як-130м и ответит на необходимость его создания.
                        https://yandex.ru/video/preview/4954930289208488071
                      4. 0
                        11 октября 2025 11:15
                        Л-39 - УТС первоначального обучения будущих лётчиков реактивной авиации. Так же на этом самолёте выполняется часть программы основной подготовки. Як-130 - УБС для основной и повышенной подготовки летчиков. Як-130 самолёт Л-39 не заменяет и не должен заменять.

                        Для замены Л-39 у нас давно разрабатывается винтовой УТС Як-152 первоначального обучения с авиадизелем мощностью 500 л.с, а в последние годы, из за связанного с проблемами локализации производства авиадизеля срыва сроков программы Як-152, турбовинтовой УТС-800.

                        Это не совсем правильно. На винтовых самолётах первоначального обучения будущие лётчики реактивных самолётов нарабатывают ряд связанных с пилотированием винтового самолёта навыков, которые потом затрудняю и усложняют переход на реактивные УБС основной и повышенной подготовки. Самолёт первоначального обучения лётчиков реактивной авиации должен быть реактивным.

                        Увы, программа разработки отечественного реактивного УТС СР-10 в 2022 году была заморожена. Впрочем эта инициативная программа частного КБ САТ изначально имела мало шансов на успех.

                        Посмотрим как обстоят дела за рубежом. В Италии, ВВС которой эксплуатируют аналог Як-130, реактивный УБС Aermacchi M-346 Master - этот самолёт используется только для повышенной подготовки лётчиков реактивной авиации. Для основной подготовки этих лётчиков используется реактивный УТС Aermacchi Т-345А (M-345 HET). Для первоначального обучения - устаревающий (производился в 1964–2017 гг.) винтовой УТС с поршневым мотором Leonardo SF-260. Т.е. в ВВС Италии принята трёхуровневая система лётной подготовки лётчиков реактивной авиации на трёх разных типах самолётов - двух УТС (SF-260M и Т-345А) и одном УБС (M-346).

                        При этом в Италии предпринята попытка заменить винтовой Leonardo SF-260 (производство SF-260M, как уже отмечено, прекращено в 2017 году) на реактивный УТС первоначального обучения T-344 V.E.S.P.A. (Very Efficient Smart Power Aircraft).

                        С другой стороны у нас к программам разработки винтовых УТС Як-152 и УТС-800 с 2023 года добавилась программа разработки реактивного УТС основной подготовки (и видимо первоначального обучения лётчиков реактивной авиации) МиГ-УТС - прямая замена Л-39.

                        Практика показала что Як-130 дороговат как самолёт для основной подготовки лётчиков и целесообразно оставить за ним только этап повышенной подготовки.
          2. 0
            10 октября 2025 19:41
            Цитата: АлександрА
            Китайский JL-10

            Найдите десять отличий от Як-130, за исключением двух китайских движков, вместо одного нашего.
            1. +2
              10 октября 2025 21:07
              Почему Вы решили что на JL-10 китайские ТРДДФ?

              АИ-222-25Ф:

              https://pg-fregat.ru/pribor/aviacionnye-dvigateli-ai-222-25f

              БРЛС с ПФАР там китайская.

              И конечно же на Як-130 два двигателя. Просто на Як-130 бесфорсажные ТРДД АИ-222-25.
              1. 0
                10 октября 2025 22:01
                Цитата: АлександрА
                И конечно же на Як-130 два двигателя

                Упс! В самом деле... Стало быть, отличий ещё меньше.
                1. +2
                  10 октября 2025 22:08
                  Цитата: nik-mazur
                  Упс! В самом деле... Стало быть, отличий ещё меньше.

                  Аэродинамические отличия минимальны. Но китайцы сподобились поставить ТРДДФ и получили сверхзвуковой УБС, в том числе палубный, пригодный для трамплинного взлёта. В отличие от отечественного палубного Су-25УТГ, не учебный, а учебно-боевой самолёт. Экспортное обозначение JL-10 L-15.
                  1. -1
                    10 октября 2025 22:11
                    Цитата: АлександрА
                    китайцы сподобились поставить ТРДДФ и получили сверхзвуковой УБС

                    Я правильно понимаю, что китайский самолёт лучше нашего, потому что китайцы взяли наш самолёт и поставили на него наши движки?
                    1. +2
                      10 октября 2025 22:36
                      Взяли планер нашего Як-130 и поставили на него ТРДДФ АИ-222-25Ф разработки Запорожского МКБ «Прогресс» им. А. Г. Ивченко.

                      У нас же почему-то на форсажных двигателях решили сэкономить и поставили бесфорсажные АИ-222-25.

                      В 2017 г. китайцы решили что дело пахнет керосином и решили локализовать производство ранее закупаемых на Украине АИ-222-25Ф. Полагаю уже локализовали.

                      У нас поняли что дело пахнет керосином ещё раньше и в апреле 2015 года отечественный НПЦ газотурбостроения "Салют" объявил об освоении полного цикла производства авиадвигателей АИ-222-25.

                      Планер то наш, но китайский JL-10 лучше нашего Як-130 именно как учебно-боевой самолёт из за форсажных двигателей и наличия БРЛС.

                      У нас БРЛС решили поставить на Як-130М, но на установке форсажных АИ-222-25Ф продолжили экономить. По мне так зря. Удорожание незначительное, а ЛТХ на форсажном режиме работы двигателей, скорость, высотность, взлётные характеристики, повышаются кардинально.

                      Как машина для возможной борьбы с околозвуковыми крылатыми ракетами Як-130М с ТРДДФ был бы глучше чем Як-130М с ТРДД.

                      А вообще сегодняшняя ситуация показывает что вооружение, пулемёты и ракеты "Игла-В", должно быть даже на планируемых к закупке ВС УТС первоначального обучения. Тех же Як-152 и УТС-800.
                      1. 0
                        10 октября 2025 23:12
                        Какова разница по весу с разными двигателями?
                        Какова разница центровок и управления с разными весами двигателей на различных скоростях полета?
                        Какова разница в дальности полета и в экономичности с разными двигателями?
                        Для каких целей делали Як-130М - для борьбы с БПЛА или для обучения курсантов?
                      2. 0
                        10 октября 2025 23:45
                        Цитата: Аркадий007
                        Какова разница по весу с разными двигателями?

                        Масса пустого Як-130 - 4600 кг. Масса пустого JL-10/L-15 - 4960 кг.
                        Какова разница в дальности полета и в экономичности с разными двигателями?

                        Из за того что форсажные двигатели обеспечивают JL-10/L-15 бОльшую максимальную взлётную тяговооруженность у него на ~1300 кг больше максимальная взлётная масса, и максимальная боевая нагрузка 3500 кг, а не 3000 кг.

                        В результате перегоночная дальность JL-10/L-15 с ПТБ 2600 км, а Як-130 2100 км.

                        https://esp.fsvts.gov.ru/catalog/692.ru.html
                        Для каких целей делали Як-130М - для борьбы с БПЛА или для обучения курсантов?

                        Учебно-боевые самолёты, в отличие от учебно-тренировочных, разрабатывают не только для обучения будущих военных лётчиков (в случае Як-130 - не первоначального обучения, а основной и повышенной подготовки), но и для возможного боевого применения.
                      3. +2
                        10 октября 2025 23:27
                        Взяли планер нашего Як-130 и поставили на него ТРДДФ АИ-222-25Ф разработки Запорожского МКБ «Прогресс» им. А. Г. Ивченко.

                        Получился "Мини Хорнет". :))
      7. 0
        10 октября 2025 22:05
        https://airwar.ru/enc/other/sm92p.html Если дооборудовать контейнерными средствами обнаружения и наведения, подойдёт?
      8. -1
        11 октября 2025 03:02
        сам поршневой самолет не должен нести радар, радар - дорого и нет смысла таскать его на нем. В небе нужны беспилотники, которые могут висеть сутками, плюс радары можно повесить на дирижабли и запитать с земли, обойдя кучу самолетных ограничений и, кстати, используя старые радары со складов, которые сейчас некуда вставить
      9. 0
        11 октября 2025 10:21
        Ну не настолько мы бедные, чтобы за беспилотниками поршневые самолеты отправлять.
      10. 0
        12 октября 2025 13:14
        к этим самолетам нужен набор управляемых бомб с разгонным ракетным блоком калибром 100-250-500-1000 кг. с дальностью 50-100 км. и тогда будет чем перевооружить штурмовые полки, которые сейчас даром жгут керосин. Это их задача уничтожать передний край противника, а не дорогущих су-30, 34, 57.
      11. 0
        14 октября 2025 16:58
        Точнее не скажешь сэр; но як 130 вроде как самолёт тренажёр ?
    2. +5
      10 октября 2025 09:38
      Так себе затейка. У его скорость сваливания 180 км.ч. мимо большинства БПЛА будет пролетать как курьерский мимо нищего.
      1. -3
        10 октября 2025 10:11
        Такому мини-перехватчику достаточно запустить по дрону ракету, не обязательно сопровождать или прицеливаться. Главное на перспективу иметь возможности противодействия реактивным дронам и крылатым ракетам.
        1. -2
          11 октября 2025 03:39
          какую ракету? с наведением по тепловому следу, которого нет, или с наведением по радиолучу, со станции, которой нет? А, я понял, надо нурс пускать)
          1. 0
            11 октября 2025 18:52
            Ту самую, которую сейчас вертолеты по дронам запускают. У меня стойкое ощущение, что в одном заведении день открытых дверей и ваших на сайт выпустили.
      2. -1
        10 октября 2025 19:36
        Да пока пепелац будет тарахтеть вокруг него можно сто кругов намотать, а навстречу выслать буханку с ПЗРК и перехватить вдалеке от границы. Но лучше иметь что-то пошустрее, так как враги завтра тоже могут на реактивные движки перейти и наши кукурузники не у дел останутся
      3. -1
        10 октября 2025 22:17
        Цитата: убей фашиста
        У его скорость сваливания 180 км.ч. мимо большинства БПЛА будет пролетать

        У некоторых БПЛА (тех же "Гераней-3") скорость за 600 переваливает. Да и КР у всех имеются.
    3. +3
      10 октября 2025 09:41
      Кстати в Иране Як-130 используют как боевые.
      1. -2
        10 октября 2025 10:09
        Если бы использовали массово и был наработанный боевой опыт, однако. Пока сведений мало, как и самолетов отправленных туда.
      2. -1
        10 октября 2025 14:27
        Почему же в России не используют Як-130 как боевые?
        Хотя бы для охоты за дронами, терроризирующими всю территорию России.
    4. +1
      10 октября 2025 09:47
      Дороговато выходит беспилотники ловить то ... Так и без штанов можно остаться
      1. +1
        10 октября 2025 10:55
        Дороговато удары беспилотников по НПЗ и нефтебазам пропускать, вот что на самом деле дороговато.
        Ка-52 стоит столько же если не дороже. А перехватить скоростной дрон или крылатую ракету не сможет.
        1. 0
          10 октября 2025 11:49
          И пушка у Яка более подходящая ....
          1. -3
            10 октября 2025 11:59
            Пушка не может быть основным оружием для самолетов такого класса, даже если она очень хороша. Вот представьте, как вести огонь над своим городом или промзоной 30 мм снарядами, даже зенитными, с самоликвидатором.
            Пушка это оружие последнего шанса, когда кончились ракеты и перед вами вражеский дрон летящий к своей цели. Не таранить же его! Тогда и пускают в ход пушку.
            1. 0
              10 октября 2025 12:18
              У него есть и пушка и ракеты в-в ближнего радиуса.
        2. +1
          11 октября 2025 07:22
          Для защиты нпз есть гораздо более дешевые и более эффективные средства и они всем специалистам известны . Просто жадность коммерсов превышает риски уничтожения
      2. +2
        10 октября 2025 13:50
        Не дороже НПЗ, что за мерки такие.
        1. -1
          11 октября 2025 07:23
          Я выше уже ответил на этот вопрос
      3. 0
        11 октября 2025 12:41
        Я предположил совместить полезное с приятным: взлёт-посадка-вылет в зону делает курсант, боевую работу выполняет инструктор. Всё сразу становится дешевле и курсант получает психологическую устойчивость.
    5. 0
      10 октября 2025 11:48
      Интересно, почему их не привлекают для таких целей?
      И пушка есть и ракеты в-в...
      1. -1
        10 октября 2025 11:52
        Как понимаю, радара не было. Это недостаток в ночное время или если есть облачность. Судя по всему, не хватало и прицельных приспособлений должного уровня.
        1. +2
          10 октября 2025 11:53
          Да, конкуренты (Л-15 и М346) уже прилепили АФАР....и у них есть серийные подвесные контейнеры с оптикой день/ночь).
    6. 0
      11 октября 2025 02:58
      реактивный двухдвигательный для ловли БПЛА не нужен никому. Только поршневой, только с модулями приема внешнего целеуказания. Мелкая рлс оооочень вряд ли поможет, как и остальная дорогая начинка. Нужна табуретка с движком, гпс, рацией и линком16, ну и пушку надо
  2. +4
    10 октября 2025 10:07
    Непонятно, в каком назначении его собираются использовать как боевой. Это ведь дозвуковой самолет с достаточно высокой посадочной скоростью. Тихоходные дроны на нем сложно перехватывать из-за разницы скоростей, скоростные- сложно догнать для перехвата. Я уж не говорю о стоимости такого перехвата.
    1. -3
      10 октября 2025 10:36
      О чем и речь: "ни богу свечка, ни черту-кочерга"....
    2. -2
      10 октября 2025 11:51
      ну летный час у Яка по любому дешевле, чем у любого истребителя...
      И скорости хватит для всех основных БПЛА и пушка лучше, чем у истребителей для этих целей.
      1. +1
        10 октября 2025 12:49
        Для перехвата нужно значительное превосходство в скорости. Реактивные БПЛА могут иметь достаточно высокую скорость.
        ну летный час у Яка по любому дешевле, чем у любого истребителя...

        Но заметно дороже, чем у винтового самолета, который тоже можно применять для этой цели. И полетный час заметно дороже будет.
        1. -1
          10 октября 2025 12:50
          Ну 99% БПЛА поршневые, Як уже есть, а винтового нет(И ТВД к нему тоже нет). Так что он дешевле, но на картинке. И на винтовой не поставишь радар, а на Як поставишь.
          1. +1
            10 октября 2025 13:03
            За неименеем гербовой, пишут на обычной, кто ж спорит. Но это не оптимальное, а вынужденное решение.
            И на винтовой не поставишь радар

            Кто вам это сказал? Они были на винтовых самолетах уже во время Второй мировой войны.
            1. +1
              10 октября 2025 13:08
              Какой радар? Обзорный - да Прицельный для поицка целей и пуска ракет? Поставить нормально можно на Двух моторный (так и ставили на ночные истребители).
              Но нет и двух и одно...серийных и серийных моторов.
              1. -1
                10 октября 2025 13:23
                В мае 1942 года в воздух впервые был поднят американский ночной истребитель Northrop P-61 Black Widow, специально рассчитанный на использование поисково-прицельной БРЛС типа SCR-720A

                Опять же Grumman TBM-3W Avenger.
                И к тому же- сейчас не 1944 год, мы всё же слегка продвинулись в технике...
                1. 0
                  10 октября 2025 14:27
                  А кого она, эта РЛС искала?
                  1. -2
                    10 октября 2025 14:28
                    Там в конце, мелким шрифтом
                    И к тому же- сейчас не 1944 год, мы всё же слегка продвинулись в технике...

                    Напомню, началось всё с
                    И на винтовой не поставишь радар

                    hi
                    1. 0
                      10 октября 2025 14:31
                      Она искала корабли...и давала ЦУ по ним.
                      А мы про поиск и прицеливание по ЛА.
                      1. -1
                        10 октября 2025 14:34
                        Вы, кажется, доказывали, что РЛС нельзя поставить на винтовой самолет.
                        А что вы сейчас доказываете, когда выяснилось, что можно было это сделать даже 80 лет тому назад?
                        hi
                      2. 0
                        10 октября 2025 18:19
                        Прилепить такую бульбу можно далеко не на каждый одномоторный самолет. К тому же, она значительно ухудшит летные характеристики.
                        У одномоторного самолета ещё и проблемы с размещением пулеметно-пушечного вооружения, даже при возможности установки РСЛ столь противоестественным способом.
                      3. -1
                        10 октября 2025 23:04
                        Речь шла о том, можно ли РЛС использовать на винтовом самолете в принципе. Конечно, РЛС 80 лет назад были более громоздкими и менее совершенными, чем сейчас. Но они уже были. SCR-720A, к примеру.
                      4. 0
                        11 октября 2025 00:00
                        В принципе много чего можно, но зачем лепить откровенно кривые схемы? Самолет должен быть двухмоторным, тогда получается и вписыается всё.
                      5. -1
                        11 октября 2025 00:17
                        Речь шла о том, может ли он быть винтовым, или должен быть только реактивным, чтобы на нем можно было установить РЛС? Почитайте ветку сначала.
                        И на винтовой не поставишь радар
                      6. 0
                        11 октября 2025 00:19
                        Да положить на ваши тонкости. На двухмоторный самолет всё вписывается, а с одним мотором только извращения.
                  2. 0
                    12 октября 2025 13:16
                    Цитата: Zaurbek
                    А кого она, эта РЛС искала?

                    немецкие подводные лодки в атлантике
      2. 0
        11 октября 2025 03:48
        ДВА РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЯ. ничерта там не дешевле. Скорость слишком высока для перехвата мелких низкоскоростных целей, он скорее врежется в дрон, чем собьет его
    3. -3
      10 октября 2025 11:53
      А истребителям в Великую Отечественную почему большая скорость не мешала сбивать более тихоходные машины в воздухе?
      1. +1
        10 октября 2025 12:45
        А истребителям в Великую Отечественную почему большая скорость не мешала сбивать более тихоходные машины в воздухе?

        Мешала. У немцев были проблемы сбить наши У-2, например. У наших летчиков были маневры ухода со сбросом скорости и высоты, об этом пишут в мемуарах.
        1. 0
          10 октября 2025 15:14
          Проблемы сбить У-2 были у немцев? Это на полном серьёзе написано? Они летали только ночью.
          1. +1
            10 октября 2025 22:01
            Использовали ночные истребители. К примеру в 1944 г. Focke-Wulf Fw 189 “Behelfsnachtjoger”.
            1. -1
              14 октября 2025 12:13
              таких было очень мало. Да, они что-то сбивали, но у-2 несли куда больше потерь по эксплуатационным причинам.
          2. 0
            10 октября 2025 23:01
            Во всяком случае, у наших ветеранов об этом можно прочитать. Использовали их и днем.
            1. 0
              11 октября 2025 00:04
              У вас, вообще, с мировосприятием всё в порядке или вы из Киева? А как летчики по наземным целям работают, там скорость "0". У меня ощущение открытых дверей в дурдоме, тут явно без украинцев не обходится. Вы скорее всего из Киева тоже. Открытый бред только от вас, оттуда.
              1. 0
                11 октября 2025 00:14
                У вас все, кто высказывает что-то, с чем вы не согласны, с Украины? Или среди таких попадаются ещё агенты сионистов и прочей мировой закулисы?
                hi
                1. 0
                  11 октября 2025 00:17
                  Увы, должен вас разочаровать, из практики человек несущий откровенный бред как раз оттуда. Это именно что агент сионизма или с Украины. Бред это ваше, неотъемлемое.
                  1. -1
                    11 октября 2025 00:24
                    Да положить на ваши тонкости.

                    Почитал ваши сообщения, особенно последнее.
                    Увы, должен вас разочаровать, из практики человек несущий откровенный бред как раз оттуда. Это именно что агент сионизма или с Украины.

                    Если это утверждение правда, то вы или с Украины или агент мирового сионизма. Развешивать ярлыки и плевать на аргументы- не признак большого ума:((
                    Не буду вам мешать...
                    hi
                    1. -1
                      11 октября 2025 00:27
                      То, что вы наяву бредите, не только я заметил. Почитайте другие комментарии в ваш адрес. А бредят лишь украинцы.
    4. +2
      10 октября 2025 13:25
      Цитата: solar
      Тихоходные дроны на нем сложно перехватывать из-за разницы скоростей,

      Он же не пушкой их собирается перехватывать . А при перехвате лёгкой РВВ на базе РС 80 мм. калибра выравнивать скорости вовсе не обязательно .
      Цитата: solar
      скоростные- сложно догнать для перехвата.

      Скоростные околозвуковые КР сверхзвуковые истребители будут перехватывать .
      Да в принципе и тот же "Томагавк" и пр. при скорости 800-850 км\ч , имея скорость примерно 1100 км\ч , разность в скорости вполне себе догонять позволяет . А догонять ему только достижения рубежа пуска РВВ . Так что как лёгкий дешевый околозвуковой истребитель для обеспечения ПВО внутренних районов - вполне себе вариант .
      И да , 1100 км\ч , это у него со старыми двигателями . С новыми (2500 кг.с.) уже чуть побольше будет . У него тяга двигов почти как у первых версий МиГ-21 .
    5. +1
      10 октября 2025 19:38
      Это какие дроны он не догонит? Так в принципе можно вообще про любой самолёт написать winked
      И вообще с самолётов как-то по наземным целям попадают, а тут прям никак не попасть, черезчур медленно
      1. -2
        11 октября 2025 03:54
        проблема попадания таки есть. попасть струей в унитаз сильно проще,чем в комара, даже если комар ближе, вот вам рабочая модель. Думайте
        1. 0
          11 октября 2025 08:50
          А как штурмовики раньше били по танкам? Еле ползут, штурмовик быстрый, попасть никак нельзя! И по дому попасть бомбой нельзя, вот если б дом тоже летел - то да! Думайте!
  3. 0
    10 октября 2025 14:17
    Наконец то поняли, что этот достаточно хороший самолет можно использовать не по прямому назначению, а как боевой. Как эрзац замена Су-25 или Миг-29. Правда, все таки не до конца доведенное. Если уж делать легкий штурмовик или легкий истребитель, то надо отказаться от функции учебного и оставить эту опцию число учебному Як-130. Для этого можно выбросить ненужное второе кресло пилота, дублирующую систему управления, да и все то, что связано с обучением. Думаю, высвободившиеся места и масса очень бы пригодились для чего то важного в бою.
    1. -3
      11 октября 2025 03:55
      крутяк, 25 и 29 пошли лесом из активного применения, им замены прям так нужны?
  4. +1
    10 октября 2025 18:18
    Т.е. я так полагаю, что новый двигатель СМ-100 вместо АИ-222 уже испытан и летает? ЯК-130М старый движок АИ-222 не потянет.
    1. +1
      10 октября 2025 19:12
      Вроде как одно время от СМ-100 отказались, но там непонятно.СМ-100 стал дальнейшим развитием довольно удачного АИ-222-25, известного по учебно-боевому самолету модели Як-130, но предлагает в два раза увеличенный ресурс, а также повышенную на 20 % тягу.В частности, была увеличена степень сжатия, модернизированы узлы турбины и камеры сгорания, а также установлен современный трехступенчатый компрессор низкого давления.

      . «Разработка СМ-100 проводится в рамках работы по модернизации базового двигателя для учебно-боевого самолёта Як-130. Полученный в ходе работ научно-технический задел используется для модернизации двигателей АИ-222-25. Наряду с этим двигатель имеет большой потенциал для применения в сфере военной авиации, а также может рассматриваться в качестве основы семейства силовых установок для легких региональных и административных самолётов. Мы готовы к сотрудничеству с авиационными КБ на всех стадиях разработки летательных аппаратов», — рассказал руководитель ПК «Салют» Алексей Громов.

      Улучшение характеристик СМ-100 относительно АИ-222-25 достигнуто за счёт повышения степени сжатия, установки современного трёхступенчатого компрессора низкого давления, внедрения модернизированных узлов камеры сгорания и турбины. В настоящее время компрессор низкого давления и турбина проходят стендовые испытания, а камера сгорания — лётные испытания.


      https://www.ixbt.com/news/2023/08/14/predstavlen-novyj-rossijskij-aviacionnyj-dvigatel-sm100-dlja-kakogo-samoleta-ego-sozdajut.html
  5. 0
    12 октября 2025 03:00
    Срочно шилки выводить на БП. А также автоматизировать установки ЗУ-23/2 с возможностью их объединения в соты.
  6. -1
    14 октября 2025 12:12
    проблема як-130 в его дороговизне.
    нужно уходить от мелкосерийного и почти поштучного производства, чтобы ну хотя бы накладные расходы на разработку как-то разделить на количество выпущенных машин.
    Таких самолетов нужно уже сегодня несколько сотен, а производятся они в лучшем случае десятками.
    Пока не перейдем на крупносерийное производство - это всё будет крайне неэффективно.
    А крупная серия - это снижение цены в 2-3 раза, упрощение обслуживания и множество других плюсов, не считая банального роста промышленности и пресловутых "высокопроизводительных рабочих мест".
    Правда в нашей стране такой прием, как снижение цены, с времен СССР не применяется.