Война картинок шестого поколения

5 181 13
Война картинок шестого поколения

Ну вот, вот и Россия включилась в войну «шестого поколения картинок». Очередной виток гонки рендеров подхлестнул информпространство к порой откровенно глупым и довольно фантастичным измышлениям на тему «что это за машина и на что она способна?».

На что может быть способна картинка? Естественно, радовать тех, кому интересны различные изображения. Говорить всерьез о каких-то летно-технических характеристиках боевого самолета можно только после того, как он поднимется в небо и пройдет цикл испытаний. Да и то, совершенно не гарантировано что задуманные ЛТХ будут такими.



И за примером далеко ходить не надо, берем все тот же F-22 и пусть они там на стоянках подскакивают на метр от бетона. Вот самолет, о котором говорили одно, а на деле получилось совершенно другое.

Мы уже не раз перебирали тему того, что есть шестое поколение самолетов. И как-то вот все без толку, потому что очень сложно выполнить то, что можно нафантазировать на диване, а уж за приличным компьютером – и подавно. И сами же разбивали то, что нафантазировали.

Скорость, близкая к гиперзвуковой? Крейсерская бесфорсажная до 4М? Да, и пилот, превращающийся в лепешку при минимальном маневрировании на таких скоростях или, как вариант, вырубленный инсультом.

Искусственный интеллект, которому не страшны полеты на гиперзвуке? Да, но его как бы пока нет. А то, что есть, не справляется с управлением дронами. Да, беспилотные машины могут летать вместе с самолетами, играя роль летучих батарей, но эффективность всех этих «верных ведомых» лучше всего показал наш С-70.

Самолеты-космолеты, способные вести бой даже в ближнем космосе? Да, тут определенный смысл есть: поднявшись на высоту около 70 км, бомбардировщик становится неуязвим (пока) для зенитных ракет, но за это придется платить дополнительными двигателями (скорее всего – ракетными), вторым комплектом баков для окислителя (керосин-то как топливо подойдет вполне), усилением корпуса для полетов в ближнем космосе, системами жизнеобеспечения и так далее. И да, теплоизоляция для вхождения в верхние слои атмосферы. На деле получаются монстры весом много больше даже существующих стратегических бомбардировщиков.

Малозаметность тоже обсуждалась. Она, естественно, должна была быть лучше, чем у самолетов пятого поколения. Что для этого нужно? Новые материалы, новые принципы отражения сигналов… То есть, то, чего пока не наблюдается.


И да, вооружены это самолеты должны по идее оружием, как это было сказано одним высоким политиком, «основанным на новых физических принципах». Вот что это за новые физические принципы, учитывая, что физика в нашем пространстве осталась старой – оставим на совести говорившего, тут просто стоит сказать, что ничего более-менее соответствующего этому описанию придумано не было. Да, ракеты стали лететь дальше. И это реально все, чем могут похвастаться все оружейники мира. Лазеры, бластеры, лучеметы и рейлганы пока остаются в отдаленном будущем. Лет на сто отдаленном.

И получается интересная ситуация, как в поговорке про известную часть тела – она есть, а слова – нет. Шестое поколение есть в чертежах и проектах, а смысла в этом нет никакого. По крайней мере – пока.

Сейчас некоторые скажут – пока одни рисунки рисуют, другие уже летают.


Не все так просто, уважаемые, не все так просто. О том, что летает, мы в конце поговорим. Оно уже летает, никуда от этого не деться. Пусть летает. Нас больше интересует то, что может полететь в перспективе.

Начнем, естественно, с американцев. Ну они вроде как самые продвинутые, и самолеты у них… огонь и страх воздушных шаров и беспилотников.

Возьмем их F-47



Точнее, его мутные рисунки, которые там называют рендерами. Все, что можно было извлечь из них – это то, что поклонение иконе «стелс» продолжается. А значит, от F-47 не стоит ждать гиперзвука и космических высот. Не про то физика этого проекта. И, уверен, что когда там соорудят макет для продувки в аэродинамической трубе, первые же работы это выявят. F-47 – это продолжение линейки F-22 - F-35 и не более того. Просто американцы в совершенстве овладели искусством надувания щек. Не отнять.

Кстати, лишним доказательством того является неудачная попытка объявить самолетом шестого поколения В-21.

Было такое, но мировое экспертное сообщество дружно сказало: «Фуууу», потому что реально В-21 – это следующий шаг по линейке В-2, так сказать, уменьшенная работа над ошибками. И совершенно ничего, что могло бы поставить его на полку шестого поколения, в «Райдере» нет.

Но В-21 хотя бы в металле и летает. Это неоспоримо. А вот F-47 под огромным таким вопросом. Он такой… невидимый, что его никто так и не увидел до сих пор. Сами американцы путаются в показаниях на тему F-47, поскольку то у них все находится на стадии индивидуальной сборки дебютного летного прототипа, как совсем недавно заявил начальник штаба ВВС Дэвид Алвин, и первый полет будет в 2028 году, то летные прототипы давно летают. Где, правда, он не уточнил.

Но оценили многие, поскольку то, что выдал Алвин, у основного большинства понимающих в теме вызвало падение челюстей на пол. Тут надо развести в стороны два проекта. Первый, который NGAD от «Локхид-Мартина» - это одно, а F-47 от «Боинга» - совершенно другое. И, насколько были осведомлены все интересующиеся, то первые внятные сообщения о программе F-47 появились в марте этого года.

«Локхид-Мартин» как раз заявлял об испытательных полетах в рамках программы NGAD, но… это же был демонстратор на базе F-16, и на нем испытывали отдельные элементы по этому проекту. Да, были слухи о том, что на секретных площадках «Локхида» что-то такое вроде бы поднималось в воздух в 2019 и 2022 годах, но дальше слухов дело не пошло. Никто толком не видел, что там могло такого летать и летало ли оно вообще.


Знаете, даже интересно, как в столь любопытной стране, как США, за пять лет работы и «полетов» прототипов программы NGAD никто ничего не видел и не снял на камеру мобильного телефона. Учитывая любовь американцев к рекламе, как они устраивают ради нее «информационные утечки», здесь все как-то слишком все засекречено. Про публичность, как один из символов демократии, мы даже не заикаемся.

Именно поэтому основная часть экспертного сообщества в мире встретила заявления о том что «вот-вот и… полетит F-47» не то что прохладно, а просто пессимистично.

Дело в том, что в СШАВ ни для кого из тех, кто в теме, не секрет, что генерал Алвин является лоббистом интересов «Боинга», и поговаривают, что именно старина Дэвид сделал все, чтобы увести заказ на разработку от «Локхида» к своим друзьям.

Впрочем, лобби в Америке – это в порядке вещей и есть основа политики. Так что усилия Алвина здесь ясны и понятны. И, надо сказать, что выдрать такой заказ для фирмы, испытывающей такие большие проблемы, как «Боинг» - это заслуживает уважения и явно генерал заслужил каждый доллар из полученных комиссионных за лоббирование.

Но вот в то, что «Боинг», у которого столько проблем, за семь месяцев смог обогнать «Локхид», который ковырялся со своим проектом пять лет – в это даже в Америке мало кто верит. Тем более, что американцам вынь да положи подтверждения. На слово там давно никто не верит.

Тем более, все проводят аналогии с тем, как «Нортроп – Грумман» ведет процесс со своим В-21. Все по канонам – картиночки, «слитые секретные фото», презентация, показы на аэродромах и, наконец, в полете. Все, как говорил покойный Задорнов, файлы сошлись. В В-21 верят, потому что все, как говорится, в открытом доступе.


Кстати, примерно так же поступают и в Китае, но про Китай мы отдельно поговорим в конце.

В случае же с F-47 – полная тишина и ноль битов информации. Ни фотографий, ни видео, ни данных, ни свидетелей. Лишь пару смутных рендеров, в которых 70% изображений – дым, из которого что-то торчит. В наше время это предельно мало для того, чтобы поверить в то, что нечто из дыма уже летает. Ну а то, что проектом F-47 размахивал с трибуны величайший миротворец на планете, только добавляет уверенности в том, что это просто элемент огромного шоу «Сделаем Америку снова великой».

Картиночками – сомнительно так.

Но что у нас там в Европе?


А в Европе было целых два проекта, если вы помните: GCAP или «Темпест» от Британии, Италии и Японии и FCAS от Германии, Франции, Испании и Бельгии.


GCAP


FCAS

Первый проект если и движется, то без микроскопа это движение уловить сложно. Если честно, я вообще считаю, что ничего из этого проекта не родится. Да, всем трем участникам надо менять свои старые «Торнадо» и «Тайфуны», а японцам F-2. Но у всех трех участников есть F-35…

Вообще, F-35 при всех его минусах, которые мы подробно разобрали до винтика, хорош в том плане, что напрочь уничтожил европейское авиастроение.

Сколько будут ковыряться в проекте «шестерки» британцы, сказать сложно. Понятно, что Япония и Италия не помощники, а так… попутчики с деньгами, и вся тяжесть работы ляжет на плечи британцев. Ну а насколько их реально хватит – вопрос.

У второго товарищества по несчастью все еще интереснее. Союз Франции, Германии, Испании и Бельгии… разваливается! Бельгия уже вышла из договора, немцы и испанцы лихорадочно ищут выход из сложившейся ситуации, а французы… а французы все и развалили. Гигантский скандал между концернами Dassault Aviation, Indra Sistemas и Airbus поставит крест на перспективах проекта FCAS, главной надежды Европы на возрождение производства боевой авиации как таковой.

Семь лет работы фирм Airbus, Dassault Aviation и Indra Sistemas пошли прахом. FCAS подавался не как просто самолет, а комплекс, включавший в себя истребитель шестого поколения (NGF), набор беспилотников различного назначения, «верных ведомых» и вспомогательных самолетов. Все это должно было объединяться в «боевое цифровое облако», сеть, позволяющую обмен данными между различными боевыми платформами в режиме реального времени.

Проект, конечно, был эффектен. Смотрелось на бумаге все просто фантастически. А вот реализация… Пять лет из семи ушло только на согласование различных бюрократических тонкостей Единой Европы. И лишь в 2022 году началось хоть какое-то осмысленное движение вперед.

Надо сказать, что за три года ничего не изменилось, в принципе, проект остался на том же месте. Зато французы решили, что 80% нового самолета должны производиться во Франции. Эрик Траппье, глава концерна Dassault Aviation заявил, что:
«Нам проще самим построить самолет, чем кооперироваться с немцами, так как нам в FCAS принадлежит 90% всех ноу-хау».

В целом, французы хотят запилить свой бар с блэк-джеком и прочим наполнением. Главное, конечно, чтобы опять «Рафаль» не получился, все, что будет лучше – уже неплохо.

А остальные бывшие участники останутся со своими старыми самолетами и… новыми F-35.

Американская программа F-35 добилась, пожалуй, главной цели своего существования. С её помощью американцы практически уничтожили европейское боевое авиастроение, окончательно делая Европу недееспособной в области разработки и производства собственных истребителей. Практически все европейские страны закупили или закупят «пингвина», и процесс этот практически необратим: вариантов, кроме F-35, для них нет.

В конце концов, не у русских и китайцев самолеты покупать?


А если учесть энергетический кризис, в который Европу буквально запинывают европолитики типа еврогинеколога Урсулы, то и думать нечего относительно создания каких-то там новых самолетов. Деньги надо трать на помощь любовнику Макрона из Киева, а F-35 Вашингтон даст и так. В кредит.

Сможет ли что-то изобразить Франция соло? Сомнительно. Точнее, разработать да, а вот построить и довести до ума – вряд ли. Плюс опять же, энергетический кризис к финансовому – ну о каких миллиардах евро будет идти речь?

А у нас лучше?


У нас – будем говорить о нашей, восточной половине мира. Тут, конечно, у всех в голове Китай и его два самолета. В мире сегодня говорят – «якобы шестого поколения». Хорошо, пусть так, Китай очень хорошо умеет хранить свои секреты и ЛТХ на всеобщее обозрение никто не вываливал.


Но J-36 и J-50 в отличие от всех остальных проектов, летают. Да, мировое экспертное сообщество не засчитало эти самолеты как шестое поколение, естественно, неприятно получать такую пощечину от китайцев. Но и сам Китай как-то не спешит убеждать весь мир в том, что эти аппараты – шестое поколение.

Да, J-36 и J-50 летают. В качестве прототипов, в качестве летающих моделей, не важно. Важно, что летают. Насколько китайские авиастроители заглянули в будущее – это вопрос, на который нет ответа, но если в Китае захотят – они ответят.


У нас в России… У нас как-то даже и неудобно говорить что-то про шестое поколение, учитывая, что с пятым еще толком не разобрались. Да, Су-57 имеет на своем боевом счету больше воздушных побед, чем F-22 и F-35 вместе взятые, при том, что сравнивать количество выпущенных самолетов как-то даже непристойно что ли…

Но опять-таки, работы над Су-57 идут, самолет летает, больше того, он воюет, и воюет эффективно. И желать чего-то еще как бы было бы странно.

То есть, на пятом поколении у нас можно поставить «галочку» в плане того, что смогли, освоили. Идем дальше. А дальше у нас – шестое поколение…

И тут сразу возникает вопрос – а зачем?

У американцев понятно – им просто жизненно необходимо быть впереди планеты всей. Европейцам – понятно, им надо избежать кабалы США. Китаю не понятно, но у них в противниках хотя бы те, кто хочет быть впереди планеты всей.

Так вакханалия, которая творится в российском информпространстве, она порой восхищает, хотя по сути своей, в основном представляет собой плоды разыгравшейся фантазии авторов и художников. На самом деле, ни один из этих поэтов шестого поколения не смог хотя бы приблизительно сформулировать, за каким дьяволом нам этот самолет.

Далеко не стану ходить, возьму одного нашего автора, который не очень понимает в самолетах, но делает определенные выводы в своих статьях. У нас в стране много таких авторов, к сожалению, но ничего не поделать. Я наткнулся на материал, в котором автор на полном серьезе рассуждал о том, чем будет заниматься наш МиГ-41, самолет, который, как говорится, «максимально приближен к требованиям шестого поколения».


С помощью МиГ-41, предположительно, могут решаться следующие задачи:
- уничтожение высотных сверхзвуковых и гиперзвуковых, пилотируемых и беспилотных разведывательно-ударных комплексов;
- перехват гиперзвуковых ракет из режима боевого дежурства в воздухе;
- уничтожение на большой и сверхбольшой дальности особо важных воздушных целей, таких как самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), самолёты-топливозаправщики, самолёты-разведчики, самолёты противолодочной авиации, а также стратегические бомбардировщики;
- применение противоспутникового оружия и вывод полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту (НОО);
- использование в качестве первой ступени для запуска существующих и перспективных гиперзвуковых ракет.

Такое впечатление, что у американцев списано. Много очень умных слов, за которыми нет ничего. Сомневаюсь, что написавший это хоть на толику представляет, что такое «пилотируемый гиперзвуковой разведывательно-ударный комплекс», но так как писать бред у нас в стране не запрещено – пишут. И на этот глобус натягивают сову МиГ-41, для которого, отмечу, официально Минобороны и РСК «МиГ» не озвучивалось никаких ТЗ.

Далее у нас «Перехват гиперзвуковых ракет из режима боевого дежурства в воздухе». Очень сложно перевести это на русский язык, но видимо, автор имел в виду такую ситуацию: где-то в режиме боевого дежурства барражирует МиГ-41, получив информацию откуда-то появлении где-то гиперзвуковой ракеты, самолет волшебным образом будет ее перехватывать и уничтожать. Почему «волшебным»? Ну просто в мире пока два наземных комплекса, их Patriot PAC-3 и наш С-500, которые теоретически могут такое осуществить. Теоретически – это потому, что в боевом режиме пока никто не пробовал. А тут у нас в самолет будет возможно запихать вычислительные мощности наземного комплекса? Который минимум в одной здоровенной машине размещается?

Далее. «Уничтожение на большой и сверхбольшой дальности особо важных воздушных целей». Ладно, хорошо, с этим пунктом можно согласиться, потому что если убрать помпезность, то получается, что к самолету можно подвесить ракеты большой дальности. То есть, то, чем сегодня Су-35С занимается.

«Применение противоспутникового оружия и вывод полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту». Все, как говорится, занавес, и вот почему: оттолкнемся от определения НОО (низкой околоземной орбиты) как таковой.

Низкая околоземная орбита (НОО, англ. Low Earth Orbit (LEO)) — космическая орбита вокруг Земли, расположенная относительно близко к поверхности планеты. Охватывает высоты от 160 км до 2000 км над уровнем моря.


То есть, этот с позволения сказать, летательный аппарат, должен подняться на такую высоту, с которой можно оперировать неким «противоспутниковым оружием» непонятного (а автор ни слова не сказал на тему того, что это за оружие) происхождения и давать старт спутникам. То есть, заменять собой первую и вторую стартовые ступени космической ракеты-носителя.

А чем, простите, автор планировал это сделать? А вот вам и вишенка на тортике:

Двигатель

Для базового варианта может быть рассмотрен вариант восстановления производства существующих ТРД Д-30Ф6, входящих в состав МиГ-31, но в модернизированном варианте.

В частности, некий условный ТРД Д-30Ф6М может быть доработан в части установки на него современной плазменной системы зажигания, цифровой системы управления с полной ответственностью (FADEC), новых монокристаллических лопаток турбин, способных выдерживать высокие температуры, и тому подобного.

Как вам? И мне понравилось. И, кстати, специально не стал давать ссылок, таких, с позволения, «статей» в русскоязычном сегменте – сотни. Малюют бред террабайтами, и малюют именно потому, что огромное поле для деятельности из-за отсутствия вменяемой информации. И получается полнейший разгул фантазии людей, зачастую вообще не понимающих, что такое самолет.

Меж тем в наше информпространство забросили рисунки. Это явно не МиГ-41, его рисовали несколько иначе. Точнее – совсем по-другому.


Так что это назвали «первым изображением российского истребителя шестого поколения». О чем это вообще говорит? Главным образом о том, что где-то кто-то нарисовал этот рисунок. И больше пока никаких выводов сделать нельзя, потому что это только рисунок. Таких рисунков в процессе создания самолетов делаются сотни, если не тысячи. Наверное, стоит пояснить?

Мне, конечно, везет, в городе есть авиазавод, а там есть еще люди, которые все могут растолковать дилетанту. И именно благодаря нормальным инженерам, я понял, что цена всех этих рисунков и рендеров небольшая.

С чего вообще начинается создания самолета? Правильно, с технического задания. Ибо «Без внятного ТЗ будет результат…» знаете, да?

И здесь сталкиваются две волны: Заказчик (Минобороны в нашем случае) говорит: нам нужно вот это! И дает перечень своих хотелок: скорость 4-6М, выживание летчика на такой скорости, чтобы летчик был многоразовым, малозаметность, выход в космос, лазерная установка для стрельбы по спутникам и так далее. Вот как наши горе-фантасты пишут.

В свою очередь Исполнитель пишет так называемое Техническое предложение. То есть, говорит, что он может создать в рамках озвученных желаний. Предлагает и обосновывает аэродинамическую схему самолёта, тип силовой установки и другие параметры. Ну и говорит, что да, в космос полетит, но нужен бак для окислителя и еще один двигатель, малозаметность на скорости 6М вряд ли, радиопоглощающие материалы не выдержат, лазер можно, но к нему нужна генерация мощности дополнительная. А так – все выполнимо, надо считать. Это называется «аванпроект».


И вот дальше начинается эскизное проектирование. Где-то сразу на компьютерах, где-то на бумаге, а потом переносится в цифру. Почему так? А пока просто от бумажных носителей не уйти, рабочий чертеж, с которым сборщик лезет внутрь собираемого самолета – он как бы на бумаге удобнее будет. Планшет тоже штука удобная, но у них есть плохая черта – смертность высокая.


И работают в одном направлении разные группы. Одни составляют и просчитывают конструктивные схемы, другие чуть ли не параллельно работают над аэродинамикой, потому что в угоду последней запросто могут что-то в конструкции изменить.

И вот в рамках эскизного проектирования идут разработка общих видов и компоновочных разрезов, разработка конструкций важнейших узлов и частей, разработка принципиальных схем, систем оборудования, управления и силовой установки. Отдельно идут расчёты веса и центровки и прочностные расчёты.

Все это дает приблизительную картинку того, что может получиться на выходе. Десятки раз все пересматривается, переделывается, пересчитывается. В результате может получиться Су-35, а может и Ил-112В.


И вот когда все принято, просчитано и утверждено, вот тогда начинается рабочее проектирование, то есть, завершающий этап разработки технической документации. Начинается разработка сборочных и детализированных чертежей, уточнение расчётов на прочность и веса конструкции.

И вот на этом этапе «вдруг» появились рисунки «нового самолета». Конечно, можно броситься и начинать фантазировать на тему того, что могут такие «самолеты». Но лучше было бы подумать в сторону того, а откуда и для чего они вообще появились.

Конечно, формой «самолет» очень похож на небезызвестный С-70 «Охотник» со вторым двигателем и пилотируемый. Уже из концепции «летающее крыло» понятно, что о скорости и сверхманевренности, которые до недавнего времени были козырями российских авиаконструкторов, здесь речь не идет. Про малозаметность говорить можно, в космос такое тоже вряд ли сможет полететь. Новых двигателей, способных на такие полеты у нас не заявлялось. Нет, конечно, наши фантазеры, дай им волю, они не только Д30Ф начнут выпускать, но и Р15В-300. На диване это очень просто сделать.

Скорее всего, это одна из отбракованных концепций. И почему ее решили «показать миру», понятно. Равно как понятно, что работы у нас идут, и хотелось бы думать, что идут они в нужном направлении.

Минобороны в лице ВКС не озвучивали (совершенно правильно) требований к новому самолету. РСК «МиГ» и АО «Компания «Сухой» ничего такого тоже не выбрасывали в своих отчетах, и это просто радует. Пример надо брать не с американцев, которые откровенно уже веселят весь мир рисуночками своего «чудо-оружия», которое потом оказывается не то чтобы чудом и не очень-то и оружием. Как суперпушки у «Замволтов» с их действительно чудесными снарядами по полмиллиона долларов за штуку.

Итого, что мы имеем?



США – самолета шестого поколения нет.
Европа – самолетов шестого поколения нет, и есть уверенность, что и не будет.
Китай – самолеты есть, летают, но насколько он «шестые» - сказать очень сложно.
Россия – самолета шестого поколения нет.

В целом, работа в нашей части мира идет. Да, мы пока что вроде бы отстаем от китайцев, но не стоит подходить к этому так. То, что у соседей что-то полетело – это не значит, что все пропало, надо спешно догонять и перегонять. У Китая есть одна проблема, которую они сами решить не смогут – двигатели. И лучшим подтверждением тому стали запросы Пакистана на российские двигатели для своих JF-17. Не могут китайские WS обеспечить такой ресурс и такие мощности.

Платформы для изучения возможностей? Да, почему нет? У нас же тоже есть такая платформа, Су-57. И можно изучать эти возможности, и их изучают, причем, в боевой обстановке. Для изучения действий авиации в современной очень надо сказать, изменившейся обстановке, не обязательно городить охотникоподобный блин. Выводы по малозаметности уже в целом сделаны на основании применения наших самолетов в СВО.

Нужна ли нам реклама в стиле американцев? Пожалуй, что нет. Они могут размахивать картинками сколько угодно, картинка не убивает. Надо ли нам уподобляться? Думаю, что нет, абсолютно по той же причине. Картинки не убивают, картинки не выигрывают войн.

Во времена Советского Союза самолеты (и не только) строились в режиме строжайшей секретности и это давало свои плоды. Весь мир вставал на уши от того, что «эти русские» выкатили очередной, не побоюсь этого слова, шедевр. И эти шедевры служили десятками лет, заполонив все «хит-парады» долгожителей авиамира, практически не оставив места американским, британским и французским творениям.

Конечно, можно постить картиночки и писать откровенный ненаучный фантастический бред, как это делает огромное количество людей в нашей стране. С одной стороны, вроде как и полезно, ни один враг не разберется в тех завихрениях серого вещества, которые выдают «на-гора» наши фантасты. С другой стороны, как-то не очень приятно, когда информпространство нашей страны извергает терабайты глупости.

За державу, знаете ли, обидно.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    Сегодня, 04:32
    На что может быть способна картинка? Естественно, радовать тех, кому интересны различные изображения.
    1. +1
      Сегодня, 04:48
      Цитата: Uncle Lee
      Естественно, радовать тех, кому интересны различные изображения.

      Производителям авиамоделей и соответственно тем, кто будет их клеить обсуждая на форуме какие декали использовать и в какой цвет красить. Это необычайно увлекательно.
  2. 0
    Сегодня, 04:45
    ИМХО распил бабок продолжается. С 5-м поколением не разобрались, давай 6-е! А лучше - 7-е!
  3. +1
    Сегодня, 04:57
    Мы уже не раз перебирали тему того, что есть шестое поколение самолетов.

    Шестое поколение это однозначно отсутствие в кабине человека. Сможет ил ИИ управлять самолетом? Наверное сможет. Сможет ли человек управлять ИИ? Это уже под вопросом. Остается один вариант, управление дистанционно. НО! Дистанционное управление подразумевает наличие по близости приемо-передающей аппаратуры, желательно очень близко дабы улучшить помехозащищенность. Выбор не велик, либо это второй самолет, либо это спутник. В случае с спутником их должно быть много, очень много. США единственная страна создающая многотысячную спутниковую систему связи и преуспевшая в этом, соответственно шансов создать самолет 6 поколения у них больше, чем у кого либо.
    1. 0
      Сегодня, 08:11
      Одно из определений интеллекта - способность решать нестандартные ситуации нестандартными методами. Что в таком деле как война - обычно весьма актуально. Ничего похожего этот ИИ пока не демонстрирует. Отсюда вопрос - является ли он вообще интеллектом-то?
  4. 0
    Сегодня, 06:11
    Было время, когда авиацию (и бомбардировочную, и истребительную) грозили полностью заменить МБР, ОТРК и ЗУР., но в итоге летчикам пришлось только немного потесниться... Сейчас бум беспилотников с системами ИИ породил кризис во многих традиционных системах вооружений, в том числе и авиационных. Поэтому, прежде, чем рисовать эскизные проекты и мастерить концепт-модели из пластика в натуральную величину, надо понять, какую нишу сможет отстоять за собой сама пилотируемая авиация в целом.
  5. +2
    Сегодня, 06:13
    Цитата: Дырокол
    Сможет ил ИИ управлять самолетом?
    Наверняка сможет. Во всяком случае, военно-транспортными самолетами, где довольно-таки простой алгоритм - взлет, полет по заданному маршруту, с последующей посадкой на заданном аэродроме. Кстати, китайцы уже представили концепт военно-транспортного самолета, управляемого ИИ, а далее уже идет вопрос о его производстве. Думаю, что тоже самое можно отности и к самолетам ДА - ракетоносцам, разведчикам, заправщикам и РЭБ. А вот с истребителями, где обстановка в небе может меняться ежесекундно, такой номер с ИИ может не пройти. Хотя...
    1. +1
      Сегодня, 06:26
      Цитата: Luminman
      А вот с истребителями

      Принятое решение ИИ в воздушном бою может противоречить поставленной задаче. Зачем этот риск? С него же потом не спросишь.
  6. BAI
    0
    Сегодня, 06:21
    1.
    основанным на новых физических принципах». Вот что это за новые физические принципы, учитывая, что физика в нашем пространстве осталась старой – оставим на совести говорившего,

    И компетенции автора.
    Автору на заметку. Оружие на НФП - это оружие, которое построено на физических принципах, которые раньше для построения оружия не использовались: лазер, инфразвук, ЭМИ, потоки нейтронов и т.д. Которые давно известны, но им нашли применение в военном деле.
    О гравитационных пушка и мюонных бомбах речь не идёт.
    2.
    Китаю не понятно, но у них в противниках хотя бы те, кто хочет быть впереди планеты всей.

    А у нас, эти те, которые впереди, - лучшие друзья и союзники на века?
  7. 0
    Сегодня, 06:36
    Эва как, зачем самолёты шестого поколения...
    А зачем вообще прогресс?
  8. 0
    Сегодня, 07:50
    Связка СУ 57 и С70 и полноценная обкатна этой связки в боевых условиях возмлжно могла бы.подсказать направления дальнейшего развития.
    Не попадались пока материалы о боевом применении этой пары.
    Весьма.интересно узнать.
    1. BAI
      0
      Сегодня, 08:21
      Не попадались пока материалы о боевом применении этой пары.

      А их и не будет. С-70 благополучно сдох. Очередной распил.
  9. 0
    Сегодня, 08:29
    США – самолета шестого поколения нет.
    Европа – самолетов шестого поколения нет, и есть уверенность, что и не будет.
    Китай – самолеты есть, летают, но насколько он «шестые» - сказать очень сложно.
    Россия – самолета шестого поколения нет.


    И в обозримом будущем ничего принципиально не изменится. ИМХО. hi