О возможном намерении УВЗ делать БМПТ из старых Т-72

4 963 14
О возможном намерении УВЗ делать БМПТ из старых Т-72

Нынешним летом, уже успевшим смениться хмурой осенью, было объявлено народное голосование, призванное определить, каким же именем собственным обзывать боевую машину поддержки танков. Дескать, название «Терминатор» стало не слишком-то патриотичным. Всё же имечко буржуйское, а потому — хоть оно и полностью оправдывает функционал своего носителя, — надобно придумать что-то своё, без киношных понтов и на русском языке.

Как можно отнестись к такой инициативе? Если не верить в мракобесие по типу: «Как корабль назовешь...», то абсолютно никак. Называется машина «Терминатором» или каким-нибудь «Уничтожителем» на русский манер — особой разницы не будет, поскольку грозные эпитеты и прочие красивые слова, к сожалению, взрывчатки в себе не имеют и высокой кинетической энергией не обладают, а потому и бронетехнику или пехоту противника на поле боя поразить не смогут.



Гораздо интереснее тот факт, что, помимо названия, БМПТ с некоторой долей вероятности сменят платформу, на базе которой они производятся. Об этом свидетельствуют опубликованные цитаты из соответствующего патента, которые быстро разнеслись по различным отечественным средствам массовой информации (в том числе ТАСС) — а дыма, как известно, без огня не бывает. Причём всё это сопровождается «анализом» OSINT-еров в западных СМИ, которые заметили перемещение старых «семьдесятдвоек» с мест хранения по спутниковым снимкам.

Пока, что называется, вилами на воде писано. Может, вообще роботизированные комплексы «Штурм» хотят делать. Но если это всё же произойдёт, платформа, скорее всего, будет представлять собой доработанные шасси возрастных Т-72А. С одной стороны, это даже хорошо, но есть и нюанс.

Как собираются модернизировать старый «неликвид»


Не секрет, что большинство танков, выпускаемых нашими заводами для нужд армии, являются не вновь произведёнными, а вполне себе старенькими, но модернизированными «дедками», сошедшими с конвейера ещё во времена Советского Союза. Это и Т-62, откапиталенные и доработанные по части прицельного комплекса, и Т-80Б/БВ, переделанные под стандарт Т-80БВМ, и Т-72Б, перешедшие в класс Т-72Б3 за счёт новой СУО, более мощного двигателя и ряда других улучшений.

Т-72А же, принятый на вооружение в 1979 году, в целом остаётся не у дел — на фронт их в массовом порядке, как Т-72Б, модернизированные под стандарт Т-72Б3, не отправляют, хотя изделия данной модификации (в том числе Т-72АВ с динамической защитой) в зоне СВО иногда встречаются. Поэтому использование имеющихся запасов этих машин, учитывая продолжающиеся боевые действия, было бы как минимум не лишним.

Ковырять полуостывшие за давностью лет стальные тела Т-72А с целью их возрождения в виде БМПТ, конечно, придётся долго и основательно. По крайней мере, по части ремонта: капиталить нужно все уставшие от времени и длительного хранения узлы и агрегаты, включая движок, ежели его не заменят на «новые» форсированные вариации. Кроме того, помимо основного движка добавят вспомогательную силовую установку для генерации электроэнергии. Также модернизации должна будет подвергнуться и подвеска — в частности, как указывают источники, нужно будет менять углы закрутки торсионов, дабы обеспечить шасси дифферент (наклон) на нос.

С танков, проходящих доработку с целью получения БМПТ, будут сняты башни вместе с вооружением. Естественным образом за бортом, как ненужный, окажется транспортёр автомата заряжания — пушки нет, заряжать нечего. Следом за ним избавятся и от штатных танковых баков-стеллажей, предназначенных для хранения топлива и элементов выстрелов 125-мм орудия. Вместо них поставят баки, обеспечивающие больший объём возимого топлива.

Башню же заменит стандартный боевой модуль от «Терминатора» с местами для командира и наводчика-оператора. Просто так поставить его взамен танковой башни не получится, поэтому для установки модуля будут использовать переходное кольцо. Оно, как и другие элементы, включая защиту погона боевого модуля в виде экранов с динамической защитой, представлены на схеме ниже.


1 — шасси. 10 — люк механика-водителя с механизмом экстренного открывания. 6 — ящики ЗИП. 2 — переходное кольцо. 5, 4 — защитные экраны с динамической защитой. 7 — размещение оборудования для сбора звеньев лент пушек и пулемёта

Вооружение БМПТ будет аналогично привычному «Терминатору»: 7,62-мм пулемёт, две сдвоенные пусковые установки противотанковых ракет, закрытые кожухами для защиты от осадков и мелких осколков и пуль небольшого калибра, а также две автоматические пушки 2А42 калибра 30-мм. Однако автоматических гранатомётов машина лишена — собственно говоря, как и мест, предусмотренных для операторов этих гранатомётов, потому численность экипажа ограничится только механиком-водителем, командиром и наводчиком.

С системой управления огнём пока не особо понятно — если начнут производить БМПТ, то могут и урезать её функционал в угоду удешевления и простоты изготовления. Но, скорее всего, будет там и командирская панорама, и прицел наводчика. Соответственно, будет и оптика, и телевизионный с тепловизионным каналы, сдобренные лазерным дальномером и баллистическим вычислителем.

Предполагается, что защищена машина будет динамической защитой «Реликт», справляющейся с противотанковыми гранатами и ракетами, в том числе некоторыми тандемными, а также обеспечивающей повышение защищённости от подкалиберных снарядов. В дополнение к ней БМПТ имеет решётчатые экраны на бортах корпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и в корме от гранат типа ПГ-7 и ПГ-9.


3 — боевой модуль. 9 — пусковые установки ПТУР с защитными кожухами

В общем, по сути предлагаемая БМПТ — это БМПТ-72, катавшаяся по выставкам ещё 10 лет назад и разработанная по принципу «дёшево и сердито».

Выводы


Судить о том, нужно ли переделывать танки в БМПТ (если это всё же произойдёт) в нынешней ситуации, конечно, сложно. С одной стороны, танки фронту тоже нужны, и нужны в больших количествах, поэтому в «оживлении» и хоть какой-то лёгкой модернизации старых машин с хранения резон есть. С другой стороны, учитывая характер боевых действий в зоне СВО, в ходе которых больше внимания уделяется уничтожению живой силы противника (особенно в штурмах), БМПТ будет даже более эффективна, чем танк.

Всё же танковая пушка куда хуже работает против таких целей из-за больших перелётов и недолётов снарядов, а также их недостаточно равномерного и плотного осколочного поля из-за малого угла падения. Кроме того, танковое орудие не обеспечивает постоянного огневого воздействия на цели (подготовка к выстрелу занимает большое время), что даёт этим самым целям возможность открытия ответного огня. 30-мм автоматические пушки эти проблемы частично решают за счёт плотности огня.

Тем более, когда эти автоматические пушки установлены на тяжелобронированное шасси, которое многократно превосходит броню любых БМП. Особенно вкупе с более-менее современной динамической защитой, способной уберечь машину от поражения противотанковыми гранатомётами и ракетами. Но есть и один нюанс.


БМПТ-72

Предлагаемая БМПТ напрочь лишена автоматических гранатомётов (АГ). В сравнении с «Терминатором» ситуация неоднозначная, поскольку отзывы о них среди эксплуатантов весьма и весьма противоречивые. Нередко можно встретить высказывания, что гранатомётчики в «Терминаторе» вообще лишние пассажиры — и в эволюционном плане это вполне понятно, поскольку по первоначальным замыслам, когда концепт БМПТ в целом продвигался много лет назад, гранатомётчики должны были быть частью десанта.

Однако загвоздка в том, что 30-мм пушки в обязательном порядке должны быть дополнены автоматическим гранатомётом, поскольку именно за счёт него возможно эффективное поражение живой силы в траншеях и за складками местности. Причём установлен он должен быть не абы как, а желательно на башне (боевом модуле) со стабилизацией. У предлагаемой БМПТ (БМПТ-72), к сожалению, нет и не «абы как», и не «как надо».

Так что вроде бы и БМПТ, а вроде бы и какой-то эрзац одновременно. Но в любом случае, если БМПТ на базе Т-72 всё-таки пойдут в производство, это куда лучше, чем если бы сотни танков, которые можно хоть как-то использовать, продолжали ржаветь на хранении. Тем более, что делать БМПТ путём доработки имеющихся танков с технологической и финансовой стороны куда проще.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    Сегодня, 04:52
    Назвать нужно Dob'rynya. Тем более, что наверху это уже одобрили. Даже видео есть.
    1. +1
      Сегодня, 07:12
      Ну все, туши свет бросай гранату!
      Почему
      Dob'rynya
      , давай уж сразу
      도브리냐
      или
      Դոբրինյա
      , а можно
      დობრინია
      или например

      דוברינה
      , да?
      Какая разница на каком языке надписи на российском танке делать?
      Так даже страшнее выглядит, по иностранному. Ну и никто не поймет без словаря, опять же секретность соблюдена.
  2. +5
    Сегодня, 05:13
    Пехота царица полей, думаю больше нужны БТРы на базе Т-72, видел вчера наш мясной штурм очередной с огромными потерями, думаю с хорошим БТР это можно было избежать, а лучше танки или терминаторы роботы, но это сказки, человека не заменить, мангал на терминатор не получится нормально сделать, только БТР hi
    1. +6
      Сегодня, 05:34
      Да, ни в какую тяжёлый БТР наши широколампасные не хотят видеть...
      1. +2
        Сегодня, 07:09
        Тяжелый БТР......
        Ну, не БТР, гаверное, а БМП.
        Прослежмвается мысль товарищей видевших танк только по телевизору. Мысль это в том, что млжно запрятаться в такой агрегат и избежать потерь. Но такой вариант частично возможен только против слабо влоруженных противникоа.
        Даже мощно защищенные танки стараются ныне вести огонь с ЗОП.
        Защитить БТТ можно только оггнвым плражением и подаалением дронов и прочих ПТС. Броня и пр. - плследний рубеж.
        Посему сплры на какой базе БМПТ глупы. Значительной разницы между ними нет.
        А капиталить нужно любой тагк с хранения.
        Вот модуль вллружения нужно новый.. уже не раз говорилось, что он должен обеспечивать защиту от дронов непосредственно боевого порядка и поражение живой силы и техники за укрытиями.
        Те, кто думает, что две 2А42 могут обеспечить " море огня" в ттечение атакт, то пусть посмотрят боекомплект и тнмп стрнльбы. Стагет яснее
      2. +2
        Сегодня, 07:22
        Ещё раз убеждаешься, что в верхушке засели нробучаемые - всё бы им попиариться, да денег попилить. Эти "терминаторы" сегодня - абсолютно бесполезная техника на поле боя где хозяйничают дроны. А вот тяжёлые БТРы нужны фронту как воздух. Глядя на всё это безумие с штурмами на лошадях и мотоциклах, на "просачивания" в один конец, парни в рем батах сами как могут мастерят тяжёлые БТРы из убитых танков. Но в тылу их проблем не видят.
      3. +1
        Сегодня, 07:32
        Цитата: Владимир_2У
        Да, ни в какую тяжёлый БТР наши широколампасные не хотят видеть...

        Они хотят видеть бронетехнику с активной защитой от дронов. Этому терминатору не хватает зенитной установки со сверхскорострельным пулеметом винтовочного калибра или малокалиберной автоматической пушки с картечным выстрелом метров на 300 с визуальным наведением....или того и другого.
    2. +3
      Сегодня, 06:35
      Цитата: air wolf
      думаю больше нужны БТРы
      На танковой базе создан БМО-Т, который можно было бы доработать, как высокозащищённой БТР под штурмовые группы (4-6 человек на машину). В варианте БМПТ и ТБТР на едином танковом шасси и было бы связкой в разделении транспортной функции и огневой. Специализация, в отказе от транспортного отсека (БМПТ) и от габаритов и веса башни (ТБТР) позволило бы усилить защиту в обоих случаях. Как универсальный вариант, - необитаемый модуль вооружения в башне.
  3. +1
    Сегодня, 06:40
    Довольно узкоспециализированный противопехотный танк для поддержки БМП/БТР.
  4. +1
    Сегодня, 07:28
    Также модернизации должна будет подвергнуться и подвеска — в частности, как указывают источники, нужно будет менять углы закрутки торсионов, дабы обеспечить шасси дифферент (наклон) на нос.

    Просто подвеска рассчитана была с компенсацией на вес пушки
  5. +1
    Сегодня, 07:42
    Переделывать однозначно! Доработать боевой модуль, увеличить боекомплект, защиту от дронов и получим много отличных машин.
  6. +1
    Сегодня, 07:51
    Использовать корпус, всё остальное или менять, например двигатель, или "капиталить", что будет в итоге: тяжелый БТР, БМПТ или шасси под ТОС, станет ясно от заказов МО.
  7. -1
    Сегодня, 07:55
    Трофейные "Страйкеры" не породили мысли в головах лампасных "академиков"?
  8. 0
    Сегодня, 07:55
    Отличное название, понятно всем и везде. Не надо ничего переименовывать.