Boeing предлагает унифицированную платформу для тяжёлых БПЛА

1 478 1
Boeing предлагает унифицированную платформу для тяжёлых БПЛА
БПЛА CxR в ударной конфигурации — пока в виде графики


Американская компания Boeing имеет большой опыт в разработке беспилотной авиации и переходит от создания единичных образцов к разработке целых семейств. Недавно она начала разработку перспективной беспилотной воздушной платформы. В будущем на её основе планируется создавать новые БПЛА с разным оснащением и отличающимися возможностями. Уже представлены два концепта беспилотников разного назначения, и не исключается появление новых подобных проектов.



Официальный анонс


На днях в США прошла очередная ежегодная конференция Ассоциации армии AUSA-2025, в рамках которой имела место выставка актуальных и перспективных разработок. Большую экспозицию представила компания «Боинг» и её дочерние предприятия. На этот раз она показала совершенно новый проект, представляющий большой интерес.

Boeing занимается разработкой беспилотной платформы, пока не получившей собственного наименования. Целью этого проекта является создание беспилотного конвертоплана со всеми основными компонентами и возможностями, который можно будет перестраивать и адаптировать для решения конкретных задач.

В проекте планируется использовать значительный опыт компании в создании конвертопланов и беспилотной авиации. Также ведётся поиск новых технических решений и технологий, которые помогут получить оптимальный облик платформы и БПЛА на её базе.

К настоящему времени специалисты Boeing сформировали самые общие идеи нового проекта и продолжают их проработку. На этом этапе определён примерный облик будущей платформы и некоторых беспилотников семейства. Один из концептов показали в виде графики. Также раскрыты примерные характеристики перспективной техники.

В ближайшем будущем компания-разработчик планирует завершить проектирование платформы и выполнить на её основе два БПЛА. Первый получил название CxR (Collaborative Transformational Rotorcraft — «Совместный трансформируемый конвертоплан») и рассматривается в качестве многоцелевой системы с боевыми возможностями.

Второй проект получил обозначение CLR (Collaborative Logistics Rotorcraft — «Совместный конвертоплан логистики»). Он предусматривает создание транспортного БПЛА на той же платформе.


Предполагается, что два новых БПЛА найдут место в армейской авиации и дополнят имеющиеся у неё вертолёты и беспилотники разных классов. CxR будут решать ударные задачи вместе с вертолётами AH-64, а CLR предстоит работать в одной нише с транспортными UH-60.

Общие решения


Boeing разрабатывает унифицированную платформу в виде беспилотного конвертоплана с набором основных узлов и агрегатов. Путём установки необходимых конструкций, систем и устройств базовая платформа будет превращаться в БПЛА с конкретной ролью и функциями.

Новая платформа получит планер с обтекаемым фюзеляжем, высокорасположенным прямым крылом и V-образным оперением. Вероятно, в конструкции будут широко использоваться композитные материалы, дающие оптимальное соотношение массы и прочности. При этом конструкция фюзеляжа и его внутренняя компоновка будут определяться с учётом роли БПЛА.

Размеры будущих беспилотников не уточняются. Судя по заявленным возможностям, длина и размах крыла будут превышать 8-10 м. Максимальная взлётная масса будет в пределах 5-7 тыс. фунтов (2,3-3,2 т). Полезная нагрузка — до 1-2 тыс. фунтов (454-918 кг).

Силовая установка платформы будет включать один турбовальный двигатель неназванной модели. Его поместят внутри фюзеляжа и соединят с трансмиссией особой конструкции. В дальнейшем не исключается переход на другие решения, такие как гибридные системы, электротрансмиссия и т.д.

В состав трансмиссии войдёт главный редуктор, распределяющий мощность двигателя между двумя винтами. В гондолах на крыле поместят два других редуктора для привода винтов. Гондолы смогут качаться в вертикальной плоскости для изменения режима полёта.

По скорости полёта новые конвертопланы будут превосходить существующие вертолёты. Максимальная скорость, в зависимости от типа и модификации, будет достигать 200-250 узлов (370-460 км/ч). Boeing отмечает, что новые БПЛА будут относиться к 4 и 5 группе по американской классификации. В эти категории входит техника с потолком до 5500 м (4 группа) или свыше 5500 м (5 группа).


Ударный вертолёт AH-64E — с такой техникой предстоит взаимодействовать новым БПЛА CxR

Новая платформа получит унифицированную систему управления с несколькими режимами работы. Она должна включать центральный компьютер, различные датчики и т.д. Также предусматривается интеграция приборов управления вооружением и иных систем. Точная комплектация и функции системы управления будут определяться целями каждого проекта.

Утверждается, что новые БПЛА смогут самостоятельно выполнять взлёт, полёт и посадку. Решение практических и боевых задач будет происходить в автоматическом режиме или под контролем оператора. Решение о применении оружия останется за человеком.

Два конвертоплана


На недавней выставке компания Boeing анонсировала разработку двух конвертопланов на общей платформе. Она раскрыла задачи этих проектов, некоторые особенности техники и её предназначение. Вероятно, в будущем компания опубликует новые подробности. Кроме того, следует ожидать старт разработки других БПЛА на унифицированной базе.

Проект CxR предусматривает создание ударного беспилотника, способного нести различное вооружение. Он должен будет дополнять имеющиеся вертолёты AH-64 и помогать им в решении боевых задач. Прежде всего, БПЛА должны будут действовать в опасной обстановке и принимать на себя риски.

В опубликованных материалах боевой БПЛА имеет носовую оптико-электронную станцию для обзора и поиска наземных целей. Видеокамера, тепловизор и лазерный дальномер должны обеспечить эффективную работу в любое время суток и в широком диапазоне погодных условий.

Беспилотник может получить систему управления, способную самостоятельно анализировать поступающие данные. Она должна будет искать и распознавать цели, а также готовить и проводить атаки, применяя доступное вооружение.

Предполагается, что CxR сможет нести и применять различные средства поражения. В рекламных материалах БПЛА имеет короткие плоскости, на которых подвешены держатели с парой цилиндрических транспортно-пусковых контейнеров. Какое оружие может помещаться в таких ТПК, не сообщается. Вероятно, беспилотник будет использовать всё штатное вооружение армейской авиации.


Взаимодействие ударных вертолётов с лёгкими БПЛА

Транспортный CLR должен иметь схожую конструкцию, однако получит фюзеляж с объёмной грузовой кабиной. Габариты такой кабины и её вместимость пока не уточняются. Также неизвестно, какие грузы сможет перевозить БПЛА, как будет производиться погрузка и т.д.

Перспективный подход


Беспилотная авиация всех классов и категорий показала свой потенциал и активно развивается, причём в этих процессах участвуют все ведущие авиастроительные организации. Кроме того, регулярно предлагаются и реализуются новые интересные идеи, способные в теории повлиять на всю отрасль.

Компания Boeing теперь предлагает разрабатывать не только отдельные проекты, но и целые семейства беспилотной техники на основе общих платформ. Сейчас она занимается созданием базовых решений такого рода и уже прорабатывает два варианта техники на их основе.

Новый проект от «Боинг» предусматривает создание платформы тяжёлого класса, которая станет основой для ударного и транспортного летательных аппаратов. В дальнейшем возможно появление новых образцов иного назначения, но эта тема пока не раскрывалась и, возможно, даже не прорабатывалась.

Нетрудно понять, какие преимущества имеет подобный подход к разработке техники. Общая платформа упрощает создание тех или иных БПЛА с разными функциями. Также снизится сложность производства и эксплуатации. Техника нескольких типов будет использовать общую номенклатуру агрегатов и запчастей, что также снизит затраты на всех этапах жизненного цикла.

Впрочем, идея платформы не лишена недостатков. В первую очередь, это специфический характер такой концепции. Платформа должна учитывать особенности и потребности техники разных классов, серьёзно отличающейся друг от друга. Из-за этого разработчикам придётся идти на некоторые компромиссы и жертвовать характеристиками или возможностями.

Тем не менее, компания Boeing возлагает на новые проекты большие надежды и пока не собирается отказываться от них. В течение следующих нескольких лет она проведёт необходимые работы и, возможно, построит опытную технику, а также проведёт её испытания. После этого станут понятны реальные возможности новой платформы и техники на её базе. Кроме того, к этому времени своё мнение могут высказать потенциальные заказчики.
1 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    Сегодня, 05:32
    Если брать ударник, то линейка Сикорского намного перспективнее, транспортник - тут "тэйлситтер" не особо, очевидно что лучше конвертоплан.