Необычная система фондирования в СССР

Фото в этой статье сугубо иллюстративные, чтобы получше чувствовать дух сталинской эпохи
В дополнение к сталинской кредитной системе и системе обращения наличных денег в СССР, стоит также сказать и о системе фондирования. Сейчас термин «фондирование» употребляется только в банковской сфере и означает формирование ресурсов банка для финансирования активных операций, а в СССР у этого термина смысл был совсем другой.
Вот какой определить весьма непросто. Это была система материального снабжения государственных предприятий, но при этом не распределение, поскольку ресурсы требовалось покупать и оплачивать, как мы уже знаем, в значительной мере на кредиты Госбанка СССР, но и не продажа в собственном смысле слова, поскольку ассортимент и количество ресурсов планировались и выделялись только в соответствии с планом, утвержденным Экономсоветом при СНК СССР.
В общем, необычная система, которой сейчас трудно подобрать аналог. Ближе всего, пожалуй, биржевой поставочный фьючерс с обязательством покупки базового материального актива в определенную дату исполнения фьючерса по зафиксированной при сделке цене. Но это если рассматривать одну операцию с материальным активом. Как система, определявшая оборот практически всей промышленной продукции, фондирование прямых аналогов сейчас не имеет.
Интересно то, что фондирование существовало долго, с начала 1930-х годов и до конца 1980-х годов, тем не менее в советской литературе очень мало ее толковых описаний. Она в основном лишь упоминается, без существенных подробностей. «Белое пятно» в экономической истории СССР.
Экономист, сидевший по статье 58.10
Мне пока что удалось найти лишь одну работу, в которой фондирование было описано как система в своих основных чертах — Иотковский А.А. Материальное снабжение и сбыт продукции промышленного предприятия. М.: «Политиздат», 1941.
Автор этой книги — доцент Ленинградского финансово-экономического института Александр Артурович Иотковский. Окончил экономический факультет Политехнического института, потом работал в плановом отделе Потребсоюза в Луге, затем в Облплане Ленинградской области, а затем уже перешел на работу в институт. В августе 1941 года был мобилизован в армию, попал сначала в 402-ю стрелковую дивизию, затем в разведотдел Крымского фронта, где и прослужил до января 1944 года. В это время он был вызван в Генеральный штаб, но по дороге с ним случилось нечто, что в корне поменяло его судьбу.
Вместо Генерального штаба майор Иотковский был арестован и получил приговор Особого совещания при НКВД СССР по статье 58.10 УК РСФСР на 5 лет лагеря. Легко отделался, потому что в военное время ОСО могло по этой статье приговорить к расстрелу.
Реабилитаторы даже не утруждают себя справками, утверждая, что его-де арестовали по ложному доносу. Между тем, статья 58.10 — это:
В современном уголовном праве (кстати, в УК РФ есть статья аналогичного содержания — ст. 280.4) пропаганда отделяется от подстрекательства, в том числе и с помощью публичных призывов, и определяется как деятельность по распространению информации, направленную на формирование у воспринимающих ее лиц идеологии, убежденности в необходимости или допустимости осуществления соответствующей запрещенной деятельности. То есть это не разовая акция и не один рассказанный анекдот, а довольно длительная, целенаправленная деятельность.
Иотковский отсидел свое и в 1949 году был отправлен на поселение в Новосибирскую область. В 1954 году вернулся в Москву, в 1955 году — в Ленинград, был реабилитирован и вернулся на должность доцента Ленинградского финансово-экономического института. Потом защитил докторскую диссертацию и стал профессором в том же институте, где и работал до смерти в 1977 году.
Что там с ним произошло, мы разбирать не будем, тем более что книгу свою он написал и выпустил задолго до этих событий.
Промфинплан будущего периода
Система фондирования была основана на материальных балансах, которые составлял Госплан СССР. Этой работой начали заниматься еще в Гражданскую войну, потом был перерыв на восстановительный период, и снова к материальным балансам обратились в первую пятилетку.
Материальные балансы составлялись по 300 наименованиям сырья, топлива и материалов, а также по 150 видам промышленного оборудования.

Характерная особенность фондирования состояла в том, что материальный баланс для него был провизорным, то есть составленным для будущего периода, который еще должен исполняться.
С тех пор как в советской промышленности стал вводиться хозрасчет (выполнение плановых заданий в пределах установленной сметной себестоимости), стали составлять промышленно-финансовый план или, сокращенно, промфинплан. Он составлялся на будущий год, примерно за 2-3 месяца до его начала, и в нем учитывались как производственные, так и финансовые показатели.
Производственные показатели: выпуск продукции, вытекавший из уже спущенных главком или наркоматом плановых заданий, количество рабочих, производительность труда по операциям, зарплата, себестоимость единицы продукции, расход топлива и материалов на единицу продукции.
Хозяйственно-финансовые показатели: запасы топлива, материалов и наличие оборудования, обеспеченность заказами на снабжение и предполагаемый график поставок, отгрузка продукции и график поставок, счета расходов, состояние кредиторских и дебиторских счетов, наличие денег в кассе и на счете.

В рамках промфинплана составлялся провизорный баланс на начало будущего года, а затем, на основе наметок операций в течение года, составлялся провизорный баланс на конец будущего года. Исходя из этого, можно было построить полугодовой, квартальный, месячный, недельный и даже суточный план операций. Эта работа, конечно, изрядно загружала плановые отделы предприятий, но сам по себе план серьезно облегчал руководство предприятием.
Промфинплан — это как должно работать предприятие. Директор, получая текущие отчетные данные и сравнивая их с теми или иными отрезками промфинплана, во всякий момент знал, хорошо идет его предприятие или валится набок. Например, директор получил отчет за смену, посмотрел в график промфинплана и видит, что план не сделали, такой-то цех отстал. Звонит начальнику цеха и спрашивает, почему? Исходя из данных ему ответов, директор вырабатывает некий план того, как ситуацию выправить.
Промфинплан полезен и на небольшом предприятии. Если же вы управляете огромным заводом в два десятка цехов и несколько тысяч работников, промфинплан абсолютно необходим.
Так вот, после того как в промфинплане подсчитали выпуск продукции и расход топлива и материалов на единицу продукции, затем вытекающий из этого валовый расход топлива и материалов на год, а потом учли наличные запасы и имеющиеся договора на снабжение, самое время оформлять снабжение по системе фондирования.
Фонды снизу вверх и сверху вниз
Перед началом нового хозяйственного года предприятия составляют заявки на материалы, сырье и топливо не позднее чем за 75 дней, то есть не позднее 17 октября. Иотковский пишет, что такой порядок был введен с 14 декабря 1940 года, а до этого составлялись поквартальные заявки на фондирование.
Заявки подаются с расчетами и обоснованием, однако это, по существу, выписка из уже составленного промфинплана или его чернового варианта.
Предприятие подает заявку в свой главк, которому оно подчиняется. Главк, суммировав заявки подчиненных ему предприятий, подает заявку в союзный наркомат, то есть работающий по всему СССР, такими было большинство образованных в 1939-1940 годах хозяйственных наркоматов. Наркомат тоже суммирует заявки от своих главков и подает общую заявку в Госплан СССР.
Вот как раз Госплан СССР, собрав заявки от наркоматов, составляет материальные балансы. Поскольку туда стекаются данные как от производителей, так и от потребителей сырья, материалов, топлива, оборудования, причем у заявок есть обосновывающие сведения, в первую очередь объем планируемого выпуска, плановики могли переработать заявки наркоматов в балансы.
В одной колонке — приход, то есть предполагаемое производство, в другой колонке — расход, то есть предлагаемые заявки. Если разработать специальный формуляр для таких заявок, то переработка их в баланс становится делом несложным. Такие формуляры заявок наркоматов на фондирование должны быть в архиве, но пока что ни одного из них мне видеть не доводилось.
В заявках, должно быть, производство и потребление распределялось по главкам и по наиболее крупным предприятиям, которые находились в прямом подчинении наркома. Таким образом, в Госплане СССР материальные балансы составляли с таким же подразделением. Обычного этого хватало, но при необходимости можно было посмотреть справочные или отчетные материалы о том, какие предприятия входят в тот или иной главк.
В Госплане СССР и решали, кому и сколько дать сырья, материалов и топлива, чтобы заявленные планы были выполнены. Вот здесь требовалось и знание соответствующей отрасли хозяйства, и чутье, поскольку и предприятия, и главки сплошь и рядом составляли завышенные заявки, чтобы создать резерв «на всякий случай» или на случай нелегальной торговли. О том, что такая торговля велась, говорит указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1941 года о запрете продажи, обмена и отпуска на сторону оборудования и материалов государственными предприятиями. О наличии запасов или неиспользованных излишков требовалось сообщать в наркомат, которые должны были их перераспределить. Излишки важнейших материалов, согласно постановлению СНК СССР от 21 марта 1941 года, перераспределял Госплан СССР.
Составленный проект материальных балансов Госплан СССР представлял в Экономсовет при СНК СССР, который их утверждал. После этого балансы становились документом, обязательным к исполнению. Сырье, материалы, топливо, оборудование, обозначенные в них, получали наименование фондов.
Наркомат получал уведомление, сколько и каких фондов ему выделено. В целом, это было известно уже на стадии оформления заявок, но могли быть какие-нибудь поправки и уточнения. Наркомат уведомлял главки о номенклатуре и объеме причитающихся им фондов, а главки уже сообщали предприятиям, с какого предприятия следует получить конкретный фонд.
Наркоматы не просто занимались пересылкой уведомлений, а организовывали систему договоров и платежей. В каждом наркомате был главк снабжения, или Главснаб, который закупал необходимое, и главк сбыта, или Главсбыт, который продавал производимое. Главснаб наркомата-потребителя заключает генеральный договор с Главсбытом наркомата-производителя о поставке и оплате выделенного фонда.
Дальше главки распоряжаются. Главснаб одного наркомата сообщает подведомственному предприятию, где купить, а Главсбыт другого наркомата — куда и кому продать. Предприятия, получив соответствующие уведомления, вступают в контакт, заключают договор поставки, ну и дальше выполняют его со всеми необходимыми процедурами, вроде обязательного и неизбежного кредитования в Госбанке СССР, который, прежде чем дать кредит, еще все сам проверит.
Несколько иной порядок был установлен по черному металлу. Потребители всех наркоматов за 45 дней до начала нового хозяйственного года подавали заявки на металл не в свой наркомат, а в районную контору Главметаллосбыта Наркомата черной металлургии СССР, с подробными спецификациями на прокат. Главметаллсбыт суммировал эти заявки, и Наркомчермет подавал их в Госплан. После получения фондов, Главметаллосбыт организовывал поставку либо напрямую потребителю с транзитной наценкой, либо через свою систему складов. Соответственно, все потребители металла заключали договора и рассчитывались с конторами Главметаллосбыта.

Жесткий контроль
Поэтому систему фондирования трудно как-то определенно обозначить. Это и не распределение, где нет продажи, но это и не купля-продажа, поскольку операции совершаются в соответствии с утвержденным правительством планом и по утвержденным же ценам. Тут даже нет подходящей терминологии, и вряд ли в какой-либо экономической теории предусматривалось появление подобной системы. Однако она существовала и довольно сносно функционировала.
Здесь стоит сказать, что сталинская система управления хозяйством была очень жесткой и требовательной по сравнению с нынешними временами. Директор любого предприятия контролировался по линии производства пятилетними, годовыми планами Госплана СССР, квартальными и месячными планами наркомата и главка, по линии снабжения — фондированием, тоже Госпланом и наркоматом, по линии финансирования и кредитования — Госбанком СССР. Поэтому она в основном и добивалась своих целей, в том числе и таких, которые считались невозможными и нереальными.
Информация