В мире появился второй частный космический перевозчик

В минувшее воскресенье, 21 апреля, новая американская ракета-носитель «Антарес» совершила свой первый старт с космодрома MARS в штате Вирджиния. Космодром, расположенный на острове Уоллопс, предназначен для запуска малых ракет. Запуск ракеты первоначально был назначен на пятницу, но 2 раза откладывался, хотя и прошел достаточно гладко. Через 18 минут после старта ракеты на околоземную орбиту был доставлен массогабаритный макет грузовика-контейнера «Сигнус». Таким образом, на рынке космической доставки грузов наконец-то появляется уже длительное время возвращаемая NASA внутриамериканская конкуренция.

Ракета «Антарес» предназначена для коммерческих поставок грузов на МКС. Ракета была спроектирована американскими специалистами, а вот ее двигатели российские, разработки еще советских ученых. «Антарес» является первой частной одноразовой ракетой-носителем, которая в состоянии выводить на околоземную орбиту грузы массой до 5,5 т. Во время воскресного тестового запуска ракета успешно вывела на орбиту симулятор массы, который в будущем будет заменен на грузовой модуль, который будет пристыковываться к МКС.

Ракета состоит из 2-х ступеней. На первой из них установлены 2 российских кислород-керосиновых двигателя НК-33. История данных двигателей началась более 40 лет назад и берет свое начало с советской лунной программы. Для реализации данного проекта в СССР разрабатывались легкие, но достаточно надежные двигатели, которые были бы в состоянии поднять в космос сверхтяжелую ракету Н-1, которая создавалась для доставки советских космонавтов на Луну. В итоге под руководством гениального советского конструктора Николая Кузнецова был разработан уникальный двигатель, однако проект ракеты Н-1 был закрыт, а для других ракет того периода двигатели НК-33 были слишком мощными, в итоге десятки готовых двигателей вместо Луны отправились на склад.
В мире появился второй частный космический перевозчик
Старт ракеты «Антарес»


В то же время характеристики двигателя НК-33 оказались настолько хороши, что их не смогли превзойти до сих пор. По словам Александра Ивано начальника отдела ракетных двигателей ОАО «Кузнецов», НК-33 это очень экономичный двигатель замкнутой схемы. При этом советским инженерам из Самары удалось придать ему еще одно очень хорошее свойство – он очень легкий. В настоящее время НК-33 – это самый легкий двигатель в своем классе тягой 150-200 тонн. Создателям ракет очень выгодно использовать именно эти двигатели, так как они дают прирост полезной нагрузки, выводимой в космос. При этом по уровню экономичности двигатель все еще соответствует сегодняшнему уровню развития космической техники.

Вторая ступень ракеты-носителя «Антареса» имеет уже чисто американское происхождение – она выпускается компанией ATK на основе твердотопливных двигателей Castor, которые представляют собой модификацию военных ракет проекта MX (Peacekeeper). Сборку ракет и контроль за всей системой осуществляет компания Orbital Sciences, которая также занимается работами по созданию грузового корабля «Сингус». Общая высота новой ракеты достигает 40 метров, а масса «Антареса» на старте едва не дотягивает до 300 тонн.

Разрабатываемый грузовой корабль «Сигнус» состоит из управляющего модуля и герметичного контейнера для грузов, корабль оснащен солнечными батареями. Аппарат получил свое название в честь созвездия Лебедя и отличается от своего прямого конкурента – транспортника Dragon – тем, что он не может возвращать грузы с МКС на Землю. В этом плане его конструкция заметно проще, «Сигнус» – это одноразовый аппарат, который будет доставлять грузы в один конец, как это сегодня делают российские, японские и европейские транспортники.
В мире появился второй частный космический перевозчик
Грузовой корабль «Сигнус»

Космический грузовой корабль «Сигнус» планируется выпускать в двух вариантах – расширенном и обычном. При этом в обоих он будет меньше уже созданного грузовика Dragon. Грузовой корабль Dragon позволяет доставить на борт международной космической станции до 3-х тонн грузов в герметичном контейнере и еще столько же в негерметичном, в то время как масса всего груза «Сигнуса» не будет превышать 2 тонн (в расширенной версии 2,7 тонн). При этом разработанный Orbital Sciences грузовой корабль обладает вдвое большим герметичным объемом, что дает аппарату некоторое пусть и специфическое преимущество.

В первом полете новой ракеты роль «Сигнуса» сыграл алюминиевый макет весом в 3,8 тонны, который был оснащен многочисленными датчиками и приборами, собирающими информацию о параметрах полета, в числе которых 12 цифровых термометров, 22 акселерометра и 2 микрофона. Макет, который не имеет собственных солнечных батарей и двигателей, был выведен на орбиту с апогеем 303 км. и перигеем 250 км., наклонением 51,6 градуса.

Вместе с макетом ракета вывела на орбиту 4 спутника стандарта CubeSat. 3 из них были созданы в НАСА и были названы «Александр», «Белл» и «Грэм» – в честь изобретателя телефона Александра Грэма Белла. На данных спутниках роль бортового компьютера играют смартфоны, под управлением ОС Android. Четвертый спутник – Dove 1 – был разработан компанией Cosmogia, он будет заниматься съемкой земной поверхности.
В мире появился второй частный космический перевозчик

Еще в 2008 году компания Orbital Sciences, а также компания SpaceX получила от НАСА контракты на доставку грузов на МКС, при этом на долю Orbital Sciences пришлось 8 рейсов. Ее конкурент, компания SpaceX, 1 марта 2013 года запустила 2-й плановый грузовой рейс к МКС. Если все пойдет согласно планам компании Orbital Sciences, то следующий «Антарес» будет отправлен на орбиту уже в июне-июле 2013 года. В следующий полет он возьмет с собой уже не макет, а сам грузовой корабль. По заверению компании производителя, груз, масса и состав которого пока что неизвестны, уже загружен в грузовой корабль «Сигнус» и готов к полету.

После выполнения 2-го тестового запуска ракеты-носителя «Антарес», она должна будет выполнить еще 8 «официальных» полетов к МКС с полезным грузом на борту. Запуски планируется осуществлять приблизительно 2 раза в год, поэтому, по всей видимости, они продлятся до 2017-2018 годов. С другой стороны ничто не сможет помешать NASA продлить данный контракт в том случае, если сервис космической доставки будет признан удачным.

В любом случае ряд экспертов полагают, что Orbital Sciences немного опоздала с запуском ракеты «Антарес». Ее конкурент SpaceX начала запуски грузового корабля Dragon практически на год раньше и уже успела выполнить 2 успешных полета к международной космической станции. Помимо этого SpaceX ведет работы над созданием модуля для пилотируемых полетов. При этом особого беспокойства в Orbital Sciences по поводу успехов конкурента, похоже, не испытывают. Ранее представители NASA много раз заявляли о том, что им очень не нравится монополия в космической отрасли, поэтому они готовы целенаправленно поддерживать конкуренцию среди компаний ориентированных на выпуск космической техники. В этом плане у проекта Orbital Sciences есть надежда на счастливое будущее.

Источники информации:
-http://www.lenta.ru/articles/2013/04/22/antares
-http://rus.ruvr.ru/2013_04_22/Pervij-polet-raketi-Antaresa
-http://ria.ru/science/20130422/933817526.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. Sirocco 24 апреля 2013 09:28
    Рано пока радоваться. Уважение и признание, надо заслужить. Хотя все неудачные пуски "Зенита" можно объяснить, тем что эти аварии создавались умышленно, для проталкивания, на рынок Спайсекса, и Антареса. Теперь картина вырисовывается ясно, вот для чего посещают США инженеры конструкторы с КБО Южное.
    1. mga04 24 апреля 2013 11:48
      Инженеры и конструкторы КБ Южное и Южмаша (плюс "Хартрон", "Киевприбор" и еще несколько предприятий) построили первую ступень "Антареса". Они же обеспечивали запуск в своей зоне ответственности. Потому и посещают США. Советские (не российские) двигателя НК-33 конечно шикарные, только их еще к чему то прицепить надо. А ляпать языком по поводу саботажа много ума не надо.
      mga04
      1. Sirocco 24 апреля 2013 17:00
        Цитата: mga04
        А ляпать языком по поводу саботажа много ума не надо.

        Не наводите тень на плетень, и не вводите людей в заблуждение, уважаемый, я написал об аварии начала 2000 годов. В чем я уверен, и знаю со слов людей причастных к тому запуску. В следствии чего делаю вывод что и авария февраля этого года имеет те же корни. hi
        1. mga04 24 апреля 2013 17:26
          "А ляпать языком по поводу саботажа много ума не надо".
          Это больше относилось к комментам ниже.
          Для того, что бы дискредитировать носитель одной аварии мало, нужна серия. Ибо аварии были в истории абсолютно всех носителей с большой историей пусков и размеры страховых взносов при страховании полезной нагрузки красноречиво подтверждают риски.
          Вспомните сколько было неудачных пусков российских носителей в последние годы (слава Богу все они были беспилотными) и тоже хватало информации от "причастных" и "осведомленных" людей о возможных диверсиях. Есть выводы следственных комиссий - давайте на них опираться. А слухи к делу не подошьешь.
          mga04
  2. Canep 24 апреля 2013 09:29
    Время не стоит на месте 50 лет назад полет в космос считался подвигом, сейчас это бизнес, хоть и не такой прибыльный как добыча нефти. Надеюсь и у нас скоро появятся частные космические извозчики.
    1. mga04 24 апреля 2013 21:47
      Один крупный киевский бизнесмен как то сказал: "Пока под Киевом есть хоть сотка ничейной земли ни про какие высокие технологии я слышать не желаю". А в России кроме земли еще нефть с газом есть. Так, что не будет в ближайшее время частных космических перевозчиков ни у вас, ни у нас. Тот же "МАКС", о котором в новостях на этом сайте вспомнили, мог летать еще десять лет назад, и вложить для этого, на то время, надо было меньше миллиарда $. Сравните эту сумму с доходами того же Абрамовича. Но они предпочитают потратиться кто на "Челси", кто на "Шахтер".
      mga04
  3. Ghen75 24 апреля 2013 09:44
    Цитата: Sirocco
    Рано пока радоваться. Уважение и признание, надо заслужить. Хотя все неудачные пуски "Зенита" можно объяснить, тем что эти аварии создавались умышленно, для проталкивания, на рынок Спайсекса, и Антареса.

    Вот-вот, кровь жуликов и грабителей даёт о себе знать.
    1. Sirocco 24 апреля 2013 11:26
      Только вот эти жулики находятся в КБ Южное.
      1. Ghen75 24 апреля 2013 16:15
        Цитата: Sirocco
        Только вот эти жулики находятся в КБ Южное.

        Вот только я говорю про жульё из УСы, которые наворовав ещё советские наработки, выдают их за свои достижения - и вот здесь:
        Цитата: Sirocco
        Уважение и признание, надо заслужить
        , а не украсть,
        я с Вами полностью согласен hi
        1. Sirocco 24 апреля 2013 16:32
          Пардон, Генадий hi
  4. Wolland 24 апреля 2013 10:02
    В СССР были бы, саботаж, "открутить болтик". Сейчас у нас мало таких людей......
    Wolland
    1. Sirocco 24 апреля 2013 11:31
      Цитата: Wolland
      В СССР были бы, саботаж, "открутить болтик".

      В СССР при работе на одном из ракетных заводов, прослушивая ракету на стенде, нашли номерную отвертку, принадлежащую эл. слесарю Пупкину, втихаря вернули ему этот инструмент, вследствии этого преданнее товрища не было. laughing Если бы провели этот факт по документам, был бы разбор полетов, лишение всех премий, и прочие загибательные процедуры, для этого слесаря, мастера, и нач. цеха.
  5. пенсионер 24 апреля 2013 10:35
    А нашим из списка форбс вложится в эту тему конечно слабо. А вообще то молодцы капиталисты - смотрят вперед. За частной космонавтикой будущее. Еще бы на орбите прибраться, а то через 20лет надобность в носителях вообще отпадет по причине полной загаженности орбитального пространства.
  6. ed65b 24 апреля 2013 12:07
    Ничего нового и прорывного я не увидел, все старо как яйца динозавра. Подконтрольные конторы с тем же составом технарей перемалывают бюджет НАСА. Типа конкуренция. Это у нас, запуск каждого типа ракет разделить по конторам обозвать их по разному и вот тоже конкуренция и частный бизнес.
    ed65b
    1. почтальон 24 апреля 2013 13:03
      Цитата: ed65b
      Ничего нового и прорывного я не увидел,

      Вы самого главного не поняли: ЧАСТНАЯ КОМПАНИЯ осуществляет вывод ПН в космос.
      Частная компания(!) .Пуски с рентабельностью происходят
      http://www.orbital.com/About/
      http://www.nasa.gov/exploration/commercial/cargo/orbitalsciences-index.html

      Orbital Sciences (ORB) 17.30 0,65 (3,90%) вверх
      Монополия на космос (о чём НАСА заботилась 60 лет) закончилась.
      Далее : частники,конкуренция, будет как с авто.

      а было:
      "Невезучая" ракета Taurus XL утопила уже второй спутник НАСА/19:48_____04.03.2011

      А "чего нового" (в техническом плане) , так это ПН на НОО и ССО
      (в сравнении)
      почтальон
      1. Папакико 24 апреля 2013 16:09
        Цитата: почтальон
        Вы самого главного не поняли: ЧАСТНАЯ КОМПАНИЯ осуществляет вывод ПН в космос.Частная компания(!) .Пуски с рентабельностью происходят

        А Сейчас вы думаете Союзы, Протоны и тд в убыток летают?
        А о Часных компаниях: Это трусы на вас одеты ваши часные.
        А космос, это вам не Часные Охранные Структуры в Ираке и Афганистане.
        1. почтальон 24 апреля 2013 17:53
          Цитата: Папакико
          А Сейчас вы думаете Союзы, Протоны и тд в убыток летают?

          Вы глупость то не пишите. Я ГОВОРЮ ПРО ЧАСТНЫЕ.
          ЕСЛИ ВОЗЬМЁТЕ КАЛЬКУЛЯТОР В РУКИ,полазите по ГОСКОМСТАТУ СССР,сложите сколько было потрачено на Союзы ,протоны и т.д.9да чего складывать и так ясно- голодные бунты в Челябинске) и...
          И сколько ПОЛУЧИЛИ за коммерческие запуски. ОДНОЗНАЧНО В УБЫТОК! и долго ещё будут.
          Прим. Союзы и иже с ними- не частные РН.
          Цитата: Папакико
          А о Часных компаниях: Это трусы на вас одеты ваши часные.

          Вы очередной раз сняли штьаны и пёрнули в лужу.
          а) Причём здесь мои трусы?
          б) Orbital Sciences была основана в 1982 году Дэвидом Томпсоном, Брюсом Фергюсоном и Скоттом Уэбстером(частные лица)
          Этапы пути: http://www.orbital.com/About/Milestones/
          Annual: http://www.wikinvest.com/stock/Orbital_Sciences_(ORB)/Data/Income_Statement
          Цитата: Папакико
          А космос, это вам не Часные Охранные Структуры в Ираке и Афганистане.

          Вы что глупы по жизни? А лес? А моря/окияны?
          Бекяшев К.А. . Международное публичное право.- М., 640с, 2003
          параграф 5,там подробнее)
          Верещетин B. C. Правовые проблемы полета человека в космос. М., 1986.
          Курс международного права. Отрасли международного права. Т. 5. М., 1992.
          Международное космическое право. М., 1985.
          Новое в космическом праве (на пути к международному частному космическому праву). М., 1990.
          Словарь международного космического права. М., 1992.

          ???
          Ляпнуть ,что бы ляпнуть! По этому принципу?
          почтальон
          1. Папакико 24 апреля 2013 21:13
            Цитата: почтальон
            Ляпнуть ,что бы ляпнуть! По этому принципу?

            Хамло не первый раз встречаею, поэтому не удивляюсь.
            Ваши "детские глупости" оставте при себе и не излевайте в окружающий мир, выдавая за истину последней инстанции. hi
            1. почтальон 25 апреля 2013 01:21
              Цитата: Папакико

              Хамло не первый раз встречаею, поэтому не удивляюсь.
              Я рад что вы так самокритичны( Увидели бревно в своём глазу)-ПОБОЛЬШЕ ЧИТНИТЕ(если умеете) СВОИ КОМЕНТЫ
              Цитата: Папакико
              Ваши "детские глупости" оставте при себе

              "Детским" глупостям уже далеко за 40.
              А увас похоже комплекс? (До сих пор писаете по ночам в кровать?)
              И я так понял трусов своих(частных) у вас нет? всё во временное пользование у кого то берёте? НЕ ГИГИЕНИЧНО.
              Цитата: Папакико
              выдавая за истину последней инстанции.

              ... Ваши комменты вообще верх кретинизма.
              У меня вопрос: вы в жизни то хоть ЧТО ТО путнее сделали?
              почтальон
  7. Лес 24 апреля 2013 13:03
    "История данных двигателей началась более 40 лет назад" -это то самое "тяжелое" советское прошлое на которое все жалуется мендель.
  8. синоби 24 апреля 2013 14:59
    А мне одному кажется что данный девайс здорово напоминает нашу балистическую ракету?"Сатана" по классификации НАТО.
  9. atalef 24 апреля 2013 18:34
    Американцы абсолютно правильно делают. Закрыли ( выработавший все возможности модернизации Шатлы ), перекинули заброску грузов частникам. Обитаемые полёты на Россию. Теперь у НАСА развязаны руки и нет гири в лице транспортников , шаттлов и т.д. Теперь все силы брошены на разработку нового поколения носителей , двигателей. спутников . полёту к Марсу и обитаемой станции на Луне.
    Уверен не пройдёт 3-4 года и результат повергнет всех в шок.
    1. почтальон 24 апреля 2013 18:47
      Цитата: atalef
      Американцы абсолютно правильно делают. Закрыли ( выработавший все возможности модернизации Шатлы ), перекинули заброску грузов частникам

      Нет немного не так: дискуссия о допуске частников в космос длится у них лет 60-70.
      И МНОГИЕ в НАСА и администрациЯХ президента были против( могу прислать как документалистику,так и художественную литературу).
      Перелом произошёл. Частные компании осваивают космос.
      Конкуренция и капитал -двигатель прогресса( войну не беора)
      Я так предполагаю: капитал обгонит государство в итоге(как придёт серьёзный капитал)
      Цитата: atalef
      Теперь у НАСА развязаны руки и нет гири в лице транспортников , шаттлов и т.д.

      У них не было гири. гирей был бюджет +ОТСУТСТВИЕ НОСИТЕЛЯ( история с Шаттлами)
      Первое: В феврале 2001 года после утверждения бюджета РФ Ю. Коптев заявил, что на космос выделено всего 1.4 млрд. рублей, это примерно 50 млн.$. Если на строительство МКС нужно тратить по 830 млн.$ в год, откуда деньги?!

      Второе: 15 декабря 2000г, на заседании Госдумы РФ по ратификации соглашения по строительству МКС, Ю.Коптев заявил, что стоимость проекта МКС составляет 100 млрд.$. Россия, вкладывая всего 6.7 млрд.$, получает 33% ресурса. .

      Третье: Откуда цифра 100 млрд.$? Еще в 1995 году Конгресс США утвердил проект МКС (тогда еще МКС «Альфа») с выделением на строительство станции 13.1 млрд.$, примерно до 2.1 млрд.$ в год, рассчитывая на 7 лет. ЕКА 1.98 млрд.$, Канада и Япония еще меньше. Итого, на зарубежные страны в сумме приходится примерно 16 млрд.$.

      Четвертое: США строит 8 из 16 модулей станции, заказывая ГКНПЦ им. Хруничева основную часть конструкции большинства модулей по 200 млн.$ за штуку. Конечно, не все их модули строятся в России, но для простоты, помножив на 8 получаем 1,6 млрд.$. Кроме того, насколько мне известно, в сумму 200 млн.$ за модуль входит и стоимость его выведения на орбиту (это примерно по 80 млн.$) и, даже если это не так, пусть еще по 80 млн.$ на каждый модуль. Итого, затраты США на основную часть конструкции 2,24 млрд.$. Наверное, оставшиеся 10.86 млрд.$ уйдут на дополнительное оборудование, научную аппаратуру, летно-конструкторские испытания, обслуживание в процессе строительства и т.д. Похоже на правду, но тогда, что такое 100 млрд.$?
      почтальон
  10. uzer 13 24 апреля 2013 18:59
    Если бы в свое время не помогали африканским людоедам строить коммунизм ,то и сами могли бы побывать и на Луне ,и на Марсе .Где теперь брать деньги на развитие таких технологий? Сейчас все принадлежит небольшой кучке олигархов ,а все заработанные российскими трудящимися деньги находятся в банках иностранных государств(а точнее -в банках наших врагов)
  11. zevaka84 25 апреля 2013 00:12
    Хорошие движки!
    zevaka84
  12. ed65b 25 апреля 2013 08:33
    Давйте раздербаним роскосмос, оставим офис а предприятия передадим частникам все типы ракет переименуем перекрасим в другой цвет обзавем балалайка, волга-дон и.т.д. получим залепуху "Частного пуска-космоса".
    Рентабельность покажем. Что нового????? Движки российские 20 века. Нового нет.Своя вторая ступень наверняка тоже тех годов. Кричать что все эра госмонополии на космос кончилась впереди эра поцветания частников полный бред. Монументальные исследования и колоссальные затраты как физических и материальных средств на освоение космоса, полностью возможно только при участии государства. никакой частник не вывезет. Пара аварий и кирдык всем конторам.
    ed65b

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня